Разделы портала «Азбука веры» Сергей Маховиков и Лариса Шахворостова " decoding="" title="" Справка: Маховиков Сергей Анатольевич – актер, режиссер, поэт, писатель, автор музыки и песен к нескольким телевизионным фильмам. Снялся в фильмах «Простодушный», «Золотое дно», «Инструктор», «Сармат», «Громовы», «Слепой», «Слепой 2» и др. Шахворостова Лариса Анатольевна – актриса. Вела программы «Утро делового человека», «Деловая хроника» на телевидении. Снялась в фильмах «Слуга», «Царь Иван Грозный», «Маэстро вор», «Ехай», «По ту сторону волков», «Бедная Настя», «Участок», «Заколдованный участок», «Громовы», «Гибель империи» и др. – Первый шаг на пути воцерковления многие люди делают после разного рода потрясений: тяжелой болезни, потери близкого человека, иных трагических событий. Других приводит в Церковь простое любопытство, а для кого-то это является результатом трудных и долгих духовных поисков. Наконец, кто-то просто крестится «на всякий случай». А что привело каждого из вас в Церковь? Сергей Маховиков: Любой здравомыслящий человек временами пересматривает свою жизненную позицию для того, чтобы убедиться, на правильном ли пути он находится. В связи с этим эта позиция может меняться. И в этом смысле я ничем не отличаюсь от большинства моих соотечественников. Но к Православию мое отношение незыблемое. Я крестился не «на всякий случай», и не для моды, как это, к сожалению, случается до сих пор. Мой выбор был обдуманным и целенаправленным. И оглядываясь назад, я вижу, что мой приход в Церковь был предопределен. Как будто Кто-то взял меня за руку, и все эти годы осторожно вел к Вере. Мои бабушка и дедушка были глубоко верующими людьми. Они ходили в церковь, исправно исполняли утреннее и вечернее молитвенное правило для мирян. Мои родители тоже крещены в Православной Церкви, но о том, что они христиане мама и папа (у которого, кстати, в роду было много священников) никому не говорили. Давайте вспомним, какое это было время. Еще каких-то 15–20 лет назад, в конце 80х, если кто-то и говорил о вере в Бога, о Православной Церкви, то с оглядкой. А что уж говорить о более дальних временах. Люди были напуганы атеистической властью. Поэтому родители не ходили на воскресные службы, в доме не было икон . Но в Бога они верили.

http://azbyka.ru/way/my-ljubim-drug-drug...

Любопытный случай из своей детской жизни рассказала слушательница одного нашего доклада. Она росла вместе с своим братом и в их спальной комнате была икона святителя Николая, пред которой они молились Богу утром и вечером. Однажды пришел к ним дядя и в своем разговоре поколебал веру мальчика в то, что икона, пред которой они молятся, Бог. Вероятно, дядя говорил, что икона, которая у вас в спальне висит, не Бог, сотворивший мир, что святой, изображенный на иконе, есть только слуга Божий. Кто бы стал обвинять за такой разговор дядю, со своей стороны он, казалось, сделал доброе дело, — пополнил сведения мальчика о существенно важном предмете, внес некоторый свет для понимания рассказа о сотворении мира. Что же, однако, вышло из этого? Настал вечер, дети пошли спать. Сестра Богу помолилась, а брат от молитвы уклонился. Утром сестра стала на молитву, а брат все медлил. «Отчего ты Богу не молишься»? спросила мать. — «Я не могу этому Богу молиться, дядя сказал, что это не Бог», был ответ мальчика. Напрасно мать старалась рассеять сомнение семилетнего сынишки, его детская мысль не могла еще разобраться в богословских тонкостях о том, кто такое Бог и кто такое славный угодник Божий. Сын продолжал упорствовать, и матери пришлось прибегнуть к угрозе. Быть наказанным малютке было неприятно, да и поступиться правдой, как уверен был он, не хотелось, вот он и придумал для себя такой компромисс. Во избежание наказания и из послушания став на молитву, как и всегда, пред иконой святителя Николая, он молился: Не Господи помилуй… Не Богородице Дева радуйся… Такая внутренняя борьба продолжалась у ребенка несколько времени, пока привычка не сделала своего и пока запавшая в голову мысль не выветрилась. Этот случай не только подтверждает нашу мысль о содержании священных изображений в детской, но и показывает, что не всякий разговор взрослых о предметах веры и нравственности христианской бывает детям полезен, и, стало быть, как погрешают те, которые отрывочными беседами или даже только разговорами да примером хотят ограничить все дело религиозного воспитания детей в первом возрасте. Нет, други, чтобы освободить детей от всевозможных, подобных приведенному в рассказе, сомнений, колебаний и волнений, чтоб оградить их от суеверных религиозных представлений, которые помимо воли родителей проникают к ним от нянь, прислуги и сверстников, необходимо сообщение детям самых начальных сведений о жизни и вере христианской, хотя бы в размерах той программы, которая приведена ниже.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2293...

