Воскрешение Лазаря – зафиксировано в Евангелии от Иоанна (11:1–45). По евангельскому тексту Лазарь – житель Вифании, брат Марфы и Марии и друг Христов. Узнав о болезни Лазаря, Христос отправляется в Вифанию, но приходит, когда Лазарь уже мёртв и четыре дня во гробе. Марфа и Мария встречают Христа у гробницы брата, и, не смея прямо просить о воскрешении Лазаря, говорят: «Чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог». Спаситель велит отвалить камень от гробницы Лазаря, и при словах «Лазарь! иди вон!», последний выходит, обвитый пеленами. Чудо Воскрешения Лазаря, несмотря на то, что Христос и до этого воскрешал умерших, имело характер торжественного мессианского знамения, обетования всем живущим. Этот сюжет традиционно служил доказательством божественности Христа и являлся прообразом грядущего воскресения мёртвых. Само событие, произошедшее накануне входа Христа в Иерусалим, триумфальной встречи Его народом и предваряющее Его Страсти, получило наименование Лазаревой субботы. Иконография Воскрешения Лазаря складывается довольно рано, изображения сцены практически обязательны для всех циклов катакомбной живописи, встречаются в мозаиках Сан Аполлинарио Нуово. Правда, ранняя иконография Воскрешения Лазаря отличается предельным лаконизмом (Христос и Лазарь в проёме гробницы), а Христос представлен в типе Эммануила . Формирование развитой иконографии Воскрешения, очевидно, связано с оформлением цикла праздников уже в постиконоборческую эпоху. Здесь, наряду с главными действующими лицами, встречаются «сестры Лазаревы»; группы иудеев; персонаж, отваливающий камень от гробницы Лазаря; персонажи, затыкающие носы, ибо Лазарь «уже смердит» и др. Вход в Иерусалим – один из главных христианских праздников, входящий в состав двунадесятых, установлен в воспоминание о торжественном входе Христа в Иерусалим как Мессии, и встрече Его народом накануне Пасхи (накануне мученической кончины, погребении и Воскресения). Вход Господень в Иерусалим, как и Лазарева суббота, завершая Четыредесятницу Великого поста, открывал Страстную. Великую неделю ( Мф.21:1–11 ; Мк.11:1–10 ; Лк.19:28–38 ; Ин.12:12–15 )). Наименования праздника определены тем, что народ Иерусалима встречал Христа как обетованного царя и спасителя Израиля пальмовыми ветвями, поэтому иначе праздник называют Неделя ваий, Вербное воскресенье, Цветоносие. Символика Входа в Иерусалим исполнена внутренней парадоксальности. Сцена считается доказательством божественности Христа. Он выступает и ней как Царь-триумфатор. Его громогласно приветствуют взрослые и дети, Ему подстилают одежды под ноги, но при этом Он въезжает в город не на коне, а на осляти (молодом осле) – символе кротости, а затем демонстрирует добровольное подчинение неправедному суду Синедриона, и отдает себя на позорную смерть на кресте.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В. Чернов Вход Господень В Иерусалим События праздника Воспоминание торжественного входа Господа Иисуса Христа в Иерусалим накануне Его спасительных страданий и победного воскресения совершается Церковью в воскресенье за семь дней до Пасхи. Так же этот день называют «Неделя ваий» или «Вербное воскресенье». В Греции и на Ближнем Востоке принято в этот день совершать крестный ход с пальмовыми ветвями в руках, в память о встрече Господа жителями Иерусалима. В России вместо пальм обычно употребляются веточки вербы, которая зацветает весной прежде всех растений. Об этом событии подробно рассказывают все четыре евангелиста ( Мф. 21:1–11 ; Мк. 11:1–11 ; Лк. 19:28–44 ; Ин. 12:12–19 ). Господь Иисус Христос шел теперь в Иерусалим для того, чтобы исполнилось всё написанное о Нем пророками как о Мессии. Он шел для того, чтобы испить чашу искупительных страданий, дать душу Свою в избавление за многих и потом войти в славу Свою. Поэтому в полную противоположность тому, как держал Себя