Что именно говорит Он? “А вы не называйтесь учителями” (ст. 8). А вслед затем указывает и причину этого: “ибо один у вас Учитель — Христос, все же вы — братья”; и один другого ничем не превосходит, потому что ничего не имеет своего. Поэтому-то и Павел говорит: “Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители”(1 Кор. 3:5) А не сказал: учители. И еще: “И отцом себе не называйте никого” (Мф. 23:9). Это не то значит, чтобы они никого не называли отцом, но чтобы знали, кого собственно должно называть отцом. Как учитель не есть учитель в собственном смысле, так и отец. Один Бог есть виновник всех — и учителей, и отцов. И еще присовокупляет: “И не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник — Христос” (ст. 10). Он не сказал: Я наставник. Подобно тому, как прежде Он сказал: “Что вы думаете о Христе”? — а не сказал: обо Мне, — так и здесь. Но желал бы я здесь спросить: что на это скажут те, которые слова: “Один” и “один” часто относят только к одному Отцу, отвергая Единородного? Скажут ли они, что Отец есть наставник? Это подтвердят все, и никто не будет противоречить. И однако же, один, говорит Спаситель, “у вас Наставник — Христос”. Как говоря: един есть наставник Христос, Спаситель не отвергает того, что и Отец есть наставник, так и называя Отца единым учителем, не отвергает того, чтобы вместе и Сын был учителем. Слова “Один” и “один” сказаны для отличения от людей и от прочих тварей. Итак, предохранив учеников от этого жестокого недуга и обличив его, Спаситель показывает и способы избегать его — посредством смиренномудрия. Поэтому и присовокупляет: “Больший из вас да будет вам слуга: ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится” (ст. 11-12). Подлинно ничто не может сравниться с смирением, почему и Спаситель напоминает им часто об этой добродетели: и когда малых детей поставил пред ними, и в настоящей беседе; и когда, беседуя на горе о блаженствах, с этой добродетели начал Свое слово, и теперь, когда с корнем исторгает гордость, говоря: “кто унижает себя, тот возвысится”.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1904...

Чуждые вере философы сами усвояли себе название собак, ценя нрав этого животного, и не стыдились такого наименования, обращая внимание лишь на природные качества. А что и Бог одобряет тех, кто лает в защиту благочестия, и негодует на тех, кто молчит и не лает в пользу истины, это видно из сказанного об израильтянах, что они – «они немые псы, не могущие лаять» ( Ис. 56:10 ). Псом называется душа, преданная Владыке и лающая за Владыку, и такое наименование ее не унижает. Когда собака взбесится, верным признаком ее бешенства является то, что она огрызается на своего господина: в здоровом состоянии собака этого никогда не сделает. И безумие иудеев ничем другим не обличается в такой степени, как тем, что они лают на Спасителя: Бога, в Котором они должны были признать своего Владыку, они отвергли как чужого. В этом и заключается их вина. «Псы окружили меня», – говорит псалмопевец от лица Спасителя. Кто эти псы? «Скопище злых обступило меня» ( Пс. 21:17 ). Обида не отталкивает однако хананеянки, но принимается ею с благодарностью. «Нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам». И оскорблением пользуясь, чтобы только расположить к человеколюбию, она говорит: «так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их» ( Мф. 15:27 ). Ты не хочешь пожалеть меня как одну из твоих детей, так окажи мне сострадание как собаке: я согласна быть для Тебя и собакой. Твоя обида для меня лучше всякой чести, выше всякой славы. Тогда, наконец Спаситель, чтобы показать, что Он не имел намерения нанести ей обиду, и в виду обнаружения ее веры говорит ей: «о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему» ( Мф. 15:28 )! Я не знаю, как восхвалить эту веру, которую Спаситель назвал великою. Какую в самом деле могу я придумать похвалу выше той, что изрек Спаситель? Ею и ограничимся, не будем портить ее нашими похвалами, не будем менять великое на малое: ведь человеческая похвала унижает дело, а слова Божии удостоверяют его достоинство. «Ему и похвала не от людей, но от Бога» ( Римл. 2:29 ), говорит апостол.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Этим он показывает или то, что закон привязан к известному только месту, а не так, как дух, который присутствует везде, и во все вдыхает великую силу; или то, что письмена дышат великими угрозами, и такими угрозами, которые не могут быть уничтожены, но всегда остаются как вырезанные на камне. Потом, хотя, по-видимому, и хвалит древний (закон), но тут же вместе и обличает опять грубость иудеев. Сказав: " начертанное на камнях, было так славно " , присовокупил: " что сыны Израилевы не могли смотреть на лице Моисеево " , что обличало в них великую слабость и плотяность. И опять говорит, что (иудеи) не могли взирать не ради славы скрижалей, но " по причине славы лица его преходящей " . Этими словами он показывает, что не скрижали прославлены были славою, а тот, кто принес скрижали. Он не сказал, что они не могли взирать на скрижали, а говорит: " на лице Моисеево " , равно как и не ради славы скрижалей, но: " по причине славы лица его " . Но превознесши эту славу, смотри, как он опять унижает ее словом " преходящей " . Впрочем, этим словом он не унижает Моисея, а только показывает временность славы его. Он не сказал, что она есть какая-нибудь нечистая или худая, но сказал только, что она престающая и имеющая конец. " То не гораздо ли более должно быть славно служение духа? " (Како не множае паче служение Духа будет в славе?) . Теперь он уже с дерзновением высказывает превосходство Нового Завета, как уже не подлежащее сомнению. И смотри, что он делает – камень противополагает сердцу, а письмена духу. Потом, указав на следствия, которые должны произойти от того и другого (завета), он еще не сказывает, что действительно произошло от того и от другого; но показав следствие буквы (письмени), т. е. смерть и осуждение, умалчивает еще о плодах Духа – жизни и правде, а говорит только о самом Духе, что подало ему случай к большому распространению речи. Новый Завет не только даровал жизнь, но  и сообщил Духа, дающего жизнь, что важнее самой жизни. Поэтому он и сказал: " служение Духа " .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

