церк. гл. П). — Нельзя не пожелать, чтобы пастыри наши не только в монастырях, но и во всех приходских церквах, с восстановлением настоящего всенощного бдения, по чину, восстановили и древний обычай раздаяния благословенных хлебов и вина молящимся, если уже нельзя непосредственно после их благословения, как это полагается по уставу, то хотя во время канона при елеономазании, как это практикуется в некоторых церквах, не успевших еще окончательно заразиться новшествами. А для этого каждый священник пусть благословляет хлебов и вина, сколько угодно , или вернее сказать, сколько нужно , по его усмотрению и расчету. Чтобы всем стало. Этому не противоречит ни устав, ни существующий обычай освящать только пять хлебов (…благослови хлебы сия, а не 5). Вместо «во святей обители» в приходских храмах следует читать: «во граде сем, или в веси сей»..; а в домовых церквах, каковы, наприм., церкви учебных заведений, можно даже просто читать: « во всечестным доме сем » (Р.д.С.П. 1886 г. т. 1). Можно ли благословенные хлебы, по раздроблении их и раздаче молящимся на бдении, тотчас же есть? Хотя это не противоречит указанию устава однако, не следует забывать, что в настоящее время не существует главного побуждения к немедленному употреблению благословенного хлеба — чрезмерной продолжительности богослужения, заставлявшей думать о подкреплении сил как служащих, так и молящихся. Кроме того, в некоторые богослужебные периоды совсем не бывает раздробления или хлеболомления «за краткость нощи» (Тип. гл. 8 и послед. недели жен мироносиц). Ясное дело, что в эти периоды и иерею не следует употреблять хлебы на бдении же, а согласно указанию устава съесть их дома «честно на трапезе прежде общих брашен» (Ц. В-к 1894 г., Куда употреблять елей, освященный за всенощным бдением и оставшийся от помазанию молящихся? Хотя и указывается, что его можно «в брашнах снести», но само собою разумеется, что это является невозможным по современным качествам елея. Поэтому его можно или сжечь в запрестольной лампаде или раздать болящим для благоговейного употребления (Ц.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Предисловие 1. Предлагаемая книга печатается с русским переводом стихир, богородичных, тропарей и ирмосов всех восьми гласов, распеваемых на воскресном всенощном бдении, в виду того, что ныне и образуются для развития в народе пения хоровые общества, и преподается пение церковное в некоторых народных школах, и во многих женских учебных заведениях. Так нужно же знать и понимать, что поешь. «Кто сознательно поет, тот», по выражению одного подвижника, «вдвойне молится». Да нужно понимать, что поется, и всякому православному. 2. Здесь переведены только те песнопения, который имеют некоторую неясность. Другие же распеваемые молитвы и песнопения, и по-славянски понятные каждому, мною оставлены без перевода, например, великое славословие. Только неудобопонятные слова изъяснены. 3. Стихиры на «Господи воззвах», или стихиры на стиховны помещены не все, потому что они большею частью не поются все; также и потому, что они почти всегда имеют одинаковую мысль с первою стихирою; а наконец и потому, что я не желал излишне возвышать цену книжки. 4. Во избежание излишней дороговизны книжки, я не поместил в ней читаемых на всенощном бдении псалмов, в которых смысл и без перевода на русский язык понятен при славянском произношении их. Для лучшего понимания главного затруднения в переводе разных лиц славянского глагола в прошлом времени, здесь и прилагаются окончания глагола в прошлом времени. 5. В этой же книжке объяснен весь ход и все обряды всенощного бдения, которое изображает в лицах и действиях события Ветхого и Нового Заветов, а также некоторые черты первенствующих христиан. Предлагаемое 4-е издание сей книжки значительно исправлено и дополнено. В. Михайловский 24 июня 1875 года Спряжение славянского глагола Спряжение славянских глаголов в настоящем времени почти во всем согласно с спряжением русских глаголов. Исключение составляют глаголы: имати, дати, ведати, ясти. Особое затруднение читателю славянских книг представляется в прошлом времени славянского глагола. Прошлое время Единственное число

