Коровиным ( Конокотин. 1859. 42. С. 314). Среди достопримечательностей также был деревянный крест, помещавшийся в Троицком соборе, изготовленный «в меру» истинного Животворящего Креста ( Рустик. 1896. С. 34). В 1744 г. архиеп. Гавриил (Русской) изготовил на свои средства и подарил настоятелю О. Б. м. митру, к-рая после многочисленных ремонтов была переделана в архимандричью шапку (Путевые заметки. 1895. С. 1093). С О. Б. м. были связаны мн. крестные ходы. Два из них совершались в обитель из Болхова: 26 июня, в день празднования Тихвинской иконе Божией Матери, и 20 июля, в день прор. Божия Илии ( Конокотин. 1859. 42. С. 313). По нек-рым данным, в XVII в. крестный ход 20 июля совершался в вотчину Милославских с. Ильинское Болховского у., а позднее стал оканчиваться в О. Б. м., где был погребен Милославский. 31 авг. совершался крестный ход из О. Б. м. в Болхов. Он установлен с разрешения Синода в память чудесного избавления Болхова от пожара 1 сент. 1863 г.: ежегодно в городской Преображенский собор на сент. приносили образ Тихвинской иконы Божией Матери. Соответственно 1 окт., также крестным ходом, Тихвинская икона Божией Матери возвращалась в О. Б. м. Вокруг монастырской ограды проходил ежегодный крестный ход на праздник Сретения Господня. Ежегодно 11 мая, на память принесения Тихвинской иконы Божией Матери, проводился крестный ход в часовню, располагавшуюся за стенами О. Б. м. (Там же; Путевые заметки. 1895. С. 1092). Архитектурный ансамбль К нач. XVII в. комплекс зданий мон-ря был деревянным. Первые каменные здания в О. Б. м. были построены во 2-й пол. XVII в. В 1758-1759 гг. в обители на средства, отпущенные Сенатом (2 тыс. р.), осуществлен ремонт храмов и всех хозяйственных построек под надзором В. Алисова, ученика школы архит. кн. Д. В. Ухтомского (РГАДА. Ф. 248. Кн. 7990. Л. 201 об., 204 об., 227, 234, 307). Законченный облик комплекс обители приобрел во 2-й пол. XIX в. I. Древнейший соборный храм Рождества Пресвятой Богородицы существовал не позднее нач. XVII в. В 1613/14 г. он был сожжен, к 1627 г. восстановлен. Во 2-й пол. XVII в. после постройки Троицкого собора утратил статус соборного. До 1701 г. храм перестроен в камне ( Неделин. 2010. С. 125), в нем находился придел во имя прор. Божия Илии. В 1741 г. в храме устроен новый иконостас, поновлены иконы. В 1852 г. церковь разобрали, а ее престолы перенесли в Тихвинский собор и ц. в честь Собора Иоанна Предтечи. II. Еще одна существовавшая к нач. XVII в. деревянная церковь пророка Божия Илии, также сгоревшая в 1613/14 г. и восстановленная к 1627 г., была разобрана в XVII в., а ее престол перенесен в придел каменного храма Рождества Пресв. Богородицы.

