«Пришли в Селевкию» – κατλθον εις τν Σελεκειαν – слав.: «снидоста в Селевкию». Выражения греческое и славянское – указывают на географическое и геологическое положение Селевкии в отношении к Антиохии – спустились (сошли сверху вниз) в Селевкию (подобно Лк.10:30 ). «Селевкия», иначе Пиерия – небольшой портовый город при впадении в море р. Оронта (на которой выше находилась и Антиохия). Из Селевкии «отплыли в Кипр» – ближайший к Антиохии остров Средиземного моря. С этого острова родом был Варнава ( Деян.4:36 ) и, вероятно, – имел здесь множественное родство и знакомство, через которое легко было завязать сношения не только с населением самого острова, но и окружающими материками, поддерживавшими самые оживленные торговые сношения с предприимчивыми островитянами. Все это делало Кипр особенно удачным пунктом отправления «во языки» для просветителей языков. Деян.13:5 .  и, быв в Саламине, про­поведовали слово Божие в синагогах Иудейских; имели же при себе и Иоан­на для служе­ния. «Саламин» – приморский кипрский город на восточном берегу острова, обращенном к Сирийскому берегу. «Проповедывали в синагогах иудейских» – так как Варнава был родом из кипрских иудеев, то естественно было ему и Савлу обратиться с проповедью о Христе прежде всего к иудеям, как делали они с Павлом везде и всегда ( Деян.13:46 ). «Имели при себе и Иоанна для служения» – очевидно, Иоанна Марка, того самого, которого взяли с собою из Иерусалима в Антиохию ( Деян.12:25 ), «для служения» – т.е. для исполнения их поручений, может быть, в том числе и для совершения крещения над обращаемыми ( Деян.10:48 ; ср. 1Кор.1:14 ). Деян.13:6 .  Пройдя весь остров до Пафа, нашли они некоторого волхва, лжепророка, Иудеянина, именем Вариисуса, «Паф» – главный город острова, местопребывание римского проконсула, на противоположном Саламину конце острова. «Некоего волхва, лжепророка» – очевидно, подобного Симону волхву ( Деян.8:9 ). «Вариисус» ­­ сын Иисуса. Может быть, это имя не было собственным именем волхва, так как выражает лишь его иудейское отчество (подобно тому, как собственное имя «Варфоломея», т.е. сына Фоломеева – было Нафанаил, см. пророка Мф. 10, 3 ). Упоминаемое далее арабское «Елима» точно так же, кажется, не служит собственным именем лжепророка, а является лишь обозначением его профессии, ибо «Елима» и означает волхв мудрец по преимуществу.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Рафия , последний приморский город близ границы Египта. Около этого города Птоломей Филопатор одержал победу над Антиохом Великим ( 3Мак.1:1 ). Он был разрушен Александром Ианнеем и восстановлен Габинием. § 32. Перея. Замечательные города в уделе восточного полуколена Манассиина Вифсаида-Юлия , на северо-восточном берегу Геннисаретского озера. Первоначально она была небольшой деревней, населенной рыбаками; но тетрарх Филипп распространил ее, построив новые здания, сделал городом и назвал Вифсаидою-Юлиею в честь дочери Августа Юлии. Этот город не должно смешивать с Вифсаидою Галилейскою. После смерти Иоанна Крестители, обезглавленного Иродом Антипою, Иисус Христос удалился в пустынное место ( Мф.14:12–13 ), где он напитал 5000 человек ( Ин.6:1–15 ); эта пустыня находилась близ Вифсаиды-Юлии. Вечером того же дня Иисус Христос «понудил учеников войти в лодку и отправиться вперед на другую сторону к Вифсаиде», т. е. Галилейской ( Мк.6:45 ). «В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю» ( Мф.14:25 ). Мааха , город и провинция того же имени, на северо-востоке истоков Иордана, на пути в Дамаск. Во время Давида этот город принадлежал царю Сирийскому. Царь Маахи пришел на помощь Аммонитянам против Давида ( 2Цар.10:6–8 ). Кенаф , после пришествия Израильтян принявший название Новах. Можно думать, что Кенаф был городом могущественным, так как он имел зависящие от него города. «И Новах пошел и взял Канаф и зависящие от него города, и назвал его своим именем: Новах» ( Чис.32:42 ). Аргов , город и небольшая область того же имени, отличавшаяся плодородием. В этой области, кроме большого числа селений, было шестьдесят городов, укрепленных высокими стенами, воротами и запорами. Область Аргов, до пришествия Израильтян, принадлежала Огу, царю Васанскому. Моисей отдал ее Иаиру, правнуку Манассии, который назвал ее, по своему имени, селениями Иаировыми ( Втор.3:5, 14 ). Гамала , на восточном берегу Геннисаретского озера; этим городом владел Агриппа. В 67 г. Гамала выдержала продолжительную осаду Веспасиана, была им взята и разрушена.