Хоры базилики аббатства Монте-Кассино. Фотография. Нач. XX в. Хоры базилики аббатства Монте-Кассино. Фотография. Нач. XX в. В 1880 г. в М.-К. состоялось празднование 1400-летия рождения св. Бенедикта, призванное стать символом возрождения бенедиктинского монашества (см.: Leccisotti T. Cento anni fa//Monastica. 1981-1984. Vol. 1. P. 11-117). Во время подготовки к торжествам в мон-ре впервые проводились археологические раскопки с целью найти следы построек эпохи св. Бенедикта. Под юго-зап. корпусом, известным как «Торретта» (итал.- «башенка»), были обнаружены остатки средневек. ц. св. Мартина и др. зданий (см.: Morin. 1908. P. 278-303). Тогда же в корпусе устроили памятные капеллы и символическую келью св. Бенедикта. При аббате Бонифации Марии Круге (1897-1909) художники, мозаичисты и скульпторы из мон-ря Бойрон выполнили оформление крипты под базиликой (освящена в 1913). Кассино после бомбежки. Фотография. 1944 г. Кассино после бомбежки. Фотография. 1944 г. Центральный неф базилики аббатства Монте-Кассино Ко времени избрания аббата Грегорио Диамаре (1909-1945) в М.-К. подвизались 37 монахов и 30 братьев-мирян. В 1929 г. состоялись торжества в честь 1400-летия основания мон-ря. Во время второй мировой войны немецкие войска под командованием А. Кессельринга укрепили горную местность вокруг М.-К., включив ее в оборонительную «линию Густава». Кессельринг запретил использовать монастырь в качестве опорного пункта и оказал монахам помощь в эвакуации б-ки, архива и ценностей. Войска союзников под рук. генералов Х. Александера и М. У. Кларка подошли к мон-рю в янв. 1944 г. и в тяжелом сражении были остановлены. Союзное командование пришло к ошибочному выводу, что немцы разместили в монастыре сильную огневую позицию. В результате бомбежки 15 февр. 1944 г. здания аббатства были почти полностью уничтожены, погибли неск. сотен укрывшихся там беженцев; нем. позиции не пострадали. Когда оставшиеся монахи покинули руины мон-ря, немцы устроили в них опорный пункт обороны. Не добившись успеха, через месяц союзники подвергли бомбежке и обстрелу г. Кассино, где также начались ожесточенные бои. Лишь в мае 1944 г. ценой огромных потерь 2-й Польский корпус захватил немецкую укрепленную позицию в М.-К. (см.: La distruzione. 1950). Целесообразность действий союзного командования, которые привели к гибели большого количества культурных ценностей, до наст. времени остается предметом полемики (см., напр.: Bloch. 1976). В 1945 г. началась реконструкция архитектурного ансамбля М.-К. на средства итальянского правительства и на пожертвования, собранные по призыву папы Римского Пия XII (энциклика «Fulgens radiatur» от 21 марта 1947). Работы проводились под рук. мон. Анджело Пантони, который с 1934 г. изучал архитектуру и археологию мон-ря. Восстановление М.-К. было завершено в 1964 г., когда папа Павел VI провозгласил св. Бенедикта покровителем Европы (24 окт.) и освятил монастырскую базилику (25 окт.) (подробнее см.: Breccia Fratadocchi. 2014).

