Мф.24:25–26 . Вот, Я наперед сказал вам. Итак, если скажут вам: «вот, Он в пустыне», – не выходите; «вот, Он в потаенных комнатах», – не верьте; «Я наперед сказал»: уверение, что предсказанное непременно сбудется (ср. Ин.14:29 ), и предостережение быть бдительными и осторожными (ср. Мк.13:23 ). – «В пустыне, – в потаенных комнатах»: «не выходите, говорит, в пустыню; не входите во внутренние комнаты. Не сказал: отойдите и не веруйте, но – не входите и не исходите, ибо великий будет тогда соблазн по причине обольстительных знамений» (Злат.). И около того времени первого пришествия Христова иудеи ожидали, что Мессия явится совершенно неожиданно, может быть, выйдет внезапно из пустыни, почему лжепророки и уводили народ в пустыню (ср. прим. к ст. Мф.24:5 ), или, может быть, скрывается в потаенном месте и неожиданно выйдет оттуда (у Barnes). Мф.24:27–28 . ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого; ибо, где будет труп, там соберутся орлы. «Как молния исходит» и пр.: «А как блистает молния? Она не требует вестника, не требует проповедника, но в малейшее мгновение является во всей вселенной (на всем горизонте) – и тем, кои сидят в домах, и тем, кои находятся во внутренних отделениях дома. Таково будет и пришествие Христово, которое вдруг явится везде по причине сияния славы» (Злат., ср. Феофил.). Таинственное пришествие Господа на суд с Иерусалимом при его разрушении было прообразом второго будущего Его пришествия на суд мира. «Во второе пришествие будет не так, как в первое, когда Господь переходил с места на место; тогда Он явится во мгновение ока» (Феофил.). – «Где будет труп» и пр. Относящие это изречение ко второму пришествию Господа в связи с предшествующим объясняют его так: «как молния является внезапно и всем бывает видима, так и пришествие Христово (второе) будет видимо для всех живущих в мире. И как на мертвый труп скоро собираются хищные орлы, так и туда, где явится Христос, придут все святые, парящие на высоте добродетелей, и вознесутся на облака, подобно орлам. Христос иносказательно именуется трупом, потому что Он умер за нас (Феофил., ср. 3лат., Иерон., Евф. Зиг.). Или так: труп есть образ духовно мертвых (ср. Мф.8:22 , Лк.16:24 ), которые подлежат суду Мессии и наказанию; и выражение – «соберутся орлы» означает то же, что сказано Мф.13:41 , именно: что Ангелы, которые имеют быть посланы Мессией, «соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие, и ввергнут их в печь огненную». Относящие это изречение ко времени разрушения Иерусалима под трупом разумеют Иерусалим и иудеев, а под орлами римлян, осадивших и взявших город, и смысл дают такой: Господь придет для суда над преступным народом, и, по Его мановению таинственному, римские войска со своими победоносными знаменами ринутся как хищные орлы на мертвый труп и растерзают его.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Выражая эту мысль, Иисус Христос поэтому говорит: «О дне же том, или часе никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец» ( Мк.13:32 ), разумея здесь, как и во многих других случаях, под словом «Отец» абсолютную волю Божества, пребывающую в Себе Самой, следовательно, пребывающую через Отца и в Отце и в Сыне Божием и в Духе Святом в самооткровении и не предназначенной быть в откровении. Слова эти Спасителя мира арианам и арианствующим (Вегшейдер instit dogmat par. 119) дают повод указывать на то, что по признанию, дескать, Самого Иисуса Христа Ему не все известно в вечности – так, день и час Своего второго пришествия на землю Он, дескать, не знает. Но слова Иисуса