«В допущении гражданина Стороженко на совещание представителей Волынского православного духовенства и мирян отказать, так как гражданин Стороженко есть представитель Всеукраинской церковной рады, которая стоит, как выяснил протоиерей Остальский, на платформе антиканонической» 203 . На заседании также было заслушано послание Собора Епископов об его отношении к Всеукраинской церковной раде и к её съездам. В этом послании, озаглавленном: «Возлюбленным о Господе чадам Церкви Украинской», подписанном управляющим Киевской епархией Епископом Черкасским Назарием, Епископом Черниговским и Нежинским Пахомием, Епископом Подольским и Брацлавским Пименом, управляющим Волынской епархией Епископом Владимир-Волынским Фаддеем, Епископом Каневским Василием, Епископом Уманским Димитрием и Епископом Звенигородским Алексием, говорилось: " " Невозможно не прийти соблазнам, но горе тому, чрез кого они приходят» ( Лк. 17:1 ). «Завещаем вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего беззаконно, а не по преданию, которое приняли от нас» ( 2Фес. 3:6 ). Так писал некогда св. Апостол Павел христианам Солуня; так пишем теперь мы – смиренные приемники Апостолов, православные Епископы Украинские, подписавшие это послание, вам, возлюбленным чадам Православной Христовой Церкви на Украине. Удаляйтесь от желающих жить в Церкви бесчинно, удаляйтесь от «злых деятелей» ( Флп. 3:2 ), берегитесь людей, смущающих вас и желающих «превратить благовестие Христово» ( Гал. 1:7 ), повредить св. веру нашу, изменить в ней порядки и священные законы. А хотят теперь жить в Церкви бесчинно некоторые из украинских церковных деятелей – миряне, диаконы и священники, собиравшиеся в мае месяце сего года в Киево-Софийском соборе на украинский церковный съезд Киевщины, названный ими церковным собором. Они собрались для решения церковных вопросов без нашего ведома и благословения, вопреки 39 правилу Апостольскому, которое гласит: «Пресвитеры и диаконы (а тем более, конечно, миряне) без воли Епископов ничего да не совершают, ибо ему вверены люди Господни, и он воздаст ответ о душах их».

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Ostals...

Потеря собора в Николаеве была отчасти компенсирована приобретением для УАПЦ в кон. 1924 г. 2 незначительных по числу прихожан церквей: Николаевской в с. Минникове Николаевского р-на (50 чел.) и Григорьевской в с. Новогригоровка Вознесенского р-на (165 чел.). К 1 апр. 1925 г. в Николаевском округе имелись 3 общины УАПЦ общей численностью 5489 чел., к 1 июля того же года действовали 4 общины, число прихожан осталось прежним. К 1 сент. 1925 г. в Николаевском округе служили 5 священников-автокефалистов и 2 диакона. В 1927 г. сторонники УАПЦ сформировали новую «пятидесятку» в Николаеве. Инициатором выступил член малого президиума автокефалистской Всеукраинской православной церковной рады (ВПЦР), уполномоченный по Николаевскому и Одесскому округам, делегат от Одесской епархии на 2-м Всеукраинском соборе А. Н. Гук, во главе группы автокефалистов неоднократно обращавшийся к властям с просьбой о передаче им Касперовского или Симеоно-Агриппиновского храмов. Благодаря содействию Одесской епархиальной рады и ВПЦР 11 февр. 1927 г. автокефалисты вновь получили Адмиралтейский собор. Дважды в Николаев приезжал автокефалистский «Одесский епископ» Юрий Жевченко, 14 февр. 1928 г. он служил в Адмиралтейском соборе. 30 апр. 1928 г. собор перешел в полное ведение общины УАПЦ. Однако и эта попытка возродить автокефалистский приход в городе оказалась неудачной. В общине существовали острые конфликты, на богослужении присутствовали 12-15 чел., средств на содержание храма не хватало, священники часто менялись (Там же. Л. 4). В 1929 г. здание и имущество храма были переданы Николаевскому историко-археологическому музею, в следующем году колокольню собора разобрали. К началу Великой Отечественной войны здесь размещался Музей революции, в годы войны собор был разрушен. К 1928 г. в Николаевском округе существовали 2 автокефалистские общины численностью 1999 чел. К нач. 1941 г. деятельность «липковцев» в регионе прекратилась. В 1926 г. в Николаеве прошел 1-й объединительный съезд др. направления в автокефалистском движении - Иоанникиевского раскола (Братское объединение парафий Украинской православной автокефальной церкви - БОПУПАЦ) (см. в ст. Булдовский Ф. И.). Съезд обратился в ВУЦИК с декларацией, в к-рой говорилось: «Съезд приветствует рабоче-крестьянское правительство Украины - защитника трудящихся масс и действительного раскрепостителя и освободителя национальных меньшинств. Делегаты съезда - духовенство и миряне - клеймят позором политиканствующего митрополита Петра Полянского (наместника патриарха Тихона) и его приспешников» (Украïнський православний блarobichuk. 1926. 5. С. 10). Участники съезда отмежевались также от сторонников Липковского, благожелательно высказались об обновленчестве. Николаевская обновленческая епархия

