– если есть такая возможность, перед службой должны быть доступны (не обязательно в алтаре) утюг и гладильный стол (доска); – облачение для духовенства: настоятель либо предупреждает приглашенное духовенство о необходимости приехать со своим облачением соответствующего цвета, или заранее готовит (предварительно проверив, все ли в наличии) храмовые облачения по числу сослужащего духовенства; – если служба будет проходить в период 1седмицы по Пасхе или на отдание Пасхи, то следует приготовить пасхальный трехсвечник с новыми свечами; – должен быть готов поднос с покровцом под напрестольный крест. г) Помещение храма: – на Литургии, у Царских врат, рядом со столпами их поставляются два аналоя, справа – с иконой Спасителя, слева – с иконой Божией Матери (см. схему 1). На всенощном бдении этого делать не нужно. – в центре храма поставляется облачальный амвон для Архиерея, в современной практике называемый кафедрой). Размеры ее могут быть разными, но при проектировании ее ступенек нужно рассчитывать, чтобы на кафедру можно было легко всходить и спускаться с нее и чтобы на ней мог свободно стоять Архиерей, а также помещалось стоящее за ним седалище. Кафедра покрывается ковром. – для использования на Литургии приготовляется седалище для Архиерея – стул средней высоты без спинки. Седалище обшивается чехлом или на него возлагается покров. Седалище поставляется слева от кафедры (схема 1). На всенощном бдении седалище на кафедру ставить не нужно. – ковры постилаются следующим образом: в алтаре коврами желательно застелить все пространство или хотя бы пространство перед престолом. Ковровая дорожка идет от Царских врат (если на амвоне есть другой ковер, то от амвона) до кафедры. Кафедра, если не обита сукном, также покрыта ковром. Далее ковровая дорожка стелется от кафедры до паперти включительно. У входа в основную часть храма постилается ковер (см. схему 1). 5. О колокольном звоне. За 15 минут до предполагаемого времени приезда Архиерея начинается благовест. При появлении машины с Архиереем – трезвон, который продолжается и далее до начала службы. Во время службы звон совершается по Уставу. На крестном ходе – трезвон, на остановках звон останавливается.

http://azbyka.ru/rukovodstvo-dlya-ipodia...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Коронавирус: что рекомендовали священникам и прихожанам 2 мин., 17.03.2020 Содержание 17 марта на официальном сайте Московского Патриархата опубликовали инструкцию для приходов и монастырей Москвы о проведении таинств, треб и богослужений во время эпидемии коронавируса. Мы коротко рассказываем, что рекомендовали священникам и прихожанам на время эпидемии. Эта инструкция — для приходов и монастырей Московской епархии. Но ее положения могут быть востребованы и в других епархиях Русской Православной Церкви.  1 Во время литургии 1. Обтирать после каждого причастника лжицу (ложку) проспиртованным платом. После этого опускать лжицу в воду.  2. Регулярно менять воду и добавлять спирт в плат 3. Запивка после причастия — в одноразовой посуде 4. Раздача антидора (просфоры) — в одноразовых перчатках 5. Вытирать губы причастникам индивидуальными платками. После причастия — платки сжечь. 6. Не целовать чашу после причастия. 2 Во время крещения и миропомазания 1. Следить за сменой воды в купели после крещения 2. Крестить только индивидуально 3. После крещения дезинфицировать купель 4. Для миропомазания и помазания елеем использовать ватную палочку и бумажную салфетку. Потом — сжечь. 3 Во время Елеосвящения (Соборования) 1. Использовать для каждого прихожанина индивидуальную ватную палочку. После соборования — сжечь.  4 Общие рекомендации для священников и приходов 1. Не давать целовать крест верующим в конце службы, а возлагать его на головы верующих. 2. Не целовать руку священника при благословении 3. Раздавать просфоры и освященный хлеб в одноразовых гигиенических перчатках. 4. Совершать помазание на всенощном бдении одноразовыми палочками. После помазания — утилизировать. 5. Дезинфицировать иконы, крест и Евангелие после каждого прихожанина на Всенощном бдении. 6. Тщательно следить за чистотой и дезинфекцией утвари 7. Приостановить работу воскресных школ, а также приходских секций и кружков. 8. Церковным социальным службам помогать пожилым прихожанам доставлять домой продукты и необходимые товары. 

http://foma.ru/koronavirus-chto-rekomend...

