Наиболее близкие к копт. версии цитаты из И. п. а. встречаются у Дидима Слепца ( Did. Alex. In Zach. 4. 11-14), который упоминает и сам памятник под названием «Пророчество Илии» (προφητεα το Ηλου) ( Idem. In Eccl. 235. 25-28) или «Апокалипсис Илии» (τοτο ν τ ποκαλψει Ηλα φρεται) (Ibid. 92. 6). Мн. христ. авторы считали 1 Кор 2. 9 (ср.: Clem. Rom. Ep. I ad Cor. 34. 8) цитатой из апокрифа, связанного с именем прор. Илии, или непосредственно из И. п. а. (см., напр.: «in Secretis Eliae prophetae» - Orig. Comm. in Matth. 27. 9; «hoc est scriptum in Apocalypsi Heliae in apocryphis» - Ambrosiaster. Commentaria en Epistolam ad Corinthios Primam//PL. 17. Col. 205). Свт. Епифаний Кипрский связывает с именем прор. Илии цитату в Еф 5. 14 (παρ τ Ηλ) ( Epiph. Adv. haer. [Panarion]. XLII 12. 3). Однако др. экзегеты атрибутируют ее иным пророкам - Исаии, Иеремии или неизвестному пророку (см., напр.: Hipp. In Dan. 4. 56). В апокрифическом Тита Послании приводится видение прор. Илии, в к-ром говорится о душах, мучающихся в геенне (NTApo. Bd. 2. S. 50-71). Такого сюжета в копт. И. п. а. нет. Возможно, его источником является др. апокрифическое сочинение. Напр., некий текст с именем прор. Илии упоминается в «Апостольских постановлениях» (Const. Ap. VI 16. 3). Кроме того, в древности были известны также сочинение иудейского писателя Евполема «О пророчестве Илии» ( Euseb. Praep. evang. IX 30. 1), гностическое сочинение с пророчествами от имени Илии ( Epiph. Adv. haer. 26. 13) и апокрифы о пришествии антихриста , перекликающиеся с И. п. а. ( Hipp. De Christ. et Antichrist. 15; др. греч. фрагмент подобного пророчества об антихристе от имени прор. Илии содержится в ркп. Paris. gr. 4. Fol. 288r, XIII в.), к-рые приписывались некоему пророку. К И. п. а. близко сочинение на евр. языке, сохранившееся в рукописи Monac. Hebr. 222, XV в. (изд.: Das Bet ha-Midrasch/Hrsg. A. Jellinek. Lpz., 1855. Bd. 3. S. 65-68; Buttenwieser M. Die hebräische Elias-Apokalypse und ihre Stellung in der apokalyptischen Literatur des rabbinischen Schrifttums und der Kirche. Lpz., 1897; Aus Israels Lehrhallen/Hrsg. A. Wünsche. Lpz., 1908. Bd. 2. S. 33-38; см. также: The Books of Elijah. 1979). Оно гораздо ближе к жанру апокалиптики, чем И. п. а. В тексте описан сон прор. Илии (3 Цар 19. 5), во время к-рого пророку является арх. Михаил и сообщает о последних днях. В серии видений архангел предрекает войны персид. царя против Израиля, появление Мессии и антихриста (носящего имя Гигит), наступление 40 лет благоденствия, победу над Гогом и Магогом , 40 дней Божия суда, воскресение мертвых, наказание нечестивых и вознаграждение праведных, а также явление нового Иерусалима с небес. Исследователи относят это сочинение к III в. по Р. Х. или к ранневизант. эпохе. Вероятно, оно повлияло на 5-ю книгу Варуха. Поскольку ряд тем и образов перекликаются с И. п. а., делались предположения о том, что оба сочинения восходят к общему источнику. Происхождение и датировка

