868), богородичен 3-го гласа – «Кийждо идеже спасается» (в 3-й части повечерия Син. 865), 4-го гласа – «Яко всех еси» (3 поч. Син. 868), 7-го гласа – «Превзошла еси силы небесныя» (2-я часть повеч. Син. 865) и «Избави, Богородица, от содержащих нас грехов» (в числе «покаянных» Соф. 1052 ), наконец, великопостный – «В храме стояще» (копто-эфиоп. полун.). Заметнее отразилось келейное влияние на утренних «хвалениях» в копто-эфиопском богослужении. Здесь после «молитвы полунощи», или полунощницы, которую можно сопоставить также с начальной частью нашей утрени, положена «молитва в 3-й час нощи», представляющая последование канона, или среднюю часть нашей утрени, а затем следует особая служба – «молитва при пении петуха», соответствующая «хвалениям» утрени. Эти три службы усвояют себе, между прочим, все тропари (кроме предварительных), положенные в Син. 865 на повседневной полунощнице (см. выше, гл. 5, часть 7 «Тропари»); при чем первые шесть тропарей (II – III) и «Царю небесный» исполняются на полунощнице, следующие три (IV) – на 3-м часе ночи, а два последние – на петлоглашении 300 . Очевидно, все копто-эфиопские ночные службы, не исключая и «молитвы при пении петуха», находятся в тесной связи с келейными последованиями типа полунощницы Син. 865, а чрез ее посредство, и с чином 12-ти псалмов. Кроме келейных тропарей, «молитва при пении петуха» содержит еще в себе и три келейных молитвы: «Воспеваю благодать твою» («песнь полунощная» в наших утренних молитвах), «Величая величаю Тя» (см. чин 12 пс.) и «Многих и великих даров насладився» (пол-ца Соф. 1052 ) 301 . Вообще же составные элементы келейных и церковных последований настолько тесно переплетаются между собою, как в нашем, так и в копто-эфиопском богослужении, что подчас бывает трудно и даже невозможно отделить их друг от друга. 12. Общие замечания Следовательно, чин 12-ти псалмов является как бы связующим звеном между всеми суточными службами; но далеко не все эти службы находятся в одинаково близких отношениях с ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

Итак, сколько же существует видов знаменного распева с точки зрения Устава? Церковный Устав знает только два – самогласен (в том числе и сокращенный вариант, или малый распев) и подобен, то есть праздничную и седмичную мелодию. Мнения некоторых толкователей о существовании т.н. «среднего», «обычного» и «ново-малого» распевов не имеют основания ни в Уставе, ни в тексте песнопений, ни даже в самой знаменной мелодике; почему и сами авторы не смогли представить никаких конкретных данных в подтверждение этого положения. Малый распев, как и мелодия подобнов, представляет собой сокращение большого распева, с некоторыми изменениями. Мелодические строки (попевки) малого знаменного распева выбраны из большого количества общезнаменных попевок и следуют одна за другой в определенном порядке. Первый глас состоит из пяти строк: четыре повторяются и пятая – заключительная. Все они, целиком или с незначительным изменением, соответствуют мелодическим строкам большого знаменного распева. Так, первая соответствует 67-й («рожок») 3 , вторая – б9-й, третья – 2-й, четвертая – 38-й (в крюковом изложении – 67) и пятая – 91-й. Мелодия второго гласа состоит также из пяти строк: первая соответствует «опочинке» (тоже 1), вторая – «возносу» 2), третья   22-й, четвертая – 59-й («храбрица») и заключительная – 2-й (в синодальных книгах она оканчивается на «ми»). Третий глас имеет только две чередующихся строки: первая соответствует 9-й («кулизма средняя»), а вторая – 11-й («перевивка»). Обе строки сокращены. Третий глас в синодальных книгах дан квартой ниже.Четвертый глас состоит из пяти строк: первая соответствует 2-й («удоль»), вторая – 40-й («недоводка»), третья – 42-й («ясница»), четвертая – 41-й («возмер») и пятая – 11-й («пастела»). Все даны в сокращенном виде. Пятый глас состоит из четырех строк. Первая строка соответствует первой строке большого знаменного распева (измененная «ромца»), вторая – 46-й, третья – 34-й («пригласка») и четвертая – 29-й. Шестой глас состоит также из четырех строк. Первая соответствует 38-й, вторая – 12-й, третья – 66-й и четвертая – 5-й. Седьмой глас состоит из трех строк. Первая соответствует первой строке этого гласа большого знаменного распева, вторая – 7-й, а заключительная строка – мелодия погласицы 7-го гласа (у Металлова в списке ее нет). Ввосьмом гласетакже, как и в шестом, – четыре строки: они соответствуют строкам 40, 23, 8, и 3 восьмого гласа большого знаменного распева, с некоторыми изменениями (см. пример 4).