Господь прежде, Он решил этот Свой последний вход в Иерусалим устроить с особой торжественностью. Первые три Евангелиста передают нам подробности, которыми сопровождалась подготовка этого торжественного входа. Когда Господь с учениками, окруженный множеством народа, сопровождавшего Его от Вифинии и встречавшегося по пути, приблизился к горе Елеонской, Он послал двух учеников в селение, находившееся перед ними, с поручением привести ослицу и молодого осла. Гора Елеонская, или Масличная, называлась так по множеству росших в ней оливковых деревьев. Она находилась к востоку от Иерусалима, отделяясь от него ручьем или потоком Кедров, который почти совершенно высыхал летом. На западном склоне горы, обращенном к Иерусалиму, находился сад, называвшийся Гефсиманией. На восточном же склоне горы лежали два селения, упоминаемые у святых Марка и Луки Виффагия и Вифания (Матфей говорит только о первой). С горы Елеонской был прекрасный вид на все части Иерусалима. Торжественное вступление в город Кони на древнем Востоке были дороги и употреблялись почти исключительно для войны. Для домашнего обихода и путешествий использовались ослы, мулы и верблюды. Сесть на коня было тогда символом войны, сесть на мула или осла – знаком мира. В мирное время даже цари и вожди ездили на этих животных.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Вохрение - в иконописи постепенный переход от основного темного тона (санкиря) к более светлым. Достигается последовательным наложением слоев охры с добавлением белил (иногда только белил). Вселенские Соборы - собрания высшего духовенства и представителей поместных христианских церквей, на которых разрабатывались и утверждались основы христианского вероучения, формировались канонические богослужебные правила, оценивались различные богословские концепции и осуждались ереси. Основные деяния Вселенских Соборов: I Никейский (325 г.) - принятие первой редакции Символа Веры, осуждение арианства, определение времени празднования Пасхи; II Константинопольский (381 г.) - выработка понятий, раскрывающих представление о Троице, уточнение и канонизация Символа Веры, осуждение арианства, савеллианства и др.; III Эфесский (431 г.) - осуждение несторианства и признание Девы Марии Богородицей; IV Халкидонский (451 г.) - осуждение монофизитства и определение понятия о Богочеловеке как о лице Иисуса Христа, единосущного Богу Отцу; V (II Константинопольский, 553 г.) и VI (III Константинопольский, 680-681 гг.) - осуждение различных ересей; VII (II Никейский, 787 г.) - осуждение иконоборчества и утверждение правила о почитании икон и Креста. После разделения церквей (1054 г.) общехристианские соборы не проводились. Всех Скорбящих Радость (Богоматерь Всех Скорбящих Радость) - наименование чудотворной иконы Богоматери. Помимо изображения Богоматери - самостоятельно или перед Христом - включает в себя изображения людей, обуреваемых недугами и скорбями, и ангелов, совершающих благодеяния от имени Богоматери. Согласно церковному преданию, обретена в 1643году. Память 24 октября (6 ноября). Вход в Иерусалим - один из двунадесятых христианских праздников, установленный в воспоминание о прибытии Христа в Иерусалим перед своей мученической кончиной и воскресением (Мф. 21.1-2; Мк. 11.1-10; Лк. 19.29-38; Ин. 12.12-15). Отмечается в последнее воскресенье перед Пасхой. Другое название праздника - неделя Ваий (т.е. пальмовых ветвей), поскольку, согласно евангельским свидетельствам, жители Иерусалима вышли навстречу Иисусу с пальмовыми ветвями. В церковном ритуале, сложившемся в России, роль пальмовых ветвей играет верба; отсюда - Вербное воскресенье. Установлен с III века. Праздничный канон составлен Козьмой Маюмским. Икона " Вход в Иерусалим " входит в состав праздничного ряда иконостаса русского православного храма.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1463...

