I. Местоположение и время основания Вифании Спасо-Вифанский второкласный мужеский монастырь находится на границе Московской губернии с Владимирскою, в трех с половиною верстах к Юго-востоку от Троицкой Сергиевой Лавры, в одной версте от дороги, ведущей из Лавры в Александров. Пред въездом из Москвы в посад, монастырь виден во всей своей красоте, окруженный горами и густыми рощами. Близ монастыря Троицкая речка Кончура, вместе с другими двумя речками, быв удержаны каменною плотиною, образуют обширнейший пруд, называющийся Вяльковским или Ершовским. Среди пруда (против самой Вифании) находится остров, покрытый небольшою рощею. Берега пруда весьма живописны: то осенены они непроницаемою чащею дерев, то расстилается от берегов вдаль широкая поляна, то виднеются в окружности крутые горы. Прежде Вифания принадлежала к Богородскому уезду; теперь составляет крайнюю оконечность Дмитровского. Первоначальное основание Вифании относится к 1783 году, когда основатель ее Платон был еще Архиепископом Московским. Вот что сам он говорит о сем в записках о своей жизни: „по известности Архиепископу окружностей Лавры, всегда ему сие место, где ныне Вифания, яко на красивом положении и при изобилии вод, но впусте оставленное, особливо нравилось. Хозяйственные строения и в Чудове, и в Лавре, и на Перерве и в других местах, почти все к окончанию пришли или приходили. А он особливую имел охоту к строениям. Притом, быв всегдашняго уединения любитель, рассудил устроить вышепомянутое ему милое место с тем, чтоб еще несколько продолжив правление епархии и приближаясь к старости, отказаться от оной и уединиться в ту пустыню, и там окончить последние годы свои в тишине”. Кроме того он положил там устроить кладбище для Лаврских монашествующих. Причина устроения особого кладбища для погребения иноков Лавры в отдалении от Лавры выражена в следующем предписании Платона от 13 генваря (января) 1783 года учрежденному собору Лавры: „в рассуждении знаменитости Лавры и бываемых не редко Высочайших в оной присутствиев и в сходственность поставленных на то в других местах учреждений, в Лавре погребаемым быть всякого чина и состояния людям, признается не пристойно. Посему и надлежит быть для Лавры, особенному кладбищу на пристойном месте, не в отдалении от Лавры, каковое место за приличное признаем мы возвышенный берег возле саду Вяльковских прудов, где и полагаем построить пристойную церковь , небольшие кельи с оградою; к построению каковой церкви приступить следующим летом наше есть намерение и желание. На построение чего и на покупку материалов мы по усердии к Богу и к святей обители собственных своих денег назначаем две тысячи рублей”.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Абалак. Абалакский Знаменский монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1783. Ссылки:     Адрес: Россия, Тюменская область, Тобольский район, Абалак Координаты: 58.13007, 68.588671 Проезд:Добираться до Свято-Знаменского Абалакского монастыря проще всего из Тобольска. На автомобиле к Абалаку из города ведет дорога, идущая вдоль Иртыша. Расстояние — около 30 км. На общественном транспорте: с автовокзала ежедневно по расписанию отправляются маршрутные автобусы, совершающие в день шесть рейсов. Автобус идет до Абалака примерно полчаса. Можно доехать до монастыря и на такси. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Абалацкий Знаменский монастырь, 2 класса, в 25 верстах от горда Тобольска, при селе Абалак, на берегу реки Иртыша. Основан в 1783 году. Здесь находится чудотворная Абалацкая икона, представляющая собой изображение Знамения Божией Матери, по сторонам которого находятся изображения святого Николая чудотворца (с правой стороны) и преподобной Марии Египетской (с левой стороны). В таком виде это изображение чудесно явилось в 1636 году жившей в Абалацком погосте благочестивой вдове Марии. Сама же икона была написана в 1637 году искуснейшим в то время в Сибири живописцем, Тобольским протодьяконом Матфеем, по просьбе страдавшего расслаблением крестьянина Евфимия, который, по написании святого образа, получив чудесное исцеление, сам отнес святую икону к Тобольскому архипастырю Нектарию. Обрадованный чудесною помощью Богоматери недужному, архипастырь с великою честью препроводил святую икону в Абалацкий погост для поставления там в новосозданном храме. Во время этого пути святая икона снова прославилась чудесным исцелением от нее одной девицы, пораженной слепотою. В 1665 году, во время святительства Корнелия, святая икона прославилась чудесным избавлением окрестностей Тобольска от грозившего неурожая и голода, вследствие непрерывных дождей. И сам архипастырь Корнилий, впавши в продолжающуюся пять лет тяжкую болезнь, был чудесно исцелен помощью Богоматери по молитвам перед той же Ее святой иконой.

