Христос, на вопрос о позволительности развода, ответил так: «не читали ли вы, что, Сотворивший вначале мужчину и женщину, сотворил их? и сказал: посему, оставит человек отца и мать, и прилепится к жене своей, и будут два – одной плотью. Так что, они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает». ( Мф. 19:4–6 ). У мужа и жены должно быть совершенное единство. Кто до Христа или не через Христа сказал это? А, между тем, слова эти в Библии соединены с повествованием о первом браке – браке до падения. Но после падения явилось жестокосердие ( Мф. 19:8 ), и явились новые законы о браке. По совершении искупления, идеал брака был восстановлен. Единство мужа и жены! Языческое сознание, безусловно, не могло воспринять этой истины. В буддизме, по-видимому, мысль поднялась до идеи религиозной равноправности мужчины и женщины: женщина, как и мужчина, может достигнуть нирваны, но оказывается, не совсем так: раньше, чем оказаться в нирване, душа, бывшая в женщине, должна воплотиться в теле мужчины. Только одна из, сравнительно, либеральных буддийских сект в Японии стала учить, что женщина может достигнуть нирваны, минуя названную промежуточную ступень. Но мысль о браке, как таком союзе, где оставляются отец и мать, и два на всю жизнь становятся одним, только одним, гораздо более полным и содержательным, эта мысль не усвоена, не раскрыта нигде, кроме Библии. А в Библии она написана ( Быт. 2:24 ), по мнению людей самого крайнего неверия, за несколько столетий до P. X. К жизни она вызвана Христом. Наилучшие христианские союзы в разной мере осуществляют ее. Но то, что вне христианства, не может вместить ее. Все обязанности человека – к государству, обществу, семье – не суть, однако, обязанности первичные, ни на чем не утверждающиеся и ни из чего не вытекающие, они обусловливаются назначением человека. Назначение человека быть совершенным, как совершен его Небесный Отец, быть сыном Божиим, быть членом Царствия Божия. В природу человека заложены разнообразные духовные запросы, и его назначение состоит в том, чтобы получить на них ответы, чтобы эти запросы были удовлетворены.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

Искупление человека, по смыслу указанного уподобления, стояло, как тело, еще далеко впереди ветхозаветного человечества. и не могло быть для него видимо, но от него падала тень в глубину древности, и по этой тени можно было уже составлять хотя не полное, но тем не менее живое и одушевляющее представление о самом теле. В особенности жертвоприношения предизображали великое дело примирения человека с Богом в будущей жертве Искупителе. Жертвы установлены были вскоре после падения человека и имеют, очевидно, тесную связь с первообетованием Божьим, как вещественнее выражение того, что предопределено было Богом для восстановления падших. Потому то и после всемирного потопа обновление царства природы и царства блогодати совершились при жертвоприношении: Ной, вышедши из ковчега, принес Богу жертву всеродную, то есть, от всех родов жертвенных животных, и Бог, обонял воню успокоения, восстановил и утвердил порядок вещей на земле и завет мира своего с людьми ( Быт. 8:20–22; 9:1–17 ). В законе Моисеевом различаются многие виды жертв, но общее значение жертвы от того не изменяется, и ап. Павел, в объяснение ветхозаветного жертвоприношения вообще, говорит так: все почти по закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения... Но невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи. По сему Христос входя в мир, говорит: жертвы и приношений Ты не восхотел, но тело уготовал мне. Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе. Тогда Я сказал: се, иду, как в начале книги написано о Мне, исполнит, волю Твою, Боже. Сказав прежде, что ни жертвы, ни приношения, ни всесожжения за грех , которые приносятся по закону, Ты не восхотел и не благоволил, потом прибавил: се, иду исполнить волю твою, Боже. Отменяет первое, чтобы постановить второе. По сей то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа ( Евр. 9:22; 10:4–10 ). Из других учреждений ветхого завета довольно здесь указать на обрезание и пасху, как на знаменательнейшие прообразы будущего. При учреждении обрезания Бог говорил Аврааму: сие будет знаком между Мною и вами ( Быт. 17:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nazarij_Favoro...

