Документ, принятый Собором 10 Поместных Православных Церквей, проходившим 16-27 июня на греческом острове Крит Святой и Великий Собор Православной Церкви рассмотрел вопрос о канонической организации Православной Диаспоры и обсудил предоставленные ему Четвёртым Предсоборным Всеправославным Совещанием (Шамбези, 2009) и Собранием Предстоятелей Автокефальных Православных Церквей (21-28 января 2016) соответствующие тексты документов О Православной Диаспоре и Регламенте Работы Епископских Собраний в ней , одобрив их с некоторыми незначительными поправками в следующей редакции: 1. а. Констатировано, что общей волей всех Святейших Православных Церквей является по возможности скорейшее решение проблемы диаспоры и ее устройства согласно православной экклезиологии, канонической традиции и практике Православной Церкви. b. Констатировано также, что на современном этапе невозможен по историческим и пастырским причинам немедленный переход к строго каноническому порядку Церкви, предусматривающему пребывание только одного епископа в одном месте. Поэтому принимается решение сохранить Епископские Собрания, учрежденные Четвёртым Предсоборным Всеправославным Совещанием, до более подходящего времени, когда созреют условия для применения канонической акривии. 2. a. Епископские собрания составляются из всех канонически признанных епископов ниже указанных регионов, которые будут и впредь подчиняться тем каноническим юрисдикциям, каковым они принадлежали до настоящего времени. b. Эти собрания будут состоять из всех епископов каждого региона и будут проходить под председательством первого из подчинённых Константинопольской Церкви архиереев, в случае же его отсутствия председательство определяется порядком Диптихов. Они будут иметь Исполнительный Комитет, состоящий из первых иерархов разных юрисдикций, существующих в этом регионе. c. Область деятельности и ответственности этих Епископских Собраний будет заключаться в заботе о проявлении единства Православия и в развитии общей деятельности всех православных каждого региона для попечения о пастырских нуждах проживающих там православных, общего представительства всех православных перед инославными и всем обществом региона, развития богословских наук, церковного образования и т.д. Решения по этим вопросам будут приниматься на основе консенсуса Церквей, представленных в данном Собрании.

http://pravmir.ru/pravoslavnaya-diaspora...

