Перед началом Великой Отечественной войны И. вместе с семьей сестры переселилась в пос. Семхоз (ныне в черте Сергиева Посада) недалеко от Троице-Сергиевой лавры. Она писала иконы на бумажных, картонных и грунтованных с обеих сторон холстиках-таблетках (досок для икон достать было невозможно). В 1946 г., когда была вновь открыта Троице-Сергиева лавра, И. как опытный иконописец получила приглашение от наместника архим. Гурия (Егорова) к участию в восстановлении древней обители. С этого времени начался основной период творческой жизни И. Роспись Серапионовой палаты в Троицком соборе, посвященная житию прп. Сергия Радонежского, выполнена в авг.-сент. 1949 г.; для этой же палаты была написана икона «Явление Пресв. Богородицы прп. Сергию Радонежскому». Для придела во имя прп. Никона Радонежского Троицкого собора созданы иконы «Прп. Сергий Радонежский» и «Свт. Алексий, митр. Московский», небольшие образы для сени над ракой со св. мощами прп. Никона (в т. ч. 18 изображений учеников прп. Сергия), икона нового извода «Явление Божией Матери прп. Никону Радонежскому, с 20 клеймами его жития» (215×200 см). Тогда же И. написала житийную икону прп. Сергия с 19 клеймами (список иконы кон. XV в. письма Дионисия из местного ряда Троицкого собора), которая находится у раки преподобного. «Всея России чудотворцы». Икона. 1952 – 1953 гг. (ц. прор. Илии в Обыденском пер., Москва) «Всея России чудотворцы». Икона. 1952 – 1953 гг. (ц. прор. Илии в Обыденском пер., Москва) В 1949-1954 гг., во время реставрации стенописи Троицкого собора, И. сделала списки с икон (ок. 1425) праздничного ряда иконостаса. Входившие в группу реставраторов молодые художники Е. С. Чуракова и И. В. Ватагина стали учиться у нее иконописи. В 1952-1953 гг. вместе с ними И. выполнила 17 икон для иконостасов 2 приделов и 12 икон для царских врат в московскую ц. прор. Илии в Обыденском пер. Наиболее интересны в иконографическом отношении 4 работы И.: «Московские чудотворцы», «Вселенские святители» и 2 образа «Всея России чудотворцы».

http://pravenc.ru/text/Иулиании ...

Вероятно, это изображение предводителя суздальского войска. Русские князья собирают войско против Новгорода. Суздальский князь приводит войско к Новгороду. Клейма иконы Божией Матери «Знамение», с чудесами. Нач. XIX в. (ц. Рождества Христова в Рогожской слободе) Рама иконы Божией Матери «Знамение» 1696 г. письма ярославского иконописца Федора Игнатьева происходит из местного ряда иконостаса ц. прор. Илии в Ярославле (ЯМЗ; см.: Вахрамеев И. А. Церковь во имя св. и славного прор. Божия Илии в г. Ярославле. Ярославль, 1905. С. 32-33. Рис. 20; Брюсова В. Г. Русская живопись XVII в. М., 1984. С. 134. Ил. 180, 181; Федоровичева Е. А. Иконостас ц. Ильи Пророка Ярославля. Ярославль, 2014. С. 11. Ил. 14; Кочетков. Словарь иконописцев. С. 294-295), построенной на средства ярославских купцов гостиной сотни Вонифатия и Иоанникия Ивановичей Скрипиных, потомков новгородцев, переселившихся в Ярославль при царе Иоанне IV Грозном. Находившаяся в среднике икона Божией Матери «Знамение» была написана мастером П. И. Костромитиным ок. 1650 г. (не сохр.; см.: Кочетков. Словарь иконописцев. С. 505-506, 841). В описи храма 1651 г. отмечено, что она помещалась в особом киоте на аналое с правой стороны, причем заказчики хотели, чтобы после их смерти ее поместили в иконостас над царскими вратами среди особо почитаемых ими икон (Опись 1651 г. ц. Ильи Пророка//ЯИАМЗ ОПИ. 1576; см.: 350 лет ц. Ильи Пророка в Ярославле, 1650-2000 гг.: Ст. и мат-лы. Ярославль, 2001. С. 128). В 1696 г. для ц. прор. Илии был заказан новый резной иконостас в стиле московского барокко. Тогда же любимый моленный образ Скрипиных получил большую живописную раму с 28 клеймами, на 16 из которых подробно изображена история чуда от иконы «Знамение» новгородского варианта, где М. А. назван Романом. Сын блгв. кн. Андрея Боголюбского изображен юношей в 2 композициях рамы. В 5-м клейме блгв. кн. Андрей посылает сына в поход на Новгород (надпись на поле: «И посылает кн[я]зь с[ы]на своего Романа и вси поидоша на свою погибель»). Молодой княжич в красном кафтане и черной шубе с золотым орнаментом и красным воротником, в красных сапогах предстоит перед отцом, за ним многочисленное войско. В 6-м клейме, где собранное войско «покашашеся итти на предреченный великии Нов град», сын блгв. кн. Андрея, одетый в черную рубаху, красные шубу и шапку с черной меховой опушкой, скачет впереди дружины на белом коне. В др. клеймах нет воинов со знаками княжеского отличия.