БОГОЯВЛЕНИЕ см. Крещение Господне. ВАИЙ НЕДЕЛЯ - праздник Входа Господня в Иерусалим. Название происходит от обычая приходить в этот день в храм с ветками пальмы (вайя - от греч. ветка), подобно тому, как жители Иерусалима встречали Иисуса с пальмовыми ветвями (см. Ин.12, 13). На Руси вместо пальмовых ветвей приносят ветки вербы, откуда происходит русское название праздника - Вербное воскресение. ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ - праздник православной церкви, принадлежит к числу двунадесятых. Празднуется 21 ноября ст.ст. (4 декабря нов.ст.). Установлен на основании церковного предания. В этот день вспоминается, как благочестивые родители девы Марии Иоаким и Анна привели Ее в трехлетнем возрасте в иерусалимский храм, чтобы исполнить свой обет - посвятить Ее Богу. Согласно преданию, Мария с этого времени жила и воспитывалась при храме до своего обручения праведному Иосифу. ВЕЛИКАЯ СУББОТА - суббота страстной седмицы. В этот день вспоминается погребение тела Иисуса Христа. На утрене поются непорочны с похвалами (стихи псалма поются хором, похвалы - краткие молитвословия - читаются чтецом после стихов псалма). После Великого славословия совершается крестный ход с плащаницей и затем читаются паримии, Апостол и Евангелие (Мф. 27; 6266). После утрени читаются часы и изобразительны (изобразительны состоят из блаженны, Символа веры, молитвы " Отче наш " и других). Литургия Василия Великого начинается с вечерни. Во время вечерни читаются пятнадцать паримии, содержащих ветхозаветные пророчества о Иисусе Христе, затем читается и поется ветхозаветная песнь трех еврейских отроков в " вавилонской пещи " (Дан. 3; 5788). Перед чтением Апостола вместо трисвятого поется крещальная песнь " Елицы во Христа креститеся... " . Вместо херувимской песни поется молитва " Да молчит всяка плоть человеча... " . Задостойник - " Не рыдай, Мене, Мати... " . Евангелие читается о воскресении Иисуса Христа (Мф. 28; 120). ВЕЛИКИЕ ПРАЗДНИКИ - важнейшие праздники православной церкви. В день великого праздника совершается Всенощное бдение " и вся служба праздника совершается по уставу " (Типикон). К великим праздникам принадлежат (в скобках указывается новый стиль): Пасха, двунадесятые праздники, Обрезание Господне 1(14) января; Рождество Иоанна Предтечи 24 июня (7 июля), день памяти св. первоверховных апостолов Петра и Павла 29 июня (12 июля), Усекновение главы Иоанна Предтечи 29 августа (II сентября), Покров Пресвятой Богородицы 1(14) октября.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Разделы портала «Азбука веры» Тест: Великий Пост Вопрос на сопоставление: упорядочьте правый столбец так, чтобы понятия в нём соответствовали левому. Это делается мышкой или, на смартфонах, - пальцем. Правильный ответ: null Верно! Комментарий: Недели Великого Поста: • Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия. • Неделя 2-я Великого поста. Святителя Григория Паламы , архиеп. Фессалоникийского (Солунского) (†1359 г.). • Неделя 3-я Великого поста. Крестопоклонная ( Мк.8:34 –9:1). • Неделя 4-я Великого поста. Преп. Иоанна Лествичника (VI в.). • Неделя 5-я Великого поста. Преп. Марии Египетской (VI в.). • Неделя 6я, Неделя ваий («пальмовых ветвей»), иначе – Неделя «цветоносная», Вербное воскресенье ( Ин.12:1 –18), Вход Господень в Иерусалим. Ответить Правильных ответов: Ошибочных ответов: Вы неправильно ответили на следующие вопросы: Похожие тесты 5 комментариев Популярное Сейчас в разделе 48  чел. Всего просмотров 15 млн. Всего записей 344 Подписка на рассылку ©2024 Богословие в тестах к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки × Уведомить об ошибке Фрагмент текста: На что заменить: Комментарий: Отправить Сообщить об ошибке

