Не позднее 2-й пол. XVI в. сочинение А. С., очевидно из-за обилия апокрифических сюжетов, внесено в Оксфордскую редакцию Списка ложных книг (см. Индекс запрещенных книг ). Изд.: Сахаров И. П. Сказания русского народа. СПб., 1849. Т. 2. Кн. 8. С. 75-76; Адрианова В. П. Хождение Арсения Селунского//ИОРЯС. 1913. Т. 18. Кн. 3. С. 195-224; Ангелов Б. Ст. Из старата българска, руска и сръбска литература. София, 1967. Кн. 2. С. 237-241; Гюрова С. , Данова И. Книга за българските хаджии. София, 1985, 19972. С. 339-341 [пер. на болг.], 427-434 [коммент.]. Лит.: Шляпкин И. А. Хождение Арсения Селунского//ИОРЯС. 1914. Т. 19. Кн. 1. С. 254-260; Обнорский С. П. К литературной истории «Хождения» Арсения Селунского//Там же. Кн. 3. С. 192-205; Марков А. О родине паломника Арсения Селунского//РФВ. 1914. 2. С. 556-561; Соболевский А. И. Два слова о «Хождении» Арсения Селунского//ИОРЯС. 1915/16. Т. 20. Кн. 1. С. 288-290; Иванов И. Богомилски книги и легенди. София, 1925, 19702. С. 224-225; Дуйчев И. Географски описания в средневековната българска книжнина//Сборник в чест на акад. Н. В. Михов. София, 1959. С. 168-169; Ангелов Б. Ст. «Хождения» в южнославянских литературах до XVII в.//ТОДРЛ. 1969. Т. 24. С. 184-185; Seemann K. D. Die altrussische Wallfahrtsliteratur: Theorie und Geschichte eines literarischen Genres. Münch., 1976. S. 427-434; Гюрова С. Разказът на солунския дякон Арсений в контекста на гръцката и руската поклоническа проза през XIV-XVII в.//Palaeobulgarica. 1991. 1. С. 96-108; Кобяк Н. А. Чудовская и Оксфордская редакция Индекса ложных книг, приписываемая митрополитам Киприану и Зосиме//Там же. 1997. 4. С. 101-102. М. Е. Башлыкова, А. А. Турилов Рубрики: Ключевые слова: ДАНИИЛ (2-я пол. XI - 1-я пол. XII в.), игум., возможно, еп. Юрьевский, автор самого раннего сохранившегося древнерус. описания паломничества в Св. землю («Житье и хожение Данила, Русьскыя земли игумена») ВАРСОНОФИЙ (XV в.), иером., автор Хождений в Сирию и Палестину (1456), в Египет и на Синай (кон. нояб. 1461 - сер. янв. 1462)

http://pravenc.ru/text/76318.html

И. писал о невысоком уровне своего образования: «А о собе аз и сам сведительство вам даю, яко грамматичкого дробязку не изучих, риторичное игрушки не видах, философского высокомечтателного не слыхах» (Предисловие к «Книжке…», ок. 1599-1601 - Там же. С. 10). По-видимому, И. окончил приходскую школу, возможно, при одной из епископских кафедр (Перемышльской или Львовской), в к-рой давали больший объем знаний, чем в обычных приходских школах. Нек-рые правосл. деятели - современники И. критиковали его за часто встречающееся в его сочинениях мнение о нецелесообразности обучения мирским наукам. Так, игум. Виталий, настоятель дубенского Крестовоздвиженского мон-ря, осуждал И., говоря, что тот сам не учился и поэтому запрещает учиться другим. В «Послании к старице Домникии...» (весна 1605) И. в свою очередь обвинял «казнодею волынского Виталия» в склонности к «латинским мудрованиям» (Там же. С. 163-164). Какое-то время И. жил в Луцке, был дружен с местным польск. католич. каноником («мистром»), о чем сообщает в «Краткословном ответе Петру Скарге...» (1600-1601). Довольно близко И. знал и Луцко-Острожского православного, с 1596 г. униатского, еп. Кирилла (Терлецкого) . Полемист писал о несомненной причастности архиерея к неск. убийствам, совершенным в кон. 90-х гг. XVI в. Достоверными фактами являются также пребывание И. в Львове до 1-го отъезда на Афон и близость к Львовскому братству . И. упоминает членов Львовского братства, оказавших ему поддержку: пана Миколая (по-видимому, Н. Добрянского, благотворителя братства в 1596-1604) и пана Красовского (Дмитрия?), с к-рым вместе И. странствовал и к-рый ему «на препитание нечто возложи». О связях И. с Львовским братством говорит также тот факт, что в б-ке братства хранилась «Кроника писаная о греках», о к-рой в описи б-ки 1601 г. было сказано, что она была подарена братству И. ( Шустова. 2009. С. 541). Возможно, та же книга упомянута в описи б-ки 1619 г. как «Кроника о Грецком панстве, наданная от Ивана Вишенскаго, на полдести, скоростию писана» ( Голубев. 1883. С. 169; Пам " ятки братських шkiл на Ykpaïhi, kih. XVI - поч. XVII ст.: Тексти i дocлiджehhя. К., 1988. С. 31).