http://pravenc.ru/text/389251.html

«1710 г. при церкви Ильи Пророка, что на погосте: поп Евсевий Афонасьев, сын его дьячек Трофим, попы: Алексий Евсевьев, Леонтий Иванов, Матфей Михайлов, Иван Никифоров». «1728 г. июня 7 дня дана первая патрахельная память Волод. уезду Ярополческой волости церкви св. Прор. Илии, что на Кестоме, вдовому попу Леонтию Иванову на 4 года, пошлин 20 алт. да что он служил без указа и без патрахельной 727 г. взято пошлин вместо штрафу 5 алт.». В 1737 г. обе вышепоименованные церкви сгорели. «1738 г. декабря 11 Волод. уезда Ерополческой десятины Ильинского погоста, что на реке Кестроме, церковной староста дворцовой Ерополческой волости, дер. Шевинской крестьянин Семен Иванов с прихожаны в поданном в синод. каз. приказ прошении писал: «в прошлом 1737 г. мая в 16 день, в оном нашем Ильинском погосте церкви Божии Казанския Пресв. Богор. и св. Прор. Илии и колокольня с колоколами сгорела все без остатку и сентября 30 дня тогож 1737 г. из Нижегородского архиерейского казенного приказу по прошению нашему дан указ велено в помянутом Ильинском погосте вместо сгоревших церквей построить вновь церковь Божию во имя Казанския Пресв. Богор. с приделом св. Прор. Илии на прежнем церковном месте, и ныне мы оной церкви прихожане на оном погорелом месте построили церковь во имя св. Прор. Илии холодную и к освящению оная церковь против вышеозначенного указу изготовлена, а церковь Пресв. Богор. Казанския теплую обещалися мы построить особо». И против сей челобитной в синод. каз. приказе выписано: по писцовым книгам Семена Извольского 161 г. у оной церкви написано: два двора поповых, в приходе 366 дворов, да церковных крестьян 5 дворов, пашни церковныя из государева жалованья место руги 68 четвертей в поле, а сена 50 копен; а по переписным 1703 г. книгам написано: церковь св. Пророка Илии, да церковь Пресв. Богор. Казанские теплая на погосте реки Кестоми, а у тех церквей поп Иаков Петров, диакон Иван Никифоров, в приходе 361 двор, да на церковной земле 8 дворов бобыльских, церковной пахотной и лесом поросло худыя земли 165 десятин, сенного покосу 110 копен, болота мшонаго 3 десятины». Подписано преосв. Вениамином епископом Колом. и Каширским: «дать о посвящении указ и антиминс, 1738 г. декабря 15 дня». Указ выданный на имя старосты попов. Николаевского попа Дмитрия Иванова, взял означенного Ильинского приходу поп Леонтий Иванов и расписался.

http://sobory.ru/article/?object=04197

ilya-hram.cerkov.ru Ильинская церковь первый раз упоминается в описании г. Торжка Путаном Нарбековым в 1625 г. Из этого описания видно, что в нынешнем Ильинском приходе были две деревянные церкви, одна была посвящена св. прор. Илии, а другая св. муч. Параскеве Пятнице. При них был «поп Тихон Сергеев и дьячок Василий Максимов». Из икон, сохранившихся от Ильинской церкви (1625 г.), доселе известна только одна св. прор. Илии с деяниями в иконостасе. В 1738 г. вместо двух деревянных церквей, вероятно, уничтоженных пожаром, построен был один каменный храм во имя св. прор. Илии с приделом св. муч. Параскевы. В 1818 г. архиепископом Тверским Серафимом по прошению прихожан была выдана храмозданная грамота, которою дано было благословение на сооружение новой каменной двухэтажной церкви на место каменной Ильинской церкви, как невместительной для прихожан по тесноте своей и пришедшей уже в опасную ветхость. Главный строитель этого храма был местный священник (впоследствии протоиерей) Симеон Иоан. Торочков. На его средства сделаны серебряные позлащенные ризы на местные в Ильинском храме иконы Воскресения Христова, Пресв. Богородицы, Пресв. Троицы и Преображения Господня длиной 1 арш. 11 вер., в ширину 14 вер. На алтарных дверях символичные изображения Ветхого и Нового завета в виде ангелов. Пред местными иконами замечательны две искусно обтянутые по наружности вязаным бисером свечи с изображением херувимов за стеклом; это труды дворянки Елизаветы Александровны Максимовой в 1843 г. На левой стороне иконостаса в верхней Ильинской церкви местная икона, на коей изображены св. Иоанн, Новгородский архиепископ, Симеон персидский, преп. Ефрем Сирин, Ефрем Новоторжский и его ученик Аркадий, Иулиания Новоторжская и св. муч. Татиана. На этой иконе риза серебряная позлащенная устроена в 1844 г. на средства жены протоиерея Татьяны Петровны Торочковой и ее приемной дочери Анны Семеновой. Местночтимая икона Божией Матери Скорбящих Радость, на ней риза серебряная позлащенная, дар Наталии Евгеньевны Калашниковой. Икона Тихвинской Божией Матери (7 вер.), как видно из надписи, подарена Ильинским диаконом Сампсоном Семеновым в 1834 г., в серебряной позлащенной ризе. В 1865 г. стены верхнего храма были расписаны священными изображениями художником Александром Беренсоном, а затем в 1886 году живопись возобновлена московским художником Морозовым. Нижний храм во имя св. муч. Параскевы Пятницы, в иконостасе которого находится старинная икона св. Николая с деяниями.

