Б. НЫНЕ НАШЕ ВОСКРЕСЕНИЕИИСУС Следует отметить, что христ. вера в В. – это не только надежда на отдал. будущее. «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому» ( 1Петр. 1:3 ). След., можно сказать, что такое упование уже начало осуществляться для нас, верующих. Теоретич. догма «когда-нибудь» уступает место наполняющему силой и волнующему «здесь и сейчас». В вере мы можем рассчитывать на немедленное воздействие В. Иисуса Христа. О таком воздействии сообщается в Мф. 27 Бог воскресил Иисуса из мертвых, тем самым оправдав Его и показав всему миру, что Иисус – подлинный Мессия. Достигнутая т.о. победа над смертью сразу же стала очевидной в совоскресении первых святых. Это стало началом новой эры В. Библия позволяет утверждать, что В. верующих уже началось: 1) при этом следует подчеркнуть, что В. верующих представляет собой процесс, начавшийся с В. Иисуса и ныне продолжающийся, причем слово «начавшийся» подразумевает и его завершение, которое произойдет только со Вторым пришествием Господа. Т.о., мы как бы находимся в положении «уже», но «еще не» (О.Кульман). В 1Кор. 15:23 сказано об очередности В. верующих: «Каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его». К таким верующим относятся слова: «...в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых. И вас... оживил вместе с Ним...» ( Кол. 2:12 ). «Итак... вы воскресли со Христом...» ( Кол. 3:1 ). Т.о., через веру происходит постоянное «В. из мертвых». Эта вера порождается у верующих тем же могуществ. действием, которым Бог воскресил Христа ( Еф. 1:19 ). Именно так следует понимать призыв: «Встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос» ( Еф. 5:14 ). Это «В. из мертвых», называемое также новым рождением или рождением свыше ( Ин. 3:3 ), должно начинаться здесь и сейчас, если мы хотим «достигнуть» его в пришествие Господа (ср. Флп. 3:8–11 ); 2) т.о., через В. Иисуса Христа мы оказываемся вовлеченными в происходящие сейчас с нами, верующими, события. Мы переходим из состояния духовной смерти в сферу жизни Христа ( Еф. 2:5 ). Тот, кто обрел существование во Христе, становится «новой тварью» ( 2Кор. 5:17 ) и «ходит в обновленной жизни» ( Рим. 6:4 ). Бог воскресил Его «для оправдания нашего» ( Рим. 4:25 ), для того, чтобы в нас воплотилась новая праведность Иисуса Христа ( Рим. 6:4 );

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

В смерти Иисуса Христа открылась совершеннейшая любовь Божья к человеку: ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но «имел жизнь вечную», открылась беспредельная любовь к людям Сына Божия, предавшего Себя за нас на смерть ( Ин. 15:13 ; Рим. 5:8–10 ). Смерть Иисуса Христа имеет не только искупительное, но и преизбыточествующее значение, потому что не только разрушает преграду между Богом и человеком и, удовлетворяя правде Божьей, восстанавливает союз между Богом и человеком, но и открывает все сокровища любви Божьей человеку. Смертью Сына Его мы не только примирились с Богом, но и приняли обилие благодати ( Рим. 5 ). Если Бог Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, то как с Ним не дарует нам и всего ( Рим. 8:32 )? Смерть Иисуса Христа имеет искупительную и преизбыточествующую силу по отношению ко всем людям, «изглаждает все грехи» ( 1Ин. 2:2 ). Преизбыточествующее значение смерти Иисуса Христа в особенности открывается в Его царском служении. γ) О царском служении Иисуса Христа. Господь Иисус Христос, как истинный Бог, по своей Божеской природе есть Царь и Владыка всего мира. В этом всеобщем смысле Ему принадлежит царство, как одному из Лиц Пресвятой Троицы и вместе с другими Божественными Лицами. Но Он есть Царь и как Богочеловек, Искупитель падшего человека, потому что восторжествовал над смертью и всеми следствиями греха и принял по своему человечеству Божескую власть и славу на небеси и на земли. Царское величие и служение Иисуса Христа, как Богочеловека, открывалось в течение всей Его земной жизни в чудесных действиях: в исцелении недужных, в Божеской власти над силами внешней природы, в воскресении мертвых. Но царское величие и служение Его преимущественно открылось в Его собственном воскресении из мертвых. Смертью своей Он умертвил смерть. Для смерти невозможно было удержать Его, потому что Он был чужд греха, а смерть царствует только через грех ( Рим. 5:17 ). Историческая действительность события воскресенья Иисуса Христа доказывается, во-первых, свидетельством очевидцев, которым Он являлся по воскресении; после сомнения и неверия они вполне удостоверились в Его действительном присутствии пред ними.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

