В богослужебных книгах, используемых в наст. время в правосл. Церкви, все чинопоследования, к-рые относятся к Б. с., представлены единым блоком (в греч. Церквах - Εχολγιον τ Μγα. Σ. 506-561; в РПЦ - Требник большой. Л. 195-227, гл. 79-88). Первым идет общее последование для молений во время Б. с. («Последование в различные литии и бдения молебнов»); далее следуют особые чины для пения во время «бездождия» (т. е. засухи), «безведрия» (нет сухой погоды - вёдра, идут сильные затяжные дожди); в «страхе труса» (при опасности землетрясения); эпидемий; также приведены отдельные молитвы на «прещение» громов и молний, против «злорастворения» ветров и морской бури. Набор чинов на случаи Б. с. заключается молитвой «на всякую литию» (на всякое моление; она же в: Требник. Ч. 2. С. 530-535). В Дополнительном Требнике (К., 1866) содержится также особое последование «во время губительного мора скотов» (Л. 90об.- 91). Последование в различные литии и бдения молебнов Используется как общее последование, в к-рое в зависимости от ситуации включаются соответствующие гимнографические и евхологические тексты из чинов на отдельные Б. с. Последование с таким заглавием и составом известно в греч. рукописях только с XVI-XVII вв. (напр., сборник из б-ки афонского мон-ря Кутлумуш - Дмитриевский. Описание. Т. 2. С. 948), но восходит к к-польским παννυχς; в составе рус. Требника оно появилось в ходе исправления рус. богослужебных книг по греч. образцам в сер.- 2-й пол. XVII в. Последование начинается с обычного начала, Пс 142, великой ектении, «Бог Господь» и обычных покаянных тропарей 6-го гласа; далее на 6-й глас стихословятся «со сладкопением» 3-го псалма (Пс 6 с тропарем «                      »; Пс 101 с тропарем «            »; Пс 78 с тропарем «                          »; в конце каждого из псалмов на «Слава:» прибавляется тропарь 3-го из псалмов («    »), на «И ныне:» - тропарь «                    »), перемежаемые 2 малыми ектениями и соответствующими случившемуся Б. с. молитвами. Это стихословие напоминает 3 антифона к-польской παννυχς; по стихословии поются степенны (1 антифон 4-го гласа), «Всякое дыхание» ; последование заключается Евангелием, каноном , заключительной молитвой, соответствующими Б. с., и отпустом.

http://pravenc.ru/text/77782.html

Борилов Синодик (Дриновский список). Кон. XVI в. (НБКМ. 4329. Л. 200 об. - 201) Борилов Синодик (Дриновский список). Кон. XVI в. (НБКМ. 4329. Л. 200 об. - 201) В списке Палаузова также содержатся 4 нотированных песнопения, выписанных по-гречески без диакритических знаков. 1-е (Л. 2 об.: Θερος και εαρ συ επλασας ταυτα μνησθητι ταυτης - Пс 73. 17), судя по списку Дринова, следовало за аналогичным слав. текстом (                ); 2-е (Л. 2 об.-3: Δια σταυρου τε. και προ του σταυρου. και μετα τον σταυρον παθων τε και θαυματων του) вставлено в середину слав. текста (                            ) и имеет маргиналию, свидетельствующую о певч. исполнении текста (                                  ); аналогичная маргиналия (                    ) выписана рядом с 3-м песнопением (Л. 4-4 об: αυτη η πιστης την οικουμενην εστηριξεν), также следующим за соответствующим слав. текстом; греч. текст 4-го (Л. 6 об.) сильно поврежден и пока не идентифицирован. Все песнопения имеют одинаковые надписания: 4-го гласа (для 1-го песнопения оно частично утрачено) и «του αυτου» (его же - имеется в виду автор мелоса, вероятно, механически перенесено из греч. источника). Для записи пространного мелоса калофонического стиля используются невмы средневизант. и поздневизант. нотации; всего применено 28 основных знаков. Это единственный известный в наст. время болг. памятник, содержащий элементы средневизант. нотации. В отдельных местах под основной строкой нотации киноварью выписаны дополнительные невмы, обозначающие, возможно, вариант распева. Данные Б. ц. с. свидетельствуют о распространении визант. калофонического пения на Балканах во 2-й пол. XIV в. (об этом см. также ст. Болгария , разд. «Церковная музыка»). Изд.: Попруженко М. Г. Синодик царя Бориса. Од., 1899; он же. Синодик царя Борила. София, 1928. (Български старини; Кн. 8); Божилов И., Тотоманова А.-М., Билярски И. Борилов синодик. София 2010. Лит.: Дринов М. Новый церковнославянский памятник с упоминанием о славянских первоучителях//ЖМНП.

