Афонский монастырь Григориат представил комментарии и предложения к проектам документов Святого и Великого Собора 9 июня, 2016. Новостная служба Настоящий текст имеет вид меморандума, в котором мы с благоговением выражаем наши мысли Преосвященным Иерархам святой Православной Церкви 9 июня. ПРАВМИР. Афонский монастырь Григориат представил комментарии и предложения к проектам документов Святого и Великого Собора. Святая гора Афон, 4/17 марта 2016 Афонский монастырь Григориат КОММЕНТАРИИ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ К ПРОЕКТАМ ДОКУМЕНТОВ СВЯТОГО И ВЕЛИКОГО СОБОРА Результатом напряженной и тщательной работы делегаций Святейших Православных Церквей на Всеправославных предсоборных совещаниях стали проекты предсоборных документов в том виде, в каком они были опубликованы в соответствии с решением Собрания Предстоятелей Поместных Православных Церквей 21-28 января 2016 г. Теперь церковная полнота имеет возможность благочестиво вынести своё суждение об этих документах, участвуя таким образом в соборном служении тела Христова. Настоящий текст имеет вид меморандума, в котором мы с благоговением выражаем наши мысли Преосвященным Иерархам святой Православной Церкви о том, каким образом проекты документов могли бы приобрести более «кафолический» характер, то есть выразить более точно соборный разум Церкви так, как его хранит наше каноническое предание, литургическое сознание и опыт наших благодатных Святых: общение со всеми святыми. Нам известно, что Преосвященные Архиереи уже неоднократно формулировали свои предложения по изменению проектов документов, так что, возможно, не было необходимости составлять настоящий текст и усложнять соборный процесс. Но всё же пусть он будет рассмотрен в качестве небольшого вклада в великое и ответственное дело, предпринятое ныне пастырями Церкви ввиду созыва Святого и Великого Собора, чтобы он был собором, проходящим с Божией помощью и последующим Святым Отцам. I. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО О ВНЕСЕНИИ ПОПРАВОК О вопросе внесения поправок в проекты документов Святого и Великого Собора речь идёт в статье 11, §2 «Регламента организации и работы Святого и Великого Собора».

http://pravmir.ru/afonskiy-monastyir-gri...

Богословский диалог между Православной Церковью и англиканским вероисповеданием и его проблемы Источник Доклад, прочитанный на заседании Межправославной Комиссии в Белграде (1–15 сентября 1966 г.). Постановленный на Третьем Всеправославном Совещании на острове Родос (1964 г.) богословский диалог между Православной Церковью и англиканским вероисповеданием не является первою попыткою взаимного обсуждения богословских вопросов, разделяющих Православие и англиканство. Наоборот, этот диалог является продолжением многочисленных переговоров на разных уровнях между православными и англиканами, начиная с XVII века и кончая нашими днями. Тем не менее существенно новой чертой предстоящего диалога является то, что впервые на нем православная сторона будет представлена лицами, назначенными и уполномоченными всей Православной Церковью в ее целом в силу решения Всеправославного Родосского Совещания и последующего назначения Поместными Церквами членов Всеправославной Комиссии, а не отдельными автокефальными Церквами, как это было до сих пор. Англиканство также будет представлено богословами, долженствующими говорить от лица всего англиканского вероисповедания в целом, а не от лица той или иной Англиканской поместной церкви или того или иного течения в англиканстве. Здесь, однако, сразу же возникает серьезное затруднение из-за отсутствия в англиканстве единого богословского вероучения и, что еще важнее, авторитетного органа, способного формулировать англиканское вероучение, одобрять, отвергать или принимать богословские постановления от лица всей Англиканской церкви 1 . Нужно также заметить, что до сих пор православные не только не вели богословских переговоров с англиканством в его целом в смысле географическом (всеми Англиканскими церквами), но и в самом англиканстве имели дело преимущественно с направлениями, считавшимися наиболее близкими к Православию, а именно с англо-кафолическими кругами. Предполагалось, что с ними будет легче сговориться и найти общий язык. Вместе с тем существовало убеждение, что Англиканская церковь будет все более преодолевать свои протестантские тенденции, все более приближаться к кафолическому единству и что поэтому переговоры с англо-кафоликами оправданны, так как им принадлежит будущее.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

