Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание «ВСЕПРАВОСЛАВНЫЙ КОНГРЕСС» [греч. Πανορθδοξον Συνδριον], самоназвание проходившего в К-поле 10 мая - 8 июня 1923 г. совещания представителей ряда Поместных Православных Церквей, созванного по инициативе К-польского Патриарха Мелетия IV (Метаксакиса) . 3 февр. 1923 г. Патриарх Мелетий обратился к Предстоятелям Православных Церквей Александрии, Антиохии, Иерусалима, Сербии, Кипра, Греции и Румынии с посланием, в к-ром он просил «дать свое согласие на создание комиссии с участием представителей от каждой Церкви для заседания в К-поле сразу после предстоящего праздника Св. Пасхи, чтобы обстоятельно изучить календарный вопрос и др. актуальные всеправославные проблемы и указать способ их канонического разрешения» (Πρακτικ κα ποφσεις. Σ. 6-7). Послание не получило положительного отклика со стороны Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского Патриархов, однако было поддержано Предстоятелем Элладской Православной Церкви Афинским архиеп. Хризостомом I (Пападопулосом) , а также Сербской, Румынской и Кипрской Церквами, направившими в К-поль своих представителей. В совещании участвовали от К-польского Патриархата - Патриарх Мелетий IV (председатель), Кизический митр. Каллиник и проф. богословской школы на о-ве Халки В. Антониадис; от Сербской Церкви - Черногорский и Приморский митр. Гавриил (Дожич , впосл. Патриарх Сербский) и проф. математики и механики Белградского ун-та М. Миланкович; от Кипрской Церкви - Никейский митр. Василий (Георгиадис, впосл. Патриарх К-польский); от Элладской Церкви - Диррахийский митр. Иаков; от Румынской Церкви - архим. Юлий (Скрибан), проф. механики П. Дрангич и проф. богословия Д. Димитреску. В работе совещания также принимали участие архиереи Русской Православной Церкви за границей - Кишинёвский и Хотинский архиеп. Анастасий (Грибановский) (присутствовал на первых 6 заседаниях) и Алеутский и Североамериканский архиеп. Александр (Немоловский) , но они не имели полномочий представлять Русскую Церковь ни от Патриарха Московского свт. Тихона , ни от Архиерейского Синода РПЦЗ. Несмотря на отсутствие представителей Александрийского, Антиохийского, Иерусалимского Патриархатов, офиц. представителей Русской Церкви, а также Болгарской Православной Церкви , не находившейся в тот момент в общении с К-польским Патриархатом, на 3-м заседании совещания по предложению Диррахийского митр. Иакова его первоначальное название - «комиссия православных Церквей» - было заменено названием «Всеправославный конгресс». Работа конгресса