45 Празднуется наша Пасха целую неделю, и все дни ее называются у нас днями светлыми, т. е. торжественными, радостными. Кроме того, и в каждой неделе один (первый) день у христиан стал праздничным, святым, в честь Христова воскресения (воскресный день), взамен субботы, которая почиталась прежде, до воскресения Христа из мертвых. Все то, что произошло с Иисусом Христом, т. е. что Он распят, пострадал, был погребен и воскрес в третий день, – произошло так, как предсказывали и написали об этом в своих священных книгах св. пророки (по пророческим писаниям). XXXIV. Явление Иисуса Христа по воскресении ученикам и вознесение Его на небо (Картина 28-я) После воскресения Своего из мертвых, Спаситель невидимо пробыл 40 дней на земле с телом Своим, много раз являлся Своим ученикам, чтобы уверить их в Своем воскресении, и учил их. В первый же день после воскресения Своего Он явился Апостолам таким образом. Сидели они в одной комнате запершись, потому что боялись врагов Христовых. Ученики уже слышали от женщин-мироносиц о воскресении Христа, но не верили их словам. Вдруг перед ними стал Сам воскресший Спаситель и сказал им: «Мир вам!» Апостолы испугались, подумали, что это привидение. Спаситель сказал им: «Что вы смущаетесь? Посмотрите, – вот руки Мои и ноги! Это Я Сам; у духа нет тела и костей.» Ученики все еще не могли придти в себя от радости и дивились. Тогда Спаситель, чтоб еще больше уверить их, что они видят живого человека – Его Самого, спросил у них чего-нибудь съестного; Ему подали рыбы и меду, и Он ел перед ними. Потом, когда ученики совсем уверились, Иисус Христос стал беседовать с ними о Своих страданиях, смерти и воскресении. Уходя от них, Он дунул на них и сказал: «Я посылаю вас в мир. Примите Духа Святого (силу или дар Его)! Кому вы простите грехи (на земле), тому они прощены будут (и от Бога), а на ком оставите их (непрощенными), на том и останутся.» Эта власть перешла от Апостолов и к священникам. При рассказанном явлении Иисуса Христа не было с Апостолами одного из них, Фомы.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevcov...

   Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Тем же и мы, яко отроцы, победы знамения носяще, Тебе, Победителю смерти, вопием: осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне!    Удостоверяя, что будет всеобщее воскресение мертвых, Ты, Христос Бог, перед Своими страданиями воскресил Лазаря из мертвых. Поэтому и мы, подобно детям (еврейским), нося знаки победы (жизни над смертью), восклицаем Тебе, Победителю смерти: осанна в вышних, благословен идущий во имя Господне!    Общее воскресение уверяя — удостоверяя, что будет всеобщее воскресение мертвых; прежде Твоея страсти — прежде Своих страданий; воздвигл еси — Ты воскресил; тем же — поэтому; яко отроцы — подобно детям. Дети, наравне с взрослыми, встречали Христа с древесными ветвями и прославляли Его. Победы знамения носяще — нося знаки победы. Здесь под знамением, или знаками победы Иисуса Христа над смертью, разумеются ветви древес, с которыми мы стоим в храме. Вопием — восклицаем; благословен грядый во имя Господне — достоин прославления идущий во славу Господа.    Место погребения и славного Воскресения Спасителя находилось рядом с Голгофою, с юго-западной стороны ее. Теперь на этом месте находится величественный храм Воскресения Христова. Притча о злых виноградарях    Ответы Иисуса Христа на вопросы: о подати кесарю, о воскресении мертвых и вопрос Спасителя к фарисеям о Божественном достоинстве Мессии — Христа.    Беседуя в храме, Господь Иисус Христос, обращаясь к первосвященникам, книжникам и старейшинам народа, сказал им такую притчу.    «Был некоторый Хозяин дома, Который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню, и, отдав его виноградарям, отлучился.    Когда же приблизилось время плодов, Он послал своих слуг к виноградарям, чтобы взять Свои плоды. Но виноградари, схватив слуг Его, одного избили, другого убили, а иного побили камнями.    Еще послал Он других слуг, больше прежнего. Но и с ними поступили так же.    Наконец, послал Он к ним единственного Сына Своего, возлюбленного, говоря: «постыдятся они Сына Моего».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3880...