http://sobory.ru/article/?object=00962

Санкт-Петербург. Церковь Воздвижения креста Господня в Таврическом дворце. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты Таврический дворец построен в 1783 г. архитектором И. Е. Старовым по распоряжению Екатерины II, которая подарила его князю Г. А. Потёмкину. После его смерти Екатерина выкупила дворец у наследников Потёмкина. Архитектор Ф. И. Волков перестроил восточное крыло, предназначенное для наследника престола и его семьи: Концертный зал превратил в Театр, а Малый купольный зал площадью 40 х 10,5 м приспособил под церковь. Церковь расположили в правом крыле дворца, на углу Шпалерной и Таврической улиц, и освятили во имя святой Екатерины. Одноэтажная двусветная церковь представляла собой длинный зал, разделённый на три части. В восточной части, отделённой сплошной стеной, находились алтарь, ризница и библиотека. Алтарный купол поддерживали двенадцать колонн. Иконы для иконостаса написали академики А. Е. Егоров, С. А. Безсонов, Ф. П. Брюлло и А. И. Иванов. Царские врата были резные, золочёные. Образа царских врат написал А. Е. Егоров. На стенах были развешены картины работы итальянских художников, взятые из Эрмитажа. Священные сосуды церкви отличались богатством и изящной работой. Впоследствии церковь была перестроена и освящена во имя Воздвижения Честнаго Животворящего Креста Господня. Богослужения в ней проводились с 1793 по 8 июня 1920 года. Ныне церковь не существует, а здание дворца занимает Межпарламентская ассамблея стран СНГ. По материалам сайтов: Совет ветеранов УФСБ по Санкт-Петербургу и Пасха Таврический дворец сначала был построен князем Потемкиным в виде частного дома, но в 1783 г., когда к России присоединились Крым и Грузия, Екатерина II велела архитектору Старову перестроить этот дом в небольшой дворец, на подобие пантеона, великолепно украсила его и с именем Таврического подарила его герою Тавриды. Постройка стоила 100 000 руб. Потом Екатерина купила его у Потемкина за 460 тысяч руб., а когда в феврале 1791 г. Потемкин прибыл из Ясс, императрица опять подарила ему дворец. В нем 28 апреля 1791 г. торжественно праздновалось взятие Измаила (11 декабря 1790 г.). По смерти Потемкина (5 октября 1791 г.), дворец поступил в казну и сделался любимым местопребыванием императрицы весною и осенью. По кончине ее Павел перенес все находящиеся здесь драгоценности в Михайловский замок, а здания Таврического дворца отдал сперва лейб-гвардии конному (1799 г.), а потом гусарскому полку (1801—1802 гг.).

