Какое же угодно было Богу избрать средство для «восстановления или искупления человека?» «В слове Божием это великое дело представляется в образе завета между Богом Отцом и Богом Сыном, Который (здесь приводятся слова Священного Писания), отходя в мир, говорит (ко Отцу): «жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне. Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе. Тогда Я сказал: вот иду, как в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже» ( Евр.10:5–7 ; Пс. 39 ). «Здесь открываются вместе и благость, и премудрость, и правда, и всемогущество Божие», замечает автор и далее дает выдержку из преподобного Иоанна Дамаскина , раскрывающую, в чем эти свойства Божии проявились; ее мы здесь не приводим. «Но, – продолжает митрополит Макарий, – святые Отцы и учители Церкви, называя избранное Богом средство для нашего искупления вполне согласным с его совершенствами, не утверждали, чтобы это чрезвычайное средство было безусловно необходимо для цели , и чтобы Всемогущий иначе не в состоянии был спасти человека: мог бы Он и иначе спасти нас; но из всех возможных к тому средств Он избрал самое лучшее». Приводятся цитаты из творений святителя Афанасия Великого , Григория Богослова , блаженного Августина, блаженного Феодорита, святого Льва, святого Иоанна Дамаскина . «Коль скоро Сам Бог избрал это средство, значит счел его нужным и лучшим из всех возможных», заключает автор (т. II, стр. 23–24, по 4-му изд.). Глава: Побуждения к делу искупления и цель пришествия Сына Божия. «Почему Триипостасный Бог благоволил искупить нас, причина этому одна: Его бесконечная любовь к нам грешным. Бог , говорит Апостол, Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос за нас умер; и в другом месте: Бог, богатый милостию, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, – и нас мертвых по преступлениям сооживил со Христом, дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе». «В частности, – продолжает автор, – здесь проявилась а) бесконечная любовь Бога Отца: в сем открылась любовь Божия к нам, что Бог Сына Своего Единородного послал в мир, чтобы мы получили жизнь через Него ( 1Иоан.4, 9 ); б) Бога Сына, Который Сам свидетельствовал: нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих, – и действительно «возлюбил Своих сущих в мире, до конца возлюбил их» ( Иоан.13:1 ) и за них положил душу Свою; в) Бога Духа Святого: «имеем доступ к Отцу в Одном Духе» ( Еф.2:18 )... Святые Отцы и учители Церкви единодушно признавали причиною пришествия в мир Искупителя бесконечную любовь Божию к людям».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

И следующие стихи относятся к верующим в Спасителя, так как содержание их не может быть применено к разрушенному государству Израильскому. 2 . Будешь ли переходить через воды, Я с тобою, – через реки ли, они не потопят тебя; пойдешь ли через огонь, не обожжешься, и пламя не опалит тебя. 3 . Ибо Я Господь, Бог твой, Святый Израилев, Спаситель твой; в выкуп за тебя отдал Египет, Ефиопию и Савею за тебя. 4 . Так как ты дорог в очах Моих, многоценен, и Я возлюбил тебя, то отдам других людей за тебя, и народы за душу твою. Слова эти в ближайшем их историческом значении, как они понимались позднейшими раввинами и книжниками, в применении к царству и народу Иудейскому означали и особое покровительство Божие народу во время плена, и возврат народа, или по крайней мере значительной его части с потомком Давида, Зоровавелем, и священниками в Иерусалим для восстановления храма. В этом смысле слова ст. 3-го, „в выкуп за тебя отдал Египет, Ефиопию и Савею“-относятся к завоеваниям Персов, которые занимают эти страны и делаются их властителями, как бы в награду им за возобновление св. храма и града и за возврат Иудеям их владения 1425 . Но как мы говорили выше, в стихах 2–4 этой главы значение пророчества глубже и шире. В них говорится о той нравственной силе, которая дарована была христианам Духом Святым, посланным Сыном Божиим от Отца, которой они преодолевали все препятствия и побеждали мир и царства его. Это и изображается переходом через воду и огонь невредимо, ибо глаголет Господь: „Я, Святый Израилев,-Спаситель твой“. Это замечательное выражение дает понять, что Спаситель не кто иной, как Сам Святый Израилев – Вечно живущий, Единый Бог в Святой Троице славимый и покланяемый. И Господь Иисус, в Котором исполнение всех пророчеств, глаголал, оставляя видимо землю: „Аз с вами есмь во вся дни до окончания века!