Возникает вопрос: как же человек может давать имена Богу? Или как Бог может открывать себя человеку? Действительно, когда человек общается с другим человеком, он называет его по имени. Писание говорит, что Бог своих овец называет по имени: «Входящий дверью есть пастырь овцам. Ему придверник отворяет, и овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их. И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его. За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса» ( Ин.10:2–5 ). Но как человек может общаться с Богом? Бог является Личностью , обладает самосознанием. И вот, когда наш разум встречается с разумом Бога, наш разум начинает опознавать Бога как некую отличную от себя Жизнь, Силу, Реальность. И в зависимости от того, как Себя Бог проявляет, рождается Имя. Можно сказать, что имена Божии – это иконы, которые созидает наш разум при встрече с Богом. Поэтому можно и нужно сказать, что имена Божии открыты нам Творцом, потому что Божественная реальность открывает нам себя. Но само звучание и смысл имени – это порождение нашего разума. Итак, Имя Божие – это икона, отражение Бога, которое возникает в нашем разуме при встрече с Богом. Бог сам заботится о том, чтобы человек имел адекватное и точное о Нем знание. Обладать таким знанием возможно потому, что человеческий разум создан по образу Божию и, имея некое сродство с Богом, может Его познавать. Как говорит апостол Петр, мы род Божий, мы похожи на Господа Бога по нашей природе. Именно в силу этого люди и могут познавать Бога. Человеческая природа – то, что свойственно всем людям, и она похожа на Божественную. У нас бессмертная душа, которая создана по образу бессмертного Бога. Бог обладает свободой, людям тоже доступна некая степень свободы. Бог является Творцом, и мы, будучи душевно-телесными существами, можем творить нечто новое. Это и есть проявление нашего сродства с Богом, то есть подобия, похожести нашей природы на Божественную. Но все ли человеку возможно познать? Об этом говорит Священное Писание : откроем 17-й псалом, который читается часто на воскресном всенощном бдении в субботу вечером: «Возлюблю Тебя, Господи, Крепость моя! Господь – Твердыня моя и Прибежище мое, Избавитель мой, Бог мой, – Скала моя; на Него я уповаю, Щит мой, Рог спасения моего и Убежище мое» ( Пс.17:2–3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Вот нам предмет для радости! Смотри и восхищайся, смотри на цветы и изумляйся, как каждый из цветков одет лучше, чем одевался Солом во всей славе своей; и прослави Бога и возрадуйся оттого, что ты окружен такой красотой. Но глядеть на окружающее надо оком светлым, потому и говорит Господь наш Иисус Христос относительно человеческого глаза: «Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, – тьма, то какова же тьма?» ( Мф.6:22–23 ). Итак, мы должны заботиться о том, чтобы смотреть на окружающее, в том числе и на цветы полевые, чистыми глазами, чистым оком. А если мы заняты суетными попечениям, а еще хуже, осуждением ближних, то не сможем найти в своей душе радость, глядя на окружающие нас прекрасные цветы. Ибо, дорогие братья и сестры, кроме ока телесного, есть еще и внутреннее око – это сердце. Подумаем о том, как наше сердце смотрит на окружающее. Ведь из сердца могут исходить злые помыслы, а может исходить доброжелательность, любовь, радость. Такое сердце, будучи чистым, может даже увидеть Бога. Спаситель обещал это, сказав: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» ( Мф.5:8 ). Нам надо стараться о том, чтобы смотреть чистым сердцем на окружающий мир, тогда и телесное око будет чистым, и мы будем радостны, и Дух Святой будет веселить наше сердце. Постараемся об этом во славу Христа Сына Божия и Спасителя нашего. Аминь. Проповеди на воскресные и другие праздничные дни Слово на праздник Покрова Пресвятой Богородицы 14 октября 1986 года Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Празднование Покрова Пресвятой Богородицы установлено по следующему случаю. В начале Х века, т. е. около 1000 лет тому назад, православная Греческая держава подверглась жестокому нападению сарацин. Беда и горе объяли народ. Храмы наполнились молящимися, и часто служились Всенощные бдения. В одном из знаменитых храмов Константинополя, в котором как величайшая святыня хранилась Риза Пресвятой Богородицы, на воскресном Всенощном бдении (1.10.909 г.) стоял святой Андрей. Он был угодник Божий – Христа ради юродивый – и вел жизнь нищего. Был он славянин среди греков. Ему было следующее видение: Пресвятая Богородица, сопровождаемая Апостолами и Пророками, по воздуху вошла в храм, остановилась пред престолом алтаря, а затем, снявши со своей главы плат, обратилась к народу и простерла этот плат, как покров, над толпою молящихся. Люди этого не видели. Видели только святой Андрей и его ученик Епифаний. И когда святой Андрей спросил Епифания: «Видишь ли, чадо, сие великое явление?» Епифаний ответил: «Вижу и ужасаюсь».