http://pravenc.ru/text/2565630.html

Тем более не могли быть принятыми при присоединении к канонической Церкви в сущем сане лица, считавшиеся священнослужителями в самосвятском расколе, рождение которого связано с политическим сепаратизмом на Украине. Петлюровская директория объявила об отмене постановления Всероссийского Поместного Собора об автономии Украинской церкви и провозгласила ее автокефалию. Был составлен самочинный синод во главе с архиепископом Екатеринославским Агапитом (Вишневским), который первым делом запретил поминовение за богослужением Патриарха Тихона и митрополита Киевского Антония (Храповицкого). После прихода в Киев Красной армии украинский синод распался. Архиепископ Агапит, оказавшийся вскоре на территории, занятой добровольческой армией, и лишенный там сана за учинение раскола, принес покаяние. Автокефалисты на Украине остались без архиерея. Но воспользовавшись оккупацией Киева теперь уже польской армией, в апреле 1920 г. клирики и миряне нескольких приходов объявили о создании новой Всеукраинской церковной рады, которая отвергла всех епископов как ставленников Москвы и вновь провозгласила автокефалию. Большую активность в церковных делах проявил тогда бывший петлюровский премьер-министр, профессор В.М. Чеховской, ставший ведущим деятелем церковной рады. Выйдя из социал-демократической партии Украины, которую он возглавлял, и приняв звание «благовестника», Чеховской стал пропагандировать идею о каноничности рукоположения во епископа «громадой» — собором священников, диаконов и мирян. Пропаганду своих еретических воззрений Чеховской прикрывал недобросовестными ссылками на примеры мнимых епископских хиротоний собором пресвитеров в древней Александрийской Церкви. Митрополит Гродненский Михаил (Ермаков), назначенный патриаршим экзархом Украины в 1921 г., тщетно пытался убедить автокефалистов остаться в лоне канонической Церкви. 10 октября 1921 г. в Софийском соборе Киева состоялось действо, небывалое в истории Православной Церкви: изверженный из пресвитерского сана Нестор Шараевский посвящает в «митрополита всея Украины» лишенного сана бывшего священника Василия Липковского.