5 Ответов Нет такой обязанности быть на всенощном бдении накануне Литургии и Святого Причащения. Это желательно, но не обязательно. Пожилой батюшка повторяет практику, которая была в советские времена, это негодный опыт. Спасибо большое, вы меня успокоили Батюшка был неправ, так как нормы подготовки к причастию и исключения прописаны в церковном документе : Поскольку литургия есть вершина всего богослужебного круга, присутствие на предваряющих ее службах – в первую очередь, вечерне и утрене (или всенощном бдении) – является важной частью подготовки к принятию Святых Тела и Крови Христовых. Духовник или исповедующий священник в случае, когда человек отсутствовал на вечерней службе накануне причащения или совершил молитвенное правило не в полном объеме, должен побуждать его к тщательной подготовке ко причащению, но одновременно принимать во внимание обстоятельства его жизни и возможное наличие уважительных причин. Отнеситесь к пожилому батюшке со снисхождением и в следующий раз идите к другому. К сожалению, с возрастом человеку бывает все сложнее перестроиться, если он к чему-то привык, даже если привычка плохая. Спасибо. Батюшка сказал мне, что Литургия это праздник и радость, и поэтому негоже исповедовать свои грехи на Литургии. Спасибо, вы меня очень успокоили, а то я несколько дней расстраиваюсь. После Литургии на проповеди, он добавил, что Господь будет всех судить и за то, как мы готовимся к причащению (я поняла, что это касалось меня, т. к нас было всего 3 чел на Литургии) Да, Литургия это праздник и радость, поэтому священник должен стараться исповедать всех до Литургии. Это вам просто так “повезло”. У меня сложилась обратная ситуация: священники помоложе обычно говорят так, “как положено”, а постарше вникают в конкретную ситуацию. Найдите себе священника, который вам ближе по духу, и обсудите это все с ним. Как он благословит, так и поступайте, даже если в данный момент служит не он. Говорите: я так делаю по благословению моего духовника. А к тому строгому иерею старайтесь не ходить.

http://azbyka.ru/vopros/pochemu-svjashhe...