Христа: «о дне же том, или часе», сопоставленные с Его же словами «о временах или сроках, положенных во власти Отца», находят в них свое прямое объяснение и означают, что воля Божества «о временах или сроках» пребывает и пребудет не откровенною как на небе – в мире Ангельском, так и на земле – в мире человеческом, и что Сам Он, Сын Божий, пришедший на землю явить «Отца» ( Ин.14:9 ), не имеет заповеди от Отца сделать ведомой людям тайну времен и сроков, открыть людям и день, и час второго Своего пришествия на землю. Божественная воля об этом в Нем Самом, Сыне Божием, ведома только в абсолютизме Его Божественной природы, единосущей с Отцом Небесным, но всеведение Его Божественной природы не предназначены быть ведомым в сынах человеческих даже и через Него – Сына Божия и Сына Человеческого. Следовательно, слова Иисуса Христа по данному вопросу можно передать в следующем виде: «о дне кончины мира, или часе никто не знает, кроме Самого Бога: не знают ни Ангелы на небе через Откровение Божие, ни людям не будет дано знать это через Откровение Его, Сына Божия. Отец Небесный положил времена или сроки блюсти до скончания мира, и не только мира, но и для целой вечности в Своей воле, так что тайна времен или сроков пребудет навсегда и вечно не откровенной до моментов, свершающихся воочию предвечных предопределений Бога».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

Проекты «Правмира» Мы ответили на 15922 вопросов Опубликованы ответы на 2464 вопросов Если наука откроет технологию вечной молодости и вечной жизни, то любой богач сможет совершить сколько угодно мерзких грехов, а потом купить себе вечную (земную) жизнь? Как он вообще будет наказан Богом за грехи? Здравствуйте. Вера в загробный суд является одним из базовых элементов любой религии. Но мы живем в эпоху бурного научно-технического прогресса, и я читал в газете о том, что японские ученые после многолетних исследований стоят на пороге открытия технологий вечной молодости и вечной жизни. Хотя доступны они будут только очень богатым людям. Давайте для удобства сразу условимся, что в научном смысле это чистая правда. Я хочу обсудить это именно с моральной и религиозной точек зрения. Науке поверим на слово и оставим ее в покое. То есть получается так, что любой богач может совершить сколько угодно мерзких грехов, а потом купить себе вечную (земную) жизнь? Как он вообще будет наказан Богом за грехи, если могучий союз больших денег и ультрасовременных технологий сделает его неуязвимым для любых проблем? Что скажет Церковь, глядя на него? Отвечает протоиерей Александр Ильяшенко: Здравствуйте, Николай! Такое предположение скорее из области фантастики, но давайте его примем. Однако ведь по сути мы все – бессмертны. Но наш мир – конечен, мы ожидаем второго пришествия Христа и новой – вечной – жизни. И вот как писал об этом апостол Павел: «Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие. Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою». (1 Кор. 15,51-54). Так что главное – не бессмертие, оно у нас есть, а то, какова будет наша вечная жизнь: со Христом или без Него? А это напрямую зависит не от того, сколько мы живем, но от того, как мы живем сейчас: с Богом, стараясь соблюдать Его заповеди, молясь, участвуя в церковных Таинствах, или без Него, живя по указке действующих в нас страстей? Пусть богачи, заплатившие за технологию бессмертия, имеют шанс дожить до Второго Пришествия и Страшного Суда – но это никак не отменит ни воскресения умерших, ни изменения живущих, ни самого Суда.

http://pravmir.ru/vopros-otvet/esli-nauk...