http://bogoslov.ru/article/6171932

Оса Пермской губернии. В эмиграции служил в Св.-Серафимовской церкви на ст. Маньчжурия. В 1920–1922 гг. в Харбинском Св.-Николаевском кафедральном соборе, в Св.-Иверском храме. В 1943–1953 гг. настоятель храма-памятника св. Михаила Архангела на русском военном кладбище в г. Дальний (Дайрен). Ксения Александровна (1875–1960), Великая княгиня. Сестра Императора Николая II, супруга Великого князя Александра Михайловича. В марте 1919 г. на британском военном судне «Мальборо» с детьми, матерью и сестрой покинула Крым. Скончалась в Великобритании. Куроедов Владимир Алексеевич (1906–1994), председатель Совета по делам религий при Совете Министров СССР (1960–1984). Левитский Владимир Александрович (ск. 1953), доктор медицинских наук, хирург. Эмигрировал в Королевство СХС (с 1929 г. Югославия) из Одессы. Директор Русской больницы-санатория Русского общества Красного Креста в г. Панчево. Липковский Василий Константинович (1864 – после 1930), протоиерей. Глава «самосвятского» раскола на Украине. В 1917 г. вошел в состав самочинной Церковной рады, пытавшейся захватить власть в Киевской митрополии. В 1919 г. запрещен в священнослужении за раскольническую деятельность. С 1920 г. в составе Всеукраинской церковной рады. В октябре 1921 г. один из инициаторов Всеукраинского церковного собора. 23 октября 1921 г. мирянами и пресвитерами «рукоположен» в «митрополита», что положило начало «самосвятскому» расколу («липкивщине»), именовавшему себя Украинской автокефальной православной церковью (УАПЦ). В 1927 г. на соборе УАПЦ был смещен по требованию ПТУ В 1930 г. после самороспуска УАПЦ был арестован и, вероятно, расстрелян. Лопухин Петр Сергеевич (1885–1962), церковный деятель. До революции работал в земских учреждениях. С 1920 г. в эмиграции в Королевстве СХС (с 1929 г. Югославия). Участник Св.-Серафимовского братства и его первый историк. Один из первых биографов митрополита Антония (Храповицкого) . С 1935 г. сотрудник канцелярии Архиерейского Синода РПЦЗ в г. Сремские Карловцы. После второй мировой войны поселился в Западной Европе.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

По окончании работы съезда митрополит Владимир выехал в Москву, где 15 августа 1917 года открылся Поместный Собор Рус­ской Православной Церкви. Собор открылся служением Божест­венной литургии в Успенском соборе Кремля митрополитом Вла­димиром в сослужении митрополитов Петроградского Вениамина (Казанского) и Тифлисского Платона (Рождественского). Поме­стный Собор избрал митрополита Владимира своим почетным председателем, а также председателем отдела церковной дисцип­лины. Все заседания Собора происходили в Епархиальном доме, устроенном когда-то тщанием митрополита Владимира. В те смут­ные дни начавшейся государственной разрухи Собор принял ре­шение о восстановлении в Русской Православной Церкви патри­аршества. Было проведено несколько туров голосования. Владыка участвовал только в первом туре, так как получил всего тринадцать голосов. Голосованием Собор избрал трех кандидатов в патриархи – архиепископа Харьковского Антония (Храповицкого), архи­епископа Новгородского Арсения (Стадницкого) и митрополита Московского Тихона (Белавина). Окончательный выбор был пре­доставлен Промыслу Божию. 5 ноября 1917 года в храме Христа Спасителя после Божественной литургии митрополит Владимир вынес на амвон ковчежец со жребиями, благословил им народ и снял печать. Из алтаря вышел старец Зосимовой пустыни иеросхимонах Алексий (Соловьев). Помолившись, он вынул из ковчега жребий и передал его митрополиту Владимиру. Владыка громко прочел: «Тихон, митрополит Московский – аксиос!» В середине ноября 1917 года в Киеве был организован особый комитет по созыву всеукраинского православного церковного Собора духовенства и мирян. Комитет возглавил архиепископ Алексий (Дородницын), проживавший в то время на покое в Киево-Печерской Лавре. На состоявшемся 23 ноября собрании комитет, «обсудив положение православной церкви на Украине в настоя­щее время, как время отделения украинского государства от рус­ского государства, а также имея в виду провозглашение всерос­сийского Патриарха, который может распространить свою власть и на украинскую церковь» , принял целый ряд радикальных постановлений: организационный комитет по созыву всеукраинского православного церковного Собора переименовывался во «временную всеукраинскую православную церковную раду» , а исполнительный комитет по созыву всеукраинского православно­го церковного Собора – в «президиум временной всеукраинской православной церковной рады», которая провозглашалась «вре­менным правительством для всей украинской православной церкви» . Это правительство назначило своих комиссаров в консисто­рии всех украинских епархий. Всеукраинская Церковная Рада вос­претила своему председателю архиепископу Алексию выезжать в Москву, куда он был вызван Патриархом для занятия места насто­ятеля в одном из монастырей.