http://pravenc.ru/text/2564138.html

св. Апостолов в К-поле), а также решением одних и тех же задач, напр. соединения в одном здании литургических и символико-мемориальных функций, т. е. задачи соединения Б. с мартирием. Но различия в литургической и культурной традициях и условиях строительства привели к тому, что пути и методы решения сходных задач с V в. стали реализовываться по-разному, что привело к сложению 2 самостоятельных типов христ. архитектуры. Византия и Восток (VI-XV вв.) Базилика вмч. Димитрия в Фессалонике. V в. Фотография. 20-е гг. ХХ в. Базилика вмч. Димитрия в Фессалонике. V в. Фотография. 20-е гг. ХХ в. В IV-VI вв. на визант. территориях в Греции, на островах Вост. Средиземноморья, в М. Азии и на Ближ. Востоке, прежде всего в Св. земле, было возведено огромное количество трехнефных (реже пятинефных) Б. стандартной композиции с нартексом, экзонартексом и атрием по продольной оси. Однако уже они обладали рядом особых свойств: в вост. части Византии Б., как правило, были менее вытянутыми, их чаще строили без клерестория и перекрывали сводом (сохраняя, однако, главный неф повышенным по отношению к боковым); чаще окружали галереями с 3 сторон (ц. св. Феодора Студита в К-поле), дополняли нартексом и атрием (ц. Ахиропиитос в Фессалонике, 450-470). Среди сохранившихся ярких примеров вост. Б.- пятинефная ц. св. Димитрия в Фессалонике, сер. V - нач. VI в. С кон. IV в. заметно проникновение элементов Б. вост. типа на Запад, прежде всего в подверженную визант. влиянию Италию. Одним из важнейших образцов для европ. Б. раннего средневековья стала крестообразная ц. св. Апостолов в Милане (Сан-Надзаро), ок. 382 г., с длинным «коридорчатым» нефом, пересеченным протяженным трансептом и заканчивающимся полукруглой апсидой. Этот восходивший к ц. св. Апостолов в К-поле план был повторен в увеличенном виде в Сан-Симпличиано (Милан), кон. IV в., и в Санта-Кроче (Равенна), 1-я пол. V в., а также в дальнейшем неоднократно использовался зап. архитекторами. В трехнефной Б. Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне, имеющей стандартное композиционное решение, вост.

http://pravenc.ru/text/77368.html

Базилика св. равноап. имп. Константина в Трире. Ок. 310 г. Фотография. XX в. Базилика св. равноап. имп. Константина в Трире. Ок. 310 г. Фотография. XX в. Место Б. с их обширным и единым пространством заняли храмы меньшего размера, рассчитанные на небольшие группы молящихся, с фрагментарным, поделенным на отдельные ячейки интерьером. Так, в Испании вестготы модифицировали Б. в центричные миниатюрные здания с планом типа «греческого креста» и боковыми помещениями в коротком трансепте (ц. в Баньос-де-Серрато, 661); в перекрытиях начали использовать коробовые своды, центр здания мог быть отмечен их пересечением (ц. Сан-Педро де ла Наве). Строительство таких храмов было вызвано не только собственно западноевроп. процессами, но и усилившимся к тому времени визант. влиянием в Испании. Своеобразные базиликальные храмы строили и в Англии (кентская группа, построенная до обращения англосаксов, напр. церкви в Рекалвере, 699, и еп. Уилфреда в Хексеме, 672-678, и др.). Тем не менее в VI-VII вв. возведение Б. было редким явлением и возникла опасность их полного исчезновения как архитектурного типа. Однако во 2-й пол. VIII в. одним из важнейших элементов каролингского Ренессанса стало возрождение «большой формы» в архитектуре. Грандиозное по массовости строительство соборов в городах и мон-рях было ориентировано на рим. традицию и на раннехрист. святыни, особенно связанные с именем имп. Константина Великого. В этих условиях Б. была вновь востребована, и создание нового типа базиликального храма (прежде всего монастырского) стало главным достижением каролингской архитектуры. Отчасти вернулись к ранним решениям, но усложнение богослужения, потребность в дополнительных алтарях и организация поклонения мощам стали основными стимулами формирования Б. нового типа. Б. мон-ря в Фульде (90-е гг. VIII в.- 819) имела в качестве образца рим. собор Сан-Пьетро: как и там, в этой церкви огромный трансепт отделял зап. апсиду, где хранились мощи св. Бонифация, в результате чего появились 2 алтарных полукружия, на востоке и западе, и клуатр-атрий к западу.

