В 1396 г. генуэзский дож Антониотто Адорно, желая избежать нового обострения борьбы группировок, передал власть над Г. франц. кор. Карлу VI. От его имени городом управлял франц. губернатор с функциями дожа и титулом «защитник коммуны и народа». Совет старейшин и др. органы власти также сохранили свои функции. Безуспешную попытку централизации системы управления Г. предпринял франц. губернатор маршал Франции Жан Ле Менгр де Бусико II. Народное выступление 1409 г. свергло власть франц. короля, и управление Г. было передано маркизу Монферрата Теодоро II Палеологу (1409-1413). С 1421 по 1435, с 1463 по 1478, с 1488 по 1499 г. Г. находилась под властью герцогов Миланских, в 1458-1461, 1503-1512 гг.- франц. короля. Среди высших администраторов Г. кон. XV в. был католич. прелат архиеп. и кард. Паоло Фрегозо (дож 1462, 1463, 1464, 1483-1488). Базилика Санта-Мария Ассунта ин Кариньяно. Архит. Г. Алесси. XVI в. Фотография. 1960–1970 гг. Базилика Санта-Мария Ассунта ин Кариньяно. Архит. Г. Алесси. XVI в. Фотография. 1960–1970 гг. К XV в. резко вырос гос. долг Г. Ассоциации частных кредиторов гос-ва были объединены в 1407 г. в Банк Сан-Джорджо, ставший вскоре крупнейшим в Европе. В 1453 г. Г. передала банку власть над черноморскими факториями и Корсикой. Падение К-поля в 1453 г., потеря крымских владений Г. в 1475 г. и о-ва Хиос в 1566 г. подорвали позиции республики на Востоке и заставили ее активно развивать судостроение, банковское дело и морскую торговлю в Зап. Средиземноморье и Атлантике, особенно в Испании и Португалии. Так, Х. Колумб , уроженец Г., опираясь на традиции итал. мореплавания и картографии, возглавил экспедицию, открывшую в 1492 г. Америку. Во время Итальянских войн (1494-1559) Г. много раз находилась под властью Франции. В 1522 г. была взята испанцами, а в 1527 г. освобождена флотоводцем Андреа Дориа с помощью французов. Перешедший затем на сторону имп. Карла V Габсбурга Дориа вытеснил французов из Г. и в 1528 г. провел конституционную реформу. Власть напрямую перешла к основным семейным кланам генуэзского патрициата (т.

http://pravenc.ru/text/162152.html

он сменил в базилике Санта-Мария-Маджоре в Бергамо Амилькаре Понкьелли (1834-1886), занимавшего там должность органиста с 1882 г. Антонио Буццолла (1815-1871) управлял капеллой базилики Сан-Марко в Венеции с 1855 г.; Никола Д " Арьенцо (1842-1915) написал «Stabat Mater» для солистов, хора и струнных - довольно необычного состава для того времени. Духовная музыка Альберто Маццукато (1813-1877) отличается особой композиционной сложностью. Дж. Верди. Фотография. Кон. XIX в. Дж. Верди. Фотография. Кон. XIX в. Неоспоримым шедевром той эпохи остается Реквием (Messa di requiem) Верди, сочиненный в 1873-1874 гг. в память о писателе А. Мандзони. В отличие от большинства упомянутых сочинений он предназначен не для богослужения, а для концертного исполнения. Верди трактует богослужебный текст с большой драматической силой, раскрывая в ином свете тему человека перед лицом судьбы и смерти, затрагиваемую в его сочинениях для театра. В этом смысле Реквием не выходит за границы типичного для этой эпохи стиля итал. духовной музыки, для к-рого характерно чередование сольных ариозных и полифонических эпизодов, но одновременно в корне отличается от сочинений современников (напр., в преодолении симметричности фраз). Более аскетичным и проникновенным стилем характеризуются его Четыре духовные пьесы (Quattro pezzi sacri: Laudi alla Vergine Maria, «Ave Maria», «Stabat Mater», «Te Deum», 1886-1897), а также «Pater noster» и еще один гимн «Ave Maria» (1880). Дж. Пуччини. Фотография. Нач. ХХ в. Дж. Пуччини. Фотография. Нач. ХХ в. Более традиционной по стилю является Месса на 4 голоса с оркестром молодого Пуччини, сочиненная через 6 лет после Реквиема Верди (она также известна под ошибочным заголовком «Messa di Gloria», данным в 1-м печатном издании (1951)). Эта Месса является наиболее значимым сочинением композитора вне театральной области. В этом произведении, впервые исполненном в Лукке в 1880 г., чередуются эпизоды оперного стиля с фрагментами, в к-рых мастерски применены полифонические формы - от канона до фуги.