http://pravenc.ru/text/2564280.html

После того как Нижний Новгород стал столицей наместничества в 1779 году, в городе произошли сильные изменения, которые затронули и храм Илии-пророка. В 1874 году по проекту архитектора И. . Кострюкова у Ильинской церкви перестраивается трапезная палата. Кроме того, в это же время храм из одноглавого становится пятиглавым. Таким, с незначительными изменениями, он дошел до настоящего времени. Богослужения прекращены в 1932 году, до 1995 года в храме была пекарня, в результате деятельности которой здание было приведено в аварийное состояние. Богослужения возобновлены в 1995 году. В настоящее время ведутся восстановительные и ремонтные работы. Источник: сайт Нижегородской митрополии http://www.nne.ru/parish.php?id=302 В древние времена стояла здесь деревянная церковь во имя св. прор. Илии, построенная в 1506 г. в память избавления города от татар и ногайцев под предводительством Махмета Аминя, сделавших нападение в 1505 г. Вместо этой обветшавшей церкви построена была в 1655 г. каменная Ильинская церковь, сохранившаяся после многих переделок до настоящего времени. Страдая неоднократно от пожаров, напр. в 1715 и 1762 гг., Ильинская церковь была несколько раз обновляема, кроме того, в 1875-77 гг. она была расширена и обращена в трехпрестольную, а в недавние годы была хорошо украшена и внутри. В ней три престола: главный – во имя св. прор. Илии и придельные в трапезе: на правой стороне – во имя св. апост. Андрея Первозванного и вмч. Пантелеймона, а левый – во имя св. вмч. Мины и св. Семи Отроков. В Ильинской церкви находится древняя глубоко чтимая чудотворная икона св. Семи Отроков Ефесских и напрестольный крест с мощами святых 1794 г. М. Добровольский «Краткое описание Нижегородских церквей, монастырей и часовен», Нижний Новгород. Типография Губернского Правления, 1895 г. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=01402