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

Не указывает раздаяния благословенных хлебов и чиновник холмогорского Преображенского собора, появившийся позднее патриарха Никона , при архиепископе Холмогорском Афанасии, который, по словам проф. А. Голубцова , вводя «несомненно московские церковно-богослужебные порядки» в отдельных вопросах, был «больше верен старине» 752 . Что было причиной к нераспространению в богослужебной практике Русской Церкви раздачи на всенощном бдении благословенного хлеба? Нам кажется, что причина этого была не в одной утрате того практического значения, какое имело вкушение хлебов на всенощной в период распространения чина в Палестине и прилегающих к ней монастырях. После того времени благословенные хлебы в религиозном представлении рассматривались как особая целительная святыня, имеющая «дарования различна». В этом случае раздача их в самых малых частицах могла удовлетворить присутствовавших в храме богомольцев. Кажется, что причиной было весьма позднее отправление чина всенощного бдения. Это подтверждается тем, что тот же чиновник новгородского Софийского собора, по которому хлебы вместо раздачи в храме за всенощным бдением «по благословению святительскому раздаются в домы на благословение», предписывает раздачу их «на раздробление» в том случае, когда они освящаются в Великую Субботу после литургии. «И на конец литоргии поставляем бывает столец оболчен против празников, а на нем блюдо болшее со укрухи, а укрухи со святильского двора пшеничные приносят, 5 просфир без крестов. И по отпусте обедни святитель разоблачается, а в то время протопоп, прием кадило, а протодиакон свешу и прием от святителя с кадилом благословение, покадит укрухи крестообразно, и празник, и святителя, и протодиякона, а протодия-кон кадит протопопа и отдаст кадило. И потом протодиякон глаголет „Господу помолимся»; священницы – „Господи, помилуй». Глаголет протопоп молитву во услышание над укрухи „Господи Боже наш, благословивый пять хлеб»; писана в ве-лицей вечерни в служебнике. И по совершении молитвы над укрухи протопоп, поклонься святителю, отходит во олтарь. И по разоблачении святитель надевает обычное одеяние и творит α дияконом прощение. И по сем ключарь подносит ко святителю укрухи к месту; святитель же, приим верхний укрух, и полагает на порожжее блюдо, и отсылает в крестовую келию.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

После этого обычаем установлено всем молящимся подходить прикладываться в воскресные дни к Евангелию, а в дни великих праздников к иконе праздника, лежащей среди храма на аналое, причем, если на бдении было освящение хлебов, пшеницы, вина и елея, верующие по целовании Евангелия или иконы праздника, помазываются от иерея освященным елеем, во освящение души и тела, во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Также он раздает верующим частицу хлебцов, освященных в конце Вечерни. Это помазание совершается вместо того помазания, которое указано в Типиконе после утрени от кандила (лампады) праздника или святого. Канон После этих молитвословий начинается собственно-праздничная, основная и важнейшая часть утрени, называемая каноном. Проф. М. Скабалланович указывает, что первоначальной формой канонов можно считать трипеснец. В раннем богослужении кроме псалмов употреблялись и библейские песни, и вот к ним начали составлять в качестве припевов тропари с христианским содержанием. «Припевы в форме тропарей к библейским песням указываются уже известным описанием Синайской утрени VIVII в. (Вступл., гл. 328); замечательно, что в этом описании припевы к 8-ой песни выделяются из ряда других, хотя носят одинаковое название «тропарей»; возможно, что припевы к остальным песням имели вид кратких и однообразных для каждой песни стихов (для 1-ой «Господеви поим, славно бо прославися», для 2-ой «Слава тебе Боже», для 3-ей «Свят еси Господи и тя поет дух мой», и т. д.), и только для 8-ой песни были «тропари», а если это так, то первоначальной формою канона был однопеснец. Однопеснец постепенно возрос до двупеснца, через присоединение к 8-ой песни и 9-ой» 20 . В дальнейшем появились трипеснцы, потом и полные каноны. Канон состоит из 9-ти песней, причем 2-ой песни на всенощных бдениях не бывает (она, как покаянная, имеется только в богослужениях седмичных дней Великого поста) и сразу после 1-ой песни следует 3-ья песнь. Каждая песнь на всенощном бдении начинается пением так называемого «Ирмоса», затем следует чтение тропарей с припевами к каждому из них, и заключается песнь пением так называемой «Катавасии». Основой канона служат так называемые «Песни священного писания». Это гимны Господу Богу, находящиеся, главным образом, в Ветхом Завете, в Библии (только 9-ая песнь, состоящая из двух частей, заимствована из Нового Завета).