В Священном Писании этот момент четко связан с возобладанием и торжеством зла, греха и диавола во всех сферах человеческой жизни. Именно это сделает бессмысленным дальнейшее существование нынешнего мира. «Настанет некогда время, – учит прп. Антоний Великий , – и человеки вознедугуют. Увидев неподверженного общей болезни, восстанут на него, говоря: ты по преимуществу находишься в недуге, потому что не подобен нам» 792 . В церковной традиции существует и другое мнение, не противоречащее вышесказанному, что конец этого мира и Второе пришествие Христа наступит, когда количество праведников в ином мире достигнет определённого числа: И сказано им, чтобы они успокоились ещё на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число ( Откр. 6:11 ). Иногда высказывается предположение, что это число соответствует количеству отпавших от Бога ангелов. Возможно, что это и так. Подобная мысль не противоречит церковному вероучению, но не имеет достаточных богословских оснований в Священном Предании и может рассматриваться только как частное богословское мнение. 3. Признаки Второго пришествия Христа Рассмотрим важнейшие признаки духовной деградации человечества, которая завершится Вторым пришествием Спасителя. Священное Писание содержит несколько мест, где довольно подробно описываются последние события в жизни нынешнего мира. В Ветхом Завете говорится об этом у пророков Исаии, Иеремии, Иезекииля, Даниила. В Новом Завете самые важные места – Мф., гл. 24–25; Лк., гл. 21; Мк., гл. 13; 1Фес., гл. 5; 2Фес., гл. 2; Откровение (Апокалипсис) апостола Иоанна Богослова. Многие будущие события описаны образным языком через символы (особенно в Апокалипсисе), так что в прочтении и понимании этих текстов могут быть расхождения даже в рамках церковной традиции. Однако эти описания в целом по смыслу достаточно сходны, поэтому их можно обобщить и выделить главные признаки Второго пришествия Христа. 1. Отвержение или искажение христианства. Имеется в виду торжество секуляризма, агностицизма, атеизма и отступление от христианства народов, ранее принявших веру в Иисуса Христа. Нечестие последних времен апостол Павел называет отступлением – апостасией (ποστασα): Да не обольстит вас никто никак: [ибо день тот не придет,] доколе не придет прежде отступление ( 2Фес. 2:3 ). Христианство будет либо отвергаться, либо приниматься только в искажённом виде, в котором будет оправдана греховность человека или вообще уничтожено понятие греха. Такое лжехристианство позволит человеку удовлетворять любые греховные страсти и при этом считать себя хорошим и даже праведным: Будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху ( 2Тим. 4:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Leonov/v...

«Последние слова воскресшего Иисуса Христа, сказанные Его ученикам на земле, – возвещение Его присутствия в Церкви «во все дни до скончания века» ( Мф. 28. 20 ). Этот век закончится. Новый век присутствует в этом веке. Последние строки Нового Завета провозглашают: «Ей, гряду скоро! Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе!» ( Откр 22. 20 ). Эсхатология пронизывает весь Новый Завет . Более того, можно с уверенностью говорить, что именно надежда на Конец составляет самое душу всех писаний Нового Завета. Когда апостол Павел говорит о христианской «надежде на Господа нашего Иисуса Христа» (1 Фесс 1. 3), он говорит об ожидании Конца, Второго Христова Пришествия. Когда он пишет о стенаниях всей твари, в надежде, что она, тварь, «освобождена будет от рабства тления в свободу славы детей Божиих» ( Рим 8. 20–21 ), он пишет о томительном ожидании Конца. Наконец, когда Иисус Христос дает заповедь молиться, то эта молитва «Отче наш» – молитва о Конце: «Да придет Царствие Твое» ( Мф. 6. 10 ). Разумеется, Конец, о котором речь, не есть telos бессмысленного процесса, бессодержательный обрыв ряда мировых событий. Конец, о котором радостно возвещает Евангелие, есть eschatoh, разумная конечная цель мировой истории» ( Ианнуарий (Ивлиев) , архим. Эсхатология в Новом Завете. Темы и проблемы б) надежда ап. Павла дожить до Дня Господня. Неоднократное упоминание в посланиях Дня Господня. Введение термина παρουσα (парусия). Это слово (см. 1Фес 2. 19, 13, 4. 15, 5. 23 ), изначально могущее означать и «присутствие», и «пришествие», после 1 и 2 Фес стало восприниматься как термин, обозначающий Второе Христово Пришествие 2 Признаки Второго Пришествия (Домашнее задание 5) Опровергая мнение лжеучителей, вводивших фессалоникийцев в заблуждение утверждениями об уже наступившем Дне Господнем, апостол указывает конкретные признаки приближения Парусии а) всеобщее отступление (греч. ποστασα) человечества от истин Христовой веры. Это отступление уже началось. «Тайна беззакония уже в действии» ( 2Фес 2. 7 ). Отступники – «сыны тьмы» ( 1Фес 5. 5 ) – живут во грехах, не помышляя о вечности ( 1Фес 5.7 «Ибо спящие спят ночью, и упивающиеся упиваются ночью»).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/apostol...

