Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВИФЛЕЕМ [евр.    ,     - дом хлеба], поселение на Иудейском нагорье, согласно Евангелиям, место рождения Иисуса Христа, одно из самых почитаемых св. мест христианства. Вифлеем. Фотография. Кон. XX в. Вифлеем. Фотография. Кон. XX в. Древнее имя сохранил совр. В.- город на территории Палестинской автономии, в 9 км к юго-западу от Иерусалима. В. расположен на зап. части водораздельного хребта, между плодородным р-ном г. Бейт-Джала и засушливыми полем Вооза и Полем Пастырей ( Бейт-Сахур ), уходящими на восток, в Иудейскую пустыню. Само название, возможно, указывает на то, что в древности в окрестностях В. было достаточно развито возделывание зерновых культур. План базилики Рождества Христова в Вифлееме План базилики Рождества Христова в Вифлееме Несмотря на довольно частое упоминание в Библии, город не играл значительной роли в политической истории Др. Израиля. В кн. Бытие он фигурирует также под именем Ефрафа, вблизи к-рого умерла и похоронена Рахиль (Быт 35. 19). Возможно, что названный в Амарнских письмах (XIV в. до Р. Х. )   - дом Лахму (одного из ассирийских божеств) - не что иное, как В. (Die El-Amarna Tafeln/Hrsg. J. A. Knudtzon. Lpz., 1915. Bd. 1-2. 290). Однако эта идентификация имеет и противников (Липинский). В списке областей Иудеи во времена Иисуса Навина (Нав 15. 21-22) В. назван главным городом 10-й области. Он был местным центром владений рода Ефрафы (1 Цар 17. 12; Руфь 1. 2; ср.: Мих 5. 2 и Руфь 4. 11). Это город «дома Давида», место его избрания и помазания на царство прор. Самуилом (1 Цар 16. 1-13; 17. 12; 20. 6; 2 Цар 23. 14-16). Здесь же происходит и действие Книги Руфь (ср.: 1. 1-2, 19, 22; 2. 4; 4. 11). Из В. происходил Азаил, один из сторонников Давида, а также племянник царя (1 Пар 2. 16; 1 Цар 23. 24; 1 Пар 11. 26; 2 Цар 2. 32). Уже в юности Давида В. был обнесен стеной (ср. упоминание ворот В. в 2 Цар 23. 15 и 1 Пар 11. 17-18), царь Ровоам превратил его в крепость, сев.-вост. бастион оборонительной системы, охранявшей центральную область Иудеи (2 Пар 11. 6). В Ездр 2. 21 (ср. Неем 7. 26) говорится, что из вавилонского плена в В. вернулось всего 123 чел., это показывает, что В. был маленьким городом (ср. Мих 5. 1). Однако, как видно из пророчества Мих 5. 1-3, в израильском народе никогда не исчезала память о том, что из В. происходил царь Давид. Люди помнили его скромное происхождение, когда уже померкла слава потомков родоначальника царской династии, и надеялись, что история повторится: в скромной семье в В. родится Новый Давид (Мих 5. 1-3). В согласии с этим пророчеством (ср. Мф 2. 6) в правление Ирода Великого в В. родился Иисус Христос (Мф 2. 2-18; Лк 2. 1-20; ср. Ин 7. 42).

http://pravenc.ru/text/158886.html

В Херсонесе открылась фотовыставка, посвященная празднованию Рождества Христова 5 января 2007 г. 10:37 В честь праздника Рождества Христова в нижнем храме Свято-Владимирского собора заповедника «Херсонес Таврический» в Севастополе открыта фотовыставка профессора Юрия Рудова «Золотые купола». В экспозиции представлено более 200 фотографий знаменитых монастырей и храмов Святой земли, России и Украины. Среди них — базилика Рождества Христова в Вифлееме, церковь Благовещения в Назарете, базилика святителя Николая в Бари, заоблачные монастыри на высоте 1500 метров в Метеорах; рождественские храмы в Ярославле, Суздале, Новгороде, Вологде, Киеве, Севастополе, Одессе, Донецке; кафедральные соборы во Владимире, Пскове, Харькове, Виннице, Хмельницком. Выставка продлится до конца января. ИА Regnum /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/178892.htm...

