Памятники архитектуры Болгарии Памятники архитектуры Болгарии IV. Богослужебная утварь и реликварии. К IV-V вв. значительная часть богослужебной утвари изготавливалась в местных мастерских, напр., глиняные лампы в Кратове (Македония) или в Сердике, подсвечник в форме головы молодого мужчины и сосуд для св. воды с литургической надписью и рельефными изображениями человеческой фигуры и уток на бордюре (из Одесса). Сохранились уникальные предметы, сделанные на заказ в развитых художественных центрах Византии, мастерских К-поля и Сирии VI-VII вв.: серебряные свещницы (из с. Садовец), чаша (из с. Нова-Надежда) с именами правоверной имп. четы Юстиниана и Феодоры и дискос (из окрестностей Севлиева). Из бронзы или глины делали лампы с изображением крестов, монограммы Христа, виноградной лозы, сборщиков винограда и др. христ. символов. Замечательным произведением искусства является бронзовая лампа (из Августы Траяна) с изображениями креста, дельфина и головы в шлеме, стиль к-рых характерен для 80-х гг. IV - сер. V в. Сохранились бронзовые и серебряные палочки из Одесса для миропомазания со скульптурной фигуркой птицы на конце, формы для евхаристического хлеба с изображением хлебов и 2 рыб, символизирующих чудо в Галилее (VI в., Археологический музей в Варне). Отдельную группу предметов представляют реликварии как обязательная часть церковного убранства и обряда. Наиболее древним является реликварий, найденный в захоронении под полом ц. Св. Софии в Сердике. Он изготовлен в Сирии ок. 330 г., украшен растительными орнаментами, крестами-хризмонами и позолотой (СНАМ). Маленький серебряный реликварий, происходящий, очевидно, из Киликии, датируется 2-й пол. IV в., на его крышке по сторонам креста размещены погрудные изображения святых Константина и Елены, а на боковых стенках - рельефные образы Христа и апостолов (СНАМ). Ряд реликвариев IV-V вв. имеет восточносредиземноморское происхождение (Старо-Оряхово, Обзор, Хисаря, Элешница, Ореш, Сердика, Мездра). Уникален созданный в Сирии в V в. золотой реликварий, украшенный сапфирами, изумрудами и гранатами, помещенный в 2 саркофага, серебряный и алебастровый (происходит из церкви близ местности Джанавара).

http://pravenc.ru/text/149669.html

прот. Олег Корытко Глава XVI. Религия Древней Греции Греция – поистине колыбель европейской культуры и цивилизации. Впоследствии Римская империя, окончательно подчинившая своей власти Балканы в 146 г. до н. э., усвоила достижения греческой культуры, пропиталась её духом и стала носителем её ключевых идей и ценностей. §1 Очерк истории и культуры Древней Греции Всю древнюю историю Эгейского региона можно условно разделить на три этапа 486 : 1 . эпоха первых государственных образований III–II тыс. до н. э. (цивилизации Крита и ахейской (микенской) Греции). 2 . формирование системы греческих полисов (городов-государств) в XII–IV вв. до н. э.: – «тёмные века», или гомеровский период (XII–IX вв. до н. э.); – архаический период (VIII–VI вв. до н. э.); реформы Солона, Великая греческая колонизация; – классический период истории Древней Греции, расцвет греческой цивилизации (V–IV вв. до н. э.). – эллинистическая эпоха: Восточные походы Александра Македонского в Египет, Сирию, Малую и Среднюю Азию, Индию в 334–323 гг. до н. э., установление в Восточном Средиземноморье греческого культурного господства и создание эллинистических государств. Этап завершился римским завоеванием Греции в 146 г. до н. э. и Египта в 30 г. до н. э. Окончание первого исторического этапа, речь о котором шла в предыдущем параграфе, ознаменовалось огромными изменениями в политической, социальной и культурной жизни Эгейского региона. «Катастрофа бронзового века», сопровождавшаяся массовым движением «народов моря» и различными природными катаклизмами, разрушила многовековые цивилизации Крита и Микен, на долгих четыре столетия отбросила Эгейский мир в бесписьменную эпоху и привела к упадку материальной и духовной культуры во всём регионе. Этот постмикенский регресс получил в исторической науке название « тёмных веков », продолжавшихся с XII по IX в. до н. э. С крушением крито-микенской цивилизации вскоре было забыто и линейное слоговое письмо. Весь гомеровский период был полностью бесписьменным. И только в самом конце «тёмных веков» – во второй половине VIII в. до н. э. – появляются первые греческие надписи, сделанные, впрочем, не знаками «линейного письма В», но 24 буквами алфавитного письма, которое осваивалось в то время греками, заимствовавшими алфавит у финикийцев.