Евномий считал знаком крайнего унижения для Божества принятия грубой человеческой плоти, потому что, по его гностическому представлению, Всесовершенное безусловно не может и не должно иметь не только теснейшего, но и вообще никакого общения с Своими ограниченными тварями. Сообщается только тварь с тварью, а не Бог и тварь, потому что нет ничего общего у света и тьмы. Поэтому, если в Спасителе необходимо видеть высшее Существо, то во всяком случае нельзя признавать Его за истинно-божественное; Он мог быть и был только Богом сотворенным. Против этого возражения св. Григорий совершенно основательно замечает, что факт воплощения, сам по себе, нисколько не может быть унизительным. Он был бы унизителен в том единственном случае, если бы изменил собою Божество, если бы заставил Его потерять частицу Своего божественного света и принять в Себя греховную тьму нашего мира; но этого не могло быть и не было. „Евангелие, – говорит св. Григорий, – свидетельствует, что (Спаситель) и во тьме быв, пребыл недоступным для противоположной Ему природы, потому что сказано: свет во тьме светил и тьма Его не объяла“ 830 . Если же Слово, хотя и является во плоти, пребывает Словом, и Свет, хотя и во тьме светит, однако же есть Свет, не имеющий общения со тьмою, и Жизнь, хотя и в смерти была, сохраняется неизменною, и Бог, хотя воспринял образ раба, однако сам не становится рабом; то ясно, что Божество, оставаясь неизменным в Своем существе и во всех Своих божественных свойствах, нисколько не унижается от того, что воприняло в единение с Собою тварного человека 831 . Но если факт воплощения, сам по себе, не унижает Божества, то не унижает ли он Его своими необходимыми последствиями? Евномию казалось унизительным не столько то, что Бог воплотился, сколько то, что Он „пришел под власть, повиновался повелениям, подчинялся человеческим законам и нес крест“: в этом он видел крайнее унижение Божества и вместе с тем неодолимое препятствие к Его воплощению. По поводу этого возражения св. Григорий замечает, что человеческое унижение в данном случае составляет величайшую славу Божества, потому что в воплощении проявилось необычайное действие божественной силы, предмет вечного удивления для всех разумных существ.

http://azbyka.ru/otechnik/Nesmelov_Vikto...

Григорием Нисским православного учения о Лице Иисуса Христа в связи с возражениями на это учение со стороны Евномия и Аполлинария Иисус Христос есть истинный и совершенный Бог. Раскрытие и защита этого положения от следующих возражений Евномия против православного учения о воплощении Бога: а) воплощение будто бы унижает Божество, – b) подвергает страданию Бесстрастного, и с) ограничивает Беспредельного. Опровержение этих возражений и доказательство божества Иисуса Христа Его чудесами, учением о Нем св. писания и величием совершенного Им дела спасения людей. Иисус Христос есть полный и совершенный человек. Раскрытие и защита этого положения от возражения Аполлинария, будто полный и совершенный человек не может быть безгрешным и необходимо греховен, так как грех составляет существенное и необходимое свойство человеческой природы. Иисус Христос есть единое богочеловеческое Лицо. Возражение Евномия и Аполлинария, будто при двух полных и совершенных природах не возможно мыслить единство личности. Решение этого возражения в учении св. Григория об образе соединения в Лице И. Христа двух совершенных природ – божеской и человеческой. Терминология св. Григория в изложении им этого предмета. Постановка вопроса об отношении Сына Божия к Богу Отцу и Духу Святому по Его человечеству. Решение этого вопроса в учении св. Григория о превращении плоти в Божество, и подлинный смысл этого учения. Основное положение, раскрытие и защита которого составляет сущность всей христологии св. Григория, это – положение о всецелом божестве и всецелом человечестве Христа Спасителя. Вопреки арианам он настаивал, что Иисус Христос есть истинный и совершенный Бог, а вопреки Аполлинарию утверждал, что в Лице Иисуса Христа истинный и совершенный Бог вступил в единение с истинным и совершенным человеком. Против учения о совершенном божестве Спасителя Евномий, как было уже выше замечено, выставил самый факт воплощения, как такой факт, который безусловно невозможен по отношению к истинному Богу. С гностической точки зрения арианства, основания этой невозможности были точно формулированы в следующих трех положениях: а) воплощения унижает собою Божество, b) оно подвергает страданию Бесстрастного, и с) оно ограничивает вещественными формами плоти Беспредельного.

