Проповеди Скачать epub pdf Грехопадение Петрово. Слово в Великий пяток «И изшед вон, плакася горько» ( Мф.26:75 ). Иисус Христос, после как был предан, первоначально приведен был во двор первосвященников иудейских. Туда последовал за Ним и апостол Петр, но стараясь скрывать себя. Здесь то служанки, то слуги стали делать ему вопросы – не ученик ли он Иисуса Назорея. Петр отрицался, уверял, что и не знает сего человека, и говорил неправду. Но вскоре запел петух; по сему признаку он вспомнил, что предрек ему Спаситель, и, удалившись, оплакивал горько свое грехопадение. О сем обстоятельстве повествуют все четыре евангелиста. Для чего же это? Почему нужно было, чтобы для христианского мира сохранилось сказание о грехопадении верховного Апостола? Надобно было нам это знать, чтобы видеть силу Божию и немощь естества человеческаго. Петр, увлекшись самонадеянностию, впал в искушение; а когда покаялся, тогда возвратилось к нему благоволение Христово. Так его судьба поучает нас, как самонадеянность пагубна и какая нам нужна осторожность, чтобы не падать в вере. Не упустим из внимания главную причину падения Петрова. Во дни страданий Спасителя всем последователям Его угрожала страшная опасность, как Он сам им предсказал: «Когда поражен будет пастырь, разсеются овцы» ( Мф.26:31 ). Стоило показать только вид приверженности к Нему, чтобы быть отлученным от сонмища; а это у евреев и поныне весьма важно. Услуга, оказанная Христу, навлекала на послуживших преследование и насилие. По сему души, преданныя Ему, объял тогда «трепет и ужас» ( Мк.16:8 ); все ученики Его «бежаша», когда Он взят был на суд. Притом было у них недоумение, что будет с Его учением и обществом после Его смерти. «А мы надеялись, – говорили некоторые из них безнадежно, – что Сей есть хотяй избавити Израиля» ( Лк.24:21 ). При таких мрачных обстоятельствах последовало и отречение Петрово. Теперь же, когда от креста и гроба Спасителя возсияла жизнь, когда Его воскресением утвердилась незыблемо наша вера православная, когда она у нас является не гонимою, а господствующею, чего нам верующим бояться? Между тем многие, если прямо не отрекаются Христа, ибо нет к тому и повода, то стесняются открыто показывать, что они с Ним, что они Его неизменные почитатели.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Lyapide...

Разделы портала «Азбука веры» Для крещения необходимо иметь истинную веру, раскаяние в тех делах, за которые ты бы стыдился перед Господом, и желание жить по Заповедям Божиим. «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа» ( Деян.2:38 ). Не может приступать к Таинству Крещения человек, для которого грех — образ жизни, который он не хочет менять. «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» ( Мк.8:34 ). Заповеди Божии Заповеди Божии – внешний закон, данный Богом в дополнение к ослабевшему (вследствие греховной жизни) у человека внутреннему ориентиру – совести. Десять ветхозаветных Заповедей (Декалог) Бог дал на горе Синай через Моисея народу еврейскому на двух каменных досках (или скрижалях). Первые четыре заповеди содержат в себе обязанности любви к Богу, последние шесть заключают в себе обязанности любви к ближнему (т.е. ко всем людям). Десять Заповедей Божиих ( Исх. 20:2-17 , Втор. 5:6-21 ) Я Господь, Бог твой, да не будет у тебя других богов пред лицом Моим. Не делай себе кумира и ни какого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно. Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему.(«Суббота» означает «день покоя», свободный от житейских забот. Для православных такой день – воскресенье). Почитай отца твоего и матерь твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле. Не убивай. Не прелюбодействуй. Не кради. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего. Заповеди Блаженств Заповеди Блаженств ( Матф. 5:2-12 ) — декларация христианских нравственных ценностей. Здесь содержится все необходимое для того, чтобы человеку войти в истинную полноту жизни. Все Заповеди блаженств говорят о наградах, которые те, кто верен Христу, получат в Царстве будущего века. Но уже сейчас, исполняя заповеди Христовы, человек получает утешение и радость в преддверии полноты бытия – наступления Царства Божьего.