http://azbyka.ru/test/velikij-post

Расписание Богослужений на апрель 2024  Седмица 4-ая Великого Поста. Поминовение усопших. праздник служба 13 апреля, суббота Расписание Богослужений на апрель 2024 годаПоминовение усопших. Свт. Ионы, митр. Московского и всея Руси. Свт. Иннокентия, митр. Московского. Прп. Ипатия целебника, Печерского. 8.00 Часы, Литургия. Панихида Неделя 4-ая Великого Поста. 13 апреля, суббота 17.00 Всенощное бдение 14 апреля, воскресенье Прп. Иоанна Лествичника (переходящее празднование в 4-ю Неделю Великого поста). Прп. Марии Египетской. Прп. Евфимия, архим. Суздальского, чудотворца. Прп. Варсонофия Оптинского. Мч. Авраамия Болгарского, Владимирского, чудотворца. Прп. Геронтия, канонарха Печерского. Прп. Макария, игумена Пеликитской обители. Мчч. Геронтия и Василида. Прав. Ахаза. 8.30 Часы, Литургия. Седмица 5-ая Великого Поста. Четверток Великого Канона 17 апреля, среда 17.00 Великий канон Андрея Критского Неделя 5-ая Великого Поста. 20 апреля, суббота 17.00 Всенощное бдение 21 апреля, воскресенье Прп. Марии Египетской (переходящее празднование в 5-ю Неделю Великого поста).   Апп. Иродиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ерма и иже с ними. Свт. Нифонта, еп. Новгородского. Прп. Руфа, затворника Печерского. 8.30 Часы, Литургия. Неделя 6-я, ваий (цветоносная, Вербное воскресенье) ВХОД  ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ. 27 апреля, суббота 17.00 Всенощное бдение 28 апреля, воскресенье Апп. от 70-ти Аристарха, Пуда и Трофима. Мцц. Василисы и Анастасии. 8.30 Часы, Литургия. © Гимназия " Радонеж " . 2023. Все права защищены.

http://gymnasia-radonezh.ru/temple_sched...

Пятница 6-й седмицы Стихира на вечерне, глас 8 Душеполезную совершивше Четыредесятницу, и святую седмицу страсти Твоея просим видети, Человеколюбче, еже прославити в ней величия Твоя и неизреченное нас ради смотрение Твое, единомудренно воспевающе: Господи, слава Тебе. Суббота 6-й седмицы, Лазарева Тропарь, глас 1 Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Тем же и мы, яко отроцы победы знамения носяще, Тебе, победителю смерти, вопием: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне. Кондак, глас 2 Всех радость Христос, Истина, Свет, Живот и мира воскресение, сущим на земли вися Своею благостию, и бысть образ воскресения, всем подая божественное оставление. Неделя Ваий (Вербное воскресенье) Вход Господень в Иерусалим На великой вечерне стихира, глас 6 Днесь благодать Святаго Духа нас собра, и вси, вземше Крест Твой, глаголем: благословен Грядый во имя Господне, осанна в вышних. Тропари, глас 1-й и 4-й Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Темже и мы, яко отроцы победы знамения носяще, Тебе, Победителю смерти, вопием: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне. Спогребшеся Тебе крещением, Христе Боже наш, безсмертныя жизни сподобихомся воскресением Твоим, и воспевающе зовем: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне. Кондак, глас 6-й На Престоле на небеси, на жребяти на земли носимый, Христе Боже, Ангелов хваление и детей воспевание приял еси, зовущих Ти: благословен еси, Грядый Адама воззвати. В Великий Понедельник, Вторник и Среду На утрене тропарь, глас 8 Се, Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща; недостоин же паки, егоже обрящет унывающа. Блюди убо, душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши, и Царствия вне затворишися, но воспряни зовущи: Свят, Свят, Свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас.