http://pravenc.ru/text/2581449.html

С юж. стороны к основному объему Троицкого собора примыкала паперть, вероятно 2-этажная. Первый этаж соединялся с колокольней через открытый проход, потолок 1-го этажа был сводчатым. Второй этаж, возможно, имел характер крытой галереи с плоским потолком и деревянным тесовым настилом (Там же. С. 30-31). IV. С зап. стороны к собору примыкала 3-ярусная колокольня. Первый ярус был открытым, со сводами, опиравшимися на стены собора, паперти и пристройки, 2-й - почти глухой четверик с 2 окнами - с юга и севера, 3-й - восьмерик звона, прорезанный 8 проемами. Колокольня завершалась куполом, главкой и шпилем, проемы были ограждены токарным балясником. По типу колокольня являлась надвратной, с той особенностью, что вместо монастырских стен или комплекса построек к ней примыкала храмовая паперть. В 1781 г. на колокольне было 11 колоколов: большой, средний, 9 меньших и зазвонных (согласно данным писцовой книги 1627 г., в О. Б. м. было 2 колокола весом в 1,5 пуда (ок. 24,5 кг)). Тогда же на колокольню были помещены часы с боем. В 1803 г. колокольню разобрали. Ок. 1803 г. вместо разобранных паперти и колокольни был возведен квадратный в плане притвор, окруженный с 3 сторон 4-колонными портиками. В 1851 г. притвор был разобран, при этом каменщиком Терентием Петровым возведена новая большая трапезная ( Неделин. 2010. С. 132) с куполом и главой, в к-рой устроены приделы в честь Воскресения Христова и Воскрешения прав. Лазаря. В 70-90-х гг. XIX в. собор был расписан ( Недович, Голюков, Щетинин. 1979. С. 32; Путевые заметки. 1895. С. 1088-1091). V. Третий каменный 2-этажный храм мон-ря - церковь в честь Собора Иоанна Предтечи - был заложен в 1801 г. как 4-престольный с приделами во имя блгв. кн. Александра Невского, прор. Божия Илии, сщмч. Дионисия Ареопагита, преподобных Антония и Феодосия Печерских. Однако в 1851 г. его освятили в честь Тихвинской иконы Божией Матери, а единственный придел - в честь Покрова Пресв. Богородицы (РГИА. Ф. 218. Оп. 4. Д. 410. Л. 26; Ратшин. Монастыри. С. 427). В 1861-1864 гг. храм перестроил каменщик Терентий Петров с сохранением классицистических форм, в особенности у 3-ярусной колокольни ( Неделин. 2010. С. 132), и был освящен в честь Собора Иоанна Предтечи. На нижнем этаже храма, помимо главного престола, размещались приделы в честь иконы Божией Матери «Знамение» и во имя прп. Алексия, человека Божия, на верхнем этаже - во имя прор. Божия Илии, свт. Николая Чудотворца и преподобных Антония и Феодосия Печерских.

http://pravenc.ru/text/2581449.html

XII в., хранящемся в Курском музее 20959. Л. 4 об.), под 24 июля, после службы святым Борису и Глебу, есть запись: «Чтется житие князя Володимира, в томь есть и мучение святою Бориса и Глеба». Такой обычай мог сложиться очень рано, еще тогда, когда мощи святых Бориса и Глеба первоначально покоились в Вышгороде, в ц. св. Василия, где (как и в киевской ц. св. Василия или Десятинной ц.) молитвенное обращение к В. С., в Крещении Василию, могло бы возникнуть естественнее всего. Памяти святых Бориса и Глеба под 24 июля и В. С. под 15 июля являются единственными памятями рус. происхождения в «Каноннике Скалигера», созданном в Сев.-Вост. Руси (A Russian Church Slavonic Kanonnik, 1331-1332/Ed. A. H. van den Baar. The Hague, 1968. P. 199, 241, 256, 260). В этой связи стоит напомнить также о древней и устойчивой иконографической практике изображать В. С. именно со святыми Борисом и Глебом: на фреске XIV в. из ц. во имя вмч. Феодора Стратилата в Новгороде, на миниатюре в Мусин-Пушкинском сборнике 1414 г. ( Срезневский И. И. Древние изображения. Табл. II-III) и др. «Род царствия благословится». Роспись ц. во имя прор. Илии в Ярославле. Кон. XVII в. или 1716 г. «Род царствия благословится». Роспись ц. во имя прор. Илии в Ярославле. Кон. XVII в. или 1716 г. Можно с большой долей уверенности говорить о существовании почитания В. С. в первые столетия после его кончины как в юж. (Киев, Вышгород), так и в севернорус. (Новгород) землях. Противоречивость свидетельств можно объяснить тем, что в XI-XIII вв. на Руси, как и в Византии (в отличие от Западной Церкви), не существовало единой процедуры канонизации, для установления почитания святого, по-видимому, достаточно было устного благословения митрополита или епископа. Убийство по повелению кн. Владимира киевского кн. Ярополка. миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30.Л. 44) Убийство по повелению кн. Владимира киевского кн. Ярополка. миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30.Л. 44) Со 2-й пол. XIV в.

