111 Cod. Theod. XII, XIII, 4 (379 г.). Guldenpenning (Op. cit. s. 72) предполагает, что vicus augusti – одно и то же, что Августа или Августи – место недалеко от Дуная, т. е. на север от Scopis. То же думает и Раушен (Op. cit. s. 40). 112 Socr. V, 6: “Грациан и Феодосий одержали над варварами победы”. Sozom. (VII, 4) говорит еще о союзе. Ср. Chronique de Mischel le Syr., VII, 8. 114 Socr. V, 6; Sozom. H. E. VII, 4. Сократ представляет дело так, что Феодосий спешил в Константинополь, но по болезни остановился в Фессалонике. 116 Socr. V, 6; Sozom. VII, 4; Cedreni Op. cit. p. 552; Chronique de Mischel le Syrien VII, 8 … Когда был крещен Феодосий, можно сказать только приблизительно: не позже февр. 380 г., так как закон (Cod. Theod. XVI, I, 2), изданный 27 февр. 380 г., по Созомену (VII, 4), непосредственно следовал за крещением Феодосия. 121 Ibidem, IV, 31: рядом с этим фактом Zosim передает другой, который совершенно дискредитирует личность Феодосия. Последний, “как будто ничего печального не случилось”, назначил сборщиков податей в Македонию и Фессалию, которые брали не только деньги, но и женские украшения, одежды, о чем даже стыдно говорить. Относиться к этому рассказу можно только скептически, потому что он проникнут явной ненавистью, весь дышит злорадством. 122 Сохранилось известие, будто бы Феодосий в июле этого же года посетил мимолетно и Константинополь. О том, что Феодосий был в Константинополе, свидетельствует Зосим (IV, 32) и закон в июле месяце 380 г. (Cod. Theod. XII, XII, 7). Следующий закон уже был дан Феодосием в Адрианополе (XV, I, 21), затем в Фессалонике (X, X, 13), после – в Сирмии (VII, XXII, II) и наконец снова в Фессалонике (X, X, 14), где император жил до окончательного своего прибытия в Константинополь. Зосим (IV, 33), представляя въезд Феодосия триумфальным, иронически отзывается о победе, но это трудно допустить, а удобнее рассказ Зосима отнести ко второму въезду Зосима и закона (XII, XII, 7) о мимолетном пребывании Феодосия в Константинополе в июле 380 г. считается невероятным, с одной стороны, потому что Сократ (V, 6) в таких чертах изображает триумфальный въезд Феодосия (ноябрь 380 г.), какие говорят о первом посещении Феодосием Константинополя; с другой стороны, и потому, что законы за это время (14 июля – 20 сентября) находятся в противоречии частью между собой, а частью – с другими известиями. См. Rauschen Op. cit. s. 61, особенно s. 61 anm. 6.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

35 Хронология Аммиана Марцеллина относит поход в Африку к 371 году, тогда как большинство исследователей – к 372 г. или к началу 373 г. См. Sievers Op. cit. s. 288; Richter “Das Westromische Reich”, Berlin 1865, s. 392. 39 Кроме Аммиана Марц. о походе Феодосия в Мавританию кратко замечают: Zosim. Hist. IV, 16; Орозий Op, cit. VII, 33; Симмах, l. X, Ep. I; l. X, Ep. 29 (Migne ser. lat. XVIII). 41 Richter. Op. cit. s. 402. Определение года смерти Феодосия-отца имеет очень важное значение, так как от той или другой даты зависит определение года появления в Испании Феодосия-сына. Обычно относят удаление Феодосия “junior” в Испанию к 376 г. (См. Guldenpenning und Ifland Op. cit. s. 55; Tillemont Op. cit. V, 2, p. 445; Goyau “Chronologie de l’empire romaine”, Paris, 1891, p. 553), что приблизительно точно. Аргументация такова: смерть Феодосия-отца несомненно последовала после смерти Валентиниана – см. Иероним “Творения” т. V, русск. пер. Хроника; Oros. VII, 33 (Adversum paganos). Смерть же Валентиниана, по более вероятной хронологии в данном случае Аммиана Марц., произошла в 375 г. (XXX, 5). Сократ еще добавляет: 17 ноября (IV, 31). В пользу этой даты говорят следующие факты: 1) Валент, брат Валентиниана, после смерти последнего царствовал три года (Socr. IV, 38). Chronique de Mischel le Syr. VII, 7, близкая к Сократу, насчитывает только два года, что очевидно ошибка, так как хроника определяет года Валентиниану – 54 г. (ср. Socr. IV, 31) и Валенту – 50 лет (Socr. IV, 38) совершенно согласно с Сократом; 2) Грациан, соправитель Валента и преемник Валентиниана, царствовал 3 года до Феодосия В. (Cedreni “Hist. compendium” p. 550); 3) Феодосий В. – можно считать научным фактом – вступил на престол в начале января 379 г.; 4) Валент умер 9-го августа 378 г. Отсюда, если мы отбросим от 379 г. те три года, во время которых управляли Грациан и Валент, то и получим дату смерти Валентиниана – конец 375 г. Chronicon paschale Migne ser. gr. t. 92 относит смерть Валентиниана к 378 г., а хроника Иеронима (русск. перев. т. V) – к 379 г., что очевидно абсурд. Отсюда, смерть Феодосия-отца могла последовать или в конце 375 г., или в начале 376 г. Значит и бегство Феодосия в Испанию случилось не позже 376 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