http://pravenc.ru/text/77368.html

Церковь во имя ап. Павла в Обухове. 1804–1826 гг. Архит. А. Д. Захаров. Фотография. 10-е гг. ХХ в. Церковь во имя ап. Павла в Обухове. 1804–1826 гг. Архит. А. Д. Захаров. Фотография. 10-е гг. ХХ в. Предположительно ок. 1803 г. по поручению вдовствующей имп. Марии Феодоровны З. выполнил 2 варианта проекта памятника-мавзолея имп. Павлу I для парка в Павловске (сохр. чертежи; в 1805-1810 Ж. Ф. Тома де Томон осуществил проект) в романтическом стиле, с обилием скульптур, пышным убранством интерьера и эффектной театрализацией в духе времени. В 1-м варианте З. предполагал поставить при входе 2 жертвенника по образу егип. пирамид. Во 2-м проекте он вписал пространство ротонды мавзолея в куб с дорическим портиком. Собор во имя ап. Андрея Первозванного в Кронштадте. 1806–1817 гг. Архит. А. Д. Захаров. Фотография. 10-е гг. ХХ в. Собор во имя ап. Андрея Первозванного в Кронштадте. 1806–1817 гг. Архит. А. Д. Захаров. Фотография. 10-е гг. ХХ в. Основной вклад З. в церковную архитектуру связан с разработкой типа монументальной купольной базилики, восходящего к парижскому Пантеону (ц. св. Женевьевы, 1757-1790, архит. Ж. Ж. Суффло) и одновременно к Троицкому собору Александро-Невской лавры (1778-1790, архит. И. Е. Старов). В янв. 1801 г. имп. Павлом I был утвержден выполненный З. проект церкви при Обуховском сталелитейном заводе (бывш. Александровской мануфактуре), которая должна была иметь сходство с Троицким собором. Сходство обнаруживается в типологии и в деталях (напр., в формах купольной ротонды с полуколоннами, входного 6-колонного портика). В 1-м варианте проекта церковь во многом напоминала собор Александро-Невской лавры, имеющий парные башни на зап. фасаде. По указанию императора проект был переработан: вместо парных башен появились 2 звонницы по сторонам аттика паперти. Избранная З. тема базилики с доминантой «римского» купола была актуальной в свете утопических проектов имп. Павла вернуть единство христианству. Строительство церкви было начато в 1804 г.; в память имп. Павла I было решено освятить церковь во имя ап. Павла. Работами руководил архит. Г. П. Пильников; вскоре они были приостановлены и возобновлены только в 1817 г. Недостроенный храм по техническим причинам разобрали и начали строить заново по проекту З. При этом возникли сложности из-за отсутствия полного комплекта чертежей и детальных планов; доработкой занимался архит. Н. А. Анисимов, спроектировавший интерьер и боковые фасады церкви. Храм был освящен в 1826 г. (уничтожен в 1930).

