24 марта (воскресенье): Неделя 1-я. Торжество Православия. Воспоминание победы Православия над ересью иконоборчества в 843 году. После Литургии совершается Чин торжества Православия. 2-ая седмица 25—30 марта 30 марта: Родительская суббота — особое поминовение усопших. 31 марта (воскресенье): Неделя 2-я. Святителя Григория Паламы. Церковь вспоминает святителя — выразителя учения о нетварных Божественных энергиях. 3-ая седмица 1—6 апреля 7 апреля (воскресенье): Благовещение Пресвятой Богородицы 7 апреля (воскресенье): Неделя 3-я Крестопоклонная. Поклонение Кресту Господню. Середина поста. 4-ая седмица 8—13 апреля 13 апреля: Родительская суббота — особое поминовение усопших. 14 апреля (воскресенье): Неделя 4-я. Преподобного Иоанна Лествичника. Церковь вспоминает автора «Лествицы» — знаменитой христианской книги о духовной жизни. 5-ая седмица 15—20 апреля 18 апреля (четверг): Мариино стояние. Чтение Великого канона свт. Андрея Критского и жития Марии Египетской. Чтение совершается накануне — 17 апреля, в среду вечером. 20 апреля (суббота): Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста). Чтение Акафиста совершается накануне. 21 апреля (воскресенье): Неделя 5-я. Преподобной Марии Египетской. Церковь вспоминает Память святой Марии Египетской — грешницы, которая ушла в пустыню, прожила там многие годы и победила свои страсти. 6-ая седмица 22—27 апреля 27 апреля: Лазарева суббота. Воспоминание о чуде воскрешения Христом праведного Лазаря. 28 апреля (воскресенье): Неделя 6-я. Вербное воскресенье (Неделя ваий). Церковь вспоминает события входа Господня в Иерусалим. Страстная седмица 29 апреля — 4 мая Воспоминание последних дней земной жизни Спасителя 29 апреля: Великий понедельник. Воспоминание ветхозаветной истории Иосифа, проданного братьями в Египет. 30 апреля: Великий вторник. Воспоминание обличения Христом книжников и фарисеев, а также Его притчей и бесед в Иерусалимском храме. 1 мая: Великая среда. Воспоминание предательства Христа Иудой. 2 мая: Великий четверг. Воспоминание Тайной Вечери.

http://foma.ru/kalendar-velikogo-posta.h...

Христианская Церковь сразу возлюбила этот праздник и почти две тысячи лет в этот день потрясает мир тайнами глаголов еврейских детей. Мы сегодня знаем всю эту прошедшую историю, нам легче это принимать. Но как было тяжело принять это потрясенному Иерусалиму! Церковным властям было о чем подумать — ведь что-то новое надвигается. У церковных властей книга была раскрыта, преисполнена и почти закончена. А здесь новое веяние, новое сияние и новое биение. Итак, глубокая пророческая старина и Христова новизна сегодня встретились в болезненном страдании, какое бывает у матери, рождающей в мир нового человека. С сегодняшним праздником, братья и сестры, сердечно вас поздравляю — с пожеланием здоровья, с пожеланием справедливого мира, с пожеланием радости жизни на земле. Аминь. 18 апреля 1970 г. На Вербное воскресенье (Неделя ваий) Время приближалось Христу взойти на Крест и на Кресте быть закланным, как Агнцу, взявшему на Себя грехи всего мира… Идя в Иерусалим, Христос поручает ученикам привести молодого осленка, на котором Он въехал бы в Иерусалим не как рядовой путник, а как Царь мира и Владыка. И вот остановка на крутой дороге. Спаситель воссел на осла… И, окинув Своим Божественным взглядом Иерусалим, сияющий златыми куполами храма, стал, окруженный учениками, спускаться с горы Гефсиманского сада, с горы Масличной, с горы милости (масличный сад — это сад плодов, которые дают елей. А по-гречески это близко к слову милость, значит — с горы милости). Сразу собралось много народа — своего и приезжих на Пасху изо всех мест, где только были рассеяны иудеи. Об этом шествии еврейские святые пророки задолго пророчествовали от Бога: Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной (Зах 9:9; ср. Ис 62:11). А грудные дети, будучи на руках у матерей, тоже восклицали, как и взрослые в честь Христа: “Благословен Грядущий во Имя Господне! Осанна! Осанна! Благословен Грядущий во веки веков Спаситель мира!”. И так шествие вошло в город Иерусалим…

http://pravmir.ru/slova-i-propovedi-na-v...