http://sobory.ru/article/?object=08265

С И. п. м. также связывают ряд новозаветных преданий. Считается, что здесь прав. Иосифу явился во сне Ангел, сказав: «Не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого» (Мф 1. 20), и что на этом месте волхвы снова увидели звезду, которую потеряли из виду, когда пришли в Иерусалим, чтобы спросить, «где родившийся Царь Иудейский» (Мф 2. 2) ( Ραπτπουλος. 1996. Σ. 140-141). В зап. источниках упоминается посещение игуменом И. п. м. лагеря Ричарда I Львиное Сердце в Бейт-Нубе (июнь 1192), к-рому он открыл место, где им была спрятана часть Честного Креста Господня. Согласно Роджеру из Хаудена, тайник находился непосредственно в ц. прор. Илии, тогда как Ральф из Коггешалла помещает его в мон-ре св. Самуила на пути из Бейт-Нубы в Иерусалим. Посетивший И. п. м. Иоанн Полонер упоминает высокое здание с прекрасной церковью и колодцем рядом с юж. стеной (1422); Франческо Сурьяно (1485) отмечает, что в мон-ре подвизалось 2 греческих монаха. Даниил , митр. Эфесский (1478-1488), в нач. 80-х гг. XV в. застал эту обитель покинутой иноками, но остававшейся во владении православных (Рассказ и путешествие по св. местам Даниила, митр. Эфесского/Пер.: Г. С. Дестунис//ППС. 1884. T. 3. Вып. 2(8). С. 50-51). В 1492 г. монастырь принадлежал мусульманам, а в 1517 г.- снова грекам. В османской переписи 1553/54 г. среди мон-рей упоминается Дейр-Мар-Ильяс. В 1593 г. Т. Коробейников передал милостыню проживавшим в И. п. м. иером. Дорофею и 7 старцам (Хождение Трифона Коробейникова: 1593-1594//ППС. 1889. Т. 9. Вып. 3(27). С. 99). С XVII в. насельники И. п. м. показывали паломникам отпечаток на камне, оставленный спящим прор. Илией. Этот камень «в форме седалища, на котором виден как бы вытисненный след лежавшего человека» находится напротив монастырских ворот ( Леонид (Кавелин). 2008. С. 260, 263). Рядом с ним бьет источник, носящий имя прор. Илии. В. Я. Гагара в 1635 г. застал в монастыре 30 монахов (Житие и хождение в Иерусалим и Египет казанца Василия Яковлевича Гагары: 1634-1637 гг.//ППС.

http://pravenc.ru/text/389257.html

Стена храма, в галерее, расписана событиями из жизни святых; одна картина представляет крестный ход вокруг Московского кремля. С восточной стороны храма устроена в 1847 г. каменная ограда, забранная деревянными решетками. Нижняя церковь во имя прор. Илии с приделом во имя иконы “Взыскание Погибших”. Стены в нем толстые, около 2 арш.; в передней части арка выведена неправильно; в алтаре глубокие котловые своды. Церковь расписана в 1861 г., и в 1896 г. живопись поновлена. Придел сооружен в 1861 г. усердием Чистоклетовых. В нижнем храме над аркой пролета для царских врат находится деисус, который имеет еще изображение Николая Чудотворца рядом с Предтечей. Это одна из старинных икон храма; А.И. Успенский относит ее к XVI в. Иконостас храма XIX в.; прежние царские врата хранятся в кладовой храма. В иконостасе обращает внимание большой искусной иконописи образ Рождества Христова. “Вместо обычной пещеры на этом образе представлено высокое бревенчатое здание, внутри которого внизу пред младенцем в яслях Богоматерь, Иосиф, 2 пастыря и два коленопреклоненных ангела. Сзади этой группы у яслей стоит взнузданный конь с волом. Кроме бревенчатого здания, на заднем плане иконы изображены другие здания, стоящие вдалеке на высокой горе, где видны и волхвы, приближающиеся на конях”. Также редки по сюжету иконы: “Видение лествицы”, “Исцеление расслабленного” и Благовещение. Есть и крест с частицами мощей святых, иконы из кипарисового дерева — св. Власия, Сильвестра с частицами мощей. Храмовый образ пр. Илии относят к XVI в.; его чтут и старообрядцы. Образ (1 1/2х1 1/4 ар .) в сребровызолоченной ризе (1853). Пророк изображен сидящим на камне с посохом, в хитоне и в верхней одежде из козьих кож. В верхнем углу иконы поясные изображения св. Василия и Анастасия. Полагают, что это христианские имена строителей храма. Предание приписывает образ кн. Симеону. Верхний храм холодный во имя Казанской иконы Богоматери. Он также расписан живописью византийского стиля; сюжеты взяты из жизни прор. Илии и других пророков. Картины же шатровых сводов изображают “страсти Господни” и служат как бы дополнением к иконостасу, пятым его “страстным” ярусом, бывавшим в иконостасах старинных храмов. Живопись в алтаре 1840 г., а в трапезе 1855 г. (В трапезе в 1833 г. обрушились своды и тогда же исправлены).