В последнее время документ «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром» , опубликованный 28 января 2016 года, привлекает значительное внимание православной общественности. Уже неоднократно проводились его разборы, причем на достаточно высоком уровне. Однако, к сожалению временами трезвое богословское взвешенное отношение подменяется страстями. Раздаются упреки в адрес Патриарха и ОВЦС , временами - с обвинениями в ереси, в ответ следуют резкие окрики с обвинениями в расколе. Подобный эмоции чужды автору данного анализа. Наша задача - отвечать не на традиционный русский вопрос: «Кто виноват», а на другой - не менее привычный «Что делать»? В преддверии Великого Собора существуют следующие позиции относительно данного документа. 1. Данный документ является совершенным и не требует никаких доработок. Таковая позиция его разработчиков и руководства Константинопольского патриархата. 2. Данный документ требует доработок. Такова позиция священноначалия Болгарской, Грузинской Церкви, а также РПЦЗ. Склонность принять подобную позицию обозначилась и на совещании 19 апреля в Свято-Тихоновском Институте. 3. Данный документ негоден и требует кардинальной переработки. Ввиду близости Всеправославного собора, необходимо определяться между этими тремя позициями. С этой целью проведем анализ документа с точки зрения его богословской и исторической точности и верности Священному Писанию и Священому Преданию и, прежде всего - святым Догматам. Текст дается по электронному изданию и выделен курсивом. Комментарии даны обычным шрифтом. В целом следует отметить, что текст написан на т. н. конвенциональном языке, может быть и пригодном для экуменических диалогов, но, как показала практика, совершенно неуместном для внутрицерковных документов, для выражения догматических и вероучительных истин. Проблемы начинаются с первого же пункта. 1. Православная Церковь, будучи Единой, Святой Соборной и Апостольской Церковью, в глубоком церковном самосознании твердо верит, что занимает главное место в процессе движения к единству христиан в современном мире.

http://pravoslavie.ru/94070.html

В свете публикации документов, которые должны быть рассмотрены на предстоящем Всеправославном Соборе на Крите 16–27 июня 2016 г., Архиерейский Синод Русской Зарубежной Церкви приступил к рассмотрению указанных текстов совместно с множеством иерархов, клириков и мирян, которые продолжают подготовку к Великому Собору; и стремится сообщить богоспасаемой пастве и иным о тех предложениях, которые мы вносим, ввиду того, что документы Собора пробуждают интерес и у очень многих вызывают вопросы. В этом деле, как и во всем, мы помним слова Господа, обращенные к святому апостолу Петру: Господь поведал, что дело будущего пастыря будет в том, чтобы пасти (кормить) овец Его (Ин. 21,17); и также, что пища для тех, кто любит Его, заключается в усердном сохранении того, о чем Христос учил: Аще любите мя, заповди моя соблюдите (Ин. 14,15), и аще кто любитъ мя, слово мое соблюдетъ (Ин. 14,23). С усердием исполняя эти божественные заповеди, вся полнота иерархии Русской Православной Церкви, стремясь применить совет праведного Соломона: послýшаетъ премýдрости твое ýхо, и при­­ложиши сердце твое къ разуму (Притч. 2,2), рассматривает со смирением, усердием и повиновением документы, которые стали доступны нам. Данная задача осуществляется в духе свободном от страха или мирских забот, поскольку мы горячо верим, что Сам Господь всегда остается кормчим Церкви: Он вел Свою Церковь многие века до наших дней, и Он продолжит руководить нами и хранить нас в настоящее время и до скончания века. Мы, скорее, предлагаем размышления над некоторыми из текстов, с тем, чтобы присоединить наши мысли к рассуждениям тех многих других, работающих во благо всех наших общеправославных начинаний, в том числе Святейшего Патриарха и тех членов нашей Русской Православной Церкви, которые трудятся вместе с ним на ниве подготовки Собора. В то время как некоторые из документов (которые предсоборным совещанием были подготовлены для рассмотрения Всеправославным Собором, и которые, конечно, являются не окончательными текстами, но обязательно лишь предварительными) озабоченности не вызывают, но более того содержат важные разъяснения (см. например, документ " Автономия и способ ее провозглашения " ), применение в других текстах терминов, допускающих двоякое толкование, отсутствие богословской точности и применение чуждого священной традиции Церкви экклезиологического языка, требуют комментариев, которые могут исправить весь текст. Речь идет, в первую очередь, о двух документах. " Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром " и " Миссия Православной Церкви в современном мире " ; также возникает несколько вопросов и к тексту, регламентирующему процедурную составляющую, озаглавленному " Регламент организации и работы Святого и Великого Собора Православной Церкви "