http://pravenc.ru/text/182717.html

Севастополь. Национальный заповедник " Херсонес Таврический " . Неизвестная церковь. Базилика 1935 года Церковь. Не действует.   Год постройки:приблизительно 600 - 699. Адрес: Россия, Севастополь, ул. Древняя, 1, историко-археологический заповедник " Херсонес Таврический " . Координаты: 44.612375, 33.490228 Вопрос модератора :Неизвестно в честь какого святого/праздника был освящен храм. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Эти белые колонны на фоне моря - непременная иллюстрация рассказа о Херсонесе. К сожалению, никому сегодня не известно, как именовался этот христианский храм в средневековом Херсонесе, а потому называется он по году открытия раскопками Г.Д. Белова в 1935 году. В названии отражен также и архитектурный тип храма - базилика. Подобно другим базиликам Херсонеса она представляла собой прямоугольное в плане здание с восточным полукруглым выступом - апсидой. Внутреннее пространство храма разделялось на три части - нефа - продольными рядами колонн (по шесть в каждом). Размеры здания по центральным осям - 32,5 х 18,5 м, средний неф был вымощен мраморными плитами, боковые нефы выложены мозаикой; стены украшала фресковая роспись, в настоящее время выставленная для обозрения в экспозиции византийской истории Херсонеса (реконструкция Л. Г. Колесниковой). Базилика имела два притвора - внутренний и внешний. Исследованиями установлено, что базилика была построена, вероятно, в VI в. на месте более раннего храма V в., в Х в. разрушена, а на месте ее среднего нефа была сооружена небольшая часовня. Впрочем, научные споры о времени сооружения и о назначении различных построек на этом месте, продолжаются до сих пор. Самый узнаваемый памятник Херсонеса продолжает оставаться одним из самых загадочных. Высказывается, например, предположение о существовании здесь в позднеантичный период иудейского молитвенного дома - синагоги. Еще одна гипотеза продиктована находками в среднем нефе, вымощенном мраморными плитами. При раскопках плиты были сняты и перевернуты: оказалось, что они представляют собой крупные обломки саркофагов римского времени с рельефными изображениями языческих богов и героев, сцен заупокойной трапезы и т.д. Возможно, саркофаги были установлены в мавзолее, где хоронили представителей знатных семейств Херсонеса. Сегодня эти рельефы можно видеть в античной экспозиции.

http://sobory.ru/article/?object=16463

Д.В. Айналов § VI. Базилика на восточном берегу (Общий план 36) На восточном, чрезвычайно крутом и обрывистом берегу раскопками Одесского Общества 1877–78 годов открыть новый чрезвычайно важный для сравнения с предыдущими комплексом сооружений 38 . К сожалению, раскопки эти не были своевременно описаны и у нас нет никакого объяснительного текста к планам Общества, здесь издаваемым. На этих планах подробно обозначены развалины занимающего нас комплекса сооружений. План 1876–77 годов в немногих и несущественных чертах разнится от плана 1878–79–80 годов, и потому оба могут вполне руководить при описаны развалин, находящихся в настоящее время в крайнем упадке. Центральную часть всего комплекса сооружений, открытых в этом месте, представляет базилика, заканчивающая собою на берегу моря главную улицу, идущую от храмов, расположенных в центре города и от нового храма св. Владимира. Эта улица, очищенная раскопками Одесского Общества 39 , обозначена на общем плане (рис. 1 и 20) и хорошо представлена на прилагаемой фотографии (рис. 35). Впереди базилики была площадь, между тем, как Уваровская базилика, выходила западным фасадом на одну из боковых улиц. Рис. 35. Вид главной улицы Длина базилики с абсидой и притвором более 15 саж., ширина 8 саж. 2 арш. Абсида была гранная (очевидно, пятигранная), заплечья ровные. Слева непосредственно к северному плечу базилики примыкает небольшая часовня со входом, ведущим в северный неф базилики. К этой часовне примыкает крестообразное сооружение с гробницами. Из южного перекрестья его вел ход в часовню. Главный вход в крестообразное сооружение показан в северном перекрестье его со стороны площади. Между абсидой часовни и абсидой базилики находилось какое-то небольшое помещение, крайние части которого, как и абсиды базилики, показаны обрушившимися в море. Повторение плана северной части базилики, открытой на северо-западном берегу и описанной в параграфе V, здесь несомненно. Там и здесь одинаково расположены по отношению к базилике как часовня 40 с абсидой, так и крестообразное сооружение.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