Глава 4. 1 Когда они говорили к народу, к ним приступили священники и начальники стражи при храме и саддукеи, 2 досадуя на то, что они учат народ и проповедуют в Иисусе воскресение из мертвых; 3 и наложили на них руки и отдали их под стражу до утра; ибо уже был вечер. 4 Многие же из слушавших слово уверовали; и было число таковых людей около пяти тысяч. Глава 4: 1–4. Чудо исцеления апостолом Петром хромого при дверях храма и речь, произнесенная им после того к народу в притворе Соломоновом, имели два совершенно противоположных действия: возбуждение веры в Христа в одних и преследование проповедников Христа от других. Многие из слушавших слово Петра уверовали; и было число таковых людей около пяти тысяч человек, а священники и начальники стражи при храме и саддукеи... наложили на апостолов руки и отдали их под стражу. Три разряда действующих лиц указывается при взятии апостолов под стражу: представители иудейской иерархии, блюститель внешнего порядка при храме и саддукеи. Причин же или побуждений взятия апостолов под стражу указывается две: самый факт, что апостолы учат народ, и потом предмет учения – воскресение из мертвых. Что касается последнего побуждения, то очевидно, что им руководились власти саддукейского направления, которое, как известно, отвергало бытие духовного мира и с ним вместе воскресение из мертвых. Принадлежавшие к этой ереси были в то время люди большею частию сильные и властные; даже сам глава иудейской иерархии – первосвященник был саддукей (5, 17). В настоящем случае их раздражало то, что апостолы, проповедуя воскресение Иисуса Христа, этим самым вообще учат о воскресении из мертвых. Это раздражало их как саддукеев, но как члены синедриона и вообще иудейской иерархии они досадовали и на то, что вообще апостолы учат народ. В этом отношении они сходились со всеми священниками. Последние видели в учительстве простых людей предвосхищение прав, им только принадлежащих, ущерб своему авторитету, как народных учителей и руководителей в делах веры, опасность потерять свое религиозно-нравственное влияние на народ. Блюститель же внешнего порядка в том, что простые люди в одной из пристроек храма собирают вокруг себя толпы народа и учат, мог видеть и нарушение внешнего благочиния и порядка, и опасность народного возбуждения в каком бы то ни было смысле со стороны проповедников.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij-Bogole...

Господь – источник нетления, и Он явил нетление людям: «Открывшейся же ныне явлением Спасителя нашего Иисуса Христа, разрушившего смерть и явившего жизнь и нетление через благовестие» ( 2Тим. 1, 10 ). С этого момента причастники Тела Господня могут иметь нетленные тела как знак будущего воскресения. Самый удивительный пример нетления у нас в России – это мощи преподобного Александра Свирского , которые практически полностью нетленны и весят 16 килограмм. У Преподобного сохранился даже естественный цвет кожи. В Библии описан случай, когда мертвец вступил в соприкосновение с костями пророка Елисея и воскрес: «И было, что, когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, [погребавшие] бросили того человека в гроб Елисеев; и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои» ( 4Цар. 13, 21 ). Примеров чудес от костей святых очень много, потому что это прообраз будущего воскресения. Почему тело Иисуса Христа было нетленным? По причине ипостасного единства Богочеловека смерть не смогла разрушить его Личность. В момент смерти Христа душа от тела отделилась, но Божество неразделимо, и через божественную природу связь души и тела сохранялась. В момент воскресения происходит обрушение третьей преграды между Богом и людьми – преграды смерти (преграда природ рушится воплощением, преграда греха – на Кресте). Смысл воскресения Христова подробно описан в первом послании Коринфянам ( 1Кор. 15 ). Почему Христос воскресает в первый день недели? Христос воскресает в первый день недели, потому что начинается новая Вселенная. В тот же самый день, когда Бог сотворил Вселенную, Он ее вновь зарождает через Христа, потому что Он – тот же Бог, тот же Иисус, Который простер небеса при сотворении, возобновляет Вселенную в тот же день. Почему Христос был распят в пятницу? В этот день был создан человек. Животные были сотворены утром, а человек сотворен днем. И в то же время, когда был сотворен человек, Христос был распят на Кресте. Почему Господь лежал в могиле в субботу?

