Хотя этот документ и имеет полуофициальное значение, однако во всех католических энциклопедиях, комментариях, богословских словарях и других книгах мы находим именно сатисфакционное учение об Искуплении, а как известно, все католические книги предварительно проходят через духовную цензуру и в них выражается «disciplina approbata» Римско-католической церкви, поэтому справедливо можно сказать, что сатисфакционное учение о догмате Искупления является учением Римскокатолической церкви. 750 См. слово «redemption» в Dictionnaire Apologetique de la Foi Catholique и это же слово в Dictionnaire de Theologie Catholique. Vol. XIII. 753 Совершенно неверно утверждение свящ. А. Волконского, говорящего: «С первых веков христианства покаяние сопровождалось наложением епитимий. Ее главной целью было удовлетворение Божией справедливости за нанесенное оскорбление» (подчеркнуто нами). См.: Op. cit. P. 390. Это совершенно неверное понимание значение епитимий в древней Церкви, как в Восточной, так и Западной (до отделения от Православной Церкви). 765 Georgii Scholarii Oratio in festum Ingressus Beatae Virginis Mariae in Templum. Cap. 2//Graffin-Nau. Patrologia Orientalis. T. 19. P. 515. 814 1Цар.16:35; Пс.23:5; 26:9; 37:23; 41:6; 64:6 и т. д.; Ис.19:20; 43:3,11; 49:26; 62:11; 63:8; Иер.14:8; Авд.21; Лк.1:47; 2:11; Ин.4:42; Деян.5:31; 13:23; 2Пет.1:1,11; 2:20 и т. д.; 1Ин.4:14; Иуд.25; Еф.5:23; Флп.3:20; 1Тим.1:1; 2:3; 4:10 и т. д. 2Цар.3:18,28; Ис.46:13; 49:6,8; 51:5–6,8; 52:10; 56:1; Иер.3:23; Лк.1:69,77; Деян.4:11; 7;25; 13:26,47; 1Пет.1:5,9; 2Кор.6:2,7; 2Фес.2:13; Евр.2:3 . Ис.25:9; 33:22; 35:4; 45:21–22; 63:1; Иер.15:20; 42:11 и т.д.; Мф.1:21; 18:11; Лк.9:56; Ин.3:17; 5:34; 10:9; 12:47; Деян.4:12; 16:31; Рим.5:9–10; 8:24; 10:9; Еф.2:5; 1Тим.1:15; 2:4; Тит.3:5… 829 Платон. «Критий» при конце диалога//Plato with an English translation. Vol. VII. P. 304. Rev. R. G. Bury. London, 1929. 832 См., например, тропарь: «Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог...», кондак 5-го гласа: «Ко аду Спасе мой сошел еси...», кондак Пасхи: «Аще и во гроб снизшел, бессмертие, но адову упразднил еси силу...», тропарь воскресный 2-го гласа: «Егда снисшел еси к смерти, Животе бессмертный, тогда ад упразднил еси блистанием Божества» и т. д. Эта же традиция запечатлелась и в иконописи.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Shola...

Псалом 94-й. Поводом к написанию псалма было желание псалмопевца уяснить религиозное значение церковного празднования субботы, которая посвящена была вспоминанию о сотворении мира и об освобождении от рабства египетского. Первоначально псалом назначался, как видно из 1-го и 2-го ст., для употребления при общественном богослужении, по всей вероятности, в субботу. 1–2 ст. Псалмопевец приглашает верующих с радостью поспешить явиться пред лицо Бога рано в субботу. Выражение: «предварим лице Его» в смысле пророческом означает приглашение предварить пришествие Господа на суд своим покаянием. 3–5 ст. Приглашает славить Господа, потому что Он Творец и Царь всей земли, так что в Его власти и глубины земли («концы» в глубь) и высоты гор. 6–7 ст. Далее приглашает стать близко к Богу с радостными слезами («восплачемся») и воздать ему божеское поклонение, ибо для Израиля Он есть по преимуществу Бог, а Евреи – люди Его пажити (паствы) и Он печется о них, как о Своих овцах. 8–11 ст. Пророк желает, чтобы все Евреи послушались имеющего раздаться гласа Божия, увещевающего потомков древнего Израиля не ожесточать сердец своих неверием, как их отцы в пустыне: за то они вместо чудес милости, увидали дела гнева Божия, сорок лет тяготевшего над непокорными с клятвой, что они «не внидут в покой Божий». Так будет и теперь. Ап. Павел изъясняет, что предмет этого гласа Божия, о котором пророчествуется в 94 псалме, есть «обетование войти в покой» Божий, возвещенное верующим от Христа ( Евр.4:1–12 ст.). Время возвещения этого откровения определяется словом: «днесь» – ныне, которое, по апостолу, означает все время от первого пришествия Христа до второго ( Евр.13:15 когда обетование это продолжает раздаваться и верующим остается возможным воспользоваться им и войти в покой Божий. Под «покоем Божиим» в ближайшем смысле для Евреев разумеется Обетованная земля. Но земля Обетованная была только образом Царства Небесного, где находят вечный покой души праведников. Об этом последнем покое и пророчествуется в 94 псалме, как изъяснил ап. Павел ( Евр. 4:3–10 ст.). Выражение: «яко в прогневании» (8 ст.) означает или во время, или на месте прогневания, т. е. в пустыне.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

