Над погребением святого в мон-ре стояла палатка (часовня) - «каменное со сводами здание, покрытое деревянной чешуйчатой крышей». Часовня неоднократно перестраивалась, в описи 1752 г. она названа зап. папертью Борисоглебского собора (ГАЯО. Ф. 582. Оп. 1. Д. 1000. Л. 36 об.; Мельник. 1992. С. 78, 101). Рака, согласно старейшей сохранившейся описи Борисоглебского монастыря 1748 г., была «медная, кованая, чеканная, золоченая с серебром, вкруг же тоя раки - решетка железная. На гробе - образ преподобнаго Иринарха, писан на красках, в возглавии Спасов образ» (ГАЯО. Ф. 230. Оп. 1. Д. 1078. Л. 80 об.- 81 об.). 11 июля 1808 г. в гробничной палатке случился пожар, пострадало Евангелие, находившееся на раке (ГАЯО. Ф. 230. Оп. 1. Д. 3423). В 1810 г. вместо палатки был возведен придел во имя прор. Илии, освященный 15 авг. Ярославским и Ростовским архиеп. Антонием (Знаменским) , в приделе установили раку И., украшенную покровом с изображением креста и пеленами (Там же. Ф. 245. Оп. 1. Д. 36. Л. 17, 36 об., 40), здесь же хранились Евангелие и часть вериг И.: «...три креста больших медных с цепями железными, поясных три креста медных небольших» (Там же. Ф. 230. Оп. 1. Д. 1078. Л. 80 об.- 81 об.; Мельник. 2003. С. 166). Над ракой размещалась житийная икона И. и икона Покрова Пресв. Богородицы. Еще одна житийная икона И. находилась над входом в придел. В 1830 г. крест И., к-рым святой, по преданию, благословил кн. Пожарского, был украден (ГАЯО. Ростовский фил. Ф. 245. Оп. 1. Д. 152. Л. 14 об.). Изображение копии этого креста, хранившейся в Даниловом во имя прп. Даниила Столпника московском мон-ре , приведено в книге архим. Амфилохия ( Амфилохий (Сергиевский-Казанский). 1874. Прил. Л. 1). В 1837 г. медная рака над мощами И. была частично высеребрена и позолочена за счет настоятеля мон-ря архим. Рафаила. В том же году фасад придела расписали клеймами с изображением Господа Саваофа, прор. Илии, И., святых Бориса и Глеба. В 1848 г. на средства благотворителей была сделана чеканная посеребренная риза для верхней доски раки И., в 1876 г. на средства петербургского купца Е. С. Озерова изготовили новую раку, в 1905 г. обновили сень над ракой (ГАЯО. Ростовский фил. Ф. 245. Оп. 1. Д. 334. Л. 3 об.- 4). К могиле И. приходили паломники из Москвы, Ярославля, Переславля, Кашина, Суздаля.

http://pravenc.ru/text/673961.html

Место было выбрано в лесу на берегу р. Вотха (Ветха), где иноками была обретена на дереве икона Успения Богоматери (по др. версии, образ иноки принесли с собой и, выбрав место для обители, укрепили его на большом дубе). В 1543 г. по благословению митр. Московского свт. Макария иноки основали мон-рь, тогда же А. П. был поставлен на игуменство. Святой сам принимал участие в украшении деревянной ц. во имя Успения Богоматери (заложена 17 мая 1543), поскольку был искусным иконописцем, изучившим это ремесло еще в Корнилиевом Комельском мон-ре. А. П. приписывают авторство чудотворной иконы Успения Богоматери - главной святыни Адриановского мон-ря. В житии есть рассказ о том, как грабители, ворвавшись в келью игумена, забрали иконы «преподобнаго бывшия и вся орудия ко иконописному художеству потребная, валы же и кисти, в едином ковчежце заключенная, мняще в оном быти злату и сребру... бе бо преподобный иконописец изрядень, и по церковном и келейном правиле в свободное время в писании икон упражнящеся» (в др. списке: «Виде много множьство образцов святых икон, тако же и валов и кистей»). Как иконописец А. П. упоминается в Клинцовском иконописном подлиннике (БАН. 66. Строг. 63. Инв. 2828. Сл. 152). В Великий пост 1550 г., в ночь с 5 на 6 марта, в день памяти 42 мучеников Аморейских, вооруженные крестьяне соседнего с. Белого напали на мон-рь, схватили игумена, отняли деньги, собранные на строительство каменного храма, и после истязаний задушили. Избили иноков, убили старца Давида и унесли из мон-ря все ценности. Тело А. П. бросили на берегу р. Ушломы между селами Белым и Шигорша. Наутро местные жители нашли его и тайно захоронили под полом заброшенной ц. прор. Илии на р. Ухре, а на месте захоронения посадили рябину. В нач. XVII в. дьяк И. Прокопиев поставил на рябину икону св. Параскевы, от к-рой начали происходить чудесные исцеления. Это привело к тому, что люди стали поклоняться дереву. Чтобы исправить положение, И. Прокопиев решил построить на этом месте ц. во имя прор. Илии и св.