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-mit...

Всякое другое знание касается главным образом земной жизни человека, приносит пользу только на время, а познание Бога дает смысл и цену и земной жизни человека, а также приводит и к вечному блаженству. Мало этого, – всякое другое знание и бывает полезно для нас, когда сопровождается познанием Бога и Его святой воли. Сами вы знаете, братие, как иногда человек, знающий что-либо, пользуется своим знанием только для своих корыстных выгод, забывая о ближнем своем, или же прямо направляет свое знание и опыт во вред ближнему. Вот почему слово Божие учит нас о важности и необходимости богопознания. Еще в ветхом завете устами пророка Бог говорил «да не хвалится мудрый мудростию своею, да не хвалится сильный силою своею, да не хвалится богатый богатством своим. Но хвалящийся хвались тем, что разумеет и знает Меня, что Я Господь, творящий милость, суд и правду на земле; ибо только это благоугодно Мне, говорит Господь» ( Иер. 9:23 ). В новом завете Сам Господь Иисус Христос в Своей молитве к Отцу небесному говорит так «сия есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» ( Ин.17:3 ). Св. апостол учит, что не познавшие Бога подвергнутся от лица Господа вечной погибели ( 2Фес. 1:8–9 ).Итак, братие, должно учиться богопознанию, как важнейшему из всех знаний. А чтобы учиться богопознанию, для этого мы имеем, братие, много средств, и только одна беспечность или нерадение наше может оставлять нас в неведении Бога и Его святой воли. Для сего должно нам, братие, прежде всего прилежно слушать поучения о Боге и о делах Его в Церкви. Все богослужение церковное представляет собою не иное что, как наглядное поучение о Боге и о делах Его, а также о святых угодниках, так, например, во всенощном бдении в начале воспоминаются ветхозаветные события сотворение мира (в пении псалма Благослови душе моя Господа), грехопадение людей, ожидание Спасителя, а затем пришествие Спасителя в мир, воскресение Его; на литургии воспоминается особенно о страданиях Спасителя и других событиях из Его земной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

