Связь русских и русскокультурных крымчан с Россией не была разорвана ни после 1954 года, ни после 1991 года. Русские в Крыму всегда должны помнить о том, что в Крыму крестился Святой Равноапостольный князь Владимир, что Крым был частью Руси еще в глубокой древности. Следует обратить внимание на то, в каком состоянии находился Крым до воссоединения, или до присоединения Крыма к России (до Манифеста Екатерины Великой в 1783 г.), и как он был развит после. Ведь тех же памятников архитектуры, построенных до воссоединения с Россией, в Крыму практически нет, за исключением незначительного количества христианских и мусульманских храмов и святынь. Все было на каком-то первобытнообщинном уровне. Посмотрите внимательно на Крым сегодня - это сосредоточение памятников русской истории, русской культуры, русской архитектуры. Этим все сказано. Это - наша Родина и русские в Крыму должны себя чувствовать такими же коренными, как и русские в России. И что бы не происходило, в каком бы статусе ни был Крым, наши связи, наши отношения с Россией будут неразрывными. Желание перестроить это как-то по-другому, в том числе, и своеобразным воздействием на чиновников такого ранга, как я, с использованием аргумента: " Вы государственный чиновник Украинского государства и должны руководствоваться некими особыми идеологическими нормами и ценностями " , ничего не изменит. В какой бы роли, в какой бы должности я не находился, я - русский человек, мой родной язык - русский, моя родная культура - русская, моя Родина - не только Крым, а и Россия, я всегда буду тянуться к России. Как и Русская община Крыма и те, кто ее поддерживает. Другого не дано. С этим должна смириться, прежде всего, политическая элита Украины. Тогда и в Крыму, и на Украине, и в отношениях между Украиной и Россией будет больше позитива. - Сергей Павлович, какие мероприятия, ориентированные на защиту прав русских и русскокультурных крымчан проводятся Русской общиной Крыма ? - Это комплекс мероприятий. Прежде всего, перед нами стоит серьезная задача по созданию мощного русского национального движения на базе Русской общины Крыма.

http://ruskline.ru/analitika/2007/02/26/...

К «вспомогательному» содержанию К. (предвосхищая совр. концепцию «демифологизации» Откровения) относил не только его историческую сторону, но и богослужение, «в котором во все времена состояло религиозное заблуждение» (Там же. С. 538; Ibid. S. 177). По мнению К., «в исторической части Новый Завет никогда не получит такого признания, при котором каждое его слово воспринималось бы с беспредельным доверием,- ведь тем самым было бы ослаблено внимание к единственно необходимому, к моральной вере Евангелия, величие которой состоит в том, что она направляет все наши устремления на чистоту наших помыслов, нашей совести, на добродетельную жизнь», т. о., продолжает К., «если мы, уповая на неведомую нам таинственную помощь Божью, будем по мере своих сил творить добро, нам будет дарована помощь, без каких-либо действий, предписанных культом (каким бы он ни был)» (Там же. С. 539; Ibid. S. 178). Вину за то, что вспомогательное содержание Евангелия, исторически необходимое в древности, в христианстве стало восприниматься в качестве основы «необходимой для спасения веры», К. возлагает на апостолов, к-рые, по его мнению, «призывали к почитанию самого Учителя, к своего рода домогательству Его милости посредством лести и славословий» (Там же. С. 539-540; Ibidem). Объясняя общий характер и суть моральной веры, К. писал, что понимает ее как «безусловную уверенность в том, что нам будет дарована божественная помощь и мы обретем то благо, которое при самых искренних усилиях не подвластно нашей воле» (Там же. С. 539; Ibidem). В 1778 г. К. отказался от весьма лестного и привлекательного в материальном отношении приглашения министра К. А. фон Цедлица занять место профессора ун-та в Галле. В 1781 г. в Риге было опубликовано с посвящением барону К. А. фон Цедлицу основное сочинение К., снискавшее ему со временем мировую известность - «Критика чистого разума» (Kritik der reinen Vernunft); В. Виндельбанд назвал «Критику чистого разума» «основной книгой немецкой философии». В высшей степени сложная по содержанию и форме изложения книга К. была плохо понята современниками. Считая себя отчасти виновным в том, что изложение нек-рых положений книги не было в полной мере ясным, К. пытался сделать его более доступным в соч. «Пролегомены ко всякой будущей метафизике» (Prolegomena zu einer jeden künftigen Metaphysik, 1783), однако своей цели не достиг. В 1787 г. вышло в свет 2-е, «улучшенное», по словам К., издание «Критики чистого разума», содержавшее ряд изменений и дополнений, о которых К. сообщал в новом предисловии к трактату. Среди читателей книги и исследователей философии К. со временем возник вопрос о соотношении 1-го и 2-го изданий «Критики чистого разума». В числе тех, кто считали, что К. испортил свою книгу изменениями, был А. Шопенгауэр, посвятивший ее анализу специальное исследование. Эту т. зр. впосл. разделяли многие философы и исследователи, однако у нее было и значительное число противников.