http://azbyka.ru/otechnik/Nesmelov_Vikto...

На возражение «если кто из эллинов по легкомыслию и думал, что боги живут в изваяниях, то многим ли чище мнение верующего, что Божество вошло в чрево Марии Девы, сделалось младенцем и по рождении пеленалось?» последовал ответ: «Если тебе кажется гораздо превосходнейшим обитание Божества в статуях, чем воплощение в Марии, по причине унижения в последнем случае чрез страдания, 53 то выслушай важнейшую тайну учения нашего. Вседовольнейшее и зиждительное Слово, всемогущее, великое и чуждое страстей, не боится того, что родившись с подлежащим страданию (телом) не унижает себя, потому непорочное, что не допускает повреждения злом ( 1Пет. 2:22 ). Слово воплощается не спадая в поврежденность тела и не терпя урона, но сущих во плоти возводя к свойственному им бессмертию. Ибо как солнце, сходя к болоту, не принимает влажности и не делается грязным, но иссушая влагу грязи само остается собою без умаления в блеске: так Бог Слово, мысленное солнце, сошедши в плотское естество, никакой порчи от плоти не заимствует, ни гибнет одолеваемое страстями, ни заражается злом. Напротив, самую плоть возводя от пагубных дел и освобождая от её бедствий, поставляет её в божественное наследие блаженства, врачует её немощи и охраняет от разрушительного влияния грехов, чтобы она была непобедима и неодолима, препобеждала приражения обольщений, чтобы плоть и сохраняла свою сущность и не допускала порчи сущности; соблюдала определенныя ей границы и ниспровергала нарушение (θρυβον) их. Для сего именно не в другом чем исполняет дело домостроительства, а в плоти, и не в отрешенной плоти, а в плоти 54 человеческой и девственной, чтобы показать, что в начале от девственной земли сотворивший плоть жилищем ума, рассудка и души, и ныне от Девы непорочной устроил себе храм не нуждаясь в человеческом пособии и искусстве. И что славнее земля или дева, человек или грязь? Думаю, человек превосходнее праха и дева почетнее земли. Если же Бог не стыдится взять персть от земли, но дает перстному веществу образ и создает человека, то насколько превосходнее созидание человека от человека, или насколько выше заимствование плоти от девы? Он берет то, что честнее растворения земли, и единственным способом (μονογενν) творит богоносное изваяние, в котором вселившись потрясает вселенную красотою добродетели и всех просвещает благодатью дарований своих.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