http://pravenc.ru/text/63616.html

Смолинское. Церковь Илии Пророка. Пророко-Илиинская церковь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Пророко-Илиинская церковь, каменная, трехпрестольная. Заложена в 1823 г. Главный храм во имя прор. Илии, освящен 11 июня 1847 г. Правый придел в честь Воздвижения Креста Господня, освящен 6 ноября 1877 г. Левый придел во имя вмч. Дмитрия Солунского, освящен 2 ноября 1881 г. Закрыта в 1940 г., сергиевской ориентации. Полуразрушена. Село Смолинское возникло после 1734 года. Деревня Смолина сначала входила в Арамильский приход, затем, до 1765 года, в Покровский. Видимо в этом же году смолинцами принимается решение о постройке собственного храма. Известно, что 5 июля 1770 года протоиерей Феодор Кочнев, приехавший из Екатеринбурга, освятил первый храм села, который был деревянным. В 1822 году церковь сильно пострадала от пожара. После ремонта ее вновь освятили. В следующем, 1823 году, была получена грамота на заложение нового каменного здания храма. Когда фактически был заложен и окончено строительство этого храма – точно неизвестно. Однако левый (северный) придел был освящен ранее главного храма, а именно в районе 1838 года. Придел освятили во имя великомученика Димитрия Солунского. По грамоте преосвященного Аркадия, епископа Пермского, от 11 июня 1847 года местный священник Матфий Попов освятил главный храм во имя пророка Илии. Позднее был пристроен правый (южный) придел, который освятили в 1857 году в честь Воздвижения Креста Господня. Храм неоднократно подновлялся и благоукрашался. Так, например, в 1887-93-х годах был обновлен иконостас в главном храме, а также расписаны его стены. В 1895 году храм был оштукатурен и выбелен. Известно о находившемся в храме деревянном кресте, который особо почитался среди местных прихожан. По преданию, этот крест сделан был из сосны, крестообразно выросшей в Заречной части села. Позже на этом месте была поставлена часовня и устроен колодец, водой которого многие пользовались при различных болезнях. Это место особо почиталось жителями села, и тому были свои предпосылки. В одно время эта часовня и колодец при ней были в запустении. Но случился на селе пожар, который уничтожил все постройки вокруг часовни, не затронув, однако, ее саму. С тех пор ежегодно, в день Воздвижения Креста Господня, при многочисленном стечении народа стал совершаться от Смолинского храма к часовне Крестный ход с тем самым почитаемым крестом. После хода совершался молебен и освящалась вода в колодце.