http://pravenc.ru/text/1470269.html

По крайней мере одну из дискуссий с молоканами Климчонку пришлось вести в присутствии архиерея. Объезжая свою обширную епархию, которая тогда называлась Пензенской и Саратовской, Преосвященный Ириней (Нестерович; 1783–1864) посетил Балашов, где пригласил к себе главных учителей молоканской секты. Туда же позвали и Климчонка. У него, как у любого одаренного человека, были недоброжелатели, которые оклеветали его перед владыкой, представив носителем некоей новой ереси (многим, возможно, не верилось, что простой деревенский мужик может богословски грамотно рассуждать о предметах веры). Чтобы оправдаться, Климчонок попросил у архипастыря разрешения в его присутствии побеседовать с молоканами. Как отмечает биограф Климчонка, «молоканские учители, не ожидавшие этого и знавшие силу своего противника, пришли в смущение. На все их вопросы и доводы Симеон Климович отвечал на основании Писания просто, ясно и убедительно и этим заставил всех учителей секты замолчать. В заключение беседы сами молокане сказали Преосвященному Иринею: “Поставь нам попом Климчонка, и мы все обратимся к Церкви”. Владыка Ириней хотя и не согласился на эту просьбу сектантов, но, видя в этом залог будущих успехов в их обращении, решил Климчонка поддержать». Епископ Ириней (Нестерович) Епископ попросил Симеона Климовича подобрать единомышленников, способных вести миссионерскую работу. Побеседовав с ними, владыка Ириней благословил их продолжить начатое Приваловым дело и организовал миссию для обращения молокан, назначив в нее двух ученых протоиереев. В непродолжительный срок многие молокане были обращены в Православие. Проповедь Симеона Привалова была делом любви. Интуитивно избранные им методы, приемы не только отражают его любовь к ближнему, но и рассчитаны на любовь встречную. Вот как он сам рассказывал о своих дискуссиях с молоканами: «Бывало, долго стучусь в ворота. — Кто там? — спросят наконец. — Климчонок! — Ступай с Богом далее. — Да ведь на дворе-то морозно, — скажешь им, — вишь какая мятель, света Божия не видно. Замерзну на улице — отвечать будете!