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Nikolaev...

Феофана, а первый из них (Тебе пристанище спасения) даже так прямо стоит в его каноне св. Никите мидикийскому (3 апр., 4 п.). Выше было отмечено, что, быть может, трипеснцы св. Иосифа на сырную седмицу составлены были им не в одно время с его триодью: если последняя появилась прежде, то св. Феофан мог составить свои трипеснцы раньше св. Иосифа. Таким образом выходит, что первый, как будто, дополнял триодь второго, — составил две группы вступительных и заключительных к ней трипеснцев. Раз это так, — триодь св. Иосифа должна была явиться не позднее 850 г., потому что около этого года св. Феофан уже скончался. Данный вывод был бы справедлив, если бы можно было быть уверенным, что св. Феофан составлял свои трипеснцы для дополнения песнопений, именно, св. Иосифа: весьма возможно, что он дополнял триодь не последнего, а св. Феодора Студита. Как мы видели, трипеснцы св. Феодора от Вознесенья до недели всех святых, как и у подражавшего ему св. Иосифа, тоже идут в восходящем порядке гласов.    В ряду прочих произведений св. Иосифа его триодь является сравнительно уже поздним его созданием. Она написана была им после песнопений Октоиха. Это видно из следующего. Все печатные песнопения св. Иосифа на первую седмицу поста — второго гласа: быть может, у него первоначально была даже мысль — составить песнопения 40-цы в последовательном порядке гласов, посвятив каждому гласу по седмице, начиная с сырной седмицы, т. е., сделать то, что сделал св. Феодор для трипеснцев 50-цы, но потом он почему то эту мысль бросил. Если сравнить трипеснцы названной седмицы с канонами Иосифа 2-го гласа из Октоиха, то оказывается, что и те, и другие, за ничтожными исключениями, составлены по одним ирмосам. В синайской триоди 734—735 в каждом из указанных трипеснцев есть по нескольку тропарей, перенесенных сюда из канонов Октоиха. И в нашей печатной триоди в первой песни понедельника еще стоит один такой тропарь — Един аз греху поработихся, взятый из первой песни покаянного канона на понедельник 2 гласа.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

321 Один порядок соединения служб вседневных, другой – праздничных со славословием, или с полиелеем, иной со бдением и совершенно иной в посты. 322 4 апреля канон преп. «Иосифу леснописцу», песнь 6, троп. 1. Какое понимание немощей человеческих, какое снисхождение к ним! Разнообразие песнопений, между прочим, и для того, чтобы не дремали молящиеся!.. 323 От понедельника до пятка каждой седмицы 17-я кафизма ежедневно стихословится на полунощнице вседневной, которая опускается только в праздники со бдением, каковых, как уже было сказано, по нашему Уставу сравнительно немного. В субботы 17-я кафизма стихословится на утрени в качестве 2-й рядовой кафизмы. 17-я кафизма должна стихословиться и на утрени большей части воскресных дней года, о чем см. следующее примечание. 324 По церковному Уставу полиелей в воскресные дни поется в течение трех месяцев осенью, от 22 сент. до 20 декабря, и от двух до семи недель зимою – от 14 янв. до недели сыропустной. Во все остальное время года на воскресной утрени, если не случится полиелейного праздника, должно стихословить непорочны. А по старым нашим уставам непорочны стихословились неопустительно на утренях всех воскресных дней года, даже и при совпадении с ними полиелейных праздников. В таком случае полиелейные псалмы не заменяли собой 17-ю кафизму, но их пели непосредственно по окончании псалма 118-го. 325 Даже в Великом посту, когда вся псалтирь прочитывается дважды в седмицу, когда и праздничная 1-я кафизма читается в качестве рядовой в среду на утрени, одна 17-я кафизма исключается из рядового чтения в будничные дни и сохраняется только для суббот. 