http://sobory.ru/article/?object=11118

Пировы-Городищи. Церковь Сергия Радонежского. Церковь. Действует.   Престолы: Сергия Радонежского Год постройки:1806. Адрес: Владимирская область, Вязниковский район, с. Пировы Городищи Координаты: 56.226587, 42.257105 Проезд:Из райцентра Вязники восточный выезд на Нижний Новгород, сразу после городского кладбища левый поворот на север и указатель Пировы Городищи, далее 3км. Левый поворот со скоростной автомагистрали М7 к Пировым Городищам крайне неудобен, т.к. устроена сплошная разделительная полоса в виде барьера и стоит знак " Ближайший разворот через 28км " . Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Село Пировы Городищи находится в 6 верстах от уездного г. Вязники и в 110 верстах от г. Владимира. До 1764 г. село Пировы Городищи принадлежало Троице-Сергиеву монастырю; приложено оно было в монастырь еще в XVI ст. В патриарших окладных книгах под 1656 г. отмечена «церковь Сергия Чудотворца в вотчине Троицкого Сергиева монастыря в Пировых Городищах». Писцовые книги тех же годов добавляют, что эта церковь была «древяна вверх, строение приходских людей. При церкви был священник, дьячок, пономарь и просвирня, в селе двор монастырский, 2 двора бобыльских, в приходе 13 дворов крестьянских, 5 дворов бобыльских…» По переписным книгам 1678 г. в селе Пировых Городищах значится двор монастырский, 8 дворов детенышей монастырских, 13 дворов крестьянских и 2 бобыльских. В 1695 г. в Пировский приход были приписаны жители деревень: Щекина, Секерина, Каширина, Головина и Марьина, бывшие дотоле в приходе к церкви Бориса и Глеба за Великим озером. Крестьяне мотивировали свой переход в другой приход тем, что «прежняя их приходская церковь от них отделена за великими водами и поп у них один за водяным путем со всякою церковною потребою ходить к ним не успевает, а во время половодья у них лежат больные многое время без исповеди и св. причастия и роженицы без молитвы». В 1706 г. в Пировых Городищах был построен и освящен теплый деревянный храм во имя св. прор. Илии, а в 1711 г. была построена вновь и церковь во имя преп. Сергия. В 1806 г., вместо этих двух деревянных церквей, построен в Городищах существующий в настоящее время каменный храм. Престолов в этом храме три: главный – во имя преп. Сергия Радонежского, в приделах теплых – во имя св. прор. Илии и в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно; чего-либо достопримечательного по ценности или древности в церкви не имеется.

http://sobory.ru/article/?object=03800

23 июля 1819 г. благочинный Зубцовского уезда, погорельский священник Иоанн Андреев доложил Тверскому архиепископу Филарету о том, что церковь во имя святого пророка Илии " пришла уже в совершенную ветхость " и вновь просил разрешение на постройку новой каменной. На этот раз разрешение было получено незамедлительно. В ответном указе от 12 августа того же года предписывалось: " В означенной деревянной церкви святой престол разобрать порядочно, и по разбирании оный сжечь и пепел пустить в реку, их верхних же престольной одежд, если они не ветхи сделать церковные пелены, а если ветхи,то и оные сжечь же и пепел пустить в реку, после чего из оной иконостас и все церковное имужество перенесь в новую каменную церковь, а потом деревянную церковь разобрать по надлежащему и лес употребить единственно токмо на топление в новопостроенной каменной церкви печи " . Главным попечителем строительства стал помещик села Вахново Федор Ильич Ладыженский. Здание церкви было закончено в 1819 г., и тогда же протоиереем тверского кафедрального собора Иваном Алексеевичем Синицыным был освящен придел в честь св. Николая Чудотворца. Главный престол в честь св. Ильи Пророка был освящен тем же протоиереем в 1821 г., и только в 1837 г. был закончен и освящен придел с честь св. Иоанна Воина. Расположение престолов было таково: в центре главный - в честь св. пророка Илии, справа от него - в честь св. Николая Чудотворца, слева - в честь св. Иоанна Воина. До 1839 г. Ильинская церковь считалась кладбищенской, хотя и после этой даты около нее продолжали хоронить. Согласно описи церковного иммущества, проведенной в 1846 г. и подправлявшейся позже, Ильинская церковь имела следующий вид: " Длиною со стенами и алтарем 16 саж. 1 аршин, шириной 5 саж. 2 аршина (34,79 х 11,98 м). Стены и купол были окрашены желтой краской. В 1865 г. главы церкви были перекрашены голубой краской и по ним набиты золотые звезды. На восточной стене снаружи против горнего места написан на масле иконного письма храмовый образ св. прор. Илии, а выше окон написаны лики святых праотцев. С южной стороны выше входа и средних окон в арке написан Иисус Христос, учащий на горе с предстоящими при нем слушающими. С северной стороны выше входа и в арке написан Вход Господень в Иерусалим. Сверх сего стены внутри расписаны разными св. изобрадениями... Пол в церкви и алтарях деревянный, окрашен желтой краской. Во всей церкови 30 окон, в верху - 8, во втором поясе - 6, внизу - 16 " .