Книга пророка Захарии, подобно книге пророка Иезекииля, отличается обилием символических видений и, сверх того, подробными предсказаниями о последних днях жизни Спасителя и о таких частностях Его жизни, каких нельзя найти ни у одного из пророков, например: о входе Господа во Иерусалим на ослице, о предании Его за 30 сребреников, о прободении Его ребра на кресте, о бегстве апостолов из сада Гефсиманского. Устами Захарии Бог призывал евреев к искреннему благочестию, говоря: " Обратитесь ко Мне, говорит Господь Саваоф, и Я обращусь к вам, Говорит Господь Саваоф» ( Зах. 1:3 ). «Вот дела, которые вы должны делать: говорите истину друг другу. По истине и миролюбиво судите у ворот ваших. Никто из вас да не мыслит в сердце своем зла против ближнего своего, и ложной клятвы не любите; ибо все это Я ненавижу, говорит Господь» ( Зах. 8:16–17 ). Содержание книги пророка Захарии следующее: призыв к покаянию (1:1–6), видение ангела среди мирт (южное, вечнозеленое дерево с белыми душистыми цветами) (1:7–17), видение четырех всадников (1:18–21), видение ангела с землемерной веревкой (2), видение первосвященника Иисуса и Мессии (3), видение золотого светильника (4), видение летающего свитка и ефы (мера сыпучих тел) (5), видение четырех колесниц и Мессии в образе Первосвященника (6), пророческие речи Захарии о новозаветных временах (7–8), мессианские предсказания (9–11), о благодатных дарах, подаваемых верующим (12), пророчества о Мессии и об искуплении Иерусалима (13–14). Книга пророка Малахии Пророк Малахия (на еврейском – «вестник») был младшим сотрудником Ездры и Неемии и происходил из колена Завулонова. Как последний из ветхозаветных пророков, он назван «печатью пророков». Пророчествовал он за 475 лет до пришествия Христова. Из книги пророка Малахии видно, что в его время храм был уже восстановлен, и в нем совершались богослужения, но часто не так благоговейно, как следовало. Пророк обличает священников в небрежности, говоря им от имени Бога: «Сын чтит отца и раб – господина своего. Если Я – Отец, то где почтение мне? И если Я – Господь, то где благоговение предо мною» ( Мал. 1:6 ). В новозаветное время иудейские священники будут заменены людьми, благоговеющими перед Богом: «Ибо от востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами, и на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву» ( Мал. 1:6–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

   Вспомни еще, кто ты есть? Создание, по образу Божию созданное, но образ Божий погубившее, падшее, растлившееся, «сравнялся с несмысленными скотами» (Пс. 48:13), но милосердием Божиим восстановленное, Сына Божия страданием и смертью искупленное.    Сын Божий тебя ради смирился: тебе ли гордиться?    Сын Божий тебя ради рабский принял образ: тебе ли искать владычества?    Сын Божий тебя ради обнищал: тебе ли гоняться за богатством?    Сын Божий бесчестие принял: тебе ли чести домогаться?    Сын Божий не имел, где главы приклонить: тебе ли расширять великолепные здания?    Сын Божий умыл ноги ученикам Своим: тебе ли стыдно послужить братии своей?    Сын Божий злословия, поношения, поругания, посмеяния, заплевания претерпел: тебе ли досадного слова не стерпеть? Он неповинно терпел, и для тебя: тебе ли повинному не терпеть? Не заслужил ли того грехами твоими?    Сын Божий за распинателей Своих молился: «Отче! остави им» (Лук. 23:34) — Тебе ли на оскорбивших тебя гневаться, злобиться, искать мщения? Но кто ты такой, что не терпят уши твои и малого оскорбления? Тварь убогая, немощная, нагая, страстная, заблудшая, всяким злополучиям подверженная, всякими бедами окруженная; трава, сено, «пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий» (Иак. 4:14). Но если ты принимаешь Сына Божия как Спасителя и Искупителя, Наставника и Учителя своего, то прими и учение Его; если же принимаешь учение Его, то последуй учению Его; если последуешь учению Его, последуй смирению Его, которому Он тебя и словом и делом прежде всего учил. Вот Его сладкий глас к нам: «научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф. 11:29).    Не стыдно ли тебе, рабу, гордиться, когда Господь твой смиряется? Как смеешь называться Его рабом, когда не повинуешься Ему? Как назовешься Его учеником, когда не слушаешь Его учения? «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем». Не признает и Он тебя за своего, если не увидит в тебе своего характера; не признает за своего раба, если не увидит в тебе к Себе послушания; не признает за своего ученика, если не увидит своего учения. Ты стыдишься смирения Его, и Он постыдится тебя и отречется, как от чужого. Ибо Он говорит: «кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами» (Мк. 8:38). Не будет с ним иметь участия в славе Его тот, кто не хотел быть участником в смирении Его.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4025...