1Пет.4:5 .  Они дадут ответ Имеющему вскоре судить живых и мертвых. 1Пет.4:6 .  Ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом. Данное Апостолом выше ( 1Пет.3:18–22 ) изображение лица и дела Иисуса Христа здесь, в ст. 5, восполняется новою чертою – усвоением Христу последнего суда над живыми и мертвыми (ср. Мф 25:41 ; Ис 5:22, 25 ; 1Кор 15:24 ). При этом, желая показать всеобщность этого суда, распространение его на всех людей без изъятия, Апостол в ст. 6 снова, как и в 1Пет.3:19–20 , вспоминает о проповеди Иисуса Христа в аде, причем слышавшие проповедь Господа обитатели ада опять берутся лишь как пример воздействия Евангелия на людей, основная же мысль та, что всему человечеству от первого пришествия до второго будет благовествовано Евангелие. Ближайшая мысль ст. 6 такая: когда Господь посетил находящихся в аду, то одни, которые в мире сем жили по плоти, осуждены, а другие, которые жили духовно, или воскресли вместе с Господом, ибо многие тела усопших святых восстали ( Мф 27:52 ), или оживились доброю надеждою (блаж. Феофил.). 1Пет.4:7 .  Впрочем близок всему конец. Итак будьте благоразумны и бодрствуйте в молитвах. 1Пет.4:8 .  Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов. 1Пет.4:9 .  Будьте страннолюбивы друг ко другу без ропота. Апостол говорит теперь ст. 7 о близости кончины мира, имеющей последовать непосредственно после второго пришествия Господа на суд ( 1Пет.4.5 ). Близость кончины мира Апостол Петр, конечно, понимает не иначе, чем Ап. Иаков ( Uak V:8 ) и другие первохристиане. Этою мыслию о близости кончины мира Апостол пользуется с целью предложить читателям ряд нравственных наставлений: а) о благоразумной трезвости духа и тела и духовной бдительности в молитвах (ст. 7. см. Лк 21:34, 36 ); б) о наивысшей добродетели – усердной любви друг к другу (ст. 8. Ср. Ин 13:35 ; Рим 13:10 ; 1Кор.13:1 и сл.), «потому что любовь покрывает множество грехов» (ср. Притч 10:12, 17:9 ; Иак 5:20 ), т. е. прикрывает или прощает грехи ближних или – вместе – привлекает на любящего особенную милость Божию, прощающую его собственные грехи. «Петр называет любовь могущею покрывать грехи; это потому, что милость к ближнему делает милостивым к нам Бога» (блаж. Феофил.); в) наконец, о страннолюбии, как заповеданной Самим Господом ( Мф 25:35 ) и часто напоминаемой Апостолами ( Рим 12:13 ; Евр 13:2 и сл.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ведь это сказано очень ясно и весьма вразумительно! «И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения Господина своего с брака, дабы когда придет и постучит, тотчас отворить Ему. Блаженны рабы те, которых Господь пришед найдет бодрствующими» …  ( Лк.12,36–37 ) . А что будет с теми, которые, как некоторые, современные умники, не желают думать и говорить о близости Второго Пришествия Христова и относят его к какому-то очень далекому туманно-неопределенному будущему? И о тех сказано – и сказано очень сильно и решительно: «Если же раб тот скажет в сердце своем: не скоро придет Господин мой … то придет Господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его и подвергнет его одной участи с неверными» ( Лк.12,45–46 ) . Так как же, после этого, можно не думать и не говорить о Втором Пришествии Христовом, особенно в наше страшное время, когда буквально с каждым днем так безмерно умножаются признаки близости его, указанные Самим Христом Спасителем и святыми отцами Церкви первых веков христианства? А Солунян святой Апостол порицал совсем не за ожидание Второго Пришествия Христова (как он мог их за это порицать, когда это Сам Господь повелел?), а за то, что они недолжным образом вели себя: начали «колебаться умом и смущаться», оставили