Спустя какое-то время - то ли в 9-м часу дня (как написано в Типиконе), т. е. ок. 15 ч., то ли раньше (ср. цитату из «Паломничества» мон. Бернарда) - патриарх и клирики прибывали в храм, облачались в белые одежды и начиналась вечерня, без возжжения свечей и без каждения. После Пс 103 пели «Блажен муж» и затем «Господи, воззвах» с воскресными стихирами 1-го гласа. Стихиры, включающие 3 ναστσιμα (воскресны) и 4 νατολικ (восточны), по большей части соответствуют стихирам обычного печатного Октоиха: воскресны - те же, среди восточных 2 совпадают с вост. стихирами Октоиха, еще одна в Октоихе помещена в группу алфавитных стихир , нач.: Ο βασιλες [τν] ορανν (в Октоихе начало немного иное: βασιλες πρχων ορανο, далее в тексте также имеются нек-рые разночтения). В конце цикла стихир на «Господи, воззвах» - обычный догматик 1-го гласа, Τν παγκσμιον δξαν. Затем совершался вход, пели «Свете тихий» и обычный прокимен вечера субботы (из Пс 92). Начиналось чтение паремий; цикл чтений - уже не древний иерусалимский, из 12 паремий, но к-польский - из 15. По окончании паремий патриарх раздавал кадила архиереям и священникам и вместе с ними обходил запертую кувуклию Св. Гроба, совершая каждение. Священнослужители кадили весь храм, все его многочисленные приделы. Вернувшись в главный алтарь, патриарх начинал петь «Господи, помилуй» и выходил из алтаря, а затем падал ниц с воздетыми руками (их поддерживали архи- и протодиаконы), плача и молясь за народ. Народ в ответ взывал: «Господи, помилуй». Это повторялось трижды, а затем патриарх входил в кувуклию, где вновь троекратно кланялся до земли и, наконец, зажигал свечи от «святого света» и подавал архидиакону, а тот выносил огонь народу. Патриарх и сослужащие возглавляли процессию в главный храм с пением гимнов Θωτζου, φωτζου να Ιερουσαλμ, γρ δξα Κυρου π σ ντειλε и Θωτζου, φωτζου να Ιερουσαλμ, κει γρ σοι τ φς, к-рые чередовались со стихами Пс 64. 2, 147. 1, 150. 1 и «Слава... и ныне...». Оба гимна, очевидно, написаны по мотивам Ис 60. 1 (ср. использование этого стиха в качестве песнопения в более древних описаниях иерусалимского пасхального бдения), при этом 1-й из них из др. памятников известен как ирмос 9-й песни гимнографического канона П.