Закрыть itemscope itemtype="" > Надо ли Русской Православной Церкви участвовать в экуменическом движении? Доклад архиепископа Серафима, прочитанный им в 1948 году на Московском Всеправославном Совещании, и определивший государственно-церковную политику страны в отношении экуменизма - вплоть до прихода к власти Хрущева. 01.09.2000 350 Время на чтение 29 минут С 20-х годов и до конца жизни управляющим русскими православными общинами в Болгарии был епископ, а впоследствии архиепископ Серафим (Соболев) (1881 - 1950). Он похоронен в крипте софийской церкви святителя Николая Чудотворца, в которой прослужил больше четверти века. Владыка не причислен к лику святых, но веруюущие во всем мире почитают его как святого и едут к нему со всех концов света со своими болями, скорбями и нуждами. Более того (подобного нигде не припоминаю): с оказией передают ему письма или пишут их здесь же. В комнатке рядом с гробницей стоит стол, на столе - бумага, авторучки... Опускают эти молитвенные послания в ящик, который стоит возле гробницы. Народу очень много: кто-то только что опустил свою записку, кто-то жарко благодарит за то, что был услышан... Так вот, для меня поездка в Болгарию (об этом визите в дружественную страну российской делегации подробно рассказывается в предыдущем материале) с самого начала была онаменована ожиданием встречи с архиепископом Серафимом. Перед кончиной он говорил своим духовным детям: " Если буду иметь дерзновение перед Господом, не оставлю вас " . Как видим, не оставил, чему свидетельством нескончаемый людской поток у гробницы, многочисленные факты чудотворений владыки, изустные и уже опубликованные рассказы о его помощи и заступничестве. Владыка Серафим был одарен от Бога даром прозорливости, которая проявлялась даже на расстоянии, ангельской чистотой и целомудрием. Его верный ученик и личный секретарь архимандрит Пантелеймон (Старицкий) вспоминал: " За свою чистоту Владыка получил от Господа дар усматривать самые тонкие отклонения от православной истины. Он следил за жизнью Православия и был как бы совестью ее. Где замечал он неправильность, бескомпромиссно изобличал ее, не боясь пострадать за истину. В результате появились бесценные богословские творения архиепископа Серафима " . Одно из этих творений посвящено изобличению экуменизма как опаснейшей ереси. Речь идет о докладе " Надо ли Русской Православной Церкви участвовать в экуменическом движении? " , прочитанном владыкой на Московском Всеправославном Совещании 1948 года.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2000/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > О новом и старом стиле Доклад на Московском Всеправославном Совещании 1948 г. 23.12.2015 1281 Время на чтение 19 минут 3-4 декабря в Софии состоялось заседание совместной комиссии Русской и Болгарской Православных Церквей по вопросу канонизации архиепископа Богучарского Серафима (Соболева, 1881 - 1950), иерарха Русской Православной Церкви, долгие годы вплоть до своей кончины жившего в Болгарии и широко почитаемого болгарскими православными верующими. Со стороны Русской Православной Церкви в ее работе приняли участие председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, председатель Синодальной комиссии по канонизации святых епископ Троицкий Панкратий, настоятель Подворья Русской Православной Церкви в Софии архимандрит Филипп (Васильцев), ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев, секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук, доцент ПСТГУ А.А. Кострюков. «На совместной комиссии были изучены все имеющиеся материалы, решены все спорные вопросы и было принято единогласное решение о том, что для его канонизации препятствий нет, - сказал митрополит Волоколамский Иларион. - Это наше единодушное, решение, которое мы сообщим синодам наших Поместных Церквей для того, чтобы они могли принять соответствующее решение». Владыка уточнил, что заседание Синода Русской Церкви ожидается 24 декабря, а архиерейский собор, где может быть принято окончательное решение о канонизации архиепископа Серафима, запланирован на 2-3 февраля. В преддверии этих событий публикуем доклад архиепископа Серафима (Соболева) на Московском Всеправославном Совещании 1948 г. «О новом и старом стиле». Один из ученых исследователей вопроса о новом и старом стиле, действительный член Русского астрономического общества Е. Предтеченский говорит, что лишь с эпохи Возрождения стали на Западе заниматься в числе других научных вопросов и пасхальным вычислением " К несчастью, - заявляет он, - едва поняв устройство Александрийского канона, и поняв, может быть далеко не как следует, западные пасхалисты вскоре захотели быть реформаторами и самонадеянно взялись за исправление прекрасно исполненного труда " . По словам Предтеченского, " если бы эпоха Возрождения началась одновременно как на Западе так и на Древнем Востоке Европы, если бы несчастные обстоятельства не загубили в конец образованности в древних Христианских Церквах в Византии... если бы александрийские традиции и образованность первых веков не прерывались на Востоке, то едва ли бы возможно было и все преобразование, сделанное папою Григорием XIII " ( Е. Предтеченский - действительный член Русского астрономического о-ва, " Церковное времяисчисление и критический обзор существующих правил определения Пасхи " . СПб. 1892. С. 4-5. ).

http://ruskline.ru/analitika/2015/13/24/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Путину предлагают возглавить всеправославное совещание, чтобы преодолеть раскол 31.12.2019 2081 Время на чтение 11 минут В православном мире 2019 год прошел под тревожным знаком раскола. Константинопольский патриархат выдал «томос» раскольничьей Православной церкви Украины (ПЦУ). Тем самым его патриарх Варфоломей грубо нарушил все каноны и собственные многочисленные обещания, что не собирается признавать раскольников на канонической территории Русской православной церкви. 9 января Варфоломей и члены священного синода Константинопольского патриархата подписались под текстом «томоса», который на самом деле даже не «даровал автокефалию» ПЦУ. Он всего лишь утверждал новую псевдоцерковную структуру, которая оказывалась в подчинении Фанара (исторический район в Константинополе, где расположена резиденция константинопольского патриархата.— Прим. ФАН). Более десяти месяцев решение «вселенского патриарха» не поддерживала ни одна из канонических поместных православных церквей. Однако 29 октября стало известно, что архиепископ Афинский и всея Эллады Иероним направил «Мирное письмо» главе ПЦУ Епифанию. Это де-факто означает признание ее со стороны церкви Греции. Позднее стало известно, что ПЦУ признал и Александрийский патриархат. В ответ Русская православная церковь разорвала евхаристическое общение с обеими поместными церквями. Правда, в конце декабря в СМИ появилась информация, что в официальные диптихи Элладской православной церкви за 2020 год не включено имя главы ПЦУ Епифания Думенко. А это значит, что полного признания украинских раскольников Элладской церкви нет. В то время как в диптихах по-прежнему прописано имя блаженнейшего митрополита киевского Онуфрия и других архиереев Украинской Православной Церкви Московского патриархата. Как бы там ни было, в украинских СМИ «Мирное письмо», конечно, преподносится как победа ПЦУ и серьезное укрепление в православном мире этой структуры. Согласно данным ноябрьского опроса Украинского центра политических и экономических исследований им. А. Разумкова о доверии религиозным деятелям, в «незалежной» сегодня главе ПЦУ Епифанию доверяют 39% опрошенных, в то время как патриарху Кириллу – всего лишь 16%.

http://ruskline.ru/opp/2019/12/31/putinu...