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Плеяды – 4. IV, 4, 10. 8. XV, 1, 17; 18. 11. VI, 87. 17а. VI, 21, 2. 23. I, 7, 6 – звездное скопление (видимы 6–9 ярких звезд) в созвездии Тельца. У индийцев – Kttik (шесть сестер Криттик). Восход Плеяд – в первой половине мая, заход – в октябре. Это время, благоприятное для плавания. После захода (с ноября) плавание невозможно или опасно. К 11: положения Семизвездий (здесь – Большой Медведицы) и Плеяд по отношению к горизонту на Тапробане (нын. Шри-Ланка) и в Риме, естественно, отличаются. Плитана – см. Пайтана. Плутон – 29б. XVI, 16 – в греческой мифологии бог подземного царства мертвых, преисподней, обычное его имя – Аид. В индийской мифологии ему соответствует Яма. Эта описанная здесь легенда о пропасти Плутона в индийских источниках не встречается. Пропасть локализована Элианом в области индийских ариан (см.). Некоторые предполагают, что имеются в виду пещерные храмы и монастыри у нын. города Бамиан (34°52», 67°49») в Афганистане, к западу от города Кабул, у северного подножия хребта Баба (Кохи-Баба, в системе Гиндукуша). До VII в. н. э. Бамиан был крупнейшим центром буддизма. Сохранился вырубленный в скалах комплекс пещерных храмов и монастырей (I–VIII вв. н. э.) – свыше 2000 гротов (святилища, кельи, зал собраний и др.), которые связаны между собой лестницами и переходами, с украшениями. плющ – 4. IV, 4, 1. 7. I, 19, 7. 8. XV, 1, 8; 58. 11. XVI, 144; 147. 17а. V, 1, 6; 2, 5–7. 17б. 5, 9. 20а. 1; 6 (греч. ισσς, ιττς; лат. hedera) – род вечнозеленых ползучих кустарниковых (Hedera L.) семейства аралиевых, известно 15 видов (в Европе, Азии и Северной Африке), наиболее известен плющ обыкновенный (Hedera helix). В Индии плющ растет в Кашмире, в Пенджабе, в Гималаях, а также в Непале (в частности, разновидность с желтыми плодами – Hedera chrysocarpa Walsh.). Теофраст 4) в конце IV в. до н. э., после похода Александра Македонского в Индию, пишет с оговоркой «говорят», что плюща нет в Азии, он появляется в Индии на горе Мерос, откуда происходит Дионис. Плиний 11) в I в. н. э., тоже с оговоркой «говорят», передает, как бы возражая Теофрасту, что плющ растет в Азии. Особый интерес македонян и греков в войске Александра Македонского к плющу (и некоторым другим растениям), который в Азии будто бы растет только в Индии, связан со стремлением доказать, что Дионис действительно совершил поход в Индию или даже что он происходил из Индии. См. также Ниса, 1 и 2.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

финики, финиковые пальмы – 2б. 46b. 4. IV, 4, 8. 11. VI, 161; XIV, 102. 44.1, 6. 48 (φονιξ; palma – так назывались и дерево и плоды его, Phoenix dactylifera L.). Финикия, финикийцы – 1. IV, 44. 7. II, 16, 6. 17a. VI, 22, 4; 5 – страна на узкой полосе восточного побережья Средиземного моря, от горы Кармел (32°55», 35°18», Израиль) до Арада (34°54», 35°53», Сирия). Финикийцы были знаменитыми мореплавателями-торговцами. Фисон – 34а. § 237; 239. 39. 4. 40. 41. 44. I, 1. 45. III, 10. 49. XI, 16; 24 (Φισν, Φησν, Φεισν; Phison) – одна из четырех рек, вытекающих из Рая, см. Геон Античные христианские авторы отождествляли Фисон то с Индом, то с Гангом (Косма, II, 81, даже отмечает это). В 45 Фисон отождествляется с рекой Гифасис (так называлась нын. река Биас в Пенджабе), впадающей в океан напротив Тапробаны (нын. о-ов Шри-Ланка), – здесь, по всей видимости, имеется в виду Ганг (?). флейта – 8. XV, 1, 22 (αλς). фокусники (или факиры?) – 8. XV, 1, 22. 