http://pravenc.ru/text/159104.html

св. вмч. Феодора Стратилата, Жиндрень-Улаки с цер. Успения Пр. Богородицы, Чермалык с цер. прор. Илии, Карань с цер. св. Константина и Елены, Стиля с цер. вмч. Кириака, Игнатьевка с цер. Ап. Петра и Павла, Бешев с цер. Косьмы и Домиана, Ласпи с цер. св. Георгия, Каракоба с цер. вмч. Димитрия, Сартана с цер. вмч. Георгия, Чердаклы с цер. св. Константина и Елены, Малая Енисала с цер. вмч. Феодора Стратилата, Мангуш с цер. вмч. Феодора Стратилата, Урзуф или Кизиль-Таш, Ялта с цер. Рождества Христова и Старый (Ески) Крым с цер. св. прор. Илии. Впоследствии из них выделились еще три селения: Новый Керменчик с цер. Архистратига Михаила, Новая Каракоба с цер. Свят. Николая и Бугасу или Волноваха с цер. Рождества Богородицы. Греческие селения по рр. Волчьей и Яссам заняли территорию в 730 055 дес., вместо предполагаемых 1 237 471 десятины. 760 Центром греческих поселений тогда же явился город Мариуполь. Он основан по последнему проекту на берегу Азовского моря при впадении в него речки Калмиуса, по правую сторону его устья. При самом основании Мариуполя в нем построен соборный храм во имя священномученика Харлампия, затем возникли храмы во имя Марии Магдалины, Рождества Богородицы и Успенская церковь , именуемая также Мариинской. Высочайшим указом на имя Св. Синода 14 марта 1779 г. Игнатию митр. готфийскому и кафийскому, вышедшему из Крыма в вечное подданство России и поселившемуся с знатным числом обоего пола своей паствы в Азовской губернии, велено «быть архиереем тех поселенцев и состоять по смерть беспосредственно под Синодом». Все духовенство, вышедшее с ним из Крыма и занявшее места в греческих поселениях, всецело подчинялось митр. Игнатию. М. Игнатий, на правах самостоятельного архиерея, ставил священников на свободные места по своему усмотрению. Ему отводилась степень под архиепископом Славянским и Херсонским. На содержание Готфийской и Кафийской кафедры назначалось три тысячи рублей. Таким образом, греческие колонисты, во главе с митрополитом Игнатием, составили небольшую самостоятельную и вполне организованную митрополию с греческой паствой и греческими пастырями.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