http://fond.ru/kalendar/89/vladimir/

По окончании работы съезда митрополит Владимир выехал в Москву, где 15 августа 1917 года открылся Поместный Собор Русской Православной Церкви. Собор открылся служением Божественной литургии в Успенском соборе Кремля митрополитом Владимиром в сослужении митрополитов Петроградского Вениамина (Казанского) и Тифлисского Платона (Рождественского). Поместный Собор избрал митрополита Владимира своим почетным председателем, а также председателем отдела церковной дисциплины. Все заседания Собора происходили в Епархиальном доме, устроенном когда-то тщанием митрополита Владимира. В те смутные дни начавшейся государственной разрухи Собор принял решение о восстановлении в Русской Православной Церкви патриаршества. Было проведено несколько туров голосования. Владыка участвовал только в первом туре, так как получил всего тринадцать голосов. Голосованием Собор избрал трех кандидатов в патриархи – архиепископа Харьковского Антония (Храповицкого) , архиепископа Новгородского Арсения (Стадницкого) и митрополита Московского Тихона (Белавина) . Окончательный выбор был предоставлен Промыслу Божию. 5 ноября 1917 года в храме Христа Спасителя после Божественной литургии митрополит Владимир вынес на амвон ковчежец со жребиями, благословил им народ и снял печать. Из алтаря вышел старец Зосимовой пустыни иеросхимонах Алексий (Соловьев) . Помолившись, он вынул из ковчега жребий и передал его митрополиту Владимиру. Владыка громко прочел: «Тихон, митрополит Московский – аксиос!» В середине ноября 1917 года в Киеве был организован особый комитет по созыву всеукраинского православного церковного Собора духовенства и мирян. Комитет возглавил архиепископ Алексий (Дородницын) , проживавший в то время на покое в Киево-Печерской Лавре. На состоявшемся 23 ноября собрании комитет, «обсудив положение православной церкви на Украине в настоящее время, как время отделения украинского государства от русского государства, а также имея в виду провозглашение всероссийского Патриарха, который может распространить свою власть и на украинскую церковь » 43 принял целый ряд радикальных постановлений: организационный комитет по созыву всеукраинского православного церковного Собора переименовывался во «временную всеукраинскую православную церковную раду» 44 , а исполнительный комитет по созыву всеукраинского православного церковного Собора – в «президиум временной всеукраинской православной церковной рады», которая провозглашалась «временным правительством для всей украинской православной церкви» 45 . Это правительство назначило своих комиссаров в консистории всех украинских епархий. Всеукраинская Церковная Рада воспретила своему председателю архиепископу Алексию выезжать в Москву, куда он был вызван Патриархом для занятия места настоятеля в одном из монастырей.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Взгляды и учение о. Василия Липковского, по всем критериям православной святоотеческой богословской науки и канонов 7-ми Вселенских Соборов, имели характер экклезиологической ереси. Под внешней национально-обрядной формой Православия он проповедовал отчасти типичные протестантские взгляды на Церковь и веру, перемешанные с социалистическо-революционными идеями и лозунгами того времени. Сам о. Липковский считал себя чуть ли не «апостолом» и «украинским Лютером», который призван освободить Украинскую церковь от «оков прошлого» и «епископско-самодержавного ига». Отказ от традиционного канонического епископата был не только случайной и вынужденной акцией, как некоторые пытаются это представить. Анализ многих документов тех событий дает основания считать, что это был сознательный и целенаправленный шаг. В послании В. Липковского и Всеукраинской церковной рады УАПЦ к украинскому народу за декабрь 1921 г. отмечалось: «Вас волнует страх перед нарушением старых канонов. Раскройте же глаза и поймите, что при общем разрушении всего старого неизбежно должны разрушаться те старые тесные строения прошлого церковной жизни и строиться новые, более просторные... Потому вечно Живая Церковь Христова должна быть Церковью вечно творческой, устроять свою жизнь в соответствии с общими условиями времени... Сбросьте с себя ярмо рабского подчинения епископскому самодержавию в Церкви... Есть и сейчас перед вами бесконечно больше и единственно достойный путь служения слуги Божьего – бать первым слугой своей народной Живой Церкви. Становитесь же на этот путь ... Вас очень волнует образование УПЦерквью собственного епископата не традиционным для времен епископского самодержавия, а перво-апостольским, соборно-церковним строем. Но поймите, что в этом событии никакого нарушения веры православной, никакого разрушения догматов Православной Церкви ВПЦ Собор не сделал. Он только принял наиболее достойный и наиболее подходящий и достоинству Украинской Церкви и духу Христовой веры способ образования силой своей собственной веры и надежды высших органов для восстановления своей церковной жизни ... Вы боитесь, что этого нашего события не признает Всемирная Церковь? Всемирная Церковь, которая строится на основе православной веры, но согласно новыми требованиям жизни, Церковь живая, Церковь будущего, безусловно, это событие, как следствие живой жизни, признает. А Всемирная Церковь прошлого, Церковь – руина, где она? Да не страшат вас те анафемы, которыми осыпают нас руководители и сторонники старой Церкви – могилы» .