Разделы портала «Азбука веры» священника Константина Пархоменко Храм Рождества Христова  Эта базилика – храм, которому почти полторы тысячи лет. Первоначально храм на этом месте был построен царицей Еленой, в 4м веке. В начале 6го века он горел, и на его месте был построен новый, огромный, который сохранился до наших дней. Естественно, что на протяжении столетий храм достраивался, в своих элементах менялся, но его основа осталась той же. К сожалению, во время нашего паломничества храм как раз реставрировали, поэтому внутри он был весь в лесах. Все фотографии галереи Самое популярное Сейчас в разделе 6  чел. Всего просмотров 2.7 млн. Всего записей 151 ©2024 Фоторассказы священника Константина Пархоменко к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/parkhomenko/foto/svyata...

В I в. форум переместился к югу от храмового холма; участок был разделен надвое. Весь форум лежит между юж. и сев. стоей, но верхний форум, в основном административный,- на террасе, севернее юж. стои, где до 146 г. до Р. Х. стояли статуи. С него можно было спуститься на нижний, торговый форум, окруженный с востока торговым районом базилики Юлия и с запада - храмами. В сев. оконечности высился храмовый холм, с южной - располагался центральный торговый ряд. Нижний форум до 146 г. до Р. Х. использовали для скачек, во время строительства камни высекали из скалы прямо на его вост. конце. Лехейская дорога в Коринфе. Фотография. 2012 г. Лехейская дорога в Коринфе. Фотография. 2012 г. Много места вокруг нижнего форума и центра К. занимали торговые кварталы. Продуктами питания торговали на сев. рынке, ниже сев. склона храмовой горы (1-я пол. I в. по Р. Х.). Ок. 40 г. были построены 2 одинаковые базилики (южная и Юлия). Перибол Аполлона - большой открытый двор с колоннадой, в юго-восточном углу которого помещался источник Пирена, неоднократно перестраивался: в греч. и рим. периоды, при имп. Августе; с востока была возведена террасная стена, с 3 сторон были устроены торговые ряды. Они шли вдоль обеих сторон дороги в Лехей. Ниже вост. части огромной «придорожной» базилики (Лехейон) было 16 сводчатых помещений для торговли. Длинный центральный ряд лавок стоял на спуске от верхнего к нижнему форуму. В эпоху Августа на западной террасе холма за римскими храмами появились западные торговые ряды и сев.-зап. стоя (2 группы по 6 построек). Еще одна торговая линия шла вдоль сев.-зап. стои до конца форума, но она появилась только после разрушения стои, приблизительно в III в. (сохр. один из компартиментов линии). Источники с водоразборами - важный элемент средиземноморской жизни - были в К. довольно многочисленны. Большой нижний фонтан Пирена (на востоке от входа на форум) - главный древний источник воды в городе; римляне в 146 г. его не разрушили. При имп. Августе его бассейн отремонтировали, а на южном краю фасада соорудили 6 камер с арками. За ними помещались 4 резервуара, наполнявшиеся водой по туннелям со склонов Акрокоринфа и соединенные друг с другом. Воду разбирали в 15 точках вдоль канала, а вокруг источника стояли 2-этажные стены (нижняя с дорическими и верхняя с ионическими колоннами).

http://pravenc.ru/text/2458653.html

После заявления Папы Римского об уходе в купол базилики св. Петра ударила молния (+ВИДЕО) 12 февраля, 2013. Новостная служба Многие профессиональные фотографы, а также жители Рима и туристы успели заснять на фото удар молнии в купол главного храма католического мира. 12 февраля. ПРАВМИР.  Вечером 11 февраля, спустя несколько часов после заявления Папы Римского Бенедикта XVI об уходе на покой над Римом разразилась гроза и в купол ватиканской базилики св. Петра ударила молния, сообщает Седмица.RU . Многие профессиональные фотографы, а также жители Рима и туристы успели заснять на фото удар молнии в купол главного храма католического мира. На сайте ВВС опубликовано видео удара молнии. ; Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 15 января, 2024 2 октября, 2023 9 сентября, 2023 11 августа, 2023 24 июля, 2023 4 февраля, 2023 22 сентября, 2022 31 августа, 2022 11 июля, 2022 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе

