по Р. Х. В краткий период всемирного господства антихриста с иудеями в Иерусалиме христианские святыни его будут в поругании и разрушены. Полагают, что взамен того, иудейское святилище будет восстановлено из праха и соделается местом поклонения земному богу иудеев, язычников, отступников и всех живущих на земле сынов погибели. В Иерусалиме же должно произойти на глазах у всех воскресение убитых антихристом великих и славных предтечей второго Христова пришествия; причем, имеет быть «землетрясение, от которого падет десятая часть города и погибнет семь тысяч человек, а прочие объяты будут страхом и воздадут славу Богу Небесному» ( Откр. 11:13 ). В это время по случаю воцарения и прославления антихриста в Иерусалиме будет много приезжих разных национальностей для приветствования нового владыки мира и бога. Они увидят оставленные на улице трупы великих и славных благовестников второго Христова пришествия. Зрелище будет продолжаться три с половиной дня и затем эти великие святые на глазах у всех вознесутся на облаке по гласу, призывающему их на небо ( Откр. 11:12 ). Как появление известия о смерти великих благовестников второго Христова пришествия повлияет на грешников? Это ясно из сказанного в Откровении, что «живущие на земле будут радоваться сему и веселиться, и пошлют дары друг другу, потому что пророки сии мучили живущих на земле» ( Откр. 11:10 ). Прекратятся ли бедствия после этих событий? Нет. Откровение возвещает: «Вот идет скоро третье горе» ( Откр. 11:14 ). «И седьмой Ангел вострубил, и раздались на небе громкие голоса, говорящие: царство мира соделалось Царством Господа нашего и Христа Его и будет царствовать во веки веков» ( Откр. 11:15 ). Припомним из учения апостольского, что относится к этому последнему трубному гласу. Св. Апостол Павел в первом послании к Коринфянам ( 1Кор. 15:51–52 ) говорит: «не все мы умрем, но все изменится вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся». В первом же послании к Фессалоникийцам ( 1Сол. 4:15–17 ) возвещает: «Говорим вам словом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших, потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/nachal...

Я уже решил, пишет апостол Павел, в собрании вашем во имя Господа нашего Иисуса Христа, обще с моим духом, силою Господа нашего Иисуса Христа, предать сделавшего такой грех (кровосмешение), сатане во измождение плоти., чтобы дух был спасен в день Господа Нашего Иисуса Христа ( 1Кор.5:3–5 ). Богоучрежденная власть на учительство, священнодействие и управление в Церкви или в обществе людей, уверовавших всему Евангелию, по обетованиям Христа и апостолов, не должна была прекратиться со смертью апостолов, а чрез преемников апостольского служения, рукоположенных пастырей, должна продолжиться до второго Христова пришествия на землю. Проповедано будет сие Евангелие царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда приидет конец ( Мф.24:14 ), то есть богоучрежденная власть на учительство в Церкви, а чрез неё и самая проповедь евангельская между народами, должна, по пророчеству Христа, продолжаться до кончины мира. Говоря об установлении Христом таинства причащения, апостол Павел пишет, что это таинство или священнодействие будет совершаться в Церкви Христовой доколе Он приидет ( 1Кор.11:26 ), то есть до второго Его пришествия на землю. А следовательно до второго Христова пришествия в земной Церкви должны быть и богоучрежденные совершители этого таинства, то есть рукоположенные пастыри. Ту же мысль о вечном существовании в Церкви Христовой на земле богоучрежденного пастырства ап. Павел высказывает и в другом месте. В послании к ефесянам Апостол пишет: Он (то есть Христос) поставил одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания тела Христова, доколе все приидем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова; дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения ( Еф.4:11–14 ). Совершенства в познании Сына Божия мы достигнем в будущей жизни. Поэтому в настоящей жизни мы имеем нужду в помощи апостолов, пророков и учителей (творения бл.