Вот, бл. слушатели, изложение ветхозаветных событий, в которых раскрывался и осуществлялся план божественного домостроительства о спасении рода человеческого; и как живо, как наглядно, как поразительно верно они представлены нашему вниманию во всенощной! Вы точно сами переноситесь в ветхозаветные времена, как бы живете с ветхозаветными праведниками и вместе с ними восхваляете обетованного Спасителя мира Господа Иисуса Христа. Да услышит Он наши хваления и да приимет их, яко кадило благовонное, – яко жертву благоприятную! Аминь. (Сост. по Объясн. богослужения, прот. В.Владиславлева ). 13. Беседа о литии на всенощном бдении Сегодня мы побеседуем с вами, братия, о литии и благословении хлебов, совершаемых на всенощном бдении накануне храмовых и двунадесятых праздников после просительной ектении и тайной молитвы, читаемой за нею. Лития – слово греческое и в переводе на русский язык означает общественную молитву. Совершать литии установлено, с одной стороны, в память общественных молений или крестных ходов, совершавшихся в древности как по случаю народных бедствий, так иногда и просто по учрежденному обычаю. «Известно, например, что в Царьграде была площадь, на которую патриархи и императоры каждогодно, в некоторые установленные для сего дни, выходили с крестным ходом и возносили моления о спасении всего града. Так историк шестого столетия Кедрин пишет, что в воспоминание землетрясения совершалось ежегодно общественное моление на камне, т.е. на поле или площади». Думают, что по такому принятому обычаю у древних христиан и нашими церковными уставами определено совершать литии частью в храмах, частью также в других общественных местах. Но литии, совершаемые собственно в храме или притворе храма, установлены не только в память общественных молений древних христиан, но также и для того, чтобы разделить радость предстоящего праздника и с оглашенными и кающимися, которые не имели права стоять в храме вместе с верующими. И некоторые полагают 66 , что церковью в первые века христианства литии именно установлены по христианской любви к этим оглашенным и кающимся, которым дозволялось стоять во время богослужения лишь в притворе храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Аще ли же ин некий разум имать сокровен, якоже и прежде рех, да получим и мы грубии, молюся, от вашея святыни учительства некоего о таковых. Обаче аз сие реку, якоже божественный Павел глаголет учеником... аще инии мнози от лика святых, иже не о нашем благодеянии, аще не дерзостно рещи, но Бога ради и своего ради спасения кождо подвизася в жизни сей: овии в мученичестве, ови же во архиерействе и в посте и различными исправлении во святыни просияша по мере доблестей их. Аще и се велико и достохвално зело, почитаеми нами памяти их, всенощными бдении и светлыми торжествы, и аще о таковых, иже вчера и днесь святых ни единому благодетельству во общую пользу миру виновни Быша в жизни их, ниже словом учения или етерако послужиша нам. Сие же, глаголю, не отметая или уничижая святых, не буди то, далече да будет от нас таковая хула. Предварив бо рех, яко с верою душевною и со упованием почитаю и люблю и призываю богоприятныя молитвы святых. Но якоже Господь к фарисеом тогда: тщащихся одесятствуете, рече, от всякого зелия и остависте вяшшая закону суд и милость и веру; сия же подобаше творити, но и онех не оставляти, их же и укорив глаголаше: вожди, рече, слепии, оцежающеи комары, вельбуды же пожирающе. Тако и зде: аще убо многих святителей и преподобных и мученик памяти празднуем и бдении почитаем и светлыми торжествы, множае паче и зело, якоже мы грубии растленным своим разумом мним, онех, иже толиким благодатем виновни Быша нам и толики труды и болезни подъяша о нас, ими же идолскаго бесования избавихомся и Богу живу и истинну служити сподобихомся, иже во тме тма бехом прежде, ныне же свет о Господе, якоже божественный Павел рече, и прияхом оставление древняго нечестия, прегрешением прощение муки избавление, правду и освящение, и еже страшнейше и ужаснее и зело преславно и неосуждено твсего высочайше божественную ону трапезу и безсмертную самого пречистаго и пресвятаго тела Владычня и боготочныя и животворящия крови Его и, да сокращеннее реку, вся она неизреченная благая, ими же единородный Сын Божий пришествием своим облагодетельствова нас: ова уже подаде, ова же обеща.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance О Всенощном бдении. Часть 3. Благословение 6 мин., 22.12.2016 Всенощное бдение, или Всенощная, – это православное богослужение, соединяющие в себе три службы: великую вечерню (иногда великое повечерие), утреню и первый час. В чем смысл Всенощного бдения, какие песнопения исполняет хор, что делают священнослужители, как библейские тексты, исполняемые на православном богослужении, повлияли на мировую культуру? Обо всем этом читайте в комментариях игумена Силуана (Туманова). Текст Всенощного бдения Во время богослужения мы часто произносим благословения. Это не просто благие, т.е. добрые слова вообще. Это наши добрые слова, обращенные к Богу. Вы можете спросить: «а зачем столько слов? Разве они нужны Богу?» Нет, конечно. Бог не имеет нужды ни в чем: ни в нашем пении, ни в красивых словах. Один христианский писатель середины ХХ века предлагает нам такое сравнение. Красивая картина не нуждается в нашей похвале. Но если мы не заметим её красоту, не восхитимся ею, не воздадим должное мастерству художника, мы обкрадём себя, сделаем себя беднее духовно. Так и в нашей жизни. Мы можем не замечать Бога, не благодарить и не прославлять Его за красоту сотворенного мира, за нашу жизнь. Но это не просто обеднит нас духовно, но и не позволит нам стать людьми в полной мере. Прославляя Бога, мы становимся человечнее, а забывая о Нём, больше напоминаем человекообразных животных, живущих лишь инстинктами, борьбой за выживание и смутными надеждами. Поэтому мы благословляем Бога и благословляем нашу жизнь от имени Бога и именем Бога. И это наполняет нашу жизнь высоким смыслом. Усиленное моление После сугубой и просительной ектений, где христиане молятся о самом насущном для жизни и спасения души, по крупным праздникам совершается лития , что можно перевести как «усиленное моление». Хор поёт особые стихиры, посвященные празднику или святому, который вспоминается в этот день, духовенство выходит из алтаря к входу в храм. Воздух снова наполняется ароматом каждения, которое совершает диакон. На столик посередине храма выносят особый, сложно устроенный поднос, на котором в чашах помещено небольшое количество вина, горстка пшеницы, немного растительного масла и пять круглых пшеничных хлебцев. Над всем этим возвышаются три зажженные свечи.

http://foma.ru/kommentariy-na-vsenoshhno...

