По 3-й песни канона – седальны Креста. По 6-й песни – кондак, глас 7-й: «Не ктому пламенное оружие хранит врат Едемских, на тыя бо нáйде преславный соуз – древо крестное: смертное жало и адова победа прогнáся. Предстал бо еси, Спасе мой, вопия сущим во аде: внидите паки в рай». И икос Креста. По 9-й песни – светилен воскресный, «Слава» – Триоди (Креста), «И ныне» – Богородичен Триоди. На «Хвалите» – стихиры воскресные – 4 и Триоди – 3. По исполнении их первая повторяется. Посем самогласен Триоди, глас 8-й – «Высокомудраго разума», «Слава» – тот же самогласен, «И ныне» – «Преблагословенна еси». Иерей, а в соборных храмах только предстоятель, облачившись пред великим славословием во все священные одежды, возглашает: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Во время пения великого славословия он совершает в предшествии диакона каждение трижды вокруг престола. По окончании славословия предстоятель творит пред престолом три земных поклона и во время пения последнего Трисвятого возлагает на свою главу Святой Крест на покровце и, в предшествии свещеносцев и диакона со свечой и кадилом, исходит через горнее место к северным дверям и затем по солее – к царским вратам. Остановившись в них, лицом к престолу, предстоятель возглашает: «Премудрость, прости» и несет Крест к аналою, поставленному на обычном месте среди церкви. Певцы поют тропарь «Спаси, Господи, люди Твоя» (трижды). Когда иерей выносит Святой Крест из алтаря, бывает перезвон, когда же он возгласит «Премудрость, прости» – трезвон. Положив Крест на аналой, иерей с диаконом совершают окрест аналоя троекратное каждение. После каждения священнослужители поют тропарь, глас 6-й – «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим», трижды, и трижды совершают земной поклон. Затем певцы поют трижды «Кресту Твоему». В это время священнослужители совершают два поясных поклона, целуют Крест и снова творят поясной поклон един. Поклоняются Кресту все присутствующие в храме. Во время поклонения Кресту поются стихиры на поклонение.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