http://pravenc.ru/text/153127.html

Свою подвижность междочасия унаследовали от чина 12-ти псалмов, который мог совершаться «во дни и в нощи», сохраняя при этом один и тот же состав молитвословий. 11. Келейный элемент в церковных службах Обзор почасий показывает, что они, развившись на основе чина 12-ти псалмов, под влиянием общецерковных суточных служб образовали полную систему параллельных им последований частного, келейного характера. – Существуя рядом, те и другие службы не переставали взаимно влиять друг на друга. И если чин 12-ти псалмов, под влиянием общецерковного трипсалмия, получил форму трипсалмных почасий, то в свою очередь и общецерковные последования не мало позаимствовали из состава 12-типсалмных последований. Пока трудно еще вполне точно установить степень зависимости и количество заимствований. Но, несомненно, они были весьма значительны. Мы видим, напр., что общецерковные суточные службы даже целиком воспринимают в свой состав отдельные последования из ряда почасий. Такими заимствованиями следует признать вторую и третью часть великого повечерия, затем – малое повечерие и, наконец, полунощницу. Но помимо этого, все основные суточные службы и сами по себе в большей или меньшей мере подверглись воздействию чина 12-ти псалмов. Такого рода воздействие, прежде всего, сильно отразилось на дневных часах, которые заключительной своей частью – с тропарями и молитвами по Отче наш – всецело примыкают к почасиям (см. выше, гл. 4, часть 20 «Латинские часы»). – Явственно отпечатлелось оно также и на прочих суточных службах. Вечерня, как мы заметили и раньше, меньше других служб связана с чином 12-ти псалмов; лишь несколько осложненное окончание великопостной вечерни – с тропарями и молитвами по Отче наш – может до некоторой степени говорить о влиянии на нее последований 12-типсалмного происхождения; известным показателем такого влияния служит еще и то, что в нашей общей «службе по вся дни» и в эфиопском Часослове вечерними стихирами на «Господи воззвах» и «на стиховне» являются покаянно-умилительные тропари, из числа которых восемь встречается в Соф. 1052 на ночных часах, между «покаянными» 2-го, 6-го (по три), 4-го и 7-го (по одной) гласа.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

Затем полагается чтение синаксаря. 480 или Пролога 481 (Тип., послед. 1-го, 7-го, 9-го сент. и др.). В понедельник, вторник, среду и пяток страстной седмицы, когда на утрени поются одни трипеснцы (а не полные каноны) – седальнов не положено, а поются только кондак с икосом, за коими полагается чтение синаксаря, и они бывают в понедельник по ектении после 1-й песни трипеснца, в среду – по ектении после 3-й песни, в пяток – по ектении после 5-й песни трипеснца. Во вторник же, когда поется двупеснец, ектения и затем кондак, икос и синаксар бывают сряду после молитвы: «Спаси, Боже, люди Твоя». Если же в какое число в Минее не положено, по 6-й песни, кондака и икоса святому или празднику, а есть один только кондак, то один кондак и поется. Если в Минее нет и кондака святому, и случится это не в дни предпразднства или попразднства, то поется кондак и икос из Общей Минеи, по чину или лику святых (Общ. Мин.), или мученичен из Октоиха, рядового гласа той недели (Тип., гл. 9-я). В дни же предпразднства или попразднства, в таком случае, поется кондак и икос предпразднства или попразднства из Минеи или из Цветной Триоди. Для составления в службе 16-ти, 14-ти или другого числа тропарей в каждой песне назначается несколько канонов: в дни непраздничные – не более трех, а в дни воскресные и праздничные – не более четырех 482 . Каноны, при всем своем