http://pravenc.ru/text/469466.html

Волосы, черты ликов, ребра, кон туры – коричневым шелком. Одежды, крест, «облачка» – прядеными золотными нитями с малозаметной прикрепой (швы – «ягодка», «рядки», «черенок», «клопчик», «городок»). Контуры фигур предстоящих, складки их одежд, нимбы, орудия Страстей, Голгофа, «облака», надписи, херувимы обнизаны жемчугом. Перья на крыльях херувимов в виде длинных полос 947 . Изображение Распятия заключено в восьмилепестковое жемчужное клеймо, от которого в разные стороны отходят извивающиеся ветки с крупными стилизованными цветами и листьями нескольких видов, шитых жемчугом с золотной «веревочкой» и трунцалом. Среди плетенок, квадратов, треугольников, контурных листиков размещены отдельные сверленые изумруды и сапфир, а также группы изумрудов, образующих трилистники и другие растительные формы. По сторонам среди веток – четыре короны, шитые жемчугом и камнями. К среднику, обрамленному жемчужной обнизью, пришиты каймы черного атласа с вьющейся гирляндой подобных же цветов и веток, шитых жемчугом и трунцалом (по без камней). Края кайм обрамлены жемчужной обнизью и золотными полосками. Подкладка из темно-зеленого штофа. В комплект входят два сударя, также с изображением Распятия (кат. 171,172). СОХРАННОСТЬ Фон средника выцвел. Атлас на каймах сильно сечется. Небольшие утраты жемчуга. Подкладка поздняя. ИКОНОГРАФИЯ Редкий случай одного и того же изображения на всех трех предметах комплекта покровцов на священные сосуды. На них представлен один из наиболее кратких вариантов иконографии Распятия – с двумя предстоящими, распространенный в основном в прикладном искусстве. АТРИБУЦИЯ Фигура Христа в Распятии (несколько укороченная, плотная), характер пышного динамичного орнамента с элементами барокко, появление в нем корой, использование трунцала дают основание датировать комплект самым концом XVII – началом XVIII в. Орнамент, лица с крупными, тяжелыми чертами допускают предположение об участии в создании этих произведений мастеров из южных или западных регионов России, возможно, Украины.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Поскольку в рассматриваемых нотациях совпадают как основные, так и дополнительные знаки, то общими для них являются и производные знаки, возникающие в результате взаимодействия основных и дополнительных. Все это позволяет говорить о чрезвычайной близости графических средств пути и демества. Сопоставление путевого алфавита со столповым показывает, что совпадающие по графике знаки в указанных нотациях имеют одинаковые наименования. Поэтому аналогичные по графике знаки путевой и демественной нотаций также должны иметь одинаковые наименования, чем и объясняется отсутствие названий знаков в азбуках Д. н. Отсутствие же самих азбук в XVII в., по-видимому, обусловлено тем, что совпадающие по графике знаки (а таких в путевых и демественных азбуках большинство) имеют одинаковые разводы, в силу чего не требовалась их специальная систематизация. В таблицах 2 и 3 даны разводы совпадающих по графике знаков, выписанные из азбук путевого и демественного знамени. Аналогичное явление наблюдается и при сравнении разводов знаков, входящих в состав др. семейств и групп путевого и демественного алфавитов, что указывает на близость, а в ряде случаев на идентичность путевой и демественной нотаций. Совокупность знаков в семействах и группах путевых азбук всегда шире по сравнению с аналогичными семействами и группами в азбуках демественного знамени. Объясняется это тем, что демественные азбуки, появившиеся в кон. XVIII в., призваны были удовлетворить практические потребности, связанные с возрождением и культивированием в старообрядческой среде демественного пения, причем в указанное время и позже оно было известно только в виде одноголосных записей, воспроизводящих одну из строк демественного многоголосия - демество . Поэтому знаки, использовавшиеся в путевой строке демественного многоголосия, не были включены в состав азбук демественного знамени. Следов., материалы демественных азбук не обеспечивают возможности расшифровки демественного многоголосия, тем более они недостаточны для расшифровки троестрочия - в их составе нет знаков и комплексов знаков (попевок), используемых в записях путевой строки строчного пения. Т. о., демественные азбуки представляют собой определенную выборку графических средств из азбук путевого знамени.

