Реконструкция раннего славянского текста Ветхого Завета далеко не закончена. Инициатором ее выступил проф. Петроградской Духовной Академии И. Е. Евсеев (1868-1921), работавший в специальной Библейской комиссии. 14. Русские переводы Библии. После Петровской реформы все настоятельнее стала чувствоваться потребность в издании Библии на русском языке. Начало переводу было положено митр. Филаретом (Дроздовым) (1783-1867) и «Библейским обществом», основанным в России в 1813 году. Были переведены Новый Завет, Пятикнижие, Книги Иисуса Навина, Судей, Руфь и Псалтирь (1818-1825), но после этого работа была прекращена. Правительство и церковные консерваторы боялись, чтобы с новым переводом не проник в массы дух вольнодумства. Вскоре после восстания декабристов «Библейское общество» было закрыто. Вторую попытку предпринял прот. Герасим Павский (1787-1863), доктор богословия, проф. Петербургской Духовной Академии. Это был «первый опыт перевода священных книг Ветхого Завета на русский язык, сделанный ученым, владевшим в превосходной степени знанием еврейского и русского языков» (И. А. Чистович. История перевода Библии на русский язык. СПб., 1899, с.207). Но перевод прот. Г. Павского настолько расходился со славянским, что вызвал сопротивление и был запрещен. Все его литографированные издания были изъяты. Такая же судьба постигла и перевод знаменитого алтайского миссионера архим. Макария (Глухарева) (1792-1847). Только в 1850-х годах по инициативе митроп. Филарета Св. Синодом был санкционирован полный русский перевод Библии. Этот перевод, называемый синодальным , был полностью закончен в 1876 году. В целом он ориентировался на еврейский масоретский текст, но с добавлениями из Септуагинты, которые ставились в скобках. Была удержана греческая транскрипция еврейских имен и названий, а вместо Имени Божиего ставилось «Господь», как было принято читать по еврейской традиции. Синодальный перевод выдержал много переизданий. В 1956 году он был выпущен Московским Патриархатом с внесением некоторых дополнений и исправлений в соответствии с новыми правилами языка и орфографии.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2307...

В Третьяковской галерее открывается выставка трех знаменитых художников пушкинской поры Москва, 2 декабря 2003 г. Во вторник в Третьяковской галерее открывается выставка трех знаменитых художников пушкинской поры, сообщает РИА " Новости " . В залах графики в Лаврушинском переулке покажут наследие Александра Орловского (1777-1832), Ореста Кипренского (1782-1836) и Федора Толстого (1783-1873). Все три художника познали громкую славу при жизни - их искусство ценили и взволнованно обсуждали, их рисунками украшали листы альбомов, а холстами - кабинеты и гостиные. Именно к блистательному портретисту Кипренскому обращено стихотворение Пушкина " Любимец моды легкокрылой " . Оно написано в том же 1827 году, когда создан хрестоматийный портрет поэта со скрещенными руками и клетчатым шарфом через плечо. Шедевр Кипренского, ныне хранящийся в ГТГ, современники называли лучшим пушкинским портретом. Автор этого холста, один из лучших рисовальщиков своего времени, не нуждается в долгом представлении - его имя прочно ассоциируется с " золотым веком " русского искусства, выпавшим на эпоху Пушкина. Тогда же, это заметно по творчеству Кипренского, в живописи России романтизм занял место классицизма. Едва ли не первым склонность к романтической тематике, во многом из-за склада личности, выказал уроженец Варшавы Орловский, впервые прославившийся карикатурами во время восстания Тадеуша Костюшко. Художник небывалого темперамента, увлекавшийся батальным жанром, он особенно известен своими графическими портретами. Оригинальность их цветового решения - в сочетании черного итальянского карандаша и