327 На утрени ектения по кафизмам, на каноне праздничное «Поим Господеви», а не будничное «Господеви поим», на литургии – всегда изобразительные, а не будничные антифоны. 329 Отдание рядового гласа. Поэтому в субботу на «Господи воззвах» почти всегда догматик рядового гласа, как и по тропарях богородичен воскресен рядового гласа. В храмах святых при славословии и полиелее на утрени поется Богородичен канон мимошедшей недели.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Тем не менее упомянутое выше деление покаянного гимна на три части четко обозначено: после третьей песни читается седален 8 гласа (« Апслъ два-на-10 во избрании, молбу/къ хви нын принесте. постно/течени всмъ преити. свершаю/щимъ въ оумилении. и добродте/ли творщимъ въ бднии млтвы./да тако постигнемъ видти ха ба./и славно въскрни го. славу/и хвалу приносще» – л. 42), сохранившийся в употреблении до сих пор, но в ином текстовом варианте; 288 далее, после шестой песни, в рукописи воспроизведены два известнейших стихословия святого Романа Сладкопевца – кондак 6 гласа и икос ( «Дше мо дше мо, въстани что др/млеши. конецъ приближать ти/с. и молвити имаши. възникни/въпиющи. да пощадитъ т всьди/всчьска исполн» и «Хво врачьство вид версто. и того/адамови точаще сдрави. постра/даи оузвенъ бы дьволъ. и поб/ду примл къ своимъ/си другомъ възпи. что створю сну/мариину. оуби бо м вифлеомл/нинъ» – л. 45), также сохранившиеся, правда, в иной версии, в современном богослужении. 289 Завершают древнерусский список «Великого Покаянного канона» три стихиры на хвалитех 4 гласа и Богородичен (л. 48 об. – 49): « Все жити мо съ мытари. и съ блу/дники жито бы да оубо възмо/гу ли. поне въ старости, разумти/преже исхода мого. исправи тело/съгршьшимъ. и подателю млти/ги дажь до конца, не погибнувъ./ Быхъ члвче. съдла/въ ко земныи земна. браку/оуподобихъ c твоимъ повелние/мь. и преступихъ законъ, и оскве/рнихъ ложе мо. земл създа/въ. здани си не презри, ги дажь./ Блудно иждихъ жити дша мо./плътью мою оугожени съдла./бсомъ и жилище оставихъ с. и стртмъ работа безвстьнымъ./но млрдимъ пощади м. прогони/телю бсомъ. ги дажь до конц. слав. нын(е)./ О неизреченьнаго ти млрди. о стра/ньнаго ржтва предивно. о како/двца ко младенца. носиши на ру/ку творца всхъ. и не въплоти/с изволивыи блгтлю. ги дажь до конца.» Все вместе эти строфы представляют собой сокращение последования так называемых « стихир по алфавит 24 великаго канона», ныне чтимых (разумеется, в ином текстовом варианте) на Вечерне в среду 5-й седмицы Великого Поста, то есть накануне чтения покаянного гимна.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вследствие этого песнь Святому Духу: «Святому Духу всякое благодарение, якоже Отцу и Сыну сооблистает, в Нем же вся живут и движутся». Эта песнь – песнь души, от страстей привлечённой к животу, радующейся радостью присноживотия. Второго антифона третьего гласа первый стих: «Аще не Господь созиждет дом добродетелей, всуе труждаемся: душу же покрывающу, никтоже наш разорит град». Без Бога ничего; с Богом – все. Если он с нами, созиждем дом добродетелей и на земли, и на небеси. Если