Закрыть itemscope itemtype="" > Украинская Православная Церковь сохранила свой дар и способность объединять всю Украину О главном месседже нынешнего Собора епископов УПЦ - глава Синодального информационно-просветительского отдела Украинской Православной Церкви епископ Ирпенский Климент (Вечеря) 01.02.2016 497 Время на чтение 3 минуты - Какие вопросы обсуждались на сегодняшнем Соборе? - Главный вопрос - участие нашей Церкви в будущем Всеправославном Соборе, который пройдет на острове Крит в этом году. Блаженнейший Митрополит Онуфрий недавно принял участие в Синаксисе, во Всеправославном Совещании Предстоятелей. На нем рассматривалась повестка дня предстоящего Всеправославного Собора. Блаженнейший рассказал архиереям о самых проблемных вопросах повестки. Те опасения, которые были не только у архиереев, но и у миллионов верующих людей, сегодня практически сглажены. Всеправославный Собор будет обсуждать лишь те вопросы, по которым все Поместные Церкви имеют единое мнение: относительно института брака, постов, вопросы административного характера, касающиеся устройства Церкви и автономного статуса. На обсуждение Всеправославного Собора также вынесен очень важный документ, посвященный характеру миссии Православной Церкви в современном мире. Это связано с вызовами и кризисами, которые проявляются сегодня не только на европейском континенте, но и на всем пространстве нашей планеты. Так, нынче большие проблемы на Ближнем Востоке, и в этом регионе православные христиане претерпевают настоящий геноцид. Об этом Православные Церкви заявляют во всеуслышание и призывают общественность обратить внимание на эту трагическую ситуацию. - Можно ли назвать наш Архиерейский Собор УПЦ подготовительным к Всеправославному Собору? - Да, безусловно. Кроме того, Собор обратился к верующим, к священству и монашеству УПЦ со словами поддержки: наше право быть в канонической Церкви - это священное право. В частности, речь шла о людях, которые даже и сегодня в селе Птичья и в других отдельных местах и селах ценой различных испытаний добиваются своего права быть в канонической Церкви.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Что делать, чтобы опасность украинской автокефалии не стала реальностью? Выступление на конференции Центра Василия Великого «Православное учение о Церкви и вызовы современности» 27.10.2018 4306 Время на чтение 6 минут Разговоры об украинс кой автокефалии, как известно, шли давно. На волне центробежных настроений в начале 90-х годов в условиях развала единой страны, в условиях «филаретовского раскола», наступления агрессивного украинского национализма было принято роковое решение о преобразовании Киевского экзархата в нечто неимевшее места в церковной истории, - была создана даже не автономная Украинская Православная Церковь в составе Московского Патриархата, но структура, наделенная всеми полномочиями свойственными автокефальной церкви. УПЦ МП сохраняла с РПЦ только духовное единство, архиереи и клирики (далеко не всегда) только поминали Святейшего Патриарха Московского и всея Руси как своего Великого Господина. Эта провозглашенная «полуавтокефальность» в дальнейшем привела к тому, что при активной поддержке оранжевых властей Киева и попустительстве прежнего блаженнейшего митрополита Киевского Владимира (Сабодана) в недрах УПЦ МП сформировалось автокефалистское лобби, которое время от времени о себе заявляло и в ответ не получало должного отпора. Эта невнятная позиция Чистого переулка во многом провоцировала рост автокефалистских настроений внутри самой УПЦ МП. Первый решительный напор по разрыву духовных связей с Московским Патриархатом произошел во время президентства Ющенко, когда был придуман праздник 1020-летие Крещения Руси , на который в Киев был приглашен патриарх Варфоломей. Пошли разговоры, что на торжествах патриарх Варфоломей объявит об автокефалии. Якобы за это ему украинские олигархи заплатили ему по древней восточной традиции солидную сумму. Тогда планы автокефальщиков расстроил Святейший Патриарх Алексий II , совершивший, можно сказать, подвиг во имя спасения единства Русской Православной Церкви. Несмотря на запрет врачей, Патриарх срочно вылетел в Киев, чтобы лично возглавить церковные торжества на своей канонической территории. В ходе переговоров с патриархом Варфоломеем удалось его отговорить от опрометчивого шага. В итоге Варфоломей «кинул» киевские власти, но в качестве отступного вытребовал у Святейшего Алексия уступку и для себя. Русская Православная Церковь согласилась принять участие в процессе завершения подготовки по созыву всеправославного собора, давней мечты Константинопольских Патриархов. Патриарх Алексий вынужден был совершить еще один перелет на самолете (что, как говорят, и стоило ему жизни), чтобы принять участие в совещании предстоятелей Церквей в Стамбуле. Это совещание стало решающим шагом на пути к созыву Всеправославного собора, который затем и состоялся на Крите .