красноватой сангины. В целом талант Орловского, по мнению историков искусства, ярче всего выразился в виртуозном владении всевозможными техниками графики, в том числе литографией, к которой он обратился одним из первых в России. Фирменным знаком Орловского стали русские тройки, позднее сотнями растиражированные на лаковых коробках, эпизоды из польской истории и изображения военных разных полков, городских и народных типов. Наконец, Федор Толстой, надолго переживший своих собратьев, ради искусства оставил карьеру военного. Этот художник снискал славу универсального мастера: он был живописцем и графиком, скульптором и сценографом, работал медальером на Монетном дворе и делал мебель. На выставке - его редко экспонируемые произведения: барельефы из воска ( " Автопортрет с семьей " ), широкий круг рисунков, включая популярные иллюстрации к поэме Богдановича " Душенька " . Искусно исполнены и знаменитые " обманки " Толстого - графические натюрморты, где он достигал предельной достоверности, иллюзорности изображения. Все 200 рисунков и 30 скульптур, вошедшие в экспозицию, происходят из фондов Третьяковки. 2 декабря 2003 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/8325.html

И это не просто какой-то формальный акт «выражения доверия». На самом деле, не доверяя Богу, заповеди просто не исполнишь. Большинство из нас склонно связывать цель, ради которой мы что-то делаем, с понятием «качества жизни», говоря по-простому — с комфортом, физическим и душевным. Полезным и эффективным обычно считается то, что повышает «качество жизни», делает ее более удобной и приятной, доставляет радостные переживания. И наоборот: все, что жизнь усложняет, делает ее более трудной, считается вредным. И в такую картину мира заповеди абсолютно не вписываются. Их исполнение почти никогда не приводит к повышению «качества жизни». Жизнь не становится благодаря исполнению заповедей более «удобной» или «приятной» в общепринятом смысле, скорее наоборот. Заповеди — вообще не про удобство, а про блаженство, которое, по слову святителя Тихона Задонского (1724–1783), есть не что иное, как Сам Иисус Христос, или, точнее — наше единение с Ним. Евангельские заповеди блаженства  — квинтэссенция того, чему учил Христос. И что же из них следует? Что среди блаженных находятся плачущие, гонимые, неправедно злословимые, оклеветанные. Вот, оказывается, чье Царство Небесное, вот кто соль земли (ср. Мф 5:3–13). Люди, живущие в логике повышения «качества жизни», руководствоваться такими заповедями никогда не согласятся. Ориентироваться на такие заповеди, очевидно, может только тот, кто искренне полюбил Бога и доверился Ему, а свои желания согласен отставить на второй план: да будет воля Твоя!  (Мф 6:10). Есть у разговора про жертвование своей волей и еще одно, богословское, измерение. Дело в том, что почти все, что мы привыкли включать в понятие человеческой личности: достоинства и недостатки, эмоции и желания, таланты и знания, привычки, воспоминания и т. д. — у человека с точки зрения христианства не свое собственное. Что-то вложено в него Богом (способности, таланты), что-то сформировалось под влиянием людей и событий (знания, привычки, воспоминания), что-то досталось в наследство от предыдущих поколений (черты внешности, характера, предрасположенности к разным недугам). Воля — едва ли не единственное, что невозможно приписать «внешним факторам»: она принадлежит только самому человеку. После грехопадения собственная воля, зараженная грехом, стала для человека главной ценностью: перестав доверять своему Творцу, человек сделался рабом собственных желаний и влечений, часто греховных. И отказ от самоволия оказывается в итоге единственной жертвой, которую человек может реально принести Богу.

http://foma.ru/ljubit-boga-chto-jeto-zna...