http://pravoslavie.ru/121776.html

Ф. 3431. Оп. 1. Д. 563. Л. 305). После освобождения из заключения Карташев принимал деятельное участие в работе Собора, но после того как против всего Высшего Церковного Совета было возбуждено осенью 1918 г. новое судебное дело, он был вынужден скрываться и вскоре эмигрировал. – Примечание. 589 В марте 1917 г. на Украине был образован орган революционной власти Центральная рада. После Октябрьской революции Рада захватила власть и провозгласила «Украинскую народную республику». Осенью 1917 г., при поддержке министра исповеданий Украинской Центральной рады Миколы Бессонова (бывшего епископа Никона), украинские автокефалисты организовали «Всеукраинскую церковную раду» под председательством архиепископа Алексия (Дородницына) , бывшего Владимирского, противостоявшего Киевскому митрополиту. Собор постановил благословить канонически созванный Съезд с присутствием на нем преосвященных украинских епархий. – После доклада вернувшейся из Киева Комиссии для ознакомления с украинскими делами Собор принял постановление: «Всероссийский Поместный Церковный Собор, заслушав сообщение делегации, посланной в Киев, подтверждает данное в наказе делегации определение – пойти навстречу церковным стремлениям украинского народа, которые должны быть удовлетворены при соблюдении канонических оснований и сохранении религиозно-церковного единства всей православной России. Братски предостерегая против сеятелей смуты и соблазна, толкающих на путь разделения, которое пошло бы на пользу лишь врагам православной веры, Собор призывает Божие благословение на весь православный народ Украины и на труды Поместного Областного Собора, имеющего быть созванным в соответствии с каноническими началами для устроения Украинской церковной жизни. Святейший Патриарх и Священный Синод совместно с Соборным Советом не оставят принять меры к безотлагательному осуществлению указанных целей и обеспечению церковного единения в духе мира и любви» (См.: Деяния... Т. 5. С. 401). – Примечание. 590 В 1907 г. епископ Чигиринский Платон (Рождественский) был избран во II Государственную думу.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