322 Судя по законам, Феодосий еще был 15 мая в Константинополе (XVI, V, 22), 30 мая – в Гераклее (VIII, IV, 18; XII, I, 139), а 15 июня – в Адрианополе (XVI, V, 23). Словом, уже весна прошла, когда Феодосий двинулся. Zosim. (IV, 58) говорит, что он взял с собою Гонория. Другие – что вероятнее – утверждают, что он оставил обоих сыновей (Sozom.VII, 24; Philost. XI, 2). Аркадию в помощь при управлении Феодосий оставил Руфина (Zosim. IV, 57). Cp. Broglie Op. cit. VI, p. 395. 332 Zosim. Op. cit. IV, 58; Oros. VII, 35. Говорят, что погибла большая часть варваров. Так как их было около 20 000, то, возможно, что цифра потери равнялась 10 000. 336 Theod. V, 24. Феодорит прибавляет еще и такой, достаточно легендарный, факт. Он рассказывает, что на рассвете Феодосий заснул. Во сне ему представились два мужа, одетые в белые одежды и сидевшие на белых конях. Один муж назвался св. Иоанном, другой – ап. Филиппом.Они убеждали Феодосия не падать духом и обещали победу. Гиббон (Ист. уп. и разр. римск. Имп., ч. III, 271) утверждает, что это было первое появление святых под видом рыцарей, сделавшееся впоследствии столь частым в Испании и во времена крестовых походов. Подобный сон видел и один из воинов, что дало повод Феодосию заметить войскам: “Не ради меня было это видение, потому что я и без того верую обещавшим победу, но ради того, чтобы кто не подумал, будто, замышляя битву, я сам выдумал его”. Трудно установить ценность этого рассказа, но Tillemont готов видеть в нем один из факторов победы (Op. cit. V, 2, p. 760–751). 345 Socr. V, 25. Zosim. IV, 68. Claud. Cons. III, Honorii, p. 36 (Bibliotheque-latine-fracaise t. I). 346 Победа, одержанная Феодосием, целиком зависела от его гения и мужества, но церковные современники пытаются исключительно видеть здесь руку Божию. Так, напр., August (De civit Dei, Migne s. l. XL, V, 26): “сражался более молитвою, чем мечом”; Ambrosii (De obitu Theodosii, c. 7, Migne s. l. t. XVI): “вера приобрела триумфы”; Ambros. (Ep. LXII, 3): “in praeliis divini auxilii fuisse praesentiam”; (Ep. LXIII, 4, Migne s. l. t. XVI): сравнивает победу с победами Давида, Самуила и добавляет: “non humana aestimatione, sed coelestis gratiae eftusione”; Sozom. (VII, 24) передает легенду, что во время сражения в храме Иоанна Предтечи один бесноватый, восхищенный на воздух, поносил Иоанна Крестителя и восклицал: “ты побеждаешь меня и устрояешь козни моему войску”. Все были поражены и считали это за предсказание о победе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