Пятый день. Поучение 2-е. Обретение мощей преподобного Сергия, Радонежского чудотворца. (Уроки из его жизни: а) смирение; б) неразлучность славы с добродетелью; в) не должно судить о людях по внешнему виду и г) с трудами телесными совместимы подвиги духовные). I. Жизнь святых Божиих человеков достойна подражания во всех отношениях. В ней всякий случай, всякое обстоятельство, каждое происшествие в высокой степени поучительно. У угодников Божиих и мысли возвышенны, и чувствования святы, и желания непорочны, и действия безукоризненны, и беседы назидательны, и обхождение примерно. Для большей очевидности всего сказанного возьмем из жизни ублажаемого ныне церковию преподобного и богоносного отца нашего Сергия хотя одно какое-либо обстоятельство. Всю его жизнь вдруг проследить и не позволит время, и не достанет сил наших. Вот случай в жизни преподобного Сергия, более других близкий к нам, слушатели, и по содержанию и по назиданию: в одно время к угоднику Божию в обитель пришел издалека сельский житель, чтобы увидеть праведника и принять от него благословение. Слух о добродетелях и чудотворениях святого Сергия вызвал его на столь далекий путь. Во время прихода селянина в обитель, человек Божий возделывал землю в саду своем. Будучи извещен о пришельце, он велел допустить его к себе. Крестьянин, видя человека, слишком просто одетого и копающего гряды, не мог вообразить, чтобы это был столь славный Сергий, и подумал, что в насмешку ему, вместо святого, указали простого работника. Он возвратился в монастырь и вторично спросил, где преподобный Сергий? Сколько ни уверяли его, что, будучи в саду, он видел его, тот не хотел и слушать. Между тем угодник Божий вышел из сада. Крестьянин, гнушаясь им, отворотился в сторону, и не хотел взглянуть на него. «Какой труд предпринял я, и по напрасну! думал он. Я пришел для великого пророка, надеялся увидеть славу его, но чтож вижу? – нищаго». Святый игумен узнал его мысли и возблагодарил Бога, ибо как горделивец восхищается славою и честию, так смиренномудрый радуется уничижению. Он взял пришельца за руку, увел в свою келью и поставил пред ним пищу и питие. «Не печалься, добрый человек, сказал он, ты вскоре увидишь Сергия».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Разделы портала «Азбука веры» ( 27  голосов:  4.6 из  5) На случай, который я расскажу ниже, могут существовать только две точки зрения: автору можно поверить или не верить. Автору очень хочется, чтобы ему поверили. Автор думает, что читателя тронет это желание, потому что обыкновенно всякому автору в глубокой степени безразлично – верит ему читатель или нет. Писатель палец о палец не ударит, чтобы заслужить безусловное доверие читателя. Автор же нижеописанного в отдельном абзаце постарается привести некоторые доказательства тому, что весь рассказ не выдумка, а действительный случай. Именно – автор дает честное слово. Глава I Однажды, в конце Великого поста, в наш город привезли новый медный колокол и повесили его на самом почетном месте в соборной колокольне. О колоколе говорили, что он невелик, но звучит так прекрасно, что всякий слышавший умиляется душой и плачет от раскаяния, если совершил что-нибудь скверное. Впрочем, и неудивительно, что про колокол ходили такие слухи: он был отлит на заводе по предсмертному завещанию и на средства одного маститого верующего беллетриста, весь век писавшего пасхальные и рождественские рассказы, герои которых раскаивались в своих преступлениях при первом звуке праздничных колоколов. Таким образом, писатель как бы воздвиг памятник своему кормильцу и поильцу – и отблагодарил его. Глава II Едва запели певчие в Великую ночь: «Христос воскресе из мертвых…», как колокол, управляемый опытной рукой пономаря, вздрогнул и залился негромким радостным звоном. Семейство инспектора страхового общества Холмушина сидело в столовой в ожидании свяченого кулича, потому что погода была дождливая и никто, кроме прислуги, не рискнул пойти в церковь. Услышав звук колокола, инспектор поднял голову и сказал, обращаясь к жене: – Да! Забыл совсем тебе сказать: ведь я нахожусь в незаконной связи с гувернанткой наших детей, девицей Верой Кознаковой. Ты уж извини меня, пожалуйста! Сидевшая тут же гувернантка прислушалась к звону колокола, вспыхнула до корней волос и возразила:

http://azbyka.ru/fiction/rasskaz-o-kolok...

Разделы портала «Азбука веры» Фэн-шуй, астрология, оккультизм, любовный приворот, целительство Елена Костандис Кафедра научного суеверия " decoding="" title="" > ( 4  голоса:  5.0 из  5) Полтора десятка лет назад некий пожилой мужчина спросил меня, действительно ли я верю в то, что после смерти душа не умирает и что с наступлением физической смерти жизнь не заканчивается. А получив мой утвердительный ответ, он произнес тихо: «А я вот не верю. Для меня смерть – это конец всему. И так мне от этого плохо…». В его голосе было столько тоски, а во взгляде – такая беспредельная мука, что сердце сжалось от боли за него. Этот человек прожил богатую событиями, делами и мирскими благами жизнь – жизнь пеструю, разнообразную, куда более интересную внешними событиями, чем моя; жизнь, про которую принято говорить, что она удалась. Но на момент нашего разговора он был болен раком, а перед этим диагнозом равны все – он одинаково слеп и беспощаден к верующим и к атеистам. Тот мужчина скончался через два года от своей болезни, и я, вспоминая его, думаю: что же ощущал он в последние минуты перед смертью? О чем думал? Что сопровождало его в последний земной путь? Ведь он твердо был убежден, что с моментом физической смерти заканчивается всё. Однако это для меня случай уникальный. Мой собеседник, по крайней мере, был абсолютно цельным в своих убеждениях. Он называл себя атеистом, и он таковым был. Значительная же часть людей, которые гордо заявляли мне, что не верят в Бога, в дальнейшей беседе бормотала скороговоркой: «Нет, ну что-то там такое есть… Но в Бога я не верю и в церковь не пойду!». «У нас свободная страна, и каждый делает, что хочет», — часто повторяет в шутку мой муж. Я ничего не могу на это возразить: страна действительно свободная. Меня интересует другой момент: а во что именно верят люди, которые не верят в Бога, но при этом не отрицают существование «чего-то там». Я сейчас сознательно не собираюсь затрагивать тему оккультизма в Православии – тема эта настолько велика, что напиши отец Андрей Кураев еще десяток столь же великолепных книг, исчерпана тема все равно не будет. Образ тетушки, которая в газетном ларьке покупает сонник, книжку Елены Рерих и календарь с чудотворными иконами, вечен, к сожалению. Он пришел к нам из русских сказок, записанных Афанасьевым (помните, как бабушка стала ставить две свечки – одну для Георгия Победоносца и одну для змия, «на всякий случай»), и оказался очень жизненным. Можно возмущаться этим, и, подобно Сигизмунду фон Герберштейну, сомневаться, в достаточной ли мере русские — христиане. И тут же в двадцатый раз задавать на сайте вопрос настоятелю Татианинского храма, что делать, если кольцо упало на пол и как уберечь младенца от сглаза.

http://sueverie.net/kafedra-nauchnogo-su...