http://ruskline.ru/news_rl/2018/10/27/ch...

Заявление Православной церкви в Америке по поводу Всеправославного Собора Православная Церковь в Америке не была приглашена к участию в Соборе. 10 июня, 2016 Православная Церковь в Америке не была приглашена к участию в Соборе. Священный Синод Православной Церкви в Америке Заявление о Святом и Великом Соборе, созываемом на острове Крит 20-27 июня 2016 г. Приветствуем вас во имя Господа нашего Иисуса Христа,  который есть путь и истина и жизнь (Ин. 14:6) На протяжении многих десятилетий Православная Церковь была свидетелем усилий по созыву Святого и Великого Собора, который стал бы современным выражением Святой православной веры. Инициатива принадлежала Вселенскому Патриарху Афинагору. Долгое паломничество к Святому и Великому Собору началось в 1960-х годах. В этом паломничестве были некоторые паузы, за которыми вновь последовал период интенсивной подготовки по инициативе Его Всесвятейшества Вселенского Патриарха Варфоломея. На протяжении десятилетий на всеправославных совещаниях, консультациях и встречах патриархов и предстоятелей пересматривался список тем. В течение последних месяцев, когда церкви рассматривали проекты документов и размышляли над их формулировкой, были внесены новые предложения и возникли новые разногласия. Даже на этом позднем этапе, участие в Святом и Великом Соборе находится под вопросом, и его исход также остаётся неопределённым. Но среди всех этих сомнений мы можем быть уверены только в одном: Православная Церковь в Америке, не будучи общепризнанной автокефальной церковью, не была приглашена к участию в Соборе. Нашей реакцией на это была печаль, но не отчуждение. С благодарностью к Богу, мы подтверждаем нашу идентичность —  Православной Церкви в Америке. Мы также подтверждаем с благодарностью к Богу нашу автокефалию, дарованную нам Русской Православной Церковью, а также признанную церквами Грузии, Болгарии, Польши, Чехии и Словакии. Мы подтверждаем, с глубокой благодарностью Богу, наше Евхаристическое общение со всеми православными церквами, начиная с Вселенского Патриархата. Поэтому мы принимаем и подтверждаем право и обязанность сопутствовать Святому и Великому Собору любовью, рассуждением и молитвой.