http://pravenc.ru/text/155528.html

митр. Дамаскин Алекс (Папандреу) Содержание Священная Царская и Ставропигиальная Обитель Кикку Предисловие автора Часть первая. Православие и европейское единство Роль православия в объединенной Европе А. История европейского синтеза Б. Миссия Православия в построении будущей Европы В. Дилемма vers l " intégration ou vers la désagrégation Религия и общество в современной европейской действительности Некоторые мысли об использовании духовных сил Православия в Европе Современная миссия православного богословия Православие и нация Тысячелетие исторического опыта Русской Церкви Религии перед экологической проблемой Православие и Балканы Современная миссия Православия Вторая часть. Вселенская патриархия. Соборный опыт и свидетельство Вселенская Патриархия в новое время I. Забота о каноническом порядке II. Административная юрисдикция III. Служение единству IV. Соборное самосознание Православный Центр Вселенской Патриархии, Шамбези-Женева. Итоги двадцатилетней деятельности (1966–1986) 1. Некоторые сведения 2. Создание Православного Центра. Развитие и цели 3. Деятельность Центра 4. Послесловие по случаю двадцатилетнего юбилея Первый и его юрисдикция Высший авторитет в Православных Церквах Икона и Собор Соборный путь. 550-летие Ферраро-Флорентийскому Собору На пути к Святому и Великому Собору. Проблемы и перспективы Выступление на Первом Предсоборном Всеправославном Совещании (1976 г.) 1. Исторический обзор 2. Обзор литературы о Соборе Вклад поместных Православных Церквей в утверждение христианских идеалов мира, свободы, братства и любви между народами и в устранении расовых дискриминаций 1. Достоинство человеческой личности – основа для мира 2. Достоинство человеческой свободы и опасности от ее абсолютизации 3. Мир и справедливость: необходимые различия 4. Миссия Православия в современном мире 5. Православие и расовые дискриминации 6. Православие и братство между народами 7. Пророческая миссия Православия: свидетельство любви Православная Диаспора. Доклад на Межправославной Подготовительной Комиссии (1990 г.) I.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Митрополит Волоколамский Иларион: Наш долг — отстаивать традиционные нравственные ориентиры 22 марта 2013 г. 14:26 Буквально за несколько месяцев в христианском мире произошли значительные изменения. Избраны новые предстоятели трех Поместных Православных Церквей — Антиохийской , Болгарской и Православной Церкви в Америке . И в эти же месяцы избраны новые предстоятели крупнейших инославных Церквей — Римско-Католической, Англиканской и Эфиопской. О вызовах, с которыми сегодня сталкиваются и предстоятели Церквей, и христиане по всему миру, ответственному редактору «Журнала Московской Патриархии»   С.В. Чапнину  рассказал председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион . — С кем из новых Предстоятелей Вы были знакомы ранее? Как их можно охарактеризовать? — Новый Патриарх Антиохийский Иоанн X ранее возглавлял Западноевропейскую митрополию Антиохийской Православной Церкви. Монашество он принял на Святой Горе Афон. Долгое время возглавлял Богословский институт имени святого Иоанна Дамаскина в Баламанде. Мы знакомы с ним по совместной работе в Межправославной подготовительной комиссии и Всеправославном предсоборном совещании, в рамках которых идет подготовка к созыву Святого и Великого Собора Православной Церкви. Это человек высокой духовной жизни, настоящий молитвенник. При этом он открыт к диалогу с внешним миром и общение с ним оставляет очень приятное впечатление. Новый Патриарх Болгарский Неофит хорошо известен в Русской Православной Церкви. В начале 1970-х годов он обучался в аспирантуре Московской духовной академии на кафедре церковного пения, был регентом академического хора. Многие из тех, кто учились в те годы, хорошо его помнят. Одновременно с аспирантурой он окончил и регентское отделение при Московской духовной академии. За труд «Московское синодальное направление в русском церковном пении и его значение» был удостоен степени кандидата богословия. «Первый золотой камертон» регентского класса ему вручил Патриарх Московский и всея Руси Пимен. Владыка неоднократно посещал Московские духовные школы. Не раз и я общался с нынешним Патриархом Неофитом во время поездок в Болгарию, и впечатления от этих встреч оставались самые светлые. Святейший Патриарх Неофит известен и как церковный композитор, и как исполнитель православных песнопений. Его Святейшеству в разное время довелось быть регентом хора Патриаршего кафедрального собора Александра Невского и регентом Софийского священнического хора. Оба эти коллектива неоднократно с успехом выступали в России. Я имел честь возглавить делегацию Русской Православной Церкви на торжествах по случаю Патриаршей интронизации Его Святейшества, где имел встречу с новым Предстоятелем Болгарской Православной Церкви и передал ему поздравление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

http://patriarchia.ru/db/text/2863175.ht...