26. XII, 538е. 29а. VIII, 7 (θαυματοποιο). Фраат – 8. XV, 1, 36 – личное имя некоторых парфянских царей – см. Арсак, 2. Фракия, фракийцы – 1. V, 3. 7. III, 65, 3; IV, 3, 2. 8. XV, 1, 6. 11. XII, 47 (Θρη; Thracia; Θρες, Θρες – фракийцы) – древняя область в восточной части Балканского п-ова между Эгейским, Черным и Мраморным морями (к северо-востоку от древней Македонии), заселенная фракийцами. Фракийцы – общее название группы индоевропейских племен, живших во Фракии, часть которых впоследствии переселилась в северо-западные части Малой Азии (см. Фригия, эдонийцы). Обычно считалось, что культ Диониса пришел в Грецию из Фракии. Мнение Геродота 1) о том, что фракийцы – самый многочисленный народ на свете после индов, считается неверным (отмечается его ошибочное географическое представление в связи со Скифией). Фригия, фригийцы – 8. XV, 1, 7. 14е. 29а. II, 31; X, 14 (Φργες – фригийцы) – область (и царство) в середине западной части Малой Азии, заселенная фригийцами (индоевропейскими племенами, пришедшими сюда между XV и XIII вв. до н. э. из Македонии или Фракии), к востоку от Лидии. Впоследствии (после многих политических перемен) эта Фригия называлась Великой, а Фригия у северо-западного побережья Малой Азии – Малой, или Фригией у Геллеспонта.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

населением. В кон. VI в. до Р. Х. большая часть долины р. Инд и ее притоков была включена в состав древнеперсид. империи Ахеменидов . На рубеже V и IV вв. до Р. Х. в результате ослабления державы Ахеменидов районы к востоку от р. Инд вернули себе самостоятельность. В 327-325 гг. до Р. Х. земли в бассейне Инда (до берегов р. Биас) были завоеваны Александром Великим . Захваченные территории он разделил на 3 сатрапии и присоединил к своим владениям. Вскоре после смерти Александра Великого (323 до Р. Х.) земли по берегам Инда были включены в состав империи Маурьев. Ее упадок был связан с вторжением в нач. II в. до Р. Х. в долину Инда греко-македон. завоевателя Деметрия, правителя Бактрии. В результате на территории П. возникло эллинистическое Индо-Греческое царство. В I в. до Р. Х. оно распалось под ударами восточноиран. племен шаков. Центром державы шаков была обл. Гандхара (Сев.-Зап. Пакистан) со столицей в г. Таксила. В I-III вв. по Р. Х. бассейн Инда вошел в состав Кушанского царства, правитель к-рого Канишка (ок. 78-123) сделал столицей г. Пурушапура (ныне Пешавар). На рубеже эр, в период расцвета культуры рабовладельческого общества, в бассейне Инда распространился буддизм, а затем индуизм, джайнизм. В нач. I тыс. по Р. Х. здесь возникла гандхарская школа искусства, для к-рой было характерно слияние индийских и эллинистических мотивов; в ее рамках впервые был разработан буддийский иконографический канон. После распада Кушанского царства (нач. V в.) зап. районы совр. П. вошли в состав Сасанидской империи, а восточные - в состав империи Гупта. Во 2-й пол. V в. здесь утвердилась власть эфталитов - конфедерации восточноиран. и тюрк. племен. Столицей их гос-ва стал г. Сакала (ныне Сиалкот). Ок. 567 г. гос-во эфталитов распалось: земли к западу от р. Инд вновь оказались в сфере влияния державы Сасанидов, в вост. районах образовалось неск. небольших гос-в. В VI-VII вв. индуизм практически повсеместно вытеснил буддизм, кастовая система получила дальнейшее развитие. С IV в. араб. купцы стали посещать западное (Малабарское) побережье Индостана. К сер. VII в. там возникли мусульм. общины - мопла (мапилла) в Керале и навайяты в Конкане, объединившие потомков переселенцев из Саудовской Аравии и частично Персии, к-рые ассимилировались с местными жителями (бывш. индуистами и джайнами). Мопла и навайяты по роду деятельности были рыбаками и крестьянами, в силу своего низкого социального статуса они играли незначительную роль в общеинд. мусульм. общине.