http://pravenc.ru/text/Пасху.html

Armstrong, R. Pope and С. H. van Schooneveld. The Hague; Paris, 1975. P. 193. Здесь и далее воспроизводится текст в соответствии с правилами БЛДР). 38 Елико бо тело изнемогает, толико душа силна бывает и освящается. – Ср. в Скитском патерике: «...елико тело сильно есть, толико душа либава есть, и елико тело либевает, только душа силнеет» (The Old Church Slavonic Translation... P. 225). 47 «яко цвет травный; трава изсыхает, и цвет ея отпадет», «и не будет, и не познает к тому места своего» ... – Пс.102:1314 ; ср.: Ис.40:67 . Темже аще хощеши победити страсти, отсецы свои сласти. Аще ли пищу требуеши, страсти будити имаши. – Параллельная синтаксическая структура двух предложений и наличие рифмы привели к формированию неравносложных виршей. 52 Елико бо тело изнемогает, толико душа силна бывает и освящается. – Ср. в Скитском патерике: «...елико тело сильно есть, толико душа либава есть, и елико тело либевает, только душа силнеет» (The Old Church Slavonic Translation... Р. 225). 93 ...«преходит бо прилежати же о души, вещи безсмертней»... – Топос, нашедший отражение как в общих тропарях 8-го гласа преподобному, преподобномученику и преподобной жене, так и в тропарях конкретным святым, например Михаилу Малеину, Лаврентию Туровскому, Леониду Устьнедумскому, Марии Египетской, преподобной Таисии, преподобной Пелагии, преподобной Марфе, матери Симеона Дивногорца, Ангелине Сербской и др. (все 8-го гласа). 94 ... «слезами твоих источник пустыни безплодное напоил еси» ... – Ср. тропари преп. Иосифу Многоболезненному, Варлааму Индийскому, Сергию Нуромскому, Иоанну Рыльскому и др. 95 ... «во страданиих своих венца прияша нетленныя от тебе, Бога нашего»... – Топос, характерный для тропарей мучеников, см., например: Тропарь святому мученику Виктору, глас 4; Тропарь святым мученикам Адриану и Наталии, глас 4; Тропарь девяти мученикам кизическим, глас 4. 98 ... «стражду тебе ради: яко да царствую с тобою и умираю, надежу имею на тя, но, яко жертву непорочну, приими мя, с любовию пожершую ти ся»...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Период бытования кокизников К. н. непродолжительный - с 20-х гг. до сер. XVII в. Во всех кокизниках богослужебные тексты, сопровождающие начертания строк, даны в раздельноречной редакции. Строки изложены в порядке осмогласия, начала гласов выделены заголовками, в качестве к-рых обычно используются слово «глас» и порядковый номер словом или цифрой. Большинство строк (в кокизнике ркп. СаратГУ. ЗНБ. ОРКиР. 1126 все строки) дано с наименованиями в отличие от путевых кокизников, где даны только отдельные наименования строк. По содержанию, последовательности и форме изложения кокизники К. н. близки друг к другу, что свидетельствует об определенных принципах отбора включаемого в них материала. Различие наблюдается лишь в полноте состава. Наибольшая общность - в списках РГБ. Ф. 37. 93 и ГИМ. Увар. 635, в них содержится соответственно 159 и 153 строки. Кокизники рукописей РГБ. Ф. 299. 154 и БАН. Ф. 32. 16. 18 менее полные: 1-й обрывается на середине 6-го гласа, 2-й - на середине 4-го гласа. В этих кокизниках насчитывается соответственно 88 и 63 строки. От указанных кокизников большей полнотой содержания отличается руководство СаратГУ. ЗНБ. ОРКиР. 1126, в к-ром приведено 202 строки. В изложении материала здесь заметно стремление к более полному показу гласов, довольно скромно представленных в др. кокизниках. В табл. 5 отражено число гласовых строк в 3 кокизниках К. н. В кокизнике СаратГУ. ЗНБ. ОРКиР. 1126 присутствует одинаковое число строк во 2-5-м гласах, к-рое, по-видимому, было нормой; при этом неясно, почему в наиболее сложном и богатом напевами 8-м гласе присутствует меньшее число строк по сравнению с кокизниками РГБ. Ф. 37. 93 и ГИМ. Увар. 635. Кокизник из рукописи РНБ. Солов. 690/752, по числу строк во много раз превышающий остальные 5 списков, привлек особое внимание исследователей: к нему обращались Смоленский, А. А. Игнатьев , Бражников, Кручинина и Шиндин. По подсчетам Смоленского, в рукописи содержится 1680 попевок (это число приведено Игнатьевым, продолжившим после смерти Смоленского описание рукописей Соловецкой б-ки, см.: Игнатьев. 1910. С. 45). Бражников пишет о 862 попевках ( Бражников. 1972. С. 203). Разница в числах объясняется тем, что Бражников учитывает только те попевки, к-рые имеют названия. Еще меньшее число попевок - ок. 500 - называют Кручинина и Шиндин, не уточняющие принципа подсчета ( Кручинина, Шиндин. 1979. С. 194). Различия в подсчете проистекают из сложности понимания материала, излагаемого в соловецком кокизнике, а также из большого количества строк, не имеющих названий, в т. ч. в 8-м гласе. Несмотря на то что начала строк обычно выполнены заглавной буквой, а окончания обозначены точкой или точкой с запятой, отсутствие терминологии затрудняет классификацию строк.