10:24), «носите бремена друг друга» (Гал. 6:2). Святая Троица, Бог любви, не замыкается в Самом Себе, но живет в возлюбленных Своих. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13). Иисус наш, «возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их» (Ин. 13:1). Любовь же заключает в себе самоумаление. Обучая такому самоумалению учеников, Господь говорит: «Больший из вас да будет вам слуга: ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится» (Мф. 23:11—12). Значит, какая здесь мысль? Кенозис, который является неотъемлемой частью Божественной любви, требуется и от нас. Его может заменить покаяние, поскольку по любви Божией кающийся достигает крайней степени смирения и самоумаления и находит в этом радость, так как становится причастным самоистощанию Бога Слова, Который ради нашего спасения «смирил Себя» (Флп. 2:8), став человеком, и, не имея греха, Своими страданиями освободил нас от разрушения и смерти, и ввел нас в Свое вечное Царство. Этот Бог в Своей вечной Божественной славе есть действительная и абсолютная Истина. Он есть та Истина, которую мы ищем. Чтобы она открылась нам, необходимо, чтобы Он Сам вошел в нас и чтобы мы всем своим существом соединились с Ним. Но это не происходит само собой, автоматически, недостаточно также и одного нашего согласия.    Человек, как существо тварное, не может самостоятельно обрести истину, потому что она есть исключительно дар Создателя человеку без принуждения и насилия над его волей. Итак, здесь необходимо согласное взаимодействие двух произволений, Божественного и человеческого. Человеческое произволение, подобно Божественному, должно быть благим, чтобы оба сотрудничали и оба созидали, но, опять-таки, это Бог дарует благое произволение способным вместить, поскольку «всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов» (Иак. 1:17). Господь побуждает нас, говоря: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6:33). Это означает, что в первую очередь, прежде всех дел, нужно искать познания истины, а затем уже обращаться к своим земным обязанностям.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