он покрывает душу , защищает: никто не разорит наш град. Припомним беседу на 126 псалом, из которого взят этот стих антифона. Второй стих этого антифона: «Плода чревна Духом сынотвореное Тебе, Христу, якоже и Отцу, святии всегда суть». В граде, в доме, которые созидает и сохраняет Господь, воздаёт трудящимся для этих и в этих, граде и доме, – мзду плода чревняго, этого плода чревняго сотворенное бывает не плотью, духом, и ни другому чему, а Христу и Отцу: этот плод «святии всегда суть». Ибо, как объясняет третий стих антифона, «Святым Духом прозрится всякая святыня, премудрость: осуществует во всяку тварь: Тому послужим: Бог бо, якоже Отцу и Слову». Третьего антифона первый стих: «Боящиися Господа блажени, в пути ходяще заповедей: снедят бо животное всеплодие». Это тоже, что в псалме 127: Блажени вси боящиися Господа, ходящии в путех Его: Труды рук твоих снеси. Ст. 1, 2. Второй стих этого антифона: «Окрест трапезы Твоея возвеселися зря Твоя, Пастыреначальниче, исчадия, носяща ветви благоделания»! Такова мзда плода чревна духом сынотвореное. Так – «Святым Духом всякое богатство славы: от Него же благодать и живот всякой твари, со Отцем бо воспеваем и со Словом». Если бы кто с молитвенным вниманием пропел антифоны третьего гласа, или выслушал поющего их разумно: тот исполнился бы священного умиления, усладился бы того животного всеплодия снедью, какую подают они алчущим и жаждущим правды небесной. Теперешняя беседа моя об антифонах 4-го гласа, который занимает ближайшее место к 1-му гласу – по торжественности своего напева и действию высокого духовного восторга, производимому им в душах слушателей.

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Fedoro...

Стихира эта 5-го гласа, о музыкальном колорите которого достаточно сказать, что им поются Непорочны, «Христос воскресе», «Пасха священная», но конечно, смогласными напевами. Из этих напевов к подобну «Радуйся постников» наиболее близок напев Непорочных – воскресных и Великой Субботы. Для стихир на хвалитех, соперничающих на бдении по значению со стихирами на Господи воззвах (так как они заключительные), выбран сосредоточенно-серьезный 8-й глас, совершенно неупотребительный в двунадесятые праздники на этом месте бдения (обычно 4-й глас, реже 1-й). Но они имеют свой напев, и не просто самгласный, но самоподобный (см. выше, прим. 226) напев редкой победной торжественности. Стихиры на литии и на поклонение Кресту самогланы и перебирают разные гласы, но первые радостные (1, 2 и 4, на который даже заключительная стихира, минуя почти обязательные для заключительных 8-й или 6-й гласы), вторые – печальные (2, 5, 6, 8, наиболее 8-го). Седальны по кафисмах первые – мрачны – 6-го гласа, вторые – светлее, особенно для 1-й кафисмы глас 1-й, подобен «Камени запечатану», для 2-й и по полиелее 8-й глас, подобен «Повеленное тайно», самый любимый в праздники, но только средней торжественности (в более великие гл. 4-й, подобен «Удивися Иосиф»). По 3-й песни канона седален гл. 4-й, подобен «Скоро предвари», совершенно неупетребительный по грустности в двунадесятые праздники. Светильны берут подобны из родственных по духу праздников – Вознесения (довольно редко) и жен мироносиц (самый частый). Тропарь «Кресту Твоему» положен на торжественноскорбный 6-й глас, но на самогласный напев его, в котором 1-я половина грустная, а вторая радостная. На литургии прокимен на глас не из радостных и исключительный для великих праздников – 7-й (в самые великие праздники 8, 4 или 3-го гл.). Но все же не 6-го. Общее впечатление от напевов всей службы – победа, обливаемая слезами, полная серьезной думы о будущем. 