http://azbyka.ru/katehizacija/sbornik-dl...

Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов) Послания к фессалоникийцам (Thessalonians, first and second letters to the) Наиболее памятные образы, связанные с 1 и 2 Фессалоникийцам, имеют апокалиптический или эсхатологический характер. Их можно приблизительно поделить на категории пришествия (куда относятся образы пространства и движения), зрелищ и звуков, времени и сроков, конфликта и триумфа, гонений и враждебности. Великое пришествие . Знаменитый образ parousia что означает «присутствие» или «пришествие», используется по отношению к Господу Иисусу Христу шесть раз в двух посланиях ( 1Фес.2:19; 3:13; 4:15; 5:23 ; 2Фес. 2:1, 8 ). Сама парусия не означает движения или «прихода», но контекст позволяет нам представлять пришествие Христа из некоего места, находящегося за сценой мира. В греческой литературе этот термин мог относиться к прибытию божества, правителя или армии. Фессалоникийцы «обратились к Богу от идолов... ожидать с небес Сына Его» ( 1Фес.1:9–10 ) – иными словами, ожидать события, которое ассоциируется с кульминационным моментом, когда Он «сойдет с неба» ( 1Фес.4:16 ). Соответствующее движение «снизу» – это воскресение мертвых во Христе ( 1Фес.4:16 ). Живые же верующие, «оставшиеся» на земле, изображены как драматически «восхищенные [harpagesometha]... на облаках в сретение Господу на воздухе», чтобы быть «всегда с Господом» ( 1Фес.4:17 ). Слово, которое переводится как «сретение», apantisin, использовалось по отношению к делегации, посылавшейся из города навстречу едущему с визитом чиновнику и формально сопровождавшей его в город. Это сцена «горизонтальной» земной дипломатии, перенесенная на «вертикальный» план. Верующие описаны как встречающие нисходящего «с небес» Господа. История заканчивается словами: «И так всегда с Господом будем» ( 1Фес.4:17 ), но ход этого минирассказа предполагает, что народ Господа встретит Его, чтобы сопровождать Его, когда Он предъявит права на правление Своим земным городом. Во 2 Фессалоникийцам описываются события, которые произойдут в земном городе перед посещением Господа ( 2Фес.1:10 ). Некий «человек греха» задумает собственную парусию, собьет людей с истинного пути своими деяниями, знамениями и ложными чудесами, совершенными силой сатаны ( 2Фес.2:9 ), и воссядет в храме Бога ( 2Фес.2:4 ). В настоящее время его деятельность ограничена из-за «удерживающего», но, когда ограничение будет устранено ( 2Фес.2:6–7 ), он смело будет применять свою губительную силу. Однако это продлится недолго. «Беззаконник» будет уничтожен «явлением пришествия» Иисуса ( 2Фес.2:8 ). Неудивительно, что, принимая во внимание все это, Павел просит молиться, чтобы «слово Господне распространялось» (или «бежало быстро», trechi; 2Фес. 3:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов) Фарисей (Pharisee) В любом литературном произведении у достойного героя должен быть соответствующий противник, оттеняющий его положительные качества. Это относится к «Потерянному раю» Мильтона, и это относится к евангелиям, где противниками Христа выступают фарисеи. Они были образцовыми гражданами Израиля, признанными лидерами в силу своего ревностного отношения к закону. Но, как и главного врага, их губила гордость. В Евангелиях слова фарисей и лицемер – почти синонимы. Этимологически слово фарисей связано с таким понятием как «притязание». В еврейской культуре фарисеи претендовали на выражение авторитетного мнения в вопросах праведности и закона. Они казались убедительными: ревностно преданными Богу, усердными в познании Писания и пользовались авторитетом даже у тех, кто не соглашался с ними. Иисус поставил под сомнение их право на занимаемое положение, раскрыл их притворство и поставил Себя над