" Господь с нами " апреля 2020 Митрополит Варсонофий совершил Всенощное бдение в храме святого Феодора Ушакова " Поздравляю вас с завершением Светлой седмицы, - сказал владыка в проповеди. - Всю неделю мы старались почерпнуть для себя маленькую частичку из океана пасхальной радости, которую Господь дает тем, кто поклоняется Его Святому Воскресению. В эти дни мы - кто дома, кто в храме - поклонялись воскресшему Христу. Пасха продолжится, на Всенощном бдении будет читаться отрывок из воскресного Евангелия об одном из явлений воскресшего Господа ученикам. Сегодняшний отрывок из Евангелия от Матфея был коротким. Он рассказал нам о том, как Господь явился ученикам в Галилее " . " Ученики заранее знали, что когда придут в Галилею, увидят Господа, - продолжил архипастырь. - И действительно, когда одиннадцать учеников были там - Иуды с ними уже не было, - Господь явился им и сказал: " Дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам " (Мф. 28:18-20). Спаситель послал апостолов в мир, чтобы Его учениками стали не одиннадцать человек, а все люди. На Святой земле к тому времени не было желающих принимать благовестие Воскресения, ученики покинули эту область и пошли в языческие страны, жители которых созрели для того, чтобы принять благую весть о воскресшем Спасителе. Апостолы, переходя из одного места в другое, образовывали в тех местах домашние церкви, из которых потом выросли Поместные Церкви. Господь и каждого из нас в свое время призвал в какой-то нашей Галилее, чтобы мы дело Божие, дело апостолов продолжали и до сего дня благовествовали о Христе воскресшем. Лучшая проповедь - это наша жизнь. Если она будет соответствовать заповедям Господним, люди без слов будут нам верить, потому что увидят в нас перемену. Мы были грешниками, а стали более или менее благочестивыми людьми благодаря тому, что стали жить по заповедям " . " Воскресение Христово помогает нам, укрепляет, дает веру, силу, чтобы мы свидетельствовали и в нашей местности о том, что Господь находится с нами.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Джеймс Тиссо «Библейские сюжеты» «Вот построю, заполню — и заживу!» О чем мы забываем, когда слишком заняты планированием И почему важно учиться ждать 5 декабря, 2021 И почему важно учиться ждать Джеймс Тиссо «Библейские сюжеты» Сегодня в храмах читают притчу о безумном богаче. Хотя чем он безумен? Крепкий хозяин, рассудительный, молился Богу. Тогда почему Он осуждает его поступок построить новые склады? Монахиня Елизавета (Сеньчукова) «И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих.  И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет» (Лк. 12:16-21) Воскресные дни Рождественского поста мало отличаются от других воскресных дней года. Пожалуй, только ирмосы Рождественского канона на Всенощном бдении накануне напоминают о грядущем торжестве. Но мы помним, что этот день должен быть посвящен Богу — так что почему бы нам не поразмыслить над Евангельским чтением дня именно в контексте ожидания Рождества? Сегодня читается притча о безумном богаче. Хотя чем это он безумен? Очень рассудительный, трезвомыслящий человек. Наверное, не бездельник, управлял хозяйством грамотно. И вот Господь наградил (кто, как не Господь?) его хорошим урожаем. Человек решает, что нет смысла перегружать старые кладовые — надо построить новые, побольше, и перенести плоды туда. Но почему-то именно это решение Господу кажется глупостью. Он Сам обращается к человеку и говорит, что сегодня же ночью он умрет, и непонятно, кому достанется его имущество. Заканчивается притча странной фразой: «Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет».  О чем или о ком тут вообще речь? Вовсе не о том, что этот богач не думал о Боге — наверное, думал и даже молился, коль скоро Бог к нему обращается лично. И даже не о том, что не следует печься о земном благополучии — что, лучше было бы, если уродившееся зерно сгнило, а инжир заплесневел в тесных погребах?  

http://pravmir.ru/vot-postroyu-zapolnyu-...

Закрыть Святая Русь: очертания… Крестопоклонная неделя и современные события Священник Евгений Хованский   05:24 28.03.2022 573 Время на чтение 4 минуты Фото: Из личного архива автора Воскресенье 3-й недели Великого поста в Православной Церкви носит название Крестопоклонной недели. В субботу вечером на Всенощном бдении в центр храма торжественно выносился Животворящий Крест Господень – напоминание о приближающейся Страстной Седмице и Пасхе Христовой. После этого совершались перед Крестом три поклона. При поклонению Кресту Церковь поёт: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим». Это песнопение поётся и на Литургии вместо Трисвятого. Крест выносится верующим для того, чтобы напоминанием о страданиях и смерти Господней воодушевить и укрепить постящихся к продолжению подвига поста. «Крест – хранитель всея вселенныя, Крест – красота Церкве, Крест – царей держава, Крест – верных утверждение. Крест – Ангелов слава и демонов язва» (Светилен Кресту). Так объясняет значение Креста одно из церковных песнопений. Крестом Христовым пришла радость всему миру об избавлении от пагубы греха, крестом открылся вход в Небесный рай, который был закрыт до этого. С другой стороны, каждый человек и каждый народ несет свой крест. В Евангелии Христос, обращаясь к народу, говорит: « Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее» (Мф. 16:24-25), « и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее» (Мф. 10:38-39). И мы должны пронести этот крест через всю свою жизнь. И этот путь зачастую скорбный, тесный… И необходимо противостоять своей самости, эгоизму, своим греховным желаниям, даже своей воле, если она без Бога, если противна воле Божией. И крест скорбей в любом случае придётся нести, но можно его нести или с ропотом и осуждением или со смирением, благодарением и упованием на помощь Божию. Для первых, кто хулит свой крест, как для безумного разбойника, крест не служит во спасение, а для вторых – послужит во спасение.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/03/28/sv...