35 Так начинается (в нов. изд. «Всю отложивше») стихира в честь бессребреников Космы и Дамиана (1 ноября), имеющая один из самых красивых и умилительных напевов. 39 χραντον незапятнанную; необходимое определение к слову «страсть», которое и по-гречески ( πθος) имеет такое же двоякое значение, как по-русски. 42 πολιτεεσθαι жизнь на правах гражданства, почему, может быть, и «на небесах» предлог εις «в» с вин («приписаны к небу»)

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Рассмотрим по порядку все виды употребляемой в наших храмах мелодии. О распеве мы говорили выше. Обратимся теперь к понятию напева. Толкователи определяют его по-разному. Так, по мнению И. И.Вознесенского , слово «напев» означает ту или другую группу частных мелодий какого-либо гласа известного распева, например, напев подобна 4-го гласа знаменного распева и т.п.» 86]. Такого же мнения придерживается и Н.Потулов 70]. А.А.Игнатьев, суммируя оба эти мнения, поясняет, что «понятия «распев» и «напев» различаются только в объеме» 41]. С этими мнениями трудно согласиться. Зачем говорить «напев четвертого гласа знаменного распева», когда гораздо вернее будет, если мы скажем просто «четвертый глас знаменного распева»? Ведь и напевы и гласы обозначают одно и то же – мотивы, мелодию. Более правдоподобно рассуждают о происхождении слова «напев» старообрядческие толкователи. «Напев, или, как его называют певчие, «напевка», не подходит ни под какое сколько-нибудь точное определение. Все напевы обязаны своим происхождением исключительно влиянию местных вкусов, а еще чаще – свободному и своеобразному пониманию певческого искусства местных певцов и их руководителей… Каждый областной певец поет так, как он понял или усвоил данное песнопение. Показалось ли оно ему в каком-либо месте трудно усвояемым – он, ничтоже сумняся, упростил его – то есть, или видоизменил неподдающееся его познанию место, или (что проще и чаще случается) пропустил целый ряд хитросоставленпых крюковых сочетаний, заменив их простым переходом в два-три звука собственного сочетания. Иногда же получается обратный результат. Бывает, что равное течение мелодии почему-либо не удовлетворяет певца и он, руководимый уже не крюковой мелодией, а своим личным вкусом, начинает «украшать» ее, прибавляя то здесь, то там собственные вариации» 1909, 146, 237]. С этим согласен и Игнатьев, хотя и не решается, как мы уже сказали, дать собственного определения самому понятию «напев». «В каждом монастыре, – говорит он, – и едва ли не в каждом храме, вместе со своими уставами-порядками были и свои воззрения на церковное пение, свои напевы, свои особые распевы, притом часто не древние и не подлинные, а достаточно, а иногда и совершенно искаженные малообразованными переписчиками церковных песнопений и едва ли не еще более – досужими выдумками искусных для того времени певцов… Не было строго установленной системы, не было истории, а потому и не знали, какие напевы искажены, и каково вообще должно быть русское церковное пение» II]. Так говорит автор о древних временах. Но и в наши дни мало что изменилось в этом отношении. Таким образом, напев в церковном пении – то же, что местный говор в языке народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Nikolaev...