внешнем различии, имеют одинаковое строение и в каждой песне содержат сходство по содержанию, потому соединяются между собой. Устав предписывает каждый день соединять на утрени несколько канонов 483 и соединять таким образом, чтобы сперва пропеть одну песнь из всех канонов, потом другую и т. д. В этом случае все каноны, сколько бы их ни было на утрени, составляют собою как бы один канон. В Типиконе есть особая глава (II), «о канонех всея седмицы, како поются» (соединяются) «каноны Октоиха с Минеею» (на утрени). В этой главе указывается, как петь каноны в те седмичные дин, в которые случится святой на 4-ре, на 6-ть, два святых и святой со славословием и полиелеем.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Известны распевы Г. Р. для воскресного причастна «Хвалите Господа с небес» на все гласы, кроме 2-го плагального (Ivir. 951; 956, кон. XVIII в.; 970; C Polit. Bibl. Patr. K. Ananiadou. 6, 1680 г.; Stauronik. 165, ок. 1665-1685 гг.; РНБ. Греч. 237; 130, нач. XVIII в.; БАН. РАИК. 42; 37, нач. XVIII в., и др.), причем на 1-й глас часто в одной рукописи приводятся 2 варианта (Lesb. Leim. 238, ок. 1700 г.; Athen. Merlier. 12), один из этих вариантов иногда атрибутируется Мануилу Хрисафу (XV в.) ( Παπαδπουλος. Σ. 303); мелос причастна 4-го гласа существует также с «украшениями» митр. Германа (Xeropot. 317, 229, 1-я пол. XVIII в.; Doch. 332; РНБ. Греч. 188, сер. XVIII в.). Сохранился вариант Г. Р. для причастна в Неделю о Фоме «Похвали, Иерусалиме, Господа» на глас πρωτβαρυς (РНБ. Греч. 130, 132, 711; Lesb. Leim. 459, ок. 1700 г.; см. также: Ivir. 998, сер. XVIII в.). Возможно, Г. Р. также принадлежит распев причастна «В память вечную» на 3-й глас (Ivir. 961). Херувимская песнь была распета Г. Р. на все гласы (Ivir. 949, 970; Doch. 338, 1767 г., 324, 1686 г.; Cutl. 446; Stauronik. 165; БАН. РАИК. 42; РНБ. Греч. 237, 500, 1689 г.; 130, 132, 711; Philoth. 133, кон. XVII в.); в 4-м плагальном гласе часто помещаются 2 варианта распева этого гимна, принадлежащие Г. Р. (Lesb. Leim. 8, 238, 459; Athen. Merlier. 12). Мелос для песнопения «Ныне силы небесныя» был составлен Г. Р. в 1-м гласе τετρφωνος (Stauronik. 165; Ivir. 970, 987, 998; РНБ. Греч. 130, 132, 711; Pantel. 901, 1734 г.; Doch. 338; Paul. 132, 1774 г.) и в 1-м плагальном гласе (Xeropot. 307). Известными песнопениями Г. Р. являются также матимы-богородичны: на 2-й глас - «Превышши явилася еси, Чистая» (Υπερτρα πφηνας, γν) (Doch. 339, 1768 г.; Ivir. 960, 1768 г.), на 4-й глас - 15-сложник для исполнения во время облачения К-польского патриарха или др. архиерея «Тя величаем, сущую Богородицу - Чистая, Всенепорочная, Нетленная Всесвятая» (Σ μεγαλνομεν τν ντως θεοτκον ρδβλθυοτεΑσπιλε παναμμητε φθορε Παναγα) (Pantel. 1008, посл. четв. XVII в.; РНБ. Греч. 130, 237, 711; Ivir. 960, 970, 987; Xeropot. 323, 1708 г.; БАН. РАИК. 42; Doch. 338, 339; Paul. 132), на глас βαρς - «Предстоящая у Креста» (Παρισταμνη τ σταυρ) (Ivir. 951) и «Согреших, исповедаюсь Тебе» (λδβλθυοτεΗμαρτον, μολογ σο) (Ivir. 951), на 4-й плагальный глас - «Преславная, о Тебе» (Δεδοξασμνα περ σο) (Doch. 339; Ivir. 951, 960) и «Тя, Приснодеву» (Σ τν ειπρθενον) (Ivir. 951), «Юница тельца рождшая» (Δμαλις τν μσχον τεκοσα) на 4-й плагальный глас (Lesb. Leim. 459). По крайней мере одна из матим-богородичнов Г. Р. известна в наст. время в обработке митр. Германа - «Радуйся, Обрадованная» (Χαρε κεχαριτωμνη) на глас βαρς (Ivir. 951, 967, 1-я пол. XVIII в.; Xeropot. 229). Кроме этих богородичнов к числу матим Г. Р. принадлежит 15-сложник «Приидите, любящие зрелища» (Δετε, φιλοθεμονες) на 1-й глас (Paul. 14, нач. XVIII в.).