К этому следует добавить могилы, устроенные позже остальных в одноапсидной церквушке-приделе («часовне B») с мозаичным полом на восточной оконечности южной «галереи» базилики 665 . Интерпретировать это сооружение как скевофилакий едва ли возможно, поскольку «часовня В» имела в алтарной апсиде самостоятельный престол в виде остатка толстой мраморной колонны с положенной сверху крышкой и не была синхронна баптистерию («часовне Б»), а возникла не ранее IX в., судя по ее гробницам с многоярусными захоронениями и характерному каменному кресту в круге, установленному в алтаре в нише 666 . Усыпальницы были расположены не только под полом, но и выше уровня пола, выложены из хорошо отесанных плит в виде саркофагообразного ящика с каменной плитой-крышкой, что видно на фотографии из отчета Κ. К. Косцюшко-Валюжинича 667 . Следовательно, наземные могилы служили предметом почитания, а сама особая придельная церковь в оконечности «галереи» Западной базилики являлась местом мемориального культа и проведения ритуала евхаристии. Одновременно она несла кладбищенские функции для видных членов паройкии, гробницы которых располагались под полом «часовни В», даже под ее западной стеной и ничем не были отмечены 668 . Впрочем, наличие в церквах захоронений, даже чтимых, привилегированных, явно сделанных с разрешения епископа, как уже указывалось, не делает их мартириями 669 . Скорее можно предположить другое: не только крестовидный кимитирий но почти все части храмового комплекса играли роль липсанотеки, подобной тем, что устраивали в монастырях как хранилища мощей умерших иноков, инокинь, как великосхимников, так и рясофоров, а также некоторых благочестивых мирян и их детей. Это вполне объяснимо, поскольку помыслы византийских монахов были особенно тесно связаны со смертью , можно сказать, они мечтали о ней, ибо для ромея смерть не являлась концом. Отсюда же проистекало стремление мирян умереть в окружении семьи, родных, совершив положенные церковные таинства, Евхаристию, более того, – даже принять постриг, взять монашеское имя и быть похороненным как рясофор, в монашеском облачении 670 . Поэтому на территории некрополя Западной базилики могли сложиться семейные усыпальницы с захоронениями тех прихожан кафоликона, ктиторов, кто из поколения в поколение особенно почитал этот монастырский храм и его святыни и кто, вместе с тем, постоянно жертвовал на «дом св. Леонтия», был его вкладчиком. Не исключено, что сам монастырь основывался как усыпальница основателей и членов их семей и предназначался для обеспечения их регулярного поминовения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Бари. Базилика святого Николая (Basilica di San Nicola). /// Объект не принадлежит Православной Церкви Церковь. Действует.   Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:Между 1087 и 1089. Ссылки:   Адрес: Largo Abate Elia, 13 70122 Bari Координаты: 41.1303, 16.8697 Проезд:От железнодорожной станции Бари идти по via Sparano - Cattedrale - via Carmine - Arco San Nicola - Piazza San Nicola. По набережной в направлении Porto - Arco San Nicola - Largo Urbano II - Piazza San Nicola. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Базилика св. Николая относится к католической церкви, находится она в старой части города, на берегу Адриатического моря. Состоит из двух храмов - верхнего и нижнего - крипты, где собственно, и установлена рака с мощами Николая Чудотворца. Возраст крипты насчитывает почти тысячу лет, верхнего храма - чуть менее. В 1087 году одному апулийскому священнику г.Бари явился во сне святитель Николай и повелел перенести его мощи в этот город. Пресвитеры и знатные горожане снарядили для этой цели три корабля и под видом торговцев отправились в путь. Эта предосторожность была предпринята, чтобы усыпить бдительность венецианцев, которые также имели намерение привезти мощи в свой город. Баряне, в составе 62-х моряков, окружным путем, через Египет и Палестину, заходя в торговые порты и ведя торговлю как простые купцы, прибыли, наконец, в Ликийскую землю, которая как и сам г. Миры, была разрушена сарацинами. Развалины храма с гробницей святителя охранялись лишь несколькими благочестивыми монахами. Моряки, не зная точного расположения гробницы, пытались подкупить монахов, предложив им триста золотых монет, но ввиду отказа, применили силу и пытки. Один из монахов, смалодушничав, выдал место захоронения. Чудесно сохранившаяся гробница белого мрамора была вскрыта, она оказалась наполненной до краев благоуханным миром. Не имея возможности взять с собой большую и тяжелую гробницу, баряне переложили мощи в заранее заготовленный ковчег и увезли с собой. Путешествие длилось двадцать дней, и 9 мая 1087 года они прибыли в Бари. Великой святыне была устроена торжественная встреча. Вначале мощи были помещены в церкви св.Евстафия. В том же году началось строительство базилики, частично разрушая, частично используя камни древнего дворца Катапана (византийского наместника г.Бари), заброшенного после захвата города норманнами и переноса столицы в г.Салерно. Стиль базилики получился смешанным - римско-норманнским. Позднейшие надстройки в стиле барокко были удалены в ходе реставрационных работ в 1925-1934 годах.

