д.? Если любовь его к Богу такова, что ни страх смерти, ни надежда жизни, ни гонение, ни голод, ни нагота, ни опасность, ни меч не могут отлучить его от любви, – и если бы ангелы, и начала, и настоящее, или будущее, и все силы небесные, равно как высота, и глубина и все творения вместе восстали на него (что ни в каком случае не может быть), все же не отлучили бы его от любви Божьей, которую питает он Иисусу Христу: то что это за перемена такая, что за неслыханный расчет – из-за любви к Христу не желать иметь Христа? И на случай нашего неверия ему, он клянется, утверждает именем Христа и призывает в свидетели совести своей Духа Святого, что он имеет печаль не легкую и случайную, но великую и невероятную, – иметь на сердце скорбь не такую, что поражает на час и проходит, но – лежит на сердце непрерывно. От чего зависит эта печаль? Из-за чего эта скорбь? Желает он отлученным быть от Христа и погибнуть, лишь бы другие были спасены. Если мы обратим внимание на слова Моисея, который молил Бога за народ иудейский и говорит: прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал ( Исх. 32:32 ), – увидим, что и у Моисея, и у Павла одна и та же любовь к вверенному им стаду. Ибо пастырь добрый душу свою полагает за своих овец. А наемник, когда видит волка грядуща, убегает, потому что овцы не его ( Ин. 10:11–12 ). Слова: желал бы сам быть отлученным от Христа то же самое выражают, что и изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал. Ибо те, которые изглаживаются из книги живых и не вписываются вместе с праведными, те отлучаются и от Господа. Вместе с этим обрати внимание и на то, как велика любовь апостола к Христу, если он желает умереть за Него, и погибнуть один, лишь бы уверовал в Него весь род человеческий. Ибо кто погубит душу свою за Христа, спасет ее ( Мф. 10:39 ). Берет он пример для себя из сорок третьего псалма: но за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обреченных на заклание ( Пс. 43:23 ). Итак апостол желает погибнуть плотью, чтобы другие спаслись духом; желает пролить кровь свою, чтобы сохранить души многих.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Давид сидел у ворот города в тревожном ожидании. Сторож, находившийся на башне и внимательно всматривавшийся вдаль, заметил бегущего человека и известил царя. Царь заключил, что это должен быть вестник, а не беглец с поля сражения, так как пораженные бегают толпами. Немного погодя, сторож увидал еще одного бегущего. Царь не усомнился, что и это вестник, так как иногда нельзя было положиться, что не случится какого-нибудь несчастья в дороге с вестником, и на всякий случай посылали двоих. Когда же сторож по мере приближения вестников всмотрелся и узнал в первом Ахимааса, то царь сказал: «это человек хороший и идет с хорошей вестью». Т. е. если бы случилось что-нибудь дурное, то Ахимааса не послали бы вестником – таков, значит, был обычай. И хитрый Ахимаас не обманул ожидания царя. Добежав и воздав глубокое почтение царю, он с торжеством известил о победе, на вопрос же царя: «благополучен ли отрок Авессалом»? – он отозвался неведением, хотя слышал о смерти Авессалома от самого Иоава 297 . Царь милостиво велел стать ему вместе со свитой. Тотчас прибежал и Хусий и тоже доложил о победе. Но царя уже интересовал только вопрос об участи Авессалома, и он немедленно предложил вопрос Хусию. Последний, со всевозможной осторожностью и деликатностью ответил: «да будет с врагами господина моего царя и со всеми злоумышляющими против тебя то же самое, что постигло отрока». Давид понял и был поражен смертельной горестью: он встал, скрылся во внутренний покой здания над воротами и неутешно плакал об Авессаломе 298 . После победы, обыкновенно, царь ликовал вместе с народом и войском. Теперь же произошло нечто необыкновенное – царь скрылся от всех и плачет. Всем сделалось неловко. «Входил, – сказано, – народ в город украдкой, как крадутся люди стыдящиеся, которые во время сражения обратились в бегство». Положение сделалось до того натянутым и нелепым, что Иоав, опасавшийся дурных последствий и негодовавший на царя за его слабость, с свойственной ему жестокой настойчивостью и беспощадной прямотой решился вывести царя из его оцепенения. Он вошел к царю и сурово заговорил: «ты в стыд привел сегодня всех слуг твоих, спасших ныне жизнь твою и жизнь сыновей и дочерей твоих, и жизнь жен, и жизнь наложниц твоих. Ты любишь ненавидящих тебя и ненавидишь любящих тебя, ибо ты показал сегодня, что ничто для тебя и вожди, и слуги, сегодня я узнал, что если бы Авессалом остался жив, а мы все умерли, то тебе было бы приятнее. Итак встань, выйди и поговори к сердцу рабов твоих, ибо, клянусь Господом, что если ты не выйдешь, в эту ночь не останется у тебя ни одного человека. И это будет для тебя хуже всех бедствий, какие находили на тебя от юности твоей доныне». Это говорил сам убийца Авессалома, ненавистный Давиду, но в его словах было столько правды и практического благоразумия, что умный царь подавил в себе горе и волнение, встал и вышел к народу на площадь при городских воротах.

http://azbyka.ru/otechnik/Yakov_Bogorods...