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Синахериб лично руководил своей армией, в то время как командование египетскими войсками было поручено Шабакой своему племяннику, сыну Пианхи по имени Тахарха, который через тринадцать или четырнадцать лет стал царём Эфиопии – факт, побудивший еврейского летописца дать ему этот титул уже в настоящую кампанию (IV Кн. Цар., 19:9). Битва могла иметь лишь один исход, Синахериб без труда разделался с египетской армией и в то же время обложил Иерусалим и полностью опустошил Иудею. Он окончательно подавил возмущение на западе и совершенно разбил союзников; но прежде, чем он успел взять Иерусалим, поветрие чумы с малярийных берегов Восточной Дельты посеяло смерть среди его войск 133 . Это страшное бедствие, а также тревожные вести из Вавилона заставили его спешно вернуться в Ниневию. Таким образом, Иерусалим получил освобождение, обещанное Исаией, и впоследствии набожное предание усмотрело во всём этом событии десницу карающего ангела. Освобождение, быть может, было столь же нужно Египту, как и Иерусалиму. В третий раз непобедимая ассирийская армия стояла у самой границы Египта, но и в этот раз, как и в оба предыдущих, благоприятные обстоятельства вызвали её отступление и на краткое время спасли одряхлевшую нацию Нильской долины от неизбежного и уже недалёкого унижения. Сирийско-палестинские князья были так устрашены, что бесславным эфиопам уже впредь не удавалось склонить их к восстанию. Подобно евреям, они, наконец, разглядели истину, о которой с такой насмешкой говорили несчастным иерусалимским послам офицеры Синахериба: «Вот, ты думаешь опереться на Египет, на эту трость надломленную, которая, если кто обопрется на неё, войдет ему в руку и проколет её. Таков фараон, Царь египетский, для всех уповающих на него» (IV Кн. Цар., 18:21). Шабака, по-видимому, мирно правил подвластными ему египетскими государствами вплоть до своей смерти. Обломок глиняной таблицы с печатями Шабаки и царя Ассирии, найденный в Куюнджике, быть может, указывает на то или другое соглашение, достигнутое между двумя нациями.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Слова, к-рые произносятся при М. в правосл. традиции, содержат упоминание «печати», которую получает новокрещеный: Σφραγς δωρες Πνεματος Αγου. Αμν (          ). О «печати» говорится и в формулах М., используемых в нехалкидонских традициях, за исключением восточно-сирийской, где вместо этого упоминается «усовершение» новокрещеного (см. краткое сопоставление этих формул в кн.: Johnson. 2007. P. 297-299). Такое словоупотребление подчеркивает неразрывную связь М. с таинством Крещения, поскольку в древнейшей христ. литургической терминологии слово σφραγς (печать) было одним из обозначений Крещения, что подразумевало ряд содержательных аспектов (см.: D ö lger. 1911; Lampe. 1951; Ysebaert. 1962. P. 390-421; Sandnes K. O. Seal and Baptism in Early Christianity// Hellholm e. a. 2011. Vol. 2. P. 1441-1481). С видимой стороны «печать» понималась как прежде всего произнесение имени Бога - Отца и Сына и Св. Духа - над крещаемым при его погружении в купель, но также и как начертание на его теле символа креста (к-рый, согласно нек-рым теориям, сам по себе был символом имени Божия) при помощи елея или мира в крещальном помазании. Получение от Бога «печати» в Крещении и М. означает переход под Его защиту, согласно пророчеству Иез 9. 4-6 («И сказал ему Господь: пройди посреди города, посреди Иерусалима, и на челах людей скорбящих, воздыхающих о всех мерзостях, совершающихся среди него, сделай знак. А тем сказал в слух мой: идите за ним по городу и поражайте; пусть не жалеет око ваше, и не щадите; старика, юношу и девицу, и младенца и жен бейте до смерти, но не троньте ни одного человека, на котором знак»). Христиане, получившие «печать Божию (τν σφραγδα το Θεο) на челах своих» (Откр 9. 4; ср. 7. 3), тем самым отделяются от проч. людей, а особенно от тех, кто согласны принять «начертание (χραγμα) имени» апокалиптического зверя на правую руку или на чело (Откр 13. 15-17; 14. 9-11; 19. 20; 20. 4). Подобно тому как в стадах, к-рые пасут обычные пастухи, животные обычно имеют на себе знак принадлежности кому-то, христиане, получив «печать», входят в стадо овец Христовых (ср.: Ин 10). Само право носить имя христианина вытекает из получения «печати» как знака принадлежности Христу. Св. Кирилл Иерусалимский в «Огласительных поучениях» (авторство которых несомненно) говорит: «Узнаете сперва о том, что происходит пред самым Крещением, потом - как вы получили от Господа очищение грехов «банею водною посредством слова»; как вы, быв освящены, сделались причастниками имени Христова; и как вам дарована печать чрез сообщение Святого Духа» ( Cyr. Hieros. Catech. 18. 33). Лишь христиане, получившие «печать» Крещения, обладают правом участвовать в полноте церковной жизни, одним из выражений чего служит содержащийся уже в «Дидахе» (гл. 9) и поддержанный всей последующей церковной традицией запрет некрещеным участвовать в Евхаристии .