ними. Фарисеи защищались отчаянно и в конечном счете способствовали смерти Иисуса. Образ фарисея являет собой портрет человека, действующего с горячим рвением, но без знания тайны царства, занимающего в еврейской культуре «Моисеево седалище», выдающегося по всем критериям праведности, но поставленного под угрозу пришествием Мессии. Рвение без знания . Происхождение фарисеев как религиозной группы восходит к послепленной реформе Неемии и Ездры. В их глубокой преданности Богу и сепаратистской философии отражалось подозрительное отношение к царствам, существовавшим после иудейского плена. В результате ревностных усилий по соблюдению закона и установлению границ, определяющих подлинное израильское самосознание, они восприняли как письменный, так и устный закон и потому отличались от саддукеев, помимо прочего, своим взглядом на вопрос о воскресении тела ( Деян.23:6–9 ). Они страстно искали познания Бога. Фарисеями были Никодим, пришедший к Христу ночью ( Ин.3:1–15 ), и Гамалиил, остановивший суд над ранней церковью ( Деян.5:34–39 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Рассуждение двадцать первое. Об Апостолах И исполнишася вси Духа свята и начаша глаголати иными языки, якоже Дух даяше им провещавати ( Деян.2:4 ). § I Апостол, на греческом языке – значит посланника. Апостольство есть служение Божественнейшее и благороднейшее; коль красны на горах ноги благовествующих мир, благовествующих благая ( Ис.52:7 ). Причина, собравшая Апостолов по милости, a не по заслугам, есть Христос, о чём Лука повествует так: и егда бысть день, призва (Христос) ученики своя; и избра от них дванадесяте, ихже и Апостолы нарече ( Лк.6:13 ). Чрез сих Апостолов, яко чрез орудие, проповедал Христос спасение по всей земле. § II Материя, около которой упражнение имели Апостолы: 1) состояла в учении о приближающемся Царствии Небесном, как Христос заповедал им: ходяще же проповедуйте, глаголюще, яко приближися царствие небесное ( Мф.10:7 ). 2) Состояла также в проповеди о имеющем быть Страшном суде, и конце всех вещей, как сами Апостолы говорят: и повеле нам (Христос) проповедати людем и засвидетелствовати, яко той есть нареченный от Бога Судия живым и мертвым ( Деян.10:42 ). И на другом месте: лета убо неведения презирая Бог, ныне повелевает человеком всем всюду покаятися: зане уставил есть день, в оньже хощет судити вселенней в правде ( Деян.17:30–31 ). 3) Упражнялись Апостолы в радостотворном провозвещении Евангелия, о чём гадательствуя, Исаия пророк так говорит: утешайте, утешайте люди моя ( Ис.40:1 ) и проч. § Апостолам принадлежало: 1) проповедовать о воскресении Христовом Иудеям и всем языкам; что они и исполнили, как пишется: велиею силою воздаяху свидетелство Апостоли воскресению Господа Иисуса Христа ( Деян.4:33 ). Сию должность, яко некоторый долг, должно было исполнить Апостолам; что Павел утверждает, когда говорит: еллином же и варвавом, мудрым же и неразумным должен есмь ( Рим.1:14 ). 2) Апостолы должны были защищать Христову Славу от поношения, и прославлять учение Его. Сие самое сделал Пётр, когда Критян, Аравитян и Иудеев, называющих Апостолов вина исполненными, посрамил ( Деян.2:11–14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