Мониторинг СМИ Православные разошлись в вопросе экуменизма Под угрозой срыва оказалось проведение Всеправославного собора 07.06.2016 09:31 В конце минувшей недели синод Болгарской православной церкви заявил об отказе от участия во Всеправославном соборе с 16 по 26 июня на острове Крит. Отказ Болгарской церкви может поставить под угрозу сам собор. Одной из причин отказа стало разногласие в поместных православных церквах по некоторым документам, уже утвержденным для собора. В частности, это касается отношения православной церкви с иными христианскими конфессиями. Некоторые православные усматривают в этом документе экуменизм и настаивают на том, чтобы в нем католиков и протестантов называли не церквами, а еретиками, которые откололись от православной церкви как единственно истинной. В связи с этим Синод Русской православной церкви предложил выход из сложившейся ситуации: экстренно провести Всеправославное предсоборное совещание, чтобы изучить ситуацию и выработать «согласованные предложения». Свое решение воздержаться от участия во Всеправославном соборе Болгарская церковь обнародовала 1 июня 2016 года, после заседания своего Священного синода. Болгарских иерархов смущает тот факт, что ряд других поместных церквей высказали несогласие по некоторым уже одобренным текстам собора, а также невозможность, согласно уже принятому регламенту собора, редактировать тексты в ходе его работы. Помимо этого, их не устраивает рассадка предстоятелей поместных церквей и большие финансовые расходы в случае их участия. Синод предложил перенести дату собора, чтобы разрешить существующие противоречия, иначе представители Болгарской церкви откажутся в нем участвовать. «Решение болгар стало неожиданностью для всех,— признался «Ъ» секретарь отдела внешних церковных связей по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук.— Реакция болгар показывает, что не все было организовано на должном уровне на предварительном этапе». Решение провести Святой и Великий собор православной церкви в 2016 году было принято на собрании предстоятелей поместных православных церквей в Константинопольской патриархии в начале марта 2014 года.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Опубликован проект документа «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром» (полный текст) 28 января, 2016. Новостная служба Публикуется в соответствии с решением Собрания Предстоятелей Поместных Православных Церквей в Шамбези, состоявшегося 21-28 января 2016 года 28 января. ПРАВМИР. Проект документа Всеправославного Собора, принятый V Всеправославным предсоборным совещанием в Шамбези (10-17 октября 2015 г.). Публикуется в соответствии с решением Собрания Предстоятелей Поместных Православных Церквей в Шамбези, состоявшегося 21-28 января 2016 года. 1. Православная Церковь, будучи Единой, Святой Соборной и Апостольской Церковью, в глубоком церковном самосознании твердо верит, что занимает главное место в процессе движения к единству христиан в современном мире. 2. Православная Церковь основывает свое единство на факте ее основания Господом нашим Иисусом Христом и общении во Святой Троице и таинствах. Это единство выражается в апостольском преемстве и святоотеческом предании, и Церковь доныне живет им. Православная Церковь имеет миссию и долг передавать и возвещать всю содержащуюся в Священном Писании и Священном Предании истину, которая и придает Церкви кафолический характер. 3. Ответственность Православной Церкви в отношении единства, равно как и ее вселенская миссия, были выражены Вселенскими Соборами. Они особенно подчеркивали наличие неразрывной связи между правой верой и общением в таинствах. 4. Непрестанно молясь «о соединении всех», Православная Церковь всегда развивала диалог с отделенными от нее, ближними и дальними, первенствовала в поиске путей и способов восстановления единства верующих во Христа, принимала участие в экуменическом движении с момента его появления, и вносила свой вклад в его формирование и дальнейшее развитие. Кроме того, Православная Церковь, которой присущ дух вселенскости и человеколюбия, в согласии с божественным произволением « чтобы все люди спаслись и достигли познания истины » (1 Тим. 2:4), всегда трудилась ради восстановления единства христиан. Вот почему участие православных в движении за восстановление единства христиан нисколько не чуждо природе и истории Православной Церкви, так как последовательно выражает апостольскую веру и Предание в новых исторических условиях.

http://pravmir.ru/opublikovan-proekt-dok...

Пн ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода от 10 июня 1997 года 8 2005 р. 10:00 10 июня 1997 года под председательством  Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II   состоялось  очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ: О состоянии взаимоотношений с Римско-Католической Церковью на современном этапе в связи с возможностью встречи Предстоятелей двух Церквей — Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Святейшего Папы Римского Иоанна Павла II в Австрии. Справка: В основе расхождений между Православной и Католической Церквами лежат вопросы вероучительного характера, которые и являются предметом общеправославно-католического диалога. Богословский диалог между Православными Церквами и Римско-Католической Церковью начался в первой половине 60-х годов, после II Ватиканского собора и Всеправославных совещаний на о. Родос. Уже на I Всеправославном совещании в 1961 году была предложена тема «Православие и Римско-Католическая Церковь», включавшая в себя вопросы, об унии и прозелитизме, препятствующие установлению отношений между Церквами в духе христианской любви. Следующее II Всеправославное совещание в 1963 году предложило начать диалог между Православной и Католической Церквами на равных условиях. Договоренность о начале богословского диалога между Православной и Римско-Католической Церквами была достигнута во время визита Папы Иоанна Павла II в Фанар в 1979 году. 30 ноября 1979 года Иоанн Павел II и Константинопольский Патриарх Димитрий I объявили о создании Смешанной международной комиссии по богословскому диалогу между Римско-Католической Церковью и Православной Церковью, что и было сделано при согласии всех Поместных Православных Церквей. Первое заседание Комиссии проходило на островах Патмос и Родос в 1980 году. На рубеже 80-90-х годов межконфессиональные отношения между Русской Православной и Римско-Католической Церквами осложнились. Причиной тому стала в первую очередь активизация Греко-Католических Церквей, вышедших из подполья и начавших восстанавливать свои приходы и структуры на местах силовыми методами. Наиболее болезненно для православных этот процесс протекал на Западной Украине (Львовская, Тернопольская, Ивано-Франковская области, Закарпатье). Там дело доходило до массовых беспорядков, стычек, силовых захватов православных храмов, когда православные общины изгонялись просто на улицу, а в местной печати была развернута кампания по дискредитации православных Московского Патриархата.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4969529...