Опубликован проект документа «Автономия и способ ее провозглашения» (полный текст) 28 января, 2016. Новостная служба Тема была утверждена для вынесения на Всеправославный Собор 28 января ПРАВМИР. В соответствии с решением Собрания Предстоятелей Поместных Православных Церквей в Шамбези 21-28 января 2016 года публикуется документ «Автономия и способ ее провозглашения». Тема была утверждена для вынесения на Всеправославный Собор. Пятое Всеправославное предсоборное совещание, проведя работу на основе согласованного и принятого на заседании Межправославной подготовительной комиссии 9-17 декабря 2009 года в Шамбези текста «Автономия и способ ее провозглашения»,  рассмотрело экклезиологические, канонические и пастырские аспекты института автономии и изыскало единогласную формулировку всеправославной позиции по данному вопросу. Вопросы, которыми занималось Пятое Всеправославное предсоборное совещание и которые вытекают из темы текста вышеуказанной Межправославной подготовительной комиссии, относились: а) к понятию, содержанию и различным формам института автономии; б) к предпосылкам, на основе которых местная Церковь просит автономию у Автокефальной Церкви, каковой подчиняется; в) к исключительной компетенции Автокефальной Церкви инициировать и завершать процедуру предоставления автономии части своей канонической юрисдикции, при том, что на территории православной диаспоры автономные Церкви не учреждаются, и г) к последствиям, которые имеет это церковное деяние для отношений провозглашенной  автономной Церкви как с Автокефальной Церковью, к которой она относится, так и с прочими Автокефальными Православными Церквами. 1. Институт автономии выражает каноническим образом статус относительной или частичной независимости конкретной церковной области от канонической юрисдикции Автокефальной Церкви, к которой она канонически относится. а) При применении этого института в церковной практике сформировались различные степени зависимости Автономной Церкви от той Автокефальной Церкви, к которой она относится.

http://pravmir.ru/opublikovan-proekt-dok...

Официальные документы Критского Собора 2016г. Святой и Великий Собор Православной Церкви рассмотрел вопрос о канонической организации Православной Диаспоры и обсудил предоставленные ему Четвёртым Предсоборным Всеправославным Совещанием (Шамбези, 2009) и Собранием Предстоятелей Автокефальных Православных Церквей (21–28 января 2016) соответствующие тексты документов О Православной Диаспоре и Регламенте Работы Епископских Собраний в ней, одобрив их с некоторыми незначительными поправками в следующей редакции: 1 . a. Констатировано, что общей волей всех Святейших Православных Церквей является по возможности скорейшее решение проблемы диаспоры и ее устройства согласно православной экклезиологии, канонической традиции и практике Православной Церкви. b. Констатировано также, что на современном этапе невозможен по историческим и пастырским причинам немедленный переход к строго каноническому порядку Церкви, предусматривающему пребывание только одного епископа в одном месте. Поэтому принимается решение сохранить Епископские Собрания, учрежденные Четвёртым Предсоборным Всеправославным Совещанием, до более подходящего времени, когда созреют условия для применения канонической акривии. 2 . a. Епископские собрания составляются из всех канонически признанных епископов ниже указанных регионов, которые будут и впредь подчиняться тем каноническим юрисдикциям, каковым они принадлежали до настоящего времени. b. Эти собрания будут состоять из всех епископов каждого региона и будут проходить под председательством первого из подчинённых Константинопольской Церкви архиереев, в случае же его отсутствия председательство определяется порядком Диптихов. Они будут иметь Исполнительный Комитет, состоящий из первых иерархов разных юрисдикций, существующих в этом регионе. c. > Область деятельности и ответственности этих Епископских Собраний будет заключаться в заботе о проявлении единства Православия и в развитии общей деятельности всех православных каждого региона для попечения о пастырских нуждах проживающих там православных, общего представительства всех православных перед инославными и всем обществом региона, развития богословских наук, церковного образования и т.д. Решения по этим вопросам будут приниматься на основе консенсуса Церквей, представленных в данном Собрании.

http://azbyka.ru/otechnik/dokumenty/prav...