http://pravoslavie.ru/92468.html

В эпоху динамичных контактов между иноверными религиями, инославными конфессиями и православными Церквами Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата возглавил человек, находившийся в узловой точке этих контактов – архиепископ Волоколамский Иларион, в течение шести лет представлявший Русскую Православную Церковь в Европе. Вдвойне символично, что резиденции Владыки служила Вена – город, стоящий на водоразделе религий и в то же время музыкальная столица. Его Высокопреосвященство, как известно, успешно совмещает пастырскую, богослужебную и творческую деятельность, перелагая на музыку священные тексты, как в «Страстях по Матфею», и даже привнося свой музыкальный и литургический опыт в отправление богослужения, как в цикле «Всенощное бдение». Но, в преддверии Всеправославного предсоборного совещания в Швейцарии, главному редактору «Эллады» Афанасию Авгериносу пришлось в своей беседе с Владыкой с сожалением отложить на будущие встречи тему музыки и исследований им греческой святоотеческой традиции и сосредоточиться на более прагматичных вопросах. Ваше Высокопреосвященство, приняв на себя управление Отделом внешних церковных связей Московского Патриархата, какие задачи Вы считаете первостепенными для себя в этом качестве? Какой Вы видите роль Православия в современном обществе? - Первостепенное значение в работе возглавляемого мною Отдела имеет забота о сохранении церковного единства, как в пределах канонического пространства нашей Церкви, так и во всем Православном мире. Значимым для Русской Церкви является и то, чтобы совместно с другими Поместными Православными Церквами свидетельствовать о ценностях Православия в диалоге с другими религиями и секулярным миром. Русская Церковь обладает большим духовным и нравственным авторитетом не только в российском обществе, но и на международной арене. Сегодня ее голос звучит по самым разнообразным проблемам: войны и мира, прав, свобод и нравственной ответственности человека, экологии и биоэтики, богатства и бедности, а также другим вопросам общественного развития. Высокий статус Русской Православной Церкви позволяет ей отстаивать собственную позицию на многих международных площадках, в частности, доказывать важность религиозного измерения человеческого бытия. Надеюсь с помощью Божией и далее содействовать развитию этих и других направлений деятельности нашего визита.

http://pravoslavie.ru/37582.html

Глава I. Грузинская Православная Церковь/ Содержание История Грузинской Православной Церкви 1. Древнейший период истории Грузинской Православной Церкви: крещение грузин, заботы правителей Грузии об устройстве Церкви; вопрос об автокефалии; разорение Церкви магометанами и персами; заступники православного народа — духовенство и монашество; католическая пропаганда; учреждение Абхазского Католикосата; обращение за помощью к единоверной России 2. Грузинский Экзархат в составе Русской Православной Церкви 3. Восстановление автокефалии 4. Католикосы-Патриархи после восстановления автокефалии 5. Духовная жизнь: древнейшие храмы и их святыни; монашество; подвижники, мученики 6. Современное положение Грузинской Православной Церкви: высшая церковная власть; приходское управление; обязанности священника; духовное просвещение и богослужение; пастырское служение среди заключенных; борьба за мир; экуменическая деятельность; Грузинская Православная Церковь и Всеправославные Совещания 7.Отношения между Грузинской и Русской Православными Церквами в прошлом и настоящем Монастыри Грузинской Православной Церкви Епархии Грузинской Православной Церкви Предстоятели Грузинской Православной Церкви Библиография к главе I «Грузинская Православная Церковь» Юрисдикция Грузинской Православной Церкви распространяется на Грузию. Однако «в Грузинской Церкви принято считать, — свидетельствует митрополит Сухумо-Абхазский (ныне Католикос-Патриарх) Илия в своем ответе от 18 августа 1973 года на письмо-запрос автора данного труда, — что юрисдикция Грузинской Церкви распространяется не только на пределы Грузии, но на всех грузин, где бы они ни проживали. Указанием на это нужно считать присутствие в титуле Первосвятителя слова «Католикос». Грузия — государство, расположенное между Черным и Каспийским морями. С запада омывается водами Черного моря, имеет общие границы с Россией, Азербайджаном, Арменией и Турцией. Площадь — 69.700 кв.км. Население — 5.201.000 (на 1985 г.). Столица Грузии — Тбилиси (1.158.000 жителей на 1985 г.). История Грузинской Православной Церкви 1. Древнейший период истории Грузинской Православной Церкви:

http://sedmitza.ru/lib/text/441201/

Девятое заседание Смешанной комиссии по богословскому диалогу между Православной Церковью и Католической Церковью в Белграде 27 сентября 2006 г. 12:47 На девятом заседании Смешанной комиссии по богословскому диалогу между Православной Церковью и Римско-Католической Церковью, прошедшем с 18 до 24 сентября в Белграде, была продолжена работа, начатая в 1980 году. Комиссия возобновила свою деятельность после длительного перерыва — предыдущая пленарная сессия состоялась в Балтиморе (США) в июле 2000 года. Встрече в Белграде предшествовало всеправославное совещание, созванного Патриархом Константинопольским Варфоломеем . На этом форуме, который состоялся в церкви св. Георгия на Фанаре (Турция) в сентябре 2005 года, было принято решение о необходимости продолжить работу православно-католической комиссии. В коммюнике, изданном Папским советом по содействию христианскому единству, отмечалось, что возобновление официального богословского диалога между православными и католиками стало возможным благодаря активному содействию Понтификов Иоанна Павла II и Бенедикта XVI, и деятельной позиции Патриарха Варфоломея, координирующего работу комиссии с православной стороны. С 13 по 15 декабря 2005 года в Риме состоялась встреча совместного координационного комитета, который и был уполномочен подготовить пленарную сессию в Белграде и определить круг тем для обсуждения. В Смешанную комиссию вошло 30 представителей Православной Церкви и Римско-Католической Церкви. Сопредседателями Смешанной комиссии по диалогу между Православной и Римско-Католической Церквами являются митрополит Пергамский Иоанн (Зизиулас), представляющий Константинопольский Патриархат, и председатель Папского совета по содействию христианскому единству кардинал Вальтер Каспер . Секретарями комиссии являются митрополит Сассимский Геннадий (Константинопольский Патриархат) и монсиньор Элеутерио Ф. Фортино, вице-секретарь Папского совета по содействию христианскому единству. В заседании приняли участие представители большинства Православных Поместных Церквей: Константинопольской , Александрийской , Антиохийской , Иерусалимской , Русской,  Сербской , Румынской , Грузинской , Кипрской , Элладской , Польской , Албанской ,  Чешской и Финляндской.

http://patriarchia.ru/db/text/146124.htm...

Документ, принятый Собором 10 Поместных Православных Церквей, проходившим 16-27 июня на греческом острове Крит Святой и Великий Собор Православной Церкви рассмотрел вопрос «Автономии и способа её провозглашения» и обсудил текст, предоставленный ему Пятым Предсоборным Всеправославным Совещанием (Шамбези, 10-17 октября 2015), одобрив его с некоторыми незначительными поправками в нижеизложенной редакции. Вопросы документа, которыми занимался Собор относились: а) к понятию, содержанию и различным формам института автономии; б) к предпосылкам, на основе которых местная Церковь может просить автономию у Автокефальной Церкви, каковой подчиняется; в) к исключительной компетенции Автокефальной Церкви инициировать и завершать процедуру предоставления автономии части своей канонической юрисдикции, при том, что на территории православной диаспоры автономные Церкви не учреждаются, и г) к последствиям, которые имеет это церковное деяние для отношений провозглашённой автономной Церкви как с Автокефальной Церковью, к которой она относится, так и с прочими Автокефальными Православными Церквами. 1. Институт автономии выражает каноническим образом статус относительной или частичной независимости конкретной церковной области от канонической юрисдикции Автокефальной Церкви, к которой она канонически относится. а) При применении этого института в церковной практике сформировались различные степени зависимости Автономной Церкви от той Автокефальной Церкви, к которой она относится. б) Избрание Главы Автономной Церкви утверждается или осуществляется компетентным церковным органом Автокефальной Церкви, Предстоятеля которой он поминает и находится с ним в каноническом соотношении. в) В функционировании института автономии существуют различные формы его применения в церковной практике, определяемые степенью зависимости Автономной Церкви от Автокефальной. г) При некоторых формах автономии степень зависимости Автономной Церкви выражается посредством участия её Главы в Синоде Автокефальной Церкви.

http://pravmir.ru/avtonomiya-i-sposob-ee...