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Если бы Апостол сказал: о Сыне Своем, каков Он чрез воскресение из мертвых 17 , то указывал бы на одного Сына; но он говорит: о сыне Своем (сделавшемся таковым) чрез воскресение от мертвых Иисуса Христа, Господа нашего. Однако, кто сделался сыном Божиим чрез воскресение Христа, это яснее показывает (в словах): о Сыне Своем, бывшем (Ему) от семени Давидова по плоти, нареченнем Сыне Божии. Ибо не Господь (Иисус Христос) наш предназначен в Сына Божия, так как Он Бог и равен Отцу, и кто из чего создан, тот то и есть 18 . — Но тот, которому Бог говорит в крещении, по свидетельству Луки: Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя 19 ; тот от семени Давидова, кто соединился с начальствующим Духом и сам соделался сыном Божиим, чрез воскресение Господа нашего Иисуса Христа, то есть пока воскресает во Христе семя Давидово, — а не Тот, о Котором сам Давид сказал: рече (так говорит) Господь Господеви моему (Пс 109:1). И так, двое 20 стали одною плотью, Слово плоть бысть (Ин 1:14) и плоть сделалась Богом, так как мы не от крови, но от Бога родились. Апостол говорит: будета два в плоть едину. Тайна сия велика есть: аз же глаголю во Христа и во Церковь (Еф 5:31–32). Ибо одно семя (unumsemen) обетовал Бог Аврааму, чтобы все те, которые соединятся со Христом, были одно (unus) во Христе, как говорит Апостол: вси бо вы едино есте о Христе Иисусе. Аще ли вы Христовы 21 : убо Авраамле семя есте, и по обетованию наследницы (Гал 3:28–29). Но есть разница между едино (unum) есте и едино (unus) есте. Одно суть двое, всякий раз, как они соединяются друг с другом волею, как и Господь говорит: Аз и Отец едино есма (Ин 10:30). А всякий раз, как они соединяются телесно и сливаются в одну плоть, они суть одно тело. Итак, во главе Своей Он — Сын Божий, и, Бог в теле Своем, Он есть сын человеческий 22 , который ежедневно приходит раждаясь и возрастает в святой храм Божий. Ибо храм двучастен, и одна из частей его, хотя бы и была построена из больших камней, разрушается: и не останется в нем камня на камне. Этого непрестанного явления нам нужно остерегаться до тех пор, пока Церковь не удалится из среды его.

http://pravmir.ru/kniga-o-semi-pravilah/

Тропарь праздника Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Тем же и мы, яко отроцы, победы знамения носяще, Тебе, Победителю смерти, вопием: осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне! Удостоверяя, что будет всеобщее воскресение мертвых, Ты, Христос Бог, перед Своими страданиями воскресил Лазаря из мертвых. Поэтому и мы, подобно детям (еврейским), нося знаки победы (жизни над смертью), восклицаем Тебе, Победителю смерти: осанна в вышних, благословен идущий во имя Господне! Общее воскресение уверяя - удостоверяя, что будет всеобщее воскресение мертвых; прежде Твоея страсти - прежде Своих страданий; воздвигл еси - Ты воскресил; тем же - поэтому; яко отроцы - подобно детям. Дети, наравне с взрослыми, встречали Христа с древесными ветвями и прославляли Его. Победы знамения носяще - нося знаки победы. Здесь под знамением, или знаками победы Иисуса Христа над смертью, разумеются ветви древес, с которыми мы стоим в храме. Вопием - восклицаем; благословен грядый во имя Господне - достоин прославления идущий во славу Господа. Притча о злых виноградарях Ответы Иисуса Христа на вопросы: о подати кесарю, о воскресении мертвых и вопрос Спасителя к фарисеям о Божественном достоинстве Мессии - Христа. Беседуя в храме, Господь Иисус Христос, обращаясь к первосвященникам, книжникам и старейшинам народа, сказал им такую притчу. " Был некоторый Хозяин дома, Который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню, и, отдав его виноградарям, отлучился. Когда же приблизилось время плодов, Он послал своих слуг к виноградарям, чтобы взять Свои плоды. Но виноградари, схватив слуг Его, одного избили, другого убили, а иного побили камнями. Еще послал Он других слуг, больше прежнего. Но и с ними поступили так же. Наконец, послал Он к ним единственного Сына Своего, возлюбленного, говоря: " постыдятся они Сына Моего " . Но виноградари, увидев Сына, стали говорить между собой: " это наследник. Пойдем, убьем Его, и завладеем наследством Его " . И, схватив Его, вывели вон из виноградника и убили " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1984...