370 и 371. 42 Син.библ. XVI в. л.186 «Ведение известно о том , како подобает быти божест. приношению». Рум.муз. 47 Приведём здесь одно место: «пакы же святятель со дерзновением великым. со истинною сердца. проповедает людем. правоверия благословесие. беседою а не облакомь. якоже Моисеи во скиньи. свидетельствовано откровеным лицемь. славоу Господню видя, наоучюся святые троица славити. един ко единомоу беседуя ко Богоу. и людемь не таино поведаеть непостыжимую таиноу. н велегласно богословить божество. живовладоующая. пресоущественыя троица. Отца и Сына Святаго Духа. Отець бо безначален но не рожен николиже. Сын рожен от Отца, но рожество емоу безначално от Отца. Дух Святый присно со Отцем. иже от Отца исходить и во Сыноу почиваеть... Ныне же святитель мысленно видите со серафимскими силами въпиеть. победную песнь» 802 л. 14 об. и 15 ср. Герм, стр 402, 403, см. также стр. 390–401. 49 См. Рум. муз. 8 XIII или начала XIV в. Здесь все три объяснения помещены рядом. 236 л. 12 и 13. Син. библ. 323 л. 400, 185 л. 165, 165 л. 357, 64 л. 120, 147. 53 Commentarius in Leviticum известен только в латинском переводе. Migne Patrol. curs. compl. T.93. 66 Служебник XVII или нач. XVIII в. л.124, Сборник XVIII в. л.57, Сборник и др. 67 В одной из солов. рукописей 782) сочинение это в оглавлении помечается именем Германа потому вероятно, что начинается теми же словами, как и сочинение Германа, имя которого и цитовано на поле. 69 В рукописях Син. библ. л.150 помещена «книжица о божест.литургии», писанная рукою Сильвестра Медведева. 77 В Син. списке 183 существует такая приписка: «сентября 13 дня сего 1748 г. принесена от преосв. Вениамина епископа нижегородскаго и алаторскаго служителем ево книга, именуемая о чине блаж. Симеона арх. фессалоникийскаго... А сия книга синодальная отдавана была ему Вениамину для сочинения о церковных обрядах книжицы». Опис. II. 1, 498. 79 Преосв Филарет указывает на существование такого перевода в Син. библ. Учен. об отц. III, стр.248 пр. 18, но в Описании его нет. Читать далее Источник: Красносельцев Н. Ф. «“Толковая служба” и другие сочинения, относящиеся к объяснению богослужения в Древней Руси до XVII века»//Православный собеседник. 1878. Ч. 2. С. 3—53 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

Точно так же и тот, кто предаётся сейчас погребению, воскреснет, как и Спаситель наш восстал из мёртвых. Посему и после положения во гроб изливается поверх него крестообразно елей, как заповедали апостолы и как пишет об этом Дионисий. Лучше же и приготовляя к погребению помазывать умершего, ибо в крещении употребляются вода и елей, так по образу этого надобно совершать над почившими в вере и благочестии. Поэтому останки отираются крестообразно губкой с водой: на челе, на глазах, на устах и груди, а также на коленях и руках, и помазываются елеем. Елей же служит знамением подвигов и того, что усопший скончался после славных и благочестивых подвигов и что он удостоится Божест венной милости и светлой радости Божест венного Света. 333. Почему за усопших полагается только двенадцать поклонов В то время, когда бросается земля, читается молитва, имеющая смысл как бы благодарения от лица преданного земле, а с другой стороны – составляющая как бы печать и конец всего. По совершении всеми двенадцати поклонов перед Богом за умершего, в умилостивление за жизнь его, которая распределяется по двенадцати часам дня и двенадцати часам ночи, все отходят от гроба, каждый помышляя о собственном уделе, хотя для некоторых это помышление служит источником скорби. Молитвы же за усопшего продолжают по вечерам и по утрам. Потом совершают и всё, что положено , преимущественно же озабочиваются, чтобы приносима была Бескровная Жертва, благотворнее которой для усопшего нет ничего, и ничто другое не может послужить источником радости и просвещения, и единения с Богом наравне с этим священнодействием, в котором за нас, непотребных, изливается самая Кровь Господня и приносится в жертву Божественное Тело. Сию-то Жертву, как сродники усопшего по плоти, так и соединенные с ним по духу и по силе соединения в Духе любящие его больше, чем сродники по плоти, приносят постоянно и ежедневно в течение целого года и всей своей жизни. И чем чаще приносят, тем больше пользы доставляют и получают. Ибо что благотворнее приношения в жертву за нас Христа?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