Закрыть itemscope itemtype="" > Буря на Тивериаде. О церковных итогах 2019 года 03.01.2020 804 Время на чтение 10 минут Источник: Аналитический центр святителя Василия Великого И вот, сделалось великое волнение на море, так что лодка покрывалась волнами; а Он спал. Тогда ученики Его, подойдя к Нему, разбудили Его и сказали: Господи! спаси нас, погибаем. И говорит им: что вы так боязливы, маловерные? Потом, встав, запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина. (Мф. 8:24-27) Прошедший 2019 год был, пожалуй, наиболее трудным и бедственным для вселенского Православия за последние десятилетия. Разрушительные процессы преобладали над созидательными. Так, Константинопольский и Александрийский патриархаты, а также Элладская Церковь ушли в раскол, признав самосвятов из «Православной церкви Украины » (ПЦУ). Тем самым был спровоцирован, возможно, глубочайший кризис во вселенском Православии с момента Флорентийской унии 1439 г. На Украине, несмотря на уход Петра Порошенко с президентского поста, по-прежнему сохраняется напряжённая ситуация и продолжаются, хоть и в меньшем масштабе, нарушения прав верующих Украинской Православной Церкви. В ряде стран православного мира усилилось давление политических сил на Церковь, особенно в Черногории. Не претендуя на абсолютную правоту и всеохватность, попробуем рассмотреть церковные итоги года в нескольких рубриках. Главное положительное событие года – это воссоединение архиепископии православных русских церквей в Западной Европе с Русской Православной Церковью. Один из редких примеров достижения благословенного единства в эпоху разъединения. На статус главного положительного события претендует и инициатива патриарха Иерусалимского Феофила о проведении всеправославного совещания в Иордании, однако перспектива этого ещё очень туманна. Главные положительные тенденции года: Главные отрицательные события года: Человеком года, на наш взгляд, не следует называть кого-то отдельно. Тем более это не вполне в православном духе. Человек года – это, обобщённо, православный христианин, верный Церкви и святоотеческому Преданию. Будь он архиерей, священник, мирянин, православный журналист и кто угодно где угодно: на Украине, в Черногории, в России, Греции и т. д. Если он – человек Церкви, защищает Церковь, держится святоотеческого Предания и обличает беззаконие – то вот это и есть человек года, причём в любом году.

http://ruskline.ru/opp/2020/01/03/burya_...

Закрыть itemscope itemtype="" > Вероотступничество – главная угроза безопасности России 22.01.2016 1099 Время на чтение 8 минут Так называлась конференция Союза «Христианское Возрождение» и Движения «Сопротивление Новому Мировому Порядку», состоявшаяся в Москве 16 января 2016 г. Член СХВ Татьяна Лемешева во вступительном слове напомнила о напряженной ситуации в мире и необходимости сосредоточения всех сил на главной задаче - недопущения «Всеправославного Совещания» или 8-го Вселенского собора, намеченного экуменистами на май 2016 г. в Стамбуле. Глава СХВ В.Н.Осипов в своем докладе «Собор 2016 г. в Стамбуле как операция НАТО» показал, как на фоне растущей апостасии в христианском мире ряд Поместных Православных Церквей, принявших григорианский католический календарь и склонных к Реформации, спешат с проведением 8-го Вселенского собора с целью насаждения нового стиля, в нарушение канонов, утверждения папского примата и экуменизма. В авангарде отступников уже с 20-х годов ХХ века стоит Константинопольская Православная Церковь, нынешний глава которой патриарх Варфоломей, лауреат Золотой медали Конгресса США, друг является союзником Вашингтона и Северо-Атлантического военного блока. 7 церквей из 13, намеревающихся участвовать в экуменическом соборе, находятся на территории стран-членов НАТО - блока, ведущего холодную войну с Россией и бомбардирующего нас санкциями. И церковная номенклатура этих стран, особенно Польши, вряд ли будет перечить своим властям, для которых важнее всего тезис Бжезинского о Православии как «главной опасности» евроатлантического мира. В 1965 г. Константинополь самочинно снял анафему 1054 г. с Рима, а Католическая церковь после Второго Ватиканского собора 60-х годов вообще изменила христианству, иудаизировав свое вероучение, превратившись в ересь жидовстующих. Патриарх Варфоломей, инициатор Собора в Стамбуле, готовит единый католический календарь, навязывание Папы римского в качестве главы «всех церквей», утверждение экуменизма как обязательной доктрины Православия и другие реформы, подрывающие каноническую чистоту Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви.

http://ruskline.ru/special_opinion/2016/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010