Подготовка к Всеправославному Собору — «Люди всегда важнее любых слов и концепций» (+ Видео) «Люди всегда важнее любых слов и концепций». Митрополит Галльский Эммануил — о Всеправославном соборе 12 марта, 2016 «Люди всегда важнее любых слов и концепций». Митрополит Галльский Эммануил — о Всеправославном соборе В пятницу, 11 марта, в актовом зале Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия состоялся семинар, посвященный предстоящему Всеправославному Собору. Как идет подготовка, каким будет регламент и что станут обсуждать на Соборе представители Поместных Церквей, рассказал высокий представитель Константинопольского Вселенского Патриархата Митрополит Галльский Эммануил. http://youtu.be/vLgEt9TjPLY Митрополит Галльский Эммануил прилетел в Москву накануне ночью по просьбе российской делегации, принимавшей участие в совещании предстоятелей Поместных Церквей в январе 2016 года в Шамбези. «Мы обратились к Патриарху Константинопольскому Варфоломею с просьбой направить в пределы Русской Церкви авторитетного иерарха Вселенского Патриархата, который мог бы изложить точку зрения Патриархата на подготовку и проведение Всеправославного собора,– сказал в своем приветственном слове митрополит Волоколамский Иларион.– И хотя документы, которые планируется рассмотреть и принять на соборе уже опубликованы, но жизнь показывает, люди не всегда читают документы». По мнению Владыки Илариона, приезд в Москву митрополита Эммануила – это возможность услышать из первых уст о готовящихся мероприятиях. Митрополит Эммануил служит на Фанаре вместе с Патриархом Варфоломеем. Уже двадцать лет помогает патриарху в его миссии по свидетельству Православия в мире. Многие годы сотрудничает с Русской Православной Церковью в подготовке и проведении различных мероприятий межправославного, межхристианского и межрелигиозного характера. На встрече он, как непосредственный участник предстоящего Собора, поделился личными размышлениями о состоянии в мире накануне Собора. Преодолеть разобщенность

http://pravmir.ru/podgotovka-k-vsepravos...

поиск:   разделы   рассылка Дмитрий Осипенко Епископ Тихон (Шевкунов) в Севастополе: " Всё, что происходит на постсоветском пространстве – страшный, ужасный абсурд " Источник:  Севастопольский новостной портал Севастополь посетила делегация Московского Сретенского мужского монастыря во главе с наместником, епископом Егорьевским Тихоном (Шевкуновым), викарием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. В миру отец Тихон более известен как главный редактор интернет-портала Православие.Ru и автор переведённой на многие языки мира книги-бестселлера " Несвятые святые и другие рассказы " , суммарный тираж которой уже перевалил за два миллиона экземпляров. 11 мая в Античном театре Херсонеса состоялась встреча с владыкой Тихоном. Пообщаться с ним собрались сотни севастопольцев. Вопросов было много, чаще всего они касались не только православной веры, но и политической ситуации. О восьмом Вселенском соборе – Каков основной смысл предстоящего Вселенского собора и какова позиция нашей церкви? – Во-первых, это будет не вселенский собор. Для нас это будет совещание предстоятелей и делегаций поместных церквей. Вселенские соборы закончились ещё в первом тысячелетии седьмым Вселенским собором, и никакой нужды в них сейчас, собственно говоря, и нет. Нет тех вопросов и проблем, угрожающих истинному церковному исповеданию, которые ставились на Вселенских соборах. Это всеправославный собор, где предстоятели поместных церквей, в том числе и предстоятели Русской Православной Церкви, хотят встретиться, обсудить какие-то текущие вопросы. О Георгиевских ленточках и нехристианском деле – Защищать ли нам нашего священника в том, что он в День Победы надел георгиевскую ленточку и его за это владыка Лука запретил в священнодействии? (Имеется в виду случай в Мелитополе, где во время празднования Дня Победы один из местных священнослужителей пришёл на праздник с георгиевской лентой на груди. Украинские радикалы порвали эту ленточку, а в адрес священника поступили угрозы. – Ред. ) – Ну конечно, защищать. Любые убеждения, по большому счёту, надо защищать. Даже для человека, который высказывает какие-то неверные убеждения, но искренне, мы должны защитить его право, мы должны против этих неверных заблуждений восстать, но право человека (высказаться. – Ред. ) мы должны поддержать и сказать: " А вот теперь давай разберёмся, в чём ты прав, а в чём ты не прав " .