http://pravoslavie.ru/76808.html

114. Работа М. Мендельсона, о которой идет речь, называется «Иерусалим, или О религиозной власти и еврействе» (Jerusalem, Oder iiber die religiose Macht und Judentum. Berlin, 1783). 115. Вопросительный знак принадлежит Канту. 116. Liguidum – достоверное, illiguidum – недостоверное. 117. Судьба желающего ведет, нежелающего тащит (лат.). 118. Цитата из стихотворения А. Галлера «Несовершенное стихотворение о вечности». 119. «…И сердца не могут насладиться видом» (Вергилий. Энеида. М.; Л., 1933, с. 211). 120. Унитария – христианская секта, получившая распространение в эпоху Реформации. Отвергая учения о триединстве божества, о первородном грехе и Страшном суде, унитарии пытались соединить христианскую эсхатологию с представлением о тысячелетнем царстве справедливости. 121. Подобная система в древнеперсидской религии Зороастра основывалась на предпосылке вечной борьбы двух соотнесенных начал – добра и зла, Ормузда и Аримана. Удивительно, что язык двух отдаленных друг от друга стран и тем более от современного места распространения немецкого языка использует немецкие слова для обозначения этих двух первоначал. Мне довелось, если я не ошибаюсь, прочитать у Зоннерата4, что в Аве (стране бирманцев) добрый принцип называется Годеман (отсюда, возможно, и имя – Дарий Годоман). Слово Ариман звучит почти одинаково c [немецким] «злой человек» (der arge Mann). Современный персидский язык содержит массу начально немецких слов. Поэтому задача исследователя древности состоит в том, чтобы, руководствуясь языковым родством, проследить происхождение современных религиозных понятий у различных народов. 122. Во все времена мудрецы (или философы), не желавшие удостоить вниманием добрые задатки в человеческой натуре, изощрялись в дурных, порой отвратительных сравнениях с целью опорочить наш земной мир, пристанище людского рода. Его сравнивали: 1) с ночлежным домом (караван-сараем), вроде того дервиша, который рассматривал человека на его жизненном пути как случайного постояльца, вынужденного вскоре уступить свое место другому; 2) с исправительным домом – таково было мнение брахманов, тибетских и других восточных мудрецов (и даже Платона), – с местом исправления и очищения падших, исторгнутых с небес духов, ныне являющихся душами человека или животного; 3) с сумасшедшим домом, где каждый не только уничтожает свои собственные замыслы, но и причиняет другому все возможное зло, почитая за величайшую честь способность и силу вести себя подобным образом; наконец, 4) с клоакой, куда спускают нечистоты из других миров.

http://predanie.ru/book/221422-k-vechnom...

Равно как сравнивать между собой страны католические и протестантские. Вот католические и православные все же можно. Особенно католические не по названию, а по существу. Как Италия и Испания.   Установки социальных групп и государственная политика    Вместе с тем нельзя отрицать, что грамотность, в ее традиционном понимании начального образования, имеет непосредственную связь и с образованием народным. Как народная грамотность. К содержанию этой грамотности вернемся чуть позже, а пока отметим, что динамика этой народной грамотности, и характер ее направленности, зависит кроме религиозно-цивилизационного как минимум еще от двух факторов. Один из них, это привычные установки, они же народные традиции населения, господствующий образ жизни его различных социальных групп, которые государство, например, решит подвергнуть процедуре начального или иного образования, особенно всеобщего. Есть, скажем, школы, есть учителя, а учащихся вовсе нет. Такое бывало у нас, и вовсе не в крестьянском варианте. Первый Петербургский Академический университет, основанный по инициативе Петра I вместе с Академией Наук еще в 1725 году, закончил свое существования в 1783 году, когда на трех его факультетах обучались двое студентов . Можно было бы конечно, просто факультет сократить. Следующий фактор, определяющий распространение знаний среди народных масс, это все-таки наличность школ, и вообще учебных заведений, а к ним и учителей. То есть уже государственная политика в деле народного образования: готовность правительства ввести всеобщее образование, создание школьной инфраструктуры, подготовка педагогических кадров, взаимодействие государства и семьи, государства и общества в деле образования народа. Кратко это можно сформулировать так. Во-первых, школа должна быть доступна, а во-вторых, народ должен быть уверен, что там плохому не научат. Повторим еще раз. Основными тремя факторами, влияющими на содержание народного и начального образования и его динамику, являются: 1) тип религиозности основной массы населения,

http://ruskline.ru/analitika/2022/07/17/...

