Подвижницы Хорошевской Харьковской обители: игуменьи Евпраксия и Анатолия, схимонахиня Херувима и инокиня Мария (Память 22 июля). Игумения Евпраксия происходила из дворянской фамилии Тимошенковых. Оставшись после родителей своих круглой сиротой, приютилась она еще в ранних годах своей жизни у старшей своей сестры, бывшей в замужестве за довольно богатым землевладельцем. По несчастью, сестра кроткой и доброй Евпраксии была совершенно противоположных ей свойств и причиняла ей много скорбей. Но за это вознаграждала Евпраксию любовь и привязанность к ней племянников-малюток, которым и посвящала она все свое свободное время, нередко защищая их собой от гнева вспыльчивой матери. Подобное участие принимала она также в прислуге и крестьянах подвластных ее сестре, она была их всегдашней заступницей пред разгневанной их госпожой, нередко и сама претерпевая от нее за это брани и даже побои. Однажды озлобленная всегдашними ее просьбами и увещаниями, сестра заперла ее в темный, холодный чулан, где и держала ее около суток без пищи, но терпение Евпраксии превозмогло злобу. Сама сестра ее, устрашенная обличительным сновидением, на коленях впоследствии умоляла ее о прощении безумного этого проступка, и с тех пор начала особенно уважать благочестивую свою сестру. Но и на Евпраксию случай этот имел особенное влияние: по собственным ее словам, в это тяжелое дли нее время, она имела видение святителя и чудотворца Николая, утешившего ее в заключении, после чего и дала она обет, остальную свою жизнь посвятить Богу в иноческом образе. Вскоре, при помощи сестры, выстроила она себе келлию в Хорошевском монастыре, куда и поступила, уже будучи немолодых лет. Избранная в игумении в 1812 году, она несла послушание это до самой блаженной своей кончины, хотя по старческой своей немощи сильно тяготилась им и неоднократно просилась у епархиального начальства на покой. Тогдашний архипастырь Харьковский, преосвященный епископ Павел, отменно уважавший добродетельную старицу, всякий раз уговаривал ее еще потрудиться для Господа, и увещевал ее к этому и письменно.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Преподобный Филарет (1777–1841) При старце Филарете (Данилевском) глухая, малоизвестная, бедная заурядная Глинская обитель начала славиться по всей России. Ее стали посещать не одни простые богомольцы, но и высокопоставленные особы. Настоятель отец Филарет радостно принимал паломников, всем давая спасительные наставления. В отеческих беседах его высказывалось много духовной опытности. Архимандрит Пимен в своих «Воспоминаниях» называет отца Филарета «одним из самых искусных и лучших настоятелей; его уважали не только (простые) монашествующие, но и самые иерархи». Старца Филарета знали многие великие подвижники. Он был знаком со святителями Филаретом (Дроздовым) и Антонием Воронежским. Глубокую любовь о Христе питал к нему преподобный Серафим Саровский . Случалось, что просивших благословения на вступление в монастырь преподобный Серафим посылал к старцу Филарету, указывая на Глинскую обитель, как на великую школу иноческой жизни. Известен, например, такой случай. Некто Авксентий, живший в Глинской пустыни, по малодушию своему и некоторым другим обстоятельствам, оставил монастырь и пришел в Саров к преподобному Серафиму. Тот, никогда не видав его и не зная, называл его по имени и, не ожидая вопроса с его стороны, сказал, чтобы он возвратился в Глинскую обитель. Но Авксентий решился идти во всякий другой монастырь, только не в тот, какой указывал ему святой старец. Провидя мысль Авксентия, преподобный Серафим сказал: «Нет на земле места, где бы тебя не посетил гнев