С понедельника в конце каждой песни присоединяются еще особые Богородичны. В Триоди цветной они помещаются в последовании Недели жен мироносиц, а в изданном особой книжицей «Последовании во Святую и Великую Неделю Пасхи» они печатаются в каноне на ряду в 1-й день Пасхи. По установившемуся повсеместно обычаю, к тропарям Богородичного канона в дни Пасхальной седмицы вместо «Слава, и ныне» поется «Пресвятая Богородице, спаси нас». Так это указано и в издании Цветной Триоди, 1914 года, где говорится, что вместо «Слава, и ныне» глаголем «Пресвятая Богородице, спаси нас». О малых ектениях на каноне в Уставе не упомянуто, ибо с понедельника Пасхи в отношении ектений строй утрени обычный и они произносятся только по 3-й, 6-й и 9-й песнях. Катавасия по каждой песни – ирмос, единожды и «Христос воскресе» (трижды). О каждении также в Уставе ничего не сказано, но оно обычно совершается на 1-й, 4-й и 7-й песнях канона иереем, а на 9-й – диаконом. По 3-й песни – ипакои «Предварившия утро». По 6-й песни – кондак «Аще и во гроб», икос. «Воскресение Христово видевши» и «Воскрес Иисус» (трижды). По 9-й песни – ексапостиларий Пасхи «Плотию уснув...» (трижды). На «Хвалите» стихиры воскресные на 4, глас 2-й, и стихиры Пасхи. Отпуст пасхальный с Крестом. Часы Пасхи. См. В «Правиле ко Святому Причащению» (изд. Московской Синодальной типографии, 1893) говорится: «Вéдомо буди, яко во Светлую седмицу Пасхи вместо вечерних и утренних молитв поются часы Пасхи, вместо же канона Господу Иисусу и парáклисиса Богоматери чтется канон Пасхи с Богородичнами его, прочии же по днем седмицы опускаются. Канон же и молитвы по Причащении читаются полностью, предваряемые только троекратным чтением «Христос воскресе» и с опущением псалмов и Трисвятого с тропарями после него». См. Входные молитвы пред Литургией в Светлую седмицу принято совершать следующим образом. По обычном начальном возгласе «Благословен Бог наш» читается «Христос воскресе» (трижды), ипакои – «Предварившия утро яже о Марии», кондак «Аще и во гроб», «Во гробе плотски», «Слава» – «Яко Живоносец», «И ныне» – Богородичен «Вышняго освященное». «Пречистому образу Твоему покланяемся, Благий», «Милосердия сущи источник, милости сподоби нас, Богородице». Молитва «Господи, ниспосли руку Твою», и прочее.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Чтобы согласовать теперешние пасхалические расчеты с древними, к мартовскому или апрельскому полнолуниям необходимо прибавлять, как видим, 3 дня, и тогда получится так называемое пасхальное полнолуние, или пасхальный предел, от которого считается число необходимых дней до пасхального воскресенья. Для определения истинного пасхального полнолуния от основания необходимо отнять 3, тогда получится истинное пасхальное основание, а если основание меньше трех, тогда это основание нужно вычитать из 30 и к остатку уже прибавить 3. При отнятии из 30 истинного пасхального основания найдется число истинного пасхального новолуния, а если к числу марта, в которое приходится это новолуние, прибавить 14 дней, тогда получится истинное пасхальное полнолуние, но если оно случится раньше 21 марта, тогда Пасху нужно праздновать только после следующего, апрельского, полнолуния. В таком случае к найденному числу мартовского полнолуния нужно прибавить 30 (число дней лунного месяца), а из суммы вычесть 31 день (солнечного марта), тогда получится апрельское истинное полнолуние. Для упрощения расчетов можно взять другой вариант: вместо того, чтобы от основания отнимать 3, можно к числу мартовского полнолуния прибавить 3 дня, и тогда также получится истинное пасхальное полнолуние. Как видно из вычислений для 1975 года, круг луны в этом году – 16, золотое число – 19, основание – 29. Если из 30 вычесть основание данного (1975) года (30 – 29­1), получится 1 – это будет мартовское новолуние; прибавив к нему 14 дней (1†14­15), получаем мартовское полнолуние – 15 марта. Но это полнолуние оказывается раньше 21 марта (весеннего равноденствия), и необходимо перенести пасхальные вычисления на следуюшее, апрельское, полнолуние: к мартовскому полнолунию прибавляем 30, а из общей суммы вычитаем 31 (15†30­45 – 31­14) и в результате получим 14 апреля – число апрельского полнолуния. Прибавив к нему 3 дня (14 апреля† 3 дня­17 апреля), найдем истинное пасхальное полнолуние для 1975 года, или границу, от которой нужно искать следующее воскресенье – день празднования Пасхи 1975 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Шестое — Вербное воскресенье, которое в 2024 году будет праздноваться 28 апреля. Другое название этого дня — Неделя ваий, то есть цветов или ветвей, которыми жители Иерусалима встречали Христа, входящего в город, незадолго до Его распятия. В наших широтах вместо цветов традиционно используют распустившиеся веточки вербы. Для верующих этот день — вступление в Страстную седмицу. Дела Великого поста О делах Великого поста очень точно сказал блаженный Августин: «Каждый в земной жизни должен творить милостыню, воздыхать о грехах и проливать слезы. Но если в этом нам часто мешают прелести мира, то по крайней мере в дни поста исполним сердца наши сладости закона Божия». Таким образом, главное, чему нужно уделить время и силы в пост, — это молитва, покаяние и добрые дела. Сложность поста для современного человека часто заключается в том, что кажется почти невозможным в и без того насыщенный график вставить время для долгой молитвы, дополнительного похода в храм, участия в какой-то благотворительной акции. Даже спокойно посидеть и подумать, заглянув в свою душу, не всегда получается. Многие из нас бегут по жизни, и кажется, что задач становится все больше, а времени — меньше. Но все же, когда у человека болит зуб, он выделяет время на посещение врача. А то, что лечение требуется душе, обычно не так заметно. И если мы не особенно занимаемся этим лечением в повседневной жизни, то оно должно стать важнейшим и неотложным делом в Великий пост. Конечно, великопостные труды не должны идти в ущерб привычным обязанностям — работе, учебе, домашним делам и заботе о близких. Но когда человек ставит перед собой такую цель — дополнительно духовно потрудиться, выясняется, что на самом деле можно выкроить немного времени, чтобы хотя бы в этот особый период года поднять голову от своих обычных беспокойств и посмотреть в сторону неба. Великий пост начинающим Великий пост не должен стать для начинающих такой тяжкой обузой, после которой больше никогда (или очень долго) не захочется повторять этот опыт. Пожалуй, это первое, что должен помнить человек, если он делает первые шаги в церковной жизни.