http://sobory.ru/article/?object=24750

На рубеже 80-х и 90-х гг. XX в. на территории епархии начали открываться новые приходы, в числе первых были храмы: во имя Всех святых в г. Междуреченске, Св. Троицы в пос. Темиртау, Успенский в пос. Мундыбаш Таштагольского р-на, Ильинский в Новокузнецке. 21 авг. 2007 г. Синод утвердил создание в с. Безрукове Новокузнецкого р-на Пантелеимона великомученика мужского монастыря при храме, открытом в 1996 г. (в 1999-2005 был сооружен каменный храм). С 2009 г. в Новокузнецке существует правосл. гимназия во имя свт. Луки (Войно-Ясенецкого). В 2008 г. была восстановлена традиция совершения в 9-ю пятницу по Пасхе Ильинского крестного хода в память о помощи прор. Илии жителям Кузнецкого острога во время набега отрядов киргизов или калмыков («татар»). Крестный ход известен с сер. XIX в., совершался в 9-ю пятницу после Пасхи или в 1-ю пятницу Петрова поста, проходил от храма св. прор. Илии в с. Ильинском до Спасо-Преображенского собора Кузнецка. В наст. время перед началом хода совершается молебен в Ильинском храме в Новокузнецке. Во время крестного хода совершается литургия в пос. Телеуты, к-рую в 2016 г. впервые возглавил архипастырь - Новокузнецкий и Таштагольский еп. Владимир. Завершается шествие благодарственным молебном в Спасо-Преображенском кафедральном соборе в Новокузнецке. К 1 нояб. 2014 г. в Н. и Т. е., разделенной на 5 благочиннических округов, действовали 50 приходов, 1 муж. мон-рь, в клире епархии состояли 71 священник и 6 диаконов. Ведется строительство скита на месте, где подвизались преподобные Василиск, Зосима и прав. Петр (пос. Увал Новокузнецкого р-на). Во мн. приходах открыты воскресные школы, сестричества, работают отд-ния богословско-катехизаторских курсов. На канале «Ново-ТВ» выходит ежемесячная телепрограмма «Благовест», ее ведущий - еп. Владимир. В Новокузнецке с 2000 г. действует душепопечительский центр реабилитации наркозависимых «Омофор». Архиереи Кемеровский митр. Аристарх (Смирнов; 26 июля 2012 - 1 сент. 2014, до 1 авг. 2012 в сане епископа; в. у.), еп. Владимир (Агибалов; с 1 сент. 2014). Монастыри