α) Есть воистину Богородица 1) Пречистую Деву истинную исповедуем быти Богородицу, а не Христородицу токмо, но, по существу, рождшую воплощшагося в ней Бога Слова, во двух существах и естествах, в Божием и человеческом, несмесных, в лице же одином Христовом нераздельном 155 . Мы веруем и исповедуем, яко Пречистая Дева есть истинная Богородица, истинного Бога Слова рождшая, якоже веровати нас научиша святи Отцы, на третием Вселенском Соборе, в Ефесе на злочестивого Нестория собравшиися. И святый Иоанн Дамаскин в книзе 4 о вере, в главе 15, пишет: господственно и истинно Богородица есть, и именуется. И паки: родися из Нея Сын Божий воплощен, не богоносный человек, но Бог воплощен. Истинный Сын Божий Божественным своим существом воплотися во утробе Пресвятыя Богородицы, а не иного коего от себе Христа посла воплотитися: и истинная есть Богородица, Пречистая Дева Мария, воплотившая и родившая неизреченно истинного Бога 156 . 2) Иже не исповедует Госпожу нашу всепетую, святейшую и пренепорочную, и всех умных естеств честнейшую, воистину и естественную быти Матерь Бога, создавшего небо и землю, море и вся, яже в них, буди анафема от Отца и Сына и Святаго Духа соестественныя и преестественныя Троицы и от всех сил небесных, и от лика святых Апостолов и Пророков и бесконечного множества мучеников и от всякого духа праведного в Вере скончавшегося, ныне и всегда и во веки веков! 157 β) Есть приснодева 1) Не видехом, ниже постигаем умом нашим воплощения и рождества Христова, како во утробе Девической Бог Слово плоть бысть, и како родился нетленно, сохранив пречистую Свою Матерь перед рождеством Деву, в рождестве Деву и по рождестве Деву, веруем же тако несумненно быти 158 . Новизна то, что Дева внебрачная рождает, и по рождестве паки Дева. Новизна то на свете первая и последняя, таковая Девица, которая Мати Богу, и Дева рождающи и действующи паки 159 . 2) На иконе Богородичной три звезды пишутся: на челе и на обоих раменах, для того, что Богородица пред рождеством (Христовым), в рождестве и в рождестве Дева 160 . γ) Есть честнейшая Херувим

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

В портрете прп. Исаака узнаётся и пустынник, и мистик. Однако всего того, что связано с третьей ступенью духовного процесса и что так ярко описано прп. Исааком, в этой миниатюре нет: блаженства, изумления, пребывания в свете, восторга, умиления, т. е. полного преображения души. В запечатленном образе как будто больше понимания подвига, чем дара и благодати. Быть может, Божий дар и благодать вообще нельзя воплотить в художественных образах? Доступно ли это мастеру, даже превосходному, лучшему? Думается, что история искусств такие создания знает, но они крайне редки 14 . Однако образ прп. Исаака Сирина в афонской миниатюре – это прежде всего произведение XIV в., как бы удачно он ни соответствовал личности самого изображенного, отшельника VII в. Содержание этого образа совершенно адекватно своему времени, духовной атмосфере исихастски-паламитского Афона. Тем не менее, тип его достаточно редок в византийской живописи палеологовской эпохи. И это именно тип, а не индивидуальная удача афонского художника. Такой образный и физиогномический тип появляется в начале XIV в. Первые известные нам подобные облики – в мозаиках Фетие Джами (начало XIV в., до 1310 г.) 15 (илл. 3). Это свв. старцы, преподобные, расположенные на крутых сводах и в узких глубоких нишах. Среди образов этого ансамбля, прославленных классической красотой и деликатным мастерством, они выделяются неожиданной строгостью длиннобородых лиц, пронзительностью выражения, углубленностью взглядов. Будто на всех них – печать отрешенности и аскезы. Столь же аскетический, но еще более остро и резко выраженный духовный тип воплощен в ряде фресок начала XIV в. в церкви Одигитрии (Афендико) в Мистре: в куполах, конхах и сводах на галереях (праотцы, пророки), в сводах южного нефа, в арках между подкупольным центром и южным нефом и на южной стене (свв. воины-мученики, и особенно преподобные в юго-восточных арках и сводах) 16 (илл. 4). Похожий духовный и физиогномический тип с такой же полнотой воплощен во фресках Параклесиона Кахрие Джами (1316–1321). Образы столпника Давида Солунского (Фессалоникийского), гимнографов свт. Феофана и прп. Иоанна Дамаскина , вдовы из «Воскрешения сына вдовицы», Адама из «Сошествия во ад» и отцов Церкви в апсиде 17 резко контрастируют со спокойной гармонией и элегантностью ансамбля, всех его мозаик и большей части фресок и впечатляют напряженным акцентом содержания. Особенно прп. Давид Солунский, кстати, наиболее похожий на прп. Исаака Сирина в миниатюре 1389 г. (илл.5:6). Ведь это, в сущности, и есть подлинный образ исихаста, удачно художественно воплощенный, и притом современный подъему исихазма в духовной жизни Византии в раннем XIV в. Как известно, это время жизни и учения прп. Григория Синаита , служившего для многих духовным примером.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/ob...