http://sobory.ru/article/?object=29567

Статистика Филарет (Дроздов), свт. митр. Московский Митрополит Филарет (в миру Василий Михайлович Дроздов; 26 декабря 1782 (6 января 1783), Коломна, Московская губерния — 19 ноября (1 декабря) 1867, Москва) — епископ Российской Православной Церкви; с 3 июля 1821 архиепископ (с 22 августа 1826 — митрополит) Московский и Коломенский. Член Российской академии (1818). Крупнейший российский православный богослов XIX века. В 1994 году Русской православной церковью прославлен в лике святых в святительском чине. Детство и образование Василий Дроздов родился рано утром 26 декабря (второй день Рождества) 1782 года в семье диакона Успенского кафедрального собора в Коломне. Все предки его по отцу и матери были духовного звания. Дед по матери был протоиереем Богоявленской церкви. Его родитель — Михаил Фёдорович — женился 10 января 1782 года на Евдокии Никитичне, которой ещё не было полных 16 лет; 6 февраля того же года был поставлен диаконом Успенского собора, но жил вначале у своего тестя, при Богоявленской церкви, где и родился младенец. Василий Дроздов, нареченный в честь свт. Василия Великого, родился на 2 недели ранее срока; крещён в Богоявленской церкви 1 января 1783, в день памяти означенного святого. В феврале семья переехала в дом (ныне ул. Толстикова, 52) при церкви Троицы, что в Ямской Слободе, к которой был определён священником отец Михаил. Отец Михаил также преподавал в Коломенской семинарии и им была собрана богатая домашняя библиотека. Когда наступило время обучать отрока Василия грамоте, он переселился в дом своих родителей. 20 декабря 1791 года, 9-и лет, отдан учиться в Коломенскую семинарию. В 1799 году, в одно время с упразднением Коломенской епархии, закрыта была и Коломенская семинария. Бывшим её учеником было дозволено поступить в духовные учебные заведения Московской епархии. По совету отца, Василий Дроздов сдал испытательный экзамен и в марте 1800 зачислен в философский класс Троицкой Лаврской семинарии в Сергиевом Посаде. Вскоре, проявив изрядные способности в изучении языков и риторики, обратил на себя внимание устроителя и патрона семинарии митрополита Платона (Левшина), который проявлял к Дроздову явное благоволение и покровительство. Окончил семинарию в ноябре 1803 года и был назначен преподавателем греческого и еврейского языков. В 1806 году Дроздов стал учителем поэзии; с 1808 года — высшего красноречия и риторики.

http://lib.cerkov.ru/authors/395

Сумы. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Покрова Пресвятой Богородицы , Введения во храм Пресвятой Богородицы Архитектурный стиль: Барокко Год постройки:Между 1783 и 1790. Год утраты:1932 Адрес: Украина, Сумская обл., г. Сумы, Красная пл. Координаты: 50.907423, 34.797177 Проезд:троллейбусом 4, 8, 14 и маршрутным такси 4, 12, 15, 20, 62 до остановки " площадь Покровская " Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью По традиции, берущей своё начало от Сумского слободского полка, храм Покрова Пресвятой Богородицы был полковой церковью расквартированных в городе военных: сначала Сумского гусарского полка, прославившегося своими героями в Отечественную войну 1812 г., а позже - 10-го драгунского Новгородского полка, который до Первой мировой располагался в городе. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы находилась возле нынешнего ЦУМа, недалеко от недавно построенного «Пассажа». Об этой церкви известно, что она была заложена в 1783 г., а уже через семь лет, в 1790 г. - освящена. Строилась она в основном на «иждивения» Феофана Федоровского, архимандрита Святогорского монастыря, который перед тем был священником и протоиереем этой церкви. Неоценимую помощь в строительстве оказали также «почетные сумские граждане». До того как построили каменный храм, уже были две церкви Покрова Богородицы и обе деревянные. Первая существовала до 1732 г. Об этом говорит указ того же года о построении нового храма. Но когда возвели первый - неизвестно. Из переписи 1732 г. следует, что «при Покровском храме были священник, школа и госпиталь (богадельня)». Покровская церковь была полковым храмом Сумского Слободского казачьего полка, а с 1765 г. - Сумского гусарского полка. После перевода полка в Москву, он оставался гарнизонным храмом г. Сумы вплоть до 1917 г. Также известно, что рядом с Покровской церковью существовал Введенский храм, который был придельным. То есть, несмотря на то что он имел своих прихожан, все же находился на попечении у Покровской церкви. А в 1821 г. здесь же была построена колокольня с теплым храмом. Это строительство было приурочено ко Введению Пресвятой Богородицы во храм.