Ильинское (Апраксинское с/п). Церковь Казанской иконы Божией Матери. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Село Ильинское впервые упоминается в 1596 г., когда оно принадлежало Анастасиину Ризоположенскому монастырю в Костроме (в его владении оно оставалось вплоть до 1764 г.). Судя по названию села, церковь в нем изначально была посвящена св. прор. Илье. По-видимому, в начале XVII в. церковь сгорела и на 1723 г. Ильинское числилось как “деревня, что было село Ильинское”. В 1636 г. в Ильинском вновь построили деревянную церковь во имя св. прор. Илии. В начале XVIII в. в селе стояла Ильинская церковь с Никольским приделом “о дву главах деревянная”. Взамен деревянного в начале 20-х гг. XIX в. был возведен небольшой каменный одноглавый храм с двухярусной колокольней, освященный в 1826 г. Главный престол в каменном храме посвятили Казанской иконе Божией Матери и вместе с двумя престолами, перенесенными из деревянной церкви, их стало три: 1) в холодном четверике – в честь Казанской иконы Божией Матери, в теплой трапезной 2) правый – во имя св. прор. Илии, 3) левый – во имя свт. Николы. Храм в Ильинском относится к числу тех немногих церквей на территории района, которые в советское время не были закрыты. В 2002 г. к нему приписали Покровскую церковь в с. Жданове, свыше полувека простоявшую заброшенной. http://kostromka.ru/zontikov/churchland/1.php Кирпичная церковь, освящённая в 1826. Двусветный четверик со скругленными углами, перекрытый купольной кровлей с главкой, с двухпридельной трапезной и двухъярусной колокольней. В трапезной, сооружённой во 2-й четв. XIX в., Никольский и Ильинский приделы. Не закрывалась. http://temples.ru/card.php?ID=24553 Богородицкая церковь каменная, с таковою же колокольнею, построена в 1826 г. тщанием прихожан. Церковь с прилегающим к ней приходским кладбищем обнесена каменною оградою. Престолов три: в холодной – в честь Казанской иконы Божией Матери, в теплой правый – во имя св. пророка Илии, левый – во имя св. Николая Мирликийского.

http://sobory.ru/article/?object=54089

Байкалово. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Покровская церковь Карта и ближайшие объекты Покровская церковь, каменная, трехпрестольная. Заложена в 1779 г. Левый придел в честь Рождества Христова, освящен 24 июня 1797 г. Переименован в честь рождества прор. Иоанна Предтечи 14 декабря 1882 г. Главный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы, освящен 1 октября 1800 г. Вновь освящен 30 мая 1883 г. Правый придел во имя прор. Илии, освящен 30 сентября 1880 г. Байкаловский приход возник в начале XVII-ro века. Первая церковь в селе была во имя Рождества Христова. Её история не известна, но упоминания о ней относятся к 1710 году. В начале XVIII-ro века построена деревянная во имя пророка Илии, которая во время одного из пожаров сгорела. Вместо нее байкаловцы вновь построили деревянную Ильинскую же церковь. Но уже в 1779 г. недалеко от нее был заложен каменный храм с двумя приделами – главным в честь Покрова Божией Матери (освящен в 1800г) и северным Рождества Христова (освящен в 1797г.) В 1819 г.  был освящен еще один придел в колокольне в честь Рождества Иоанна Крестителя. В 1860г. деревянная церковь пророка Илии была разобрана. Но прежде был построен и в 1858г. освящен новый придел храма в честь пророка Илии. С 1879г. по 1882г. была  предпринята перестройка храма.  Он  был  перестроен почти  полностью, значительно  расширен и поднят,  упразднен придел в колокольне,  а  северный  придел переименован в честь Рождества Иоанна  Предтечи.  От перестройки  сильно изменился и внешний вид храма. После перестройки приделы были заново освящены. Главный из них был освящен в 1800 году. Высота колокольни со шпилем достигала 51 метр, главный колокол по воспоминаниям старожилов было слышно за 7 верст в д. Малковой. К этому времени храм строился уже не только на пожертвования прихожан. У церкви были магазины и лавки, выручка которых употреблялась на благоустройство храма. Священники  же получали жалование из государственной казны. К революции 1917г. в Байкалово служили уже три священника, которым помогали диакон и три псаломщика.  Сложились прочные традиции проводить ярмарки: трёхдневную к Празднику Крещения (19 января), недельные к Покрову  (14 октября) и Рождеству Иоанна Предтечи (7июля) 