Сидим мы летним вечером у костра, печём картошку, а капитан второго ранга, приехавший в Оптину пустынь из Владивостока, рассказывает свою историю: – Каждый отпуск мы с женой ездили в Крым, но сначала заезжали в Псково-Печерский монастырь к своему духовному отцу Иоанну (Крестьянкину). Приезжаем однажды в монастырь, а там с грузовика гуманитарную помощь раздают – большие такие коробки, тяжёлые. Взял и я для себя коробку. Иду с ней по монастырю, а батюшка Иоанн увидел меня в окно и машет рукой, приглашая зайти к нему. Захожу к нему в келью с коробкой в руках. А батюшка спрашивает: – Ты что, нищий? – Нет, батюшка, хорошо зарабатываю. Машину новую недавно купил. – Так почему ты берёшь чужое – то, что предназначено больным и нищим? Открой коробку. Открыл я коробку и ахнул – там одни булыжники. – А теперь, – говорит батюшка, – иди и отдай эту коробку первому встречному нищему. Вышел капитан от батюшки, и первой ему встретилась нищенка Шурочка. А Шурочка – дитя разумом, на голове вмятина, один глаз вылез из-под век, и глазное яблоко как шишка торчит. Но более бесстрашного человека я ещё не встречала. Шурочка не боится в мороз и зной жить под открытым небом, хотя её регулярно приглашают к себе домой православные, уговаривая пожить у них. А Шурочка поживёт у них день-другой и убегает. Почему-то ей надо сидеть у церкви и просить милостыню – хотя какая милостыня, если Шурочка ничего не понимает в деньгах и ценит лишь фантики от конфет? Мальчишки отберут у неё, бывало, деньги, а Шурочка лишь равнодушно посмотрит вслед. Но стоит кому-то посягнуть на её фантики, как Шурочка хватает камень и бросается на обидчика. Отдал капитан коробку Шурочке и на всякий случай отбежал подальше: вдруг запустит в него булыжником? С неё станется. А Шурочка открыла коробку и заулыбалась от счастья: в коробке сыр, сервелат, сгущёнка, а главное – конфеты в нарядных фантиках. – Никогда бы не поверил, если бы не увидел всё своими глазами, – закончил свой рассказ капитан. – Для Бога невозможного нет, – сказал послушник из Н-ского монастыря, приехавший в Оптину пустынь на совет к старцу. – Помните, что сказано в притчах: «Благотворящий нищему даёт взаймы Господу». Вот у нас в монастыре был любопытный случай в этой связи.