http://pravmir.ru/posle-zayavleniya-papy...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕРЕРУЙК Ереруйкская базилика. Кон. V в. Фотография. 2005 г. Общий вид с юго-запада Ереруйкская базилика. Кон. V в. Фотография. 2005 г. Общий вид с юго-запада [Ереруйкская базилика; арм. E8e8rujq ] (кон. V в.), раннехрист. храм (мартирий) близ пос. Анипемза обл. (марза) Ширак Республики Армении. Находится в развалинах, на полную высоту сохранились стены и в относительной целости находятся перекрытия восточной части. Рядом с храмом археологами выявлена пещера ранних христиан. Источники свидетельствуют о существовании в средневековье на этом месте монастырской общины. В 1908 г. Н. Я. Марр провел раскопки внутри храма, в 1948 г. были укреплены его стены, но после землетрясения 1988 г. состояние памятника ухудшилось. Трехнефная базилика (длина 36 м, ширина наоса 14 м) построена на многоступенчатой платформе из туфа с включением серого камня. Пространство разделялось 3 парами крестообразных столбов так, что центральный неф, превышавший боковые в 3 раза, сформировали 4 квадратные в плане травеи (ячейки). Лопаткам столбов соответствовали пилястры на стенах. Апсида была И-образной. Двери из боковых нефов вели в перпендикулярные нефу вытянутые пастофории и в зап. компартименты. В центре западной стены и по осям 2 средних травей базилики в юж. стене располагались входы в храм. Алтарь освещался через большое окно, наос - через окна на юж. стене и 3-частное, разделенное колонками окно в верхней части зап. стены; расположение последнего указывало на более высокий уровень среднего нефа. Перекрытия нефов были стропильными, угловых помещений - сводчатыми. Композиция объемов Е. усложнена угловыми выступами и расположенными между ними (не сохр.) открытыми галереями. К краям платформы подходят лишь угловые выступающие объемы - апсида и пастофории, скрытые единой восточной стеной, края западной стены - башнеобразные 2-ярусные структуры. Между этими выступами вдоль стен, за исключением восточной, были устроены галереи на колоннах, которым соответствовали пилястры на стенах. В VI-VII вв. в связи с заменой перекрытия каменным сводом перестраивался зап. портик. Вероятно, одновременно были перестроены или возведены галереи вдоль боковых стен, в обращенных в пространство галерей стенах пастофориев устроены высокие апсиды.

http://pravenc.ru/text/190127.html

Б. постепенно приобрели нек-рые религ. функции: в Б. principiorum хранились священные штандарты войск; Б. форумов и дворцов были тесно связаны с почитанием обожествленного императора и его семьи; во мн. итал., европ. и африкан. городах Б. на форуме нередко ставилась рядом с храмом (Италия: Альба Фуценс, Веллейя, Августа Багиеннорум (Беневагиенна); Зап. Европа: Августа Раурика (Швейцария), Лугдун Конвенарум (Сен-Бертран-де-Комменж, Франция), Конимбрига (Коимбра, Португалия); Сев. Африка: Тимгад (Алжир), Лептис-Магна (Ливия)); Б. иногда использовали как культовые здания вост. религий (храм Сераписа в Пергаме (Красная Б., II в.); подземная Б. I в. за Порта Маджоре в Риме). Из старых, дохрист. архитектурных типов Б. в наименьшей степени ассоциировалась с языческими культами. Базилика мон-ря в Курси (Палестина). Кон. V– VII в. Фотография. XX в. Базилика мон-ря в Курси (Палестина). Кон. V– VII в. Фотография. XX в. Термин «Б.» в позднеимперский период прилагали к любому большому крытому прямоугольному залу, независимо от его функции, однако архитектура типичной Б. основана на устойчивых принципах: протяженность, простота конструкции, освещенность через проемы стен центрального нефа, поднятые над аркадами, отделяющими его от боковых нефов. В качестве Б. постепенно стали использовать и тип зала, характерного прежде для комплексов терм: в этих постройках свод среднего нефа поддерживается поперечно направленными пристенными пилонами, а трехнефность постройки сохранялась в нек-рых из них благодаря проемам посреди этих пилонов (Б. имп. Максенция и Константина в Риме, нач. IV в.). Перекрытия Б. были деревянными, плоскими, балочно-стропильными, иногда с подшивным потолком с кессонами (исключение - Б. нач. IV в., напр., имп. Максенция и Константина с перекрытыми сводами), кровля часто черепичная. Стены и арки строили из камня или бетона (с кирпичной облицовкой), колонны - из мрамора и гранита. Витрувий (Кн. 5. Гл. 1) описал 2 типа двухэтажных Б.: с 2 рядами надстроенных друг над другом колоннад и с колоннами во всю высоту главного нефа (Б., построенная Витрувием в Фане, не ранее 27 г. до Р. Х.). Впосл. с форума в Б., куда обычно вел один вход, были перенесены слушания судебных дел (Помпеи, Альба Фуценс; при имп. Траяне (98-117)). В Б. имп. Юлия в Риме обычно заседала коллегия центумвиров, слушавшая гражданские тяжбы, что требовало введения приподнятой платформы (трибунала) для кресел магистрата, обычно помещавшихся на противоположной входу стороне, в особой полуциркульной апсиде. Однако Б. имперского времени чаще были ориентированы не продольно, а поперечно и имели колоннады по всему периметру зала (такой тип описан Витрувием).