http://pravenc.ru/text/164425.html

Вместо «Бог Господь...» поется «Аллилуиа» (3) по гласу Октоиха и Троичные тропари гласа, причем к первому тропарю бывают особые окончания в зависимости от дня недели, например: в понедельник – «Предстательствы бесплотных Твоих, помилуй нас», во вторник – «Молитвами Предтечи Твоего, помилуй нас» и т.д. (напечатаны в Ирмологии, Триоди Постной, Типиконе, гл. 58, Октоихе и Следованной Псалтыри, в последовании утрени). Стихословятся три кафизмы. Ектении пред седальнами не произносятся (за исключением суббот, воскресений и праздников). После 3-й кафизмы и седальна читается 50-й псалом. После 50-го псалма – молитва: «Спаси, Боже, люди Твоя...» и после возгласа «Милостию и щедротами...» – каноны. Каноны поются в соединении с библейскими песнями, начиная со стиха «Господеви поем...». Порядок стихословия изложен в Ирмологии, в разделе под загласием: «Во святую и великую Четыредесятницу стихословятся песни сице». Канонов полагается три: святого из Минеи (полный) и два трипеснца из Триоди (творение Иосифа и Феодора Студитов ). Октоих не поется во всю Четыредесятницу, кроме Недель (воскресений). Трипеснцы содержат следующие песни: в понедельник – 1-ю, 8-ю и 9-ю; во вторник – 2-ю, 8-ю и 9-ю; в среду – 3-ю, 8-ю и 9-ю; в четверг – 4-ю, 8-ю и 9-ю; в пятницу – 5-ю, 8-ю и 9-ю; в субботу – 6-ю, 7-ю, 8-ю и 9-ю (четверопеснец). Канон следует петь по Уставу, чтобы молящиеся могли слышать характерные особенности исполнения канона в посту. Канон святого положено петь на 6 (ирмос, 4 тропаря и Богородичен) в тех песнях, в которых есть трипеснец, в других песнях – на 5 (ирмос в начале или в конце песни, 3 тропаря и Богородичен). Если случится два святых, то оба канона поются на 6 путем соединения двух тропарей этих канонов в один, опускается лишь Богородичен первого канона. Первый трипеснец поется на 4. Второй трипеснец во все дни седмицы имеет 5 тропарей, но в понедельник – 6 тропарей. Порядок пения канона следующий. Песнь 1-я: по Следованной Псалтири или Ирмологии поются или читаются стихи от «Господеви поем...» до «Огустеша...» включительно (условная цифра 14), затем поется ирмос канона Минеи 106 . Отсюда к стихам прибавляются тропари Минеи на 6. После ирмоса Минеи хор поет стих: «Рече враг...». Чтец – тропарь канона. Стих: «Послал еси...» и тропарь. Стих: «Кто подобен Тебе...» и тропарь. Стих: «Простерл еси...» и тропарь. Стих: «Утешил есл...» и Богородичен канона. Со стиха: «Тогда потщашася...» (т.