Господь, его же любит, наказует, и кому приуготовляет блаженную вечность, тому посылает скорби и болезни. Поэтому тот, кому послана будет болезнь, должен проводить время в благодарении Богу, в славословии Бога. Благодарением душа содержится в терпении и мире и таким образом усугубляет мзду свою на небеси. Благодарить Бога надо так: «Благодарю Тебя, Господи, Боже мой, за все, что Ты благоволил послать мне для очищения грехов моих. Буди воля Твоя». Славословить Бога надо так: «Господи, слава Тебе за все совершающееся надо мною! Буди святая воля Твоя!» Советую Вам в течение дня повторять почаще благодарение и славословие. С ними мало-помалу внидет в душу Вашу спокойствие и утешение, которые будут для Вас уже отселе залогом вечного утешения. Суетные же занятия отложите. Примите мой усердный совет в утешении и спасении души Вашей. Духовное упражнение Ваше да будет благоприятно Богу, яко кадило благовонное, яко всесожжение тучное. Ваш усерднейший Богомолец н А И . 15 февраля 1847г. 2. Письмо святителя Игнатия к вдове Г. Р. Державина, Дарье Алексеевне 37 Милостивая Государыня Дарья Алексеевна! Присланные Вами 500 рублей ассигнациями, сумма составляющая половину той цены, которую расположились внести в Сергиеву пустыню за ежедневное служение Божественной Литургии в течение года, мною получена. По субботам сия служба будет начинаться в девять часов, не раньше, не позже. С истинным почтением имею честь быть Ваш покорнейший слуга и Богомолец Архимандрит Игнатий. 1839, июля 1-го дня 3. Постриженик архимандрита Фотия, иеромонах Аникита (Шихматов) 16 мая 1837 г. святитель Игнатий неожиданно получил письмо из Афин – от иеромонаха Аникиты. Иеромонах Аникита, в миру князь Сергий Александрович Ширинский-Шихматов (1783–1837) – интереснейшая личность, оставившая по себе благоговейную память в России и на Востоке. Он родился у благочестивых родителей в принадлежащем им селе Дернове Смоленской губернии. Уже с детства отличался он незаурядными способностями, особенно легко давались ему иностранные языки – французский и немецкий. Также с раннего возраста он усвоил славянский язык, и любимым его чтением были псалмы и молитвы. В 10 лет он потерял отца. В 14 лет был принят в Морской кадетский корпус, из которого выпущен в 1800 г. мичманом и определен в Ученый комитет Коллегии при Адмиралтействе. С 1804 по 1827 г. он служил в морском кадетском корпусе, откуда вышел в чине капитана II ранга. Во время службы продолжал заниматься самообразованием, обучался английскому, латинскому и греческому языкам. Также увлекался поэзией, писал стихи патриотические и на евангельские темы. Его «Псалтирь десятиструнный», содержащий в себе преложения десяти псалмов, послужил поводом для избрания его в 1809 г. в действительные члены Российской Академии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Приходя же к последнему смертному подвигу ничего столько не желали, как чтоб выйти из сего света в сим святым напутствием. Не только для спасения свего. Но паче, чтоб оставить по себе несумнительное свидетельство, что они и жили нераздельны с церковью, и умерли в неразлучном с нею соединении. Приметьте вы все сие, мои любезные слушатели, и углубите в мысли и сердце своем. Вы тояже церкве члены, вы древних христиан наследники, а потому по их стопам идти одолжаетесь, слышав вы похвалы древних христиан, поревнуйте, дабы и ваша вера того же удостоилась. Усладите уста мои тем, чтоб я в следующую неделю не слезами растворил беседу мою, но возвещением достойного благочестию вашему похваления. Аминь. Говорено 1783 года, апреля 2 дня, в Чудове монастыре. Слово в неделю Ваий. О причащении Говорили мы в прошедшую неделю о тайне святого причащения, для каких причин она уставлена, и с каким уважением и благоговением древние христиане оную совершали и принимали. Кажется уже из того самого довольно видеть могли, какое обязательство на нас лежит, чтоб не отступать нам от славных следов оных христиан. И что мы не можем ни изъявить благодарности своей Богу за великие его благодеяния, ни засвидетельствовать взаимного между собою и со всею церковью соединения. Как токмо сим торжественным священного причащения приятием. Вопросишь ты, какое есть тайны сея действие? Отвечаю: являешь ты себя благодарным пред Богом: доказываешь себя быть в неразлучном с церковью соединении. Какой, паки вопросишь, тайны сея есть плод? Отвечаю: кто памятует благодеяния, тот больших благодеяний удостаивается: и кто пребывает в едином союзе с телом церкви Христовы, тот участник бывает и того самого животворящего Духа, коим одушевленно есть священное тело сие: то есть, отпущения грехов, спокойствия совести, радости душевные и надежды к блаженному бессмертию. Ежели все сие Христиане таким образом понимают, и всем тому без сомнения веруют, то можно ли бы подумать, чтоб некоторые именующиеся Христианами совсем тем о святом причащении нерадели, и от сего спасительного и августейшего пира удалялись.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