http://pravenc.ru/text/1319806.html

Самогласны находятся более в последованиях двунадесятых и других великих праздников, и самогласными, большею частью, бывают стихиры на «Господи воззвах» и на стиховне. 346 Стихи Пс.141 , со стиха: «Изведи из темницы» и затем стихи псалмов Пс.119 и Пс.116 составляют десять стихов, и за ними полагается петь стихир на «Господи воззвах» не более десяти, кроме немногих, указанных ниже, случаев. Посему в Часослове, пред стихом: «Изведи из темницы душу мою», напечатано: «на 10-ть». Но не всегда поется десять стихир, а иногда поется 8-мь, или 6-ть, или 4-ре. Восемь стихир поются с последними 8-ю стихами псалма, равно шесть стихир –с 6-ю последними стихами. 347 В Ирмологионе указано петь все стихи этих псалмов. При стихах напечатаны на поле листа попеременно буквы: а, б, – они указывают, которому лику следует петь тот или другой стих. 349 Между выражениями: «стихиры три», «стихиры четыре», «стихиры на три», «стихиры на четыре» есть различие. Первое показывает, что в богослужебной книге находятся три, четыре стихиры, а последнее означает, что в богослужебной книге, может быть, находится только одна или две стихиры, но они поются как три или как четыре, т. е. одна из них повторяется раз и более. Например, сказано: «На Господи воззвах поставим стихов 10 и поем Осмогласника стихиры воскресны три, и восточны три, и преподобные (Марии Египетской) стихиры три творяще я на четыре» (Τип., послед. 5 недели велик, поста – вечерня). Выражения: «стихиры на 6-ть, на 8-мь, на 10-ть» указывают на число стихов псалма, которые вместе со стихирами должно петь, равно – и на то, которые стихи псалма должно присоединять к стихирам. Если уставом положено стихиры на 10-ть, то следует начинать пение псалма с того стиха, пред которым в Часослове сказано: на 10-ть. Если положено стихир на 8-мь, то пение начинать со стиха, имеющего надпись в Часослове: «на 8-мь». 351 Такая вечерня обыкновенно совершается в понедельник, вторник и четверток, равно в среду и пяток, если, по какому-либо случаю, в эти дни не бывает литургии, – в праздники (24-го февраля, 9-го, 24-го, 25-го и 26-го марта). 352 В число воскресных включаются и те, которые называются также «Анатолиевыми» и «Восточными». Стихиры же названы Анатолиевыми потому, что сочинитель их был Анатолий (См. Октоих 4-го гласа, мал. вечерня), а названы «восточными» потому, что греческое слово α=νατολh’ означает восток (Euchoi. Goar, 1647, p. 58). По мнению иных Анатолий был Патриархом Константинопольским в V веке (Fabricios Bibliot, graeca т. XI, p. 76, 78). Новейшее исследование полагает, что это был Антоний Студит (Руков. для сельск. паст. 1894 г., т. I, стр. 222–226).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Этот полиелей был достаточно широко распространен. Самая поздняя датированная запись к наст. времени обнаружена в Пападики Анастасия Ваиаса 1767-1770 гг. (Ath. Xeropot. 307). Первая часть этого полиелея была «истолкована» средствами аналитической нотации Нового метода хартофилаксом Хурмузием (Ath. Bibl. Nat. S. Sepulcri 704. Fol. 13v - 46v). Вторая статия полиелея Н. К., основанная на тексте Пс 135,- это осмогласник , к-рый распространялся в рукописной традиции в 2 редакциях: до XV в.- в краткой, а с XV в.- в полной, записывавшейся вместе с краткой или вместо нее; Мануил Хрисаф назвал ее «полиелей по гласам, большой» (πολυλεος κατ χον μγας). Исходя из текстовой и мелодической структуры полной редакции, этот полиелей стали называть «четырехстишным» (τετρστιχος): каждые 4 стиха Пс 135 распеты на один из 8 гласов ; заключение раздела каждого гласа дополнено 2 анафонимами (они названы «правая» и «левая»), с помощью к-рых происходит разработка пространного припева псалма «Аллилуия, яко в век милость Его, аллилуия». Из этого правила есть 2 исключения: 1) поскольку все 26 стихов Пс 135 не вписываются в 4-стишную структуру текста, осмогласник завершается на 2 последних стихах псалма: «Даяй пищу всякой плоти» и «Исповедайтеся Богу Небесному», распетых соответственно на гласы βαρς и 4-й плагальный; 2) в конце раздела 2-го плагального гласа (после ст. 24: «И избавил ны есть от врагов наших») содержится больше анафоним, к-рые образуют как бы автономный раздел с ремаркой: «Отсюда начинаются анафонимы с вастактами» (вастакты - певцы, исполнявшие исократиму ). Приведем надписания этого раздела по рукописи Athen. Bibl. Nat. 2406 (Fol. 149-150v) с учетом его деления, с одной стороны, на 11 частей согласно смене гласов, с другой - на 5 частей согласно обработке словесного текста. Указанные 5 частей следующие: 1-я последовательность из 3 анафоним, из к-рых 1-я и 3-я распеты на 2-й плагальный глас (νεναν), а 2-я - на 4-й плагальный глас; распев на 2-й плагальный глас (νεναν) заключения ст.