Убо пресвятая Богородица (по Аввакумову еретическому, якоже и по Несториеву злоумствованию ) несть Богородица, но токмо Христородица; понеже не самого (якоже они ложно блядословят) Сына Божия родила, но токмо некую силу или благодать, нареченную Христос. Но не буди нам правоверным сея ереси ниже во уме помыслити; мы бо веруем и исповедуем, яко пречистая Дева есть истинная Богородица, истинного Бога Слова рождшая, якоже веровати нас научиша святые отцы, на третьем вселенском соборе, в Ефесе на злочестивого Нестория собравшийся. И святой Иоанн Дамаскин в книзе 4, о вере, в главе 15, пишет: господственно и истинно Богородица есть и именуется. И паки: родися из неё Сын Божий воплощен не богоносный человек, но Бог воплощен 71 . И святой Митрофан, канонов творец, в гласе 3, в каноне Троичном, на недельной полунощнице, в песни 5 й, в Богородичн глаголет: из тебе родися Христос в существах и хотениях сугубых. Существо бо Божие, с существом человеческим во утробе Девыя во едино лице Христово соединися, и от самыя тоя черты времене, в нюже воплотися Христос, Бог совершенный, совершен бысть и человек: и совершенный человек, совершен бысть и Бог , в сугубых существах естеств раздельных, в едином же лице в нераздельном. Аще же и существом Божественным Сын Божий во утробе девической воплотися, обаче неразлучен бе от Отца, а не яко Аввакум со ученики своими умствует, яко аще бы самый Сын Божий существом Божественным во утробу девическую сошел, то уже бы не был на небеси со Отцем, но отсеклся бы от Него. О безумия безумных, неведущих существа Божественного нераздельного! Аще бо и на земли бяше ипостасию своею Сын Божий, обаче Божеством Отца на небесех царствующего бе неразлучен, и в единой черте времене бе во аде с душею, в рай с разбойником, и на престоле со Отцем, якоже и во утробе Девыя сый, не отступи от Отца, и с человеки живый, не отступи от Отца, еже и церковь святая в пениях вознесенского праздника на велицей вечерни в Славнике извествует поя: недр отеческих не разлучся, сладчайший Иисусе, и с земными яко человек поживе.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