Пятая неделя. На утрене четверга (служится в среду вечером) совершается Стояние Марии Египетской. Во время этой службы священник полностью читает Великий канон Андрея Критского и житие Марии Египетской. Суббота этой недели называется «Субботой Акафиста», на утрене (служится в пятницу вечером) читается акафист Божией Матери. В воскресенье совершается память Марии Египетской 84 . Она была раскаявшейся блудницей, которая сорок лет провела в пустыне, искупая свои грехи. Ее образ стал символом подлинного, преображающего все человеческое естество покаяния. Воскрешение Лазаря – последнее великое чудо Христа. Это событие очень подробно, с поразительной достоверностью описывает евангелист Иоанн, бывший очевидцем всего (см. Ин. 11, 1–46 ). В субботу на шестой неделе Церковь вспоминает это великое чудо. День этот получил название «Лазаревой субботы». И вот наступает Вербное воскресенье – Вход Господень в Иерусалим 85 , или еще одно название – «Неделя Ваий». Вайи – это пальмовые ветви, которыми народ торжественно встречал Иисуса в Иерусалиме. Поскольку на Руси пальмы не росли, сложилась традиция приходить в храм с распустившимися вербами, чтобы приветствовать ими Христа, идущего на вольные страдания и крестную смерть. Последняя неделя перед Пасхой – Страстная седмица – в своих богослужениях хронологически точно, по дням, отражает евангельские события от Входа Господня в Иерусалим и до Его Воскресения. В эти великие дни верующие стараются каждый день ходить в церковь , чтобы мистически стать свидетелями последних дней земной жизни Христа. В первые три дня Страстной седмицы Церковь вспоминает последнее пребывание Христа в Иерусалиме. В эти дни служатся: полунощница, утреня, часы с чтением Евангелия, Литургия Преждеосвященных Даров. Великий Четверг. Утром христиане причащаются на Литургии, вспоминая установление Таинства Евхаристии и Тайную вечерю. А вечером на службе читаются 12 отрывков из Евангелия, повествующих о событиях двух последних дней жизни Спасителя – от Тайной вечери до Погребения.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Храм попеременно представляет собой то Сионскую горницу и Гефсиманию, то Голгофу. Богослужения Страстной седмицы отличаются возвышенными, вдохновенными песнопениями и целым рядом глубоко знаменательных обрядов, которые совершаются только в эту неделю. Поэтому, кто постоянно пребывает в эти дни на богослужении в храме, тот видимо идет за Господом, грядущим на страдания. Каждому дню седмицы усвоено особое воспоминание, выражаемое в песнопениях и евангельских чтениях утрени и литургии. Понедельник, вторник и среда Страстной седмицы посвящены воспоминанию последних бесед Спасителя с учениками и народом. Первые три дня В историческом смысле последняя неделя земной жизни Спасителя начинается со входа Господня в Иерусалим. Жители Иерусалима встречали Христа с криками «осанна Сыну Давидову» - победителю смерти, воскресившему четверодневного Лазаря,- они не подозревали еще о том, что уже составился заговор - «лютый совет беззаконных» - об убийстве Того, Кто сейчас для них является ожидаемым земным царем. И, наверное, некоторые из тех, кто кричал «осанна», всего через пять дней будут также громко повторять вслед за озлобленными первосвященниками - «распни». Спаситель провидел ужасные последствия такого отступления для родного Ему иудейского народа, и Его сердце так сильно исполнилось скорбью, что Он не мог сдержать слез. Посреди всеобщей радости и ликования вокруг Его шествия, Христос, увидев город Иерусалим... плакал о нем (Лк. 19, 41). Поэтому, хотя Неделя Ваий, или Вербное воскресенье, есть господский двунадесятый праздник, но вечером этого дня совершается не великая, а вседневная вечерня, в конце которой впервые звучит, предвозвещая начало воспоминаний страданий Спасителя, богослужебный отпуст первых трех дней Страстной седмицы: «Грядый Господь на вольную страсть нашего ради спасения...». В первые три дня Страстной седмицы Церковь подготовляет верующих к достойному созерцанию Крестных страданий Спасителя. В песнопениях Триоди на эти дни Церковь побуждает верующих идти за Господом, сораспяться с Ним и с Ним сподобиться войти в Царство Небесное. В богослужении этих дней удерживается еще общий покаянный характер.