http://pravenc.ru/text/171650.html

«Учение...», несомненно, основано на византийской традиции пасхалистики, однако исследователи обнаружили влияние античной науки (в частности, пифагорейской школы о круговом движении времени, вероятно опосредованного уже христ. текстами), а также, возможно, западноевроп. влияния (М. Ф. Мурьянов обратил внимание на то, что деление часа на 5 частей встречается в трудах англ. книжников - Беды Достопочтенного, Симеона Даремского, а также Гонория Отёнского). Несомненно, на К. оказала влияние традиция т. н. семитысячников - ранних слав. текстов, в к-рых расписывалось число месяцев, недель и т. д. в 7000 лет. К семитысячникам восходят и тезисы К. о циклических обновлениях стихий. Т. Д. Славова предположила, что «Учение...» основано на некоем утраченном болг. трактате ( Славова Т. Д. «Учение за числата» (Учение, имже ведати человеку числа всех лет), приписвано на Кирик Новгородец//Медиевистични изследвания: В памет на П. Димитров. Шумен, 1996. С. 53-57), но эта гипотеза не нашла поддержки у др. исследователей, считающих труд К. в целом оригинальным. Из текста не ясно, пользовался ли К. пасхальными таблицами или какой-то иной формой записи пасхалии. Вопрос этот тем более сложен, что не сохранились столь ранние образцы древнерус. пасхалий. Сложные арифметические расчеты (у К. фигурируют числа до десятков миллионов) К., вероятно, производил при помощи абака (счетной доски). «Учение...» известно в неск. списках: РНБ. Погод. 76 (XVI в.); СПбФИИ РАН. Ф. 11. 245 (XVI в.); РНБ. Соф. 1161 (кон. XVI - нач. XVII в., отрывок); РГАДА. Мазур. 1069 (XVIII в.); РГБ. Рум. 35 (1-я четв. XIX в., писарская копия с Архивского списка). Отсутствие ранних списков почти не дает возможности судить о степени известности «Учения...» до XVI в. По гипотезе Р. А. Симонова, уже в 1138 г. появилась как самостоятельное краткое произведение выписка из «Учения...» - «Слово о поставлении небесе и земли и моря» (РНБ. Кир.-Бел. 10/1087, 1446 г.). В нем воспроизводятся данные К. о «поновлениях» земли, неба, моря и воды, всякий раз сообщается, сколько таких обновлений уже прошло от сотворения мира до 1138 г. и как получены эти данные.