2. Смерть Иисуса ведет к Его Прославлению, ибо Прославление после Смерти мы находим и у Исаии, в пророчестве о Страдающем Рабе: На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством… Посему Я дам Ему часть между великими… ( Ис. 53, 11-12 ). Вот эти первые два пункта – главные для размышлений Луки о Смерти Христа. Можно привести еще и другие пункты, может быть не такие главные, как первые два, но все же разрабатываемые Лукой: 3. Крестная Смерть, по таинственному Замыслу Божию, явилась средством оправдания многих: оправдает многих и грехи их на Себе понесет… Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем ( Ис. 53, 11-12 ). Эта магистральная у других новозаветных авторов мысль, как мы уже сказали, у Луки не получила развития, она не очень ему близка. 4. Лука имеет особое понимание того, что такое путь Спасения. Для Луки это путь верности Богу. Еще на примере Захарии и Елизаветы (Лк., гл. 1) мы видим, как важны верность и доверие Богу. Иисус, по Евангелию от Луки, также хранил верность и доверие Отцу. И Крестная Смерть явилась для Него не поражением, но торжеством, путем к Славе. Вот так и все христиане должны смиренно ежедневно (!) брать крест свой и следовать за Иисусом с верностью и доверием Богу. Лука приводит немало высказываний Иисуса о важности верности и доверия христиан Богу: Блаженны рабы те, которых господин, придя, найдет бодрствующими; истинно говорю вам, он препояшется и посадит их, и, подходя, станет служить им ( Лк. 12, 37 ). Всякий ученик Христа, если будет стремиться стать таким же, как Иисус, – будет прославлен и спасен для Вечной Жизни. 5. Наконец, интересно, что Лука разрабатывает (немного по-другому, чем Ап. Павел), учение о том, что Иисус пришел для спасения не только евреев, но и всех людей земли. Только Лука подметил, что Раб Господень у Исаии несет Спасение не только евреям, но и язычникам: И Он сказал: мало того, что Ты будешь рабом Моим для восстановления колен Иаковлевых и для возвращения остатков Израиля, но Я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Мое простерлось до концов земли ( Ис. 49, 6 ). Лука очень дорожит этой мыслью. Уже над Младенцем Иисусом старец Симеон произносит: видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников ( Лк. 2, 30-32 ). На другом полюсе жизни Иисуса – обращение язычника, римского сотника, у Креста. Между этими двумя уникальными моментами жизни Иисуса – масса других примеров обращения к вере язычников. То есть, Страдания и Смерть Иисуса – способ Спасения для людей всего мира.

http://azbyka.ru/parkhomenko/iskuplenie-...

Соединение и союз всех сих составляет совершенного человека. И, поэтому, апостол, поясняя себя самого, объяснил человека спасенного, как совершенного и духовного, так говоря в первом Послании к фессалоникийцам: Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух, и душа, и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа ( 1Фес. 5:23 ). Какую же причину имел он молить для сих трех, т. е. для души, тела и духа, целого и совершенного сохранения в пришествие Господа, если не знал о восстановлении и соединении сих трех, и об одном и том же спасении? Посему и называет совершенными тех, которые представляют Господу эти три без порока. Итак, совершенны те, которые имеют и Духа Божия, в них пребывающего, и души и тела свои сохраняют беспорочными, храня веру Божию, т. е. в Бога, и соблюдая правду, по отношению к ближнему. Кн. V гл. 8 п. 2. Тех же, которые отвергают совет Духа и служат удовольствиям плоти, живут неразумно и необузданно предаются своим похотям, не имея никакого желания Божественного Духа, но живут подобно скотам и собакам, апостол справедливо называет плотскими, потому что ни о чем другом не помышляют, кроме плотского (ср. гл. 9 п. 1–4). Кн. V гл. 12 п. 2. Иное – дыхание жизни, делающее человека душевным, иное – Дух животворящий, Который делает его духовным. Поэтому Исаия говорит: так говорит Господь Бог, сотворивший небеса и пространство их, распростерший землю с произведениями ее, дающий дыхание народу на ней и дух, ходящим по ней ( Ис. 42:5 ), называя дыхание – данным, вообще, всякому народу, живущему на земле, а Дух – тем, которые покоряют земные похоти. Поэтому, опять же, Исаия, различая то и другое, говорит: иначе изнеможет предо Мною дух и всякое дыхание, Мною сотворенное ( Ис. 57:16 ), полагая Дух, собственно, в Боге, Который в последние времена излил Его на род человеческий через усыновление людей, а дыхание – приписывая, вообще, созданию, и представляя его тварью. А сотворенное – отлично от Сотворившего. Дыхание временно, Дух же вечен. Дыхание, несколько увеличиваясь и пребывая некоторое время, потом уходит, оставляя то, в чем прежде было, бездыханным. Дух же, окружая человека внутри и вовне, всегда пребывает и никогда (т. е. и в загробной жизни) не оставляет его. Но не духовное прежде, – говорит апостол, говоря это, как бы, относительно нас, людей, а душевное, потом духовное ( 1Кор. 15:46 ), согласно с разумом. Ибо надлежало человеку прежде быть созданным, и созданному – получить душу, потом же принять общение Духа. Посему и первый человек Адам стал душою живущею; а последний Адам есть дух животворящий ( 1Кор. 15:45 ). Итак, как сотворенный живой душой, обратившись к худшему, потерял жизнь; так тот же самый, возвращаясь к лучшему и получая животворящего Духа, найдет жизнь (ср. кн гл. 33 п. 5; кн. III гл. 22 п. 1). О Лице Спасителя и цели Воплощения – искуплении людей и воссоединении их с Богом:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Blagor...