Содержание Пророчества, касательно разных обстоятельств жизни Мессии Чудеса Иисуса Христа – Мессии Пророчества Христовы Воскресение Иисуса Христа из мертвых Доказательства из новозаветного Священного Писания о Божеском естестве Иисуса Христа Искупителя Доказательства Божеского естества в Иисусе Христе из св. Предания     Придя же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков. Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты – Христос, Сын Бога живаго. ( Мф. 16:13–16 ). Из представленного сего Евангельского текста видно, что и современники Иисуса Христа почитали Его неодинаково. Одни почитали Его за пророка – за человека, а Апостолы исповедовали Его Сыном Божиим, Богочеловеком. Из современных людей многие почитают Иисуса Христа за гениальнейшего человека, а Православная наша св. Церковь , как Апостол Петр, исповедует Иисуса Христа Сыном Божиим, Богочеловеком. В этом случае, в точности сбылось предсказание св. Симеоном Богоприимцем Пресвятой Деве Марии, что Иисус Христос будет в предмет пререканий ( Лк. 2:34 ). Но истина находится или в Церкви, исповедующей Иисуса Христа Сыном Божиим, или же на стороне тех людей, которые почитают Иисуса Христа только за человека. Эти оба учения истиной быть не могут, и, также, ложью оба быть не могут, но из ложности одного учения должна вытекать истина другого, противоположного учения. Но утверждать или отрицать истину или ложность об Иисусе Христе этих противоположных учений, без достаточного основания невозможно человеку в здравом уме. Посему, с помощью Христа, мы и постараемся отыскать в сих противоположных учениях о Христе, где истина и где ложь. История неопровержимо доказывает нам верование Еврейского народа в бытие Бога всемогущего, создавшего все из ничего, создавшего человека, который преступил Божию заповедь, посему и был лишен рая – блаженства и наслаждения.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Как Христос по любви к нам смирил Себя, претерпел незаслуженные злые насмешки, оскорбления, страдания, был распят, так и истинные христиане должны терпеливо нести свой крест, совершенствуясь в подвигах любви к Богу и ближним и распиная свой эгоизм с его страстями и похотями (Гал. 5:24). я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира (Гал. 6:14). Пятый член Символа веры И воскресшаго в третий день, по писанием. Воскресение Иисуса Христа В пятом члене Символа веры говорится о Воскресении Иисуса Христа на третий день после Его смерти. А если Христос не воекрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. 1 Кор. 15:14 Воскресение Иисуса Христа — величайшее событие в мировой истории, бесспорный факт, на котором зиждется христианство, основополагающая истина, без которой теряет свой смысл любая проповедь о Христе и сама вера в Него становится пустой и напрасной. А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша (1 Кор. 15:14), — пишет апостол Павел. Вся апостольская проповедь была построена на свидетельстве о Воскресении Христовом. Это свидетельство не могло быть неубедительным, ибо апостолы говорили о том, что они видели своими очами, о том, что они рассматривали и что осязали их руки (1 Ин. 1:1). И хотя никто из апостолов не видел сам момент Воскресения Христова, все они видели воскресшего Христа, Который неоднократно являлся им в продолжение сорока дней со многими верными доказательствами Своего Воскресения и беседовал с ними о тайнах Царствия Божия. Христос вкушает пищу, чтобы доказать, что Он — не призрак (Лк. 24:41–43), преломляет хлеб (Лк. 24:30), позволяет прикоснуться к Себе и осязать Его раны от гвоздей и копья, нанесенные при распятии (Лк. 24:39; Ин. 20:27), умножает рыбный улов (Ин. 21:112). Святой апостол Павел говорит, что Господь наш явился более нежели пятистам братий в одно время (1 Кор. 15:6). Те же, кто не видел воскресшего Христа физическими очами, как, например, апостол Павел и все последующие поколения христиан, узревали Его Воскресение очами души, и их уверенность в Воскресении Христа была столь же сильной, как и у апостолов.

http://azbyka.ru/deti/zakon-bozhij

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010