Все равно достаточно протяженно. Таково торжественное начало всенощного бдения – любого, а не только воскресного: Псалом 103 поется. Далее – великая ектения, причем, согласно Типикону, ее произносит не диакон, а священник. О диаконе пока речь не идет. Далее поется кафизма. Согласно уставу о Псалтири, в субботу вечером должна быть прочитана 1-я кафизма. На воскресном бдении кафизма читается особенным образом: во-первых, она не читается, а, строго говоря, поется, причем тоже особенным образом. 1-й антифон (т.е. первая «Слава» по кафизме) поется на глас 8 – по всей видимости, на тот напев, на который пелся Псалом 103, а 2-й и 3-й антифоны поются на глас дня. Предположим, совершается служба воскресная 5 гласа, тогда 1-й антифон должен петься на 8 глас, а 2-й и 3-й – на 5-й. По каждом антифоне произносится малая ектения «Паки и паки...». Всякий раз – новый возглас. По 1-м антифоне: «Яко Твоя Держава», по 2-м – «Яко Благ и Человеколюбец», по 3-м – «Яко Ты еси Бог». Интересно указание относительно 3-го антифона. Первые две малые ектении по 1 и 2-му антифонам произносит священник. «Певаему же третьему антифону отходит диакон (вот где он появляется) и, положив поклон предстоятелю, входит во святый алтарь. Входит же с ним и чередный священник. Взем же диакон стихарий свой и орарий, емлет от священника благословение и, целовов десницу его, облачится в стихарь обычно и глаголет последнюю ектению и возглас от священника: «Яко Ты еси Бог наш». То есть последняя ектения по 3-й кафизме произносится уже диаконом. Диакон в уставном бдении появляется только в особо торжественный момент. Это связано вот с чем. В древности диакон имел совершенно иной статус, нежели теперь. Сейчас на диакона распространено два взглядя: либо это будущий священник (и тогда диаконскую ступень он проходит только потому, что невозможно сразу стать священником, минуя диаконство), либо это церковно-оперный певец с очень хорошим голосом. В древности диакон был прежде всего ближайшим помощником епископа. Диаконов было немного и, как правило, они были при особых ........... . С таким положением диакона, по всей видимости, связано то, что появляется он ........... тоже в особо торжественный момент. Так, службу всю ведет священник, включая произнесение ектений, и только некоторые ектении произносит диакон.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

На повечерии, совершаемом на бдении, священник с диаконом, сказано в Типиконе, оболкся, творят начало, якоже во вся праздники Владычны. Диакон глаголет: «Благослови, Владыко». Иерей: «Благословен Бог наш», и кадящу иерею, глаголем великое повечерие с начала (Тип., послед. 25-го декабря). Каждение совершается с самого начала повечерия. После того как диакон глаголет: «Благослови, Владыко», иерей: «Благословен Бог наш»; кадящу иерею чтец глаголет: «Аминь, Слава Тебе, Боже наш, Царю небесный» и т. д. (Служба на Рождество Христово, особо напечатанная при Императрице Екатерине II) 406 . Каждение совершается на повечерии подобно тому, как оно указано на всенощном бдении, начинающемся вечерней (см. выше), именно: иерей в фелони сперва один кадит святую трапезу, жертвенник и весь алтарь, потом, в предшествии диакона, исходит из алтаря и кадит Святыя Врата и местные иконы токмо: таже оба станут пред Царскими вратами, и диакон возглашает: «Благослови, Владыко». Иерей: «Благословен Бог наш». Чтец: «Аминь» и чтет великое повечерие (Последование вечерни, утрени, и полунощницы, изд. в Киево-Печерской лавре, 1861 г., л. 13). За возгласом священника, как на великом, так и на малом повечерии, следуют молитвословия, которые обыкновенно бывают в начале служб, именно – чтец читает: «Слава Тебе, Боже наш», «Царю небесный», «Трисвятое», «Отче наш», «Господи, помилуй» (трижды), «Слава и ныне», и затем побуждаются находящиеся при богослужении к молитве словами: «Приидите, поклонимся» (трижды). Малое повечерие иерей начинает таким образом: он в епитрахили выходит пред алтарь и, сотворив три поклона, начинает: «Благословен Бог наш». Чтец: «Аминь. Приидите, поклонимся». Иерей же, сотворив три поклона, абие отходит в алтарь (Послед. вечерни, утрени и полунощницы, л. 22 на обороте). После начинательных молитвословий на великом повечерии следует первая его часть. На первой седмице великого поста – в понедельник, вторник, среду, четверток пред чтением великого канона читается псалом ( Пс.69 ): «Боже, в помощь мою вонми».