http://pravenc.ru/text/2033728.html

Храм Посейдона в большом святилище Истмийских игр сохранял значение в IV в., хотя игры прекратились еще в III в. Его сполии, в т. ч. от разрушенного в 410-420 гг. храма, после нашествия Алариха использовали при укреплении Коринфского перешейка поперечной стеной (Гексамилион), а в VI в. новые сполии пошли на ее ремонт. Но части храма, включая группы статуй, были хорошо видны в V в., тем не менее христиане на них не посягали. Было разрушено святилище Деметры и Коры на склоне Акрокоринфа: оно процветало в IV в. и рухнуло от землетрясения в последние годы V в., причем горы обломков не разбирали и остатки сознательно не трогали, за исключением скульптур (найдены 3 головы статуй, лица к-рых намеренно сбиты). Лехейская базилика. 2-я пол. V–VI в. Фотография. 2014 г. Лехейская базилика. 2-я пол. V–VI в. Фотография. 2014 г. К югу от складов открыто святилище Исиды (упом. в: Pausan. Descript. II 2. 3; Apul. Metamorph. 11). Здесь, в апсидной постройке, обнаружено более 100 панелей (еще неполностью распакованных после перевозки морем) для выстилки полов, где в технике opus sectile (с использованием разных по размеру шлифованных кусков мрамора и др. камней) выполнены сцены с аллегорическими изображениями Египта, Нила, мифологических персонажей; мозаики датированы ок. 370 г. Видимо, из этого же святилища происходит мраморная колонна, найденная недалеко, в христ. базилике у основания юж. мола Кенхрей,- т. н. колонна Оргии, на к-рой выбито слово «Orgia» (редкое имя богини Исиды, культ к-рой был распространен в городе вместе с культом Сераписа). Палеографически текст близок к надписям христ. кладбища V-VII вв.; возможно, жрецы Исиды продолжали открыто служить ей и после IV в. В Асклепионе в слоях кон. IV в. обнаружены наслоения битого мрамора, известняка и следы пожара (до 0,7 м), поскольку камень здесь брали для вторичного использования и пережога на известь (горны открыты тут же). Но божеству продолжали приносить жертвы: среди вотивов выделяется ряд светильников кон. IV-V в., сохранившихся целиком и на своих местах. Ров для жертв возле храма (глубина 50-100 см) заполнен костями животных, обожженными камнями и целыми светильниками - остатками от обрядов жертвоприношений хтоническим божествам. Их совершали на данном участке и в сер. VI в., после полного уничтожения храма. Находки объясняются тем, что язычники почитали место, где видели присутствие божества, а не постройку на нем (мн. священные участки вообще не имели храмов, только алтари).

http://pravenc.ru/text/2458653.html

На храм 3 не похожа еще одна базилика Ильичёвского городища - храм 6. Если храм действительно был базиликальным, как считают его первооткрыватели, то нефы в нем разделялись легкими опорами (колонками?). Этот тип небольшой короткой квадратной в плане базилики с 4 колонками и без купола характерен для Трапезунда IX-X вв., напр. для ц. св. Анны и Накип-джами. По всей видимости, планы храмов 3 и 6 определялись их назначением: в 1-м случае для погребения знатного лица, а во 2-м - для приходского богослужения. Их строитель был, вероятно, абхазом, и ему были известны формы как абхазской, так и малоазийской архитектуры. Северный Зеленчукский храм. Х в. Фотография. Нач. XXI в. Северный Зеленчукский храм. Х в. Фотография. Нач. XXI в. Третья базилика - храм 1 в Курджинове (Х в., см.: Каминская, Каминский. 1986) разрушилась, возможно, во время событий ок. 932 г. Согласно плану, она была удлиненная, с 5 парами прямоугольных опор ( Пищулина. 2006 Рис. 5. 2. б), близка к ранневизант. базиликам Абхазии т. н. сир. типа (напр., в Цандрипше); не исключено, что ее строители происходили оттуда. Характерно, что в эту эпоху на северной периферии Абхазии продолжали строить базилики такого типа (Леснянская II в р-не Адлера), тогда как закавказские базилики этого времени имеют иной вид. Купольная архитектура известна в Алании только на территории К.-Ч., за исключением храма в золотоордынском В. Джулате. Вероятно, еще до 932 г. было начато строительство Среднего храма в Н. Архызе сложной формы - простой крест (франц. croix libre) с удлиненным зап. рукавом и дополнительным юго-вост. компартиментом (мемориального назначения?). После возвращения алан к христианству в сер. Х в. он был достроен еще одним компартиментом с сев.-вост. стороны (протесисом?). Аналогичные детали плана и подобная конструкция храма встречаются в разных областях Византии и Кавказа: в Каппадокии, Трапезунде, Армении, Тао и Кларджети. Его мастера, видимо, прибыли из Абхазии, однако они были вынуждены адаптироваться к местным условиям и пользовались в качестве образцов неск. архаичными моделями.