Простая вера, надежда Перечни добродетелей, составленные авторами, пишущими об аскетизме, всегда начинаются с веры 1781 , основы жизни в Иисусе Христе. Молитва Отцу – ее естественное проявление: «И все, чего ни попросите в молитве с верою, получите» ( Мф. 21:22 ). Поскольку вера не совпадает с диалектической мудростью 1782 , те, кто сохраняет простоту ребенка, в молитве «обретают ведение и постигают все, что слышат» 1783 . В соответствии с Библией , духовные авторы объединяют в одном понятии веру и надежду. Надеяться, молясь, – это значит открывать очи духа: «Тот, кто обращен к надежде мира сего, подобен слепцу, но если он оставит ее и обратится к уготованной надежде ( Кол. 1:5 ; Евр. 6:18 ), то прозреет» 1784 . Страх Божий Среди всех целебных воздействий страха Божия, самым важным является то, что он открывает уши тому, кто стал глухим к голосу Божию 1785 . Он подготавливает душу к беседе в молитве: «необходимо, когда ты пребываешь в безмолвии, иметь страх встречи с Господом, Который предшествует твоему дыханию (или, скорее, совпадает с дыханием, т. е. постоянен)... в какой степени в тебе нет страха Божия, в такой же ты далек от милосердия» 1786 . Послушание Греческое понятие πακο, послушание, как и во многих других языках по самой своей природе вписывается в контекст молитвы: оно означает «преклонить ухо», внимательно слушать. И напротив, понятия παρακο, παρακοειν описывают поведение того, кто слушает слово, но располагается «возле него», как бы «параллельно ему» 1787 . Тот, для кого послушный «преклоняет ухо», – это прежде всего Бог Отец, голос Которого в молитве следует слышать через вдохновение, озарения, особые послания, исходящие от Святого Духа 1788 . Христианин, если можно так выразиться, пребывает под воздействием этих харизм. Св. Афанасий так выражает эту очевидную истину: «Где смогу я скрыться от Твоего Духа?» 1789 Из опасения, чтобы молитва не стала дидактической 1790 , монологичной, авторы часто призывают внимательно преклонять ухо, прислушиваясь к этим внутренним голосам, не ожесточая сердца (ср.: Пс. 94:8 ), и нередко говорят о «послушании Духу» 1791 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/moli...