http://foma.ru/velikij-post-2024.html

Особенности богослужения: Утром — литургия Иоанна Златоуста. Вечером — всенощное бдение Входа Господня в Иерусалим с благословением ваий (верб). Ветки растений, которые верующие приносят в этот день в храм, символизируют пальмовые ветви, с которыми встречали Христа жители Иерусалима. Освященные вербы принято хранить дома возле икон в течение всего года. Дни памяти: Праведного Лазаря. После своего воскрешения он прожил еще 30 лет, стал епископом и наряду с апостолами нес весть о Воскресении Христовом людям. Мартина исповедника, папы Римского, защитника и поборника истинной веры, терпевшего за свои убеждения унижения и осуждение. Виленской иконы Божьей Матери, по преданию написанной апостолом Лукой. Пост: Четыредесятница закончилась, но впереди еще самая строгая неделя в году — Страстная. Два дня послабления позволяют набраться сил перед ней. В Лазареву субботу устав позволяет есть рыбную икру. 28 апреля, воскресенье, Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье) Один из двенадцати главных (помимо Пасхи) православных праздников. Так как весть о воскрешении Лазаря уже дошла до Иерусалима, жители города поспешили навстречу великому Чудотворцу и приветствовали Его как Царя. Христос же входил в город, зная, что идет на Голгофу. Особенности богослужения: Литургия Иоанна Златоуста. В некоторых храмах  после Литургии еще раз совершается благословение верб. Дни памяти: Святых апостолов от 70-ти Аристарха, Пуда и Трофима , принявших мученическую смерть одновременно с апостолом Павлом. Пост: В Вербное воскресенье даже по монастырскому уставу всегда разрешена пища с маслом, рыба, немного вина. Верующие набираются сил и готовятся вступить в самую строгую и самую сложную неделю года — Страстную седмицу. Календарь питания Страстная седмица 29 апреля, Великий Понедельник Церковь вспоминает последние дни земной жизни Христа, Его притчи и поучения. В храме в первые три дня Страстной седмицы звучит тропарь «Се Жених грядет в полунощи…», напоминающий притчу о десяти девах и призывающий душу всегда быть готовой к встрече Господа.

http://foma.ru/kalendar-velikogo-posta-2...

Лазарева суббота приходится на 6-ю неделю Великого Поста; между Четыредесятницей и Входом Господнем в Иерусалим. Богослужение в Лазареву субботу отличается необыкновенной проникновенностью, значимостью, на нём вспоминается воскрешение Иисусом Христом Лазаря. На утрени в этот день поются воскресные «тропари по Непорочных»: «Благословен еси Господи, научи мя оправданием Твоим», а на литургии вместо «Святый Боже» поется «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Аллилуиа». В шестое воскресенье Великого поста отмечается великий двунадесятый праздник — Вход Господень в Иерусалим. Этот праздник иначе называется Вербным воскресением, Неделею Ваий и Цветоносною. На Всенощной после прочтения Евангелия не поется «Воскресение Христово»..., а читается непосредственно 50-й псалом и освящаются, молитвой и окроплением св. воды, распускающиеся ветви вербы (ваиа) или других растений. Освященные ветви раздаются молящимся, с которыми, при зажженных свечах верующие стоят до конца службы, знаменуя победу жизни над смертью (Воскресение). С вечерни в Вербное воскресение отпуст начинается словами: «Грядый Господь на вольную страсть нашего ради спасения, Христос истинный Бог наш» и т. д. Страстная седмица Эта неделя посвящена воспоминаниям страданий, смерти на кресте и погребению Иисуса Христа. Всю эту неделю христиане должны проводить в посте и молитве. Этот период траурный и поэтому одеяния в церкви бывают черные. По величию воспоминаемых событий все дни Страстной Недели называются Великими. Особенно умилительны воспоминаниями, молитвами и напевами последние три дня. Понедельник, вторник и среда этой седмицы посвящены воспоминанию последних бесед Господа Иисуса Христа с народом и учениками. Особенности богослужения первых трех дней Страстной Седмицы состоят в следующем: на утрени, после шестопсалмия и «Аллилуия» поется тропарь: «Се Жених грядет в полунощи», а после канона поется песнь: «Чертог Твой вижду. Спасе мой». Все эти три дня совершается литургия преждеосвященных даров, с чтением Евангелия. Евангелие читается и на утренях.