всякое попечение о житейском, бросили все свои дела и предались праздной мечтательной жизни, то есть как раз впали в ту «апокалиптическую панику», которой не может быть места у истинных христиан. Если бы надо было всячески гнать от себя мысль о Втором Пришествии Христовом, как рекомендуют современные умники-лжеучители, то не сказал бы Христос так ясно и решительно: Итак, бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидетъ  ( Мф.24,42 ) . Будьте же и вы готовы, ибо, в который час не думаете, придет Сын Человеческий  ( Лк.12,40 ) . Пользуясь образным выражением, которое употребил Сам Господь  ( Лк.12,39 ) , святой Апостол Петр говорит, что День Господень придет, как тать ночью , то есть неожиданно, а потому мы всегда должны  готовить  себя к этому дню святою жизнью и благочестием, ожидать и желать пришествия дня Божия, в который воспламененные небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают и это, конечно, потому, что тогда явится Новое Небо и Новая Земля, на которых будет обитать правда  ( 2Петр.3,10–13 ) .

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Но как же всё-таки конкретно должен вести себя человек в то время, которое в принципе приближается к концу? На этот вопрос наше Евангелие сознательно даёт лишь самый общий ответ. Со времени смерти и воскресения Иисуса для христианства остаётся справедливым следующее сравнение: «Подобно как бы кто, отходя в путь и оставляя дом свой, дал слугам своим власть и каждому своё дело ...» ( Мк.13:34 ). Каждый имеет своё дело, и о нём соответственно знает только каждый отдельный человек! Иначе говоря, мы похожи на слуг, которые знают, что их господин придет, но не знают – когда. Мы живем под знаком вечности, но это не значит, что надо жить и ждать в страхе и в нервном расстройстве: мы просто должны изо дня в день выполнять свою работу, приближая ее завершение, то есть жить так, чтобы не имело никакого значения – когда Господин придет. Это возлагает на нас важную задачу: жить каждый день так, чтобы Он мог всегда посмотреть на нашу жизнь, и чтобы быть в любой момент готовыми встретиться с Ним лично. Тогда вся наша жизнь станет подготовкой к встрече с Господом. Итак, каждый должен делать своё дело . Что же относится ко всем вместе, так это трижды повторённый призыв к бодрствованию ( Мк.13:33, 35, 37 ). Именно бодрствование, бдительность отражает то неустранимое напряжение между ощущением принципиальной близости конца и продолжением мировой истории. Это бодрствование состоит для Марка, конечно, не в осторожном и подозрительном недоверии к миру, а в молитве. «Бодрствуйте и молитесь», – говорит Господь несколько далее ( Мк.14,38 ). Молитва – живой контакт с Богом, снимающий напряжение и страх. Важнейший вывод из прочитанного предлагает нам утверждение Иисуса Христа, что Он не знает день и час Своего Второго пришествия. В некоторых вопросах даже Он беспрекословно полагался на волю Божию. Не может быть более серьезного предупреждения тем, кто высчитывает точные даты конца света и разрабатывает планы на случай Второго Христова пришествия. И потому – богохульство с нашей стороны – задаваться вопросами и исследовать там, где даже Господь не претендовал на это.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