http://pravenc.ru/text/1840245.html

В кон. XVII в. со знаменно-нотолинейной записью сохранились все типы употреблявшихся в то время певч. книг: Ирмологий, Октоих, Праздники, Триодь, Обиход. Небольшое количество сохранившихся двознаменных певч. книг свидетельствует о малой степени их востребованности в певч. практике. Характерным для этой группы памятников является сопоставление 2 нотных строк, взаимоположение которых зависит от рукописного источника. Над текстом может быть выписана крюковая строка, над ней - нотная или же наоборот (см. фрагмент стихиры на Богоявление из двознаменных Праздников 1700 г.- ГИМ. Син. певч. 41. Л. 138 об.). Значительно реже встречаются Д., в к-рых нотная и крюковая строки даны параллельно. В этом случае материал расположен на разворотах листов: на левой стороне выписан текст и его напев в нотной записи, на правой тот же текст нотирован крюками. Данная форма изложения обеспечивает возможность совместного пения в случаях, когда один из певцов владеет только нотной грамотой, а другой - крюковой. В переходный период эта форма записи была наиболее оптимальной. Однако Д. с параллельным изложением текста единичны, более распространена форма записи, сопоставляющая крюковую и нотную строки, хотя петь по таким Д. менее удобно по следующим причинам: одна из нотных строк всегда оторвана от текста; наиболее удобной для пения является строка, выписанная над текстом; воспроизведение верхней строки осложнено необходимостью координации напева с текстовой строкой; через строчку текст виден плохо, и темп пения неизбежно замедляется. При чтении крюковой строки возникают специфические трудности, обусловленные особенностями записи. В Д. крюковая строка растягивается, теряет присущую ей компактность изложения, обеспечивающую хорошую видимость всех структурных компонентов. Это объясняется наличием нотного перевода, запись к-рого всегда требует больше места. Кроме того, сложные по распеву знаки, тайнозамкненные попевки, лица, фиты, изначальное знание к-рых составляло суть знаменной системы, в Д. зачастую излагаются дробным знаменем. Это предопределяет их дробное же прочтение, последнее неизбежно отражается на структурной осмысленности распева.

http://pravenc.ru/text/171505.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНГЛИКАНСКОЕ ПЕНИЕ [англ. Anglican chant], в богослужении Англиканской Церкви небольшие мелодические формулы (напевы), используемые со 2-й пол. XVI в. для пения псалмов и библейских песен (canticles) по Псалтири (Parish Psalter, Oxford Psalter, New Cathedral Psalter) и Книге общих молитв . Эти напевы исполняются хором, часто при участии прихожан, a cappella либо в сопровождении органа и др. муз. инструментов. Исторически А. п. прошло 3 фазы эволюции: монодия; многоголосная (3-, 4-, иногда 5-голосная) обработка с основной мелодией (cantus firmus) в теноре (среднем голосе); с кон. XVII в. мелодию начали помещать в верхней партии, в XVIII в. традиц. напев постепенно сменился авторской музыкой. В соответствии с 2-частной структурой библейских стихов 7-тактовый напев делится на 2 структурно устойчивые формулы (3+4 такта), простые по мелодии и гармонии (вертикальное 4-голосие), регулярно организованные по ритму (половинные, четвертные и восьмые ноты (аккорды) - 3-5 в 1-й и 5-9 во 2-й формулах). Каждая из формул начинается с т. н. тона (аккорда) речитации, на к-ром свободно псалмодируется бóльшая часть стиха; следующий далее распев окончания полустишия носит, как правило, силлабический характер. Один и тот же напев нередко приходится на 2, иногда 4 стиха, повторяясь соответственно 1 или 3 раза. Способы подтекстовки мелодии различны; разбивка (своего рода «тактирование») текста, фиксирующая высотно-гармоническое изменение мелодии, указывается в богослужебных книгах с помощью наклонной черты или астериска. Целые псалмы могут быть распеты на 1, 2 или более мелодий в зависимости от размера и характера текста. Истоки А. п., используемого в богослужении на вечерне (Evensong) и утрене (Matins), восходят к монодийному псалмодированию песнопений оффиция в григорианском пении , а также к раннеренессансному фобурдону (fauxbourdone), континентальному 3-голосному пению, возможно первоначально имевшему англ. же происхождение. В фобурдоне мелодия псалмового тона находилась в верхнем голосе, средний располагался квартой ниже, нижний шел в сексту с мелодией. Распространение А. п. связано с движением Реформации , выдвинувшим идею проведения церковных служб на национальном языке. Составленная магистром хористов королевской часовни в Виндзоре Джоном Марбеком «Книга общих молитв, положенная на ноты» ( Merbecke J. Booke of Common Praier Noted, 1550) - первый нотированный источник А. п.- содержит образцы исполнения псалмов и библейских песен на григорианские псалмовые тоны: 8-й (7 примеров), 5-й (2 примера), 1-й, 4-й, 7-й и т. н. tonus peregrinus (странствующий тон) (по 1 примеру). Отсутствие здесь последовательного изложения системы тонов объясняется хорошим знакомством с ним музыкантов того времени.