http://pravenc.ru/text/2566120.html

( ) Особые праздничные антифоны на литургии полагаются только на Господские двунадесятые праздники. §6.2. Оглавление Минеи Оглавление Минеи построено следующим образом. Каждый день здесь разделяется на три абзаца. В первом абзаце приводятся праздники и имена святых, которым имеется служба в Минее, с указанием номера страницы, где находится начало данной службы. Второй абзац содержит имена святых, память которых также приходится на данный день, но им нет службы в Минее. Третий абзац – указаны праздники в честь икон Божией Матери, которые также выпадают на данный день, но не имеют службы в Минее. Очевидно, что во втором и третьем абзацах номера страниц не приводятся. §6.3. Приложения Минеи Приложения Минеи содержат Богородичны, которые поются в дни памяти святых (но не используются на Господские и Богородичные праздники) на вечерне и утрене вместе со стихирами и тропарями Минеи в течение года, кроме периодов предпразднства и попразднства двунадесятых праздников. Всего в Минее четыре приложения, принцип их использования можно представить в виде следующей таблицы. Богородичны в Минее Богородичны после стихир Бдение, полиелей, славословие 1-е приложение Шестеричный и без знака 2-е приложение Богородичны после тропарей Бдение, полиелей, славословие 3-е приложение Шестеричный и без знака 4-е приложение Теперь подробнее поговорим о каждом из четырех приложений Минеи. Приложение 1-е используется во все воскресные дни, а также в праздники святых со бдением, полиелеем и великим славословием. Здесь на каждом гласе находится по два Богородична. Первый, называемый также догматиком, поется только на «Господи, воззвах…». Второй, стиховный, поется в воскресные дни на литии и стиховне вечерни, а в праздники святых в другие дни седмицы, кроме литии и стиховны вечерни, еще и на утрене на «Хвалите…». Глас необходимого Богородична почти всегда соответствует гласу стихиры «Славы» (кроме недели и субботы на «Господи, воззвах…», когда поется Богородичен настоящего гласа). В частности, если в воскресный день стихира на «Слава» на стиховне случится 2-го гласа, то на «И ныне» будет пропет Богородичен «О чудесе новаго…».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Воля Божия всегда над нами. «Как бы с закрытыми глазами бросайся в житейское море, – наставляет епископ Феофан Затворник , – предаваясь руководству воле Божией». Нужно полностью вверить себя высшей воле. Она всемогуща, всеобъемлюща. Она хранит и руководит всеми. Пречистая Матерь всегда следовала воле Божией, покорялась всемогуществу и силе ее. Последуем же за Ней и поучимся от Нее, как стяжать чистоту тела и души. Богоматерь сияет девственной чистотой. Очевидцы говорят, что стоило только взглянуть в Ее светлый лик, как сразу же чувствовалось нечто Божественное, высокое, чистое… Ее чистота свежее белоснежных лилий, светлее сияющих горних вершин, лучей яркого солнца. И нам нужно стремиться к этой чистоте, нужно дорожить тем, что мы имеем пример величайшей чистоты в образе Честнейшей Херувим и Славнейшей без сравнения Серафим. Чистое око души позволяет человеку видеть небо. Чистый человек способен с земли видеть Бога, живущего на небесах. Все мы от юности подвержены грехам и порокам плоти. «От юности моея мнози борют мя страсти…» (антифон 4-го гласа). С раннего детства мы страдаем от грехов, загрязняем одежды невинности грехами плоти. И чем больше живем, тем в большей степени теряем чистоту. И часто к старости человек обнажается совсем, потому что чистые одежды истлели, а новых он еще не приобрел. И вот стоит он – обнаженный, жалкий, неключимый. Скоро его позовут. В чем он явится к Судии правосудному? «Ризу мне подаждь светлу… Многомилостиве Христе Боже наш» (ирмос 8 гласа). Нужно просить Матерь Божию обновить наши истлевшие, худые одежды души. Нужно просить, чтобы Она в час нашей кончины предстала и избавила нас от мучений, покрыла честным Своим омофором. Посмотрите, дорогие мои, как мужественно переносила Она все скорби и испытания. Тайная вечеря… Ядущий со Мною предаст Меня ( Мк. 14:18 ). С какой болью эти слова разрывали Ее сердце. Разве Она не знала об этом? Затем Гефсимания… Толпы народа с горящими факелами… Ночь во дворе Каиафы, Ее не пустили туда. Там мучают Ее Сына. Она страдает… Крестный путь… Голгофа… Сколько жестоких мук выпало на Ее долю. И Она все перенесла, верила Своему Сыну и Богу, верила и терпеливо несла вместе с Ним крест.