Им уподобился и этот богоносец, желая пребывать в единении, поступал по божьему образцу, показывая нам пример. Нашел он место пресветлое и исключительное, украшенное по подобию райскому красотами, в середине Кареи, где жили святые чернецы в скитах, в тишине, вместе по двое или трое, и то взял у Святогорцев и создал себе сихастирию 50 , и в ней церковь святого Саввы Иерусалимского для пребывания там двоих или троих, по речи Божьей: “Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них” ( Мф.18:20 ). Там святой жил по подобию первых древних святых отцов в великом воздержании, посте, бдении, всенощном стоянии, лишившись всякого телесного утешения, в посте и слезах воплотил всю силу свою, живя по ангельскому подобию, уподобился бестелесным силам, всякий день веселился духовно слезными потоками, ревнуя жизни святых, размышлял: “Продался Богу в рабство, чуждаюсь всего по заповеди Божьей, живу на чужой стороне и достойно мне быть порабощенными Божьей волей”. Умертвляя тело свое молитвами, а душу обливая богоразумьем слушания методичных речей, поучался этим день и ночь, по речи богоотца Давида: “И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет” ( Пс.1:2:3 ). Оставался здесь в великом молчании, бдя всенощными молитвами, никогда не поднимая ума, ожидая помощи от высшего, ради того умертвлялся каждый день, ел хлеб по мере, по мере пил воду, давал телу своему покой один или два часа. Воистину непорицаемый старатель царства небесного, можно вслед за Давидом сказать: “Сердце мое поражено, и иссохло, как трава, так что я забываю есть хлеб мой; от голоса стенания моего кости мои прилипнули к плоти моей. Колени мои изнемогли от поста, и тело мое лишилось тука” ( Пс.101:4–5, 108:24 ). Взял за правило себе великий канон 51 и всегда придерживался его, и так оставил тот канон тому, кто будет здесь жить; по тем правилам, заповедям, тем же образом соблюдать пения дневные и ночные.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Serbskij...

Итак, «...будем восхищаться и радоваться тобою, превозносить ласки твои больше, нежели вино; достойно любят тебя!» ( Песн.1, 3 ). Как вы думаете, зачем должен человек приходить к Богу? – Для того, чтобы восхищаться и радоваться Им. Не для того, чтобы, например, Он от наркомании избавил. Бог принимает и тех, кто приходит ради этого. Бог у нас смиренный, никаких претензий у Него к нам нет. Но если человек остается только ради того, чтобы Бог ему все время что-нибудь делал, то есть все время говорит: «дай, дай, дай», – в такой ситуации Бог отходит от него, потому что человек слишком мало Его ценит. Действительно, человек должен уметь восхищаться и радоваться Богом. К сожалению, когда христиане утрачивают это чувство, у них душа умирает. А почему? Потому что они не хотят бежать. Когда человек ползет, ему сложно восхищаться Богом, он Его не видит. Он видит травку или грязь, по которой он проползает, холмики грязные. А когда он бежит, он видит Бога, за Которым бежит. Помните, как говорит апостол Павел: «…стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус. Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе» ( Фил. 3, 12–14 ). Именно так нужно идти христианину: всегда забывать о прежнем и бежать к новому, бежать ко Христу, чтобы веселиться и радоваться Им, Ему. Вот в этом христианство . Не в том, что мы какое-то количество поклонов побьем, не в том, что мы ревностно посты будем соблюдать, а потом ходить и этим гордиться. Такое христианство фарисейское, к истинному христианству не имеет никакого отношения. Эти ступени, может быть, и неизбежны для начала, но их нужно переходить, нужно подниматься выше. Вопрос: а как можно восхищаться и радоваться? Ответ: очень просто. Вот, мы радуемся: «Христос воскресе! Какая радость! Слава Тебе, Господи, Боже, что Ты воскрес из мертвых!» Церковь же нас учит на каждом всенощном бдении, на каждой утрени нас учит! Помните: «Хвалим Тя, благословим Тя, славословим Тя, благодарим Тя Великия ради славы Твоея».