http://pravmir.ru/zayavlenie-pravoslavno...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДИАЛОГИ БОГОСЛОВСКИЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ постоянно действующие двусторонние или многосторонние встречи и совещания представителей РПЦ с христ. и инославными церквами и конфессиями в XX-XXI вв. Формированию этого процесса в 60-70-х гг. XX в. способствовало неск. факторов: вступление РПЦ во Всемирный Совет Церквей (ВСЦ) в 1961 г., к-рому предшествовали консультации с представителями различных христ. конфессий, решения Всеправославных совещаний по подготовке Св. и Вел. Всеправославного Собора (1961, 1963, 1964 на о-ве Родос, Греция; 1968 в Шамбези, Швейцария), а также I (1976, Шамбези) Предсоборного всеправославного совещания. Ватиканский II Собор (1962-1965), где присутствовали наблюдатели от РПЦ, в постановлении «Об экуменизме» заявил, что Римско-католическая Церковь поддерживает экуменические устремления др. Церквей и рассматривает в качестве начала пути к христ. единству диалог par cum pari (на равных) с христианами др. исповеданий. В 1960 г. была образована Комиссия Свящ. Синода РПЦ по вопросам христ. единства и межцерковных сношений под председательством митр. Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова) , который много сделал для формирования основных принципов участия РПЦ в диалогах с неправосл. конфессиями во 2-й пол. ХХ в. Митр. Никодим неоднократно отмечал, что единственным базисом для правосл. христианина в диалоге с представителями инославия является учение Неразделенной Единой Вселенской Церкви Христовой. Все, что несогласно с ним,- неприемлемо. В разные исторические периоды существования РПЦ двусторонние диалоги имели помимо главной задачи - свидетельства Православия инославному миру - и дополнительные цели. В кон. XIX - нач. ХХ в. диалог определялся стремлением привести в Православие англикан и старокатоликов (см. ст. Англикано-православные связи ). В 60-80-х гг. ХХ в. собеседования, по мнению митр. Никодима, содействовали сближению христ. конфессий и более глубокому взаимопониманию между ними, основанным на тщательном изучении сходств и различий во взглядах в догматической, литургической и церковно-исторической областях, на детальном сопоставлении вероучения Церквей, на исследовании их традиций христ. свободы и послушания божественному откровению. Двусторонние диалоги

http://pravenc.ru/text/171923.html

Про готовящийся Всеправославный Собор. В гостях у Сергея Худиева протоиерей Николай Балашов, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата. 03.04.2014 07:12:29 Кульков Сергей Андреевич -Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Ваши приемники настроены на волну православной радиостанции «Радонеж». И сегодня у нас в гостях протоиерей Николай Балашов, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата. Мы пригласили отца Николая, потому что у многих православных людей вызывает много вопросов. Про готовящийся Всеправославный собор некоторые думают, что это будет VIII Вселенский собор. У кого-то возникают такие ожидания, что это последний Собор, а дальше будет конец света. И думаю, что нам стоит выслушать мнение человека, который непосредственно во всем этом участвует, и узнать непосредственно у него, что это за Собор, и какие цели он преследует.  -Добрый вечер, дорогие радиослушатели, здравствуйте, Сергей Львович. Процесс подготовки Всеправославного собора - дело долгое. Разговоры об этом начались еще в начале XX века, а началом современного этапа подготовки Всеправославного собора, наверное, надо считать 1961 год, когда на греческом острове Родос собралось Всеправославное совещание. Тогда и была намечена программа подготовки Собора. Первоначально она включала в себя очень широкий круг вопросов. Первый каталог будущего Собора включал более ста различных проблем. Потом стало понятно, что одному Собору с таким количеством вопросов не справиться. Да и подготовка рискует чрезвычайно затянуться. К тому же надо сказать, что ни одна из поместных церквей православных церквей, кроме Русской церкви, не могла подготовить свои проекты ответов на вопросы повестки дня. Поэтому проблематика собора была пересмотрена и сокращена до десяти вопросов, имеющих общеправославный интерес. И вот уже длительное время они обсуждались на всеправославных совещаниях, потом на православных всесоборных совещаниях, на заседаниях меж православной заседательной комиссии. За последнее время процесс подготовки собора несколько активизировался после встречи Поместных православных церквей, которая прошла осенью 2008 года в Стамбуле, при участии приснопамятного Патриарха Московского и всея Руси Алексея II.

http://radonezh.ru/text/pro-gotovyaschys...