Далее следуют умозаключения о соотношении двух Заветов: «не нарушить пришел Я, но исполнить». Ветхозаветные заповеди еще не соблюдены, поэтому они и оставлены, а праведность христиан должна превзойти праведность книжников и фарисеев (которая тем самым не отрицается, но признается недостаточной). А выше — объяснение, как должно достигаться это превосхождение. Со следующего тезиса Христос употребляет чрезвычайно сильно звучащий оборот: «А Я говорю вам», что придает Его речам характер… даже не убеждения, а повеления. Сказано было: «не убивай, кто же убьет, подлежит суду». А Христос утверждает, что суду (очевидно, Божьему) подлежит и тот, кто гневается напрасно; оскорбитель подлежит синедриону, а поносящий ближнего, обвиняющий его в безумии — геенне. То-то хорош перед лицом Божиим тот, кто изощряется в самой гнусной брани… И если принесший дар у жертвенника вспомнит, что некто против него что-то имеет, то должен оставить дар, пойти и примириться, а потом уже совершить приношение. И с соперником не следует доводить дело до суда, — объяснение тому практическое: невзирая на степень вины, посадят, и не выйдешь, пока не отдашь все, что у тебя есть. Так и получается, что поучения Христа прекрасно сочетают высшие истины и житейскую правду. И очень важное для нас, как, собственно, и всегда было важным: сказано «не прелюбодействуй, а Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем». Вот это и называется целомудрие — не смотреть с вожделением. В частности, целомудрие проявляется и в отсутствии истерики при виде легких одежд. Мусульмане откровенно говорят, что женщинам следует кутаться, чтобы мужчины не разжигались похотью. Это значит, что «скромных» женских одежд зачастую требуют именно нецеломудренные мужчины. Помню случай, когда к исповедующему священнику подошла очень счастливая женщина на сносях. Она много молилась и дома, и в храмах — и цвела, как роза. И увидев ее цветущее лицо, батюшка всплеснул ручками и восторженно спросил: «Девица?». Он на живот не смотрел, он на лицо смотрел и видел душу…

http://pravmir.ru/nagornaya-propoved-2/

Даст Бог – благодари и во славу Его употребляй; не даст – буди Его святая воля, смирись, скажи: “не стою я, Господи,” и опять благодари что не дал; кто знает: если бы Бог дал, чего тебе хотелось, то ты употребил бы себе на погибель. Бог лучше тебя знает, что тебе полезно, что вредно. Взгляните на птиц небесных… Посмотрите на полевые лилии… (6:26–30) Смотрите, как Господь печется о Своих созданиях. Взгляните на птиц небесных , которые так беззаботно летают в воздушном пространстве. Они не сеют, ни жнут, ни собирают в житницу, и – однако-же не умирают с голоду, и Отец ваш Небесный питает их. Если же Бог так печется о низших неразумных тварях: Вы , дети Его, не гораздо ли лучше их? Ваша жизнь в очах Божиих дороже жизни птиц, ваша душа носит в себе образ Божий: она разумна и бессмертна; ужели Бог забудет вас? Ужели не даст вам того, в чем вы имеете нужду? “Не сказал Спаситель, – замечает св. Златоуст, – смотрите на птиц: они летают – что человеку невозможно; но сказал: смотрите, они питаются без заботы. А это и нам, если захотим, легко исполнить. Это доказали те, которые самым делом это исполнили. Тем больше дивись мудрости Законодателя, Который мог представить в пример людей и указать на Илию, Моисея, Иоанна подобных, незаботившихся о пище; но чтобы сильнее поразить слушателей, упомянул о бессловесных. Если бы Он указал на тех праведников, то слушатели могли бы сказать Ему, что мы еще не сделались подобными им. А теперь, когда Он умолчал о них и привел в пример птиц небесных, то пресек всякий случай к извинению. Итак, если Бог имеет столько попечения о вещах, сотворенных для нас, то тем больше о нас самих; если печется о рабах, то кольми паче о самом господине.” Да ничего человек и не может достигнуть одним своим суетным попечением. Вот тому доказательство. Бог каждому из нас даровал душу и тело; душа пребывает всегда одинакова, а тело растет ежедневно. Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть? Или кто может одним своим попечением, без помощи Божией, продлить свою жизнь хотя бы на один час? Все это не в нашей власти: это дело Божие. Св. Златоуст говорит: “Как при всем попечении не можешь телу прибавить роста, так точно не можешь снискать и пищи, хотя считаешь это возможным. Значит, не наше старание, но Божий промысл приводит все то в исполнение, что по-видимому совершаем мы сами. Ибо если Бог оставит нас, то ни попечение, ни заботливость, ни труд, словом – ничто не поможет нам, но все будет тщетно. Зачем же мучить себя попусту излишними заботами?” Вот почему преп. Ефрем Сирин говорит: “Во всю мою жизнь я жал, и плел и шил, но при всем том, если бы рука Божия не питала меня, не мог бы и прокормиться.”