10:4); также Христос (говорит): " блаженны нищие духом … " ( Мат. 5:3). О том ли ты скорбишь, что стоишь на пути, ведущем к добродетели? Разве ты не знаешь, что она (бедность) доставляет нам великое дерзновение? Но, скажешь, " мудрость бедняка пренебрегается " (Еккл. 9:16); и в другом месте сказано: " нищеты и богатства не давай мне " (Притч. 30:8); и ещё: изьми меня из " горнила страдания " (Ис. 48:10), Может ли быть злом, бедность или богатство, если " бедность и богатство - от Господа " (Сир. 11:14)? Почему же так сказано? Это было сказано в ветхом завете, когда богатство считалось весьма важным, а бед­ность была презираема, одно было проклятием, а другое - благословением. А теперь не так. Хочешь ли слышать похвалу бед­ности? Её переносил Христос: " … Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову " ( Мат. 8:20); также ученикам Он говорил: " Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои … " ( Мат. 10:9). И Павел говорит в послании: " … мы ничего не имеем, но всем обладаем " (2 Кор. 6:10). И Пётр сказал хромому от рождения: " серебра и золота нет у меня " (Деян. 3:6). И в самом ветхом завете, - когда удивлялись богатству, - кто, скажи мне были чудные мужи? Не Илия ли, не имевший ничего, кроме милости? Не Елисей ли? Не Иоанн ли? Потому никто не должен считаться низким за бедность; не бедность унижает, а богат­ство, заставляющее нуждаться во многом и побуждающее уго­ждать многим. Кто, скажи мне, был беднее Иакова, который го­ворил: " если Бог будет со мною … даст мне хлеб есть и одежду одеться " (Быт. 28:20)? Не имели ли дерзновения Илия и Иоанн и им по­добные? Не обличал ли один Ахаава, а другой Ирода? Этот говорил: " не должно тебе иметь жену брата твоего " (Марк. 6:18); а Илия с дерзновением говорил Ахааву: " не я смущаю Израиля, а ты и дом отца твоего " (3 Цар. 18:18). Видишь ли, какое дерзновение сообщает бедность? Богатый есть раб; он подвергается убыткам и представляет возможность всякому желающему причинить ему вред; неимеющий же ничего не боится (лишения имущества) ни с публичного торга, ни по судебному приговору.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

11. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. С.76. 12. Лосский В.Н. Очерки мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. С.125. 13. Такой подход объявляли многие школы в психологии, но все они исходили из природного или социального учения о личности. 14. Мунье Э. Манифест персонализма. С.503. 15. Это сознает и западная наука: " Научная ценность философской антропологии отвергается под тем предлогом, что в ней субъект и объект по видимости совпадают, что вызывает искажение семантического поля " . Вальверде К. С.17. 16. Подлинность, конечно, относительная. Грех лишил человека подлинного знания о себе самом. Но в духе покаяния, созерцания и обожения человек обретает его вновь. Часть II. Природа человека Глава 3. Общие понятия о человеке 3.1. Человек или животное В святоотеческом богословии можно встретить различные именования биологической природы человека: плоть, материя, телесность и даже животное. Человека в целом называть животным совсем не свойственно для православного богословия. Но вот его " животную " природу, то, что схоже у человека с животным, иногда называли так. Это более свойственно тем отцам, кто испытал на себе влияние греческой философии. В библейской антропологии мы этого не встретим. В Библии, правда, встречается нравственное обличение человека в грехе, который унижает человека, уподобляя его животным. Но эти метафорические сравнения носят явный морально-обличительный характер. Иов.18:3: Зачем считаться нам за животных и быть униженными в собственных глазах ваших? Пс.48:13: Но человек в чести не пребудет; он уподобится животным, которые погибают. Еккл.3:19: ...участь сынов человеческих и участь животных - участь одна... 2Пет.2:12:.. .как бессловесные животные... Иуд.1:10: ...как бессловесные животные... Встречается и другое сравнение - скот - как обличение человека грешного: Пс.72:22: ...как скот был я пред Тобою. Еккл.3:19: ... и нет у человека преимущества перед скотом; потому что все - суета! Эти свидетельства Библии показывают, что человек может уподобляться животным. Это его поведение, его выбор, но не его природа. И вообще Библии не свойственно циничное унижение человека. Скорее можно встретить гневное обличение, переходящее в поношение, поругание человека, чем холодное презрение. Но обличение только за поведение, за грех, за жизнь, а не по природе.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/307/...