http://pravenc.ru/text/2578694.html

п. мн. ч. – «у индийских...»; род можно определить по им. п., который может быть Indici=быки, или Indicae=коровы; у них высота верблюда, рога – с размахом в 4 фута. Здесь ссылаются на то, что в северо-западной Индии есть очень большие быки с большими раздвинутыми рогами хисарской породы, но не такие высокие, как верблюды, – сохранились их изображения на древних печатях. Предполагают, что большерогая порода быков Индии близка к арни, индийскому водяному буйволу. Но, может быть, здесь имеются в виду именно буйволы?). 15е. (быки, «из Индии», Апис и Осирис). 17а. V, 3, 4 (коровы); 5 (коровы). 17б. 5, 12 (коровы); 7, 7 (быки=волы). 21а. 6 (коровы). 26. V, 201с (сплошь белые индийские быки). 29б. III, 34 (рог (быка?)); XV, 24 (бега быков в Индии); XVI, 16 (коровы?); 37 (коровы?). 45. III, 11 («быкослоны» – ο ταυρελφαντες, таврэлефанты (?)). Бэтон – 11. VI, 61; 69 (Baeton; греч. Βατων, Байтон) – Диогнет и Бэтон были так называемыми бематистами, путемерами, измерителями путей во время похода Александра Македонского в Азию, в том числе и в Индию; упоминаются только здесь. Вавилон, Вавилония, вавилоняне – 2б. р. 46b. 4. IV, 4, 1. 6в. I, 47. 11. XII, 35. 17а. V, 25, 5; VII, 9, 8; 18, 6; 19, 1; 4. 29а. IV, 20. 42. К 103 г. н. э. 44. II, 1 (Вавилон). 8. XV, 1, 18. 33. XV, 4, 11 (Вавилония). 27. I, 1 (Вступление). 31б. IV, 17 (вавилоняне). – Город Вавилон, расположенный на обоих берегах Евфрата в южной части Месопотамии, впервые засвидетельствован в середине III тыс. до н. э. Во II тыс. до н. э. он стал крупнейшим политическим, культурным и хозяйственным центром всей Передней Азии. Вавилония как государство возникла в начале II тыс. до н. э., на южной территории современного Ирака (к югу от Багдада; до возвышения этого центра территория Вавилонии называлась «Шумер и Аккад»). С 732 г. до н. э. Вавилония входила в состав Ассирийской державы. Наивысшего расцвета Вавилон достиг во время Нововавилонского царства (VII–VI вв. до н. э. В 538 г. до н. э. Вавилон был захвачен Персидской державой, в 331 г. до н. э. – Александром Македонским, который собирался сделать Вавилон столицей всей завоеванной им Азии (он умер в Вавилоне в 323 г., после похода в Индию); в 312 г. до н. э. Вавилон достался Селевку, основателю царства Селевкидов; с этого времени Вавилон теряет свое первенствующее значение и ко II в. н. э. окончательно сходит с исторической арены, приходит в полное запустение. Развалины Вавилона (All Bbil, 32°33», 44°24») находятся около нын. города Хилла (=Эль-Хилла; 32°27», 44°24», к югу от Багдада, в Ираке). См. халдеи. Варрон, Марк Теренций – 11. VI, 52 – выдающийся римский энциклопедист (116–27 гг. до н. э.), касавшийся почти всех областей, известных тогда науке (от его произведений сохранилось очень мало). В каких именно произведениях Варрона содержались приводимые географические сведения, остается спорным вопросом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

444 Бактрия в Библии не упоминается. Так называлась древняя область в верхнем и среднем течении Аму-Дарьи; древнейшее упоминание о Бактрии содержится в «Авесте» (VI–IV вв. до Р. Х.). Одно из древнейших государств Средней Азии, входившее в державу Ахеменидов, затем в империю Александра Македонского. Впоследствии на территории Бактрии возникли Греко-Бактрийское царство (ок. 250 – ок. 130 гг. до Р. Х.) и Кушанское царство (I–III вв.), этническую основу которого составляло племя тохаров. 445 Ринокорур – торговый центр, расположенный в Финикии, на границе Египта и Палестины, в районе совр. Суэцкого канала; упоминается Страбоном. 446 А. А. Шахматов считал эту вставку неуместной, появившейся вследствие порчи текста (см.: Шахматов–1940. С. 78). На самом деле это вполне гармоничная, характерная для Палеи толковательная вставка; источник вставки неизвестен. 448 Мидия (санскр. ‘средина земли’) – область Между Арменией, Ассирией, Сузианой, Персией и Каспийским морем, заселённая прикаспийскими племенами, предками азербайджанцев; затем царство в северо-западной части Иранского нагорья. Своё название получила, возможно, от имени сына Иафета Мидая ( Быт. 10:2 ). В ассирийских источниках Мидия упоминается с IX в. до Р. Х., античная традиция относит Мидию к VIII в. В VII в. до Р. Х. Мидия в союзе с Вавилоном разгромила Ассирию и завоевала Урарту. Персия в 550–549 гг. до Р. Х. подчинила мидян. В Мидии был распространен зороастризм. 449 Имеется в виду Албания Кавказская – одно из древнейших государств в Восточном Закавказье в долинах рек Куры, Аракса, Пори. Албанцы впервые упоминаются Плинием Старшим в связи с участием в битве при Гавгамелах (331 г. до Р. Х.) на стороне Ахеменидов против Александра Македонского. У Страбона, Плиния Старшего, Плутарха и др. албанские племена назывались ещё утиями (удинами), гелами (легами) и каспиями. Албания находилась на северных границах западной ветви потомков Ноя. 451 Следующий далее палейный рассказ о столпотворении в исследовательской литературе расценивается как апокрифический (см.: Истрин–1897.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/paleja-...

