См. письмо Фирмилиана между письмами св. Киприана. Творения его. Т. I, 374—388. Киев, 1891.    Более других возросло значение Кесарии. Lübeck. Op. cit. S. 189—190. Церковный авторитет и Ираклии, конечно, поднялся, после того, как в ведении ее иерарха очутилась новая христианская столица (Константинополь принадлежал к ее церковному округу).     Lübeck, S. 161 (здесь перечислены и те провинции, которые вошли в состав диоцезов).    Деяния Всел. соборов. Русск. пер. Т. I, стр. 100. Казань, 1887.    Недаром древний лексикограф Сеида выражался: «Византии настолько же меньше Рима, насколько он больше всех остальных городов» (Lübeck, 206).     Hefele отвечает на этот вопрос положительно (В. II, S. 18. Freib., 1875); но Lübeck очень обстоятельно и основательно опровергает это мнения Гефеле. (S. 212—217).    Пример деятельности собора ενδημοσα представляет известный Константинопольский собор 448 г. (Деян. Вселен, соборов, т. III). Сведения о соборе ενδημοσα можно найти: у Mansi. Concilia. Tom. VII, p. 92 (Дeяhbz..., IV, 42. Казань, 1878); У проф. Т. В. Барсова, Константинопольский патриарх и его власть над русск. церковью, стр. 41. 236—237. СПб., 1878; у проф. Ф. А. Курганова. Отношения между церковной и гражданской властью в визант. империи, стр. 125 — 128. Казань, 1880; у Hergenröther " a.. Photius... , В. I, 38.    Церк. история Сократа, VI, 11. Церк. история Созомена, VIII, 6. Palladii. Dialogue historicus: Migne. Gr. ser., torn. 47, col. 47—48, 50—51.    IV Вселен. Халкид. собор, деяние 11.     Сократ, VII, 48.    Там же, VI, 17.    См. еще: IV Вселен, собор, деян. 16. и проф. Барсов. Константинопольский патриарх, стр. 43—44.     Сократ, VII, 28. Hergenröther. Photius, I, 45.48.     Hefele. Conciliengesch. II, 94 (собор 403 г.).     Сократ, VII, 28.    Деян. Всел. соборов в русск. пер. Т. II, 13—14.25.     Mansi. Concilia, VII, p. 89. 92. (Деяния... , в рус. пер. IV, 41—42).     Mansi, VII, 292 (Деян. Всел. соб. IV, 118—119).    То же утверждает и проф. Барсов. Константинопольский патриарх, 54—55.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

При том, ни одна православная церковь , ни один православный собор, ни один святый отец церкви нигде и никогда не сказал, что есть гнусная и богомерзская Никонианская ересь, что ею заражена Великороссийская церковь : следовательно составители сего Проклятья изрыгают на св. церковь Христову одну только гнусную и богомерзскую клевету. Текст Проклятия Днесь прихожду к истинному православныя християнския непорочныя веры закону, преданному от святых Апостол и утвержденному Богоносными отцы святых и великих всея вселенныя седми соборов. Прихожду же не от нужды некия, или беды, или тесноты, или страха, или налога, или нищеты, или ради долга, или некоей вещи на мя подвизаемой, или чести ради мирския, и благодарований неких, и богатства, и стяжаний неких, обещаваемых некими, или всякого некоего ради прибытка, или лестно, или лицемерием, но от всея души и сердца чиста и неблазнена, Христа любяща, и того истинныя и непорочныя веры животного закона желая получити. Прежде же всех отвращаюся и отрицаюся всего неподобного и лукавого еретического мудрования и их предания, яже действоваху и учаху, противно же предания святых отец. Замечание Это верно, когда по подлиннику Чина печатного разуметь переход от Латинской церкви к православной Великороссийской; но кто от св. Великороссийской церкви прибегает к иргизолюбцам, тот совсем не к истинному православныя христианския непорочныя веры закону приходит: ибо истинный православный христианския непорочныя веры закон, преданный от святых Апостол и утвержденный Богоносными отцы святых и великих всея вселенный седми соборов, иргизолюбцами пренебрегается, и их, иргизолюбцев, за пренебрежение сие, за самочинность их и отторжение от св. церкви Христовой, закон оный весьма осуждает. Кормчая свидетельница сему: напр. первого вселенского собора прав. 15-е и 16-е, или третьего вселенского собора прав. 7-е, иди четвертого вселен, собора прав. 4, 9, 11,13,19, 24, или шестого вселен, собора прав. 31,33,59, 64, 79, 80, или седьмого вселен, собора прав. 3, 7,10.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Prunii systema theol dogmaticae t. 2. p. 9. 