На утрене по возгласе «Слава Святей» – пасхальное начало, как на вечерне. Шестопсалмие. На «Бог Господь» – тропарь «Собезначальное Слово» (дважды), «Слава, и ныне» – «Радуйся, Двере Господня». По 1-й кафизме – седальны воскресные, по второй – Недели слепого. «Воскресение Христово видевше» (один раз). Псалом 50-й. Канон Пасхи с ирмосом на 6, слепого на 4, предпразднства Вознесения на 4. Катавасия – «Спасителю Богу...» По 3-й песни – кондак и икос слепого и седален. По 6-й песни – кондак и икос Пасхи. «Честнейшую» не поем, но поем припевы Пасхи. Светилен Пасхи (дважды) и слепого. На «Хвалите» стихиры слепого на 4 и Пасхи все. Славословие великое. Тропари – «Собезначальное Слово», «Слава, и ныне» – «Радуйся, Двере Господня». Ектении. Отпуст (без Креста). Начало Литургии, как на Пасху. Блаженна от канона Пасхи песни 3-я и 6-я. По входе – тропарь воскресный «Собезначальное Слово», «Слава» – кондак слепого, «И ныне» – Пасхи «Аще и во гроб». Прокимен Пасхи: «Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь», Апостол дня – Деян., зач. 41, «Аллилуия» Пасхи, Евангелие дня – Ин., зач. 43. За «Достойно» – «Ангел вопияше», «Светися, светися». Причастен Пасхи – «Тело Христово приимите». По заамвонной молитве поется «Буди Имя Господне» и 33-й псалом. «Благословение Господне на вас». Посем иерей поет «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ». Певцы оканчивают: «и сущим во гробех живот даровав». Отпуст Пасхи – «Христос, воскресый из мертвых». Поминаются святой Иоанн Златоуст , святой храма и святые дня. Осенение Крестом и окончание Литургии, как на самую Пасху. В греческой Цветной Триоди дается также второе чинопоследование отдания Пасхи, аналогичное последованию служб Пасхальной седмицы, с пением пасхальных часов. См. Святая Плащаница снимается с престола и полагается в хранилище. О служении в Отдание Пасхи с полиелеем святому или бдением или храмовому святому см. том 1, с. 119–121. ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ Глава 1. Четверг 6-й седмицы. Вознесение Господне На великой вечерне кафизмы нет. На «Господи, воззвах» стихиры самогласны 5, поем их на 10, повторяя каждую, «Слава, и ныне» – «Недр Отеческих». Вход. Прокимен дня и паримии – 3. На литии стихиры праздника, «Слава, и ныне» – «Господи, таинство». На стиховне стихиры самогласны, глас 2-й, «Слава, и ныне» – «Взыде Бог». По «Ныне отпущаеши» – тропарь, глас 4-й:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Певцы поют тропарь святого Иоанна Златоуста «Уст твоих светлость огня», и произносятся ектении «Помилуй нас, Боже» и «Исполним утреннюю молитву». По возгласе «Твое бо есть, еже миловати» диакон – «Премудрость». Певцы – «Благослови». Иерей – «Сый благословен Христос, Бог наш». Певцы – «Аминь», «Утверди, Боже». Иерей, держа Крест, (вместо «Слава Тебе, Христе Боже») вместе с сослужащими поет «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ», а певцы – «и сущим во гробех живот даровав». Все сослужáщие выходят из алтаря, младшие впереди, и становятся по чину на солее. Предстоятель с Крестом в руках, обратясь к народу, произносит пасхальный отпуст: «Христос, воскресый из мертвых, смертию смерть поправый и сущим во гробéх живот даровавый, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец», и осеняет предстоящих Крестом на три стороны, громко при каждом осенении: «Христос воскресе!» Молящиеся отвечают: «Воистину воскресе!» Певцы поют тропарь «Христос воскресе (трижды, быстро) и конечное – «И нам даровá живот вечный, покланяемся Его тридневному Воскресению». По отпусте утрени, согласно указанию Типикона, «целуем Честный Крест, держимый в руку настоятеля». Но если непосредственно за окончанием утрени следуют часы и Литургия, то целование Креста богомольцами можно отнести к окончанию Литургии. Пасхальные часы. По возгласе «Благословен Бог наш» – певцы: «Христос