Божий, кроме Глинской, – иди, тебя примут». Авксентий послушался и, принятый старцем Филаретом, через полгода трудовой и послушливой жизни, мирно отошел к Господу, предузнав и предсказав свою кончину. Так смотрел великий подвижник на обитель Глинскую, под мудро-отеческим управлением отца Филарета. Старец Филарет в свою очередь не мог не почитать великого Саровского подвижника. Уже одно то, что он удостоился видеть душу его, со славой возносимую ангелами на небо, показывает нам близкое взаимное духовное общение этих святых. Отец Филарет многим рассказывал о своем видении. Это было так. Ночью 2 января 1833 года после утрени, стоя на крыльце своей кельи, старец увидел сияние на небе и чью-то душу, ангелами с пением возносимую на небо. Долго смотрел он на это чудное видение, подозвал к себе некоторых братьев, тут случившихся, указал им на необыкновенный свет и, подумав, сказал: «Вот как отходят души праведных! Ныне в Сарове почил отец Серафим». Видеть сияние сподобились только отчасти двое из братьев. После узнали, что точно в ту самую ночь скончался преподобный Серафим.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Примечания 1 Готовится указ о реабилитации служителей церкви//Сегодня. 30 января 1996. 2 Мир, в котором Евангелие потерялось, описан в фантастической сказке Клиффорда Саймака «Братство талисмана». Редкий случай христианского произведения в жанре фантастики. 3 Это разночтение было знакомо уже Оригену, см. Мецгер Б. Текстология Нового Завета. Рукописная традиция, возникновение искажений и реконструкция оригинала. — М., 1996, с. 147. 4 См., напр. Traduction oekoumenique de la Bible. — Paris, Cerf, 1988, а также в New international version. 5 Та формула веры, которую должен исповедать всякий язык — признание, что Иисус есть Господь. 6 Такая пунктуация — в так наз. «Брюссельском» издании Библии. 7 Знаменательно различие в хронологических датах между разными версиями Библии. Так, от сотворения мира до потопа согласно масоретскому тексту (тому тексту на древнееврейском языке, который используется в современных синагогах, и с которого сделан «синодальный перевод» ветхозаветных книг на русский язык) проходит 1656 лет, согласно самарийскому Пятикнижию (древнему переводу библейских книг на язык самаритян) переводу — 1307 лет, согласно Септуагинте (дохристианский перевод этих же книг на греческий язык, с которого позднее сделан их церковнославянский перевод) — 2262 года. 8 Поговорка гласит «переводчик есть предатель»: traductor est traditor. 9 Толковая Библия. Издание преемников А. П. Лопухина. т.11. Спб., 1913, с. 314. 10 см., напр. Traduction oecumenique de la Bible. — Paris, Cerf, 1988, а также в «New international version». 11 Майбурд Е . Ловцы человеков сетями лжи.//Независимая газета. 23 сентября 1993. 12 Знаменитое утверждение св. Киприана Карфагенского «вне церкви нет спасения» (О единстве Церкви 8,217) поясняет, как подобного рода рассуждение могло применяться к конкретным обстоятельствам церковной жизни. Оппоненты св. Киприана — новациане — запрещали принимать в церковное общение кающихся грешников, отрекшихся в час гонений от Христа. «С точки зрения новациан принятие в Церковь падшего есть предвосхищение суда Божия, ибо кто в Церкви, тот спасен. Но по учению Киприана, напротив, отлучение от Церкви было бы присвоением себе права Божия, ибо отлученный от церкви спастись не может» (архиеп. Илларион (Троицкий). Очерки из истории догмата о Церкви. М., 1997, с. 428). Именно поэтому надо быть крайне осторожным в проведении границ Церкви и в отказе от церковного общения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2290...