http://pravenc.ru/text/1681005.html

Выход из северной абсиды (ш) вел к найденной у стены пристройке Е, раковины или приемнику воды, примыкавшему непосредственно к стене с внешней стороны и представлявшему пятигранное по краям, углубление, выложенное внутри мраморными плитками. Раковина была утверждена на тумбе кубической формы, сложенной из бута на цемянке, остатки которой видны на фотографии (рис. 17). Северная дверь (ш) заложена в очень отдаленное время, указание на которое, однако, мы относим к нашей заключительной главе. На планах Одесского Общества справа от крещальни показаны какие-то две параллельные стены. Из них на плане раскопок Археологической Комиссии показана лишь вторая, проходившая перпендикулярно к восточной абсиде и сворачивавшая на северо-восток. Указаний относительно этой стены в печатных источниках нет. Часть ее видна на прилагаемой фотографии слева в углу (рис. 21). Из-под стены крещальни видны выходящие полуразрушенные остатки небольшого полукружие в виде абсиды, принадлежавшей более ранней базилике (?), на остатках которой возникла крещальня. Этой базилике по предположению Отчета 22 принадлежал и описанный ранее мозаический пол из крупных камешков. На плане раскопок Одесского Общества 1878, 1879 и 1880 годов южнее крещальни показаны остатки мозаичного помоста и пола, сложенного квадратными плитками (рис. 20), вблизи жилых помещений. 15 Схема плана у А. Л. Бертье-Делагарда (Материалы по Арх. России, 12, табл. III, 21) неверна и в размерах не выдержана. 16 Буква ф, к сожалению, не поставлена по небрежности рисовальщика. Вход ф находится внутри южной ниши. 17 На высоте 2 арш. 6 верш. Толщина кирпича 1 1/4 д., ширина 10 д., длина 12 д., толщина известкового раствора 2 1/2 дюйма. 19 Отчет за 1901 г., 41: Матер, по Арх. России, стр. 41. В Изв. Арх. Ком. Вып. 4. стр. 93 сказано, что три окна восточной абсиды показаны по плану Одесского Общ. 1877 года. Однако, ни на этом мелком плане, ни на плане более крупного масштаба 1875 года этих окон не обозначено, что крайне важно во многих отношениях для развалин.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Слишком слабы остатки прошлого, или, вернее, слишком печальна их обстановка, их сохранность. Пе­чальная книга Русская Помпея – и еще не скоро она заслужит по справедливости это название. Херсо­нес не беден памятниками: загляните в музей – что там делается; но он беден вниманием к своим развалинам, к тому, что заключается в них. Ежедневно по морю в лодке совершаю путешествие в этот унылый город и отдыхаю лишь в его музее» (Письма проф. Е. К. Редина к проф. Η. Ф. Сумцову... С. 57–58). В 1904 г. Редин обследует Херсонес вместе с Айналовым. 19 июля он пишет Сумцову: «В Херсонесе много больших базилик, но еще больше маленьких церквей и часовен. Особенно интерес­ны часовни, построенные над усыпальницами... Эти часовни любопытной архитектуры, нескольких типов. Многие из них в свое время, при открытии их, были прекрасной сохранности... И лишь наша русская халатность допустила, чтобы эти прекрасные памятники пришли в почти полное разрушение и загрязнение. Грабители мы, а не ученые открыватели древностей... Вытащили вещи, разрушили моги­лы, своды, лестницы и ни о чем более не заботимся. Главное, хоть бы в свое время снят был надлежащий план, фотографии, хоть бы все это было издано, описано. А то ни верного плана, ни фотографий, одне развалины. Узнавай сам, если хочешь, что было. Пренебрежение к памятникам поразительное» (Там же. С. 68). 22 июля – ему же: «Сегодня мы почти закончили обзор всех открытых базилик, часовен; завтра посетим интересный загородный дом с мозаиками, займемся затем фотографированием» (Там же. С. 69). При фотографировании возникли сложности с военными, пришлось выправлять разрешение на работы, но даже с ним обстановка не была спокойной. В письме от 26–27 июля читаем: «При фото­графировании вблизи батареи на нас кричат солдаты, подходят с ружьем, мы вынимаем разрешение, и они более или менее успокаиваются. Четыре батареи (на самих развалинах) ничтожные и, по-видимо­му, мнимая защита, а сколько из-за них неприятностей» (Там же. С. 70). В фонде Д. В. Айналова хранится большая подборка херсонесских фотографий (ПФА РАН.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