“ 1426 . В ст. 4 духовному Израилю, т. е. Христианам, открывается, как многоценна пред Богом искупленная душа человеческая. За общину и церковь христианскую Святый Израилев, возлюбивший ее, отдает людей и народы (ст. 4). Едва ли нужно напоминать историческое исполнение этого пророчества, как греко-римский мир с его языческою культурою тает под надвигающимся пламенем веры во Христа, и, не смотря на упорную защиту свою, исчезает, пораженный не силою, а кротостью и любовью и смертью в мучениях святых исповедников веры в Распятого, проповедь в Которого была: „для Иудеев соблазн, для Еллинов безумие, для самих же призванных Иудеев и Еллинов, Христа, Божия сила и Божия премудрость“. ( 1Кор. 1:23–24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Но сам этот фундамент не является новозаветным. Во-первых, неверна сама постановка вопроса: что в Боге на первом, втором или третьем месте. Бог – это не набор свойств, борющихся за первенство. Во-вторых, если на место “основного свойства Бога” поставить справедливость, как предлагает Ф.Л. Форлайнс, то это тем более не приведёт нас к тому, о чём говорит Новый Завет. По определению апостолов, Бог Свою любовь к нам (а не справедливость) доказывает нам тем, что Христос умер за нас ( Рим.5:8 ). Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него ( 1Ин.4:9 ). Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их ( 2Кор.5:19 ). И это невменение грехов, обуславливающее собою примирительный крест Иисуса Христа существовало ещё от создания мира ( Откр.13:8 ). Это значит, что Господь Бог “ от создания мира ” т.е. никогда не вменял людям грехов их. Прощение уже было дано в тот момент, когда было решение Божие о спасении мира жертвою Сына, потому что, только простив, можно было сделать то, что сделал людям Бог. Стало быть, понятия вменения или не вменения вины весьма условны и по своему назначению педагогичны. Василий Великий: “Бог, для отпущения наших грехов ниспослав Сына Своего, со Своей стороны предварительно отпустил грехи всем” . 711 Христос пришёл не Бога примирить с нами, Бог верен и всегда нас любил. Он пришёл нас примирить с Богом, ибо человек стал неспособным к богообщению. Бог любил мир и человека всегда. Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного… ( Ин.3:16 ). Этот стих, который так часто цитируют протестанты как предисловие к правовой теории искупления, на самом деле противоречит самой основе этого учения. С точки зрения юридического мышления всё должно было быть наоборот: “Так возжелал Бог восстановления справедливости, что послал Сына Своего…” или “Бог отдал Сына Своего, и потому возлюбил мир”… или нечто подобное сему. Потому что по западной схеме, Бог для того и послал Сына, чтобы возлюбить мир.

http://azbyka.ru/pravoslavie-protestanti...

Созидающей силой духовного рождения бывает любовь, но сама любовь, чистая и учительная, может родиться в душе пастыря не иначе, как путем внутренней смерти, путем страдания. Как первая любовь юноши и девушки возгорается до высшей степени, когда оставит человек отца своего и мать свою ( Быт. 2:24 ), так же и напряжение духовной жизни является плодом мучительного отречения от суетной жизни и самоотверженного посвящения себя Богу. Единство пастыря со Христом и с паствой не является лишь умозрением; это единство действительное, существенное. Архимандрит Антоний подчеркивает: «Это не единодушие, но единение по существу, ибо подобие ему – единство Отца с Сыном. В Новом Адаме люди вновь становятся открытыми друг для друга; и кто соединяется со Христом, тот может входить и в природу ближних, сообщая им часть своего содержания. Пастырство и есть осуществление этого таинственного единства, Тела Христова». Учение архимандрита Антония о пастырстве органически связано с пониманием догмата Искупления. «Вопреки школьным богословским системам Божественное Искупление заключается, главным образом, именно в восстановлении этого новоблагодатного единения любви и послушания людей с Богом и между собой». Основным в этом искупительном деле архимандрит Антоний считает Гефсиманское борение. «Почему эти душевные муки Христа о человеческой греховности явились нашим Искуплением? – спрашивает он и отвечает, – сострадательная любовь таинственно объединила Его Дух с нашими душами и мы почерпаем для них от Духа Христова источник святости, и тем побеждаем грех». Пастырю следует всячески хранить себя от внутреннего и душевного обмирщения, от заражения формализмом или законничеством, и еще более – остерегаться духовного насилия. Нужно действовать истиной слов, а не подавлять совесть своим авторитетом. Царство Божие устрояется на земле только силой духовного возрождения. Учение о сострадательной пастырской любви находит свое подтверждение в посланиях апостола Павла и творениях отцов Церкви. По словам апостола Павла, в отличие от Ветхого Завета мы имеем не такого