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

151 Читая Устав богослужения вседневной вечерни, не находим указания, чтобы иерей надевал фелонь; там сказано: «Творить пред Царскими враты поклоны три, вземлет же и епитрахилий, сущий у Царских врат, благословив и, целовав верх, идеже начертан крест, возложив на выю свою, глаголет: «Благословен Бог» (Тип., гл. 9, вечер.). Но это касается монашествующих, служащих обыкновенно в мантии. В приходских же церквах, по обычаю на вседневной вечерне иерей надевает фелонь. В Церковном Уставе, во 2-й главе и о великой вечерне (на бдении) сказано: «вшед (иерей) во святый алтарь, возлагает на епитрахилий, целовав крест вверху его, и прием кадильницу» и пр. Но в этой же второй главе читаем: «В соборных же и приходских храмах действует священник сия в филоне, диакон же в стихаре». 152 Об утрени непраздничной не сказано в Типиконе ничего, но по обычаю иерей бывает в фелони, тем более, что он на утрени совершает каждение. Об утрени же в воскресный день сказано: «Иерей в епитрахилии, инде же в фелони глаголет утренния молитвы пред Святыми дверми» (Тип., гл. 2). 153 Хотя в «Чине погребения мирских тел» сказано только: «возложив епитрахилий» (Требн.); но так как при нем читается Евангелие, и в «Чине погребения священников» читаем: «священницы облачены в священническия одежды» (Требн.), то обыкновенно при всяком погребении иереи облачаются в фелонь, равно и при панихиде (Тип., гл. 14). 154 Настоятель, вшед в св. алтарь со иереи и диаконы, облачится во весь светлейший сан (Тип., послед. Пасхи). 155 Облачается настоятель во всю священную одежду (послед. Пасхи, вечер). В Благовещение, случившееся в Пасхальную седмицу, полное облачение на великой вечерни на всенощном бдении, а не на малой вечерни. 156 Настоятель облачается во вся священные одежды, иереи же только в ризы (Тип., послед. Велик. субб., утро). 157 При посвящении во архиерея и облачении его в саккос уже не указано в Чиновнике произносить «’ξιος» (Сн. Нов. Скр., ч. III, гл. 6, § 12). 160 Подобное и в песне церковной слышим: «Без отца из Тебе вочеловечитися благоволивый Бог, да Свой паки обновит образ, истлевший страстьми, и заблуждшее горохищное обрет овча, на рамо восприим, ко Отцу принесет, и Своему хотению с небесными совокупит силами» (Богородичен 1-й, догматик 4-го гласа).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Слово 70. О путях, приближающих к Богу и открывающихся человеку из приятности дел ночного бдения, и о том, что делатели оного все дни жизни своей питаются медом Не думай, человек, чтобы во всем иноческом делании было какое-либо занятие важнее ночного бдения. Подлинно, брат, оно и важнее, и необходимее всего для воздержного. Если у подвижника не будет рассеяния и возмущения делами телесными и попечением о преходящем, но соблюдет он себя от мира и бдительно охранит себя, то ум его в краткое время воспарит как бы на крыльях, и возвысится до услаждения Богом 554 , скоро приидет в славу Его, и по своей удободвижности и легкости плавает в ведении, превышающем человеческую мысль. Если монах с рассудительностью пребывает во бдении, то не смотри на него, как на плотоносца. Ибо подлинно это дело ангельского чина. Невозможно, чтобы те, которые всю жизнь проводят в этом занятии, оставлены были Богом без великих дарований за их трезвенность, бодрственность сердца и попечительное устремление к Нему помыслов своих. Душа, трудящаяся над тем, чтобы пребывать в сем бдении, и благоприлично живущая, будет иметь херувимские очи, чтобы непрестанно возводить ей взор и созерцать небесное зрелище. Я думаю, что с ведением и рассудительностью избравшему этот великий и божественный труд и решившемуся нести на себе тяготу сию, невозможно не подвизаться в этом прославленном, избранном им деле 555 и не охранять себя днем от мятежа сходбищ и от попечения о делах, в опасении иначе лишиться дивного плода и великого наслаждения, какое надеется получить от сего. Кто нерадит о сем, о том смело скажу, что не знает он, для чего трудится, воздерживается от сна, томит себя продолжительным стихословием, утруждением языка и всенощным стоянием, тогда как ум его не участвует в псалмопении и молитве его, но, как бы водясь привычкою, трудится безрассудно. И если это не так, как сказал я, то почему же лишен он возможности, при постоянном своем сеянии, над которым трудится, пожать величайшие благодеяния и плод? Ибо если бы вместо сих забот упражнялся он в чтении Божественных Писаний, которое укрепляет ум, особливо же служит орошением молитве, помогает бдению, с которым оно тесно соединено, и подает свет разумению, то в сем чтении обрел бы вождя на стезю правую, обрел бы то, что сеет вещество, питающее молитвенное созерцание, и что удерживает помышления от парения, не дает им кружиться и жить в суетном, непрестанно посевает в душе памятование о Боге, указует пути святых, благоугодивших Богу, и делает так, что ум приобретает тонкость и мудрость, – словом, обрел бы зрелый плод таковых деланий.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/sl...