Синод Русской Зарубежной Церкви призвал доработать ряд документов Всеправославного Собора Синод призвал доработать документ о миссии Церкви и об отношениях Церкви с остальным христианским миром 14 апреля, 2016 Синод призвал доработать документ о миссии Церкви и об отношениях Церкви с остальным христианским миром НЬЮ-ЙОРК: 13 апреля 2016 г. Обращение Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви к клиру и пастве Возлюбленные о Господе отцы, братия и сестры — клир, монашествующие и паства Русской Зарубежной Церкви! Во имя Отца и Сына и Святого Духа! В свете публикации документов, которые должны быть рассмотрены на предстоящем Всеправославном Соборе на Крите 16-27 июня 2016 г., Архиерейский Синод Русской Зарубежной Церкви приступил к рассмотрению указанных текстов совместно с множеством иерархов, клириков и мирян, которые продолжают подготовку к Великому Собору; и стремится сообщить богоспасаемой пастве и иным о тех предложениях, которые мы вносим, ввиду того, что документы Собора пробуждают интерес и у очень многих вызывают вопросы. В этом деле, как и во всем, мы помним слова Господа, обращенные к святому апостолу Петру: Господь поведал, что дело будущего пастыря будет в том, чтобы пасти (кормить) овец Его (Ин 21,17); и также, что пища для тех, кто любит Его, заключается в усердном сохранении того, о чем Христос учил: Аще любите мя, зáповди моя соблюдите, (Ин 14,15), и áще ктó любитъ мя, слóво моé соблюдéтъ (Ин 14,23). С усердием исполняя эти божественные заповеди, вся полнота иерархии Русской Православной Церкви, стремясь применить совет праведного Соломона: послýшаетъ премýдрости твоé ýхо, и при­­ложиши сéрдце твоé къ рáзуму (Притч.2.2), рассматривает со смирением, усердием и повиновением документы, которые стали доступны нам. Данная задача осуществляется в духе свободном от страха или мирских забот, поскольку мы горячо верим, что Сам Господь всегда остается кормчим Церкви: Он вел Свою Церковь многие века до наших дней, и Он продолжит руководить нами и хранить нас в настоящее время и до скончания века. Мы, скорее, предлагаем размышления над некоторыми из текстов, с тем, чтобы присоединить наши мысли к рассуждениям тех многих других, работающих во благо всех наших общеправославных начинаний, в том числе Святейшего Патриарха и тех членов нашей Русской Православной Церкви, которые трудятся вместе с ним на ниве подготовки Собора. В то время как некоторые из документов (которые предсоборным совещанием были подготовлены для рассмотрения Всеправославным Собором, и которые, конечно, являются не окончательными текстами, но обязательно лишь предварительными) озабоченности не вызывают, но более того содержат важные разъяснения (см. например, документ «Автономия и способ ее провозглашения»), применение в других текстах терминов, допускающих двоякое толкование, отсутствие богословской точности и применение чуждого священной традиции Церкви экклезиологического языка, требуют комментариев, которые могут исправить весь текст.

http://pravmir.ru/sinod-russkoy-zarubezh...

“Церковный сталинизм”: легенды и факты Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 38, 2003 12 августа, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 38, 2003 Есть только косвенные данные о личной беседе митрополита Илии (Карами) со Сталиным. После Всеправославного совещания 1948 г. председатель Совета по делам Русской Православной Церкви Г. Г. Карпов давал обед в честь участников совещания. Все, что там происходило, тщательно фиксировалось сотрудниками МИД и спецслужб. В частности, сохранилась запись тоста митрополита Илии. Он сказал, что Православие должно быть сильным и единым, таким, как говорил Сталин, заявивший, что он хочет “сильного Православия”. Здесь над столом повисла недоуменная пауза: когда и кому Сталин говорил это, с учетом того, что вождь и близко не подходил к церковным мероприятиям? Потом Владыка помолчал и сказал, что может быть Сталин и не говорил этих слов, но лично он, Илия, считает, что только благодаря Сталину обеспечено процветание Русской Православной Церкви и Православия во всем мире 1 . Между тем есть и другие косвенные данные о существовавших между Сталиным и митрополитом Гор Ливанских контактах, и возможно, со временем новые документы прольют свет на их реальные обстоятельства. Вполне возможно, что митрополит Илия действительно мог брать на себя некий обет и молиться об избавлении Советского Союза от немецких полчищ, а затем сообщить об этом в Москву. Интересно, что Сталин ни через своих приближенных, ни как-то иначе не опровергал недомолвки и двусмысленности в высказываниях митрополита Илии, тем самым давая почву для различных слухов, как бы сам своим загадочным молчанием творил новый миф. Однако утверждать, что церковное возрождение 1940-х гг. начинается при непосредственном участии митрополита Гор Ливанских, приписывать какому бы то ни было его влиянию изменение государственной политики в отношении Церкви значит поддерживать этот красивый, но опасный миф. Идея использования церковных каналов в своей политике впервые возникла у Сталина не в 1943, как принято считать, а в 1942 г.