http://pravoslavie.ru/37418.html

Л. Анисов V глава Дорога на Северную столицу была ужасна и опасна. Кто из путешественников не слышал тогда о Муромских дебрях и скрывающихся в них разбойниках! Богатые, разумеется, не испытывали таких душевных потрясений, как бедные; они ездили большим поездом, но все-таки с беспокойством. Собираясь в дальнюю дорогу, служили напутственные молебны, иные предварительно писали духовные на всякий случай. Дороги были безлюдны, селения на них отстояли одно от другого на большом расстоянии. В одном из таких селений, Чашниково 36 , что в сорока верстах от Москвы, и родился 29 июня 1737 года будущий митрополит Платон. Всякий раз, проезжая через него, иеромонах с интересом вглядывался в знакомые места. Сколько с ними было связано! В местной церкви служил скромным причетником отец – Георгий Денисов. Был он, как писал позже Платон, «свойства горячего, но простосердечного и откровенного, лести не знающий, также не корыстолюбив, особливо низшим образом корысть приобретать почитал противным и в других предосудительным». В этой же церкви крестили Платона. По желанию отца, в святом крещении нарекли младенца Петром, так как родился он в день великих учителей Церкви Петра и Павла. К слову, радость отца, когда сообщили ему о рождении сына, была столь велика, что он бросил звонить в колокола и кинулся домой «узреть родившегося». Не сразу поняли односельчане, отчего это вдруг перестали звонить к заутрене. Не дожил батюшка до той поры, когда стало известно, что сын его выбран в законоучители к государю наследнику. А как бы порадовался тому! Последний раз Платон видел отца незадолго до его смерти. Умер батюшка, можно сказать, от радости, после долгожданной и внезапной встречи с сыном. Ее описал Снегирев: «Платон был уже ректором семинарии, или, как полагают современные ему старожилы, архиепископом Тверским и ехал в Москву; на Лубянке ему попался отец его, который шел и, по обыкновению своему, разговаривал сам с собою. Платон велел кучеру остановиться и стал звать к себе родителя. Старик, выведенный из своей задумчивости, удивился и обрадовался, но тут же почувствовал боль в боку; пришедши домой, он все твердил о сыне своем Платоне, лег уснуть и более не вставал» 37 . Случилось это в 1760 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

Приятно видеть вас братие всякий раз, когда вы собираетесь сюда – в храм Божий – в особенно многочисленном и избранном обществе. Когда мы выходим к вам в этих случаях с словом поучения, в нас естественно возникает желание сказать вам что-нибудь наиболее жизненное, наиболее вас касающееся и прямо к вам относящееся. Нам представляется, что, задаваясь такими целями, мы идем навстречу вашим собственным желаниям и ожиданиям; ибо что за интерес вращаться в области отвлеченных и общих, хотя и назидательных, вопросов, которые, конечно, никого не затронут, но, разумеется, и пользы никому не принесут? При всем том мы откровенно должны сознаться, что, понимая всю важность и серьезность проповеднической задачи, мы чувствуем однако же некоторое смущение всякий раз, когда приходится исполнять эту задачу; потому что чем более жизни и прямоты в проповедническом слове, тем более есть опасности, что оно не будет приятно. Нас могут упрекнуть, отчасти мы даже и испытали эти упреки, будто бы мы касаемся таких вещей, которые не имеют прямого к нам отношения, т. е. проще сказать вмешиваемся в чужие дела и мелочи житейские. На случай таких упреков просим вас убедительно отделять нашу скромную проповедническую личность от священного и всеобязательного голоса церкви, которой мы лишь смиренные служители и послушники. Мы говорим только то, что могла бы сказать вам она. Чего же она не должна говорить вам, и есть ли такая мелочь, которой она могла бы не коснуться, если эта мелочь имеет связь с делом вашего нравственного преуспеяния? Вот и теперь мы именно хотим повести беседу об одной из таких мелочей. Мелочь эта – карты, вот те самые, в которые играют, которые стали таким обыкновенным, любимым и всеобщим занятием в часы досуга и безделья, и которые подчас так много поглощают у людей их делового и драгоценного времени! Карты, как странно звучит это слово под сводами храма Господня, оглашаемого священными песнями и молитвами! Но что делать, когда есть нужда говорить об них, когда эта мелочь сказывается далеко не ничтожными последствиями в нашей общественной и нравственно-религиозной жизни. Уделите же нам несколько минут вашего внимания!...