Реформация в Пфальце окончательно утвердилась в 1546 г. при курфюрсте Фридрихе II и при активной поддержке Ф. Меланхтона , к-рый предложил умеренный вариант лютеранства, а также помог с реформированием Гейдельбергского ун-та (1557). При Фридрихе III (1559-1576) Гейдельберг стал центром полемики реформатов и лютеран по вопросу о реальности присутствия в Евхаристии Иисуса Христа. Непосредственным поводом для написания Г. к. стала драка во время совершения Вечери Господней между пастором Т. Хесхузием - сторонником гнезиолютеранства и диак. В. Клебицем - цвинглианином. Фридрих III выслал обоих из Пфальца и устроил публичный диспут по вопросам Вечери Господней (июнь 1560), но согласия достичь не удалось, и курфюрст недвусмысленно высказался в пользу кальвинизма. Он пригласил на богословский фак-т Гейдельбергского ун-та кальвинистов П. Букена, Дж. И. Тремеллиуса и Урсина, и в 1562 г. решил издать катехизис, к-рый прояснял бы спорные богословские вопросы и стал основой для последующего религ. воспитания и образования в Пфальце. Написание Г. к. было поручено Урсину и Олевиану. Текст был составлен на основе 3 вариантов: 2 текстов Урсина, написанных на лат. языке, и нем. текста, написанного Олевианом под ред. Фридриха III. В дек. 1562 г. Фридрих III представил Г. к. на рассмотрение и утверждение Генеральному синоду Гейдельберга. В февр. вышло 1-е изд. Г. к. на нем. языке под заголовком «Катехизис, или Христианское наставление для обучения верующих в церквах и школах курфюршества Пфальц» с предисловием курфюрста, датированным 19 янв. 1563 г. В том же году вышло еще 2 издания Г. к., отличавшиеся от 1-го и друг от друга формулировкой 80-го вопроса. Во 2-м изд. вопрос звучал так: «В чем различие между Вечерей Господней и католической мессой?» - в 3-м месса именовалась «папской». Месса была названа «отречением от единственной жертвы, которую принес Христос, и отвратительным идолопоклонством». Этот вопрос был вставлен по распоряжению курфюрста, поэтому в конце 2-го и 3-го изданий 1563 г. напечатано примечание о том, что «по распоряжению его высочества курфюрста в настоящее издание добавлено то, что было пропущено в издании первом, а именно на 53 странице (80 вопрос)». Т. о., первоначально Г. к. состоял из 128 вопросов, а начиная со 2-го издания, их стало 129. Г. к. изначально разрабатывался не только для религ. обучения, но и для проповеди, поэтому он был разделен на 52 воскресенья.

http://pravenc.ru/text/161909.html

Седмица 27-я по Пятидесятнице Понедельник. О том, где находится Царство Небесное Лк.17:20–25 1Тим.5:1–10 Однажды фарисеи спросили Господа Иисуса Христа: «Когда придет Царствие Божие»? Вопрос «когда?» может означать и «когда по времени»? и «при каких условиях»? Но Господь не ответил ни в первом, ни во втором смысле. Он неожиданно сказал, что Царствие Божие вообще нельзя понимать, как нечто внешнее. Оно не приходит, как приходит день, как приходят одно за другим времена года. И даже нельзя сказать, что оно вообще придет: «Не придет Царствие Небесное приметным образом, и не скажут: «вот, оно здесь», или: «вот, там». Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть». Заметим, что именно уже есть «внутрь вас». И поэтому даже и не дожидаться надо, когда оно, наконец, внутри нас образуется и появится, но – ужаснуться той мысли, что его в нас может не быть! Человек вообще только тогда поистине живет, когда живет настоящим моментом. Как в притче: какое дело самое важное? – которое делаешь в данный момент. Какой человек самый главный? – который сейчас рядом. Однажды послушник спросил старца: «Как спастись? – А для этого надо угомониться. – А как это? – Вот, ты сейчас послушник, а, наверное, ждешь, когда тебя постригут? – Да. – А потом будешь ждать, когда тебя в иеродиаконы произведут, а потом в иеромонахи? – Да. – Вот, сейчас пост, а ты, наверное, хочешь, скорей бы Пасха? – Да. – И ждешь, когда лед сойдет, и паломники станут приезжать? – Да. – А вот когда тебе будет все равно, что пост, что Пасха, что лето, что зима, послушник ты или игумен, – вот тогда ты и угомонишься, и встанешь на путь спасения… Иначе говоря, все и всегда должно быть пронизано светом Царствия Небесного. В любом событии должно быть ощущение радости и достаточности, ощущение Божьего присутствия и Божьей победы. И даже не «должно быть», а – есть на самом деле. Ведь кому ответил Господь, что «Царствие Божие внутрь вас есть»? Даже не ученикам, а – врагам, фарисеям. Потому что поистине оно есть в каждом, и для каждого. Надо только протянуть руку и взять. Только щелкни выключателем, и зажжется свет. И напрасно будем ожидать, что река времени сама по себе принесет нечто доброе. Даже если где-то по этой реке и плывет к тебе счастье, то одновременно и тебя, заснувшего и бездействующего, эта же река с такой же скоростью сносит по течению вниз. Вторник. О социальном служении