http://sobory.ru/article/?object=40133

Онега. Собор Троицы Живоначальной. Свято-Троицкий собор Карта и ближайшие объекты В состав прихода входили все жители города Онеги, Андозерского селения (в 12 верстах от Онеги) и рабочие на лесопильных заводах под Онегой. В 1601 г. в приходе было две церкви: Успения Пресвятой Богородицы и Николая Чудотворца, построенный в 1597 г. В писцовых книгах 1621 и 1622 г.г. указывалось, что в Устьенской волости (названа по своему местонахождению в устье реки Онеги) было 22 крестьянских дома, 3 церковнослужительских, 6 келий, дом священника на погосте был сожжен и разорен литовцами. В 1657 г. волость, по грамоте царя Алексия Михайловича, была пожалована основанному в том же году патриархом Никоном на острове Кие Крестному монастырю. В 1683 г. был построен новый Никольский храм, в 1695 г. - соборный Успенский храм. Волость оставалась во владении монастыря до 1765 г., когда была причислена в состав Новгородской губернии, в 1776 г. переведена в состав Архангельской губернии, в 1780 г. Усть-Онежское селение переименовано в уездный город Онега. 19 июня 1827 г. оба храма сгорели от удара молнии. По сообщению онежского городничего и магистрата от 1725 г. сгоревший Успенский храм был холодным и имел два придела: Иоанно-Богословский и Ильинский. Храм был двенадцатиглавый и имел 30 углов. Никольский храм с трапезой и папертью был теплым, при нем был холодный Иоанно-Предтеченский придел. Сгоревшие храмы были уже ветхими. Строительство каменного двухэтажного Свято-Троицкого храма и каменной колокольни началось на средства в размере 8000 руб. асс., пожалованные по указу Екатерины II от 1783 г., и на добровольные пожертвования. Строился храм очень долго. Сначала в июле 1800 г. архимандритом Крестного монастыря Никоном был освящен нижний теплый храм в честь Архангела Михаила, затем главный Свято-Троицкий храм - 17 мая 1814 г. архимандритом того же монастыря Кириллом. 2 июля 1837 г. был освящен придел в честь Николая Чудотворца в трапезной нижнего храма. Онежский собор, называвшийся до пожара Успенским, стал именоваться Свято-Троицким. 28 ноября 1848 г. во время совершения литургии в нижнем Михайло-Архангельском храме, по неизвестной причине, случился пожар в колокольне, вследствие чего все деревянное строение как в колокольне, так и в верхнем Троицком храме сгорело, купол колокольни обвалился, колокола упали. Иконостасы и все имущество нижнего храма были спасены, в верхнем же храме все сгорело. Восстановление верхнего храма шло очень медленно, так что он вторично был освящен в 1860 г. На городском кладбище находился каменный храм во имя св. Лазаря. Ему предшествовал одноименный деревянный храм, построенный в 1788-1791 г.г., освященный в 1791 г. и сгоревший 24 мая 1884 г. На строительство каменного храма израсходовали 3000 руб. из церковной казны и 8000 руб. пожертвований. Несмотря на пожар 1886 года, когда многие лишились своих домов, горожане принимали деятельное участие в строительстве храма. Храм был освящен 10 декабря 1889 г.