Закрыть itemscope itemtype="" > Константинополь торопит Патриархов Варфоломей I предлагает созвать Всеправославный Собор в следующем году 21.02.2014 385 Время на чтение 4 минуты Патриарх Варфоломей готовит для Церквей важное сообщение. Фото с сайта www.patriarchate.org Главы 14 Православных Церквей приглашены в Стамбул, в резиденцию Константинопольского Патриарха Варфоломея в районе Фанар, для участия в подготовке Всеправославного Собора. Константинопольский Патриарх желает собрать Предстоятелей Церквей 7 марта с.г. Уже возникли предположения, что Варфоломей I хочет объявить о своих планах провести Собор в 2015 году. Напомним, что работа по созыву Собора идет начиная с 1948 года, но до сих пор не достигнуто согласия, прежде всего из-за разницы позиций Константинополя и Москвы. Интересно, что источником нынешнего сообщения о предполагаемой дате Собора послужил немецкоязычный сайт «Радио Ватикана». Для консервативных и антиэкуменических кругов православия это может стать лишним подтверждением их навязчивых предположений, что идея Всеправославного Собора является плодом «католического заговора». Но если отвлечься от конспирологических версий, и без того достаточно причин для скептического отношения Русской Православной Церкви к приглашению Варфоломея I. Руководитель Отдела внешних церковных связей РПЦ митрополит Иларион (Алфеев) уже прокомментировал это сообщение, заметив, что 7 марта в традиции русского православия попадает на Великий пост. В этот период Патриарх Московский и всея Руси должен совершать богослужения в пределах своей канонической юрисдикции. Вопрос в том, можно ли это заявление считать намеком, что вместо Патриарха Кирилла в Фанар 7 марта отправится другой представитель РПЦ, например сам митрополит Илларион. Это снизит уровень мероприятия. В таком случае Церкви вряд ли договорятся до 2015 года. В начале февраля с.г. два иерарха Константинопольского Патриархата, митрополит Халкидонский Афанасий Папас и митрополит Прусский Элпидофор Ламбриниадис, обвинили Московский Патриархат в саботировании подготовки к Собору. «Московский Патриархат, придавая предстоящему Собору большое значение, тщательно прорабатывает все вынесенные на него темы, - заявил в ответ на эти обвинения митрополит Иларион. - Другое дело, что методы подготовительной работы, использовавшиеся на всеправославном уровне до сих пор, показали недостаточную эффективность. Потому и подготовка так затянулась. Мне думается, что для активизации предсоборного процесса нужно прежде всего создать действенный всеправославный орган, способный довести это начинание до конца. Если перед нами стоит столь важная цель, надо собираться для подготовительной работы не раз в несколько лет, а, скажем, на ежемесячной основе». Напомним, что предсоборные совещания начиная с 1970-х годов происходили с перерывом в несколько лет. Тем не менее Константинополь решил форсировать событие, разрубив одним ударом противоречия. Возможно ли это?