В-к 1894 г. При пении «Свете тихий» должен ли священник, служащий без диакона, окадить весь алтарь, или по крайней мере престол? Так как диакону при этом положено кадить престол и горнее место , то того же порядка должен держаться и священник; каждение же предстоящих, положенное при этом диакону, священник может оставить (Церк. В-к 1895 г. На всенощном бдении — на вечерни, следует ли после «входа» и прокимна затворять царские двери, или оставлять их открытыми до конца вечерни? В уставе свенощного бдения (Типик. гл. 2 и Служеб. к начале) ясно сказано, что на вечерне «по малом входе» святые двери затворяются. Обыкновенно же царские врата закрываются не тотчас «по входе», а после прокимна (снес. послед. Вечерни в Служебн. с уставом всенощного бдения во 2 гл. Типик. и в начале Служебн. Киевск. и Московск. Изд.) (Р.д.С.П. 1886 г. т. 3). С какого места диакон должен возглашать прокимен на всенощном бдении по малом входе и пред чтением Евангелия? На вечерне праздничной по малом входе диакон должен произносить прокимен, стоя у горняго места с левой (северной) стороны престола (см. «Послед. вечерни, полунощн. и утрени», изд. в Киево-Печерской Лавре 1861 г., л. 3). На утрени же пред чтением Евангелия диакон произносит прокимен или в алтаре подле царских врат, или же — на амвоне, смотря по тому, читается ли Евангелие в алтаре на престоле, или посредине храма (Р.д.С.П. 1893 г. т. 2). О закрытии царских врат во время чтения паримий В большей чести приходских церквей и в некоторых обителях, во время чтения паримий, врата царские стоят в одних храмах открытыми, в других закрытыми. В чине вечерни, равно как и в церковном уставе, и даже в чине литургии «преждеосв. даров», о сем действе ничего не сказано, в этом-то и причина различного онаго исполнения. Посему должно обратиться к другим источникам, разъясняющим устав богослужения. В «Объяснении православ. богослужения» С. В. М. Сказано: «По входе начинается чтение паримий»… «по прочтении первой паримии, отворяются царские двери »; значит, они по прикимне были затворены .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 4 дня Порфирий Кавсокаливит. Житие и слова.     Порфирий Кавсокаливит. Житие и слова.           Автобиография старца – уникальный текст, не вписывающийся ни в какие каноны. Это живое непосредственное изложение покоряет своей простотой, но и пугает своей живостью, к которой не привыкли в России. Именно простота является свидетельством подлинности. Поистине, это текст, который мгновенно покоряет самые твердые сердца!   Автобиография старца на русском языке уже была издана не так давно… Существует русский перевод: «Старец Порфирий Кавсокаливит. Житие и слова». Переводчик – мирской человек и, естественно, он выражает свое мечтательное видение Афона. Автор книги «Старец Порфирий Кавсокаливит. Житие и слова» не понимает некоторых реалий, о которых пишет старец. Впрочем и его перевод весьма интересен.       Например, Старец Порфирий Кавсокаливит пишет:   - Жизнь на Святой Горе — это жизнь в непрестанном бдении по четкам…   А автор книги «Старец Порфирий Кавсокаливит. Житие и слова»  переводит тему на понятие  «…всенощного бдения в храме…». Нет. Речь идет о бдении по четкам в каливах.   Да и сам старец далее поясняет: «…На Святой Горе встают в два часа. В тот час я ощущал благоговейный трепет. Молитва со­трясала местность, сотрясала духовный мир. Вот како­ва любовь ко Христу….»     Ведь в Кавсокаливии не служат суточный круг, в скитах другой устав: служба в храме правится всего лишь раз в неделю - в субботу ночью… Тем не менее, в скиту каждая ночь - всенощное бдение. Монахи скита садятся в стасидии в храме каждой кельи или в своей келье и по-очереди молятся по четкам... Паломники, к сожалению, этого увидеть не могут.   Видите, одного желания правильно перевести мало. Нужно определенное знакомство с реальной жизнью. Впрочем, мы понимаем, что для русского сознания, а тем более для приходского батюшки, подобные вещи выглядят странно, ведь в России не заменяют четками церковные службы.        Наконец, стиль перевода, бесспорно, слишком адаптирован к русскому менталитету. В этом главная ошибка… Это убивает живость, сеет сомнение в подлинности.