http://ms.pravoslavie.ru/110939.html

Работа конференции продолжилась в рамках следующих секций: Заседания секций продолжались в течение двух дней. Работа конференции завершилась проведением круглого стола в СДА, в ходе которого участники обсудили главным образом антропологию: ее актуальное место в системе научных знаний, возможность и перспективы совмещения и взаимодействия православной антропологии с антропологией современных гуманитарных наук, в частности, психологии и педагогики, антропологический кризис и возможные пути его преодоления. Модерирами мероприятие выступили: доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО В.И. Слободчиков; доктор педагогических наук, профессор Кубанского государственного университета, Екатеринодарской духовной семинарии А.А. Остапенко; кандидат богословия, доцент, профессор кафедры богословских дисциплин Сретенской духовной академии протоиерей Вадим Леонов; кандидат философских наук, доцент кафедры Богословских дисциплин Сретенской духовной академии иерей Павел Сержантов. В завершение участники круглого стола подвели итоги дискуссии. Конференция объединила множество ученых из разных стран и стала еще одним шагом на пути осмысления проблем, стоящих перед человечеством. Все представленные доклады будут подготовлены к изданию и войдут в сборник материалов конференции. Сретенская духовная академия /Патриархия.ru Календарь ← 28 апреля 2024 г. (15 апреля ст.ст.) воскресенье Неделя 6-я, ваий (цветоносная, Вербное воскресенье). Вход Господень в Иерусалим Апп. от 70-ти Аристарха, Пуда и Трофима (ок. 67). Мцц. Василиссы и Анастасии (ок. 68). Мчч. Сухия и дружины его – Андрея, Анастасия, Талале (Фалалея), Феодорита, Ивхириона, Иордана, Кондрата, Лукиана, Мимненоса, Нерангиоса, Полиевкта, Иакова, Фоки, Доментиана, Виктора, Зосимы (начало II века) (Груз.). Мч. Саввы Готфского (372). Сщмч. Александра Гневушева пресвитера (1930). Литургия св. Иоанна Златоуста. Утр. – Мф., 83 зач. (первое), XXI, 1–11 , 15–17 . Лит. – Флп., 247 зач., IV, 4–9 . Ин., 41 зач., XII, 1–18 .

http://patriarchia.ru/db/text/6010282.ht...

Разделы портала «Азбука веры» Каталог православного видео (6+) ( 9  голосов:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий Вход Господень в Иерусалим Праздник Входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресенье) празднуется за неделю до Пасхи, в 6е воскресенье Великого Поста. См. также Вход Господень в Иерусалим. Неделя Ваий на портале “Азбука веры”. Рекомендуемые видео Самое популярное Сейчас в разделе 199  чел. Всего просмотров 14 млн. Всего записей 1398 поделиться: ©2024 Православное видео к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/video/vxod-gospoden-v-i...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Сегодня, 22 апреля, у православных началась шестая седмица Великого поста 2024 1 мин., 22.04.2024 В понедельник 22 апреля у православных христиан началась шестая седмица (в обиходе – неделя) Великого поста 2024 года. Особенностью этой седмицы является то, что на нее придется сразу два крупных события. В субботу будет праздноваться Лазарева суббота , в которую Церковь вспоминает воскрешение Господом Иисусом Христом Своего друга Лазаря, на тот момент бывшего мертвым уже четыре дня. В воскресенье шестой седмицы православные отметят великий двунадесятый праздник – Вход Господень в Иерусалим (Неделю Ваий) или как называют его в странах исторической Руси – Вербное воскресенье. Суть этого праздника заключается в воспоминании торжественного въезда Господа Иисуса Христа в Иерусалим накануне Его страданий. Напомним, что основной акцент Великого поста – усиленная борьба человека со своими страстями, посещение храма и великопостных богослужений, усиленная молитва, чтение Священного Писания, святоотеческой литературы, совершение дел милосердия. В плане питания на время поста верующие воздерживаются от употребления определенной пищи – мясной, молочной и рыбной. Великий пост 2024 года начался 18 марта, а завершится он празднованием Пасхи Христовой 5 мая. Читайте также: Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/segodnja-22-aprelja-u-pra...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010