При возведении собора были частично использованы подмурки, заложенные еще в 1787 г. Так что существующие подмурки отчасти бутовые, отчасти кирпичные. Среднее углубление подошвы от современного уровня земли-около 2,5 м. Стены вымурованы из кирпича (26-27)х(12-13)х(6,5-7) см на известковом растворе с расшивкой швов. Толщина стен в соответствии с нагрузками и распором от сводов: в восточной части собора, где относительно небольшие компартименты покрыты цилиндрическими и крестовыми сводами, стены толщиной 109 см, в Западной Нави, покрытой цилиндрическим сводом – 183 см. Проект реставрации базировался на принципе сохранения памятника, укрепления его конструкций и возвращения ей того вида, тех архитектурных форм и декора, которые она имела до разрушения. Реставрационные работы начались в 1960 году и завершились (по разным причинам) только в 1976 г. В 1967 г. Днепропетровский горсовет изменил задачу, решив создать в соборе музей трудовой славы завода им. Петровского. Такой музей был запроектирован и вместе с реставрацией воплощен в натуре. Во время реставрации укреплены стены и своды инъекцией трещин, заменены испорченные конструкции и покрытия крыш, в частности конструкции бани, хорошие по исполнению и состоянию сохранности были лишь частично восстановлены, по иконографическому материалу восстановлен утраченный шпиль колокольни, вазы, венчавшие парапет верхнего яруса ее, установлены кресты и подхресные шары (шар для бани найденный в подполье, реставрировано и установлено на место), выполнено железобетонное перекрытие над подпольем, реставрировано штукатурка, лепка, в целом внешнее и внутреннее убранство собора. Реставрация живописи и росписи сводов сделана под руководством И. Дорофиенко и А. Ерко, химик-технолог Ю. Стреленко. Реставрационные работы выполняла Черниговская реставрационная мастерская. Главный архитектор О. Михно. Реставрацией сохранен выдающийся памятник эпохи ампира, в которой воплощен, хоть и с некоторыми досадными коррективами, замысел великого зодчего А. Захарова, реставрирован собор, связанный с возникновением и развитием Екатеринослава, храм, сыгравший большую градостроительную роль, оказал большое влияние на организацию центральной части города и до сих пор правит за его величественную архитектурную доминанту.

http://sobory.ru/article/?object=05280

То, что я назвал в другом обсуждении " естественной синергией " , - это уже не " технология " , это чуткость, которая необходима для познания воли Бога, и спонтанная исполнительность ( воли Бога ). " Договорная синергия " - это церковная " технология " . Бог в этом случае действует не спонтанно, а строго по правилам установленного Завета, а значит, и человек действует строго по этим правилам. Такая " технология " в конечном итоге приводит человека к естественной и спонтанной жизни в Боге, во Христе. иеромонах Авель 02 сентября 2017г. 15:04 Всё же не могу что либо в Заветах сравнивать с технологией, потому что это согласие личностей, а не сочленение механизмов бессловесных, функционирующих по предписанному законупринципу и не более того ;) Считайте это моими филологическими предпочтениями: человеческое не описывать механистически, технологически -- это унижает человеческое призвание. Симеон Долгоозерный 08 сентября 2017г. 13:38 Личностям разве нужны заветы и договоры? Любящие и понимающие друг друга Личности разве составляют брачные контракты? " Контракты " ( заветы ) заключают, потому что нет достаточного взаимопонимания. Но так не будет всегда. Между Агнцем и Невестой ( Новым Иерусалимом ) не будет заключено никаких контрактов и заветов. " Храма же я не видел в нем, ибо Господь Бог Вседержитель - храм его, и Агнец. " ( Отк.21.22 ). //человеческое не описывать механистически, технологически -- это унижает человеческое призвание.// Не унижает, а позволяет, помогает осуществить, реализовать это призвание. Симеон Долгоозерный 28 августа 2017г. 15:46 Церковь предлагает для внешнего человека ту деятельность, в совершении которой принимает участие Бог. Если бы Он не принимал в ней участия, она была бы совершенно бесполезной. Чувствует Его присутствие и участие внутренний человек. Так что для внутреннего человека в Церкви тоже занятие находится. Может ли такая деятельность стать бесплодной? Наверное, может. Но к тому времени уже будет разрешено то противоречие, о котором Вы писали в первом предложении своего комментария.

http://bogoslov.ru/article/5141999

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010