прот. Иоанн Чижевский Отделение третье. О приходах Глава I. Понятие о приходе 1 . Приход есть общество верующих православных христиан, имеющих свой храм и своих священно-церковнослужителей, а потому все прихожане именуются братиями своего св. храма, который должен служить средоточием всей их жизни. В старые годы все прихожане укрепляя себя в единодушной молитве в своем Св. Храме приносили и свои посильные пожертвования на содержание своего церковного причта для бедных вдов, беспомощных сирот и больных, а также на устройство и содержание церковных школ и богаделен. И в наше время каждый благоустроенный приход должен иметь церковные дома для жительства причта, а в сельских приходах и церковную землю для содержания причта, а также дом для церковно-приходской школы и дом для богадельни и если возможно и для больницы. Примечание. Всякий православный христианин, проживающий в России должен непременно числиться по исповедным росписям в каком-либо приходе по месту своего постоянного жительства или за неимением своей оседлости в каком-либо одном им избранном. Это видно из того, что именным Высочайшим указом 16 апреля 1737 г. (II. С. З. 7226) предписано чтобы все «чина мужска и женска пола люди от семилетнего возраста по всегодно исповедовались и причащались св. Таин в своей приходской церкви. Кожу ж из прихожан случай позовет из дому своего быть где в другом месте, тот исполнив долг исповеди и причастия св. Таин в той приходской церкви где в то время приучиться ему быть обязан представить своему приходскому священнику об исполнены им сего св. долга, свидетельство». То же самое, что каждый православный должен быть приписан к одному какому-либо приходу, подтверждается и 98 ст. уст. дух. конс, и 26 ст., т. X. Свод. Зак. изд. 1887 г., по которой лицо, желающее вступить в брак с невестою другого прихода обязано представить причту невесты предбрачное свидетельство от своего приходского причта 38 . Глава II. Открытие новых приходов 2 . В случае поступления к епархиальным начальствам просьб и ходатайств об образовании новых приходов в селениях и о построении в оных церквей с определением причтов, кроме западных губерний и приамурского края, епархиальные начальства при назначении просителями по существующему положению источников на построение и содержание церквей и причта, предлагают им устроить с тем вместе дом для жительства причта и, в случае несогласия на то просителей или ходатайствующих за них начальств, оставляют их просьбы и ходатайства об учреждении приходов без дальнейшего действия впредь до изъявления такового согласия, допуская из этого правила исключения в тех единственно случаях, когда по усмотрению Епархиальных Преосвященных будет оказываться особая необходимость в устройстве в каких либо местностях новых приходов и церквей и определении причтов к ним в видах пресечения действий раскола, распространения христианства между магометанами и язычниками и т.п.; о таковых исключительных случаях Преосвященные представляют на особое разрешение Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Разделы портала «Азбука веры» ( 162  голоса:  4.2 из  5) 1917 год 2 января, в день преп. Серафима, я выехала и поспела в Николаевскую церковь на обедню. Поминала там всех своих и им одну просфору отправила. По преданию, святитель Арсений (Мациевич) погребен под алтарем этой церкви. Поезд отходит в пять часов вечера, едва успела. В городе встретила буддийского монаха. Я обратила на него внимание, потому что был сильный мороз (я даже пошла в город, потому что нужно было купить для себя что-нибудь теплое), а он — босиком и в сандалиях. Высокого роста, с рыжей окладистой бородой, вид благообразный, лицо приветливое; на голове красная шапка, одежда желтая, а сверху теплое широкое пальто, вроде плаща.. Вот я и спросила его, откуда он? “Из Петербурга, там есть буддийский монастырь, в Новой Деревне”. Он разносит книжки и дал одну мне. На первой странице его портрет. Он сказал, что был в войске против немцев. «Немцы — наши враги, они везде вредят нам своими миссионерами. Нас называют язычниками (улыбнулся при этих словах), а мы любим природу и ей покланяемся. Мы покланяемся солнцу и огню». «Посмотрите на наши монастыри, — сказала я, — и вы будете христианином. Посмотрите хоть Оптину пустынь». Он, кажется, ответил, что монастыри видел. Прощаясь, снял шапку и приветливо поклонился до пояса… Жаль мне было его… В его взгляде, в его лице так много духовного, и вот, в таком заблуждении. В Петербурге зашла только в Казанский собор, приложилась к чудотворной иконе и купила несколько книжек. В Москве не успела никуда, только переехала на другой вокзал и дала знать по телефону в гостиницу “Боярский двор”; через полчаса ко мне приехала бывшая моя соученица по Московскому Александровскому институту Люба Шульц, а теперь мадам Прибыткова. Рассказала мне, что вышла замуж, муж ее идеальный человек и что она так счастлива, что и передать трудно: религиозный в высшей степени, служит в банке. Скоро надо было садиться в поезд. В Киев приехала 5 января на Крещенский сочельник, хотела — прямо в резерв (для сестер), но на всякий случай зашла в Покровский монастырь. Какое счастье: Матушка Евдокия согласилась пустить. Уже семь часов, поскорее в церковь. Еще застала службу и напилась св. воды. Такая радость на душе! На другой день к обедне. Потом в св. Лавру. Заходила к нашим родственникам. Здесь жила жена Николая Михайловича, командира полка, недавно убитого в битве под Праснышем; у них три дочери, две из них на фронте — сестрами милосердия. Но мне тяжело у них быть — они неверующие, почитают Толстого, считают его христианином. Семья большая, приглашают меня у них останавливаться. Но мне тяжело. Нет, больше не пойду.