128:3) и чтобы мы стали предметом радости для них во время молитвы, будучи влекомыми и уловляемыми ими во время молитвы в чуждые помыслы. Как и Приточник научает нас: Не буди правдив вельми, ни мудрися излишше, да не когда изумишися (Еккл. 7:17); и: Иже высок творит свой дом, ищет сокрушения: остроптеваяй же учитися впадет во злая (Притч. 17:16). И опять-таки:Нечист пред Богом всяк высокосердый (Притч. 16:5). И еще: Не гордися пред лицем царевым и на месте сильных не стани: лучше бо ти есть, егда речет: взыди ко мне: нежели смириться тебе пред лицем сильнаго (Притч. 25:6-7). Не хвалитеся, и не глаголите высокая в гордыни, да не изыдет велеречие из уст ваших (1 Цар. 2:3). И Павел Тимофею говорит: Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живаго, дающего нам все обильно(1 Тим. 6:17). И в другом месте: не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным (Рим. 12: 16). И к римлянам: Скажешь: «ветви отломились, чтобы мне привиться». Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся. Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя (Рим. 11:19-21). Посему мы вместе с Давидом будем заниматься [добродетельным смиренномудрым] деланием, искренне вместе с Давидом воспевая: Господи, не вознесеся сердце мое… ниже ходих в великих, ниже в дивных паче мене. Аще не смиреномудрствовах, но вознесох душу мою, яко отдоеное на матерь свою(Пс. 130:1-2). Также и с тремя отроками: Мы умалены, Господи, паче всех народов, и унижены ныне на всей земле за грехи наши(Дан. 3:37).     Кто похвалится чисто имети сердце; или кто дерзнет рещи чиста себе быти от грехов? (Притч. 20:9). Ибо аще беззакония назриши, Господи, Господи, кто постоит Тебе, яко у Тебе очищение есть (Пс. 129:3-4). Таковую песнь Богу воспевая с искренним сердцем, да услышим от Него, что кто унижает себя, тот возвысится (Мф. 23:12), высокомудрствующие же обличатся, как фарисеи Спасителем, говорящим им: вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает [Col.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

(13) Царство Твое – царство навеки, и власть Твоя – во всех поколениях. (14) Поддерживает Г-сподь всех падающих и выпрямляет всех согбенных. (15) Глаза всех ждут Тебя, и Ты даешь им пищу их во время свое. (16) Открываешь руку Твою и насыщаешь всякого живущего благоволением. (17) Праведен Г-сподь во всех путях Своих и благочестив во всех делах Своих. (18) Близок Г-сподь ко всем призывающим Его, ко всем, которые призывают Его в истине. (19) Желание боящихся Его исполняет Он, и вопль их слышит, и помогает им. (20) Хранит Г-сподь всех любящих Его, а всех нечестивых истребит. (21) Хвалу Г-споду изрекут уста мои, и благословлять будет всякая плоть имя святое Его вовеки. 146 (1) Алелуйа. Хвали, душа моя, Г-спода! (2) Хвалить буду Г-спода (всю) жизнь мою, воспою Б-гу моему, доколе существую. (3) Не полагайтесь на вельмож, на сына человеческого, который не может помочь. (4) Выходит дух его (и) возвращается он в землю свою; в день тот исчезают мысли его. (5) Счастлив тот, кому в помощь Б-г Йаакова, чья надежда – на Г-спода Б-га его, (6) Создавшего небо и землю, море и все, что в них, хранящего верность вечно, (7) Творящего суд угнетенным, дающего хлеб голодным. Г-сподь освобождает узников. (8) Г-сподь делает зрячими слепых, Г-сподь выпрямляет согбенных, Г-сподь любит праведников. (9) Г-сподь хранит чужеземцев, сироту и вдову ободряет, а путь нечестивых искривляет (не дает им достичь цели). (10) Г-сподь царствовать будет вовеки, Б-г твой, Цийон, – из рода в род. Алелуйа. 147 (1) Алелуйа (хвалите Г-спода), ибо хорошо петь Б-гу нашему, ибо приятно (это), пристала слава Ему. (2) Отстраивает Г-сподь Йерушалаим, изгнанников Йисраэйля соберет, (3) Исцеляет сокрушенных сердцем и перевязывает раны их, (4) Исчисляет количество звезд, всех их именами называет. (5) Велик Г-сподь наш и могуч силой, беспределен разум Его. (6) Ободряет смиренных Г-сподь, унижает нечестивых до земли. (7) Пойте Г-споду с благодарностью, играйте на кинноре Б-гу нашему, (8) Покрывающему небеса облаками, готовящему дождь для земли, взращивающему на горах траву.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