Первосвященника, Который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха ( Евр. 4:15 ). О себе он говорит: Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос! ( Гал.4:19 ); и в другом месте: Кто изнемогает, с кем бы я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся? ( 2Кор.11:29 ); я всем поработил себя, дабы больше приобрести... Для всех я сделался всем, чтобы cnacmu по крайней мере некоторых ( 1Кор.9:19, 22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Христос, на вопрос о позволительности развода, ответил так: «не читали ли вы, что, Сотворивший вначале мужчину и женщину, сотворил их? и сказал: посему, оставит человек отца и мать, и прилепится к жене своей, и будут два – одной плотью. Так что, они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает». ( Мф. 19:4–6 ). У мужа и жены должно быть совершенное единство. Кто до Христа или не через Христа сказал это? А, между тем, слова эти в Библии соединены с повествованием о первом браке – браке до падения. Но после падения явилось жестокосердие ( Мф. 19:8 ), и явились новые законы о браке. По совершении искупления, идеал брака был восстановлен. Единство мужа и жены! Языческое сознание, безусловно, не могло воспринять этой истины. В буддизме, по-видимому, мысль поднялась до идеи религиозной равноправности мужчины и женщины: женщина, как и мужчина, может достигнуть нирваны, но оказывается, не совсем так: раньше, чем оказаться в нирване, душа, бывшая в женщине, должна воплотиться в теле мужчины. Только одна из, сравнительно, либеральных буддийских сект в Японии стала учить, что женщина может достигнуть нирваны, минуя названную промежуточную ступень. Но мысль о браке, как таком союзе, где оставляются отец и мать, и два на всю жизнь становятся одним, только одним, гораздо более полным и содержательным, эта мысль не усвоена, не раскрыта нигде, кроме Библии. А в Библии она написана ( Быт. 2:24 ), по мнению людей самого крайнего неверия, за несколько столетий до P. X. К жизни она вызвана Христом. Наилучшие христианские союзы в разной мере осуществляют ее. Но то, что вне христианства, не может вместить ее. Все обязанности человека – к государству, обществу, семье – не суть, однако, обязанности первичные, ни на чем не утверждающиеся и ни из чего не вытекающие, они обусловливаются назначением человека. Назначение человека быть совершенным, как совершен его Небесный Отец, быть сыном Божиим, быть членом Царствия Божия. В природу человека заложены разнообразные духовные запросы, и его назначение состоит в том, чтобы получить на них ответы, чтобы эти запросы были удовлетворены.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

– «Всей твари»: по связи речи – всему роду человеческому; по словоупотреблению же библейскому вообще, и в частности словоупотреблению и воззрению св. Ап. Павла – всему творению вообще (ср. Рим.8и дал. Кол.1:23 ). Искупление и восстановление человека смертью и воскресением Спасителя есть искупление и восстановление и всего творения, поврежденного в своей красоте грехом человека; а потому и всей твари должно быть благовествовано Евангелие искупления, и она откликнется со своей стороны на это благовествование теми знамениями в ней, какие сопровождать будут проповедь Апостолов и все действия истинно верующих (ст. 17 и дал.). Тварь вся представляется в этом воззрении олицетворенной и как бы чувствующей и слышащей проповедь о восстановлении ее. Истина – в том, что, расстроенная грехом человека, она для истинной веры верующих в искупление и по этой самой вере снова приходит в первобытную гармонию, совершенство и красоту, что и отражается в необыкновенных явлениях ее для верующих по силе и действенности их веры. – «Кто будет веровать»: в проповедь о Христе Искупителе или, что то же, в самого Христа как Искупителя мира. – «И креститься»: в крещении примет благодать искупления и через него внешним образом присоединится к обществу верующих во Христа. – «Спасен будет»: от греха ( Мф.1:21 ) и осуждения за него ( Ин.5:24, 3:36 ) и таким образом будет оправдан перед Богом и, как оправданный, получит жизнь вечную в блаженном единении с Христом ( Ин.5:28, 17:2–4 ). Итак, вот путь восстановления человека в первобытное совершенство, утраченное им через грех: вера в Господа, как Искупителя, по каковой вере усвояются ему плоды искупительной смерти Спасителя, и он является оправданным перед Богом и чистым. Внешним законом этой веры служит крещение, в котором человек возрождается к этой новой для него жизни и как бы умирает для прежней греховной жизни ( Рим.5:1 , 6и дал.). – «А кто не будет веровать, осужден будет»: от человека зависит – веровать или не веровать в искупление его Иисусом Христом, и тем усвоить себе или не усвоить плоды искупления.