http://sobory.ru/article/?object=12667

Стена храма, в галерее, расписана событиями из жизни святых; одна картина представляет крестный ход вокруг Московского кремля. С восточной стороны храма устроена в 1847 г. каменная ограда, забранная деревянными решетками. Нижняя церковь во имя прор. Илии с приделом во имя иконы “Взыскание Погибших”. Стены в нем толстые, около 2 арш.; в передней части арка выведена неправильно; в алтаре глубокие котловые своды. Церковь расписана в 1861 г., и в 1896 г. живопись поновлена. Придел сооружен в 1861 г. усердием Чистоклетовых. В нижнем храме над аркой пролета для царских врат находится деисус, который имеет еще изображение Николая Чудотворца рядом с Предтечей. Это одна из старинных икон храма; А.И. Успенский относит ее к XVI в. Иконостас храма XIX в.; прежние царские врата хранятся в кладовой храма. В иконостасе обращает внимание большой искусной иконописи образ Рождества Христова. “Вместо обычной пещеры на этом образе представлено высокое бревенчатое здание, внутри которого внизу пред младенцем в яслях Богоматерь, Иосиф, 2 пастыря и два коленопреклоненных ангела. Сзади этой группы у яслей стоит взнузданный конь с волом. Кроме бревенчатого здания, на заднем плане иконы изображены другие здания, стоящие вдалеке на высокой горе, где видны и волхвы, приближающиеся на конях”. Также редки по сюжету иконы: “Видение лествицы”, “Исцеление расслабленного” и Благовещение. Есть и крест с частицами мощей святых, иконы из кипарисового дерева — св. Власия, Сильвестра с частицами мощей. Храмовый образ пр. Илии относят к XVI в.; его чтут и старообрядцы. Образ (1 1/2х1 1/4 ар .) в сребровызолоченной ризе (1853). Пророк изображен сидящим на камне с посохом, в хитоне и в верхней одежде из козьих кож. В верхнем углу иконы поясные изображения св. Василия и Анастасия. Полагают, что это христианские имена строителей храма. Предание приписывает образ кн. Симеону. Верхний храм холодный во имя Казанской иконы Богоматери. Он также расписан живописью византийского стиля; сюжеты взяты из жизни прор. Илии и других пророков. Картины же шатровых сводов изображают “страсти Господни” и служат как бы дополнением к иконостасу, пятым его “страстным” ярусом, бывавшим в иконостасах старинных храмов. Живопись в алтаре 1840 г., а в трапезе 1855 г. (В трапезе в 1833 г. обрушились своды и тогда же исправлены).

http://sobory.ru/article/?object=24750

Вышний Волочёк. Казанский монастырь. Домовая церковь Илии Пророка и Пантелеимона Целителя. Домовая церковь в новом больничном корпусе Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Устройство больничного корпуса в обители составляло последнюю предсмертную заботу Е.Н. Сивохина. Здесь предполагалось помещать больных из монашествуюших и престарелых, неспособных по слабости сил к послушаниям. Больничный корпус с богадельней располагался с правой стороны от большой колокольни, если смотреть изнутри монастыря. Это было двухэтажное здание, внизу каменное, вверху деревянное, длиной 50 м и шириной 17 м. Низ обработан на углах рустом, наличники прямоугольных окон имеют высоко поднятые сандрики-полочки. Окна второго этажа украшены скромным резным орнаментом, а под венчающим карнизом проходит резной пояс. Монастырская больница имела даже свою операционную. На втором этаже больничного корпуса размещался храм во имя прор. Илии и вмч. Пантелеимона. Освящение больницы совершилось 28 октября 1889 года. После праздничной службы в честь мученицы Неонилы, совершенной в колокольном храме, все присутствующие перешли в больничный корпус, где уже располагались больные. Перед освяшением о. Прокопий Березин произнес проникновенную речь. Затем было совершено молебствие с водоосвящением и окроплены святой водой все помещения корпуса. Святой храм в больничном корпусе во имя прор. Илии и вмч. Пантелеймона был освящен 27 мая 1890 года. Иконостас длиной девять и высотой около трех метров был украшен золоченными колоннами. Он и все принадлежности храма были перенесены из бывшей пещерной церкви, находившейся внизу под сводом Казанского собора. Под сводом Казанского собора, на пожертвования Тверского купца Н.А. Богданова, была устроена так называемая пещерная церковь во имя пророка Илии. Но впоследствии службы в этом подземном храме были прекращены из-за сырого и удушливого в нем воздуха. По материалам изданий: Сказание о Вышневолоцком Казанском женском монастыре. - СПб.: Православный фонд В. Пикуля, 1997. Памятники архитектуры Тверской области. Каталог. Кн. 2./Ред. Г.К. Смирнов. - Тверь; Книжно-издательский отдел ОАО " Тверское княжество " , 2002. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=54519