http://ruskline.ru/opp/2018/aprel/32/che...

24 апреля в 2016 году — Вербное воскресенье (оно же неделя Ваий или Цветоносная — праздник Вход Господень в Иерусалим) . На всенощном бдении накануне по традиции освящаются вербы (или пальмы). Так завершается Великий пост и начинается Страстная седмица. Исповедь Великим постом в 2016 году Православные стараются чаще исповедоваться Великим постом, и принести покаяние можно практически на любой вечерней службе. Есть и дни, когда исповедаться стараются почти все. В пятницу первой седмицы Великого поста, 18 марта в 2016 году, вечером совершается большая исповедь – после строгой и покаянной первой недели многие готовятся к причастию. Но тем, кто исповедуется впервые или достаточно редко, лучше для исповеди выбрать другой, менее многолюдный день: утро любой среды или пятницы (перед или во время литургии Преждеосвященных Даров), утро или вечер субботы или утро воскресенья. В первую субботу вечером, как правило, также бывает много исповедников. Еще одна большая исповедь совершается в среду, 28 апреля в 2016 году, в канун Великого Четверга. Также обращаем внимание: на ней бывает очень много людей, советуем выбрать для подробной исповеди другой день. Как правило, если человек исповедовался на Страстной седмице (в некоторых храмах — накануне Вербного воскресенья), благословляется причащаться на Пасху без дополнительной исповеди. Страстная седмица В понедельник, 25 апреля , начинается Страстная седмица — особенно строгий период Великого поста. В эти дни вспоминаются последние дни земной жизни Господа Иисуса Христа. 25 и 29 апреля совершаются последние Преждеосвященные литургии. Начиная с воскресенья и до вторника на вечернем богослужении (утреня) поется тропарь «Се, Жених грядет в полунощи» . 26 апреля в 2016 году, в Великий Вторник, совершается литургия свт. Иоанна Златоуста. Вечером в среду 27  апреля, на утрене Великого Четверга , читается канон «Сеченое сечется море Чермное» и поется «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный». Великий Четверг, 28 апреля, — воспоминание Тайной Вечери. Совершается главная литургия года в память установления Таинства Евхаристии.

http://pravmir.ru/kalendar-velikogo-post...