437 Theodoret; – V, 30. Заботы Златоуста о просвещении живших вне Империи Остготов будут рассмотрены в последующее время. 439 Zosim, lib. V, 7. Philostorg. Eccl. Hist. lih. XI, c. 2. Socrat. hist. Ec. I, VI. c. 1. Фирсов – «Стилихен». Журн. Мин. Нар. Просвещ. 1855; часть LXXXVIII, стр. 42–43. 442 Τς δ βασιλεας κατρωθεν οσης ν τοτοις, πντες μν ο τν γερουσαν πληροντες π τ τν πραγμτων εδυσσχραινον κακουχα, οχ κιστα δε Γανης, οτε τς πρεσβυτρ πρεποσης συρατηγ τιμς ξιομενος, οτε δωρεις πλησταν μπλσαι βαρβαρικν δυνμενος. πκναιε δε πλον ατν ες τν Ετροπου οκαν χρματα πντα εσροντα. Zosim. Lib. V, c. 13. 446 ibidem, V, 15–17. Здесь мы опускаем многие из ненужных нам подробностей войны Тригибильда с Римлянами. 453 Homilia Chrysostomi in Futropium, eunuchum, patricium ac consulem. Opera Chrysost. Edit. Montfaucon. T. III. P. 381. Рус. перевод творений Златоуста. Слова и беседы на разные случаи. Часть II, стр. 457–467. 454 Жалкий вид Евтропия, стоящего в храме у престола, описан Златоустом. Mentfauc. T. III p. 382–383. 457 Οτοι δ σαν Αρηλιανς τν πατον χων ν κεν τ τει τιμν κα Σατουρννος ναριθμηθες δη τος πτοις κα ωννης π τοτοις, τ πρρητα πντα παρ το βασιλως τεθαρριμνος. Zosim., V, 18. 459 Свидетельство о миссии к Гайне, предпринятой Златоустом для защиты Аврелиана и Сатурина, помимо истории Феодорита, находим в собрании слов самого Златоуста. Montfaucon t. III, p. 105. Homilia, quum Saturninus et Amrelianus aeti essent in exilium… – «Долго я молчал, говорил Иоанн в этом слове, – и спустя много времени опять возвращался к вашей любви. Я молчал не от беспечности или тленного расслабления, а от того, что успокаивал смятения, укрощал волны, утишал бурю, спасал терпевших кораблекрушение, старался ввести утопавших в тихую пристань. Ибо я – общий отец всех; – мне необходимо заботиться не только о стоящих, но и о падших, не только о живущих в безопасности, но и о находящихся в опасности. Я оставлял вас и везде ходил, увещевая, упрашивая, умоляя избавить тех господ от бедствия. Рус. пер. ч. II, стр. 506.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1266 См. Pietri Ch. Roma Christiana. Vol. II. P. 1085. Впрочем, сирмийская кафедра просуществовала по крайней мере до 40-х гг. V в., когда город был разорен гуннами. Сирмийский епископ упоминается у Приска (см. Blockley R. C. Fragmentary. P. 261 (Fr. 11), а также Zeiller J. Les origines chrétiennes dans les provinces. P. 373). А. Алфёльди предполагает, что епископия в Сирмии могла существовать и во второй половине V в., когда город находился под контролем остроготов и гепидов. Alföldy A. Tracce. P. 6. 1267 Zosim. Ep. IX. I. 1. Епископ Салоны просит у папы совета по поводу практики избрания во епископы монахов и мирян на народных сходках. Папа осуждает подобного рода практику и одобряет позицию Эзихия, которая, по мнению папы, согласна с предписаниями отцов и апостольского престола (tecum faciunt praecepta Patrum, tecum apostolicae sedis auctoritas), авторитет которых, таким образом, ставится на один уровень (см. Zosim. Ep. IX. I. 2). Следует отметить, что епископ Эзихий состоял также в переписке со свт. Иоанном Златоустом и блж. Августином (см. Ioann. Chrys. Ep. 183; Aug. Ep. 197, 199). 1268 Zosim. Ep. IX. II. 4. Папа просит епископа Салоны сделать его послание известным епископам не только его провинции, но и соседних областей (non tantum eorum qui in ea provincia sunt, sed etiam qui vicinis dilectioni tuae provinciis adjuguntur), что, вероятно, можно интерпретировать как указание на существование церковной провинции (митрополии) Далмация. 1270 Канон 16 (по греческой версии) или 20 (по латинской) Сердикского собора начинается словами: «Вам известно, дорогие братья, сколь велик и значителен град (митрополия) Фессалоники» (non ignoratis, framres charissimi, quanta et qualis sit Thessalonicensium civitas). 1271 Zeiller J. Les origines chrétiennes dans les provinces. P. 369; о проблеме раздела Иллирика между Восточной и Западной империями см. Palanque J. R. La prefecture du prétoire d’Illyricum au IVe siècle. Byzantion. 1951. T. XXI. Fasc. 1. P. 5–14; Grumel V. L’Illyricum de la mort de Valentinien Ier (375) à la mort de Stilicon (408). Revue des études byzantines. 1951. T. IX. P. 1952. P. 5–46.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ill...