http://pravenc.ru/text/2577835.html

Был женат на дочери своего первого духовника Лидии Владимировне Амбарцумовой (1922-2010, в 2009 пострижена в монашество с именем Георгия). В их семье было 6 детей. Двое из сыновей К. стали священниками, младшая дочь - настоятельницей мон-ря. В 1946 г. К. познакомился с иером. Иоанном (Вендландом ; впосл. митрополит), геологом и тайным священником, незадолго до того вышедшим на открытое служение, стал его духовным сыном. В Москве члены семьи К. были прихожанами ц. во имя прор. Илии (Обыденной), в период заграничного служения митр. Иоанна обращались за духовным руководством к прот. Александру Егорову. 12 февр. 1972 г. Ярославский и Ростовский митр. Иоанн (Вендланд) рукоположил в Ярославле К. во диакона, а 19 марта того же года - во иерея. Служение К. проходило втайне от властей. Если бы он открыто заявил о своем священничестве, то не мог бы получить необходимую по советскому законодательству регистрацию у уполномоченного Совета по делам религий . С этого момента в течение 18 лет К. служил ежевоскресные и праздничные литургии, а также окормлял узкий круг духовных детей в своей квартире в районе метро «Речной вокзал». Здесь же совершались тайные венчания и крещения. На богослужениях К. поминал патриарха Московского и всея Руси и митр. Иоанна (Вендланда), т. е. с церковно-юридической т. зр. в его доме действовал незарегистрированный (нелегальный) приход РПЦ. В июне 1987 г. К. перешел на должность профессора-консультанта ВНИГНИ и стал обдумывать пути для выхода на открытое церковное служение, что стало возможным после изменения отношения советского гос-ва к Церкви. Прот. Глеб Каледа в домашней церкви. Фотография. 1991 г. Прот. Глеб Каледа в домашней церкви. Фотография. 1991 г. Со 2 окт. 1990 г. по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II К. открыто служил в ц. во имя прор. Илии (Обыденной) в Москве. В том же году на учредительной конференции Союза правосл. братств К. изложил свою концепцию правосл. просвещения. С 1991 г. являлся зав. сектором просвещения и катехизации Отдела религ.

http://pravenc.ru/text/1319945.html

Место было выбрано в лесу на берегу р. Вотха (Ветха), где иноками была обретена на дереве икона Успения Богоматери (по др. версии, образ иноки принесли с собой и, выбрав место для обители, укрепили его на большом дубе). В 1543 г. по благословению митр. Московского свт. Макария иноки основали мон-рь, тогда же А. П. был поставлен на игуменство. Святой сам принимал участие в украшении деревянной ц. во имя Успения Богоматери (заложена 17 мая 1543), поскольку был искусным иконописцем, изучившим это ремесло еще в Корнилиевом Комельском мон-ре. А. П. приписывают авторство чудотворной иконы Успения Богоматери - главной святыни Адриановского мон-ря. В житии есть рассказ о том, как грабители, ворвавшись в келью игумена, забрали иконы «преподобнаго бывшия и вся орудия ко иконописному художеству потребная, валы же и кисти, в едином ковчежце заключенная, мняще в оном быти злату и сребру... бе бо преподобный иконописец изрядень, и по церковном и келейном правиле в свободное время в писании икон упражнящеся» (в др. списке: «Виде много множьство образцов святых икон, тако же и валов и кистей»). Как иконописец А. П. упоминается в Клинцовском иконописном подлиннике (БАН. 66. Строг. 63. Инв. 2828. Сл. 152). В Великий пост 1550 г., в ночь с 5 на 6 марта, в день памяти 42 мучеников Аморейских, вооруженные крестьяне соседнего с. Белого напали на мон-рь, схватили игумена, отняли деньги, собранные на строительство каменного храма, и после истязаний задушили. Избили иноков, убили старца Давида и унесли из мон-ря все ценности. Тело А. П. бросили на берегу р. Ушломы между селами Белым и Шигорша. Наутро местные жители нашли его и тайно захоронили под полом заброшенной ц. прор. Илии на р. Ухре, а на месте захоронения посадили рябину. В нач. XVII в. дьяк И. Прокопиев поставил на рябину икону св. Параскевы, от к-рой начали происходить чудесные исцеления. Это привело к тому, что люди стали поклоняться дереву. Чтобы исправить положение, И. Прокопиев решил построить на этом месте ц. во имя прор. Илии и св.