951 Айналов Д. В. Развалины храмов. – С. 44; Якобсон А. Л. Раннесредневековый Херсонес. – С. 166; Романчук А. И. Очерки... – С. 227. 952 Белов Г. Д. Отчет о раскопках в Херсонесе за 1935–36 гг. – С. 101–107; Домбровский О. И. Византийские мозаики Херсонеса Таврического/Под ред. А. Б. Бернацки, В. А. Кутайсова. – Poznan, 2004. – С. 43, 57 (по мнению исследователя, культурные отложения и строительные остатки, заложенные под полом, показывают, что мозаика относится ко времени не ранее X в., а возможно и позже, учитывая находку в субструкции мозаики южного нефа монеты с монограммой «ро»). 956 Бертье-Делагард А. Л. Древности южной России. Раскопки в Херсонесе. – С. 31–33, табл.1, V–VII; Сорочан С. Б., Зубарь В. М., Марченко Л. В. Херсонес... – С. 164–165. 958 Сорочан С. Б., Зубарь В. М., Марченко Л. В. Указ. соч. – С. 170, Романчук А. И. Очерки... – С. 223. 959 Якобсон А. Л. Раннесредневековый Херсонес. – С. 226 (исследователь называет листья бордюра «виноградными»); Бармина Н. И. Мозаика Западной базилики//АДСВ. – Свердловск, 1965. – Сб. 3. – С. 169, рис. 1 (кроме «листьев плюща» автор отметила «грозди винограда, плоды», на фотографии мозаики не представленные); Сорочан С. Б., Зубарь В. М., Марченко Л. В. Указ. соч. – С. 175. 966 Косцюшко-Валюжинич К. К. Отчет о раскопках в Херсонесе в 1901 году. – С. 92; Косцюшко-Валюжинич К. К. Отчет о ракопках в Херсонесе Таврическом в 1904 году//ИАК. – 1906. – Вып. 20. – С. 49; Бертье-Делагард А. Л. О Херсонесе. – С. 81; Завадская И. А. Баптистерии Херсонеса//МАИЭТ. – 2002. – Вып.9. – С. 253, 255–256. 970 Сорочан С. Б, Зубарь В. М., Марченко Л. В. Херсонес... – С. 125; Домбровский О. И. О хронологии «Базилики Уварова». – С. 27. 971 Домбровский О. И. Архитектурно-археологическое исследование загородного крестообразного храма Херсонеса. – С. 299. 972 Сорочан С. Б. К вопросу о датировке и интерпретации херсонского загородного монастыря Богоматери Влахернской//Культовые памятники в мировой культуре: археологический, исторический и философский аспекты. V Международ. Крым. конф. по религиоведению. Тезисы докл. и сообщ. – Севастополь, 2003. – С. 38–39.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Рис. 12. Вид на боковую улицу, на которую выходить комплекс Уваровской базилики Раскопка всей площади, на которой открыта базилика вследствие наступивших холодов и выпавшего снега, закончена не была, так что южная часть пристройки к базилике близ алтарной части вполне не обнаружена (см. рис. 12). Раскопками Одесского Общества Истории и Древностей в 1876–77 годах, как видно по прилагаемому плану, тогда составленному [рис. 13] 7 , установлена несомненная связь базилики через эту южную пристройку с лежащими по близости на юг сооружениями, наиболее важное из которых представляет крестообразное здание крещальни с четырмя абсидами. Таким образом, обрисовался сложный комплекс сооружений, расположенных вблизи моря, проходивших здесь городских стен 8 и соседних с боковой улицей (рис. 12). Рис. 13 Раскопками Археологической Комиссии в 1901 году 9 связь сооружений упомянутого комплекса не только подтверждена, но и выяснена в деталях. Почва базилики была расследована до скалы, и это обстоятельство выяснило мало оцененный до сих пор факт нивелировки скалы в субструкцях базилики. На прилагаемой фотографии (рис. 14) можно видеть, что кладка южной стены базилики лежит на фундаменте или цоколе, вырубленном в цельной скале. Цоколь этот, однако, не достигает абсиды, но оканчивается, будучи обрублен, не доходя южного современного прохода, а нижняя часть стены, идущая от цоколя до упомянутого прохода, оказалась сложенной грубо и неправильно из бутового камня разной величины. Равным образом, идущие по длине базилики каменные плиты, служившие основаниями для баз двух рядов колонн, сделаны из той же материковой скалы, так как материал их по виду, серому цвету и характеру пористости совершенно однороден с цоколем. Прокопавши набросанную здесь землю в нескольких местах, мы, в свою очередь, могли убедиться, что плиты эти высечены отдельно каждая и положены на материковую скалу, а не вырублены в той же скале, представляя с ней одно целое, как в базилике с разрушенной абсидой на восточном берегу, о чем будет речь ниже (§ VI).