http://pravenc.ru/text/2563348.html

Сюжетом 15-го Слова учений Григория Богослова стал подвиг мучеников Маккавеев, память которых также совершается 14 августа. «Слово произнесено, вероятно, 1 августа 362 г., когда Григорий только начинал свое священническое служение, а у власти в Восточно-Римской империи находился император-отступник Юлиан. Возможно, Слово 15-е является прямой реакцией на начатую Юлианом кампанию по дискредитации христианства и дискриминации христиан», — пишет игумен Иларион Алфеев в своем труде «Жизнь и учение святого Григория Богослова. О мучениках Маккавеях повествуется во 2-й Книге Маккавеев в Библии, известно также отдельное сочинение на эту тему Иосифа Флавия. События, о которых идет речь, относятся «к периоду гонений сирийского царя Антиоха IV Епифана (176-164 до Р.Х.), который проводил политику интенсивной эллинизации Иудеи, сопровождавшуюся принуждением евреев к участию в языческих жертвоприношениях, нарушению субботы и других «законов отеческих». За отказ принять язычество тысячи евреев были казнены Антиохом» (игумен Иларион). Так, жертвами стали пожилой учитель Елеазар, а также семь его учеников со своей матерью, которые за отказ вкушать свиное мясо были подвергнуты жестоким мучениям и смерти. Сначала был замучен Елеазар, потом братья, которых мать всячески увещевала, мужественно претерпев мучения, достойно встретить смерть, после чего гонители убили и ее. Перед лицом смерти все они твердо исповедали веру в Единого Бога и Воскресение мертвых. Один из сыновей, умирая, говорил: «Ты, мучитель, лишаешь нас настоящей жизни, но Царь мира воскресит нас, умерших за Его законы, для жизни вечной». Другой, протянув руки для отсечения, сказал: «От неба я получил их, и за законы Его не жалею их, и от Него надеюсь опять получить их». «Умирающему от людей вожделенно возлагать надежду на Бога, что Он опять оживит», — уверен был еще один из братьев. И все же в те времена случались тысячи подобных историй. Что же было особенного в их подвиге, что Церковь, подробно живописав их страдания, свято помнит о них по сей день?

http://pravmir.ru/medovyj-spas-i-uspensk...

Фамнаф-Сараи был расположен по северному склону горы Gaas’a, которая стояла на западном конце упомянутой выше северной долины 497 . С его именем соединялось дорогое для каждого еврея воспоминание о том приснопамятном вожде еврейского народа, которому судил Господь по смерти Моисея вести народ в обетованную землю и завоевать ее. Когда (Евреи) окончили разделение земли по пределам ее, тогда сыны израилевы дали среди себя удел Иисусу, сыну Навину: по повелению Господню дали ему город Фамнаф-Сараи, которого он просил, на горе Ефремовой; и построил он город и жил в нем 498 . Когда же умер Иисус Навин, то похоронили его в пределе его удела в Фамнаф-Сараи, что на горе Ефремовой, на север от горы Гааша; и положили там с ним во гробе, в котором похоронили его, каменные ножи, которыми Иисус обрезал сынов израилевых в Галгале, когда вывел их из Египта, как повелел Господь и они там же до сего дня 499 . Нужно думать, что гробница и укрепленный город Иисуса Навина существовал во все время иудейской истории и при Ап. Павле был довольно значительным. По крайней мере, гробницу Иисуса Навина именно в θαμνα видел Евсевий 500 , Иероним 501 , Рабби Иаков 502 и др., а остатки тамошних укреплений видел даже Риттер 503 . Быть может, свв. путники поклонились праху великого вождя 504 . Далее дорога шла по сравнительно малозаселенной местности, где города и селения были очень редки. Сначала она продолжала уклоняться в принятом ранее направлении, к северо-западу 505 . Довольно большое пространство путникам приходилось проходить по утесистому пути 506 , но потом дорога спускалась по горной отлогости 507 , шла по террасообразному спуску вглубь помянутой выше северной долины 508 . Пересекши 30° восточной долготы, она оставляла прежнее северо-западное направление и принимала почти прямое, северное, с весьма небольшим уклоном к западу 509 . Здесь она шла по глубокой прибрежной долине, которая с востока замыкалась скалистыми, обрывистыми Самарийскими горами, а с запада отделялась от морского берега невысокими, покрытыми непрерывными лесами, горными цепями.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Boris...