http://pravenc.ru/text/63616.html

23 июля 1819 г. благочинный Зубцовского уезда, погорельский священник Иоанн Андреев доложил Тверскому архиепископу Филарету о том, что церковь во имя святого пророка Илии " пришла уже в совершенную ветхость " и вновь просил разрешение на постройку новой каменной. На этот раз разрешение было получено незамедлительно. В ответном указе от 12 августа того же года предписывалось: " В означенной деревянной церкви святой престол разобрать порядочно, и по разбирании оный сжечь и пепел пустить в реку, их верхних же престольной одежд, если они не ветхи сделать церковные пелены, а если ветхи,то и оные сжечь же и пепел пустить в реку, после чего из оной иконостас и все церковное имужество перенесь в новую каменную церковь, а потом деревянную церковь разобрать по надлежащему и лес употребить единственно токмо на топление в новопостроенной каменной церкви печи " . Главным попечителем строительства стал помещик села Вахново Федор Ильич Ладыженский. Здание церкви было закончено в 1819 г., и тогда же протоиереем тверского кафедрального собора Иваном Алексеевичем Синицыным был освящен придел в честь св. Николая Чудотворца. Главный престол в честь св. Ильи Пророка был освящен тем же протоиереем в 1821 г., и только в 1837 г. был закончен и освящен придел с честь св. Иоанна Воина. Расположение престолов было таково: в центре главный - в честь св. пророка Илии, справа от него - в честь св. Николая Чудотворца, слева - в честь св. Иоанна Воина. До 1839 г. Ильинская церковь считалась кладбищенской, хотя и после этой даты около нее продолжали хоронить. Согласно описи церковного иммущества, проведенной в 1846 г. и подправлявшейся позже, Ильинская церковь имела следующий вид: " Длиною со стенами и алтарем 16 саж. 1 аршин, шириной 5 саж. 2 аршина (34,79 х 11,98 м). Стены и купол были окрашены желтой краской. В 1865 г. главы церкви были перекрашены голубой краской и по ним набиты золотые звезды. На восточной стене снаружи против горнего места написан на масле иконного письма храмовый образ св. прор. Илии, а выше окон написаны лики святых праотцев. С южной стороны выше входа и средних окон в арке написан Иисус Христос, учащий на горе с предстоящими при нем слушающими. С северной стороны выше входа и в арке написан Вход Господень в Иерусалим. Сверх сего стены внутри расписаны разными св. изобрадениями... Пол в церкви и алтарях деревянный, окрашен желтой краской. Во всей церкови 30 окон, в верху - 8, во втором поясе - 6, внизу - 16 " .

http://sobory.ru/article/?object=09700

Среди настоятелей почитался игум. Тихон (Ципляковский; † 23 дек. 1896), духовный писатель, возглавлявший обитель с 1884 г. В 1886 г. по состоянию здоровья он переселился в Вышенский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь , где стал духовником свт. Феофана Затворника (Говорова). В 1886-1888 гг. Л. м. возглавлял архим. Полиевкт (Пясковский), в 1887 г. разобравший и описавший монастырский архив. В 1892 г. в Л. м. поступил иером. Порфирий (Иванов), автор исторического описания обители (1895). В 1905 г. игум. Порфирий был назначен временно исполняющим должность настоятеля, а в 1907 г. утвержден в должности. Во время его настоятельства в Л. м. поступил иером. Филарет (Аплиев), впосл. духовник братии. Ок. 1850 и в 1861-1875 гг. в Л. м. проживал о. Феодосий (Попов; † 1903), впосл. игумен, насельник скита Оптиной в честь Введения во храм Пресв. Богородицы пуст. , автор «Записок… о своей жизни», опубликованных писателем С. А. Нилусом ( Нилус С. А. Сила Божия и немощь человеческая. Серг. П., 1992. С. 104-200). Храмы и другие постройки В писцовой книге 1627-1628 гг. упомянута деревянная «клетцки» ц. во имя Св. Троицы с приделом св. прор. Илии, построенная на средства «тое пустыни пустынников и строителев Савелья да Захарья да черново священника Иосифа и всей братьи» и прихожан. В храме стояли «деисусы на тяблех да двои Царские двери с столбцы и с сеньми», имелись чтимые местные иконы Св. Троицы и св. прор. Илии «с венцы», «воздвизальной» деревянный крест, обложенный серебром. Мон-рь окружала деревянная ограда со св. воротами, «а на них деисус на празелени... А под церковью и под кладбищем и под монастырем и под кельями по мере земли вдоль сорок сажен, поперег дватцать пять сажен. А городьба около того монастыря тын стоячей. А питаютца того монастыря братья и белцы Христовым имянем». Каменное строительство в Л. м. началось в 1642 г., когда игум. Манасия заложил Троицкий собор. В 1659 г. татары сожгли посад и слободы Лебедяни, пострадала и обитель. В 1665 г. каменный собор был возведен и 1 июня 1666 г. освящен игум. Дионисием. Царь Алексей Михайлович пожаловал в иконостас собора местные иконы «в древнегреческом стиле, обложенные золоченым чеканным серебром, с такими же цатами и венцами, украшенными цветными камнями, и небольшую аналогийную икону Пресвятой Троицы в таком же дорогом украшении». В кон. XVII в., при игум. Филарете, завершили отделку собора, выполнили росписи. На 1683 г. в храме упоминаются «царские двери с сенью и с столбцы» и запрестольный образ Пресв. Богородицы, к-рые были присланы в Л. м. по указу патриарха.

http://pravenc.ru/text/2463211.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010