воскресе» (трижды). «Воскресение Христово» (трижды), ипакои – «Предварившия утро», кондак «Аще и во гроб», «Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в раи же с разбойником, и на престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй Неописанный». «Слава», «Яко Живоносец, яко рая краснейший воистину и чертога всякаго царскаго показася светлейший, Христе, гроб Твой, источник нашего воскресения». «И ныне», Богородичен: «Вышняго освященное Божественное селение, радуйся, Тобою бо дадéся радость, Богородице, зовущим: благословена Ты в женах еси, Всенепорочная Владычице». «Господи, помилуй» (40 раз), – «Слава, и ныне» – «Честнейшую». «Именем Господним благослови, отче». Иерей – «Молитвами святых отец наших». Певцы – «Аминь», «Христос воскресе» (трижды). «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды). «Благослови». Иерей произносит обычный малый воскресный отпуст без Креста: «Воскресый из мертвых Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

По заамвонной молитве освящается артос. На солее, против царских врат, на уготованном столе или аналое полагают артос. Если приготовлено несколько артосов, то все они одновременно освящаются. Совершается каждение вокруг стола. Диакон – «Господу помолимся». Молитва на благословение артоса: «Боже Всесильный и Господи Вседержителю, Иже рабом Твоим Моисеем во исходе Изрáилеве от Египта и в освобождении людей Твоих от горькия работы фараоновы, агнца заклати повелел еси, прообразуя на Кресте закланнаго волею нас ради Агнца, вземлющаго всего мира грехи, возлюбленнаго Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа! Ты и ныне, смиренно молим Тя, призри на хлеб сей, и благослови, и освяти его. Ибо и мы, рабы Твои, в честь и славу, и в воспоминание славнаго Воскресения Тогожде Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа, Имже от вечныя работы вражия и от адовых нерешимых уз разрешение, свободу и преведение улучихом, пред Твоим величеством ныне во всесветлый сей, преславный и спасительный день Пасхи сей приносим: нас же сего приносящих, того лобзающих и от него вкушающих Твоему небесному благословению причастники быти сотвори и всякую болезнь и недуг от нас Твоею силою отжени, здравие всем подавая. Ты бо еси Источник благословения и цельбам Податель, и Тебе славу возсылаем, Безначальному Отцу, со Единородным Твоим Сыном, и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне, и присно, и во веки веков». Певцы: «Аминь». Иерей окропляет артос святой водой, произнося: «Благословляется и освящается артос сей окроплением воды сея священныя, во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь» (трижды). Аналой с артосом ставят на солее пред образом Спасителя, где артос лежит в течение всей Святой седмицы. По прочтении молитвы певцы вместо «Буди Имя Господне» поют «Христос воскресе» (трижды) и вместо псалма 33-го тот же тропарь – 12 раз и «множае, дондеже анафорá (антидор) от игумена раздается». Священник вместо «Слава Тебе, Христе Боже» поет тропарь «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ». Певцы – «и сущим во гробéх живот даровав». Остальное все, как на утрене. На отпусте не поминаются ни святой храма, ни дневные святые. Так и во всю Пасхальную седмицу.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Попразднство Антипасхи продолжается до субботы. О служении в Неделю о Фоме со службой святого с бдением или храму см. том 1, с. 110, 111. Общие замечания В состав воскресных богослужений от Пасхи до Пятидесятницы входят песнопения пасхальные, воскресные и Триоди цветной. Пасхальные песнопения обозначаются в богослужебных книгах словом Пасха, например – канон Пасхи. Песнопения Триоди обозначаются словами: Триоди, праздника, праздника Триоди, настоящия Недели, Недели слепого, мироносиц, разслабленного, дне. В Неделю о самаряныне и в дни попразднства Преполовения слово «праздника» указывает на песнопения праздника Преполовения, но не самаряныни. Во все Недели (воскресенья) Триоди цветной Минея не поется, за исключением служб великомученика Георгия, апостола и евангелиста Иоанна Богослова и храмового святого. Земные поклоны до дня Святой Троицы Устав отменяет. «Царю Небесный» не читается и не поется до Троицы. От Фоминой Недели до отдания Пасхи все службы начинаются троекратным пением или чтением тропаря «Христос воскресе», причем чтение тропаря «Христос воскресе» не упраздняет чтения «Приидите, поклонимся» (где оно положено) ни на келейном правиле, ни на молитвах. Глава 4. Вторая седмица по Пасхе Понедельник 2-й седмицы по Пасхе На вечерне в Неделю Антипасхи по возгласе «Благословен Бог наш», чтец – «Аминь», «Христос воскресе» (трижды) и обычное начало с 103-м псалмом. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: праздника – 3 и святого Минеи – 3, «Слава» – святого, если есть, «И ныне» – праздника, глас 1-й – «Дверем заключенным». Вход с кадилом. «Свете Тихий». Прокимен великий, глас 7-й – «Кто бог велий». Ектения «Рцем вси». «Сподоби, Господи». Ектения «Исполним вечернюю молитву нашу». Стихиры стиховны 3, писаны в Триоди на ряду, «Слава, и ныне» – «По днех осмих». По Трисвятом тропарь праздника «Запечатану гробу». Если же святой имеет тропарь, то он поется первым, а на «Слава, и ныне» – праздника. Отверзаются царские врата. Иерей – «Премудрость». Певцы – «Благослови» и прочее. Отпуст воскресный с поминанием имен святых храма и дня.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Служба воскресная и Триоди. До начала великой вечерни Святой Крест полагается на жертвеннике, на блюдо, покрытое покровцем. Крест может быть украшен венком только из живых цветов. Иерей с кадилом, диакон со свечой стоят у жертвенника. Диакон произносит: «Благослови, владыко». Иерей – «Благословен Бог наш». Диакон – «Аминь», и вместе поют Трисвятое. В это время иерей кадит Святой Крест. По «Отче наш» и обычном возгласе поют «Спаси, Господи, люди Твоя», «Слава, и ныне» – кондак Креста «Не ктому пламенное оружие». Иерей во время пения тропаря взимает Честный Крест с блюдом на главу и в предшествии диакона с кадилом и со свечой переносит его на престол и полагает на евангельское место, а Евангелие заранее поставляет на горнем месте престола (как после чтения Евангелия на Литургии). Пред престолом ставится свещник с возжженной свечой. На великой вечерне, на «Господи, воззвах» – стихиры на 10: воскресные – 6 и Триоди (Креста) 4. «Слава» – Триоди, «И ныне» – догматик рядового гласа. Вход. «Свете Тихий». Прокимен дня, глас 8-й – «Господь воцарися». На литии стихира храма, «Слава, и ныне» – Триоди, глас 5-й – «Зрящи Тя тварь». На стиховне стихиры Октоиха, «Слава, и ныне» – Триоди, глас 4-й – «Пособивый, Господи, кроткому Давиду». По «Ныне отпущаеши» – «Богородице, Дево» (дважды) и «Спаси, Господи, люди Твоя» (единожды). На утрене, на «Бог Господь» – тропарь воскресный (дважды). «Слава» – тропарь Креста, «И ныне» – Богородичен воскресный 1-го гласа: «Гавриилу вещáвшу». По кафизмах – седальны воскресные с Богородичными их. Степенна и прокимен текущего гласа. Евангелие воскресное. «Воскресение Христово видевше», «Покаяния отверзи ми двери» и прочее, как в прошедшие Недели, только Евангелие для целования не выносится. Канон воскресный с ирмосом на 4, Богородицы на 2 и Креста на 8. К тропарям канона Креста припев «Слава, Господи, Кресту Твоему Честному». Катавасия Триоди: «Божественнейший прообрази». В некоторых храмах, основываясь на том, что перед тропарями канона Триоди стоят первые слова ирмосов пасхального канона, поют эти ирмосы как катавасию. На это нет никаких оснований. Церковный Устав указует иную катавасию на сей день и полный текст всех ирмосов ее помещает полностью в Триодь. Ирмосы, обозначаемые в начале каждой песни, указывают музыкальный размер данной песни и имеют то же значение, что надписания подобных над стихирами.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