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Но в толковании на Пс. 120 Августин строит аллегорезу на вполне законченной и зрительно состоятельной картине взгляда на освещаемые горы, и ему не приходится объяснять, что взгляд должен быть понят как знак умственного внимания, потому что это становится ясным из всей структуры соответствующих друг другу планов аллегорезы. Таким образом, дополнение старой экзегетической идеи о значении гор символикой света, озаряющего горы первыми из-за их высоты, является экзегетическим изобретением Августина, не только украшающим план означающего, но и придающим объем плану означаемого. Есть еще один аспект, по которому надо оценить важность введения мотива освещения гор в En. ps. 120, 4: он сообщает всему пассажу большую объяснительную силу, возникающую, как мы можем предположить, из соотносимости объясняемой картины с повседневным чувственным опытом слушателей. Освещаемые рассветом горы, можно думать, часто видны всем проживающим в районе бывшего Гиппона (в современном Алжире), на северо-запад от которого начинается большой горный массив. Особенно легко представить себе это, когда мы смотрим на фотографию раскопок Большой гиппонской базилики (где служил и проповедовал Августин и, вполне вероятно, произносил толкование на Пс. 120 ). Фотография приводится в книге Э. Марека «Hippo Regius. Христианские памятники Гиппона» 22 . Мы видим, что апсида базилики, ориентированная на запад-северо-запад, смотрит на группу довольно высоких гор (до 800 м и выше), из которых особенно выделяется центральная вершина. Именно эта видная из Гиппона восточно-юго-восточная оконечность массива, полагаем мы, освещается с востока лучами восходящего солнца, что, как явствует из фотоснимка, должно быть хорошо видно из «христианского квартала» Гиппона. Так нам становится понятно и значение горы в разобранном отрывке толкования на Пс. 120 , и экзегетическая сила той специфической августиновской разработки этого образного комплекса, которая связана с обращенностью образной картины к повседневному опыту слушателей: то, что является основой иносказания, не только легко вообразимо, но и видимо в ближайшей повседневной жизни данной паствы.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Д.В. Айналов § XII. Храмы у западной и северной монастырских стен (Общий план 16 и 17) У западной стены монастырской ограды расположены развалины двух храмов, составлявших, по всей вероятности, также комплекс сооружений, еще вполне невыясненный раскопками, так как каждая развалина представляет отдельно раскопанный островок, быстро приходящий в разрушение и засыпаемый собственным мусором. Оба храма расположены в непосредственной близости, и можно думать, что малый храм, раскопанный в 1889 году стоял в какой-нибудь связи с большой базиликой, раскопанной еще в 1827 году лейтенантом Крузе и лежащей южнее малого. 1) Схему плана большой базилики издал А.Л. Бертье-Делагард, без указания на то, откуда она взята 86 . В 1889 году базилика была доследована, но раскопки не окончены 87 , так что в настоящее время место, на котором лежит базилика представляет груды мусора, покрывающего всю поверхность храма, поросшую бурьяном. В некоторых местах, однако, особенно на северной стороне видны хорошо тесанные большие камни стен. Мусор и трава, скрывшие почти совершенно первоначальные очертания плана базилики, заставили нас отказаться от фотографирования этой развалины. Ни плана, ни размеров базилики установить нам не удалось. По величине она, однако, судя на глазомер, была не меньше западной или даже восточной базилики. По масштабу А.Л. Бертье-Делагарда она имела размеры 14×8 1/2 саженей 88 . Схема плана, изданного А.Л. Бертье-Делагардом изображает ее трехнефной с одной округлой абсидой, ровными плечами и с притвором. В средине нефа ее находится большая цистерна, по-видимому, то самое «круглое отверстие с обширным под ним подвалом, которое нашел, но не раскопал Крузе, (см. § VII) 89 . 2) Небольшой храмик базиличной формы, который А. Л Бертье- Делагард считает за часовню по плану им изданному 90 , имеет 44×19 футов с более узким притвором в 16 1/2 футов (рис. 70). Храм по размерам и форме почти совершенно повторяет открытый в 1890 году загородный храм на горе при дороге в Севастополь, описанный нами в § XIV, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010