Пятое воскресенье посвящено воспоминанию прп. Марии Египетской, явившей образец истинного покаяния оставлением греховной жизни и обращением к Богу. Шестое воскресенье (неделя ваий) – двунадесятый праздник, называемый Вход Господень в Иерусалим или Вербное воскресенье, в который празднуется торжественное шествие Спасителя на вольные страдания. Особенной службой отличаются: понедельник-четверг первой седмицы – на великом повечерии читается Великий канон; пятница первой седмицы – память вмч. Феодора Тирона и благословление колива; четверг пятой седмицы – стояние Марии Египетской, когда полностью поется Великий канон и читается житие преподобной; суббота пятой седмицы, называемая Субботой Акафиста, – в похвалу Божией Матери совершается пение акафиста; суббота шестой седмицы называется Лазаревой, т.к. посвящена воспоминанию воскрешения Господом праведного Лазаря ( Ин.11:1–46 ). В субботы второй, третьей и четвертой седмиц (Родительские субботы) совершается поминовение усопших . В дни Страстной седмицы совершаются особые службы, посвященные воспоминанию предания и страданий Спасителя. Цитаты о Четыредесятнице «В законе Моисеевом вообще всему народу предписано посвящать Богу начатки и десятую часть всех плодов. Итак, если нам нужно посвящать Богу десятую часть из нашего имущества и плодов, то тем более мы обязаны посвящать Ему десятую часть из жизни нашей, дел и приобретений. Эту десятую часть и составляет Четыредесятница, потому что десятую часть всего года составляют тридцать шесть с половиной дней, а в семи неделях, за исключением воскресных дней и суббот, постных дней тридцать пять. Но если к ним прибавить великую субботу, в которую пост продолжается до пения петухов, и половину ночи до рассвета следующего светлого воскресного дня, то совершенно исполнится постных дней тридцать шесть с половиной». авва Феона «Мы всех одинаково призываем в эти дни Четыредесятницы сохранять свою жизнь во всякой чистоте, заглаживая святостью сих дней небрежение прочих времен. А это достойным образом совершается тогда, когда мы соблюдаем умеренность, [отвращаясь] от всех пороков, и усердствуем в молитве со слезами, чтении, сердечном сокрушении и воздержании. Итак, будем в оные дни нечто прибавлять к привычной ноше нашего служения: особые молитвы и воздержание в пище и питье, чтобы всякий сверх назначенной ему меры по собственной воле с радостью Духа Святого, приносил что-то Богу в жертву — то есть что-нибудь отнимал у своего тела в пище, питии, во сне, в пустословии, в смехотворстве — и с радостью духовной ожидал Святой Пасхи».

http://azbyka.ru/chetyredesyatnica

Память преподобной Марии Египетской совершается 14 апреля (а также в пятую Неделю Великого поста). Святая жила в VI в. В бытность блудницей, она отправилась в Иерусалим на праздник Воздвижения, но Божьей силой не была допущена в храм. Осознав свои грехи, Мария обратилась с молитвой к Богородице и дала обет покаяния. Она отправилась за Иордан и в постоянной молитве провела в пустыне 47 лет, питаясь кореньями и сражаясь с греховными помыслами. Незадолго до смерти подвижницу встретил преподобный Зосима, от которого и стало известно о ее жизни. Воскрешение праведного Лазаря На 16 апреля в этом году выпадает Лазарева суббота, когда вспоминается воскрешение праведного Лазаря , брата мироносиц Марфы и Марии. Когда Иисус Христос пришел в Вифанию, Лазарь был уже четыре дня как мертв и погребен. Спаситель воскресил Лазаря, после чего он жил еще 30 лет, был епископом острова Крит и много послужил для распространения христианства. Его память отмечается также 30 октября. 17 апреля – великий двунадесятый праздник Вход Господень в Иерусалим (Неделя ваий, или Вербное воскресенье), отмечаемый за шесть дней до Пасхи. В этот день Спасителя, въехавшего в Иерусалим, на осленке, торжественно встречали с пальмовыми ветвями и восклицаниями: «Осанна! Благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!». Но уже через несколько дней те же самые люди будут кричать: «Распни его!»… 19 апреля совершается память одного из Солунских братьев, учителей Словенских – равноапостольного Мефодия, епископа Моравского . Вместе с братом Константином (в монашестве Кириллом) святой Мефодий перевел на славянский язык богослужебные книги и ввел в Моравии славянское богослужение. Святитель скончался в 885 г. и был похоронен в соборной церкви столицы Моравии Велеграда. Главный христианский праздник, Светлое Христово Воскресение , или Пасха Господня, отмечается в этом году 24 апреля (день Пасхи вычисляется по специальным таблицам – Пасхалиям, это первое воскресенье после весеннего полнолуния и после еврейской Пасхи). В этот день празднуется воскресение Иисуса Христа, распятого на кресте в Страстную Пятницу и погребенного. Когда жены-мироносицы пришли помазать тело Спасителя погребальными благовониями, они обнаружили, что камень у входа в гробницу отвален, а сама гробница пуста. Ангел возвестил мироносицам о воскресении Христа, и это была весть о спасении всего человечества от владычества смерти.