Прав. Иоанн Кронштадтский в 1899 г. дал благословение и предоставил пожертвование на приобретение 1000-пудового колокола для обители. Колокол, отлитый в Москве на заводе братьев Самгиных, 3 марта 1899 г. прав. Иоанн освятил в Кронштадте. 21-22 авг. 1903 г. он гостил в пустыни. К 1908 г. в М. п. проживали 108 монахов и 145 послушников. В обители работала иконописная мастерская, с 1911 г. находился больничный корпус с домовым храмом во имя прор. Илии. В годы первой мировой войны в М. п. оказывали помощь раненым бойцам, при обители существовал приют для детей-сирот; в 1915 г. была открыта бесплатная столовая. Настоятельский корпус с ц. во имя прор. Илии. Фотография. 2013 г. Настоятельский корпус с ц. во имя прор. Илии. Фотография. 2013 г. В дек. 1917 г. на М. п. совершили нападение вооруженные солдаты. 15 февр. 1919 г. в М. п. прибыла комиссия Путивльского ревкома с отрядом красноармейцев, задачей к-рых было изъять монастырские ценности. Но удалось вывезти лишь некоторые ценности, большинство святынь и предметов утвари монахи спрятали. В февр. 1920 г. в Путивльском, в Рыльском и во Льговском уездах Курской губ. крестьяне, возмущенные политикой продразверстки, подняли восстание, к-рое было жестоко подавлено. Настоятеля и братию М. п. обвинили в том, что они якобы укрывали его участников в мон-ре. Последовали выводы о «неблагонадежности и враждебном отношении к советской власти» братии и игумена, на основании чего пустынь была упразднена. Часть братии перешла в Б. Молченский монастырь (закрыт в 1929), другие насельники стали жить в окрестных селениях. Известно, что иером. Амфилохий (Вислобоков) проживал в с. Берюх (ныне Руднево), иером. Даниил (Титаренко) - в Нов. Слободе. После изгнания насельников в зданиях на территории М. п. разместили детей, вывезенных в голодный 1921 г. из Поволжья, через год детдом реорганизовали в детскую трудовую колонию. В годы Гражданской войны в Испании (1936-1939) в корпусах упраздненного мон-ря проживали и вывезенные испан. дети. В 1926 г. по просьбе директора Путивльского краеведческого музея П. М. Коренева в трапезной церкви М. п. был открыт филиал музея. В 1932 г. в селе был закрыт последний приходский храм Рождества Пресв. Богородицы, клирик к-рого иером. Даниил (Титаренко), бывш. насельник М. п., служил в ветхой крестьянской хате.