http://sobory.ru/article/?object=17475

К. Т. Медведева Памятники церковной архитектуры В. Церковь Марии-ам-Гештаде. Фотография. Кон. ХХ в. Церковь Марии-ам-Гештаде. Фотография. Кон. ХХ в. Церковь св. Карло Борромео. Фотография. Кон. ХХ в. По преданию, в 791 г. Карл Великий основал в В. ц. св. Петра, но никаких следов ее до наст. времени обнаружить не удалось. Статус самой старой из сохранившихся церквей города оспаривают 2 храма - св. Руперта и св. Стефана. Ц. св. Руперта была построена предположительно в XI в., а первое упоминание о ней относится к 1161 г. Это характерный памятник романского стиля; лучше всего сохранилась 4-угольная башня, к-рую начали строить первой и закончили последней в XV в. От романской и раннеготической эпох в В. сохранилось очень мало памятников. Самый значительный - романского периода - собор св. Стефана, главный храм города. 1-й этап его строительства продолжался с 1137 (1142?) по 1147 г. (дата освящения). Первоначально предполагалось возведение 3-нефной базилики, однако во 2-й период строительства (1240-1270) к позднероманскому стилю добавились раннеготические элементы. Собор сильно пострадал во время пожара 1258 г., поэтому единственная сохранившаяся часть позднероманского времени - зап. фасад с башнями. XIV-XVI века - готический период в истории собора св. Стефана, связанный с именами архитекторов М. Кнаба, Петера и Г. фон Прахатица, Г. Пукспаума, в сер. XVI в. строительство храма было завершено. Реставрация собора проводилась в 50-х гг. XIX в., в наст. время здание выглядит таким, каким оно было в XVI в. Практически не сохранился первоначальный вид церквей св. Михаила (XIII в.), Марии-ам-Гештаде (XIII-XIV вв.), готических церквей, построенных шотл. монахами и францисканцами, Старой ратуши на Випплингерштрасе, башни в р-не Грихенгассе (перестроены в стилях барокко и классицизм) и др. Церковь св. Петра. Фотография. Кон. ХХ в. Церковь св. Петра. Фотография. Кон. ХХ в. Церковь Вотивкирхе. Фотография. Кон. ХХ в. Памятники Возрождения в В. почти не представлены, к ним можно отнести лишь часть зданий в Хофбурге и неск. внутренних двориков с лоджиями.

http://pravenc.ru/text/150177.html

Разделы портала «Азбука веры» священника Константина Пархоменко Интерьер Казанского кафедрального собора  Мы в Казанском кафедральном соборе Санкт-Петербурга. Несмотря на то, что храм построен в начале 19-го века, в его архитектуре мы можем узнать древние мотивы. Так, самые первые христианские храмы назывались базиликами (базилика – греч. царское здание). Базилика представляла из себя вытянутое вперед сооружение, с рядом колонн по обе стороны. На фотографии – типичная базилика, века из… 4го. Над головой, в центральном зале, висит огромное паникадило, в глубине виден иконостас. Все фотографии галереи Самое популярное Сейчас в разделе 8  чел. Всего просмотров 2.7 млн. Всего записей 151 ©2024 Фоторассказы священника Константина Пархоменко к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/parkhomenko/foto/znakom...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010