См. С сего дня на повечериях к молебным канонам Пресвятой Богородицы Октоиха присоединяются трипеснцы Триоди, помещенные в конце Цветной Триоди. На тех песнях, где поется канон Триоди, канон Богородицы опускается. К канону Триоди припев: «Слава, Господи, Святому Воскресению Твоему». По «Отче наш» – кондак праздника, а при празднуемом святом, начиная от святых со славословием, кондак святого, «Слава, и ныне» – праздника. В понедельник на утрене, на «Бог Господь» – тропарь «Запечатану гробу» (дважды), «Слава» – святого, если есть, «И ныне» – «Запечатану гробу». Кафизмы две. После каждой кафизмы – малая ектения и седальны, писанные на ряду в Триоди. После седальна 2-й кафизмы – «Воскресение Христово видевше» (единожды). Псалом 50-й. Канон Триоди праздника с ирмосом на 6 (ирмос дважды) и Минеи на 4. Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмос последнего канона Минеи. По 3-й песни – кондак и седален святому, «Слава, и ныне» – праздника. По 6-й песни – кондак и икос праздника. Перед 9-й песнью поем «Честнейшую». По 9-й песни светилен праздника, «Слава» – святого, если есть, «И ныне» – другой светилен праздника. На «Хвалите» стихиры на 4, «Слава, и ныне» – «Фома, глаголемый близнец». «Тебе слава подобает» не глаголем, но непосредственно «Слава Тебе, показавшему нам свет», и читается вседневное славословие. На стиховне стихиры праздника с праздничными припевами, «Слава» – святого, если есть, «И ныне» – Триоди. «Благо есть». По Трисвятом – тропарь праздника. Если у святого есть тропарь, то тропарь святого, «Слава, и ныне» – праздника. Ектения «Помилуй нас, Боже». По возгласе – «Премудрость». «Благослови». «Сый благословен», «Аминь». «Утверди, Боже» и 1-й час. На Литургии начало, как указано в Неделю Антипасхи. Блаженна, песнь 1-я канона праздника на 6. См. Во всю Пятидесятницу на Литургии Блаженна поется от канона праздника Недели, рядовая песнь на 6: в понедельник – 1-я, во вторник – 4-я, в среду – 5-я, в четверток – 7-я, в пяток – 8-я, в субботу – 9-я. Если у святого есть песнь на Блаженнах, то праздника рядовая песнь со ирмосом на 4 и святого песнь 3-я на 4.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Суббота пятой недели называется Субботой Акафиста, потому что на торжественной утрене поется великий акафист Богородице и вспоминаются все чудеса, совершившиеся по молитвам Пречистой. Пятое воскресенье посвящено преподобной Марии Египетской для того, чтобы мы не отчаивались в нашем спасении, несмотря на наши бесчисленные злые дела. В пятницу шестой недели завершается святая Четыредесятница. А шестая суббота называется Лазаревой, потому что в этот день вспоминается чудо воскрешения праведного Лазаря ( Ин. 11, 1–45 ). Эта единственная в своем роде субботняя служба, подражающая воскресной, потому что воскресение Лазаря – предвестие всеобщего Воскресения. На утрене поются воскресные тропари: «Ангельский собор удивися». На Литургии вместо Трисвятого поется крещальный гимн «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Аллилуиа», потому что в Древней Церкви в этот день крестили тех, кто не мог быть крещен накануне Пасхи. Устав благословляет в Лазареву субботу вкушение рыбной икры. В последнее перед Пасхой воскресенье Церковь празднует один из двенадцати главных праздников – Вход Господень в Иерусалим. Множество православных наполняют храмы, неся в руках знаки победы Христа над смертью – пальмовые ветви (по-гречески – «ваии»), которые в России заменяются вербами (что, впрочем, не противоречит библейской традиции; Лев. 23, 40 ), и зажженные свечи. Поэтому другое название праздника – Неделя ваий, или Вербное воскресенье. На торжественном всенощном бдении читаются пророчества, из глубины веков предвидевшие