http://azbyka.ru/fiction/istorija-odnoj-...

Разделы портала «Азбука веры» ( 72  голоса:  4.3 из  5) 30 августа На следующий день после Успения я выехал из Сарска в небольшое село под названием Речица, находящееся километрах в двадцати от города, чтобы соборовать и причастить тяжелобольную. Мне уже приходилось совершать требы на дому, но каждый раз это было связано с риском. Крестить, отпевать, причащать больных за пределами храма категорически запрещалось, и Валентину Кузьмичу, конечно, ничего не стоило устроить провокацию. Я ждал ее и был почти уверен, что рано или поздно окажусь в западне, но пока Бог миловал… Передо мной стоял мужчина лет пятидесяти, интеллигентного вида, по-заграничному одетый — ясно, не из местных. Он был бледен, под глазами — темные круги, голос его дрожал. — Батюшка, — сказал он, — моя мама умирает. Ее последняя просьба — соборовать ее и причастить. Не откажите. Моя машина стоит около храма. Ехать нужно в Речицу. Это недалеко. Не откажите. — Обождите немного, мне нужно собраться. Я взял все необходимое для елеосвящения и причастия, а также на всякий случай крестильный ящик, по опыту зная, что во время подобных поездок он никогда не бывает лишним. Когда я направился к выходу из храма, меня остановил реставратор Анатолий Захарович. — Отец Иоанн, я слышал, вы направляетесь в Речицу. Там находится Крестовоздвиженский храм. Я давно хотел осмотреть его. Не могли бы вы захватить меня с собой? — Ради Бога. Мне и самому хотелось увидеть Крестовоздвиженский храм, сооруженный на месте того самого скита, в котором когда-то предавался умному деланию старец Филофей и где сподобился он чудесного видения, запечатленного в его Апокалипсисе, но случая для этого пока не представлялось. Втроем мы сели в машину. — Господи, — с мольбой произнес водитель, — только бы она дождалась нас! Вы, батюшка, наверно, слышали мое имя. Меня зовут Корягин, Корягин Андрей Иванович, я писатель, может быть, вы даже и книги мои читали. Нет, книг его я не читал, но имя мне было знакомо. Оно мелькало на страницах периодической печати, звучало по радио и телевидению. Это был известный метр соцреализма.

http://azbyka.ru/fiction/svet-preobrazhe...

Разделы портала «Азбука веры» Викентий Филиппович Едигарьев " decoding="" title="" В 1990м году, встретив знакомого мне рабочего нашего предприятия объединения «Тура» А.Ф. Иванова и зная, что он давно является человеком верующим, я спросил его, как можно принять крещение, писать заявление или занять для этого очередь? Вместо ответа он спросил меня, читал ли я Евангелие. Конечно же, не читал. Я даже не представлял, что это такое, хотя в душе все чаще задумывался о вере и решил хотя бы на всякий случай окреститься. Когда я сказал, что ничего не читал и о Боге ничего не знаю, он тут же достал из кармана «Новый Завет» и подарил мне. После работы, читая эту книжечку, я с трудом пытался понять смысл прочитанного, перечитывая одно и то же место по нескольку раз. Постепенно я настолько увлекся, что чтение Евангелия стало составлять для меня самые радостные минуты в жизни. Я при этом полностью «отключался» от внешнего мира. Купил Библию. Все свое свободное время я «с головой» погружался в познание духовных истин. Впервые я приехал с А.Ф. Ивановым в церковь на ул. Демьяна Бедного, 54 в 1991м году на праздник Пасхи. Увидев здание церкви, а это был частный бревенчатый дом, я был несколько шокирован. Какая же это церковь? Я с опаской прошел внутрь дома вслед за Ивановым. Оказалось, что мой попутчик является пресвитером этой церкви, которая в то время была областного уровня. Встретили меня очень хорошо, приветливо, предложили сесть впереди. Прихожане между собой очень приветливы, обращаются друг к другу с большой любовью, со святым целованием. Коллектив, если можно так выразиться, мне очень понравился. В мире такого не увидишь. Для меня люди мира в то время делились на две категории: верующие в Бога и не верующие, а что бывают разные церкви и разные верующие католики, протестанты, православные и т.д. мне не было известно. Принятый с любовью, я приобрел много новых друзей, появились братья и сестры по вере. Я с жадностью слушал проповеди, пытаясь узнать все больше и больше. Здесь я получил «нужные» ответы почти на все мои вопросы в познании Библии. На одном из очередных собраний (богослужений), стоя на коленях, я в присутствии всех прихожан со слезами покаялся в своих грехах. Все поздравляли меня. В июле 1991 г. я принял святое водное крещение в р. Туре, а в декабре уже с кафедры прозвучала моя первая проповедь. Только через год я узнал, что я хожу в церковь Евангельских Христиан Баптистов (ЕХБ).