е. от цифры 8, обозначенной в Ирмологии) читаются 4 тропаря первого трипеснца Триоди. Со стиха: «Господь, царствуй веки и на век» (в Ирмологии здесь стоит цифра 4) читаются тропари второго трипеснца. Хор: «И наведе на ня...». Чтец: «Приспе ныне...». Хор вышним гласом: «Слава». Чтец: «Единице простая...». Хор: «И ныне». Чтец: «Божию Святую гору воспоим...». Хор: «Слава Тебе, Боже наш...». Чтец: «Колеснице огненная...». Хор: «Слава Тебе, Боже наш...». Чтец: «Брашно Адам яде...», и поется на катавасию ирмос 2-го трипеснца Триоди: «Грядите людие...».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

Б. известен и как переписчик рукописей. Почти все муз. творчество Б. сохранилось в его автографах (Iver. 992 (1672); Ibid. 1165; Ibid. 1250; Pantel. 1008; Προυσο 43 и Ath. Io. Bapt. 1809). Полное собрание творений Б. и его Ирмологий дошли до нас в рукописях доместика Иверского мон-ря Космы Македонца , товарища Б. по учебе (Iver. 1048, 1686 г.; 1052, 1688 г.). Муз. сочинения Б. 1) Отдельные кодексы: Ирмологий и Прологарий. 2) Песнопения служб суточного круга: вечерни - великие кекрагарии (стихи «Господи, воззвах») на 8 гласов; утрени - полиелей «Δολοι Κριου» (    ) 1-го гласа, пасапноарии (хвалитные стихи) на 8 гласов, самогласны по 50-м псалме «Τς μετανοας νοιξν μοι πλας» (        ), мегалинарии 9-й песни канона (стихи из Песни Богородицы) на 8 гласов, Великие славословия на 8 гласов, многолетия. 3) Песнопения Божественной литургии: «Δναμις. Οσοι ες Χριστν» (      ), «Δναμις, Τν σταυρν σου προσκυνομεν» (      ), аллилуиарии на 8 гласов, херувимские - 2 осмогласных цикла, «Νν α δυνμεις - Γεσασθε» (      -  ) «Το δεπνου σου το μυστικο» (      ), «Σιγηστω πσα σρξ» (        ), воскресные причастны - 2 осмогласных цикла, седмичные причастны на 8 гласов, причастны всего года - полный комплект. 4) Икиматарий (Οκηματριο): строфы Акафиста Богородице - кукулий «Τ περμχ στρατηγ» (    ) и икосы «ρδβλθυοτεΑγγελος πρωτοσττης» (    ) и «Πσα φσις» (    ). 5) Матиматарий: 18 Богородичных и 20 праздничных матим . 6) Калофонический Ирмологий: 25 ирмосов. 7) Энкомий «наилучшему» (хвалебное песнопение хозяину дома на праздничной трапезе) «Ο χορτσας λαν» (Насытивший людей). 8) «Истолкования»: заупокойное Трисвятое и аллилуиарий. 9) Турецкая песня (Iver. 988. Fol. 399). Ист.: Арх.: Χουρμοζιος Χαρτοφλαξ. Παπαδικ: 5 τμοι//S. Sepulcri. 703-706, 722; idem. Μαθηματριον: 8 τμοι//Ibid. 727-734; idem. Οικηματριον//Ibid. 714; idem. Κρατηματριον//Ibid. 710. Изд.: Γρηγριος Προτοψλτης. Καλωφονικν Ερμολγιον. Κωνστατινοπολις, 1835; Πανδκτη τς ερς κκλησιαστικς μνωδας το λου νιαυτο: 4 τμοι. Κωνστατινοπολις, 1850-1851; Χατζηγιακουμς. Χειργραφα Τουρκοκρατας. Σ. 341-351; Στθης. Αναγραμματισμο κα μαθματα. Σ. 163-204 [аналитич. описание Матиматария и 4-го и 5-го томов Пападики Хурмузия Хартофилакса].