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Вышеприведенные слова из Первого Послания к Коринфянам ( 1Кор.11:26 ) самоочевидно говорят, что евхаристическая жертва будет совершаться на земле до самого второго пришествия Христа. И, по учению Иисуса Христа, если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть: но ради избранных сократятся те дни ( Мф. 24:22 ). А дни эти – время антихристово. Следовательно, избранные будут и во время антихриста и, что особенно важно, переживут это время, пребудут избранными. Эти то избранные и будут приносить жертву Христову до второго пришествия Христа. Да и в Апокалипсисе сказано, что жена, – разумеется Церковь , – улетит от лица змея в свое место, в пустыню и будет там питаться в продолжение времени, времен и полвремени ( Откр.12:14 ), т. е., в течение трех лет с половиною, во все время царствования антихриста. Предположим, что здесь, преимущественно, говорится о пище телесной; но, во всяком случае, не исключается и мысль о пище духовной, которая и всегда, а в те тяжкие дни, в особенности, важнее пищи телесной. А духовная пища есть Слово Божие ( Втор. 8:3 и Мф. 4:4 ), и Тело, и Кровь Христа ( Ин. 6:48–58 ). Ввиду столь ясного учения Писания, что совершение жертвы Христовой продолжится до второго пришествия Иисуса Христа, учение беспоповцев, будто, принесение жертвы Христовой прекратится при антихристе, есть еретическое извращение смысла слов Писания, закоснелое противление очевидной истине, хула на Духа Святого, а их учение, будто истинная жертва Христова уже давно не приносится и, впредь, никогда не будет приноситься, потому что, будто бы, антихрист давно пришел, давно царствует на всей земле и будет царствовать до кончины мира, есть совершенная бессмыслица, самоизмышленная, и ни на чем не утверждающаяся ложь, явно обличаемая и Писанием, и отцами церкви, определяющими время царствования антихриста только в три с половиною года. Антихрист будет иметь силу и власть губить, и истреблять до конца, и победить святых ( Дан. 7:21, 25, 26 и Откр. 13 ). В особенности, он восстанет против всего святого: будет хулить Бога и жилище Его ( Откр. 13:6 ; Дан. 7:25; 11:36,37 ), осквернит святилище, прекратит ежедневную жертву, поставит мерзость запустения ( Дан. 11:31; 12:11 ); заставит людей покланяться себе, как Богу ( 2Сол. 2:4 ; Откр. 13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

если я буду распят и умру на кресте по Твоему предречению за проповедь и свидетельство о Тебе перед язычниками и иудеями, то какою смертью скончается Иоанн? И Господь отвечает ему, как праведный Судия, имеющий власть живота и смерти; если Я хочу, чтобы он оставался жив (до второго страшного Моего пришествия на землю), что тебе до того? ты по Мне гряди, т. е. ты умри ради Меня на кресте, как и Я умер за тебя и за род человеческий, а Иоанн будет жить до общего воскресения и суда. И прежде сего – до страданий Своих – Господь говорил прикровенно о том же бессмертии Иоанна во время беседы с учениками и с народом: истинно говорю вам, что есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, доколе не увидят Царствие Божие, пришедшее в силе 340 . Эти слова относились к Апостолу Иоанну Богослову, хотя сказаны прикровенно как бы о нескольких лицах, а не об одном. Итак Иоанн Богослов преставился, но не умер, а доселе жив пребывает, и от земли не отступает, и ждет второго страшного пришествия Владыки на землю 341 , – хотя и на небе предстоит престолу Божию и предстательствует всегда о Церкви Христовой. Вот сколь державно и боголепно и по достоинству прославил и прославляет Господь Своего возлюбленного ученика и наперсника и хранителя и питателя Своей Пречистой Матери, Девы Марии до конца Ее земной жизни. Ее Господь воскресил из мертвых в третий день, а возлюбленному ученику повелел жить до второго Своего пришествия, когда Иоанн по плоти будет убит слугами антихриста, как Илия и Энох, и потом словом Божиим будет воскрешен из мертвых и будет жив во веки веков. Такова слава, таково бессмертие возлюбленного ученика Христова! За что так прославлен и награжден таким чудным бессмертием св. апостол и Евангелист Иоанн Богослов? За совершенную, беззаветную преданность его Иисусу Христу с юности до старости, от призвания в апостольство на 22-м году возраста до смерти Христовой и потом на бесконечные веки, – за его совершенную чистоту душевную и телесную, за его кротость и незлобие, за полное беспристрастие к земным благам скоропреходящим и за совершенную любовь к Своему Господу, полную самоотвержения, опасностей, страданий, но и полную блаженства о Боге славы, чудес бесчисленных до преставления и по преставлении.