13). А это не одно ли тоже с тем, что другие различают догматы основные, животворные от догматов пояснительных? в) оттого то и столько бед для Рима, что не признавшим, наприм., индульгенций за догмат произнесли проклятие. Бл. п. Фотий писал о папе еще в свое время: «прежде анафема была великим делом, когда проповедники истины употребляли ее против нечестия. Но с тех пор, как неистовство и неразумие ложных ревнителей поражают проклятием свидетелей и защитников истины, а, напротив, защищают варварскую несправедливость против церкви Божией, с тех пор сие страшное наказание сделалось предметом осмеяния». Epist. 112. 22 См. прав. 7 третьего вселен. собора; прав. 1 и 2 шестого вселен. собора и 12 деяние его; отзыв вселен. четвертого халкидонского собора (у Ляббея concit. t. 4. p. 567); определение константинопольского собора 867 г. Воскр. чт. год. 4 ст. 400. 24 Собрания древних символов указаны выше в примеч. II. Римский символ обыкновенно называют апостольским: но название апостольского может принадлежать ему только в том смысле, что употреблялся он при крещении оглашенных в Риме в первые века. На востоке он известен стал не раньше 5 века. Между образцами веры мы не помещаем символа, известного с именем св. Афанасия. Лютеранские богословы прежних времен, при всем том, что отвергали предание, высоко уважали этот символ. Это дань незаслуженного уважения к толкам римской церкви. Символ св. Афанасия ни в каком случае не может быть признан за символ высокого борца с арианством, – потому что в нем обличаются Несторий и Евтихий. Греческая церковь вовсе не знала его до конца 15 века и он составлен, вероятно, в Африке, в 6 веке. С запада, а не с востока перешел он в следованную славян псалтырь. См. учение об отцах ц. § 117. 25 Св. Лев великий: «пребывайте твердо в той вере, которую исповедали пред многими свидетелями, с которою отрождены водою и Духом св., приняли помазание (chrisma) спасения и печать вечной жизни. Если кто будет проповедовать противное тому, чему научились: анафема.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Ч. 4, стр. 393. Деян. Вселен. Соборов VII, 235. Твор. Григ. Богосл. Русск, перев. Ч. 2, стр. 268. Деян. Вселен. Соборов VII, 319. Там же стр. 234. Письмо помещено в издании Петавиевом. Т. II, стр. 317. Деян. Вселен. Соборов VII, 240-243. " Христианское чтение " 1827 г. Ч. 27, стр. 33 и след. Один из апостолов, крайний по левую руку Спасителя, сложил персты правой своей руки также именословно, как и сам Спаситель. Особенно ясно именословное благословение, употребляемое доныне восточными пастырями, у римского епископа Ипполита, изваяние которого сделано в 3 столетии и находится в Латеранском музее ( Фрикена Ч. 4, стр. 92), также у Спасителя на медальоне 4-го века, найденном в той же усыпальнице Домитиллы ( Фрикена Ч. 3, стр. 122, 138), о коем ниже. Поэтому мы не можем согласиться с Фрикеном, который именословное благословение Спасителя на изображении в усыпальнице Домитиппы называет жестом оратора, начинающего говорить. См. также Ч. 3, стр. 127. рисунок 10. Римские катакомбы Ч. 4, стр. 65, 66 и Ч. 3, стр. 167. Римские катакомбы Ч. 3, стр. 122 и 138. Смотри изображения обеих гробниц в Римских катакомбах Фрикена. Ч. 4, стр. 119. Глава 19. Определение Шестого и Седьмого Вселенских Соборов касательно св. икон Свидетельств за св. иконы из V и VI веков и самих священных изображений дошло до нас столь мало, что самые враги сознаются, что в это время употребление икон было распространено между христианами востока и запада. В 691 году в царствование императора Юстиниана II-ro созван был в Константинополе собор, называемый Трулльским (потому что заседания происходили во дворце Трулле). Под определениями этого собора подписалось 213 отцов. Этот собор признается продолжением шестого вселенского собора, бывшего в 680 году против ереси монофезлитов, признававших в Иисусе Христе не две, а одну волю. На этом соборе составлено такое определение касательно изображения Иисуса Христа: " на некоторых честных иконах изображается перстом Предтечевым показуемый Агнец... Почитая древние образы и сени, преданные церкви, как знамения и предначертания истины, мы предпочитаем благодать и истину, приемля оную, яко исполнение закона.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1236...