С именем Е. С. связаны мн. чудеса. Во время посещения Е. С. Фессалоники местный архиепископ попросил преподобного вступить в диспут с ученым иудеем, с к-рым епископ сам часто беседовал и к-рого не мог обратить в христианство. Когда «оказался в затруднении и бессилен был иудей тот… начал он хулить христиан непорочную веру», Е. С. приказал ему замкнуть уста. Онемев, иудей уверовал и бросился святому в ноги. По молитве святого к иудею вернулся дар речи, и с тех пор он «весьма верующим явился человеком». По просьбе своего отца, прп. Иоанна Святогорца, Е. С. вступил в прения с др. иудеем, однако для этого спорщика, также онемевшего по приказу Е. С., финал был иным. На следующий день он «испустил дух». В один из наиболее засушливых годов на Афоне, когда 4 месяца не было дождя, Е. С. в день прор. Илии совершил в афонской ц. во имя прор. Илии всенощное бдение и литургию. В Житии указано, что во время 1-го чтения Евангелия над «горой Эрисиони» появились облака, до начала причащения пошел проливной дождь, утихший лишь к «вечернему клепанию». Др. чудо связано с праздником Преображения Господня. Во время литургии, к-рую преподобный совершал на вершине Афонской горы, случилось землетрясение, высокое пламя окружило святого, его образ просветлел и стало слышно пение мн. голосов. В Житии описано 2 случая покушения на Е. С. Один раз убийца, вооружившись мечом, вошел в башню, где была келья святого. В схватке с 2 келейниками он тяжело ранил обоих. На шум сбежалась братия, убийца, «произнося хулы своими нечистыми устами... ударился о землю и испустил дух». Е. С. причастил келейников, после чего они скончались. В др. раз «труженик огорода», решив убить Е. С., занес на него руку, и она тут же одеревенела и высохла. Признавшись преподобному в своих помыслах, он получил от него исцеление. В 20-х гг. XI в. в Великой Лавре начались волнения и визант. имп. Константин VIII пригласил Е. С. на беседу в К-поль. Е. С. обладал даром прозорливости. Предчувствуя близкую кончину, он «в обители Феофана собрал братию Иверского монастыря, утешил монахов и заповедал твердо и неизменно хранить обеты свои и повиноваться настоятелю». Император встретил преподобного с большими почестями. После литургии, совершенной в день памяти ап. Иоанна Богослова, Е. С. верхом на муле повез иконописцу образ ап. Иоанна для поновления. Встретив нищего, Е. С. остановился, чтобы подать милостыню. Мул, испугавшийся лохмотьев, сбросил седока. Падение с мула явилось причиной болезни и смерти Е. С. Тело новопреставленного «с честью и пением псалмов» было перенесено в Ивирон и погребено в храме во имя св. Иоанна Предтечи; мощи получили силу исцеления. Позже прп. Георгий Святогорец перенес мощи в соборный храм в честь Успения Пресв. Богородицы, где они и покоятся в наст. время. Над ракой была установлена неугасимая лампада, введен обычай ежегодно в день памяти святого отпускать ключарю масло на год. Спустя год после кончины Е. С. был причислен к лику святых. Переводческая деятельность Е. С.

http://pravenc.ru/text/187800.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЯЗНИКОВСКИЙ В ЧЕСТЬ ВВЕДЕНИЯ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ основан, вероятно, в 1-й четв. XVII в. на посадской земле Вязниковской слободы Ярополчской вол. Владимирского у. Впервые упомянут в писцовой книге А. Лодыгина и подьячего М. Клементьева 1627/28 г., где назван «новодевичьим» и находящимся в вотчине кнг. Ирины Мстиславской (вдовы кн. Федора Мстиславского). С 1635 г. в патриарших окладных книгах упоминается холодная Введенская ц., к сер. XVII в. был построен теплый храм в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи, к нач. XVIII в. возведен деревянный 2-этажный собор: верхний престол в честь Введения во храм Пресв. Богородицы, нижний во имя прор. Илии. В верхней церкви был расположен 5-ярусный иконостас. В 1702-1703 гг. вместо деревянного был построен каменный Введенский собор с приделами во имя прор. Илии и в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи (антиминсы выданы 24 июня и 17 дек. 1703). К Иоанновскому приделу примыкала колокольня. Кельи и ограда были деревянными. К 1764 г. в обветшавшем соборе богослужения совершались только в Предтеченском приделе. Новый собор, грамоту на строительство к-рого дало 18 марта 1764 г. Яропольское духовное правление, возведен не был из-за упразднения В. м. в том же году. В. м. не имел земельных владений, существовал за счет денежного и натурального ружного жалованья и вкладов. После посещения Вязниковской слободы царь Михаил Феодорович грамотой 1640/41 г. освободил В. м. «от всяких мирских разметов» с 5 церковных тяглых дворов. По челобитной игум. Марфы с 1652 г. прекратилось взимание дани с Введенского храма В. м., «потому что у той церкви мирских приходских людей нет». По распоряжению царя Алексея Михайловича с 1652/53 г. Вязниковские таможенный и кружечный дворы выдавали В. м. на ладан и церковное вино по 160 р. 20 алтын 4 деньги в год. Грамотой от 26 февр. 1657 г. повелевалось ежегодно отпускать мон-рю хлебную ругу (по 530 четв. ржи и овса) из запасов дворцового с. Б. Всегодичи. До 1698/99 г. игумении с сестрами, клиру и причетникам полагалось в качестве ружного жалованья по 186 пудов соли из Н. Новгорода. В нач. XVIII в. ружные деньги поступали из Вязниковского таможенного и кружечного дворов (300 р. 25 алтын 2 деньги), в 30-х гг. XVIII в.- из синодального экономического правления (267 р. 76 к.), в нач. 60-х гг. XVIII в.- из Владимирской провинциальной канцелярии (34 р. 53 к.). Из этих сумм в 1702 г. игумения получала 5 р. 20 алтын 1 деньгу, в 1763 г.- 2 р. 80 к.; в 1702 г. монахини - по 1 р. 16 алтын 11/2 деньги, в 1763 г.- по 80 к. Духовенство мон-ря также получало ругу: священники в 1702 г.- по 17 р. 30 алтын 2 деньги, в 1763 г.- по 2 р. 70 к.