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Kulman...

Двадцать девятый день. Поучение 3-е. Усекновение главы Иоанна Предтечи. (О неблагообразных пиршествах и пьянстве). I. Святый Иоанн Креститель, день усекновения честные главы коего мы празднуем, еще при жизни своей заслужил общую любовь и уважение, так, что даже царь Ирод боялся его, зная, что он муж праведный и святый, и берег его; многое делал, слушаясь его ( Марк. 6, 20 ). Хоть сам Ирод и уважал Иоанна, но жена брата его – Иродиада, с ним незаконно жившая, давно гневалась на праведника за то, что он обличал порочную жизнь ея, незаконную ее связь с Иродом: «ибо Иоанн говорил Ироду: не должно тебе иметь жену брата твоего» (18). Иродиада давно желала смерти Иоанна, но не было случая, чтобы умертвить его. Наконец случай к этому представился: Ирод в день своего рождения устрояет пир для своих вельмож, и когда пировали они, вдруг выходит дочь той нечестивой женщины, и нецеломудренною пляскою своею старается угодить Ироду. Ирод, уже упившийся вином и потерявший здравый смысл, в награду за богомерзкую ее пляску, с клятвою обещается дать все, чего бы она ни попросила, хотя бы половину царства. Чего-ж она просит? Наученная своею нечестивою материю, она говорит: «хочу, чтобы ты мне дал главу Иоанна Крестителя». И Ирод, не помыслив, что лучше было бы остаться лжецом, нежели осудить невинного ради необдуманного обещания и безумной клятвы, дает приказ принесть главу Иоаннову на пир. Посланный отсек ему голову в темнице, принес ее на блюде и отдал девице, а девица отдала ее матери евоей. Итак пир пьяных людей закончился смертию великого праведника! II. Размышление об этом злодеянии невольно приводит на мысль, что и всякий пир, где преобладает пьянство, не обходится без печальных последствий. а) И сколько безумных дел совершается в разгорячении, которое производится пированием, в опьянении, которое происходит от вина! Примеры этого являются нам и в свящ. писании, и в окружающей нас жизни. Здесь и дорогое время попусту убивают, и здоровье губят, имение расточают, подвергают себя и семейство свое нищете, и душу свою безобразят различною скверною.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Джованни ди Паоло. Распятие Когда распятый Иисус просил пить, стражники дали ему губку, смоченную уксусом (Ин  19 :28—29). Пророк Давид  говорил: И дали мне в пищу желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом (Пс  68 :22). 16. Неперебитые голени Мучения распятых на кресте могли продолжаться несколько дней. Чтобы это страшное зрелище не портило приближающийся праздник иудейской Пасхи, решено было ускорить процесс казни. Обычно для этого распятым перебивали голени молотом, после чего они не могли уже опираться на прибитые к кресту ноги и быстро умирали от удушья, повисая на одних руках. Так сделали и на этот раз. Но когда, перебив голени разбойникам, воины подошли к распятому Иисусу, то увидали, что он уже мертв. Поэтому его кости остались целы (Ин  19 :31—33). Пророк Давид  говорит: Он хранит все кости его; ни одна из них не сокрушится (Пс  33 :21). 17. Тьма над Иерусалимом Во время казни Иисуса произошло затмение Солнца, на несколько часов Иерусалим погрузился в темноту (Лк  23 :44—45). Пророк Амос  в IX веке до Рождества Христова говорит: И будет в тот день, говорит Господь Бог: произведу закат солнца в полдень и омрачу землю среди светлого дня (Ам  8 :9). 18. Удар копьем Уже мертвого распятого Иисуса римский воин на всякий случай пронзил копьем (Ин  19: 34). Пророк Захария  говорит: …Воззрят на Него, Которого пронзили… (Зах  12 :10).   19. Погребение у богатого Христа должны были похоронить вместе с казненными рядом с Ним разбойниками. Но после казни Его тело по разрешению Пилата забрал богатый и знатный член Синедриона по имени Иосиф, бывший тайным учеником Иисуса. Он со всеми почестями похоронил Христа в специально приготовленной для этого пещере (Мф  27 :57—60). Пророк Исаия  говорит: Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его (Ис  53 :9).   20. Спаситель мира Кошелев Николаи. Голова Христа Христос взял на Себя все грехи мира (Ин  1 :29), в Своем воплощении облекся в человеческое естество со всей его уязвимостью, подверженностью страданиям и смерти, чтобы исцелить его в Себе через Крестный Подвиг, смерть и Воскресение.