славное явление Израилю Мессии, грядущего в Иерусалим, чтобы избавить людей от адской пропасти ( Быт. 49, 1–2, 8–12 ; Соф. 3, 14–19 ; Зах. 9, 9–15 ). После чтения евангельского повествования об этом событии ( Мф. 21, 1–11, 15–17 ), при чтении 50-го псалма священник кадит распустившиеся ветви, читает над ними молитву благословения. Потом пальмы или вербы кропятся святой водой. На торжественной Литургии поются праздничные антифоны и читаются библейские отрывки о входе Христа в святой город и о том, как стяжать мир Божий, вестником которого является Господь Иисус ( Фил. 4, 4–9 ; Ин. 12, 1–18 ). В этот день православные вкушают рыбу.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

В Пасхалии вруцелетными буквами называются семь начальных букв славянского алфавита: А, В, Г, Д, Е, S, З, обозначающие в месяцеслове семь дней седмицы, соответствующих семи числам месяца. При пасхальных вычислениях по вруцелетным буквам можно определить день седмицы. В пасхальной таблице великого индиктиона под каждым годом и ключевой буквой указана одна из этих семи вруцелетных букв, обозначающая в данном году воскресный день в течение всего года. На какое число месяца в данном году она приходится, это будет в том году воскресный день. Буква, обозначающая воскресный день, называется вруцелетом данного года. Если бы юлианский год делился на 52 седмицы без остатка, тогда вруцелетные буквы для всех годов следовали бы в одном, неизменном порядке, одни и те же вруцелетные буквы в каждом наступающем году приходились бы на одни и те же числа месяцев. Но сверх 52 седмиц простой год имеет один, а високосный – два избыточных дня, поэтому простой год наступает одним, а високосный – двумя днями позже по сравнению с предшествующим. С наступлением нового года меняются и дни седмицы, а стало быть, и вруцелетные буквы для следующего года. Например, данный год начался в воскресенье, следующий за ним начнется в понедельник, третий год начнется во вторник и т. д., и все числа месяцев, а также вруцелетная буква, которые в первом году приходились на воскресенье, в следующем году будут приходиться на понедельник, а в третьем году – на вторник. Чтобы в Пасхалии вруцелета следовали в алфавитном порядке, в месяцеслове они расположены в обратном порядке, от З до А. Первым месяцем творения в Пасхалии считается март. Шестой день – пятница считается днем сотворения человека. От дня сотворения человека ведется начало счисления лет, а первое воскресенье (1-й день еврейской седмицы) приходится на третье марта, и как первый день седмицы оно обозначается буквой А, а день сотворения человека – пятница, 1 марта – обозначен буквой Г. Отсюда 1 марта доныне остается началом пасхального года, и вруцелетные буквы в любом году начинаются с 1 марта буквой Г и следуют по числам месяцеслова в своем порядке.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

И икос: «Еже прежде солнца». Таже глаголем: «Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу, Единому Безгрешному. Кресту Твоему покланяемся, Христе, и Святое Воскресение Твое поем и славим; Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем: Имя Твое именуем. Приидите, вси вернии, поклонимся Святому Христову Воскресению: се бо прииде Крестом радость всему миру, всегда благословяще Господа, поем Воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разруши» (трижды). Стихира, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба, якоже проречé, дадé нам живот вечный и велию милость (трижды). По 7-й песни – возглас «Буди держава Царствия Твоего благословена и препрославлена, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне, и присно, и во веки веков». На 8-й песни имеется Троичен. Он поется четыре раза с припевом «Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе». По 8-й песни – возглас «Яко благословися Имя Твое и прославися Царство Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне, и присно, и во веки веков». На 9-й песни припев «Христос воскресе из мертвых» не поется, но к ирмосу и к тропарям – особые припевы. 