М.Г. Писманик отмечает, что в России, со времен принятия христианства по XVIII век включительно, образование имело сугубо религиозный характер, и долгое время приходские школы были на Руси единственным очагом образования. Внецерковные школы появились лишь при Петре I 257 . Петровские преобразования, охватившие все стороны жизни страны, не могли быть проведены без подъема общего культурного уровня населения, в первую очередь, господствующего класса. Расширялись сети учебных заведений, и реорганизовывалась система обучения. Богословские предметы в школах уступили место математике, астрономии, геодезии, фортификации, инженерному делу и другим наукам. Это было качественно новое явление. Обмирщение школы, преобладание среди преподаваемых дисциплин точных наук являлось характерной чертой системы образования. В петровскую и постпетровскую эпохи эти обмирщающие тенденции, приводящие в итоге к светскому образованию, неуклонно возрастают. В становлении и развитии системы светского образования и науки большую роль сыграли: 1). Широкая сеть новых учебных заведений. Открылись Навигацкая школа (на основе которой была создана Морская академия), появляется еще несколько школ – Инженерная, Артиллерийская и Медицинская. Открывается частная общеобразовательная гимназия Э. Глюка. Открываются ремесленные училища. 2). Создание и открытие в 1725 году Петербургской академии наук, которая являлась целиком светским государственным учреждением. Имея мощную поддержку государства, Академия уже в первые десятилетия создала труды мирового уровня. Великий русский ученый М.В. Ломоносов (17111765) стал первым русским членом Академии в 1745 году. 3). Основание в 1755 году Московского университета. Он быстро стал крупнейшим центром по подготовке специалистов во всех отраслях знания. 4). Создание в 1783 году Российской академии наук, первым президентом которой стала княгиня Е.Р. Дашкова 258 . В петровское и постпетровское время процессы «обмирщения» все более начинают проявляться в искусстве. Новое искусство, которое начало формироваться под воздействием западной культуры в XVII веке, со следующего столетия занимает господствующее положение в православном мире, чему способствовал постоянно углубляющийся духовный спад. «В России реакция на напор западных исповеданий и ломку в церковном искусстве столь бурная, хотя и не осмысленная и не организованная в XVII веке, прекращается на грани нового столетия… Новое искусство становится в течение синодального периода выразителем официальной церковности под опекой государства» 259 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Так значится в Рескрипте. Поэтому следует вовсе отвергнуть ныне действующий старый режим управления Грузии немцами, поляками, армянами и другими иноверцами, которые будут заменены лучшими людьми из русских или грузин. Самую жизнь Грузии необходимо построить исключительно на началах, положенных в основании трактата 1783 года, в особенности манифеста о присоединении Грузии, где весьма определенно указано о сохранении Грузии в целости для Грузии же. Такая точка зрения отвечала бы вполне нуждам всего грузинского народа и интересам общегосударственным. Самоуправление Грузии должно быть дано в самих широких размерах, в пределах Грузинской народности, именно в губерниях: Тифлисской, Кутаисской, Батумской, Закатальском и Сухумском округах. Таким образом в состав Грузии войдут все Картвельские народности: Кахетинцы и карталинцы (550 тыс.), имеретины (500 тыс.), мингрельцы и лазы (275 тыс.), гурийцы (до 100 тыс.), пшавы, хевзуры, ингилойцы, тушины (45 тыс.), сванеты (до 15 тыс.), и не грузинские народности: осетины (75 тыс.), абхазцы (40 тыс.) и др. Всех русских в названных губерниях и округах до 100 тыс., тоже, как и Грузины оттиснутых и затертых; из них до 20 тыс. сектантов. Грузинский язык господствует во всей Кутаисской губернии, при чем в уездах: Зугдидском и Сенакском мингрельское наречие; в Лечхумском – имеретинское и суванское; в Сухумском до левого берега р. Кодора мингрельское наречие, а за рекой – абхазский язык. В Тифлисской губернии, в уездах: Тифлисском, Телавском, Сигнахском – грузинский язык; в Горийском и Душетском грузинский и частью на севере – осетинский, в Тионетском – грузинский, тушинское наречие, в Ахальцыхском – грузинский, татарский, армянский, кое-где русский (сектанты), в Ахалкалакском – армянский, татарский, грузинский, русский, в Борчалинском – татарский, армянский, грузинский, греческий, в Закатальском – татарский, грузинский. Для самоуправления должны быть призваны все лучшие силы грузинского народа. Знаменательные слова Императора Александра I ныне забытые и нарушенные, должны быть воскрешены и восстановлены, и права грузинского народа на самобытное национально-культурное развитие, на основе самоуправления, не должны быть впредь попираемы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