Но если, с одной стороны, земная жизнь Христа со снисхождением в ад была принятием Им на Себя грехов человечества с положенною за них Правдою Божию клятвою, вплоть до приобщения смерти в аду, то с другой стороны деятельная Его жизнь, являющаяся не только выполнением закона, вместо нарушения его человечеством, но и воплощением вечного Евангелия, представляет в искупительном деле святость для человечества, ибо вся указанная Его деятельность имела значение не для Него лично, а для Искупления мира. Безгрешный Христос обогащал универсальную Свою Личность бесконечным разнообразием добродетелей дел святости, чтобы быть для человечества вечным источником благодатной силы к ним и святости, в противовес разнообразию человеческих грехов и человеческой от них скверны. Все же эта сторона искупительного дела не входит в Искупление в строгом смысле, как выкуп, принесенный Богу для возвращения людей к вечной жизни ценою крови, ценою жизни, смертью, как «оброком» воспринятых Им грехов, составляющих беспредельную вину пред Богом. Грехи восприняты, чтобы в смерти уничтожить их и примирить Бога с людьми во Христе, а обогащение Себя святостью, – чтобы быть неисчерпаемым Кладезем ее для человечества. В смерти истреблены грехи, а в святости Искупителя открылось воссозданное «по Богу в правде, преподобии и Истине» ( Еф.4:22–24 ) все человечество. Вы настойчиво утверждаете, что в Искуплении мира Христом Своею Кровью не проявлено ни любви, ни Правды Бога Отца к людям, а в понимание Искупления в средние века было привнесено рыцарское представление о восстановлении чести смывать свою обиду кровью оскорбителя, извратившее сущность христианского учения об Искуплении. В первом моем письме мною приведено много свидетельств в доказательство проявления именно любви Божией к человечеству в смерти Христовой, и, конечно, нет нужды их повторять. Здесь я только приведу яркие свидетельства о том Самого Спасителя и Его Церкви. «Как Моисей вознес змию в пустыни, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но «имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир был спасен чрез Него» ( Ин.3:14–17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Возникает спор, «что есть Софей, Премудрость Божия…» В Новгороде, в конце XV в., после московского разорения, настроение было очень повышенным и беспокойным. К тому же кончалась «седьмая тысяча» лет, и ждали Второго Пришествия. Это было время очень благоприятное для апокалиптических видений. Не случайно с этих пор Апокалипсис становится почти настольной книгой в русском обиходе. Религиозная мысль выходит из четких граней византийского догматизма в область восторженных и возбужденных прозрений и созерцаний… И нужно прибавить, тема о девстве была тоже апокалиптического происхождения; ср. видения 14 главы Откровения ( Откр. 14:4 ): «Это те, которые не осквернились с женами, ибо они девственники; это те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел. Они искуплены из людей, как первенцы Богу и Агнцу…» С этим апокалиптическим мотивом вполне совпадала западная мистика «любящей души…» VI. Киевская икона Св. Софии имеет явные западные черты. Она не старше самого конца XVII в. Во всяком случае, Павел Алеппский, проезжавший через Киев в 1654 г., еще не видал теперешней иконы. В иконостасе была другая икона Премудрости: «в середине иконы церковь с колоннами ... над церковью Христос, и Его Дух Святый нисходит на нее в сиянии…» Нынешняя икона написана и поставлена, очевидно, только при последнем восстановлении Киевской Софии, при митрополитах Гедеоне и Варлааме Ясинском, в конце 80-х и даже в 90-х гг. К тому же времени относится и Тобольская икона св. Софии. Это – иконы Богоматери. Богоматерь изображена здесь под видом Апокалиптической Жены, с крыльями орла великого. Она стоит на облаках, на серповидной луне. В руках крест и жезл. В Тобольской же иконе еще и венчик из 12 звезд. Два ангела держат над главою венец (ср. Откр. 12:1,14 )… Это характерный западный сюжет, совершенно чуждый восточной иконографии. На Западе он становится известен с конца XIV в. И очень рано получает определенный богословский смысл, становится символическим образом Непорочного Зачатия, Immaculata Conceptio.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Завоевания Кира: победа предков Иафета над предками Сима (Ассиро-Вавилония), победителями предков Хама (Египет), – новая фаза истории. Интересное совпадение восшествия Кира на престол (в 558 г. до Р.Х.) с правлением Пизистрата в Афинах, Креза в Лидии и Тарквиния Гордого в Риме, – тех лиц, которые являются представителями совершенно нового западного мира, имевшего сменить собой мир старый, восточный. Последние видения Даниила Дан. 8 : Явление ангела и предсказание об освобождении народа из плена, восстановление Иерусалима и храма и искупление мира “смертью Христа-Владыки”. Видение о семидесяти седминах ( Дан. 9 ): Дан. 9, 24 : “семьдесят седмин определены для народа твоего и святого города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония и чтобы приведена была правда вечная и запечатаны были видения и пророк, и помазан был Святый святых”. Это пророчество в точности исполнилось – от второго и окончательного указа о восстановлении Иерусалима (в 457 г.) до смерти Христа (в 33 г. по Р.Х.) протекло ровно 490 лет – и потому Даниил нередко называется мужем желаний. Манифест об освобождении пленников 1Езд. 1, 2–4 : Кир, узнав о великих знамениях, решил оказать народу еврейскому великую милость: издание указа об освобождении Иудеев из плена и о построении храма в Иерусалиме. 536 г. до Р.Х. – окончание семидесятилетнего плена Вавилонского: от 605 г. – первого взятия Иерусалима Навуходоносором. Пророк Исаия за двести лет называет Кира по имени, как освободителя еврейского народа от плена и восстановителя храма. Пророчества Исаии о царе Кире: “Ибо день смятения и попрания и замешательства в долине видения от Господа, Бога Саваофа. Ломают стену, и крик восходит на горы. И Елам несет колчан; люди на колесницах и всадники, и Кир обнажает щит. И вот, лучшие долины твои полны колесницами, и всадники выстроились против ворот” ( Ис. 22, 5–7 ); “Который говорит о Кире: пастырь Мой, и он исполнит всю волю Мою и скажет Иерусалиму: будешь построен!» и храму: будешь основан! " ” ( Ис. 44, 28 );