http://pravmir.ru/tserkovnyiy-stalinizm-...

Документы Заявление Священного Синода Русской Православной Церкви от 13 июня 2016 года О ситуации, возникшей в связи с отказом ряда Поместных Православных Церквей от участия в Святом и Великом Соборе Православной Церкви 13.06.2016 19:21 О ситуации, возникшей в связи с отказом ряда Поместных Православных Церквей от участия в Святом и Великом Соборе Православной Церкви. Документ принят на заседании Священного Синода от 13 июня 2016 года (журнал 40). Русская Православная Церковь на протяжении многих десятилетий принимала и продолжает принимать деятельное участие в подготовке Святого и Великого Собора Православной Церкви. Начиная с Первого всеправославного совещания на Родосе в 1961 году, выдающиеся иерархи и лучшие богословы нашей Церкви вносили свой вклад в разработку множества соборных тем, в том числе и тех, которые впоследствии не были включены в повестку дня Святого и Великого Собора. Ради скорейшего созыва Собора Русская Православная Церковь неоднократно подтверждала свою готовность к достижению взаимоприемлемых для всех участников предсоборного процесса решений, даже если таковые решения уклонялись от ранее согласованных Церквами правил подготовки Собора. Однако принцип общеправославного консенсуса является неизменной основой предсоборного процесса, начиная с Родосского совещания 1961 года, на котором по инициативе Константинопольского Патриархата было определено: «Решения общих собраний принимаются при полном единогласии делегаций Церквей» (Порядок функционирования и работ Родосской всеправославной конференции, п. 14) . Затем это правило было закреплено Регламентом Всеправославных предсоборных совещаний, принятым в 1986 году: «Тексты по всем темам повестки Всеправославных предсоборных совещаний утверждаются единогласно» (ст. 16) . Собранием Предстоятелей Православных Церквей в 2014 году было подтверждено: «Все решения, как во время Собора, так и на подготовительных этапах, принимаются на основеконсенсуса» (Решение Собрания Предстоятелей, п. 2а) . Тот же принцип установлен в Регламенте организации и работы Святого и Великого Собора Православной Церкви, который был разработан Собранием Предстоятелей Православных Церквей, состоявшимся в Шамбези 21-28 января 2016 года. Данный Регламент предусматривает, среди прочего, что Собор «созывается Его Святейшеством Вселенским Патриархом с согласия Блаженнейших Предстоятелей всех общепризнанных Поместных автокефальных Православных Церквей» (ст. 1) .