В конце 70-х годов XIX века в Москве развернулась деятельность Общества любителей церковного пения, которая продолжалась свыше 30 лет. К 1882 году относится самое раннее из сохранившихся изданий «Круга церковных песнопений обычного напева Московской епархии» (далее сокращенно – «Круг»). 2 В состав «Круга» вошли напевы, постоянно употреблявшиеся в то время в храмах Московского региона. Они записывались от регентов и псаломщиков приходских храмов. Напевы «Круга», и в частности, осмогласные, во многом совпадают с поющимися в настоящее время. Например, сейчас употребительны напевы стихир всех гласов киевского распева, изложенные в «Круге», напевы тропарей 1, 3, 4, 7, 8-го гласов греческого распева (мелодии тропарей 2, 5, 6-го гласов греческого распева ныне не поются), почти все мелодии ирмосов, кроме 8-го гласа знаменного распева, прокимены киевского распева, за исключением напева 4-го гласа, ныне не употребительного, прокимены воскресной утрени знаменного распева. Таким образом, «Круг» отражает реально существовавшую в конце XIX века московскую певческую практику и дает возможность представить себе развитие московского пения за последнее столетие. Однако одноголосное издание не дает возможности судить о типе исполнения церковных напевов, которые, вероятно, исполнялись многоголосно. По наблюдению И.А. Гарднера, «Дьячки-псаломщики пели по традиции не одноголосно, но не по нотам, а по памяти, или в терцию по синодальным богослужебным певческим книгам для одного голоса, исполняя приведенные там на нотах напевы ... не одноголосно, в импровизируемой по слуху гармонизации » 3 . В конце XIX – начале XX века публиковались различные многоголосные сборники обиходных песнопений. Их назначение могло быть различным: авторские редакции напевов, учебные пособия, издания напевов местных традиций, в том числе и монастырских. К числу наиболее известных публикаций многоголосных напевов относятся Обиходы под редакцией С.В. Смоленского и А.Д. Кастальского. 4 Состав напевов осмогласия в этих изданиях весьма сходен с современным.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Евангелие на 1-й остановке - Ин 12. 12-22; на 2-й - Лк 19. 29-38; на 3-й - Мк 11. 1-10. На 1-й остановке перед чтением Евангелия совершалось благословение пальмовых ветвей, к-рые заранее, с вечера, возлагались на св. престол; т. о., во время шествия на 2-ю и 3-ю остановки и в течение служб люди держали в руках пальмовые ветви. После Евангелия на 3-й остановке читалась молитва (ектения не указана) и все с пением Пс 117 с припевом: «Благословен Царь славы, восседающий на жребяти, осанна Сыну Давидову» - отправлялись в главный храм города, где совершалась Божественная литургия (т. о., согласно груз. переводу Лекционария, шествие происходило не после, как в более ранних памятниках, а до литургии). На литургии в Лекционарии указаны: тропарь 1-го гласа «Общее воскресение прежде Твоея Страсти» (этот тропарь доныне используется в правосл. Церкви за богослужением праздника В. Г. в И.); целый ряд чтений (прокимен из Пс 97; Еккл 24. 17-30; Соф 3. 14-17; Ис 52. 1-6; Иер 4. 36-5. 9; Ис 62. 10-12; Иез 31. 3-13; Еф 1. 3-14; аллилуиарий из Пс 8; Мф 21. 1-17); 2 тропаря на умовение рук (особое песнопение иерусалимской литургии ап. Иакова) «Чудесное и славное...» и «Седящий на престоле...» и тропарь на перенесение Даров (аналог визант. херувимской песни) «Днесь грядет в Сион». В Лекционарии также указаны тропари («Вновь благодать» и «Таинство Страсти Твоея») и прокимен из Пс 71 на вечерне в день В. Г. в И. вечером ( Tarchnishvili. Grand Lectionnaire. N 576-597; Кекелидзе. Канонарь. С. 68-71). Данным Лекционария соответствуют данные Иадгари - груз. перевода древнего иерусалимского Тропология, отражающего практику VII-IX вв. ( Chourga ï a. P. 150-157). В соборном богослужении К-поля IX-XII вв., отраженном в Типиконе Великой церкви , особенность праздника В. Г. в И. также составляла процессия. На вечерне накануне праздника читались 3 паремии (Быт 49. 1-12; Соф 3. 14-19; Зах 9. 9-15), предварявшиеся каждая своим прокимном (из Пс 8; 96; 147), и пелся тропарь 4-го плагального (в позднейших источниках - 4-го) гласа Συνταφντες σοι δι το βαπτσματος (      ; выбор этого тропаря был обусловлен тем, что утром в Лазареву субботу в храме Св.

http://pravenc.ru/text/161041.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010