1268 Последнее определение Стоглава, при первоначальном возникновении старообрядства, не входило в содержание его особенностей. Это постановление Стоглава, вызванное, можно думать, страшным и безнравственным пороком – содомии, на что указывают наказы митр. Макария во Владимир и Каргополь (наказные списки Стоглава. Изд. Ил. Беляевым. Стр. 29. Снеси. Москвитянин, 1842 г. т. II, стр. 80–81), сделалось преимущественной старообрядческой особенностью только при Петре I. Обычай ношения бороды и усов до Петра I был общим обычаем, возведенным Стоглавом на степень догмата лишь в предупреждение скверного греха, для которого брадобритие служило тайной или даже явной вывеской. 1269 Деяния Московских соборов 1666 и 1667 годов. М., 1881 лл. 14–15. Срав. Служебник 1668 г. и Don. к Акт. Истор. т. 5, стр. 487–488. 1273 Деяния Москов. соб. 1666 и 1667 г. л. 181, гл. 10, стр. 92–93. Кормчая. 6-го Вселенского собора правило 16-е. 1274 Поморские ответы. Напеч. в Мануиловом Никольском монастыре 1884 г. Отв. 35 стр. 127–128; 79 стр. 270–271; 87 стр. 276–277. 1276 Стогл., гл. 27. 28 и др. «А которые святые будут книги – Евангелия, Апостолы и Псалтыри и прочие книги в коей-ждо суть церкви обрящете неправлены и описливы, и вы б те святые книги с добрых переводов исправили соборне, занеж священные правила о том запрещают и не повелевают неправленных книг в церковь вносити, ниже по ним пети». 1277 Отв. 5, стр. 42. 19 стр. 97. 106. 25 стр. 115. 28, стр. 117. 43 стр. 135–156. 53 стр. 217–220. 1282 В той же 40-й гл. Стоглав ссылается на 11-е правило вселен. собора в подтверждение не стричь бороды, а между тем в этом правиле запрещается только общение христиан с иудеями. 1283 Гл. 75-я правила 12-е и 13-е всел. собора. Гл. 90-я правила 16-е VII-ro всел. собора, 50-е и 51-е Трулльского собора и 69-е Апостольское. 1284 В 40-й гл. приводится несуществующее правило св. Апостол: «аще кто браду бреет и преставится тако, не достоит о нем служити, ни сорокоустия над ним пети, ни просфоры, ни свещи по нем в церковь принести, с неверным да причтется»; в гл. 56-й привел правило V вселен. собора, который вовсе не оставил правил.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1029 См. ρος ι′ Иерусалимского собора 1672 г. (Harduin., XI, 241). Ср. послание восточных патриархов, чл. 10. Правосл. исповедание, I отд., 85 отв. 1031 I Всел. соб. кан. 6. А во 2 кан. II Всел. собора ясно говорится: τος πρ δοκησιν πισκπους τας περοροις κκλησαις μη πιναι μηδ συγχειν τς κκλησας. См. и толкование Вальсамона на этот канон о самостоятельных церквах (Аф. Синт., II, 171). 1032 См. 8 ван. III Всел. собора, которым устанавливается самоуправление Кипрской церкви и в котором выражен и соответственный канонический принцип. 1035 Ср. введение в послании восточных патриархов 1724 г., в котором сообщаются великобританским христианам определения Иерусалимского собора 1672 г. Москва, 1848 г., лист 135. О различии обрядов и обычаев в церквах древнего времени см. Сократ, Церк. истор. V, 22. 1040 III Всел. соб. кан. 8. Трул. 39, Вас. Вел. l, см. заключительные слова 70 кан. Карфаген. соб. 1041 См. Г εδεν, Κανονικα Διατξεις. I, 64–68. Ср Σ, Μακραου Yπομνματα κκλησιαστικς στορας. Σημεισις ( Σθα. Μεσαιωνικ βιβλιοθκη). Tom. Γ, σελ 405 κτλ.). 1042 См. последние замечания толкования Зонары на 17 канон IV вселен. собора (Аф. Синт., II, 260). Ср. номоканон VIII титл., 1 гл. (ib. I, 143 и сл.), а также мое толкование на 4 кан. I Всел. собора («Прав, с тумач.» II, 124–125). 