http://pravenc.ru/text/77420.html

Излюбленными текстами песнопений всенощного бдения, так сказать, его хоровыми опорными пунктами, стали: 1) Предначинательный псалом; 2) «Блажен муж»; 3) «Свете тихий»; 4) «Ныне отпущаеши»; 5) Полиелей (ставший непременным на каждой воскресной утрени, хотя это и противоречит уставу, предписывающему полиелей в воскресные дни только в определенное время, а не всегда); 6) На праздничной утрени – антифон степенный 4-го гласа, «От юности моея» 7) «Величит душа моя Господа» (только в воскресные дни, тогда как в двунадесятые праздники «Честнейшая» не поется); 8) «Великое славославие» и 9) в конце 1-го часа – «Взбранной воеводе». Все остальные песнопения (как то: тропари воскресные по непорочных, «Воскресение Христово видевши») свойственны только воскресной утрени, а потому привлекали внимание композиторов в очень редких случаях. Между тем именно передвижной, постоянно меняющийся гимнографический материал (стихиры, тропари, седальны), наполняющий богослужебную схему, намеченную неизменяемыми песнопениями (см. разделы «Гимнология и гимнография» и «Виды и названия различных песнопений»), содержит главный дидактический элемент богослужения и дает не только «тон» празднику, но и направление ходу мыслей внимающих богослужению предстоящих и молящихся. Так как в принципе все участвующие в пении невольно вместе с напевом усваивают и слова песнопений, а с ними и выраженные этими словами идеи, то именно вечерня и утреня – всенощное бдение – имеют важнейшее образовательное и воспитательное значение. Чрезмерное увлечение хоровым церковным пением, отрыв хорового церковного пения от литургики и стремление его стать самодовлеющим элементом стали уменьшать воспитательное значение вечерни и утрени именно тем, что все больше и больше отодвигали на задний план певчески исполняемый гимнографический материал, и тем самым центр тяжести переносился на постоянный, неизменяемый, но концертно исполняемый материал – на гимнографическую схему богослужения. Передвижные же песнопения стали все больше и больше читаться, вместо того чтобы исполняться певчески и тем сильнее задерживаться в памяти предстоящих, ибо чтение не способно в такой степени привлекать внимание слушающих к словам, как пение – даже самое простое.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Иерусалимские уставы, начиная с древнейших, указывали «возвышать голос» на Пс 3 (в нек-рых указывалось возвышать голос на Пс 2), что, возможно, связано со студийской певч. практикой ( Скабалланович. Типикон. Вып. 2. С. 105). Это же указание присутствует и в старопечатных Типиконах XVII в. (Устав. М., 1610. Л. 6об.; Устав. М., 1634. Л. 4), но не отмечено в совр. Старопечатные Типиконы 1610 и 1641 гг. подробно описывают порядок пения «Б. м.» на воскресном всенощном бдении: из 1-й «славы» предписывается петь с припевом «аллилуия» лишь избранные стихи: Пс 1. 1a, 6b; 2. 2, 12; 3. 8a, 9b; «  », «    »; те же стихи зафиксированы в рукописных обиходах XVII в. (напр., МГУ. 774, нач. XVII в.) и печатном старообрядческом 1911 г. (Обиход. М., 1911). Во мн. певч. рукописях (XVI-XVII вв.) гласовые указания перед «Б. м.» не приводятся. Иногда «Б. м.» предваряется рубрикой: «Начинает первый лик высочайшим гласом светло». Певч. модель псалмодии «Б. м.» следующая: 1-е полустишие «Б. м.» и припев «аллилуия» исполняются на особый начальный напев; мелодия 2-го полустишия с припевом «аллилуия» является моделью для исполнения последующих избранных стихов 1-й «славы». Относительно 2-й и 3-й «славы» «Б. м.» Типиконы 1610 и 1641 гг. содержат лишь общее указание, что петь их следует «на глас дню». В рус. певч. рукописях XVI-XVII вв. нотируется, как правило, только 1-я «слава» «Б. м.». Встречаются рукописи, в к-рых нотированы все 3 «славы». Каждая из 3 «слав» распевается на индивидуальный напев, не зависящий от текущего гласа. В Обиходе 1911 г. избранные стихи 2-й «славы» (Пс 4. 2, 4) распеты путевым распевом на мелодию мелизматического типа. Припевов у этих стихов нет. «  » и «    » имеют речитативную мелодию, характерную для псалмодии, а в качестве припевов к ним приведены стихи из псалмов (Пс 4. 6, 7), распетые на ту же мелодию, что и стихи Пс 4. 2, 4. Затем трижды речитативно распевается «          », после каждого раза - избранный стих псалма (Пс 4. 9; 5. 3, 12) мелизматическим распевом. Приведен также и др. вариант («А инии на роспев поют»): «  », «    » и «          » распеты мелизматически по образцу избранных стихов, без припевов. То же повторяется и в 3-й «славе». Мелизматический стиль, отсутствие речитации в напеве стихов псалмов, возможно, говорят о том, что мелодия припева перешла на сами стихи из псалмов, а припевы исчезли из певч. практики. Это подтверждается и простотой мелодии «  » и «    », и обозначением «припев» перед следующими за ними стихами псалма (Обиход. М., 1911. Л. 7-10; Успенский. С. 44-45).