14 октября в Киеве вожди рады созывают Всеукраинский церковный Собор, на котором преобладают убежденные автокефалисты во главе с Чеховским и изверженным из сана бывшим протоиереем Василием Липковским. Владыка Михаил отказался от участия в деяниях лжесобора, однако явился на заседание с архипастырским словом увещевания. Но призывы митрополита остались втуне. Не сумев заставить владыку даровать им епископов, раскольники совершают 10 октября 1921 г. в Софийском соборе Киева действо, небывалое в истории православной Церкви. Изверженный из пресвитерского сана Нестор Шараевский посвящает в «митрополита всея Украины» такого же, как и он, церковного преступника, лишенного сана Василия Липковского. На голову «ставленника» вместе с Нестором Шараевским возлагали руки все присутствовавшие священники и диаконы, вкупе с мирянами. Через день Василий Липковский, облачившись по-архиерейски, в митре и с двумя панагиями на груди, сам «поставил во епископа» рукоположившего его накануне Нестора Шараевского, изверженного из сана и женатого. Потом Нестор и Василий вдвоем стали «рукополагать» остальных. Вскоре на Украине появилось 30 самосвятских епископов, среди которых были женатые и разведенные. Патриарший экзарх митрополит Михаил обратился к православной пастве с призывом не поддаваться обману, не следовать за смутьянами, разорителями святой Церкви. И все-таки около полутора тысяч приходов и до 3 млн. прихожан самосвятам удалось вовлечь в раскол. В годы гражданской войны в среде духовенства в епархиях центральной России появились группировки, призывавшие к «революции в Церкви» и к «всестороннему обновлению». Еще при Временном правительстве в Петрограде под покровительством обер-прокурора Синода В. Н. Львова был образован «Всероссийский союз демократического православного духовенства и мирян», издававший на синодальные средства газету «Голос Христа» и журнал «Соборный разум». В своих публикациях обновленцы ополчались на традиционные формы обрядового благочестия, на канонический строй церковного управления. Обосновались они в храме святых Захария и Елисаветы, где настоятелем служил священник Александр Введенский . Он писал в газете «Знамя Христа», что после избрания Патриарха в Церкви можно оставаться лишь для того, чтобы уничтожить патриаршество изнутри. Патриарх Алексий I назвал демагогию обновленцев, объединившихся вокруг А. Введенского , «керенщиной в церковной ограде» 112 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

В 1913 г. он был переведен на ту же должность в Черниговскую Духовную семинарию. В 1915 г. отец Николай возведен в сан игумена, а 10 октября 1916 г. назначен настоятелем Княже-Владимирского монастыря в Иркутске с возведением в сан архимандрита и заведующим Иркутской учительской миссионерской школы. 12 июня 1917 г. по выбору учебной корпорации назначен ректором Черниговской семинарии и настоятелем Елецкого Успенского монастыря в Чернигове. В первые послереволюционные годы картина церковных настроений на Украине была чрезвычайно запутанной. Пришедшее в 1918 г. к власти в Киеве правительство Центральной рады объявило о независимости Украины. В связи с этим раздались голоса об “автокефалии” украинской Православной Церкви. В 1918 г. был созван Всеукраинский церковный собор, который открылся в Киеве 7/20 января. Архимандрит Николай как представитель духовно-учебных заведений принимал участие в деятельности Собора. Собор в положении о временном высшем управлении на Украине, принятом 9 июля 1918 г., указал на каноническую связь Православной Церкви на Украине с Патриархом Всероссийским и принял специальное постановление, которым “все постановления Всероссийского Церковного Собора и Святейшего Патриарха должны быть безусловно обязательны для всех епархий Украины”. На осенней сессии Собора, открывшейся в Киеве 23 ноября 1918 г., православные архиереи, участники Собора, постановили быть архимандриту Николаю епископом Стародубским, викарием Черниговской епархии. Из-за болезни ставленника рукоположение было отложено и состоялось только 20 октября 1919 г. в Чернигове. Хиротонию совершали архиепископ Черниговский и Нежинский Пахомий (Кедров) и епископ Новоград-Север­ский, викарий Черниговской епархии, Иоанн (Доброславин). Позднее святитель Николай признавался, что он благодарил “Господа за то, что хиротония состоялась после того, как многие из собиравшихся на Собор в 1918 году архиереев к осени 1919 года уже эмигрировали за границу, и меня рукополагали не двадцать, а два архиерея, оставшиеся, несмотря на смертельную опасность, на своих кафедрах. Слава Тебе, Господи, что я не оказался в расколе, не убежал вместе с другими за границу, а остался на своей Родине”. С 1920 г. владыка Николай назначен епископом Сосницким, викарием той же Черниговской епархии.

http://pravmir.ru/paterik-novokanoniziro...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010