http://patriarchia.ru/db/text/86929.html

месяцы вруц. доп. чис. месяцы вруц. доп. чис. январь Е 1 июль З 6 февраль В 4 август Д 2 март Г 3 сентябрь А 5 апрель З 6 октябрь S май Е 1 ноябрь Г 3 июнь В 4 декабрь А 5 Примечание. В таблице дана вруцелетная буква 1-го числа месяца. Определить, в какой седмичный день будет 17 апреля – истинное пасхальное полнолуние 1975 года – поможет вруцелето этого года. Для этого нужно прибавить к числу месяца (17 апреля) вруцелето года – А и дополнительное число апреля – 6, из полученной суммы исключить полные седмицы, и тогда остаток покажет день седмицы; если в остатке 0, то он считается за 7. 17†А­18†6­24 – 21­3­Е – 17 апреля будет в третий день седмицы, среду (вруц. буква Е). Если к среде 17 апреля прибавить остальные четыре дня седмицы (17†4­21), получится 21 апреля – первое воскресенье после истинного пасхального полнолуния (которое случилось 17 апреля). Это воскресенье 21 апреля будет пасхальным воскресеньем, то есть днем празднования Пасхи 1975 года. Несложно определить и ключ границ для любого года. Для этого нам важна не столько ключевая буква, сколько ее численное значение. Какой порядок данная ключевая буква занимает в славянском алфавите, таково будет и ее численное значение, и сколько она содержит в себе единиц, таким днем будет день празднования Пасхи после 21 марта. Численное значение ключевых букв А Б В Г Д Е Ж S З И I К Л М Н О П Р 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 С Т У Ф Х «омега» Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь «ять» Ю «юс» Я 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 Примечание. Начертания букв «Омега», «ять», и «юс» см. в церковнославянском алфавите. Чтобы определить в данном году ключ границ, для этого нужно – если Пасха будет в марте – из числа, соответствующего дню праздника, отнять 21 (число весеннего равноденствия), а если Пасха будет в апреле, тогда к пасхальному числу апреля нужно прибавить 31 день марта, а затем из общей суммы вычесть 21 (число весеннего равноденствия), и остаток покажет численное значение ключа границ (ключевой буквы). Или проще: к пасхальному числу апреля прибавить 10. В том и другом случае получим ключ границ для искомого года. Например, в 1975 году Пасха 21 апреля. 21†31­52 – 21­31, или 21†10­31. Число 31 нам показывает, что в данном 1975 году ключевой будет 31-я буква, то есть Ь.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В качестве упражнения вычислим по данным правилам день праздника Пасхи для 1998 года. Золотое число. Прибавляем к 1998 году 1: 1998†1­1999, эту сумму делим на 19 (число лет лунного круга): 1999:19­105 с остатком 4. Остаток 4 будет золотым числом 1998 года. По золотому числу определяем основание данного года: для этого золотое число умножаем на 11, из полученной суммы вычитаем полные месяцы (по 30 дней): 4×11­44 – 30­14. Число 14 будет основанием 1998 года, то есть в этом году 1 марта возраст луны будет иметь 14 дней. Тогда новолуние наступит (30 – 14­16) через 16 дней, то есть 16 марта, а мартовское полнолуние – еще через 14 дней (16†14­30), то есть 30 марта. Чтобы определить истинное пасхальное полнолуние, нужно к мартовскому полнолунию прибавить 3 дня (30†3­33–31­2), тогда получим, что истинное пасхальное полнолуние – 2 апреля. Вруцелето покажет, в какой день седмицы случится истинное пасхальное полнолуние. Для этого нужно определить порядок 1998 года в текущем кругу солнца: из данного года отнимаем 8, а остаток делим на 28 (число лет солнечного круга), остаток покажет порядок года в лунном кругу: 1998 – 8­1990:28­71 с остатком 2. Круг солнца в 1998 году – 2. К кругу солнца прибавляем число пройденных високосов от начала солнечного круга, и по исключении седмицы остаток покажет вруцелето данного года: 2†0­2 – 0­2. Вруцелето 1998 года: 2 – В. (2†2­4†6­10 – 7­3) – в 1998 году в третий день седмицы, в среду, 2 апреля – истинное пасхальное полнолуние, а через 4 дня, в следующее воскресенье, 6 апреля – день празднования Пасхи. Ключ границ (6†31­37 – 21­16, или 6†10­16) в 1998 году – буква О­16. Таким образом, данные пасхальные вычисления показывают, что в 1998 году будет: 1 . Круг солнца – 2 6. Мартовское полнолуние – 30 марта 2 . Круг луны – 1 7. Пасхальное полнолуние – 2 апреля 3 . Золотое число – 4 8. Вруцелето – В (2) 4 . Основание – 14 9. Пасха – 6 апреля 5 . Мартовское новолуние – 16 марта 10. Ключ границ О (16-я буква). Если сверить данные пасхальные вычисления с пасхальной таблицей великого индиктиона, получим то же самое.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