http://azbyka.ru/way/pismo-ot-byvshego-b...

Разделы портала «Азбука веры» Основы катехизации и воцерковления Дмитрий Ребров " decoding="" title="" По меткому народному выражению, Россия — страна крещеных атеистов. Если верить социологам, православными себя считают почти 70 процентов россиян, в Бога верят — около 60. Людей, знакомых с вероучением Церкви, и того меньше, даже среди «посещающих храм не реже чем раз в год». В конце восьмидесятых миллионы постсоветских граждан обратились к Православию. Когда ставишь свечку, положено загадывать желание? Какие из икон лечат от пьянства? «Крещеная, но непросвещенная Русь» через двадцать лет после падения безбожной власти лечится акафистами, заваривает земельку в чай и «чистит ауру» в святых источниках. Положить предел религиозной безграмотности должна катехизация — своеобразный «богословский ликбез» перед крещением. Шестьдесят к семидесяти По меткому народному выражению, Россия — страна крещеных атеистов. Если верить социологам, православными себя считают почти 70 процентов россиян, в Бога верят — около 60. Людей, знакомых с вероучением Церкви, и того меньше, даже среди «посещающих храм не реже чем раз в год». В конце восьмидесятых миллионы постсоветских граждан обратились к Православию. На фоне крушения сверхдержавы Церковь многим казалась единственным оплотом стабильности и традиции, уникальным гарантом моральных ценностей в эпоху «первоначального накопления капитала». Приходские священники, заставшие те времена, без труда вспомнят религиозный бум, охвативший страну. Люди крестились массово: за компанию, на всякий случай, иногда целыми бригадами, семьями, отделами — агностики, хиппи, теософы, вчерашние комсомольские вожаки и работницы образования. Разбираться в тонкостях догматики, а зачастую и в элементарных основах вероучения не было времени. Теперь, когда социологические опросы дают количество воцерковленных христиан ниже десяти процентов от числа номинальных, несложно ответить на вопрос, куда делись те миллионы неофитов. Евангельское семя пало на камень и погибло под первыми лучами солнца. Интерес к Православию сменился сдержанным недоверием к «попам на мерседесах», а тяга к духовности уступила место гадалкам, экстрасенсам и популярной психологии. «Прошло то время, когда мы, радуясь самому желанию человека принять Святое Крещение, откликались на него незамедлительно, недопустима практика совершения Таинства Крещения над людьми, к нему не подготовленными», — с такими словами на декабрьском Епархиальном собрании Патриарх Кирилл, как правящий архиерей столичной епархии, обратился к Собору московского духовенства. Подготовка к Святому Крещению — катехизация или оглашение — должна стать нормой приходской жизни всех без исключения московских храмов, убежден Патриарх. Как подружиться с Богом?

http://azbyka.ru/katehizacija/oglashenny...