http://pravenc.ru/text/161159.html

М. известен как активный публицист, автор многих работ. Было опубликовано его собрание сочинений в 6 томах: «Речи и проповеди одного богослова, а впоследствии клирика в государстве, находящемся под иностранным господством» (1923. Т. 1), «Пасторали и речи одного румынского епископа в стране, находящейся под иностранным господством» (1923. Т. 2), «Три года проповедничества: Пасторали и речи» (1923. Т. 3), «Пасторали, проповеди и речи» (1938. Т. 4, 5; 1939. Т. 6). М. был автором многочисленных статей в изданиях: «Telegraful Român», «Tribuna» (Трибуна), «ara noastr» (Наша страна) в Сибиу, «Familia» (Семья) в Ораде, «Gazeta Transilvaniei» в Брашове, «Libertatea» (Свобода) в Орэштие, «Drapelul» (Знамя) в Лугоже, «Luceafrul» (Светоч) в Будапеште, «Românul» (Румын) в Араде, «Foaia diecezan» (Епархиальный листок») в Карансебеше. М. основал мн. церквей и мон-рей. В 1910 г., будучи епископом Карансебешским, он начал хлопотать о создании в родном с. Топлице монашеской общины. Для этого было необходимо приобрести деревянную церковь в соседнем с. Стынчени, затем ее разобрать, выстроить более просторную и перенести в сад родителей М., сделав ее семейной усыпальницей. В 1923 г. в церковь перевезли частицы мощей и иконы, полученные М. в дар во время его поездок в Афины, К-поль, Иерусалим, Александрию. Вокруг храма построили кельи, колокольню, настоятельские покои, использовав материал разобранного дома М. 20 июля 1928 г. М. направил письмо Калужскому еп. Николаю (Ивану), в юрисдикции к-рого находилась Топлица. В письме М. привел порядок обустройства новой обители, посвященной прор. Илии. При жизни М. мон-рь должен был оставаться патриаршим ставропигиальным, после смерти патриарха - управляться в соответствии с правилами, принятыми в РумПЦ. Строительством занимался архим. Стефан (Теодореску) (настоятель в 1928-1939). Церковь была освящена М. во имя прор. Илии 21 окт. 1928 г. При содействии М. были также сооружены несколько церквей в Бухаресте. Церковь Подяну была построена усилиями свящ. Михая Шерпояну (1926-1928) при финансовой поддержке Н. Подяну и на территории, подаренной этим меценатом. Росписи церкви в неовизант. стиле осуществил в 1930-1932 гг. худож. Д. Белизарие. Сооружение ц. Мирон-Кристя было предпринято в 1928 г. по инициативе кор. Марии. Был объявлен сбор средств. Мэрия Бухареста выделила землю и взяла на себя заботы о составлении плана церкви и финансировании сооружения. Первый камень был заложен М. 8 июня 1928 г., церковь расписывали в неовизант. стиле худож. Д. Брэеску и его супруга Джорджета в 1929-1934 гг.; 16 дек. 1934 г. М. освятил храм в присутствии кор. Марии и клира. Церковь во имя св. Димитрия Солунского в столичном районе Колентина была сооружена на месте церкви XIX в. Проект разработал архит. Й. Траянеску, росписи выполнил худож. К. Петреску. Финансовую поддержку оказали столичная мэрия, Мин-во по делам культов и верующие.