http://pravmir.ru/imeniny-v-aprele/

Протоиерей Георгий Русин У своих бабушек-прихожанок я порасспрашивал, что они делают с вербой. Когда пекут паски (так на Украине называют пасхальные куличи), то освященной вербой их смазывают перед тем, как поставить в печь. Или просто дотрагиваются вербочкой и молятся, чтобы пасочка была красивая, чтобы хлеб был хороший. Христос же тоже говорил: «Я есмь хлеб жизни». Сакрально так люди относятся, с благоговением. А когда паски пекутся, вербочки кладут в печь, чтобы они сгорели. Новые же вербочки, принесенные из церкви, кладут за иконы. А еще бабушки собирают освященные вербочки себе на смерть. Потому что их обязательно кладут в гроб как символ Воскресения . Кладут вместе с освященными цветами с церковных праздников, которые специально для этого собирают и бережно хранят. Я говорю одной такой бабушке: «Так у вас же целая кипа этих вербочек насобирается!» А она отвечает: «Ну и что?! Я с кем-нибудь поделюсь». И когда нет дождя, засуха, или наоборот – буря идет: гремит, деревья гнутся – люди становятся на молитву: зажигают страстную свечку, поджигают над ней освященную вербочку, воскуряют дым от нее и молятся Богу. Читают «Живый в помощи Вышнего» и просят Бога отвести бурю, послать дождь и т.п. Люди молятся по соглашению и знают силу усердных молитв. И к вербочкам относятся как к святынькам. Но надо, чтобы при этом они не забывали суть праздника Вербного воскресенья – что это Вход Господний в Иерусалим. «Такая леность ума у людей» – Как жители вашего села относятся к празднику, воспринимают его смысл? – Относятся как селяне – как люди, которые на земле живут. Конечно, повлияло и то время, когда священникам не разрешалось проповедовать. Люди мало знают, но относятся с благоговением. Уже заканчивается Великий пост , начинается Страстная седмица и все уже готовятся к Пасхе . Но многие думают, что самое главное – это верба. Что нужно прийти в храм, чтобы батюшка освятил вербу. Мы знаем, что верба – это символ Воскресения. По Типикону Вербное воскресенье называется «неделя ваий», когда народ с пальмовыми ветками выходил встречать Спасителя, идущего в Иерусалим, чтобы принять страдание и спасти нас. Но у нас же не растут пальмы, а растут вербы. И я объясняю, что в сам праздник мы берем вербы и тоже выходим навстречу Христу. Только многие этого не знают – может быть, такая леность ума у людей, что они не хотят углубляться.

http://pravmir.ru/strasti-po-vetochkam/

9. Предстоятель  выразил соболезнования президенту Бразилии в связи с гибелью школьников в Рио-де-Жанейро. 10. Неделя 5-я Великого поста, день памяти преподобной Марии Египетской (переходящее празднование в 5-ю неделю Великого поста). Литургия свт. Василия Великого в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя.  Хиротония архимандрита Артемия (Снигура) во епископа Петропавловского и Камчатского. 12. Святейший Патриарх Кирилл выразил соболезнования в связи с терактом в минском метрополитене. 14. Первое заседание Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви, состоявшееся в Красном зале кафедрального соборного Храма Христа Спасителя. 16. Канун праздника Входа Господня в Иерусалим. Всенощное бдение и освящение ваий в Храме Христа Спасителя. 17. Неделя 6-я, ваий (Вербное воскресенье), праздник Входа Господня в Иерусалим. Литургия в Храме Христа Спасителя. Хиротония архимандрита Николая (Чашина) во епископа Звенигородского, викария Московской епархии. 18. Великий понедельник. Литургия Преждеосвященных Даров в Свято-Сергиевском соборе Высоко-Петровского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы. 19. Великий вторник. Литургия Преждеосвященных Даров в Зачатьевском монастыре. 20. Великая среда . Литургия Преждеосвященных даров  в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. 21. Великий четверг. Литургия и чин умовения ног в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. 22.  Великая пятница. Вечерня с выносом Плащаницы  в Храме Христа Спасителя. 23. Великая суббота. Вечерня с чтением 15 паримий и Литургия свт. Василия Великого в Храме Христа Спасителя. 23-24. ПАСХА. Богослужение в Храме Христа Спасителя. 24. Посещение НИИ детской онкологии. 25. Понедельник Светлой седмицы. Литургия в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. 25-26. Лития у мемориала «Героям Чернобыля» в Киеве. 26. Пасхальный молебен в зоне отчуждения Чернобыльской АЭС. 27. Среда Светлой седмицы. Литургия в Свято-Успенской Киево-Печерской лавре. Возвращение в Москву. 28. Посещение Пасхального приема  в Министерстве иностранных дел России.