http://religare.ru/2_108989.html

поиск:   разделы   рассылка ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода от 3 июня 2016 года 3 июня 2016 года в Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. Постоянными членами Священного Синода являются: митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий; митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий; митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир; митрополит Астанайский и Казахстанский Александр, глава Митрополичьего округа в Республике Казахстан; митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий, глава Среднеазиатского митрополичьего округа; митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Минский и Заславский Павел, Патриарший экзарх всея Беларуси; митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. Для участия в летней сессии (март-август) приглашены: митрополит Тобольский и Тюменский Димитрий; митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий; митрополит Горловский и Славянский Митрофан; архиепископ Монреальский и Канадский Гавриил; епископ Даугавпилсский и Резекненский Александр. ЖУРНАЛ 35 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о серьезных проблемах, возникших в ходе подготовки Святого и Великого Собора Православной Церкви, намеченного на 18-26 июня 2016 года, в частности, об отказе Болгарской Православной Церкви участвовать в Соборе, если его сроки не будут перенесены, а также о серьезной критике подготовки Собора и проектов соборных документов, как в Русской Православной Церкви, так и в ряде других Поместных Православных Церквей. Справка: На собрании Предстоятелей Поместных Православных Церквей в Константинопольской Патриархии 6-9 марта 2014 года было принято решение о том, что " Святой и Великий Собор Православной Церкви будет созван Вселенским Патриархом в Константинополе в 2016 году, если не воспрепятствуют тому непредвиденные обстоятельства " . Кроме того, было постановлено, что " все решения, как во время Собора, так и на подготовительных этапах, принимаются на основе консенсуса " . Собрание Предстоятелей Поместных Православных Церквей, состоявшееся 21-28 января 2016 года в Православном Центре Вселенского Патриархата в Шамбези (Женева), приняло решение о том, что " Святой и Великий Собор будет проходить с 18 по 27 июня 2016 года в Критской православной академии " . Также было решено создать Всеправославный секретариат и Организационный комитет Святого и Великого Собора. Предстоятели Поместных Церквей согласились с предложением Русской Православной Церкви опубликовать подготовленные Всеправославными предсоборными совещаниями и Собраниями Предстоятелей проекты соборных документов с целью их широкого обсуждения. С призывом к верующим " выразить свои мнения и ожидания от Святого и Великого Собора " обратился в своем послании в Неделю Торжества Православия Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей.

http://religare.ru/2_109110.html

поиск:   разделы   рассылка Протоиерей Константин Буфеев О целесообразности перехода России на старый календарный стиль Источник:  Журнал " Благодатный огонь " В России сегодня реально существуют два календаря: один " светский " , другой церковный. Нередкими стали дискуссии о возможности перехода Православной Церкви на гражданский стиль. Но примирить разногласие в счете времени между русской Церковью и русским обществом можно и иным, более естественным путем: возвращением российского государства к традиционному национальному календарю. Есть основания полагать, что принятие нашего предложения после рассмотрения его общественными и правительственными инстанциями дало бы благие плоды. 1. Невозможность перехода Православной Церкви на новый стиль О.Константин БуфеевПопытки перевести Православную Церковь на новый календарь всегда встречали серьезное и обоснованное возражение со стороны верующих, в особенности богословски образованных людей. Архиепископ Иннокентий Пекинский писал: " Всякая попытка " исправить " или заменить нашу Пасхалию должна рассматриваться как попытка изъять из сокровищницы церковной одну из великих ее ценностей, которою она по справедливости может хвалиться даже перед учеными нашего времени " . Глубокий богословский анализ этой проблемы представил в своем докладе " О новом и старом стиле " один из крупнейших церковных авторитетов нашего века архиепископ Серафим (Соболев) на московском Всеправославном Совещании 1948 года. Не вдаваясь в тонкости, достаточно отметить, что юлианский календарь имеет для Церкви сакральное значение, так что его иногда называют " иконой времени " . Поэтому упразднить старый стиль можно только вместе с Русской Церковью. То возражение, что некоторые автокефалии перешли на новый стиль, убедительным аргументом быть не может, поскольку эти самочинные действия воспринимаются церковным сознанием как антиканонические и отступнические. Измена Священному Преданию Отцов не есть добрый пример для подражания. 2. Православный календарь – основа здорового духовного режима жизни нации. Исторический и нравственный аспекты

http://religare.ru/2_71826.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010