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

В супружестве сотворенная жена сочетается с мужем в такой союз, по которому оба составляют плоть одну; искупленные Иисусом Христом и верующие в Него также суть члены тела Его, от плоти Его, и от костей Его (Εφ. V. 30). В качестве Главы рода человеческого. Но первый Адам низринул с собою все члены, которых был главою; Второму Адаму предопределено возглавить в себе все, что есть на небесах и на земле (Εφ. I. 10). ПАДЕНИЕ И ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА. Б. III В истории падения и восстановления человеков описывается их искушение (1 — 5), грехопадение (6 — 7), обличение (8—13), суд Божий (14—19), наречение нового имени жене (20), начало одежды (21), изгнание Адама и Евы из Рая (22–24). ИСКУШЕНИЕ ПЕРВЫХ ЧЕЛОВЕКОВ 1. Хитрейший из всех зверей в поле, которых Бог создал, был змей. Он сказал жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте плодов ни с какого дерева в саду? 2. Жена сказала змею: нам можно есть плоды с дерев в саду. 3. Только плодов с древа, которое посреди сада, сказал Бог, не вкушайте, и не прикасайтесь к нему, чтобы не умереть. 4. И сказал змей жене: не умрете, 5. напротив того, знает Бог, что в день, в который вы вкусите плода его, отверзутся очи ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. Приступая к описанию искушения, повествователь дает понятие об искусителе. И действительно, правильное о нем понятие необходимо нужно для того, чтобы уразуметь возможность и определить образ искушения. Искуситель называется змием. Трудно согласиться с мнением, будто сим означается простое животное, которое примером своего вкушения от запрещенного человекам древа возбудило в Еве богопротивную мысль и желание; поскольку в таком случае Моисею не было бы нужды приписывать сему животному вместо простого действия несвойственные ему суждения и слова; и представлять виною зла в мире существо, не имеющее свободы и действующее сообразно природе своей, значило бы представлять Бога искушающим вопреки собственному слову Его (Иак. I. 13). Нельзя, напротив, думать и того, чтобы сей змий был только призрак животного, поскольку ясно сравнивается со зверями в поле.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=798...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010