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Спаситель подчеркивал неожиданность Своего второго пришествия для большинства людей. «Бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет» ( Мф. 24, 42–44 ). «Как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого. Ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег; и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех: так будет и пришествие Сына Человеческого» ( Мф. 24, 37–39 ). Ввиду такой неизвестности и внезапности наступления «суда великого дня» (см. Иуд. 1, 6 ), все верующие должны всегда бодрственно ожидать пришествия Христова и быть готовыми к достойной Его встрече. Предупреждением о важности такого бодрствования является притча о десяти девах (см. Мф. 25, 1–13 ). Однако, как потоп наступил неожиданно лишь для людей беспечных, погруженных исключительно в житейские заботы, но не был таковым для праведного Ноя, так и пришествие Господа не будет вовсе неожиданным для людей благочестивых, ожидающих Спасителя Господа Иисуса Христа (см. Флп. 3, 20 ). И это потому, что, говоря о неизвестности дня и часа Своего пришествия, Спаситель не оставил нас в совершенном неведении относительно вообще времени великого и страшного дня Господня. Он указывает некоторые признаки приближения и наступления времени Своего второго пришествия и кончины века, подобно тому, как указаны были в свое время и признаки Его первого пришествия (проповедь Предтечи – см. Мал. 3, 1 ; седмицы Данииловы – см. Дан. 9, 24–27 и др.). Слово Божие указывает на два главных признака приближения последнего великого дня: 1) на распространение Евангелия во всем мире; 2) на необычайное усиление и распространение зла и связанное с этим явление антихриста. О первом из этих признаков так говорил сам Господь Иисус Христос: «И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец» ( Мф. 24, 14 ). Апостол Павел замечает, что ко времени второго пришествия в Церковь Христову «войдет полное число язычников» ( Рим. 11, 25 ), т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

И неужели кто-нибудь скажет, что тело тогда превратится в природу души, и если оно становится боле легким и прозрачным, то сохраняет очертания тела, и оно есть человек, и сохраняет признаки человека. Об этот свидетельствуют Енох и Илия и сын грома Иоанн, еще пребывая в теле. Ибо взяв их как начало всякой земной вещи, Творец показал, что хотя и согрешил Адам, но остался с телом. Однако, прожив многолетнюю жизнь, они вкусили наконец смерти, хотя и в мгновение ока. Посмотри на их веру, которая ведется от трех родов: из тех, кто прежде Закона был взят Енох, их тех, кто после Закона – Илия, и из тех, кто после Благодати (т. е. Нового Завета) – украшение апостолов. Таким образом, и Адам, если бы не согрешил, жил бы с ними в нетлении. О том, что девственный Иоанн не умер, как Енох и Илия, свидетельствует предание. И то, что в Евангелии говорится о нем, привлекает ум. Ибо Христос сказал о том виде смерти, которым должен был умереть за Него Петр. Петр же услышав о своей смерти, тут же спросил о евангелисте Иоанне. Очевидно, что он спрашивал ни о чем ином, как о том, как он умрет. И Спаситель ответил: Если Я захочу, то он пребудет, пока я не приду, что тебе до того? ( Ин.21:22 ). Как не то, что он будет пребывать до Его Второго пришествия, – провозвестил воистину Господь? Поэтому и во святых Кирилл воспринял слова Спасителя: иди за мной как слова о смерти Петра. А слова И пронеслось это слово между братиями, что ученик тот не умрет и так далее – не только не противоречат предыдущим, но и согласуются с ними. Ибо Он не говорит, что Иоанн бессмертен, но что он будет пребывать с Енохом и Илией до Его Второго пришествия. Что и сам ученик подтвердил, говоря Но Иисус не сказал ему, что не умрет, но: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? ( Ин.21:23 ). И понятно, что он опроверг, что он бессмертен, и подтвердил, что он будет пребывать до Второго пришествия. Если же Евсевий Памфил описывая «Церковной истории» и свои времена, в которые он жил, вычислил вплоть до времен Траяна, и не нашел никаких противоречий, хотя так казалось.