Дружба между Старым и Новым Римом восстановилась 3915 . Лев отлично сознавал, что всем этим он обязан императору. «Многие опыты, писал он императору Маркиану 3916 , весьма часто уже научали, что святое попечение вашего благочестия о христианской вере твердо пребывает и увеличивается славными приращениями; и сия вера вашей милости утешает и укрепляет не только меня, но я всех священников Господа, когда мы в христианском государе находим священническую ревность. Если бы священники восточных стран старались подражать ей, то ни мир, ни христианская вера, не потерпели бы никаких соблазнов. Посему, когда константинопольский епископ настоящим примером вашей милости приучится ко всякому преуспеянию благочестия, если с доверием успокоится вашими увещаниями, то будет иметь во мне друга с искренним благорасположением: только чтоб он исполнял от сердца то, что обещает на словах. Если же кто с упорным намерением изберет то, что неудобно Богу и вашему благочестию, славнейший император, то я, сохраняя почтение к вашей кротости, вместе со всеми и за всех, а также при вашем деятельном участии, употреблю более сильную твердость против гордеца, которого, (о чем должно часто говорить), за святые деяния я желал бы обнять с братскою любовью» 3917 . 2831 Ζσιμος, στορα να. ed. Mendelsohn. Leipz. 1889=Zosim. V, 14: σχτως νητος ν; 24: σχτως νοητανων. 2835 Philost. XI, 5 иронически πατρ Ενοχος βαβιλως; Zosim V, 18 грубо: δ κυριεων ρκαδου καθπερ βοσκματος. 2850 См. Marcus. Vita Porphyrii; Leip. 1896. Dräseke, Gesammelte patrist. Untersuchungen, Lep. 1889 S. 208 ff. подр. V. Schultze, Geschichte des Unterganges dee griechisch – römischen Heidentums. Jena, 1887 S. 353. 2867 Доказуемо наверно с VII в. у Георгия александрийского. Приводимые в AS. Sept. IV 690 § 1481 sq. древнейшие места в новейших изданиях не содержат этого наименования. Не встречается оно также и в древних сирийских рукописях VI в. Erw Preushen RE. Bd. IV S. 102. 2875 Liban. ep. ad Ioann. y Isid. Pelus, ep. II, 42 p. 189 Billius=Liban. ep. 1576 p. 714 (ed. Wolf).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

Префект выступил в сенате с предложением совершить языческие жертвоприношения на Капитолии. По свидетельству историка Зосима, И. не стал возражать против этого ( Zosim. Hist. V 40). Созомен, сообщая об этих событиях, дипломатично умалчивал о согласии И. на проведение языческих ритуалов в Риме ( Sozom. Hist. eccl. IX 6). После переговоров Аларих получил выкуп и отвел войска в Тусцию (Этрурию, совр. обл. Тоскана), однако для заключения офиц. договора с готами требовалось согласие императора. В 409 г. в Равенну последовательно были направлены 2 посольства. Первое из них, во главе с сенаторами Цецилианом, Приском Атталом и Максимином, не было успешным. Во 2-м посольстве в Равенну принимал участие И. Послам удалось добиться согласия имп. Гонория на переговоры с Аларихом, к-рые, однако, не привели к согласию. 24 авг. 410 г. готы захватили город и в течение 3 дней разоряли его. Не пострадала лишь базилика св. Петра, к-рую вождь готов взял под охрану ( Sozom. Hist. eccl. IX 9; Olympiod. 16; Zosim. Hist. VI 13). После ухода готов из Италии наместник Африки Гераклиан провозгласил себя императором (413) и предпринял поход на Рим, однако потерпел поражение от войска комита Марина. И., с 409 г. находившийся в Равенне, вернулся в Рим не ранее 412 или 413 г. В связи с отсутствием в самый тяжелый для города период епископа в Риме историк Павел Орозий, прибегая к библейским образам, писал, что Господь вывел И. из Рима перед его разрушением, как некогда прав. Лота из Содома, чтобы он не видел гибели грешного города ( Oros. Hist. adv. pag. VII 39). После вступления на Римскую кафедру И. обратил особое внимание на церковно-политическое положение Вост. Иллирика (В. Мёзии). После 379 г. диоцез отошел Вост. Римской империи, однако И. стремился сохранить над ним церковную власть, наделив особыми правами епископа Фессалоникийского, представителя Римского престола в Иллирике. Результатом этой политики стало формирование особого Фессалоникийского викариата Римского престола при Бонифации I (418-422).