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Закрыть itemscope itemtype="" > Крит закрыли совсем Патриарх Кирилл не поедет на предсоборное совещание на Крите 15.06.2016 840 Время на чтение 3 минуты Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС В пресс-службе Московской патриархии опровергают информацию о возможном участии патриарха Кирилла в предсоборном Синаксисе на Крите 17 июня. «Эта поездка не планируется», - сообщил «Русской Планете» диакон Александр Волков, патриарший пресс-секретарь. Слухи о том, что патриарх Кирилл все же может прибыть на Крит, распространили некоторые греческие журналисты. Якобы МИД Греции продолжает находиться в боевой готовности, ожидая патриарха Кирилла - несмотря на отказ Священного синода РПЦ от участия в Соборе, в случае если его не перенесут на более поздний срок. Дело в том, что, по программе, предварять Всеправославный собор должен Синаксис (или Синакс) - последнее предсоборное совещание предстоятелей Церквей. Синаксис состоится 17 июня, формально это еще не сессия Собора, но некое предшествующее ему действие. Ранее Русская православная церковь настаивала на проведении экстренного совещания с целью урегулирования всех спорных вопросов, но Константинополь от этого предложения отказался. Сейчас организаторы Собора говорят, что если русские требовали синаксис, то он уже давно есть в программе и назначен на ближайшую пятницу. Одновременно пресс-служба Собора продолжает настаивать на том, что в мероприятии на Крите примут участие все Церкви - несмотря на отказы Антиохийской, Болгарской, Грузинской и Русской церквей от участия. «Все уже решено Священным синодом, - сказал РП диакон Александр Волков. - Святейший не едет на Крит даже для участия в Синаксе». Тем временем Константинопольский патриарх Варфоломей прибыл 15 июня на греческий остров для открытия Всеправославного собора. Представители девяти других церквей-участниц прибудут на Крит в четверг. По программе Собора, уже в пятницу Варфоломей соберет Малый Синаксис предстоятелей Поместных Церквей. В субботу участников Собора примет мэр Ираклиона, административного центра Крита, а воскресенье они отобедают с президентом Греции. Официальное открытие Собора запланировано на понедельник, а со вторника начнутся его сессии.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/i...

Закрыть itemscope itemtype="" > О новом и старом стиле 01.03.2001 404 Время на чтение 22 минут В N 9 " Московского журнала " за прошлый год был напечатан доклад архиепископа Серафима (Соболева) " Надо ли Русской Православной Церкви участвовать в экуменическом движении? " , прочитанный им на Московском Всеправославном Совещании 1948 года. Этот доклад, как оказалось, до сих пор не утративший своей актуальности, вызвал множество живейших читательских откликов - в подавляющем большинстве одобрительных (негативно по факту публикации высказался только один человек), что побудило редакцию еще раз обратиться к бесценному богословскому наследию архиепископа Серафима и опубликовать его второй доклад на том же Совещании - " О новом и старом стиле " . Промыслительно получилось так, что предыдущий материал появился на страницах нашего журнала в год 50-летия со дня кончины незабвенного архипастыря, а нынешний пришелся на 120-летнюю годовщину со дня его рождения. Слава Богу и владыке Серафиму! Один из ученых исследователей вопроса о новом и старом стиле, действительный член Русского астрономического общества Е.Предтеченский говорит, что лишь с эпохи Возрождения стали на Западе заниматься в числе других научных вопросов и пасхальным вычислением. " К несчастью, - заявляет он, - едва поняв устройство Александрийского канона, и поняв, может быть, далеко не как следует, западные пасхалисты вскоре захотели быть реформаторами и самонадеянно взялись за исправление прекрасно исполненного труда " . По словам Предтеченского, " если бы эпоха Возрождения началась одновременно как на Западе, так и на Древнем Востоке Европы, если бы несчастные обстоятельства не загубили в конец образованности в древних христианских церквах в Византии... если бы александрийские традиции и образованность первых веков не прерывались на Востоке, то едва ли бы возможно было и все преобразование, сделанное папою Григорием XIII " 1. К этим словам Предтеченского мы должны добавить, что появление календарной реформы папы Григория XIII обусловливалось не только отсутствием должного понимания и усвоения западными пасхалистами Александрийского канона с его пасхальным вычислением и падением научности на Востоке, но главным образом их неверием в Святую Церковь, точнее в то, что в ней живет и действует Дух Святый, как источник всякой истины.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2001/0...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010