http://pravenc.ru/text/149353.html

Этих рядовых зачал может не хватить только при одной самой ранней и другой самой поздней Пасхе и только для одной недели. Но на этот случай в эту неделю полагается читать 62 зачало от Матфея. 452 Таким образом и выходит, что, сколько бы промежуточных недель ни было в данном году, отступка, т.е., повторение раз прочитанных зачал не имеет места по отношению к неделям. В неделю Праотец (см. 499–501 стр.) всегда читается Евангелие 28 недели; если же неделя Праотец не совпадает с 28 неделей, то в 28 неделю читается рядовое Евангелие той недели, на которую падает неделя Праотец. 453 О чтении Апостола и Евангелия в субботу и неделю по Рождестве Христове, а также в субботу и неделю пред Богоявлением, – см. 531 стр. Примечание 2. О утренних воскресных Обыкновенно, в воскресные дни на утрене читаются рядовые воскресные Евангелия. Только в дванадесятые Господские и Богородичные праздники, хотя бы они случились и в воскресенье (а равно и во все прочие дни), всегда читаются на утрене праздничные Евангелия; в храмовой праздник, случившийся в воскресение, тоже оставляется рядовое воскресное Евангелие, а читается Евангелие храма (см. ниже, о храмов. праздн.). Во всех остальных случаях в воскресение (хотя бы случился и праздник с полиелеем или бдением) читается Евангелие воскресное рядовое и именно то, которое в столпах (см. о них ниже) или в 50 гл. Устава (см. 648 стр.) назначено на данный воскресный день, так как рядовое воскресное утреннее Евангелие, чтение которого опускается в указанных случаях, не переходит на следующее воскресенье, а оставляется совсем не прочитанным. 454 Всех воскресных утренних Евангелий 11-ть; они избраны из всех Евангелистов и содержат в себе повествование о воскресении Спасителя. Эти Евангелия идут одно за другим в неизменном порядке; такой же порядок соблюдается и по отношению к рядовым гласам Октоиха. Восемь гласов с соответствующими им Евангелиями называются столпом. Всех таких столпов шесть, и они распределяются следующим образом: Евангелия: (1. Мф.28:16–20; 116 зач.; 2.) Мк.16:1–8; 70 зач.; 3. Мк.16:9–20; 71 зач.; 4. Лк.24:1–12; 112 зач.; 5. Лк.24:12–35; 113 зач.; 6. Лк.24:36–53; 114 зач.; 7. Ин.20:1–10; 63 зач.; 8. Ин.20:11–18; 64 зач.; 9. Ин.20:19–31; 65 зач.; 10. Ин.21:1–14; 66 зач.; 11. Ин.21:15–25; 67 зач.). Начало чтения воскресных утренних Евангелий упреждает собой начало пением гласов: первое Евангелие читается в неделю Всех Святых, первый же глас поется в первую неделю после недели Всех Святых (2-ю по Пятидесятнице), затем в течение всего года следует неизменный порядок Евангелий и гласов и по прочтении 11-го Евангелия снова начинается первое, а после 8-го гласа опять начинается первый. Только при пении Триоди Цветной с недели ап. Фомы воскресные Евангелия читаются не в том порядке, какой указывается в их столпах (см. 648 стр).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010