1051 Кан. 6 и 7. Последним каноном Первый Вселенский собор признает первенство чести только за первосвященником Иерусалимским (Элии), ради священной памяти об этом городе. Так как Элия (Иерусалим) занимала второстепенное положение в политическом отношении, завися от Кесарии (Turris Stratonis), бывшей главным областным городом, то и собор первенство власти оставляет за митрополитом Кесарийским, а первенство чести между всеми епископами этой области признает за епископом Элии. См. мое толкование этих канонов I вселен, собора («Правила с тумач.». II, 132–142). 1057 Κωνσταντινουπλεως μετ τν μης στω, τν σων πολαων πρεσβεων· μεθ’ ν τς λεξανδρεας· ξς Αντιοχεας ε τα εροσολμων, Синопсис (Аф. Синт., II, 387). Вместо Кесарийского, здесь упоминается Иерусалимский первосвященник, которого еще IV Всел. собор сравнял в правах с Римским, Константинопольским, Александрийским и Антиохийским (Actio VII cone. Chalcedon. Harduin., II, 492).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

От века: 4 правила св. Дионисия Александрийского (260 г.) и 13 правил св. Григория Неокесарийского (262 г.), лист. 259 и 262. От века: 20 правил Никейскаго, Вселенск. Собора (325 г.), л. 31. 8 – Константинопольского, II-ro Вселенск. Собора (381), л. 85. 25 – Собора поместного Агкирского (314), л. 41. 15 – Неокесарийского (315), л. 52: 20 – Гангрийского (340), л. 57. 25 – Антиохийского (341), л. 62. 58 – Лаодикийского (364), л, 72. 22 – Сардикийского (347), 107: 1 – Константиноп. при Патриархе Нектарии(394), л. 172. 14 – св. Петра Адександр. (304), л. 260. 3 – св. Афанасия в. (326– 371), л. 263; 92 – св. Василия в. (370), л. 224–254. 8 – св. Григория Нисского (394), л. 266. 1 – св. Григория Богослова (391), л. 265. 15 – Тимофея Александрийск. (385), л. 269. 14 – Феофила Алевсанлрийск. (386), л. 270. 1 – св. Амфилохия Иконийск. (394), л. 265. От V-ro века: 9 правил Ефесского, III-ro Вселенского Собора (431), л. 89. 30 – Халкидонского, IV-ro Вселенск. Собора·(451), л. 93. 141 – Карфагенского Собора (419), л. 116. 5 – Кирилла Александр. (412–444), л. 272. 1 – Геннадия Константиноп. (459), л. 277. От VI-ro века: деяние Константинопольск. Вселенск. V-ro Собора (553), л 173. От VII-ro века: 102 правила Константиноп. Вселен. VI-ro Собора (692), л. 174. От VIII-ro века: 22 правила Никейского II-ro, Вселен. VII-ro Собора (788), л.208. , 1 – Тарасия, Патриарха Констант. (787), л. 281. От века: 17 правил Констант. двукратнаго Собора (861), л.» 218. 3 – Константиноп. Собора во храме св. Софии (879), л. 222. Примеч. Число церковных правил и·счет листов Кормчей·книги показаны по изданию Славянской Кормчей 1787 года. 7 Карамзин Ист. Госуд. Рос. том. 11. прим. 108, изд. Эйнерлинга 1843., св. Митр. Евгения опис. Киево-Соф. Собора, приб. 3. 4. 8 Сборник Иоанна Схоластика (τ απο σχολατικων) Патриарха Константинопольского (565–578) заключает в себе правила Соборов: четырех Вселенских (Никейск., Конст., Ефес. и Халкид.) и шести поместных (Агкир., Неокес., Сардик., Автиох., Гангр., Лаодик.); кроме того LXXXV правил Апостольских и LXVIII Василия Великого . Весь сборник разделяется на 50 титулов, по различным предметам церковного управления (συναγωγη των κανονων εις ν (50) τιτλς διηρημενη). В дополнение к этому сборнику Иоанн Схоластик составил еще другое собрание правил, касающихся Церкви, из права гражданского. Он сделал свод законов из новелл Юстиниановых церковного содержания), в LXXXVII главах (εκ των νεαρων διαταξεων τα πζ (87) κεφαλαια). Из Русских книг надписания всех 50 титулов можно видеть у Бар. Розенкампфа в обозрении Кормчей книги; – сн. de collectionibus canonum Eccl. Grecae. 1827. Berolini. pag. 12–11. Histoire de droit Byzantin. par I. Mortreuil. t. 1. pag. 202. Paris. 1843. A последний сборник Схоластика (в LXXXVII капитулах) помещен в нашей Кормчей книге (во 2-й части в XLII главе) под нобширным заглавием, которое начинается так: «от свитка Божественных заповедей, иже в Божественном наследии царя Юстиниана, различны заповеди»... и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