http://pravenc.ru/text/2564084.html

Ильинское. Церковь Илии Пророка. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Историческое местоположение: Устюжский уезд, Вологодская губерния. Ратмировская (Ратмеровская) Ильинская церковь, что на Никитиной горе в Палемской волости. Сначала церкви строились деревянные и не раз горели. Одна из церквей сгорела во время большого пожара 1713 г. Каменная двухэтажная церковь построена по грамоте, данной 10 апреля 1777 г. епископом Великоустюжским и Тотемским Иоанном, вместо ветхой деревянной. Она строилась иждивением устюжского купца Петра Якимовича Бестужева и сына его Ивана. Строительство было завершено в 1789 (1781?) г. Престолы в честь: прор. Илии - главный, Святой Троицы, свт. Николая Мирликийского. Новоустроенный каменный придельный храм во имя свт. Николая Чудотворца освящён 28 декабря 1878 г. Тёплый храм во имя прор. Илии освящён 17 февраля 1881 г. Местоположение: на 1755 год - Ратмеровская волость, в Сольвычегодском уезде; на 1859 год - погост Ратмеровско-Троицко-Ильинский, во 2-м стане Устюжского уезда. В 1868 г. при церкви числилось 1425 человек. Источник: Православные приходы и монастыри Севера Местоположение: на 1755 год - Ратмеровская волость, в Сольвычегодском уезде; на 1859 год - погост Ратмеровско-Троицко-Ильинский, во 2-м стане Устюжского уезда; сейчас - с. Ильинское, Покровское с/п. Имелась часовня при д. Чигра, возобновлённая в 1868 г. В 1868 г. при церкви числилось 1425 человек. Приписная Ратмировская Богородская церковь строилась в 1752-1778 г.г., колокольня построена в 1891 г. Каменная, двухэтажная. Колокольня до 12,5 сажен высоты. Престолы в честь: Рождества Пресвятой Богородицы - главный, прпп. Зосимы и Савватия, свт. Афанасия Великого, прп. Онуфрия Великого и вмч. Пантелеимона Целителя. Зосимо-Савватиевский придел был сооружён стараниями крестьянина Тимофея Бабкина, по обету, данному во время эпидемии лихорадки, длившейся пять лет с 1848 по 1852 г. После постройки престола эпидемия прекратилась. В 1788 г. при церкви числилось 722 человека. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Церковь рухнула 19 мая 2001 года. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=03709

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МЕНЗЕЛИНСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОГО ПРОРОКА ИЛИИ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Мензелинский Ильинский мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в. Мензелинский Ильинский мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в. Находился в г. Мензелинске Оренбургской (с 1865 Уфимской) губ. (совр. Республика Татарстан). 1836-1917 гг. Основан как жен. община в 1836 г. Е. Ф. Собиной ( 21 сент. 1881), дочерью мещанина г. Мензелинска. В 1831 г. по совету духовника Собина побывала у прп. Серафима Саровского, который благословил ее на устроение обители. Ок. 1836 г. Собина приобрела дом близ мензелинского Николаевского собора. В доме поселились девицы и вдовы, желавшие посвятить себя монашеству. Они пели на богослужениях в соборе, выпекали просфоры. Когда собрались 12 сестер, дом стал тесен, и в кон. 40-х гг. XIX в. по приглашению прот. Александра Шильнова община поселилась при деревянной ц. во имя прор. Илии, принадлежавшей собору, на месте бывш. кладбища. 28 окт. 1855 г. община была официально принята «в ведение и покровительство духовного и гражданского начальств» с оставлением ее при собственных средствах содержания, без пособия от казны. В постановлении Синода отмечалось, что существующая уже более 15 лет в Мензелинске община «служит приютом для вдов и сирот и имеет полезное влияние на духовно-нравственное состояние народа». В ведение общины был передан храм прор. Илии. Храм был построен в 1799 г. по благословению 1-го еп. Оренбургского и Уфимского Амвросия (Келембета) на средства мензелинского городничего И. И. Микунова. За общиной были закреплены 127,5 дес. земли со всеми постройками, переданные Собиной и мещанкой Мензелинска Д. А. Реутовой, а также 30 дес., пожертвованные в пользу обители Шильновыми - сыновьями умершего прот. Александра. Содержание общины обеспечивали также доходы от трудов сестер и проценты на вклады (до 400 р. серебром). На содержание причта 6 тыс. р. серебром пожертвовал елабужский купец И. Г. Стахеев. Начальницей общины была утверждена Собина, принявшая монашеский постриг с именем Евгения, казначеей назначена Реутова, поступившая в общину в 1843 г. и ставшая ближайшей сподвижницей основательницы.

http://pravenc.ru/text/2562980.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010