http://pravenc.ru/text/468771.html

Неск. авторов 2-й пол. V - нач. VI в. упоминали о крещении К., предлагая свои версии, к-рые выглядят как различные переходные формы от арианской истории крещения к православной. Так, Геласий Кизический в «Церковной истории» кратко упомянул, что К. был крещен православным ( Phot. Bibl. 88); язычник Зосим указал, что К. был крещен в Риме свящ. Эгиптием из Испании ( Zosim. Hist. II 29). Предание о крещении изложено в Деяниях св. папы Сильвестра (BHL, N 7726-7732; Mombritius B. Sanctuarium seu vitae sanctorum. P., 1910. T. 2. P. 508-531; «Житие Сильвестра, папы Римского» в агиографическом своде Андрея Курбского/Под ред. В. В. Калугина. М., 2003). Это произведение впосл. подвергалось многочисленным редакциям, самая поздняя из к-рых относится к IX в. Тем не менее основа сюжета о крещении К. сформировалась не позднее кон. V в. Согласно этому преданию, вскоре после освобождения Рима К. тяжело заболел и почувствовал приближение смерти. Врачебные средства императору не помогли; он обратился к языческим жрецам, и те заявили, что император исцелится, если искупается в крови младенцев. Несчастные жертвы были уже избраны, но К., увидев детей и их рыдающих матерей, отказался от этого изуверского ритуала. В одну из следующих ночей, когда К. продолжал страдать от болезни, ему во сне явился некий старец в светлых одеждах, к-рый сказал, что К. будет исцелен, если примет христ. крещение. Император немедленно вызвал к себе еп. Рима Сильвестра и спросил его о смысле этого видения. Сильвестр показал К. икону св. ап. Петра, и император узнал являвшегося к нему старца. К. принял крещение, погрузившись в ванну с водой, вскоре стал здоров и с тех пор покровительствовал Церкви во всех делах. Явление апостолов Петра и Павла имп. Константину Великому во сне. Роспись капеллы Сан-Сильвестро в базилике Санти-Куатро-Коронати, Рим. 1247 г. Явление апостолов Петра и Павла имп. Константину Великому во сне. Роспись капеллы Сан-Сильвестро в базилике Санти-Куатро-Коронати, Рим. 1247 г. История крещения была известна сир.

http://pravenc.ru/text/1841980.html

как о результате сложного компромисса между традиц. верованиями большинства и элиты римлян и убеждениями К. Император строил храмы только на земельных участках, принадлежащих ему лично как частному лицу, и передавал их христ. общине как личный дар. Поэтому новые церкви юридически невозможно было считать общественными зданиями, хотя их величина и роскошь недвусмысленно указывали на то, что христ. храмы претендуют на общественный статус. Все храмы, кроме Латеранской базилики и церкви Св. Креста, строились за пределами городских стен, т. е. формально вообще не находились в Риме. Церковь Санта-Кроче входила в комплекс одного из имп. дворцов и, т. о., должна была считаться своего рода «домовым» храмом. Латеранская базилика располагалась далеко за пределами померия - священной границы древнего республиканского Рима, внутри к-рой строительство храмов и любая религиозная деятельность строго регламентировались постановлениями сената ( Краутхаймер. 2000. С. 29-44). В февр. 313 г. К. встретился с имп. Лицинием в Медиолане, где состоялась свадьба Лициния и сестры К. Констанции ( Lact. De mort. persecut. 45. 1; Euseb. Hist. eccl. X 8; Idem. Vita Const. I 49-50; Socr. Schol. Hist. eccl. I 2; Sozom. Hist. eccl. I 7; Zosim. Hist.). Здесь же был издан Миланский эдикт, подтверждавший принципы веротерпимости в политике обоих императоров и окончательно признававший законность исповедания христианства наравне с др. религиями Римской империи ( Euseb. Hist. eccl. X 5; Lact. De mort. persecut. 48). Положениями этого эдикта фактически уже давно К. руководствовался в политике, но они имели большое значение для Востока, где имп. Лициний в это время также перешел к поддержке христианства. До кон. лета 313 г. продолжалась борьба с имп. Максимином Дайей, к-рый выступал как сторонник строгого язычества и продолжал преследования христиан, начатые еще Диоклетианом. После разгрома войск Максимина Дайи вся территория империи была разделена между К. и Лицинием. Союзнические отношения между К. и Лицинием быстро разрушились, хотя причины их разрыва во многом неясны.