http://foma.ru/prorochestva-o-xriste.htm...

Для знакомства с книгой Иова мы, как и в случае с псалмами, рекомендуем наряду с синодальным текстом перевод С. Аверинцева. В первых двух главах завязывается основной сюжет. Действие происходит в двух измерениях — на земле и на небе. На земле живет Иов, который «прост, и праведен, и богобоязнен, и далек от зла». За это он, как и полагается, награжден Богом богатством, многочадием и земным блаженством: «Родилось у него семеро сыновей и трое дочерей; имения же было у него семь тысяч овец, и три тысячи верблюдов, и пятьсот пар волов подъяремных, и пятьсот ослиц, и челяди весьма много. И был человек этот велик между всеми сынами земли восточной. И сыновья его имели обыкновение сходиться, и каждый … давал пир в доме своем … но когда дни пира совершали круг свой, тогда … Иов … творил над ними очищение; рано утром вставал он и возжигал искупительную жертву по числу их…: «может статься, погрешили сыны мои и похулили Бога в сердце своем?…». Итак, жизнь Иова и его детей — непрестанное пиршество, и Иов не только всем сердцем исполняет предписания Закона, но еще приносит дополнительные жертвы за помышления детей — «на всякий случай». В это время на небесах происходят интересные события: «…был день, когда пришли Сыны Божьи, чтобы предстоять Господу; и Противоречащий («сатана» в синод. переводе) пришел с ними. И вопросил Господь Противоречащего: «Отколе приходишь ты?» И ответствовал Господу Противоречащий, и сказал: «От обхода земли, от скитаний по ней». И вопросил Господь Противоречащего: «Приметило ли сердце твое раба Моего Иова? Ведь нет на земле мужа, как он: прост, и праведен, и богобоязнен, и далек от зла!» И ответствовал Господу Противоречащий, и сказал: «Разве не за мзду богобоязнен Иов? Не Ты ли кругом оградил его, и дом его, и всё, что его? Дело рук его ты благословил, разошлись по земле его стада. Но — протяни-ка руку Твою, дотронься до всего, что есть у него; разве не похулит он Тебя в лицо Тебе?» И сказал Господь Противоречащему: «Вот — всё, что его, в руке твоей; лишь на него не простри руки твоей!» И отошел Противоречащий от лица Господа».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Душою же плененный, хотя телом и свободен может быть, беднее всякого невольника: ибо вовеки связан будет, если благодатью Христовой не избавится. И тем пагубнее это пленение, что грешник не видит его; думает про себя, что он свободен, что никому не служит, но на самом деле несчастнее того, чье тело в оковах. Чтобы убедиться в истинности этих слов, послушай, что Господь иудеям говорит. Иудеи говорили ему: «Мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда; как же Ты говоришь: сделаетесь свободными?» Отвечал им Иисус: «Истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин.8:33-34). Это рассуждение дает тебе, возлюбленный, повод осмотреться: не служишь ли ты мерзкому этому тирану в похотях его, то есть в сребролюбии, лихоимстве, сластолюбии, нечистоте, гордости, злобе и тому подобном. Если увидишь, чем пленилось сердце свое, воздыхай ко Христу Сыну Божию, Который один от этого плена избавляет и свободу дарует; молись Ему со Псаломником: «Возврати, Господи, пленение мое» (Пс.125:4). «Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (Ин.8:36). XLIV. Видишь мертвого, погребаемого, или сам погребаешь отца, или мать, или брата, или друга. Этот случай указывает тебе причину плакать не о том, о чем многие бесполезно плачут; но прослезись, рассуждая о причине смерти, то есть о грехе, который в такое бедное состояние привел человека, по образу Божию бессмертным созданного. Это праведная причина плача — что мы грехом прогневали Бога и потому смерти подвержены. А видя ближнего мертвым, вспомни, что и сам ты «землях, и в землю возвратишься» (Быт.3:19). Но потом воздай Богу благодарение, что Он в Сыне Своем, Господе нашем Иисусе Христе, подал нам благую надежду воскресения и жизни будущего века. XLV. Видишь, что дерево зимой листву свою сбрасывает, а весной, когда солнце согревает, опять свою листву распускает. Так многие люди делают. Когда зима и холод бед и неблагополучия поражает их, тогда прихоти свои отбрасывают и вроде бы стараются каяться и Богу угождать; но когда теплота благополучия вновь согреет их, тогда прихоти свои, как дерево листву, по-прежнему распускают, снова зеленеют, украшаются и мирскими сластями утешаются.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Евангелие говорит, что истинная святость несовместима с использованием даров Божиих в целях самовозвышения. Спаситель отождествляет таких подвижников с беззаконниками, пытающимися присвоить себе то, что принадлежит только Богу. Предание Церкви повествует нам о том, что истинные подвижники не только не искали духовных дарований, но даже просили Бога лишить их способности к чудотворениям, если она в них открывалась, ибо хорошо понимали, какая серьезная опасность для подлинно духовной жизни, для сохранения себя в истинно христианском устроении в них заключена. Широко известен случай с преп. Нилом Мироточивым, который подвизался на св. горе Афон и мощи которого по его смерти начали обильно источать миро, обладавшее целебными свойствами. К месту истечения этого мира стали в огромном количестве стекаться паломники, что нарушило безмолвную жизнь афонских подвижников. Тогда один из иноков с упреком обратился в молитве к преп. Нилу, говоря, что при жизни “…ты был учителем безмолвия и уединения, а по смерти твоей ради чудес твоих привел к пустынное место сие толпу людей, которые нарушают наше безмолвие и молитву”. Инок стал просить преп. Нила о прекращении миро- течения и далее пригрозил преп. Нилу, пообещав, что, если миро не прекратит источаться, он покинет это место и поищет себе другого пристанища. После этого миротечение полностью прекратилось, а в обители водворились прежние безмолвие, тишина и безвестность, которые были дороже инокам, чем чудесное истечение целебного мира из останков их великого учителя. Такое отношение к чудесам было у истинных подвижников древности. Стихи 24–27. Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот; и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое.