http://isihazm.ru/1/?id=751

Подробное прославление Бога за различные частные благодеяния Его заключается на бдении общим прославлением Его за все благодеяния. В этом прославлении одушевление молящихся, сила и теплота их чувства достигают зенита, при котором мысль уже не может останавливаться на частностях, на тех или других милостях Божиих, хотя бы то и таких великих, как спасение нас смертью и воскресением Сына Божия, а всецело погружается в благодарное созерцание всей высоты Божией и всего ничтожества и недостоинства нашего пред Ним. Такого характера то славословие, которым заключаются все песнопения бдения и которое справедливо названо великим. Слава Тебе, показавшему нам свет Такой взрыв религиозного чувства, какой представляет собою это славословие, ближайшим образом вызывается наступающим в этот момент всенощного бдения первым проблеском утренней зари. Если «достигше на запад солнца и видевше свет вечерний», верующие изливают свои чувства в такой восторженной песни, как «Свете тихий», то вид рождающегося из тьмы ночной утреннего света должен настраивать их еще глубже и теплее к созерцанию Бога как несозданного Света («во свете Твоем узрим свет»). Утренняя песнь – гораздо длиннее и полнее вечерней и начинается поэтому прямым благодарением Бога (в вечерней песни благодарение косвенное: «поем Отца и Сына…») за утреннюю зарю, которое и выражается торжественным возгласом: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Кому произносить этот возглас, в Типиконе, в последовании воскресного бдения, не указано, но в 7 гл. сказано, что этот стих, как и предшествующий ему на будничной утрене: «Тебе слава подобает», и самое великое 2644 славословие (конечно, если оно читается), должен произносить настоятель. На этом, вероятно, основании произнесение этого стиха на утрене усвоено священнику. Но и это предписание Типикона, и тесная связь стиха с великим славословием скорее требуют произнесения его тем, кто исполняет и великое славословие, т. е. на бдении (и праздничной утрене) хором (отсюда колебание в практике: по местам стих усвоено произносить диакону). По старым уставам

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

О сне степень 19-й. Сна же толико приемляше, елико умному существу вред некий не исходатайствова безмернем, много же прежде сна моляшеся и писания почиташе и словеса сочетоваше; се бо бе ему уныния обуздание: и в лепоту телесныя убо похоти и взыграния плотская утоляет (л. 213) воздержание и пощение и подвизи духовнии, зрения же душевная и сердечная возвышения устужает божественных писаний прочитание, и смиряет непрестанная молитва и количество изящно пения, и якоже елей сих умащает умиление, тем же и всем благостоянное жизни восприят, на девятый на десять степень восшед. О бдении степень 20-й. Во бдети же, яко бестелесен некак и наг всякого попечения, на молитву руце простирая в боголюбнем обнощевании со изрядным плода ходатайственым качеством, качество же молитвы и пения, еже со духом и умом молитися и разсмотряти еже во глубине лежащая божественнаго писания, сице бдящим телом и умом преспевая, в божественная и во откровения приходя и видения: и толико в делании сем световиден бывая от светлотворнаго действа святаго Духа в нем, яко всему сладостию некоею несказанною и видением пожрану быти и царствие небесное внутрь себе зрети по писанному: внутрь же быти царство. 139 Что убо ино являюще будет, разве духа небесное веселие в достойных душах явственне назнаменовати, его же во свете вечнем святии во Христове причастятся царстве? Сего залог и обручение. Отсюду уже он в души приемляше явственным общением во всенощном бдении и в сих убо летним постничеством искус прием и свершене утверди, на двадесятый степень восшед. О страховании степень 21-й. Вреда же оного, иже неверству дщи и пород тщеславия, толико превосшед, яко ни следу того быти в нем, ни бо от страха нощнаго, ниже клопот тварных или мечтаний бесовских в страшных образех козней и прочих таковых сомняся, (л. 213 об.) когда известно веруя, яко со всею тварию и он под единем владыкою, единем мановением всяческая движущим и зыблющим и кротящим и строящим, сего ради и глаголаше присно души своей: имам хранящую мя благодать Божию и ничто же от тварей может пред нами явитися, аще не свыше будет повеление. Ни бо бесове, ниже зверие тлителнии, ниже человецы в злобе сущии могут исполнити волю свою во тлю и погубление, аще не окормляющаго повелит хотение, и дает место количества не точию же, по ни очима видетися или слышатися ушима смеют бесовския мечты и прещения. Аще убо се было бы, не имяше жива быти всяка плоть, и в сих помысл утвердив и недуга сего, яко худу некую птицу, связа, на двадесять первый степень восшед.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010