http://pravenc.ru/text/77368.html

Д.В. Айналов § IV. Базилика на северном берегу у монастырского кладбища 29 (Общий план 22). На том же берегу, западнее описанного небольшого храма-базилики, лежит другой, крайне интересный в архитектурном отношении, комплекс сооружений, обнаруженный раскопками 1893 года (рис. 22). Высокий холм, на котором расположено монастырское кладбище, был частью срезан с восточной своей стороны, чтобы вскрыть крайние западные части базилики, здесь найденной, но все же притвор базилики остался под упомянутым холмом. С высоты этого холма оказалось возможным снять фотографию, на которой вышли все три отделение базилики, хотя и не целиком (рис. 24). Обзор развалин показывает, что боковая пристройка, примыкающая к южному нефу базилики, возникла позднее, так как стены ее прилажены к стене нефа без связей в углах. Рис. 24. Общий вид базилики у монастырского кладбища Кладка стен базилики без прослойки в один кирпич, из притесанных и положенных довольно правильными рядами камней, по преимуществу кубовой формы на цемянке, представляет тот же характер и технику, что и южная и северная стены Уваровской базилики, и храмина-базилики, только что описанного. Однако, на высоте 2 арш. 6 вершк. от почвы идут четыре ряда кирпичей, особенно хорошо сохранившиеся в стене южного нефа 30 . Равным образом и здесь попадаются простые плиты, часть известкового пилястра и плиты с закругленными углами и двумя полками (профилями), взятые из античных сооружений. Таких плит, происходящих как бы от античной настилки цоколя, нами встречено пять. Порог сделан из известковой большой плиты. Базилика в плане – трехнефная, с пятигранной абсидой и ровными плечами, как и Уваровская. Абсида, примыкающая к южному нефу, явилась позднее, так как она грубо прилажена к южному плечу базилики, в котором сделан пролом для образования прохода в названную абсиду. Такое же более позднее появление капеллы Б с абсидой на южном плече Уваровской базилики было отмечено ранее. Длинная пристройка справа простирается значительно дальше главной абсиды, чем в Уваровской базилике и, кроме того, заканчивается абсидой снаружи, чего нет в последней. Абсида заканчивается не полукругом, а прямоугольником, что сближает ее с абсидой такой же боковой пристройки на южной стороне базилики, находящейся в северо-западном углу города и описанной нами в следующем V параграфа. В описываемой пристройке повторяются так же простенки, как и в двух указанных боковых пристройках, а внутри их находятся еще более многочисленный могилы. Существовавшей проход из южного нефа в часовню (посредине стены) заложен.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Как бы то ни было, исторический факт непрерывного почитания на данном месте памяти ап. Петра подтверждается множеством трансформаций, улучшений, украшений, которые были произведены здесь многими папами – Зефирином, Сильвестром, Григорием Великим (590–604) и др., вплоть до Пия XI. Длительность этой традиции является аргументом в пользу того, что алтарь константиновской базилики должен был быть воздвигнут именно на месте «мемории». Дополнительные раскопки в confessio провел Адриано Пранди в 1953–1957 гг. Он смог уточнить некоторые детали 1431 , но не получил окончательного ответа на главный вопрос: был ли там похоронен ап. Петр. Дискуссии вокруг этих раскопок не прекращаются. Проведенный в феврале 2010 г. коллоквиум «Петр в Риме» (организован немецким религиозно–научным центром Сатро Santo Teutonico) вновь привлек внимание к спорным вопросам, рассматривая их с точки зрения богословия, экзегезы, истории Церкви и археологии. Современные археологи стремятся дать более точное толкование результатов раскопок под храмом. В частности, проф. Винфрид Вебер (Кельн), опытный полевой археолог, обратил внимание на детали документации в монографии