Разность весьма значительная. Ибо в последнем случае государственный авторитет является лишь привходящим элементом, в логическом отношении случайным или несущественным признаком в понятии вселенского собора» 191 . И действительно, созвание вселенского собора обусловливалось не произволом императора, а особенными нуждами самой церкви; созывая вселенский собор, императоры только содействовали скорейшему удовлетворению потребности, назревшей в недрах церкви, причем инициатива в данном случае, большею частию, принадлежала самой церкви, в лице ея авторитетных представителей, ревновавших о мире церкви и чистоте ея веры 192 . Если бы император почему-либо не согласился удовлетворить желание пастырей относительно созвания собора, то и в этом случае голос их, как предстоятелей, должен иметь свою несомненную силу в церкви; потребность церкви была бы удовлетворена и без содействия государственной власти только иным – с внешней стороны – образом. В таком именно виде и представляет дело преосв. Иоанн. «К самому созванию собора, пишет он, относится духовное, всегда неизменно действующее право церкви – право самостоятельно действовать общим и соединенным голосом своих пастырей во всех делах в целом ея касающихся, особенно в делах веры ( Мф. 18:17–20 ; Дeяh. 15:25, 28; III вселен. соб. 1 пр.; IV вселен. соб. 19; VII всел. соб. 6). Это право, еще прежде действительного составления вселенских соборов, уже действовало: 1) во взаимных сношениях церквей и пастырей их по вопросам, требовавшим общего голоса их; 2) в общем и согласном решении этих вопросов, особенно со стороны важнейших церквей востока и запада, которым следовали и прочие православные церкви; 3) в обращении общего голоса церкви чрез ея предстоятелей к православным царям, как блюстителям блага церкви, с изъяснением ея потребностей и с прошением о содействии ей. Действительное созвание вселенских соборов было уже только следствием этого общего голоса церкви и только выражением ея сознания и намерений. Поэтому-то, хотя бы вселенский собор, по обстоятельствам, на самом деде и не состоялся, вселенский голос церкви, должным и законным порядком выраженный, всегда мог самостоятельно действовать и действовал постоянно» 193 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

Just. I, 3. III, 42. 53. § 2. 54. 57. IV. 34. Conf. Cod. Theod. t. IV. Novellae Constitutiones. tit. 24. p. 67. Appendix. p. XXVII. Nov. Just. VI. Epil. § 1. Nov. 133. c. 6» 214 . Внешним побуждением к утверждению соборных определений служили для императоров просьбы самих отцев собора. «Просим твое благочестие, писали отцы II вселен, собора императору Феодосию Великому, утвердить постановления собора, дабы, как ты почтил церковь своим посланием, которым созвал нас, так ты же своим утверждением положил и конец нашим совещаниям 215 . «Ты, благосклоннейший и правдолюбивый государь, говорили отцы VI вселен. собора в своей речи к императору Константину Погонату, воздай почтение даровавшему тебе державу, приложи к нашим определениям печать, ваше письменное императорское утверждение и подтверди все это высочайшими эдиктами и обычными благочестивыми постановлениями, чтобы никто не противоречил сделанному нами» 216 . «Просим твое благочестие, говорили императору Юстиниану отцы трулльского собора, чтобы ты, как почтил церковь грамотой о созвании (нас), так после того, как мы сделали определения, запечатлел благочестивой санкцией конец» 217 . Подобные просьбы нисколько не умаляют силу и авторитет соборных определений. Отцы собора обращаются к императору с такою просьбою не потому, чтобы