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

Греческое название Второго пришествия – παρουσ α (парусия). Соответствующий латинский термин – adventus. Второе пришествие Спасителя, в отличие от Его первого пришествия на Землю, будет со славою и величием: ...приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего... ( Мф.16:27 ) и сядет на престоле славы Своей... ( Мф.25:31 ). Выражение «во славе» в данном случае нужно понимать как «окруженный особым сиянием». В день Второго пришествия явится знамение Сына Человеческого на небе ( Мф.24:30 ). Священное Писание не уточняет, что это за знамение, но по святоотеческому Преданию, этим знамением будет крест 1359 . Явление Спасителя будет видимым, в человеческой плоти. Ангелы говорят апостолам после Вознесения Христова: Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо ( Деян.1:11 ). Господь придет окруженный ангелами (см.: Мф.16:27 ; Иуд.1:14 ). Ап. Павел сравнивает пришествие Христово с созыванием войска звуком трубы или возвещением юбилейного года: ...Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба... ( 1Сол.4:16 ). Явление Спасителя будет всеобщим и для всех явным: ...как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого ( Мф.24:27 ). Отношение людей ко Второму пришествию будет различно. Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше ( Лк.21:28 ). Верными это пришествие будет воспринято как избавление, однако для внешних – для тех, кто не суть Христовы, – пришествие Его ничего хорошего предвещать не будет, и поэтому в этот момент восплачутся все племена земные... ( Мф.24:30 ). 2.5. Воскресение мертвых 2.5.1. Действительность воскресения мертвых Истина воскресения из мертвых была известна еще в Церкви ветхозаветной. Так, со всей ясностью о воскресении говорится в пророческих книгах Ветхого Завета. Пророк Исаия восклицает: Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! ( Ис.26:19 ); И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление ( Дан.12:2 ). В Книге пророка Иезекииля (см.: Иез.37:1–10 ) дается образное изображение воскресения; во Второй книге Маккавейской сказано: ...Царь мира воскресит нас, умерших за Его законы, для жизни вечной ( 2Мак.7:9 ). Всеобщность этой веры в дни земной жизни Господа подтверждается словами Марфы, сестры Лазаря: Знаю, что (Лазарь. – О. Д.) воскреснет в воскресение, в последний день ( Ин.11:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

Когда с такими мыслями и с таким расположением сердца встретите праздник: то встретите его достойно, по христиански и с пользой для души своей. Аминь. Приидет Сын человеческий в славе Своей. ( Мф.25:31 ). 74. Поучение о втором страшном пришествии на землю Господа нашего Иисуса Христа 7 Недавно, возлюбленные, мы праздновали первое пришествие Христово, т.е. Рождество Господа нашего Иисуса Христа, а теперь творим память второго пришествие Его; (недавно мы славили Рождество Христово, а теперь слышали, что Иисус Христос приидет с небес на землю с силой и славой многою). Недавно радовались мы о первом Его пришествии, а ныне пришлось трепетать второго Его пришествия. Один и Тот же – и в первый раз пришедший и имеющий придти в другой раз; но не одинаково то и другое пришествие. В первый раз Он приходил, как агнец, кроткий и незлобивый; во второй раз придет, как лев, грозен и мстителен. В первый раз пришел взять на себя грехи всего мира и даровать всем прощение; в другой раз придет судить грехи всего мира и воздать каждому по делам. Прежде Он приходил грешников спасти; во второй раз приидет судить грешников и предать их вечной смерти. Тогда Он пришел не нечаянно, но тогда, как исполнялись одно за другим пророчества и пришло время Пречистой Деве родить Его; пришел тихо, без шума и молвы, как говорит премудрый: молчанию содержащу всех, и нощь своего течение пол пути имешие, всемогущее Слово Твое, Господи, исходящи от небеси, от престол царских, прииде ( Прем.18:15 ). Во второй раз Он придет уже внезапно, со страшным шумом: будет колебаться земля, потрясутся горы, будут восставать из гробов мертвецы; все дела рук человеческих будут объяты пламенем, моря будут необыкновенно сильно волноваться, небеса страшно изменятся, все стихии придут в возмущение и беспорядок. О! как страшно будет второе пришествие Господне! Второе пришествие обыкновенно называется страшным судом: и справедливо: потому что на нем будут судимы живые и мертвые. Страшен суд: ибо устрашит всякое создание небесное и земное, невидимое и видимое. Страшен будет небесным тварям: ибо силы небесные подвигнутся. Страшен – земным: ибо земля будет колебаться в самых основаниях своих. Страшен Ангелам: потому что апостол Павел говорит: не весте ли, яко Ангелом судити имамы ( 1Кор.6:3 ). Страшен святым и праведным: ибо тогда и праведник едва спасется; но особенно будет страшен грешным: нечестивый же и грешный где явится ( 1Пет.4:18 )?