http://sobory.ru/article/?object=15243

Святитель Тихон (в миру Тимофей) родился в 1724 году в семье причетника села Короцка (Валдайского уезда). Отец его вскоре умер, и все детство святой провел в страшной нищете. Иногда целый день ему приходилось работать у жителей родного села ради куска хлеба. Он едва избежал набора в солдаты и поступил учиться в Новгородскую семинарию, в которой потом стал наставником. 26 августа — день памяти святителя Тихона Задонского Святитель Тихон (в миру Тимофей) родился в 1724 году в семье причетника села Короцка (Валдайского уезда). Отец его вскоре умер, и все детство святой провел в страшной нищете. Иногда целый день ему приходилось работать у жителей родного села ради куска хлеба. Он едва избежал набора в солдаты и поступил учиться в Новгородскую семинарию, в которой потом стал наставником. Некоторые чудесные события расположили его к принятию иночества. В 1758 г. был пострижен в монашество с именем Тихон. В следующем году он был назначен ректором Тверской семинарии, где читал лекции по нравственному богословию. Причем читал их по-русски, а не по-латыни, как было до него принято. Кроме студентов, на его лекции приходило много посторонних лиц. В 1761 г., на 37 году жизни иеромонах Тихон, по явному указанию свыше (по жребию), был избран епископом. Около двух лет он был викарием в Новгороде и около четырех (1763-1767 гг.) самостоятельно возглавлял епископскую кафедру в Воронеже. Все время своего епископства он усердно проповедовал и побуждал к тому же подчиненных ему священников. В Воронеже со времен язычества соблюдался праздник в честь Ярилы, соединенный со множеством всяких бесчинств. Одной обличительной проповеди епископа Тихона, сказанной в разгар веселья, было достаточно, чтобы праздник более не возобновлялся. Усиленные труды расстроили здоровье святителя Тихона. Он испросил увольнение от должности и последние 16 лет (1767-1783 гг.) жизни провел на покое в Задонском монастыре. Все время, за исключением 4-5 часов отдыха, у него посвящалось молитве, чтению слова Божия, делам благотворительности и составлению душеполезных сочинений. Ежедневно он приходил в храм. Дома он часто падал на колени и, обливаясь слезами, как самый тяжкий грешник, взывал: «Господи пощади. Господи помилуй!»

http://pravmir.ru/26-avgusta-den-pamyati...

сост. Дмитрий Семеник Скачать epub pdf Как сохранить брак счастливым? Не будь, как лев, в доме твоем и подозрителен к домочадцам твоим. ( Сир. 4:34 ). Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них. ( Мф. 18:20 ). Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов. ( Гал. 6:2 ) Счастье в брачной жизни дается только тем, кто исполняет заповеди Божии и относится к браку как к Таинству христианской Церкви. Преподобный Нектарий Оптинский (1853–1928). Главное заблуждение относительно семейной жизни ныне состоит в том, что все ищут и ждут от семейной жизни счастья как чего-то готового, что непременно они должны найти без трудов и усилий. Но такого готового счастья ни в каком роде и нигде нет на нашей земле: здесь всё трудом добывается. Амвросий (Ключарев) , архиепископ Харьковский (1821–1901) Поскольку сатана, враг душ человеческих, и в добронравных союз любви и согласия старается разорвать, то муж и жена должны друг к другу в случающихся немощах быть снисходительными, и с любовью друг друга терпеть, и тогда согласие и мир сохранится. Святитель Тихон Задонский (1724–1783). Цените выше всего единодушие в семье и все делайте так и направляйте к тому, чтобы в супружестве постоянно сохранились мир и тишина. Тогда и дети будут подражать добродетелям родителей, и по всему дому будет процветать добродетель, и во всех делах будет благопоспешение. В супружестве надо всем жертвовать и всё терпеть для сохранения взаимной любви; если она утрачена – все пропало. Святитель Иоанн Златоуст († 407). Будь сколько возможно искренен, добр и ласков к своим домашним: тогда все неприятности с их стороны уничтожатся сами собою, тогда ты победишь, по Апостолу, благим злое, если они будут иметь на тебя зло и высказывать его. Св. праведный Иоанн Кронштадтский (1829–1908). Вообще очень нам вожделенна своя волюшка. А вдруг надо оставить свою волю и исполнить волю другого. Очень трудно уступить другому, это могут только великие души, а слабенькие крепко настаивают на своем. Схиигумен Иоанн (Алексеев) (1873–1958).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Образ Иисуса Христа в православной традиции 383 Неразделенная и неразделимая самотождественность Лица Одного и Того же Господа и Учителя всех христианских Церквей и вероисповеданий, каждый раз сохраняемая в акте искренней преданности Христу любой человеческой личности и являющаяся последним и самым дефинитивным критерием чего бы то ни было «христианского», весит в конечном итоге неизмеримо больше, чем все различия культур, в том числе религиозных. «Ибо един Бог , един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус…» ( 1Тим. 2:5 ): Посредник и Средоточие, центр всех христианских «вселенных». Модальности переживания этого общего Средоточия, разумеется, весьма существенно определяются вероучительной традицией и не могут не зависеть в своих нюансах также от этнокультурных и характерологических предпосылок. Однако если бы личность Христа, составляющая средоточие учения и мистического переживания в далеко отстоящих друг от друга христианских общинах, не была тождественна Себе, если бы образ Христа был всего-навсего «имманентен» цивилизациям, – тогда было бы невозможно, чтобы христиане различных культур и вероисповеданий узнавали свой собственный сокровеннейший опыт в опыте других разделенных братьев и сестер. Однако это узнавание исторически засвидетельствовано для различных времен; возможность пережить его не изобретена нашим «экуменическим» веком. Даже в пору ожесточенных конфликтов вавилонское смешение языков культур далеко не всегда получало последнее слово. Тот самый преподобный Никодим Святогорец , грек и афонский монах, который на все времена заслужил благодарность православных во всем мире своими трудами по собиранию корпуса «Добротолюбия», этой авторитетнейшей антологии православной аскетики, занимался также тем, что переводил и отчасти перерабатывал мистический труд итальянского театинца XVI века Лоренцо Скупполи под заглавием «Lotta invisibile» («Невидимая брань»); через преподобного Никодима труд этот дошел и до русских верующих. Не иначе обстояло дело со многими наставниками русской духовности: у многоученого святителя и подвижника св. Димитрия Ростовского (1651–1709) мы встречаем переработку католической молитвы «Anima Christ!», обретающей у него православный неспешный ритм и темп, но сохраняющей все смысловые моменты; величайший христолог послепетровской России св. Тихон Задонский (1724–1783), оказавший, между прочим, сильное воздействие на православную мысль Достоевского, нисколько не скрывал своего живого интереса к сочинениям лютеранского теолога Иоганна Арндта…