также 1Фес. 1:6; 2:14 – 16 ; 2Фес. 1:4 – 7 ). Путь каждого христианина подобен пути Христову – это и скорби (крест), и будущая слава 2. Радость Возможность радости в земной жизни обусловлена опытом причастности Царствию Божию в Церкви. Именно христиане, постоянно испытывающие гонения, имеют подлинный источник радости в Боге; радости, не смущаемой никакими скорбями ( 1Фес. 5:16 : " Всегда радуйтесь»). Итак, «сыны света» а) восприняли откровение Бога в Сыне – откровение любви Божией. См. Молитву ап. Павла в 1Фес. 3:11 – 13 : «А вас Господь да исполнит и преисполнит любовью друг ко другу и ко всем» ср. 4:9: «....вы сами научены Богом любить друг друга». Любовь к истине и любовь к неправде – водораздел между спасаемыми и погибающими ( 2Фес. 2:10 – 12 ) б) бодрствуют в ожидании Дня Господня ( 1Фес. 5:1 – 11 ). Ожидание Второго Пришествия не обесценивает земной жизни, поскольку цель истории – всецелое освящение в Церкви. «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» ( 1Фес. 5:23 ) Полнота радости. Участие в славе Второго Христова Пришествия Второе Пришествие – это встреча с Господом и восхищение на облаках» ( 1Фес. 4:17 ). Облако в Священном Писании Ветхого Завета – символ богоявления. Но если при «сошествии» Господа на гору Синай ( Исх. 19:18 : «гора же Синай вся дымилась от того, что Господь сошел на нее в огне») облако знаменовало неприступность Божественного величия (на гору нельзя было восходить), то в 1 Фес. верующие приглашаются приобщиться славе Господней 3. Искушения в среде фессалоникийцев возникли лжеучения, связанные с перетолкованием благовестия апостола Павла а) День Господень не может остаться скрытым – это ап. Павел говорит в опровержение мнения, подкрепленного и подтожным посланием, «будто настал День Господень» ( 2Фес. 2:2 , перевод еп. Кассиана. Синодальный перевод наступает «неправильно передает греческий Perfectum, который значит: наступил или настал» – еп.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

При всем, однако, этом ужасе поведения людей в отношении друг к другу и при всем страшном этом позорище взаимопредательства и отчаянного вероломства в людях, потаенные христиане останутся живущими даже в среде осатанелого, властительного правительства «того человека»: дьявольство в людях и врата ада не одолеют Церковь Христову даже там, где царственно и властительно дьявольство управляет судьбами людей и где врата ада признаются единственными вратами жизни. Мысль эту ясно подтверждает Св. Писание, ибо, с одной стороны, Сам Иисус Христос свидетельствует о том, что день второго Его пришествия на землю ускорится «ради избранных», вследствие того, что тяжко будет жить им на земле, причем прикровенно дает разуметь, что сохранить себя избранным среди всеобщего предательства и царствующего безбожия будет чрезмерно тяжело и трудно: «И если бы не сократились те дни, – говорит Он, – то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни» ( Мф.24:22 ); с другой стороны, Иисус Христос прямо указывает на сохранение потаенного христианства в народах и племенах владычества «того человека», ибо, свидетельствуя о дне Своего второго пришествия, Он говорит: «Сказываю вам: в ту ночь будут двое на одной постели: один возьмется, а другой оставится; две будут молоть вместе: одна возмется, а другая оставится; двое будут на поле: один возьмется, а другой оставится» ( Лк.17:34–37 ; Мф.24:40–41 ). Следовательно, и среди властительного безбожия христиане, как избранное и святое семя Церкви, пребудут в самой среде растленных, безбожных и осатанелых людей. Но, как мы говорили выше, Церковь Христова не заключится только в потаенных христианах, а пребудет даже в видимом оказательстве себя и своей жизни, т.е. в исповедании веры и в служении Богу во имя Сына Божия, не преставая быть в представительстве полноты иерархической власти даже до последнего дня и часа кончины нынешнего мира и нынешнего века: «жена, облеченная в солнце», т.е. Церковь , говорит Апостол Иоанн, убежит «в пустыню, где приготовлено было для нее место от Бога» ( Откр.12:1–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010