38 Фан-Гельмонт Иоганн Баптиста (1577-1644) - нидерландский врач, алхимик, последователь Парацельса. Первый в истории химии указал на существование газообразных веществ и дал им название " газы " (произведя это название, видимо, от слова " хаос " , которое употреблял Парацельс). 39 Гиерон (Герои) Александрийский (точные годы жизни неизвестны) греческий ученый и инженер, работавший в Александрии. Его математические работы являются своеобразной энциклопедией античной прикладной математики. Особенной известностью среди ученых нового времени пользовался его двухтомный труд по пневматике. В нем показано, как свойство сжимаемости воздуха можно применить в различных приспособлениях. Среди последних эолипил, описанный во втором томе указанного труда. Эолипил - по существу первая действующая паровая машина, отдаленный предок современных реактивных турбин. Сам Герон не придавал практического значения прибору и воспринимал его как род игрушки. 40 ...ее предлагал Бласко Карлу V-мy... - В рукописях Одоевского сохранилась запись под заглавием " История пара " , в которой говорится: " 1543 г. Бласко де Гарай, Capitano Карла V-ro, предлагает способ двигать суда посредством котла с горячей водою " (ГПБ, ф. 539, оп. 1, э 26, л. 125). Карл V (1500-1558) -император Священной Римской империи, король Испании (под именем Карла I). 41 Монгольфьер - название первого воздушного шара, запущенного французами братьями Монгольфье (1783). Шар поднимался с помощью нагретого воздуха. 42 Лана Франческо (1631-1687) - итальянский ученый, занимавшийся барометрическими наблюдениями и изучением минералов Ломбардии. 43 ...несмотря на все противодействие великого Лейбница... - Здесь, как и во многих других местах своего романа, Одоевский выступает против эмпирических путей познания, сторонниками которых, при всех частных отличиях их воззрений, были и Бэкон, и Локк, и Кондильяк. Иных взглядов придерживался знаменитый немецкий ученый Лейбниц (1646-1716), к учению которого Одоевский относился с большим сочувствием. Лейбниц в своем сочинении " Новый опыт о человеческом уме " (1704, изд. 1765) утверждал, что всеобщий и необходимый характер научных истин не может быть объяснен с точки зрения эмпиризма: из ощущений может быть выведено все в знании, кроме самого ума.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=707...

Две жизни Почитание власти, особенно монаршей, беспрецедентно сакрализованной в XVIII в., было неотъемлемой чертой личности митрополита Платона. Это почитание сквозит, точнее, этим почитанием буквально дышит все проповедническое наследие знаменитого витии. (К примеру он мог, совершенно в духе своего времени, приветствуя императрицу речью, провести параллель со с евангельскими словами: «Откуду ми сие, да прииде Мати Господа Моего ко мне».) Это же почитание побуждало его «гнать» из Москвы в Лавру при известии о предстоящем высочайшем посещении обители, чтобы самому руководить подготовкой «гратуляции», написанием од, составлением богословских «диспутов». Молодые люди – семинаристы – одевались по его указу в белые хитоны с зелеными лентами поверх обычных платьев, выстраивались в шеренги по обе стороны аллеи, по которой проезжали высокие гости, пели канты. Хлебосольный хозяин обители, принимая их, служил в их присутствии всенощную и Литургию, произносил речи, угощал в своих покоях, в конце концов провожал, получив очередные пожалования на обитель и семинарию. Однако такое отношение удивительным образом сочеталось в личности московского владыки с детской бескомпромиссностью, когда речь заходила об ущемлении властью интересов Церкви. Именно это свойство, как и полное отсутствие способности лицемерить в этом случае, лежало в основе его непреодолимого и в конце-концов осуществленного желания навсегда оставить все свои придворные должности и искать покой в любезной его сердце Лавре, а позднее – в устроенной по своему вкусу Вифании. Московский архитектор Одоевцев выстроил для митрополита Платона в Вифанской пустыни, устроенной в 1783 г. «для погребения усопшей о Господе братии Сергиевы лавры», архиерейские покои. Их обстановка сохранялась и после кончины иерарха: еще до революции в них был устроен музей. Вкус митрополита, подкрепляемый достаточными средствами, проявился и тут. Покои были превосходно обставлены, мебель и предметы обстановки были выполнены по специальному заказу аугсбургскими мастерами. (После закрытия Лавры обстановка вифанский келий митрополита Платона легла в основу экспозиции Сергиевского музея-заповедника, посвященной «быту церковников XVIII в.»).