Рассуждения на послание Иоанна к парфянам, рассуждение пятое. на 1 ин 3:9–17 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 36, 2003 30 декабря, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 36, 2003 Рассуждение пятое. На 1 Ин 3:9–17 От переводчика. Накануне Августин произносил четвертое “Рассуждение на Послание Иоанна к Парфянам”, в конце которого определил тему следующего рассмотрения — противоречие между 1 Ин 1:8 и 1 Ин 3:9: «Есть вопрос, над разрешением которого нам предстоит потрудиться, так как мы называем себя грешниками, ведь если кто скажет, что он без греха, он лжец. Но в послании того же Иоанна мы находим слова: Если скажем, что греха в нас нет, мы сами себя обманываем. Вы ведь должны помнить из ранее читанного: Если скажем, что греха в нас нет, мы сами себя обманываем, и истины в нас нет (1 Ин 1:8) 1 . А дальше, напротив, слышишь: Кто рожден от Бога, не грешит; согрешающий не видел Его и не познал Его; всякий, кто творит грех, от диавола (1 Ин 3:9, 3:6, 3:8) 2 . Не бывает греха от Бога. Снова нам страшно от слов Иоанна. Как это мы рождены от Бога — и при этом признаем себя грешниками? Сказать ли нам, что мы не рождены от Бога? Но тогда каково действие этих тайнств во “младенцах” (то есть крещения в новокрещенных — С. С.)? Что сказал Иоанн? Кто рожден от Бога, тот не грешит. И сам же Иоанн сказал: Если скажем, что греха в нас нет, мы сами себя обманываем, и истины в нас нет. Вопрос большой и трудный, и я призываю ваши силы, возлюбленные, к его решению» (Ep. Io. tr. 4, 12). Озадачив таким образом свою паству, Августин приступил к решению этого вопроса на следующий день — в четверг Пасхальной недели. Исследователи давно отметили, что сталкивание двух по видимости противоречащих друг другу мест Писания (прием, к которому Августин вообще прибегает нередко) при изъяснении Первого послания Иоанна встречается особенно часто. Однако случай пятого “Рассуждения на Послание…” особенный. Во-первых, здесь сталкиваются два стиха самого толкуемого Послания (1 Ин 1:8 и 1 Ин 3:9). Во-вторых, решая это противоречие, Августин предлагает такой выход: в 1 Ин 3:9 имеется в виду лишь один грех, который не может совершить “рожденный от Бога” — это грех отсутствия любви; а ведь именно любовь, по мысли Августина, является центральной темой Послания.

http://pravmir.ru/rassuzhdeniya-na-posla...

Речи, произнесенные при выпусках воспитанников первого десятилетия Александровского военного училища Источник Предисловие Некоторые из моих бывших слушателей и лиц посторонних, высказали желание видеть напечатанными вместе напутственные слова, которые я обыкновенно произношу при выпусках воспитанников Александровского военного училища. Исполнившееся недавно десятилетие училища может представить наиболее благовременный случай к исполнению этого желания. Издаваемая мною книжка, принесет свою долю пользы, если вновь пробудит несколько добрых мыслей, в тех из тысячи слишком бывших воспитанников Александровского училища, которые сохраняют чувственное воспоминание об училище. Читатели посторонние, также может быть найдут небесполезным это издание, в виду того что разъяснение большей части вопросов, которые я старался раскрывать для своих ближайших слушателей, имеют значение и для всех интересующихся нравственными вопросами жизни и преимущественно для наших молодых, переходящих из школы в жизнь, поколений. В моих словах читатели, конечно, не найдут раскрытия нравственного вопроса жизни во всей его полноте и глубине, но я, по крайней мере, посильно и искренно старался наводить мысль молодых людей, на те стороны этого вопроса, которые требуют наибольшего внимания к себе, в виду разных недоразумений и увлечений настоящего времени. В предлагаемой книжке, помещается девять речей, по числу выпусков Александровского военного училища. Одной речи не достает в полном десятилетии училища: пятому выпуску воспитанников (в 1868 году), я не говорил речи, потому что был в то время болен. Речи печатаются без перемены, в том виде, как они напечатаны были в своё время в журнале «Православное Обозрение» только теперь к каждой речи ставится особенное заглавие – с обозначение главного предмета речи. Священник А.Иванцов-Платонов I. О нравственном воспитании в школе и в жизни Окончилось для вас время воспитания, началось время самостоятельного служения обществу. Св. Церковь , с материнскою любовью освящающая своим благословением всякую чистую радость, всякий важный шаг и успех в жизни детей своих, напутствует и ваше вступление и в жизнь общественную благословением и молитвою о благоуспешности вашего служения.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010