Э. Киршбаума. Он отметил некоторые несоответствия между фотографиями, чертежами и описаниями раскопок в алтарной зоне храма. Интересна недавняя находка – надпись AT PETRV (Ad Petrum, «к Петру») на мраморном блоке константиновской эпохи. По мнению Андреа Папи, она была выполнена в каменотесной мастерской, изготовившей этот блок для базилики Сан Пьетро в период ее строительства 1432 . С именами апостолов Петра и Павла связан еще один важный памятник – «мемория апостолов», расположенная на виа Аппиа, которая была центром культа апостолов в доконстантиновскую эпоху. Археологические свидетельства этого культа были открыты под центральным нефом базилики Св. Себастьяна: в константиновскую эпоху она называлась базиликой Апостолов 1433 . Первые раскопки в конце 19 в. здесь провел известный немецкий специалист о. Антон де Вааль (1837–1917), позже их результаты неоднократно уточнялись, а интерпретации оспаривались и пересматривались 1434 . Мемория («лоджия») представляла собою небольшое прямоугольное в плане сооружение с крышей, опирающейся на столбы. Оно было предназначено для погребальных трапез, которые христиане практиковали, как это было принято и у язычников (refrigerium). Здесь же было найдено несколько десятков граффити с обращениями паломников к апостолам. В этой части кладбища было обнаружено также несколько языческих мавзолеев 1–2 вв.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Загадочность здания проистекает наиболее из переделок и перестроек: Сирия и здесь поддерживает свою славу подделывателя и в здании нередко можно пропустить коренную переделку его потому, что строители озаботились переложить из прежнего материала не только стены, но и окна, двери, порталы, арки, фронтоны и т. д. Так случилось и здесь: внимательный осмотр великолепного портала только что описанной базилики убеждает, что этот портал не первоначален и даже вовсе не принадлежит к этому зданию, а перенесен из другого (или из какого-либо храма Кенавата, а может быть, из Нимфеона) здания, при перестройке этой базилики ко второму ее назначению. В самом деле, портал нашей базилики скрывается за новым резным порталом: фотография (378, кат. 224) ясно обнаруживает плоскую дугу первого портала; внутрь этой дуги вставлен резной портал, как вставляют плотники хорошую коробку в каменную стену, вытесавши для нее место; но так как вверху рамка недостаточно закрывала порушенную кладку, то сзади, за этою рамкою вдвинули еще плиту отрезного карниза, наиболее красивый, имевшийся под руками кусок. Этот карниз, по-видимому, перевернут, так как полоса, покрытая крупным меандром, должна быть внизу, а разводы с чудными розетками из крутящихся лепестков, должны бы приходиться внизу. Эти розетки тождественны с украшениями самого портала, что доказывает их происхождение из одного здания, а взгляд наш повыше портала открывает на стене кусок карниза с меандром такой же величины, заложенный в стену, вероятно, при том же случае. Резьба самого портала (табл. XIV), по справедливости, вызывает удивление путешественников: эта резьба и сама по себе великолепна, и время, наложив на нее свою руку, где сбив и сгладив излишнюю выпуклость, где смягчив лишнюю резкость, способствовала создаться истинному изяществу. Верхний косяк покрыт широкими разводами аканфовых побегов: сила, упругость, сочность и жизненность крутящейся ветки передана с высоким художеством; менее энергична, более мягка и нежна резьба разводов по пилястрам, с тюльпанами (?) и другими цветами внутри завивающихся, на этот раз, сочных тростниковых побегов, но с аканфовыми листьями. К тому же порталу принадлежит и пара консолей, здесь без смысла прилаженная сбоку и ничего не поддерживающая: перегнутый по консоли аканф еще живой и прекрасно представляет римскую орнаментику.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010