http://sobory.ru/article/?object=09700

Образ христианского святого Илии Пророка после Крещения Руси вытеснил из сознания культ языческого божества грома и молний, дождей и ветров, покровителя земледелия и животноводства Перуна, который в древности праздновали в этот же день. В представлении русских людей этот святой получил те же внешние отличительные черты, которыми ранее наделялся Перун (тем более что они во многом совпадали с тем, что говорилось об Илье Пророке в Библии ). В древних церковных месяцесловах память этого пророка обозначается обыкновенно так: «Святое восхождение пророка Илии», или, как нередко также замечается в летописях, «Огненное восхождение св. Пророка Илии». Русские люди с глубокой древности привыкли особенно благоговеть пред этим угодником. Известно, напр., из Нестеровой летописи, что еще в дохристианскую эпоху в Киеве существовала церковь во имя Св. Илии Пророка. По русским поверьям, св. пророк Илия является могучим и грозным распорядителем самых страшных и благодетельных сил природы. Он посылает на землю молнию, гремит по небу, разъезжая в своей колеснице, карает темные адские силы, низводит на поля дождь и дает им плодородие. Вот как в русских старинных сборниках объясняется молния: «Молния есть сияние огня сущаго вверху на тверди; небесный же огонь, то ты разумей огнь сущий, его же Илия молитвою сведе на полена и на всесожжение, сего огня сияние есть молния». В одной из бесед XV в. между некими Епифанием и Андреем читаем: «Епифаний рече: по праву ли сие глаголют, яко Илия Пророк есть на колеснице ездя гремит, молния пущает по облакам и гонит змия? Святый же рече: не буди то, чадо, ему тако быти, велико бо безумие есть, еже слухом приимити; человецы бо умовредни суть, да по своему безумию написали. Илия бо на небеса не взыде, ни на колеснице сидит, благодать имея на дожди; да ся молить Богу, да в годину бездождия, дабы Бог дал на землю дождь». Русские иконописцы на лубочных картинах писали прор. Илию сидящим на колеснице с огненными колесами, которая окружена была со всех сторон пламенными облаками и запряжена четырьмя крылатыми конями.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Выставка (Пачеозерский с/с). Церковь Михаила Архангела. Пачеозерская Михаило-Архангельская церковь Карта и ближайшие объекты Современное местоположение: д. Выставка, Сольвычегодское м/о, Котласский р., Архангельская обл. Историческое местоположение: Сольвычегодский уезд, Вологодская губерния. Михаило-Архангельская церковь была основана не позднее 1622 года, когда был построен храм по грамоте митрополита Ростовского Варлаама. Церковь Архангельская в Пачеозерской волости Сольвычегодского уезда упоминалсь в Окладной книге монастырей и церквей Великоустюжской епархии 1755 года. Каменная Михаило-Архангельская церковь строилась с 1801 г. Престол во имя прор. Божия Илии освящен в 1809 г., во имя во имя свт. Николая Чудотворца - в 1816 г., во имя Тихвинской иконы Матери Божией - 12 июня 1852 г. Позднее освящены престолы во имя Архистратига Михаила и сщмч. Власия. Повторно престолы освящены: во имя прор. Божия Илии - 3 октября 1865 г., во имя Архангела Михаила - 26 июня 1867 г., во имя свт. Николая - 29 сентября 1868 г. Колокольня в одной связи с церковью, со шпилем, крытый белым железом. Церковная ограда с железными решётками и кирпичными столбами. В 1788 г. при Пачеозерской церкви числилось 1104 человека, в 1868 г. - 2658. Приходское попечительство открыто в 1873 г., председателем избран крестьянин Иван Дементьев. В ночь на 8 февраля 1891 г. сильным ветром с запада сорвало половину железной крыши с придела Тихвинской иконы Божией Матери, причём повредило стену храма и решетение. Убыток составил до 100 рублей. В следующую ночь ветром сорвало крыши с Яренской Покровской и Вотчинской Богородской (Усть-Сысольский уезд) церквей. ВЕВ. 1865, с. 195; 1867, с. 340; 1868, с. 508; 1873, с. 454; 1891, с. 109; 1912, с. 277. Дополнения к статье Савваитова П.И. Об учреждении Вологодской епархии//ВЕВ. 1865. Прибавления. - С. 202. С-в Н. (Суворов Н. И.). Несколько топографических и статистических сведений о бывшей Великоустюжской епархии.//ВЕВ. 1872. Прибавления. С. 520. Церковно-историческое описание 1854 г.