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Люди не могут полностью подавить в себе осознание существования Бога и страх перед судом в этой и в будущей жизни, Сам Бог не позволяет им сделать это. Людям всегда присуще некое ощущение правды и неправды, а также сознание своей подотчетности святому Божественному суду. В нашем падшем мире каждый человек с неповрежденным сознанием обладает совестью, которая осуждает его, напоминая время от времени, что он должен понести наказание за совершенное зло, и когда совесть говорит подобным образом – это воистину голос Бога. В некотором смысле падшее человечество действительно несведуще о Боге, потому что та ложь, в которую людям хочется верить и в которую они действительно верят, искажает и извращает подлинное Божие откровение. Однако, с другой стороны, все люди сознают существование Бога, ощущают свою вину и со страхом предчувствуют ожидающий их суд, которого они хотели бы избежать. Только евангелие Христа может избавить человека от этого ощущения вины и принести в его сердце мир. Искупление ( Рим.3:25 ) Искупление подразумевает возмещение ущерба, компенсацию за обиду или уплату долга. Результатом искупления является примирение с враждующей стороной и восстановление нарушенных отношений. В Писании говорится, что все люди нуждаются в искуплении своих грехов но они не в состоянии достигнуть его. Мы оскорбили своего Создателя, самой природе Которого свойственно ненавидеть грех ( Иер 44:4 ; Авв 1:13 ) и наказывать его ( Пс 5:5–7 ; Рим 1:18; 2:5–9 ). Нельзя рассчитывать на принятие нас Богом и общение с Ним до тех пор, пока не будет совершено искупление а поскольку даже самые лучшие наши поступки содержат элемент греховности, то все, что мы делаем в надежде загладить свою вину, лишь усугубляет ее и ухудшает наше положение, поскольку «жертва нечестивых – мерзость пред Господом» ( Прит 15:8 ). Поэтому собственной праведностью ( Иов 15:14–16 ; Ис 64:6 ; Рим 10:2:3 ) искупить свою вину перед Богом невозможно. Однако на этом фоне человеческой безнадежности Писание открывает любовь, благость, милосердие и сострадательность Бога, Который Сам совершил искупление. Божия удивительная милость является средоточием библейской веры. Начиная с книги Бытие и заканчивая книгой Откровение, она сияет захватывающей дух славой.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   В некотором смысле падшее человечество действительно несведуще о Боге, потому что та ложь, в которую людям хочется верить и в которую они действительно верят, искажает и извращает подлинное Божье откровение. Однако, с другой стороны, все люди сознают существование Бога, ощущают свою вину и со страхом предчувствуют ожидающий их суд, которого они хотели бы избежать. Только евангелие Христа может избавить человека от этого ощущения вины и принести в его сердце мир. Искупление     Искупление подразумевает возмещение ущерба, компенсацию за обиду или уплату долга. Результатом искупления является примирение с враждующей стороной и восстановление нарушенных отношений.    В Писании говорится, что все люди нуждаются в искуплении своих грехов но они не в состоянии достигнуть его. Мы оскорбили своего Создателя, самой природе Которого свойственно ненавидеть грех (Иер 44:4, Авв 1:13) и наказывать его (Пс 5:5—7, Рим 1:18, Рим 2:5—9). Нельзя рассчитывать на принятие нас Богом и общение с Ним до тех пор, пока не будет совершено искупление а поскольку даже самые лучшие наши поступки содержат элемент греховности, то все, что мы делаем в надежде загладить свою вину, лишь усугубляет ее и ухудшает наше положение, поскольку «жертва нечестивых мерзость пред Господом» (Прит 15:8). Поэтому собственной праведностью (Иов 15:14—16, Ис 64:6, Рим 10:2—3) искупить свою вину перед Богом невозможно.    Однако на этом фоне человеческой безнадежности Писание открывает любовь, благость, милосердие и сострадательность Бога, Который Сам совершил искупление. Божия удивительная милость является средоточием библейской веры. Начиная с книги Бытие и заканчивая книгой Откровение, она сияет захватывающей дух славой.    Когда Бог вывел израильский народ из Египта, Он сделал частью скрепленных заветом отношений систему жертвоприношений главным в которой было пролитие крови непорочных животных и принесение этой крови в жертву, «чтобы очищать души ваши» (Лев 17:11). Эти жертвоприношения имели символическое значение (в качестве «символов» они указывали на совершенную жертву за грех в будущем). Хотя грехи и оставались без наказания, если жертвы за них приносились подобающим образом в действительности грех изглаживала не кровь животных (Евр 10:4), а кровь Того, Кому эти животные служили прообразом, безгрешного Сына Божьего Иисуса Христа, Чья смерть на кресте искупила все грехи как совершенные до нее, так и после (Рим 3:25—26, Рим 4:3—8, Евр 9:11—15).