сознавали слабость, бессилие своих определений без императорского утверждения; соборные определения и сами по себе были обязательны для членов церкви, но обязательность их не внешняя – материальная, а внутренняя – нравственная. Отцы собора знали, что наряду с истинными сынами церкви, всегда готовыми внимать и добровольно подчиняться голосу ея, есть враги Божественной истины – лжеименные христиане, для победы над упорством и ожесточением которых иногда оказываются недостаточными внушения, угрозы и наказания одного нравственного авторитета церкви, а бывают необходимы самые действенные меры внешней силы и власти. И вот, обращаясь с просьбою об утверждении соборных определений к императору – как единственному законодателю внешне – обязательных законов, – отцы собора выражают этим надежду на то, что составленные ими определения получат защиту и ограждение от его власти в случае нападения со стороны упорных, закоренелых врагов истины. Эта мысль ясно высказана в самых просьбах отцев. «Мы уверены, писали отцы халкидонского собора к императорам Валентиниану и Маркиану, что и вы, благочестивейшие и христианнейшие императоры, согласитесь с нами: мы знаем, какой страх внушает злым ваша почтенная власть и какую заботливость вы оказываете о церковном мире, будучи научены опытом. Посему и молим Бога всех сохранить надолго вашу власть, которая обычно покровительствует благочестию, царствует над вселенною мирно, судит каждого подданного справедливо, покоряет поднятые руки врагов и заставляет повиноваться вашим скипетрам» 218 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

Последующие вселенские соборы решили этот вопрос тем, что еретиков, которые не крещены во имя пресв. Троицы чрез троекратное погружение, как евномиане или которые сливают лица пресв. Троицы, как наприм. Павлиане и Савеллиане, перекрещивать, а прочих принимать или чрез миропомазание, наприм. ариан, македониан, аполлинаристов и других, или чрез одно покаяние и отречение от ересей, напр. несториан и монофизитов, ибо они не сливали лиц пресв. Троицы (1 всел. прав. 19. 2 Вселен. собора пр. 7. 6 Вселен. собора пр. 95). Св. папа Стефан успешно берелся с ересью Новата. В Деяниях св. (Aug. I. 112), после обширного исследования о св. Стефане приложены мученические акты, которые издателями считаются не совсем чистыми. Сущность их извлечена в прологе. Греки знали их еще до Метафраста, судя по месяцеслову Василия, составленному независимо от Метафраста. Св. Стефан, скрываясь во время гонения Валериана и Галлиена, многих язычников крестил, в числе их трибуна Немезия, который обратился ко Христу, после того как Стефан исцелил дочь его Люциллу. Немезий, сделанный диаконом, дочь его Люцилла усечены мечем. Симфроний, эконом их, отданный на истязание трибуну Олимпию, растопив одним словом золотого идола Марса, обратил его с женою и сыном во Христу. Олимпий, жена его Екзуперия и сын их, Теодол сожжены вместе с Симфронием, но останки их погребены св. Стефаном. Затем обезглавлены 12 клириков св. Стефана: Бон, Фавст, Мавр, Примитив, Калюмниоз, Иоанн, Екзуперанций, Кирилл и Гонорат. Тертуллин, обращенный св. Стефаном, исцеленный пресвитером, после многих мук также обезглавлен. Наконец сам Стефан представлен импер. Валериану, который приказал его обезглавить ве храме Марса (Ария). Но, по молитвам святого, большая часть храма разрушилась, воины разбежались. Св. Стефан ушел в усыпальницу св. Люцины (после названа Каллистовою, на 2 версте от города по Аппиевой дороге) и здесь вновь посланными воинами убит на своем престоле, когда поучал христиан, 2 августа 257 года. Мощи его ныне в церкви св. папы Силвестра в Риме.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010