http://sobory.ru/article/?object=15972

Среди настоятелей почитался игум. Тихон (Ципляковский; † 23 дек. 1896), духовный писатель, возглавлявший обитель с 1884 г. В 1886 г. по состоянию здоровья он переселился в Вышенский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь , где стал духовником свт. Феофана Затворника (Говорова). В 1886-1888 гг. Л. м. возглавлял архим. Полиевкт (Пясковский), в 1887 г. разобравший и описавший монастырский архив. В 1892 г. в Л. м. поступил иером. Порфирий (Иванов), автор исторического описания обители (1895). В 1905 г. игум. Порфирий был назначен временно исполняющим должность настоятеля, а в 1907 г. утвержден в должности. Во время его настоятельства в Л. м. поступил иером. Филарет (Аплиев), впосл. духовник братии. Ок. 1850 и в 1861-1875 гг. в Л. м. проживал о. Феодосий (Попов; † 1903), впосл. игумен, насельник скита Оптиной в честь Введения во храм Пресв. Богородицы пуст. , автор «Записок… о своей жизни», опубликованных писателем С. А. Нилусом ( Нилус С. А. Сила Божия и немощь человеческая. Серг. П., 1992. С. 104-200). Храмы и другие постройки В писцовой книге 1627-1628 гг. упомянута деревянная «клетцки» ц. во имя Св. Троицы с приделом св. прор. Илии, построенная на средства «тое пустыни пустынников и строителев Савелья да Захарья да черново священника Иосифа и всей братьи» и прихожан. В храме стояли «деисусы на тяблех да двои Царские двери с столбцы и с сеньми», имелись чтимые местные иконы Св. Троицы и св. прор. Илии «с венцы», «воздвизальной» деревянный крест, обложенный серебром. Мон-рь окружала деревянная ограда со св. воротами, «а на них деисус на празелени... А под церковью и под кладбищем и под монастырем и под кельями по мере земли вдоль сорок сажен, поперег дватцать пять сажен. А городьба около того монастыря тын стоячей. А питаютца того монастыря братья и белцы Христовым имянем». Каменное строительство в Л. м. началось в 1642 г., когда игум. Манасия заложил Троицкий собор. В 1659 г. татары сожгли посад и слободы Лебедяни, пострадала и обитель. В 1665 г. каменный собор был возведен и 1 июня 1666 г. освящен игум. Дионисием. Царь Алексей Михайлович пожаловал в иконостас собора местные иконы «в древнегреческом стиле, обложенные золоченым чеканным серебром, с такими же цатами и венцами, украшенными цветными камнями, и небольшую аналогийную икону Пресвятой Троицы в таком же дорогом украшении». В кон. XVII в., при игум. Филарете, завершили отделку собора, выполнили росписи. На 1683 г. в храме упоминаются «царские двери с сенью и с столбцы» и запрестольный образ Пресв. Богородицы, к-рые были присланы в Л. м. по указу патриарха.