9-я песнь в 1-й день Пасхи должна быть исполнена в таком порядке: 1-й лик – «Величит душа моя Воскресшаго». «Светися, светися». 2-й лик повторяет то же. 1-й лик – «Величит душа моя волею страдавша». «Светися, светися». 2-й лик – то же. 1-й лик – «Христос, новая Пасха». «О Божественнаго». 2-й лик – то же. 1-й лик – «Ангел вопияше». «О Божественнаго». 2-й лик – то же. 1-й лик – «Возбудил еси». «О Божественнаго». 2-й лик – «Магдалина Мария». «О Божественнаго». 1-й лик – «Ангел облистáяй». «О Пасха велия». 2-й лик – «Христос воскресе». «О Пасха велия». 1-й лик – «Днесь всяка тварь». «О Пасха велия». 2-й лик – «Днесь Владыка плени ада». «О Пасха велия». 1-й лик – «Величит душа моя Триипостаснаго». «О Пасха велия». 2-й лик» – «Радуйся, Дево». «О Пасха велия». 1-й лик – «Величит душа моя Воскресшаго». «Светися, светися». 2-й лик – «Величит душа моя волею страдавша». «Светися, светися». Тоже оба лика вместе поют ирмос «Светися, светися» и тропарь «Христос воскресе» (трижды, быстрым распевом).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

За «Достойно» – ирмос 9-й песни «Не рыдай Мене, Мати». Причастен – «Востá, яко спя, Господь, и воскрéсе спасаяй нас». После отпуста совершается благословение хлéбов и вина. Предстоятель совершает однократное каждение окрест стола с хлебами. Диакон возглашает «Господу помолимся», и иерей читает молитву: «Господи, Иисусе Христе, Боже наш, благословивый пять хлéбов и пять тысящ насытивый! Сам благослови хлéбы сия и вино, и умножи сия во святем храме сем и во всем мире Твоем, и вкушающия от них верныя освяти. Яко Ты еси благословляяй и освящáяй всяческая, Христе, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, со Безначальным Твоим Отцем, и Всесвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков». Певцы: «Аминь». Хлебы раздробляются и раздаются верущим. На трапéзе разрешается ястие без масла. Если освящение куличей и пáсох совершается до Светлой утрени, то при этом следует петь только воскресный тропарь 2-го гласа – «Егда снизшéл». После уборки храма начинается чтение Деяний святых апостолов. Если Деяния читают миряне, то аналой следует поставить ниже солеи. О БОГОСЛУЖЕНИИ ВО ВРЕМЯ ПЕНИЯ ТРИОДИ ЦВЕТНОЙ. СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ. ПАСХА Глава 1. Полунощница, утреня, часы, Литургия и вечерня Полунощницу нужно начинать не позднее 11 часов 20–30 минут, чтобы не спеша совершить ее. Так как Литургия совершается непосредственно после утрени, то входные молитвы читаются до полунощницы, по обычному чину, начиная Трисвятым. Чин полунощницы. При закрытых царских вратах и завесе иерей на солее творит начало: «Благословен Бог наш». «Царю Небесный» не читается, но по возгласе – «Аминь» и сразу Трисвятое и проч. Псалом 50-й. Канон «Волною морскою». Ирмосы по дважды, тропари на 12 и катавасия – тот же ирмос. Канон следует читать одному из священнослужителей пред Плащаницей. По 3-й песни – седален и по 6-й – кондак и икос Великой субботы. В начале 9-й песни отверзаются царские врата. Совершающий полунощницу иерей с диаконом исходят к Плащанице и, совершив каждение окрест ее, при пении слов катавасии 9-й песни «Возстану бо и прославлюся» подъемлют Плащаницу и вносят ее в алтарь. Вслед за этим царские врата закрываются. Плащаницу полагают на святой престол, где она должна оставаться до Отдания Пасхи. Так как обычно Плащаницы устраиваются выпуклыми и на них невозможно при совершении Литургии поставлять дискос и чашу, то Плащаница, которая износилась в Великую Пятницу, полагается на свое обычное место, а на престоле простирается другая, гладкая, не вышитая, а писаная.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010