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Не всеправославный и не собор Синод Антиохийской Церкви о статусе Критского совещания и необязательности его решений 04.07.2016 1281 Время на чтение 6 минут Подводя итоги своей седьмой внеочередной сессии, проходившей под председательством Патриарха Антиохийского и всего Востока Иоанна Х с 25 мая по 27 июня в Баламандском монастыре в Ливане, Священный Синод Антиохийской Православной Церкви выступил с заявлением, которое в переводе с арабского на греческий язык опубликовало информационное агентство «Ромфея», сообщает Седмица.ру. Иерархи Антиохийской Православной Церкви, прежде всего, поздравили свою паству с праздником святых первоверховных апостолов Петра и Павла, основателей Антиохийской Церкви. Вспоминая учеников Спасителя и первых христиан, которые свидетельствовали о воскресении Иисуса Христа из мертвых своим мученическим подвигом, Синод Антиохийской Православной Церкви напомнил, что и сегодня христиане совершают подвиг мученичества в «истерзанной Сирии, замученном Ливане, окровавленном Ираке». Члены Синода особо отметили в своем послании митрополита Алеппского Павла (Язиджи), родного брата Патриарха Иоанна Х, похищенного три года назад, о котором с тех пор нет никаких известий. Синод Антиохийского Патриархата также рассмотрел вопрос о Святом и Великом Соборе Православной Церкви, созыв которого готовится в течение более пятидесяти лет. Иерархи Антиохийского Патриархата с сожалением констатировали, что отсрочка проведения Собора, о которой просил Синод Антиохийской Церкви ради укрепления единства вселенского Православия, так и не была предоставлена. По этой причине не удалось достичь общеправославного консенсуса по спорным вопросам повестки дня Собора, так как не было выполнено экклезиологическое условие для участия в Соборе всех Поместных Православных Церквей по причине не преодоленного к настоящему времени разрыва евхаристического общения между Антиохийским и Иерусалимским Патриархатами. Синод Антиохийского Патриархата с сожалением отметил, что не только просьба Антиохийской Православной Церкви отложить проведение Собора не нашла ответа, но и аналогичные просьбы Русской, Болгарской и Грузинской Церквей также были проигнорированы. Синод констатировал, что, в конечном счете, Собор, который изначально предназначался стать всеправославным, был созван в отсутствие четырех автокефальных Церквей, паства которых составляет около половины от общего количества православных верующих во всем мире.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/07/04/ne...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Необходимо начать всеправославное обсуждение скопившихся проблем» Патриарх Кирилл принял участие в собрании Предстоятелей и делегаций Поместных Православных Церквей 27.02.2020 916 Время на чтение 8 минут 26 февраля 2020 года в столице Иордании г. Аммане состоялось собрание Предстоятелей и делегаций Поместных Православных Церквей. С инициативой провести встречу для обсуждения ситуации в межцерковных отношениях и вопросов сохранения православного единства выступил 21 ноября 2019 года в ходе пребывания в Москве Блаженнейший Патриарх Иерусалимский Феофил III, сообщает Патриархия.ru. В собрании приняли участие Блаженнейший Патриарх Феофил, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, Святейший Патриарх Сербский Ириней, Блаженнейший Митрополит Чешских земель и Словакии Ростислав, а также делегация Румынской Православной Церкви во главе с митрополитом Тырговиштским Нифонтом и делегация Польской Православной Церкви, которую возглавил архиепископ Люблинский и Холмский Авель. В составе официальной делегации Русской Православной Церкви — Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, заместитель председателя ОВЦС протоиерей Николай Балашов, начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандрит Александр (Елисов), председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда. Совещание началось общей молитвой, которая прозвучала на нескольких языках. Обратившись к собравшимся со словами приветствия, Предстоятель Иерусалимской Православной Церкви, в частности, отметил: «Мы знаем, что единство — это дар Божий, и сознаем свою ответственность за сохранение единства, которое завещали нам апостолы». «Сегодня мы собрались здесь во имя Господа нашего Иисуса Христа, — сказал Блаженнейший Владыка. — В основе нашего диалога лежит христианская любовь, это — единственный путь к примирению. Ответ на все наши вопросы должен быть найден в диалоге и братской любви».

http://ruskline.ru/news_rl/2020/02/27/ne...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Патриарху Варфоломею не дают покоя лавры Мартина Лютера» Опубликовано заявление Союза Православных братств в связи с планами по созыву в Стамбуле в будущем году Всеправославного Собора 25.01.2014 1828 Время на чтение 3 минуты «В день празднования православного Рождества Христова 7 января 2014 г. на официальном сайте Константинопольского Патриархата была опубликована статья митрополита Елпидифора (Ламбриниадиса) с критикой позиции РПЦ по проблеме первенства во Вселенской Церкви. Сразу после публикации этой статьи Патриарх Константинопольский Варфоломей призвал Предстоятелей всех Православных Церквей мира подготовиться к Всеправославному Собору в 2015 г. Патриарх просит всех православных лидеров собраться в Стамбуле в марте этого года, чтобы запланировать проведение Всеправославного Собора уже на следующий год. Почин Патриарха Варфоломея по проведению Стамбульского совещания восторженно поддержали еретики-католики», - говорится в поступившем в редакцию РНЛ заявлении Союза Православных братств «Против созыва Восьмого Вселенского собора». Как отмечается в документе, «известно, что Патриарх Варфоломей, считающий себя чуть ли не папой Православного мира, предлагает следующие реформы: установление общего календаря, т.е. введение григорианского стиля в Русской, Грузинской и Сербской Церквях; облегчение вступления в брак и расторжение брака мирянами; ограничение или отмена постов; и особенно активизация экуменического движения». «Патриарху Варфоломею не дают покоя лавры Мартина Лютера, нанесшего в 16-м веке колоссальный удар по Католической церкви и отколовший от нее едва ли не пол-Европы», - сказано далее в документе. «Теперь Константинопольский Патриарх Варфоломей намерен разрушить каноническую чистоту Православия, растворить Православие в экуменизме и в братании с иноверцами. Союз Православных братств призывает весь Православный мир к бдительности. Мы должны не допустить реализацию затеи Патриарха Варфоломея, которая ведет к искажению единственно верной Божественной Истины, утвержденной семью Вселенскими Соборами», - подчеркивается в заявлении.

http://ruskline.ru/news_rl/2014/01/25/pa...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010