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

4 апреля. Саппоро не похож на Токио: небольшой город с полуторамиллионным населением живет тихой и неспешной жизнью. Никто никуда особенно не торопится, люди ходят по улицам не спеша, а в учреждениях и магазинах рады, если вдруг покупатель или клиент забудет про официальный стиль и по-человечески захочет продолжить разговор, что-то узнать, поделиться чем-то личным. В этом есть сходство со многими небольшими западноевропейскими, американскими или ближневосточными городами. Полтора миллиона – это для москвича, конечно же, не мегаполис. 6 апреля. Великая пятница. Очень хочется увидеть православную церковь Саппоро и пойти и на царские часы, и на вынос плащаницы, и на чин погребения. Утром с трудом размыкаю глаза под звон будильника в 8 утра и в бессилии продолжаю спать дальше. Третья ночь в Японии, а все еще трудно привыкнуть к местному времени, отличающемуся от московского на пять часов. Да еще жуткий холод и сильная простуда дают о себе знать: ночью в старом университетском общежитии не топят, а погода стоит все еще зимняя. Днем, по совету своего профессора-католика, звоню в храм уточнить расписание. Жду, что, как принято в Японии, на другом конце провода мне представятся и скажут, что это церковь, но различаю лишь одно слово: «Алло». Со страхом спрашиваю: «Это православная церковь Саппоро? А когда сегодня вечером богослужение?» «Сегодня нет обычного богослужения вечером, – с разочарованием слышу в ответ. – Днем в 12 вынос плащаницы». «Вот как», – печально отвечаю своему собеседнику. «А в пять часов будет служба, чин погребения», – продолжает далекий голос. «Правда?! – уже радостно переспрашиваю и на всякий случай все еще раз уточняю: – Значит вечером, в пять?» Быстро обследовав округу, забегаю в университет показать часть оформленных бумаг и пообедать в дешевой столовой. Затем покупаю билет в Хакодатэ на завтрашнее утро: подруга-японка пригласила отпраздновать Пасху вместе с их приходом. Православный храм в Саппоро расположен на окраине города – последняя остановка одной из веток метро, совсем рядом с Олимпийским спортивным центром.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации В. Петрушко. Русская Церковь при Патриархе Иосифе. Часть I В. Петрушко. Курс лекций по истории русской Церкви Патриарх Иоасаф I скончался 28 ноября 1640 г. Однако его преемник на Патриаршестве был избран только спустя почти полтора года. Причина такого промедления не вполне ясна. Избрание нового Патриарха было довольно необычным для Русской Церкви: на сей раз его действительно, а не формально избирали из 6 кандидатов, предложенных царем Михаилом Феодоровичем. Избрание нового Предстоятеля Русской Церкви происходило 20 марта 1642 г. Собравшиеся в Москве русские архиереи по приказу царя написали 6 жребиев. Кандидатами, которых назвал сам государь, стали два архиепископа – Серапион Суздальский и Пахомий Астраханский, архимандрит Московского Симонова монастыря Иосиф и три игумена – Соловецкий Спасо-Преображенский Маркелл, Московский Богоявленский Иона и Псковский Святогорский Макарий. Жребии были опечатаны и отправлены в Успенский собор. Сначала три из них были положены в панагию перед Владимирской иконой Пресвятой Богородицы. После молебна один из них был вынут. Затем то же самое повторили еще с тремя жребиями. Затем два вынутых жребия были вновь положены перед иконой, и после третьего молебна вынут один, который нераспечатанным отнесли к государю. Михаил Феодорович распечатал его и возвестил имя нового Патриарха. Им стал Симоновский архимандрит Иосиф. Позже, в 1917 г. практически тем же самым образом будет избран на Патриаршество и св. Тихон (Беллавин). После Патриаршества кроткого и мудрого Иоасафа I и стабилизации нового типа взаимоотношений Церкви и государства, с усилением последнего, царь Михаил уже не опасался чрезмерного усиления Предстоятеля Церкви, подобного тому, которое имело место при Филарете. Вероятно, именно по этой причине и было допущено реальное избрание нового Патриарха, а не его традиционное назначение по указу государя, как бывало прежде. И тем не менее, на всякий случай Михаил Феодорович продемонстрировал новому Патриарху, что он хотя и Предстоятель Русской Церкви, но все же является подданным царя: государь не стал после интронизации Иосифа целовать его руку и клобук, как это делалось ранее.

http://sedmitza.ru/lib/text/436317/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010