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

Василий Жуковский Жуковский Василий Андреевич (1783–1852) – поэт, прозаик, переводчик, одна из самых ключевых фигур Золотого века русской литературы. О нем писали многие современники, но, пожалуй, наиболее точную характеристику дал Иван Киреевский: «Старая Россия отдыхала; для молодой нужен был Жуковский. Идеальность, чистота и глубокость чувств, святость прошедшего, вера в прекрасное, в неизменность дружбы, в вечность любви, в достоинство человека и благость провидения; стремление к неизменному; равнодушие ко всему обыкновенному, ко всему, что не душа, что не любовь, – одним словом, вся поэзия жизни, все сердце души, если можно так сказать, явилось нам в одном существе и облеклось в пленительный образ музы Жуковского. В его задумчивых чертах прочли мы ответ на неясное стремление к лучшему и сказали: «Вот что недоставало нам!» Еще большей прелестью украсило его любовь к отечеству, ужас и слава народной войны». Бородинское сражение было переломным в его судьбе. Он выступил навстречу врагу среди трех тысяч московских ополченцев, будучи поэтом мало кому известным вне литературной элиты, а вернулся после Бородино певецом во стане русских воинов. Его поэма еще до окончания войны вышла тремя изданиями, включая нотное, – с музыкой самого знаменитого композитора того времени Дмитрия Бортнянского. Двадцатилетний доброволец, Иван Лажечников, тоже впоследствии ставший писателем, отметит 20 декабря 1812 года в своих «Походных записках»: «Часто в обществе военном читаем и разбираем «Певца во стане русских», новейшее произведение г. Жуковского. Почти все наши выучили уже сию пьесу наизусть. Какая поэзия! Какой неизъяснимый дар увлекать за собой душу воинов!.. Довольно сказать, что «Певец во стане русских» сделал эпоху в русской словесности и – и в сердцах воинов!» Особое положение Жуковского еще более упрочилось после того, как в 1817 году он стал учителем русского языка великой княгини, будущей императрицы Александры Федоровны, а с 1826 по 1841 год – наставником наследника престола, будущего царя-освободителя Александра II.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010