(13) Царство Твое – царство навеки, и власть Твоя – во всех поколениях. (14) Поддерживает Гсподь всех падающих и выпрямляет всех согбенных. (15) Глаза всех ждут Тебя, и Ты даешь им пищу их во время свое. (16) Открываешь руку Твою и насыщаешь всякого живущего благоволением. (17) Праведен Гсподь во всех путях Своих и благочестив во всех делах Своих. (18) Близок Гсподь ко всем призывающим Его, ко всем, которые призывают Его в истине. (19) Желание боящихся Его исполняет Он, и вопль их слышит, и помогает им. (20) Хранит Гсподь всех любящих Его, а всех нечестивых истребит. (21) Хвалу Гсподу изрекут уста мои, и благословлять будет всякая плоть имя святое Его вовеки. 146 (1) Алелуйа. Хвали, душа моя, Гспода! (2) Хвалить буду Гспода (всю) жизнь мою, воспою Бгу моему, доколе существую. (3) Не полагайтесь на вельмож, на сына человеческого, который не может помочь. (4) Выходит дух его (и) возвращается он в землю свою; в день тот исчезают мысли его. (5) Счастлив тот, кому в помощь Бг Йаакова, чья надежда – на Гспода Бга его, (6) Создавшего небо и землю, море и все, что в них, хранящего верность вечно, (7) Творящего суд угнетенным, дающего хлеб голодным. Гсподь освобождает узников. (8) Гсподь делает зрячими слепых, Гсподь выпрямляет согбенных, Гсподь любит праведников. (9) Гсподь хранит чужеземцев, сироту и вдову ободряет, а путь нечестивых искривляет (не дает им достичь цели). (10) Гсподь царствовать будет вовеки, Бг твой, Цийон, – из рода в род. Алелуйа. 147 (1) Алелуйа (хвалите Гспода), ибо хорошо петь Бгу нашему, ибо приятно (это), пристала слава Ему. (2) Отстраивает Гсподь Йерушалаим, изгнанников Йисраэйля соберет, (3) Исцеляет сокрушенных сердцем и перевязывает раны их, (4) Исчисляет количество звезд, всех их именами называет. (5) Велик Гсподь наш и могуч силой, беспределен разум Его. (6) Ободряет смиренных Гсподь, унижает нечестивых до земли. (7) Пойте Гсподу с благодарностью, играйте на кинноре Бгу нашему, (8) Покрывающему небеса облаками, готовящему дождь для земли, взращивающему на горах траву.

http://azbyka.ru/fiction/psaltir-v-perev...

141 . Юнейший аз есмь и уничижен. С Евр.: «Мал я и презрен, но повелений Твоих не забываю». Бл. Феодорит разумеет отрока Давида, а св. Афан. – того, кто изучает начатки Бож. словес и унижает, смиряет себя. 147 . Предварих в безгодии 625 и воззвах. С Евр.: «Предваряю рассвет и взываю». «Давид приносил молитвы Богу не только с рассветом дня, а даже и среди ночи» (Бл. Феод.). «Безгодием, – говорит св. Афан., – называет тьму, или смутность обстоятельств». 148 . С Евр.: «Очи мои предваряют утреннюю стражу, чтобы мне углубляться в слово Твое». 150 . С Евр.: «Приблизились замышляющие лукавство; далеки они от закона Твоего». 152 . Исперва познах от свидений Твоих, яко в век основал я еси. С Евр.: «Издавна узнал я об откровениях Твоих, что Ты утвердил их на веки». Т.е. давно знаю, что закон Твой вечен. Бл. Феодорит разумеет иначе. «Пророк, – говорит он, – свидениями называет небо и землю ( Исх. 19:21 ). Из того, что все идет с великою стройностию, говорит пророк, в точности познал я, что (ст. 151) близ еси Ты, присущь всему, что ни совершается, и ничто не скрыто от Тебя». 154 . Суди суд мой и избави мя. С Евр.: «Вступись в дело мое, и защити меня; по слову Твоему оживи меня». «Напоминает Владыке, – говорит бл. Феодорит, – об обетованиях, просит у Него спасения, и умоляет рассудить его и неприязненных ему». 158 . Видех неразумевающыя и истаях. Т.е. «истаевал из ревности по Богочестию» (Св. Афан.). С Евр.: «Вижу отступников, и сокрушаюсь, ибо они не хранят слова Твоего». 160 . Начало словес Твоих истина, и во век вся судьбы правды Твоея. С Евр.: «Основание слова Твоего истинно, и вечен всякий суд правды Твоей». «Началом словес, – говорит бл. Феод., – называет пророк обетования, данные Аврааму, потому что от него ведут род Иудеи... Как пророк, он видел вечную державу Христову, а потому и сказал, что начало Божиих словес украшено истиною», – что вечны суды правды Его. Начало словес истина. «Это, – поясняет св. Афан., – первая из Твоих заповедей – во всем истинствовать и в деле и в слове и в помышлении».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010