http://azbyka.ru/nagornaya-propoved-spas...

«Если бы какой царь послал досадивших ему в ссылку, – говорит св. Кирилл Иерусалимский , – а их ближние потом, сплетши венец, принесли ему оный за терпящих наказание, то не сделал ли бы он им облегчение наказания? Таким образом и мы за усопших, если они и грешники, принося Богу молитвы, не венец сплетаем, но Христа, закланного за наши согрешения, приносим, умилостивляя за них и за нас человеколюбца Бога. Величайшая будет польза душам тех, о ком возносится моление в то время, когда предлежит святая и страшная жертва». «Не напрасно узаконено Апостолами, – говорит св. Иоанн Златоуст , – творить пред страшными Тайнами поминовение об усопших: они знали, что великая бывает от сего польза для усопших, великое благодеяние. Когда весь народ и священный собор стоят с простертыми к небу руками и когда предлежит страшная жертва, то как не умилостивим мы Бога? Но это о тех только, которые в вере умерли». «Как бывает, – говорит св. Афанасий, – с заключенным в сосуде вином, которое, когда цветет виноград в поле, слышит запах, и цветет вместе с ним, так думай и о душах грешников: они получают некоторое благодеяние от приносимой за них бескровной жертвы и благотворения, как знает и повелевает единый Владыка живых и мертвых, Бог наш». Но не исчисляя всех свидетельств св. отцов и учителей Церкви о том, какую пользу приносят усопшим молитвы, литургии и милостыни, (потому что их слишком много), не скроем, однако же, и тех возражений, какие обыкновенно делают касательно молитв за усопших. Например, говорят: если молитвы за усопших так полезны для них, то от чего же в священном Писании нет прямого указания на то, что должно молиться за усопших? Но разве можно требовать от св. Писания, чтобы оно непременно давало нам правило на всякий случай, на всякое доброе дело? Вспомним слова апостольские: если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг ( Иоан.21:25 ). И если нет в священном Писании прямой, решительной заповеди молиться за умерших, то нет ведь там и запрещения на то, а этого уже и довольно для нас, чтобы молиться за них.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010