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

8. Никто не должен во время молитвы заниматься рукодельем и в особенности работой. Ясное наставление об этом преподал ангел великому Антонию (ч). 9. В горниле искушается золото, а предстояние на молитве искушает усердие и любовь к Богу в монахах. Кто приобрел похвальное дело молитвы, тот приближается к Богу и избегает бесов. Слово 20 О бдении телесном: как мы через него достигаем духовного, и как должно Оное проходить 1. Земным царям предстоят иные просто и без оружия, другие с жезлами, иные со щитами, некоторые же с мечами. Великое и несравненное превосходство первых перед последними, потому что первыми бывают обыкновенно сродники и домашние царевы: так бывает у земных царей. 2. Приидите теперь, увидим, как и мы исправляем предстояние наше перед Богом и Царем в вечерних, дневных и ночных молитвах. Ибо некоторые воздевают руки на молитву в вечерних и всенощных бдениях, как невещественные и чуждые всякого попечения; другие же предстоят тогда Богу с псалмопением; иные трудятся в чтении священных Писаний; иные по немощи, но мужественно борются со сном посредством рукоделия; иные, упражняясь в размышлении о смерти, хотят через это приобрести умиление. Из всех сил подвижников первые и последние упражняются в боголюбезном бдении, вторые – в исправлениях, общих всем монахам; прочие шествуют низшим путем. Однако Бог приемлет дары и ценит их, смотря по расположению и силе каждого. 3. Бодрственное око очищает ум, а долгий сон ожесточает душу. 4. Бодрый инок – враг блуда, сонливый же – друг ему. 5. Бдение есть погашение плотских разжжений, избавление от сновидений, исполнение очей слезами, умягчение сердца, хранение помыслов, лучшее горнило для сварения принятой пищи укрощение злых духов, обуздание языка, прогнание мечтаний. 6. Бдительный инок есть ловец помыслов, могущий удобно их усматривать и уловлять в тишине ночи. 7. Боголюбивый монах, когда гласит молитвенная труба, говорит: «Слава Богу, слава Богу!», а ленивый говорит: «Увы, увы!» 8. Приготовление трапезы обнаруживает чревоугодников, а молитвенный подвиг показывает боголюбивых: первые, увидевши трапезу, радуются, а последние сетуют.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

– Царские двери отворяются «токмо в начале великия вечерни, егда бывает бдение» и совершается каждение (Уст., 23 гл.); во 2-й гл. Устава сказано: священник, после каждения жертвенника, «отворив св. двери исходит» (Уст. 2 и 23 гл.); затворяются царские двери по совершении каждения, которое заканчивается к тому времени, «егда начнут пети: Вся премудростию сотворил еси» (Уст., 2 гл., 25 мар., 25 дек.). – Воззвание «Востаните» собственно относится к монастырской братии, уже собравшейся в храм и ожидающей начала богослужения в своих стасидиях; но так как это воззвание вошло в Устав и практику, то и в мирских церквах опускать его не следует (Ц.В. 1889, 41). 2) Возглас: «Слава Святей», произносится в алтаре, пред престолом (Уст., 2 гл.). 3) Возглас: «Благословен Бог наш», произносится пред царскими вратами (Уст., 7 и 9 гл., Служеб., «Послед. у.в.п. »). – Малая вечерня совершается иереем в одной епитрахили (см. «Послед. у.в.п.»). По 9-й гл. Устава, и вседневная вечерня совершается иереем в одной епитрахили; при этом последняя возлагается иереем, как и при совершении малой вечерни, перед предшествующим этим вечерням 9-м часом (см. Служеб.), по окончании которого обыкновенно иерей и выходит в епитрахили из алтаря пред царские врата для начала вечерни (см. Ц.Вед. 1900, 36). Но, в виду вышеприведённых оснований (см. выше, 1 прим.), обыкновенно указывается (см. Пособие, 57 стр.; о. Неаполитанский, 6 стр.) совершать вседневную вечерню, как и великую, в фелони. Во всяком случае, на вседневной вечерне, на которой положен вход (см. ниже, 25 прим.), должно быть облачение иерея в фелонь (см. Уст., 2 гл.). – В начале вечерни вседневной и великой, совершаемой отдельно от утрени, царские двери не отверзаются, а только перед возгласом открывается завеса, которая на указанных вечернях, а равно и на бдении, бывает открыта до отпуста (Уст. 7, 9, 23 гл.); на малой вечерне завеса не отверзается. – За исключением вечерни на всенощном бдении (см. 1 прим.), в начале всех прочих вечерен каждения Уставом не положено (см. 22 гл. Уст.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010