Начинай уже с А. Аусфельда исследователи «Александрии» датируют прототип романа III – II вв. до н. э. (см., например, [Шварц, 1976, с. 2]). Возможно, несколько позднее в него был включен параллельный Палладиеву рассказу сюжет о встрече Александра с индийскими гимнософистами (III. 5–6), близкий к таким самостоятельным текстам, как Берлинский папирус 179 . Если согласиться с теми учеными, которые относят его архетип греческих редакций ко II в. н. э., то Должно предположить весьма длительный предшествующий период инкорпорации в произведение многих «параллельных» сюжетов, а также ряд этапов редактирования. Последующая история «Александрии» позволяет считать ее наряду с «Панчатантрой» или «Повестью о Варлааме и Иоасафе» одним из произведений «мировой беллетристики». В начале IV в. греческий текст перелагается на латынь Юлиусом Валериусом, а затем после дальнейшей переработки Льва Неаполитанского (X в.) становится достоянием западной литературы. Одновременно «Александрия» распространяется в Восточносредиземноморье – появляются три основных версии: армянская (V в.), коптская (VI в.) и сирийская (VII в.). Отсюда роман переходит во многие восточные литературы – арабскую, персидскую, эфиопскую, монгольскую, малайскую. Наиболее древняя редакция «Александрии» (называемая редакцией А) до нас не дошла. История текста тем не менее позволяет выявить определенные ее отличия от второй редакции (редакция В) – самой распространенной и известной как вульгата текста, которая окончательно оформилась, видимо, в IVVI вв. [Шмельтцер, 1977, с. 51]. Именно она послужила оригиналом славянскому переводчику. Для настоящего исследования имеют существенное значение два «распространения» первоначального текста. Одно из них было связано с повествованием о лагере индийского царя Пора – основного противника македонского завоевателя. Второе касалось общего умножения мираклей – прежде всего в восточных (в том числе индийских) описаниях. Уже в греческой рукописной традиции «Александрия» распространяется и вместе с рассказом Палладия, и отдельно от него. Именно их разделенность в редакции А стала причиной аналогичного явления в первой редакции романа и рассказа на Руси.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В Европе за рог единорога выдавали бивни нарвалов (отряд китообразных; другое его название – единорог). елей – 44. II, 36; 38; 39 – греч. λαιον, собственно, оливковое масло; масло для умащения. епископ – 44. I, 1. 45. III, 4. 49. III, 65. См. также христиане. железо – 1. VII, 65. 2б. р. 45b; р. 49а; р. 49b. 7. II, 16, 4; 36, 2. 8. XV, 1, 43. 11. VI, 98; XXXIV, 145. 13. 6. 17б. 16, 11. 20а. 4. 21а. 6. 23. VII, 2, 31. 44. I, 5. 47а. I, 19, 23–26. См. также сталь. – В античных источниках часто упоминается «индийское железо». " Серское железо» (в 11. XXXIV, 145) восхваляется и у Оросия (Против язычников, VI, 13, 2); его обычно понимают как «сталь». Если серы (см.) – не китайцы, то, может быть, серским называли железо (=сталь) из Китая, которое экспортировалось из Китая через серов, т. е., как часто бывало, название товаров давалось по посредникам. Курций (IX, 8, 1) сообщает, что индийские послы маллов и оксидраков в числе прочих даров привезли Александру Македонскому 100 талантов «белого железа» (ferrum candidum). Это белое железо понимают как очень чистое железо, которое индийцы могли производить. Железо появилось в Индии впервые в XI–X вв. до н. э. Знаменитый железный столб («делийская колонна») в Дели (во дворе Кутуб Минара), 7,4 м, более 6 т., с надписью царя Чандры (?), IV в. н. э., – почти чистое железо (99, 72%), без ржавчины; он черный на поверхности, но места прикосновения туристов – серебряно-белые. Некоторые выражения в античной литературе можно понимать как «закалка (индийского) железа» (например, περ βαφς νδιο σιδρου – «о закалке индийского железа» в греческом трактате по химии). См. еще корабли (о железных деталях). жемчуг 8. XV, 1, 67. 