http://patriarchia.ru/db/text/1394799.ht...

1 Когда приблизились к Иерусалиму, к Виффагии и Вифании, к горе Елеонской,/Иисус/посылает двух из учеников Своих 2 и говорит им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; входя в него, тотчас найдете привязанного молодого осла, на которого никто из людей не садился; отвязав его, приведите. 3 И если кто скажет вам: что вы это делаете? – отвечайте, что он надобен Господу; и тотчас пошлет его сюда. 4 Они пошли, и нашли молодого осла, привязанного у ворот на улице, и отвязали его. 5 И некоторые из стоявших там говорили им: что делаете?/зачем/отвязываете осленка? 6 Они отвечали им, как повелел Иисус; и те отпустили их. 7 И привели осленка к Иисусу, и возложили на него одежды свои;/Иисус/сел на него. 8 Многие же постилали одежды свои по дороге; а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге. 9 И предшествовавшие и сопровождавшие восклицали: осанна! благословен Грядущий во имя Господне! 10 благословенно грядущее во имя Господа царство отца нашего Давида! осанна в вышних! 11 И вошел Иисус в Иерусалим и в храм; и, осмотрев всё, как время уже было позднее, вышел в Вифанию с двенадцатью. Вход Господень в Иерусалим мы отмечаем как великий праздник – Неделя ваий, Вербное воскресенье. Освящение верб. В старину – театрализованное «Хождение на осляти», то есть на коне, обряженном в осла. Этот обряд был известен в Константинополе с 4-го века. На Руси он практиковался в Новгороде, а с середины 16-го века в Москве. При этом Первосвятитель (митрополит и затем патриарх), восседал на осляти, символически изображая Христа, входящего в Иерусалим. Царь же вёл осля под уздцы. С исчезновением патриаршества при Петре I забывается и это праздничное представление. Ученые экзегеты, критически исследуя приведенный у Евангелиста Марка текст, замечают в нем много труднообъяснимых особенностей, о которых мы не будем распространяться, и приходят к выводу, что этот текст соединяет в себе два рассказа. Один, изначальный, повествует о собственно входе Иисуса в Иерусалим ( Мк.11,1, 8–11 ). Другой, присоединенный к первому, – об особой, исполненной символики, истории с ослом ( Мк.11,1–7 ). Несомненно, что Иисус с учениками и группой паломников из Галилеи прибыл на праздник Пасхи в Иерусалим. Несомненно, что эти галилеяне, полные радости и воодушевления, выражали свою надежду на грядущее Царство Божие. Ведь пришествие Мессии ожидалось именно на праздник Пасхи! С исторической точки зрения, правда, остается спорным вопрос, действительно ли – вопреки Своему обыкновению – Иисус въехал в Иерусалим на осле. Ведь это было бы слишком вызывающим действием. Возможно, этот символический рассказ не является историческим «протоколом», но несет на себе, как и многое в Евангелии, богословское значение: тайное должно стать явным.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010