По присоединении в 1783 г. Крыма, имп. Екатерина II предоставила крымским татарам, принимающим христианство, избрать какой угодно род жизни. На таврических мурз и князей магометан распространено было запрещение приобретать крепостных людей христиан. Архиеп. херсонский и екатеринославский Амвросий (Серебряков), правивший с 1786 по 1792 гг., написал сравнение христианской веры с Алкораном. Были случаи обращения таврических магометан в христианство. В царствование имп. Екатерины II, после разделов Польши, в состав Империи вошло большое количество евреев. Императрица предписала не полагать в подушный оклад евреев, принимавших христианство. Страдания православных в польских областях. Униаты В XVIII веке православные, находившиеся в пределах, все более разваливавшегося, польского государства, испытывали большия гонения от католиков. Правительство издавало суровые законы против православных. В 1717 г. запрещено было строить православные храмы и починять ветхие. Затем отнято было у православных право участвовать в сеймиках для избрания депутатов на общий сейм. В 1733 г. сейм устранил всех «диссидентов» (православных и лютеран) от всех общественных должностей. Все это делалось под давлением пап и их епископов. Поощрялись фанатические выступления против православных. «Трудно изобразить все жестокости», пишет архиеп. Филарет, «какие позволяли себе делать против православия. Не оставалось позорного имени, которым не клеймили бы публично православных. Теперь веру их называли уже не только холопскою верою, но верою арианскою, собачьею. Украйна и Белоруссия назывались partes infidelium – «странами неверных»; туда отправлялись толпы базилиан и доминиканов, в виде миссионеров, а им на помощь спешили меч и инквизиция. Православных священников привязывали к столбам, били плетьми, сажали в тюрьмы, морили голодом, травили собаками, рубили им саблями пальцы, ломали руки и ноги; кто и затем оставался еще в живых, но не хотел унии, тех выгоняли из домов, и приюта изгнанникам и семействам их не смело давать сострадание. В 1736 г. епископы папские выпросили у короля универсал – не иначе поставлять православных священников, как по соизволению самого короля, а помещики давали одобрения (prezenta) только соглашавшимся на унию. – На монастыри днем делали нападения, грабили или жгли их, монахов терзали, чем могли, часто убивая до смерти. Не говорим об имениях церковных и монастырских, которые были отнимаемы разбоем. Деревенских обывателей и мещан мучили безчеловечными пытками, чтобы сделать униатами, или римлянами.»

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Между тем, приобретя, в частности, штегельмановский дом, Екатерина вложила в его капитальный ремонт еще 100 000 рублей и, записав в особую дворцовую собственность, оставила до поры до времени ждать своего будущего хозяина - А.Г. Бобринского, которому впоследствии и собиралась его передать. Так постепенно начало умножаться и недвижимое имущество Алексея Григорьевича. Прибавьте сюда еще дом в Богородицке с великолепным парком, разбитым по проекту управляющего имением А.Т. Болотова, ставшего первым в России профессиональным агрономом, а также дворец в Бобриках, закончить который она, правда, так и не успела. Впоследствии младший сын Алексея Григорьевича - Василий, которому в наследство и достались Бобрики, будучи декабристом, решил объявить " войну дворцам " и разрушил, хоть и незавершенное, строение Ивана Старова. Но вернемся к нашим путешественникам. Молчание матери, в поддержке которой Алексей тогда, после смерти князя, особенно нуждался, задело его и без того раненую душу. С тех пор его словно подменили. И вот в донесении Бушуева от 31 июля 1783 года уже из Варшавы мы читаем: " Он долго под притворною своею тихостью скрывал тяжелый нрав свой, но по множеству случаев не мог открыть себя. Нет случая, где бы не оказал он самолюбия неумеренного, нет разговора между сотоварищей своих, где бы не желал он взять над ними поверхности, и случилось сколько раз с оказанием суровости... Что же принадлежит до моих советов, то на все есть всегда какая-нибудь неосновательная оговорка или досада, которая дни два или три его не оставляет. К тому же заметил я, что он закосневает и в злобе. Он столь надменен и столь щекотлив, что каким бы ласковым и дружеским образом что ни сказано в пользу его было, то все приемлет он с оскорблением и хотя исполнит все, но досады при том сокрыть не может. Он уверен в себе так, что он уже в таких летах, где не нужны ему советы, и что он сам собою уже управлять может. Сверх сего приводит меня в несказанное затруднение и побуждает как наинежнее с ним обходиться, частые жалобы ево на несчастье, что он не может быть не под глазами, и что всегда поведение ево отчету подвержено " .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010