Царь иудейский Ахаз (сын Иоафама) тяжко грешил перед Господом. Он наделал идолов Ваала, совершал перед идолами жертвы и курения на высотах и холмах, и под всяким ветвистым деревом; и в долине сынов Еннома проводил через огонь даже сыновей своих 450 . За это Бог предал его Рецину, царю сирийскому, и Факею, царю израильскому, которые опустошили его царство. Рецин и Факей сговорились даже лишить Ахаза царства и истребить род Давида, и пошли к Иерусалиму. Затрепетало сердце царя Ахаза и сердце народа его. Но по повелению Божию пришел к Ахазу пророк Исаия и сказал: «Не бойся Рецина и Факея, этих двух дымящихся головней: замысел их не сбудется. Чтобы удостовериться в этом, проси себе у Господа знамения (какого-либо чуда) или в глубине, или на высоте». Неверующий Ахаз сказал: «Я не буду просить; не буду искушать Господа». Тогда Исаия сказал: «Господь сам даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил (с нами Бог)». Этими словами Исаия предсказал, что Пресвятая Дева из рода Давида родит Богочеловека, потому не должно опасаться, что род Давида будет истреблен до рождения на земле Богочеловека. Действительно, Рецин и Факей хотя осадили Ахаза в Иерусалиме, но одолеть не могли и удалились от Иерусалима. Несмотря на это, Ахаз, не надеявшийся на Бога, обратился к царю ассирийскому Феглаффелласару с униженной просьбой защитить его от врагов, назвал себя рабом его и послал ему сокровища храма Господня, дома царского и князей. Царь ассирийский послушал его, завоевал Дамаск, убил царя сирийского Рецина, завоевал северо-восточные земли израильского царства, но и самому Ахазу был в тягость 451 (Ахаз царствовал 16 лет, из которых более 2-х лет был соправителем отца; 4Цар. 16, 15:29; 2 Парал. 28; Исх. 7:1–14 ). Езекия. Его дела благочестия, избавление от Салманассара и Сеннахирима. Исцеление от болезни. Пророчество Исаии о плене вавилонском Царь иудейский Езекия, сын Ахаза, делал угодное Господу, точно так, как делал Давид. Он разбил идолов, истребил даже медного змея, которого сделал Моисей, потому что народ совершал каждение ему; повелел отворить храм Господень и очистить его, потому что он был оставлен в небрежении и заперт, и восстановил в нем Богослужение в том виде, в каком оно совершалось при Давиде.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Эти слова нужно понимать в том смысле, что, служа добру или злу, человек постепенно испытывает на себе влияние того мира, которому служит. Мир Добра облагораживающе будет воздействовать на человека, и отдалять его от греха. Мир зла будет развивать в человеке греховные наклонности, и отдалять от добрых дел и Бога. Человек, побежденный грехом, будет заботиться лишь о достижении земных благ (например, будет стремиться к приобретению власти, денег, роскоши, удовольствий), то есть о собирании сокровищ земных и будет не радеть о собирании сокровищ небесных. Постепенно занятие, связанное с накоплением земных благ и удовольствий превратится у такого человека в ненасытную страсть стяжательства и вытеснит из сознания человека мысль о Боге. Такой человек со временем будет ненавидеть всё, что мешает ему копить земные богатства и его душа будет безучастна к добродетелям, так как главной целью его жизни станет служение “маммоне”.    В дальнейших своих словах Иисус Христос категорически заявляет “Не можете служить Богу и маммоне”. Слово “маммона” сирийского или халдейского происхождения (по другому варианту арамейского) и обозначает богатство, приобретенное неправедным путем. У восточных народов маммоной назывался языческий бог богатства (лукавый злой дух), покровительствующий стяжательству и накопительству.    В Своих словах Иисус Христос о маммоне говорит как о злом духе, от служения которому предостерегаются люди. Такое предостережение вызвано тем, что человек, любящий богатство и надеющийся на него, привязывается к богатству и ошибочно считает, что только богатство может помочь ему приобрести счастье в жизни. Иисус Христос разоблачает это ложное убеждение, указывая на то, что помимо земных сокровищ, есть сокровища небесные, которые выше любых земных богатств. “Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут” (Матф.6:19-20).