10. VIII, 9, 19; 24. 11. VI, 81; 89; IX, 106; 113; XXII, 21; 23; XXXIV, 163; XXXVI, 51; XXXVII, 62. 13. 36; 56; 58–61; 63. 17б. 8, 8–13. 23. VII, 1, 10. 29б. XV, 8. 39. 6 – обычно в греческом μαργαρτης (м. р.); а также τ πιvιν (в 13 – то и другое); в латинском – margarita; unio (в 11. XXXII, 23) – скатный жемчуг. Встречаются и другие названия и формы. В 39 говорится, что в стране камаринов жемчуг вместе с каменьями приносит река с гор, – это, разумеется, неверно; здесь отражается представление о блаженных народах и странах. Арриан 17б) говорит: «маргарит морской, так на языке индов называющийся». Среди известных 25 санскритских названий для жемчуга такое слово не встречается. Обычно считают, что оно восходит к древнеиндийскому mañjaram (приводятся и другие формы этого слова) – «бутон цветка» или «букет цветов»; другие переводят как «роза моря». Предполагают, что оно заимствовано из диалектов тех народов, которые жили на побережье океана и занимались ловлей жемчужных раковин. Ср. название города " Маргара». Есть и другие этимологии (из других восточных языков). См. колхи (и Колхский залив).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ариппара – 23. VII, 1, 48 (Р: ριππρα; Η: ρσπαρα – Ариспара) – город в области каспиреев, локализуется в нын. шт. Джамму и Кашмир, в области реки Джелам. Ср. ариспы. Арисабий – см. Аресабий. ариспы – 17б. 4, 9 (ρσπαι) – народ, в области которого течет река Синар (см.), впадающая в Гидасп (нын. Джелам); считают, что ариспы были горным племенем в пограничной области Кашмира. Ср. Ариппара (другое чтение – Ариспара). Аристобатра – 23. VII, 1, 57 (ριστοβθρα) – город в Индоскифии, на западе от Инда, из числа городов «вдоль (=у) самой реки»; локализуется в области между нын. провинцией Синд (на юго-востоке Пакистана, вокруг нижнего течения и дельты Инда) и Пенджабом, не идентифицируется. Предполагается санскритская форма aria-pâtra (пракр. -bathra) – «невредимый, неуязвимый оплот» или «священный напиток». Ср. Пардабатра. Аристобул – 8. XV, 1, 17–19; 21–22; 33; 45; 61. 17а. V, 20, 2; VI, 22, 4 – сын Аристобула, IV–III вв. до н. э., принимал участие в походах Александра Македонского в качестве строителя, инженера. Уже после 300 г., в свои 84 года, написал произведение об Александре и его походах, уделяя особое внимание описанию новых стран; оно не сохранилось, но использовано главным образом Страбоном и Аррианом. Аристократ – 15г. – сын Гиппарха, из Спарты, предположительно I в. до н. э., автор «Лаконики», антикварного и исторического произведения о своей родине (не сохранилось). Аристоксен – 35. XI, 3, 8 – из Тарента (в Южной Италии), затем переселившийся в Афины, сын и ученик музыканта Спинтара, ученик пифагорейца Ксенофила, затем Аристотеля, знаменитый музыкант, а также философ, IV–III вв. до н. э. Был автором 453 произведений, касающихся теории музыки, философии, истории, воспитания. Ему принадлежали «Жизнеописания», в частности Пифагора, Сократа, Платона. В своем учении о душе он следовал Пифагору; известен как один из первых мыслителей, объединивших перипатетику (философию Аристотеля) с пифагореизмом. Аристотель – 8. XV, 1, 38. 11. VII, 26. 27.1, 1 (Вступление) – древнегреческий философ (384–322 гг. до н. э.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010