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

«Семья» против семьи В муновской коммуне проводится полная «религиозная» программа: перед завтраком в 7.00 – утренняя молитва, вечер заканчивается в 22.00 вечерней молитвой. В то время как в начале семинара молитвы заканчиваются, как это принято в англоязычных странах, словами «Молим во имя Иисуса Христа. Аминь», к концу недели они уже завершаются мунитской формулой «Во имя истинных родителей. Аминь». Сказано уже почти все: поведано, кто такие «истинные родители» (так называемое «последнее речение»), сообщено, что движение Муна – это организация всемирного спасения и теперь настало время для того, чтобы решиться присоединиться к ней. Фактически, к концу этого семидневного семинара большинство новичков решает, станут ли они членами или нет. Те, которые еще не могут решиться, но и не обрывают контакты полностью, приглашаются на новые встречи. 146 Последний семинар перед вступлением в так называемые «полноправные», или «штатные» члены происходит, самое редкое, ежегодно, а при возможности – 4–5 раз в год. Он продолжается 21 день. Приглашаются те, кто прошел семидневный курс. Эти семинары своего рода «тренировки» для мунитов. Утренняя молитва начинается теперь в 6.15, а по воскресеньям – в 5 часов, как это принято в движении Муна. К тому же уже произносятся «обеты» Муну. За неделей, посвященной лекциям о принципах и о движении в целом с подчиненными ему организациями (такими как CARP, CAUSA и т.д.), следует примерно неделя «сбора средств» и неделя «вербовки и свидетельства». К тому же будущего сектанта обучают всему, что нужно ему как «муниту». На семинаре создается эмоциональная, восторженная атмосфера. Кроме того, что «гостя» постоянно опекают, ему ни на минуту не дают остаться одному. Применяются и другие методы: будущий член секты постоянно недосыпает, питается низкокалорийной, практически безбелковой пищей, участвует в многочасовых молитвах, песнопениях, чтениях религиозных текстов. Часто непосредственно за этим семинаром следует вступление в «семью» – или поступление в центр, – потому что возвращение домой «может только сбить с толку». К тому же новичку говорится, например, что в противном случае «сатана снова его зацапает». 147

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Скачать epub pdf Глава 12 Притча о делателях в винограднике (1–12). Ответы Господа: фарисеям и иродианам о дани Кесарю (13–17), саддукеям о воскресении (18–27), книжнику о большей заповеди в законе (28–34). ) Христос – чей сын (35–37). Речь против книжников (38–40). Две лепты бедной вдовы (41–44). Мк.12:1–12 . «И начал говорить им притчами». По сказанию ев. Матфея притчей в это время сказано было Иисусом Христом три – о сынах, посланных в виноградник, о делателях виноградника и о пире брачном ( Мф.21:28–32, 33–44, 22:1–14 ). Из них ев. Марк передает только одну, самую сильную, именно вторую. Передает он ее несколько короче, чем ев. Матфей, и с некоторыми особенными чертами, отличающими ее от сказания Матфеева, каковое отличие не составляет важного разногласия со сказанием Матфеевым, тем более, что в притчах не всякая частная черта имеет существенное значение. – важен собственно смысл притчи, частные