http://pravenc.ru/text/2563338.html

Был женат на дочери своего первого духовника Лидии Владимировне Амбарцумовой (1922-2010, в 2009 пострижена в монашество с именем Георгия). В их семье было 6 детей. Двое из сыновей К. стали священниками, младшая дочь - настоятельницей мон-ря. В 1946 г. К. познакомился с иером. Иоанном (Вендландом ; впосл. митрополит), геологом и тайным священником, незадолго до того вышедшим на открытое служение, стал его духовным сыном. В Москве члены семьи К. были прихожанами ц. во имя прор. Илии (Обыденной), в период заграничного служения митр. Иоанна обращались за духовным руководством к прот. Александру Егорову. 12 февр. 1972 г. Ярославский и Ростовский митр. Иоанн (Вендланд) рукоположил в Ярославле К. во диакона, а 19 марта того же года - во иерея. Служение К. проходило втайне от властей. Если бы он открыто заявил о своем священничестве, то не мог бы получить необходимую по советскому законодательству регистрацию у уполномоченного Совета по делам религий . С этого момента в течение 18 лет К. служил ежевоскресные и праздничные литургии, а также окормлял узкий круг духовных детей в своей квартире в районе метро «Речной вокзал». Здесь же совершались тайные венчания и крещения. На богослужениях К. поминал патриарха Московского и всея Руси и митр. Иоанна (Вендланда), т. е. с церковно-юридической т. зр. в его доме действовал незарегистрированный (нелегальный) приход РПЦ. В июне 1987 г. К. перешел на должность профессора-консультанта ВНИГНИ и стал обдумывать пути для выхода на открытое церковное служение, что стало возможным после изменения отношения советского гос-ва к Церкви. Прот. Глеб Каледа в домашней церкви. Фотография. 1991 г. Прот. Глеб Каледа в домашней церкви. Фотография. 1991 г. Со 2 окт. 1990 г. по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II К. открыто служил в ц. во имя прор. Илии (Обыденной) в Москве. В том же году на учредительной конференции Союза правосл. братств К. изложил свою концепцию правосл. просвещения. С 1991 г. являлся зав. сектором просвещения и катехизации Отдела религ.

http://pravenc.ru/text/1319945.html

Кафедральный собор во имя прор. Илии в Архангельске. Фотография. Кон. XX в. Кафедральный собор во имя прор. Илии в Архангельске. Фотография. Кон. XX в. Проект образования епархии на Севере России был утвержден на Большом Соборе 1666-1667 гг. , постановлением Собора 1681-1682 гг. была учреждена Холмогорская и Важская епархия, в состав к-рой вошла северо-вост. часть территории Новгородской митрополии от р. Онеги по рекам Колва и Уса, в т. ч. города Холмогоры (кафедральный) и Архангельск с уездами, Кевроль, Мезень, Кола, Пустозерск, Вага, четверти Важского присуда с Устьянскими волостями, Соловецкий монастырь с вотчинами и Анзерским Елеазаровым скитом . Образование А. и Х. е. было обусловлено, в частности, необходимостью усиления борьбы со старообрядчеством , широко распространившимся на поморских и подвинских землях. В 1762 г. кафедра и учреждения епархиального управления были переведены в Архангельск. По штатам 1764 г. епархии присвоено 8-е место среди 15 епархий 3-го класса. 15 марта 1787 г. Архангельская епархия была объединена с Олонецкой, территория епархии включала в себя Архангельскую и Олонецкую губернии с отчислением приходов, находившихся на территории др. губерний. В 1796 г. Олонецкая губ. была упразднена, в 1799 г. входившие в ее состав территории, а также Пудожский и Повенецкий уезды Архангельской губ. отошли к Новгородской кафедре (находились под управлением викарного Старорусского епископа), Архангельской епархии был передан г. Кемь с уездом. По штатам 1799 г. А. и Х. е. была 9-й среди 20 епархий 3-го класса, в 1888 г.- 11-й среди 29 3-классных епархий. В 1832 г. епархия была разделена на 30 благочиннических округов. В связи с обширностью епархии, а также для усиления борьбы с расколом в Карелии было учреждено Кемское вик-ство, 26 авг. 1910 г. во епископа Кемского был хиротонисан архим. Варсонофий (Вихвелин) , настоятель Артемиева Веркольского мон-ря . Под его управление были переданы приходы и мон-ри Пинежского у. С 14 февр. 1913 г. карельские приходы 2-го благочиния Кемского у. А. и Х. е. находились в подчинении Сердобольского вик-ства Финляндской епархии , а викарий А. и Х. е. получил титул «Пинежский» (см. Пинежское вик-ство ). Количество храмов, численность духовенства