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Греческое название Второго пришествия — «παρουσα»; соответствующее латинское название «adventus». Второе пришествие Спасителя, в отличие от Его Первого пришествия на Землю, будет со славою и величием — «…приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего…» (Мф. 16, 27). Выражение «во славе» в данном случае нужно понимать как «окруженный особым сиянием». И «…сядет не престоле славы Своей» (Мф 25 31). В тот день, т. е. в день Второго пришествия, явится знамение сына Человеческого на небе (Мф. 24, 30). Свщ. Писание не уточняет, что это за знамение, но, по Преданию, этим знамением будет крест. Явление Спасителя будет чувственным, в человеческой плоти. Ангелы говорят апостолам после Вознесения Христова: «…Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1, 11). Господь придет окруженный Ангелами (Мф. 16, 27; Иуд. 14). An. Павел сравнивает пришествие Христово с трубным созыванием войска или возвещением юбилейного года: «…Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба…» (1 Фес. 4, 16). Явление Спасителя будет всеобщим и для всех явным — «…как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого» (Мф. 24, 27). Отношение людей ко Второму пришествию будет различно. «Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше» (Лк. 21, 28). Верными это пришествие будет воспринято как избавление, однако для внешних, для тех, кто не суть Христовы, пришествие Его ничего хорошего предвещать не будет, и поэтому «…восплачутся все племена земные…» (Мф. 24, 30). 2.2.7. Воскресение мертвых, его действительность Пространный Катихизис (чл. 11) таким образом определяет, что есть воскресение: «…действие могущества Божия, по которому все тела умерших человеков, соединяясь опять с их душами, оживут и будут духовны и бессмертны». Таким образом, воскресение — это не создание новых тел и не духовное воскресение, а воссоединение души со своим телом. Учение о воскресении присутствует уже в Ветхом Завете. Многострадальный Иов восклицает: «А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию; и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его…» (Иов. 19, 25-27). Здесь уже присутствует идея самотождественности личности до и после воскресения: то же самое лицо, которое некогда жило на земле, — оно же в своем теле будет участником события воскресения. Прообразом будущего воскресения были воскрешения умерших в Ветхом Завете. Например, воскрешение, совершенное пророком Илией в Сарепте Сидонской (3 Цар. 17, 19), воскрешение пророком Елисеем в Сонаме (4 Цар. 4, 29), воскрешение покойника от костей пророка Елисея (4 Цар. 13, 21).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=709...

протоиерей Николай Зефиров Второе послание святого апостола Павла к Солунянам Из содержания второго послания мы видим, что Солуняне явили вновь мужество в терпеливом перенесении новых гонении за веру (1, 4), и в связи с гонениями еще усиленнее, нетерпеливее стали ожидать второго пришествия Господня. Среди них появились разного рода лица, которые своими воодушевленными речами со ссылкой на слова Писания – о близости дня 2-го пришествия Господня окончательно смущали Солунян, а также начало распространяться какое-то подложное послание ап. Павла (2, 2). Солуняне совершенно растерялись и не знали, как и что им делать в виду возможной близости дня Господня, и благодаря этой смуте в умах и сердцах Солунян, беспорядочная, праздная, на чужой счет жизнь некоторых из них (о чем ап. писал и в 1-м послании) не только не прекратилась, но еще усилилась. Все это, вместе взятое, и послужило поводом к написанию второго послания к Солунянам. В надписании послания апостол упоминает Силуана и Тимофея, а последние были при ап. Павле, когда он был в Коринфе. Отсюда заключают, что и послание написано в Коринфе же и написано вскоре после первого послания, так как Силуан и Тимофей, находившиеся при апостоле при написании первого послания, еще были тут, в Коринфе, и не оставили еще апостола. Таким образом 2-е послание написано в том же 53 г., как и первое, или в начале 54 г., так как в этом году апостол уже оставил Коринф. Глава 1-я В первой главе послания апостол благодарит Бога за веру Солунян, за их терпеливое перенесение гонений и скорбей. Это последнее обстоятельство важно для апостола как одно из доказательств суда Божия над гонителями христиан для их наказания и для оправдания страждущих христиан. Посему он и молится за них, чтобы Бог довершил дело их веры, да прославится чрез них имя Господа нашего Иисуса Христа. 1 ст. Павел и Силуан и Тимофей – Фессалоникской церкви в Боге Отце нашем и Господе Иисусе Христе: 2 ст. благодать вам и мир от Бога Отца нашего Иисуса Христа. Этот привет апостола Павла тожествен с приветом в первом послании к Солунянам и выражает ту же мысль – пожелание благодати и мира от их источника Бога Отца и Господа Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010