http://pravoslavie.ru/57732.html

Итак, книга об антихристе: «свидетельство от Божественного писания» написана не прежде 1783 года, а может быть в самом конце прошлого, или даже в начале нынешнего столетия. В это же время явилось и с большею полнотой раскрыто и учение раскольников об антихристе, как духе общества и отступлении людей от истинной веры. 47 Все эти мысли и доказательства находятся в книге об антихристе, в статьях 2-ии и 3-ии, а также в книге: «о скрытии священства». 48 Свидетельства Отцев мы будем разбирать в настоящем случае не в порядке хронологии, но приспособительно к тому, какое из них более, по-видимому, говорит в пользу раскольников, начиная с тех, которые менее других имеют значения в умствованиях раскольников. 49 Ефр. Сир. сл. 105, л. 273 об. Мы приводим и будем. приводить свидетельства этого Отца по книге: поучения Св. Ефрема Сирина и Аввы Дорофея , напечатанной в Москве 1652 г. при Патриарх Иосифе. Вообще считаем не излишним заметить здесь, что а) имея в виду вразумление раскольников, которые уважают только старопечатные и вообще древние книги, мы будем приводить свидетельства Св. Отцев по древним Славянским переводам, напечатанным прежде Патр. Никона, разумеется, где будет к этому возможность, и вообще будем приводить свидетельства преимущественно тех из них, которые переведены на Русский язык, а на прочих, в случае надобности, будем делать только указания; б) особенно будем стараться приводить свидетельства из книг, уважаемых раскольниками, каковы: книга Кириллова, книга о вере, так называемые Большой и Малый Катехизисы и др., и в) ссылаясь первый раз на какую-либо книгу, мы будем указывать год ее издания и потом по тому же изданию будем приводить из нее и все другие свидетельства. 50 В толк. на Апок. зач. 34, л. 123 и 124, по Моск. изд. 1712 г., помещенному при беседах Св. Златоуста на Деяния Апостольские, по переводу Лаврентия Зизания. 52 «Аз, о братие Христолюбцы, говорит Св. Отец, убояхся от самые памяти змия, помышляя в себе хотящая быти человеком во времена та» (там же л. 270). 53 «Помолимся прилежно со слезами во дни и в нощи в молитвах, да возможем спастися человецы, да аще кто имать умиление и слезы в молитвах, да помолится Господеви, да избегнет от скорби тоя великие, хотящие приити на землю, дабы не видел отнюд того зверя» (там же л. 270 об.). 75 Тоже открывается и из следующих слов: «первее приидет отступление, потом человек беззакония, сын погибели противник антихрист» (гл. 3, в.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Nilskij/o...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КРЫМ (Крымский федеральный окр.), расположен на Крымском п-ове, включает субъекты РФ: Республику К. (РК) и город федерального значения Севастополь, к-рые были образованы 21 марта 2014 г. Территория - ок. 27 тыс. кв. км. Адм. центр - Симферополь. Население - ок. 2,3 млн чел. (1 янв. 2015). Национальный состав: русские - 65,3%, украинцы - 15,1, крымские татары - 10,2, татары - 2, представители др. национальностей (белорусы, армяне, азербайджанцы, узбеки и др.) - 7,4%. Религиозные организации На нач. 2015 г. на территории РК насчитывалось 1409 и в Севастополе 136 зарегистрированных религиозных организаций, из них 603 общины Украинской Православной Церкви (УПЦ) (535 в РК и 68 в Севастополе), 45 общин Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП) (44 в РК и 1 в Севастополе), 11 общин Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ) (10 в РК и 1 в Севастополе), 4 старообрядческие общины белокриницкого согласия (3 в РК и 1 в Севастополе), 5 общин Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ) (4 в РК и 1 в Севастополе), 6 общин