http://pravenc.ru/text/76432.html

церковь древяна о трех верхах на подклете, верхи шатровые, главы и кресты обиты железом» (Сотная с писцовых книг. 2010. Л. 51 об., 64 об. С. 56, 65; Писцовая книга. 2010. Л. 101. С. 109. Л. 83. С. 61). Церковь во имя прор. Илии у с. Карачарова близ Мурома. До 1629 г. Фотография. Нач. ХХ в. Церковь во имя прор. Илии у с. Карачарова близ Мурома. До 1629 г. Фотография. Нач. ХХ в. В переписных книгах Гороховца 1646 и 1678 гг. зафиксированы исключительно деревянные храмы, т. к. каменное строительство началось здесь только в посл. четв. XVII в. В 1-м источнике указано: «В Гороховце… что бывал внутри города храм ружный Николая Чудотворца, и на том месте ныне церковь Живоначальныя Троицы с приделом Николая Чудотворца верх шатром, а по грамоте царя Михаила Феодоровича учинен монастырь… в острожном месте соборная церковь Благовещения Пресвятой Богородицы с двумя приделами - древяна верх шатром, да на посаде церковь Воскресение Христово с приделом древяна» ( Ушаков. 1913. С. 424). Во 2-м документе упомянуты деревянные церкви и строения Никольского мон-ря на Пужаловой горе, огороженного забором, «рубленным в замок». На посаде указаны Благовещенский собор и теплая ц. св. Иоанна Предтечи; Воскресенская и Введенская церкви с колокольней, «рубленной в замок на восемь углов»; храмы и др. деревянные постройки Сретенского и Знаменского мон-рей (Там же. С. 425; Тиц. 1969. С. 82-85, 94). Благовещенская соборная церковь, по описанию 1687 г., была «древяна клецки, главы обиты чешуею деревянною, строение великого государя царя Алексея Михайловича и Гороховецких посадских людей» (Там же. С. 427). Церковь в честь Св. Троицы в Пестяках Гороховецкого у. 1787 г. Литография И. А. Голышева. 1877 г. Церковь в честь Св. Троицы в Пестяках Гороховецкого у. 1787 г. Литография И. А. Голышева. 1877 г. В XVII в. деревянными были и храмы Вязников, сгоревшие в пожаре 1703 г. (полностью выгорели город на Ярополченской горе и Вязниковская слобода). В нач. XVII в., по свидетельству патриарших окладных книг 1628 г., в Вязниковской слободе находилась ц. свт. Николая Чудотворца, на Ярополченской горе в с. Минине - храм арх. Михаила. Известно, что в 1635 г. здесь построили жен. Введенский мон-рь, в 1643 г.- муж. Благовещенский, в 1647 г.- Троицкую ц.; в 1657 г. по приказу царя Алексея Михайловича на горе был сделан земляной «город» с каменными башнями по углам; потом по валам «устроили» дубовые стены. Церковь на территории крепости стали упоминать как находившуюся «внутри города Ярополча» ( Добронравов, Березин. 1898. Вып. 5. С. 290-291; Ушаков. 1913. С. 390-391).

http://pravenc.ru/text/Муромская и ...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010