На каждой песни канона совершается каждение. По Типикону, настоятель «кадит в начале канона святыя иконы и оба лика и братию по чину». Это выражение означает полное каждение всего храма, которое должно быть совершаемо только один раз – на 1-й песни канона. Но по твердо установившемуся издревле обычаю каждение совершается на каждой песни (малое). При соборном служении каждение совершают все иереи поочередно (а при большем числе иереев – попарно). Этот порядок указан в издании (М., 1914), где сказано: «сим же образом кадят и прочии иереи на коейждо песни». После каждой песни – малая ектения, которую диакон произносит «вне алтаря». Если богослужение совершает один священник, то он все ектении произносит в алтаре. Для произнесения ектении и совершения каждений диакон во всех случаях исходит из алтаря царскими вратами. По 1-й песни – возглас «Яко Твоя держава, и Твое есть Царство и сила, и слава Отца и Сына и Святаго Духа, ныне, и присно, и во веки веков». По 3-й песни – возглас «Яко Ты еси Бог наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне, и присно, и во веки веков». Таже ипакои, глас 4-й: «Предварившия утро яже о Марии и обретшия камень отвалéн от гроба, слышаху от Ангела: во свете присносущнем Сущаго с мертвыми что ищете яко человека? Видите гробныя пелены, тецыте и миру проповедите, яко воста Господь, умертвивый смерть, яко есть Сын Бога, спасающаго род человеческий». По 4-й песни – возглас «Яко Благ и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне, и присно, и во веки веков». По 5-й песни – возглас «Яко святися и прославися пречестное и великолéпое Имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне, и присно, и во веки веков». По 6-й песни – возглас «Ты бо еси Царь мира и Спас душ наших, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков». Кондак, глас 8-й: «Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне, но адову разрушил еси силу и воскресл еси яко Победитель, Христе Боже, женáм мироносицам вещáвый: радуйтеся, и Твоим апостолом мир дáруяй, падшим подаяй воскресение».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Между большими или привилегированными неделями первая и самая важная есть неделя Пасхи, вторая – неделя Пятидесятницы, за ними следуют первая неделя рождественского поста, первая неделя Четыредесятницы и неделя ваий или вербная; к сим присоединяются неделя страдания (или 5 неделя великого Поста), неделя св. Фомы и неделя св. Троицы. Это недели первоклассные; их служба никогда не оставляется ни для какого праздника или святого, случившегося в оные, как это бывает в остальные большие и меньшие недели. 107 В нашем Православном чине Богослужения недели или воскресные дни разделаются на два последования, из которых первое начинается с недели мытаря и фарисея, а второе – с недели всех святых. В продолжение года, по уставу нашей восточной Церкви, недели располагаются в следующем порядке: а) недели приготовительные к великому посту, т. е. неделя мытаря и фарисея, неделя о блудном, неделя мясопустная и неделя сыропустная; б) недели св. и великой Четыредесятницы: первая, вторая, третья, четвертая, пятая и шестая или ваий; в) недели Пятидесятницы, т. е. неделя Пасхи, Фомина, мироносиц, расслабленного, самаряныни, о слепом, св. отец никейских и неделя св. Троицы; г) недели по Пятидесятнице, между которыми некоторые посвящены особым празднованиям, и имеют собственные названия, каковы: неделя всех шести Вселенских Соборов, неделя пред Воздвижением, и по Воздвижении Креста, неделя седьмого Вселенского Собора, неделя праотец, неделя пред Рождеством Христовым и по Рождестве Христовом, неделя пред Просвещением (Богоявлением) и по Просвещении. Между всеми неделями в году первая и торжественнейшая у нас, также как и у латинян, есть неделя Пасхи. После неё в богослужебном отношении у нас различаются – а) такие недели, в которые отправляется не воскресная, а особая праздничная служба; таковы: неделя Антипасхи или св. Фомы, неделя Пятидесятницы и неделя ваий. б) такие недели, в которые к воскресной службе прилагается служба в честь празднуемых событий или святых; к сему разряду относятся: неделя мироносиц, о расслабленном, о самаряныне, о слепом, св. отец никейских, всех святых, св. вселенских соборов, св. праотец, пред Рождеством Христовым и по Рождестве Христовом, недели приготовительные к великому Посту и недели св. Четыредесятницы.

http://azbyka.ru/otechnik/Tarasij_Seredi...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010