Русской истинно православной церкви (см. в ст. Истинно православные христиане ) (все в РК), 14 общин Римско-католической Церкви (13 в РК и 1 в Севастополе), 12 общин Украинской греко-католической Церкви (УГКЦ) (9 в РК и 3 в Севастополе), более 360 протестант. орг-ций (ок. 320 в РК и 43 в Севастополе), 418 мусульм. общин (410 в РК и 8 в Севастополе), 3 общины буддистов (1 в РК и 2 в Севастополе), 15 иудейских общин (13 в РК и 2 в Севастополе), 9 караимских общин (все в РК), 8 общин Армянской Апостольской Церкви (7 в РК и 1 в Севастополе), 4 неоязыческие общины (3 в РК и 1 в Севастополе), 4 общины кришнаитов (3 в РК и 1 в Севастополе), 24 независимые религ. орг-ции (22 в РК и 2 в Севастополе). В 2014 г. регистрация религ. общин в К. не проводилась, т. к. начался процесс реформирования местных органов власти и регистрация религ. общин перешла из ведения департамента религий и национальностей Мин-ва культуры К. в ведение Мин-ва юстиции К. Следует также учесть, что по законодательству Украины, действовавшему с 23 апр. 1991 г., разрешалось создавать местные общины без юридической регистрации (только при уведомлении о своей деятельности); этим правом пользовались сотни общин, преимущественно мусульманских. История К. до 1783 г.

http://pravenc.ru/text/2462085.html

Императрица вполне и безгранично доверяла герцогу, а при дворе все преклонялось пред ним, все трепетало его; и первое покушение нарушить этот порядок вещей стоило головы умному кабинет-министру Волынскому. Жена временщика, герцогиня Бирен, женщина пустая и мелочная, но любимица императрицы, при которой состояла статс-дамой, своим высокомерием, а также неумеренной роскошью много способствовала общему нерасположению к семейству Бирен. Бенигна-Готтлиб (имя герцогини) не иначе, например, показывалась посетителям как сидя на высоком кресле, напоминавшем трон; протягивала для целования обе руки и оскорблялась, если целовали одну; иное платье ее стоило сто тысяч рублей, а в торжественные дни она надевала на себя бриллиантов почти на два миллиона рублей. Богатства Биренов, нажитые казнокрадством, картежной игрой и услугами иностранным дворам, развивали в муже и жене одинаковую страсть к ослепляющему великолепию и были действительно велики: при арестовании герцога, у него найдено до четырнадцати миллионов рублей деньгами и на столько же драгоценностями; к этому надо прибавить целые области заграницею, приобретенные разными даяниями и покупками. Эрнст-Иоганн Бирен, герцог курляндский, лифляндский семигальский, самозванно именовавшийся Бироном, от брака с Бенигной-Готтлиб фон-Трейден (1703–1783) оставил сыновей Петра и Карла и дочь Гедвигу-Елизавету, в православии Екатерину Ивановну. О первом и последней из них мы говорили выше. Что касается младшего сына герцога курляндского, принца Карла Бирена, он родился 4 октября 1708 г. в Митаве; был и оставался всегда любимцем императрицы Анны; 29 июня 1732 г. на четвертом году возраста, пожалован преображенским от бомбардир-капитаном; получил 14 февраля 1740 года брильянтовые знаки андреевского ордена и невозвратно лишился его в эпоху падения отца; разделил с герцогом его заключение и дважды покушался бежать из Ярославля, но оба раза неудачно: по освобождении Петром III семьи Бирен, признан 2 апреля 1762 г. генерал-майором и назначен шефом пехотного полка; получил 9 июня александровскую ленту; уехал при Екатерине II с отцом в Курляндию; бывал потом в Петербурге, являлся ко двору, посещал цесаревича Павла Петровича (1764), в присутствии которого «говорил – по выражению Порошина – вздор» или «такое, что пересказать нечего»; женился в 1778 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010