http://pravenc.ru/text/2463211.html

Исполненный в стиле украинского барокко, 1-главый Введенский храм датируется 70-80-ми гг. XVIII в. (в разных источниках: 1770, 1778, 1780, 1788). Прежний одноименный храм, построенный Анной Бриславской, был деревянным и сгорел в 1756 г. Северо-западнее Введенской церкви, у северного звена ограды, в 1814 г. возведена 3-ярусная колокольня. Севернее Введенского храма расположен 2-этажный корпус, устроенный в 1998-2000 гг. на руинах трапезной церкви св. прор. Илии, которая была создана в нач. XIX в. и расширена в 1846-1850 гг. с добавлением придела свв. жен-мироносиц. 2 более ранних деревянных храма св. прор. Илии стояли восточнее Введенской церкви, при этом один был поставлен при Анне Бриславской, другой – в 1757 г. Юго-западнее Введенской церкви в 2006-2008 гг. построен 2-этажный Игуменский корпус. На светском участке, южнее Введенского храма, вдоль ул. Богуна протянулся большой 3-этажный корпус, нижний и средний этажи которого построены в 1857 г. (верхний – надстроен в советское время, когда здание было отдано под гражданские квартиры, существующие поныне, кроме нескольких комнат, выделенных монастырю в кон. 1990-х гг.). Святыни [ править править код ] В числе святынь обители – датируемый XVI в. список Толгской иконы Божией Матери (подарен в 2000 г. игуменией Толгского монастыря Варварой, уроженкой Черниговщины) и написанный в 1885 г. на Святой Горе Афон список иконы Божией Матери «Достойно есть» (подарен в 2002 г.). Престольные праздники [ править править код ] Введение во храм Пресвятой Богородицы - 4 декабря Празднование в честь Толгской иконы Пресвятой Богородицы — 8 (21) августа Празднование в честь иконы Пресвятой Богородицы «Достойно есть» — 11 (24) июня Местонахождение [ править править код ] Монастырь расположен восточнее территории Старого города, в бывшем предместье Авдеевке (которое заселялось с XVII в. и носит имя своего 1-го жителя). Историческая территория монастыря – городской квартал, протянувшийся с запада на восток и ограниченный с севера ул. Авдеевской, с запада – безымянным переулком и сквером, с востока – пер. Школьным, с юга – ул. Ивана Богуна.

http://azbyka.ru/palomnik/Введенский_жен...

В начале XVIII ст., кроме Успенской церкви, в селе существовала, как видно из сохранившейся храмозданной грамоты 1767 г., другая деревянная церковь с престолом в честь св. и чудотв. Николая; время первоначального ее построения неизвестно. В 1727 г. 7 февраля по прошению Успенской церкви попа Федора с прихожанами дан был из св. Синода указ о строении в селе новой деревянной церкви в честь Успения Божией Матери, вместо бывшей обветшавшей; церковь эта была построена и освящена в следующем 1728 г. Обе деревянные церкви, Успенская и Николаевская, стояли в селе до 1767 г., а в этом году Николаевская церковь за ветхостью была упразднена и на ее месте, по благословению преосв. Павла, епископа Владимирского и Муромского, усердием прихожан положено было основание каменной церкви в честь Успения Божией Матери с теплым приделом во имя св. и чудотв. Николая. Теплый придел окончен строением и освящен в 1772 г., а холодный Успенский престол освящен в 1777 г. В 1792 г., по благословению преосв. Виктора, епископа Суздальского и Владимирского, прихожане в теплой церкви построили другой придел с престолом в честь св. прор. Илии. Колокольня при церкви и ограда - каменные. Из священных предметов, имеющихся в холодной церкви, особого внимания заслуживают св. иконы Господа Вседержителя, украшенная серебряною ризою с позолоченным венцом, и икона Успения Божией Матери, в серебряной ризе с одиннадцатью сребропозлащенными венцами, гроб Божией Матери и покров оного унизаны китайским крупным жемчугом. Церкви принадлежат здания: каменная ризница, устроенная в 1879 г. на юго-западной стороне церкви, каменная сторожка близ церкви, каменная богадельня за церковною оградою, построенная усердием дворянина Петра Гавриловича Пахомова в 1854 г., каменная часовня среди села, издавна построенная прихожанами в честь иконы Божией Матери «Неопалимой Купины» и деревянная часовня близ кладбища, издавна построенная прихожанами в честь св. прор. Илии. Церковные документы хранятся в целости: копии метрических книг с 1803 г., исповедные росписи с 1829 г.; опись церковного имущества составлена в 1875 г. и хранится в церкви.

http://sobory.ru/article/?object=03512

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010