http://pravenc.ru/text/1841980.html

и галльских войск с Италией. Гонорий, находившийся под угрозой конфликта с Аларихом, согласился признать К. соправителем и отправил ему пурпурные одеяния. К. направил 2-е посольство в Равенну и обещал Гонорию помощь против Алариха ( Olympiod. 12; Zosim. Hist. V 43; VI 1). Союз между К. и Гонорием оказался непрочен. В кон. 409 г. в Равенне к власти пришел временщик Аллобих, придворный Гонория, к-рый вступил в тайные переговоры с К., предлагая ему оккупировать Италию и низложить Гонория, и с этой целью он требовал как можно быстрее прислать в Италию передовые отряды якобы для борьбы с Аларихом. В 410 г. К. вторгся в Италию, продвинулся до Вероны, но там получил известие о падении и об убийстве Аллобиха и о том, что Гонорий будет обороняться в Равенне. Не имея сил для осады Равенны, К. отступил в Галлию. Вскоре к нему вернулся и Констант, не добившийся успехов в Испании. В этих условиях К. послал за Рейн своего военачальника Эдобиха, чтобы набрать вспомогательные войска из франков и алеманнов, а сам приготовился к отражению возможного нападения из Испании и Италии; К. укрепился в Арелате, Констант - во Вьенне. Геронтий из Испании вторгся в Галлию, вскоре захватил Вьенну и убил Константа ( Sozom. Hist. eccl. IX 12-13; Olympiod. 14, 16; Oros. Hist. adv. pag. VII 42; Chron. min. I//MGH. AA. T. 9. P. 466). Геронтий уже наступал на Арелат, но в это время военачальники Гонория, магистр армии Констанций и Ульфила, также с армией высадились близ Арелата, чтобы вести войну и против Геронтия, и против К. Большая часть воинов Геронтия перешла на сторону Констанция, и Геронтий вынужден был бежать в Испанию. Констанций и Ульфила приступили к осаде Арелата, к-рая длилась 4 месяца. К. возлагал надежды на помощь Эдобиха, а когда весть о его приближении достигла осаждавших, они хотели снять осаду и отступить в Италию. Однако Констанцию удалось убедить армию принять сражение с Эдобихом, к-рое окончилось победой для италийских войск ( Sozom. Hist. eccl. IX 1). После поражения Эдобиха К. понял, что дальнейшее сопротивление не имеет смысла. Он бежал в церковь, снял с себя имп. инсигнии и заставил еп. Патрокла посвятить себя в сан пресвитера. Своим воинам он разрешил сдаться на условиях полного прощения. К. и его младший сын Юлиан были взяты в плен и отосланы в Равенну к Гонорию, к-рый, несмотря на священнический сан К., приказал его умертвить (в 30 милях от Равенны, у истоков р. Минций, ныне Минчо). Голову К. отправили для обозрения сначала в Равенну, а затем в Нов. Карфаген (ныне Картахена, Испания) ( Olympiod. 16-17; Oros. Hist. adv. pag. VII 42; Chron. min. I//MGH AA. T. 9. P. 246, 300, 466, 630, 654; Sozom. Hist. eccl. IX 15; Greg. Turon. Hist. Franc. II 9).

http://pravenc.ru/text/2057038.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010