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

Предлагаем читателям сайта Православие.Ru богословско-филологический анализ к воскресным тропарю и кондаку 4-го гласа. Тропарь и кондак – молитвенные песнопения, емко раскрывающие суть празднуемого события. Поэтому, конечно, главной темой рассматриваемых ниже песнопений является Воскресение. Ниже дан богословско-филологический комментарий воскресных тропаря и кондака четвертого гласа. Сначала приведем тексты тропаря и кондака на церковнославянском языке. Тропарь: Светлую Воскресения проповедь от ангела уведевша Господни ученицы и прадеднее осуждение отвергша, апостолом хвалящася глаголаху: испровержеся смерть, воскресе Христос Бог, даруяй мирови велию милость. Кондак: Спас и Избавитель мой из гроба, яко Бог, воскреси от уз земнородныя, и врата адова сокруши, и яко Владыка воскресе тридневен . Греческий оригинал таков. Тропарь: Τ φαιδρντςναστσεως κρυγμα, κτογγλου μαθοσαι α τοΚυρου Μαθτριαι, κα τν προγονικν πφασιν πορρψασαι, τος ποστλοις καυχμεναι λεγον· σκλευται θνατος, γρθηΧριστς Θες, δωρομενοςτκσμτμγα λεος. Кондак: Σωτρ κα στηςμου, π τοτφου, ςΘεςνστησεν, κτνδεσμντοςγηγενες, κα πλας δουσυντριψε, κα ςΔεσπτης νστητριμερος . Предложим и перевод песнопений на русский язык. Тропарь: Узнав от Ангела светлую весть о воскресении и освободившись от прародительского осуждения, Господни ученицы, торжествуя, говорили апостолам: «Низвержена смерть, воскрес Христос Бог, дарующий миру великую милость!» Кондак: Спаситель и Избавитель мой, из гроба, как Бог, воскресил рожденных на Земле от оков, и врата ада сокрушил и, как Владыка, воскрес на третий день. Радостная весть о Воскресении Текст тропаря начинается со словосочетания светлая воскресения проповедь. Церковнославянское прилагательное светлый имеет особое, присущее русскому языку только отчасти значение «славный, радостный, веселый» . Нетрудно вспомнить события, предшествующие Воскресению Христа. Ученики при виде взятия своего Учителя под стражу в страхе разбежались. Ими овладел ужас и внутреннее опустошение, ведь апостолы видели в Христе земного Владыку, которому непременно покорятся все царства мира. Какова же была радость апостолов, когда они узнали, что Иисус Христос жив и что Он воскрес.

http://pravoslavie.ru/142895.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010