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Каждый день буду благословлять Тебя и восхвалять имя Твоё во веки и в века веков. Сподоби, Господи, нас, в этот день сохранить себя от всякого греха. Благословен Ты, Господь, Бог отцов наших, и возвеличено и препрославлено имя Твоё во веки, истинно! Да будет, Господи, милость Твоя на нас, так как мы уповаем на Тебя! Благословен Ты, Господи, — наставь меня на дела, могущие оправдать меня перед Тобой! ( трижды ) Господи! Ты был нам прибежищем из рода в род! Потому-то я и взываю к Тебе: Господи! помилуй меня, исцели душу мою, ибо я грешен пред Тобой. Господи! к Тебе прибегаю: научи меня поступать по воле Твоей, потому что Ты Бог мой и у Тебя источник жизни; в Свете премудрости Твоей мы увидим свет (для наших дел). Продли милость Твою исповедующим Тебя! Святой Боже-Отец; Святой Всесильный-Сын, Святой Бессмертный-Дух, — помилуй нас! ( трижды ) Объяснение В первые века христианства, когда на всенощном бдении служитель алтаря при появлении утренней зари, возглашал: Слава Тебе, показавшему нам свет! то в ответ на это, клирос и все присутствовавшие в храме воспевали эту утреннюю песнь, в которой прославляется Пресвятая Троица и где изложена просьба о сохранении без греха в продолжение наступающего дня и об озарении разума духовным светом. Песнь эта, начинаясь — песней Ангелов , воспетой ими при Рождестве Спасителя, — оканчивается Серафимской песней , как бы означая этим, что небо и земля, Ангелы и люди составляют один великий, общий хор для прославления Господа. О важности того славословия блаженный Симеон Солунский говорит: «Всякому убо верному подобает поучитися и знати тое, на всяк день утра же и вечера Богу воссылати» — (См. Нов. Скрижаль 2, 62).   Хвалебно-благодарственная песнь Божией Матери Славянский текст Русский перевод Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице; но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем ти: радуйся Невесто неневестная. Мы, рабы Твои, Богородица, Тебе, Воеводе, одерживающей верх в бранях с врагами, приносим победную и благодарственную песнь за то, что избавлены Тобой от бед. Но Ты, как имеющая силу непобедимую, (и впредь) охраняй нас от всяких бед; мы же будем взывать к Тебе: радуйся Невеста неневестная (т. е. вступившая в брак, приснодевственная). Последование литургии

http://azbyka.ru/molitvoslov/pravoslavny...

Какой высокий урок матерям христианским! Вместо того, чтобы все попечения свои прилагать об устройстве земной и временной судьбы своих детей, не должны ли и они, подобно матери Самуиловой, прежде всего, думать о посвящении своих детей Богу? Т. е., чтобы посредством воспитания посеять в них страх Божий и направить их умы и сердца к исполнению закона Господня! Ст. 24. …Когда же вскормила Анна сына своего, пошла с ним в Силом... отрок же был еще дитя… Скольких лет Самуил был представлен пред Господа в скинию? Анна обещается отдать его тотчас по воскормлении грудью. Но это могло быть года через три; ибо еврейские женщины кормили своих детей до 3-х лет, и даже более 273 . Ст. 28. … и я отдаю его Господу на все дни жизни его, служить Господу… Так решила в своем намерении Анна, благочестивая мать Самуила; но Господь приготовлял Самуила к иному высшему назначепию, так что не всю жизнь пришлось ему жить в Силоме на служении скинии. По назначении его в должность судии Израильского, местопребывание его было в городе Раме 274 . Глава 2. Обстоятельства воспитания Самуилова при скинии а) Хвалебная песнь Анны пророчицы, матери Самуиловой (ст. 1–11). б) Беззакония детей первосвященника Илия (ст. 12–17). в) За благочестие отрока Самуила мать его награждается многочадием, по молитве Илия (ст. 18–21). г) Безуспешные обличения Илия своим сыновьям (ст. 22–26). д) Возвещение Илию гнева Божия от некоего человека Божия (ст. 27–36). Ст. 1–11. Основная мысль, которой проникнута хвалебная песнь вдохновенной матери Самуиловой, состоит в том, что Господь есть единая крепкая надежда всех скорбных, злословимых и угнетенных, и правосудный отмститель всех гордых и злых, и надеющихся на свои силы, как то: на крепость телесную, мудрость, богатство и проч... «Угнетенные восторжествуют, бесплодная будет рождать семь раз; тогда как оружие (лук) сильных переломится, Господь сотрет препирающихся с Ним и даст крепость царю Своему и вознесет помазанника Своего»... В пророчественном и таинственном значении, речь матери Самуиловой, по учению свят. отцов, относится к церкви Христовой, которая, некогда, будучи гонима и презираема языческим миром, казалось, погибала без следа на земле, но потом возвеселилась о множестве чад своих, и проповедью апостольской распространилась по всей земле. Основателя же сей церкви, Господа Иисуса Христа, Бог Отец соделал могущественным Царем вселенной (и по человечеству), и сему возлюбленному Помазаннику Своему отдал в наследие все народы земные. Ради этого-то пророчественного значения песни матери Самуиловой, из нее, обыкновенно, заимствуется содержание 3-го ирмоса в каноне – на всенощном бдении в православной церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010