же черты служат более для наглядности приточного действия (ср. прим. к Мф.13:3 ). Притча эта имеет целью изобличить недостоинство вождей народа еврейского, которые, избивая посланников Божьих, готовы убить и убьют даже и Сына Божьего – Мессию Иисуса Христа (см. прим. к Мф.21:28–32 ). – В свое время: когда настало время собирания плодов, которые или часть которых виноградари должны были отдать хозяину виноградника. ( Мф.21:34 ). – «Слугу»: у ев. Матфея – слуг, что для обозначения смысла притчи все равно. – «Сына, любезного ему»: черта, обозначенная только ев. Марком и прикровенно указывающая на особенность сына сего, как единородного от отца. – «Выбросили вон из виноградника»: в знак особенного презрения к нему и к отцу его – хозяину виноградника. – «Придет и предаст смерти виноградарей» и пр. По сказанию ев. Матфея это отвечали слушавшие притчу Господа на вопрос Его – что сделает хозяин виноградника с вероломными виноградарями; по сказанию же ев. Марка это говорит сам Господь. Можно предполагать: или то, что сначала так отвечали слушавшие притчу Господа, а Он их же почти словами подтвердил их ответ, или – что ев. Марк, сокращенно передавая эту часть притчи, вложил в уста Господа справедливый ответ слушавших Его, чтобы не нарушать монологического хода речи. – «Поняли, что о них сказал притчу»: и в том виде, как изложил эту притчу ев. Марк, нетрудно было ложным представителям народа понять, что притча направлена против них. Но заключительные слова Господа, которые сообщает ев. Матфей ( Мф.21:43 ), еще яснее давали им понять это, и потому так обуяла их бессильная злоба (ст. 12; ср. Мф.21:45–46 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Скачать epub pdf ( литургия Мар Аддаи и Мар Мари ) Перевод с сирийского протоиерея Леонида Грилихеса и Г.М. Кесселя Силою Господа нашего Иисуса Христа начинаем записывать святую литургию апостолов, которая составлена блаженными апостолами Мар Аддаем и Мар Марием. Господи, помоги мне милостию Твоею. Аминь. Прежде всего начинает священник: Во имя Отца и Сына и Святаго Духа, во веки. Слава в вышних Богу, повтори 3 раза, и на земли мир, в человецех благоволение, всегда, во веки, аминь. И затем: Отче наш, иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое. Свят, свят, свят еси, Отче наш , иже еси на небесех. Исполнь небо и земля величия славы Твоея. Ангелы и человецы взывают к Тебе: свят, свят, свят еси. Отче наш, иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. Яко Твое есть Царство, и сила, и слава во веки веков, аминь. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу от века и до века, аминь, аминь. Отче наш, иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое. Свят, свят, свят еси, Отче наш , иже еси на небесех. Исполнь небо и земля величия славы Твоея. Ангелы и человецы взывают к Тебе: свят, свят, свят еси. И говорит диакон: Помолимся. Мир с нами. Молитва перед мармита 1 По воскресеньям и праздникам: Укрепи, Господи Боже наш, немощь нашу Твоею милостию, чтобы служили мы святым Тайнам, которые преподаны ради обновления и спасения нашего слабого естества. Щедротами возлюбленного Сына Твоего, Владыка всяческих, Отец и Сын и Святой Дух, во веки. Другая [молитва] на Господские праздники: Укрепи, Господи Боже наш, верующих имени Твоему право и исповедующих веру неискаженную истинно, чтобы свято совершать таинства, очищающие и освящающие души их и тела их, и непорочно священнодействовать Тебе сердцами и умами, чистыми от порока и далекими от помышлений оскверняющих, и постоянно восхвалять Тебя за спасение, которое Ты даровал нам изобильными щедротами Твоей благости. Владыка всяческих…

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Grilihe...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010