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Рим. 8:17 ). Но то и другое (и сонаследие во славе, и сораспятие Христу, или соучастие в Его жертве) взаимно предполагает и обусловливает друг друга, так что если есть одно, то должно быть и другое. 4) Это протестантское заблуждение (в каких бы формах оно ни являлось) возникает и существует неизбежно на почве односторонне юридического учения об искуплении, как только о внешне объективном и вне человека совершившемся юридическом акте уплаты долга правосудию Божьему за грехи людей чрез И Христа. Мы видели (см. гл. 1, отд. 1, под цифр. 2), что не только идея о такого рода, активном участии человека в искуплении, как сатисфакция, логически не допускается самыми посылками юридического учения и общей его конструкцией, но даже, так наз., учение о субъективных условиях оправдания, или усвоения искупления со стороны самого человека, является в юридической сотериологии чисто внешней, и логически непоследовательной прибавкой к учению о деле искупления, совершенного за нас, без нас и вместо нас И. Христом. Напротив, учение об индивидуальной сатисфакции, как условии оправдания каждого, становится неизбежным и логически неустранимым выводом из истинного понятия об искуплении, как двустороннем акте восстановления союза между Богом и человеком. 5) Связь рассматриваемого заблуждения с юридическим учением об искуплении открывается, кроме того, и в частном пункте его, именно в его понятии о сущности искупительной жертвы. Главный искупительный момент жертвы указывается в чисто внешнем, хотя и добровольном, несении всех наказаний, положенных за грехи судом Божественного правосудия. Это условие искупления может быть целиком выполнено за людей (взамен), и оно действительно, даже с бесконечным преизбытком, выполнено И. Христом. Но с точки зрения истинного понятия о жертве (нами раскрытого особ. в гл. 7), как о любящем обращении (раскаянии) и любви грешника к Богу, Жертва И. Христа никоим образом не может представляться, как это позволительно в юридическом богословии, исключительно внешним и себе довлеющим фактом.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zna...

P. 102-103; ср.: Ibid. P. 103. Not. 160 - ссылки на использование «юридического» языка, в частности слова γκλημα - «вина, обвинение», в вост. святоотеческой традиции). Спитерис, однако, считает, что богословское видение Н. К. в корне отлично от представленного в трактате Ансельма. Логика последнего чисто «юридическая»; Н. К., напротив, руководствуется принципом Божественного человеколюбия: если человек оказался не в состоянии исправить себя сам и потребовалось вмешательство Бога, то это не потому, что Он испытывает необходимость в «оправдании» или «удовлетворении божественной справедливости», а потому, что движим беспредельной любовью к людям. Оправдание, даруемое людям на Кресте, по мнению Спитериса, для Н. К. означает возвращение человеку «праведной» природы, ибо только Богочеловек, по образу Которого был создан ветхий Адам, в состоянии возвратить человеку его подлинную природу (ср.: Nicol. Cabas. De vita in Christo. 4. 15). Все это позволяет понять «оправдание» не как «удовлетворение», а как «восстановление» (ποκατστασις) ( Spiteris, Conticello. 2002. P. 367-368; о «теории искупления», нашедшей отражение в сочинениях Н. К., см. также: Ibid. P. 362-372 (наиболее подробный очерк); Congourdeau, ed. 1989. Vol. 1. P. 45-46). Поскольку при жизни Н. К. греч. перевода трактата Ансельма Кентерберийского «Почему Бог стал человеком» не существовало, высказывалось предположение, согласно которому Н. К. воспринял его «теорию искупления» опосредованно, познакомившись с сочинениями Фомы Аквинского ( Salaville. 1943. P. 51-55). Однако такое предположение маловероятно, поскольку концепция греха как оскорбления, нанесенного Богу и требующего воздаяния «долга чести», характерная для богословия Ансельма, не во всех деталях была воспринята Фомой Аквинским. Вероятно, с «теорией искупления» Ансельма Н. К. могли познакомить братья Кидонис ( Congourdeau, ed. 1989. Vol. 1. P. 16. Not. 9, 45-46). Контакты Н. К. с мон-рем Ксанфопулов в К-поле также могли способствовать получению сведений о «теории» Ансельма, поскольку эта обитель поддерживала связи с латинянами и «латиномудрствующими» того времени (несмотря на репутацию исихастского центра; см., напр., ст.

http://pravenc.ru/text/2566110.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010