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Сирийское монашество первой половины V в. носит те же черты, которыми оно отличается и в предшествующий период, но только эти черты теперь выступают еще сильнее. Преимущественно индивидуалистическое направление сирийского монашества продолжает выражаться в особенном развитии среди представителей этого монашества отшельничества. Стремление же к все большей и большей строгости жизни, всегда отличавшее сирийских иноков, способствует появлению новых видов подвижничества среди сирийского монашества данного времени. Об образовании новых больших киновий в странах сирийских и месопотамских в первой половине V в. мы почти не знаем. Продолжают существовать и, так сказать, укореняются прежде основанные обители. Для их насельников начинают появляться теперь особые правила, как, например, правила Раббулы, епископа Эдесского (с 412 по 435 г.). Широко же развившееся сирийское отшельничество в этот период дает начало таким чрезвычайным формам подвижничества, как молчальничество и особенно столпничество. То же стремление к новым и более трудным подвигам, обнаруживающееся с такой силой в жизни сирийских отшельников данного времени, замечается и в некоторых сирийских киновиях той же первой половины V в., как, например, в обители «неусыпающих», основанной на Евфрате преподобным Александром. Участие сирийского монашества в догматических движениях первой половины V в., точнее, в развившихся во второй четверти этого столетия несторианских спорах, было довольно заметное, хотя и значительно меньшее, чем в спорах и волнениях монофизитских последующего времени. Халкидонский собор 451 г., который отделяет в церковной истории первую половину V в. от второй, некоторыми своими правилами определил отношения восточного монашества к клиру, государству и догматическим спорам и составил отчасти эпоху и в истории сирийского монашества. Предполагая дать исторический очерк сирийского монашества за первую половину V в., как особый в известном смысле период в истории этого монашества, мы начнем, прежде всего, с изображения сирийского отшельничества за это время и, в частности, столпничества, как выдающегося и весьма характерного явления этого отшельничества за данное именно время.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Grisy...

Эта картина, демонстрирующая удивительный размах влияния сирийского монашества, до настоящего момента не была удовлетворительно описана. Оно распространялось даже за пределы восточной границы сирийского Востока. Мы рассмотрим важнейшие из этих областей. Несомненно, что сирийское монашество достигло народов, населявших Среднюю Азию, однако в источниках имеется, к сожалению, слишком мало подробностей. Влияние сирийского монашества достигало даже индийского христианства, которое имело тесные связи с сирийской Церковью в Персии и многое заимствовало у неё. Путь из Персии в Индию был усеян монастырями, которые способствовали поддержанию этих связей и обогащали духовную жизнь обеих сторон. Наконец, ещё одно свидетельство удивительной динамичности сирийского монашества – его проникновение в Китай. Христианство было принесено в VII веке – за много столетий до появления францисканцев. Китайские документы и археологические памятники, в первую очередь, так называемая Несторианская стела, свидетельствуют о неутомимости сирийских монахов и о той отваге, которая была ими проявлена в соперничестве с буддийскими монастырями. В течение какого-то времени монашеское движение даже вызывало сочувствие у властей. Когда же это многообещающее начало сменилось более жёстким отношением, выразившимся, в первую очередь, в декларации императора У-цзуна в 845 году, которая воспрещала деятельность чужеземных монахов, сирийские монахи-миссионеры нашли для себя новое поле деятельности в Средней Азии. Представляется довольно странным, что важнейшая область исследования, которой посвящён наш труд, оставалась до настоящего времени terra incognita в востоковедении, – в нашем издании феномен сирийского аскетизма рассматривается впервые. Время от времени, однако, раздавались голоса, говорившие о необходимости исследовать этот феномен в рамках востоковедения, исторической науки, истории христианского Востока и истории культуры. Самым заметным был голос профессора И. Б. Шабо, который был очень авторитетным специалистом в сирологии. В 1900 году он очередной раз повторил свой призыв, выразив при этом надежду, что недалеко то время, когда будут изданы все необходимые источники для проведения этой работы. Это, по его мнению, позволит написать исследование об истоках и развитии монашества на сирийском Востоке. Учёный его масштаба полностью осознавал необходимость такого издания.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010