http://pravenc.ru/text/115124.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГУТТЕР [нем. Hutter, Hütter] Леонард (янв. 1563, Неллинген - 23.10.1616, Виттенберг), нем. теолог, представитель ортодоксального направления в лютеранстве. В 1581 г. приступил к изучению теологии, философии и филологии в ун-те г. Страсбурга. В 1583 г. продолжил обучение в ун-тах Йены, Лейпцига, Гейдельберга. В 1594 г. в Йене получил степень д-ра теологии и остался в ун-те в качестве преподавателя. С 1596 г. профессор теологии Виттенбергского ун-та. Г. не только читал лекции, но и занимал должность инспектора курфюрстского пансиона, четырежды становился ректором, издавал полемические сочинения. По распоряжению курфюрста Кристиана II в 1610 г. Г. составил учебник теологии (Compendium locorum theologicorum), который вытеснил использовавшийся ранее в саксон. учебных заведениях «Loci communes rerum teologicorum» (Общие принципы теологии) Ф. Меланхтона . Учебник Г. выдержал 14 прижизненных изданий, а до кон. XVII в. переиздавался 66 раз. В работе 1614 г. «Concordia concors» (Согласие согласного), созданной как отклик на «Concordia discors» (Согласие несогласного, 1607) Р. Госпиниана, Г. подчеркивал богодухновенный характер формулы согласия (см. Согласия формула ) и не признавал возможности дальнейшего развития лютеран. догматики, настаивая на объективности установленных норм. Принятие Иоганном Сигизмундом II кальвинизма в 1613 г. побудило Г. к написанию памфлета, содержавшего предостережение об опасности синтеза лютеранства и кальвинизма и осуждавшего поступок курфюрста. В ответ Иоганн Сигизмунд II повелел исключить формулу Согласия из числа символических документов церкви и запретил бранденбургской молодежи учиться в Виттенбергском ун-те. Соч.: Disputatio de persona Christi. Witebergae, 1608; Libri Christianae Concordia explicatio. Witebergae, 1608; Compendium locorum theologicorum ex Scripturis Sacris et libro Concordiae collectum. Witebergae, 1610; Concordia concors: De origine et progressu Formulae Concordiae ecclesiarum Augustanae Confessionis. Witebergae, 1614. Лит.: Hase K. , von. Hutterus redivivus, oder Dogmatik der Evangelisch - Lutherischen Kirche: Ein dogmatisches Repertorium f. studierende. Lpz., 1868. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/168442.html

Ярким памятником этой эпохи стал мавзолей Цинь Шихуанди - огромный комплекс, представлявший модель социума и космоса. При его раскопках было выявлено мн. конструкций, свыше 7 тыс. терракотовых фигур (солдат, чиновников, слуг), бронзовое оружие и т. д. Культуры бронзового и раннего железного веков за пределами древнекитайских государств Сев.-зап. области. Чемурчекская культура в предгорьях Синьцзянского Алтая, по одной из теорий, была создана прототохарами, пришедшими из Европы не позднее кон. 1-й трети III тыс. до Р. Х. Захоронения в каменных ящиках под насыпями окружены оградками из плит; над ними возвышаются монументальные каменные статуи, символизирующие фигуры людей. Скульптура чемурчекской культуры в Синьцзянском Алтае. 1-я треть 3-го тыс. до Р. Х. Скульптура чемурчекской культуры в Синьцзянском Алтае. 1-я треть 3-го тыс. до Р. Х. Южнее, в районе оз. Лобнор, распространены памятники, получившие особую известность благодаря хорошей сохранности органических остатков (из-за пустынного климата). Могильник культуры Сяохэ (XVII-XV вв.; возможно, раньше) оставлен европеоидами, похороненными в деревянных лодкообразных гробах под слоем песка. Сохранились мумифицированные тела, иногда - деревянные куклы-муляжи; на многих шерстяные плащи, кожаная обувь, войлочные шапки, украшенные перьями. Шесты с веслообразным навершием (символ vulva) устанавливались возле муж. погребений, граненые фаллообразные - возле женских. Антропоморфные деревянные фигуры, вероятно, изображали духов - хранителей кладбища. В этом же регионе известны могильники, близкие к афанасьевской культуре III тыс., распространенной на Саяно-Алтае, включая Минусинскую котловину. С ней связана древнейшая металлургия в центре Азии. Ее носители - европеоиды; существует предположение, что именно они являлись прототохарами. Западнее, в долине р. Или и на Вост. Памире, выявлены памятники андроновской культурно-исторической общности, свидетельствующие о ее взаимодействии с местным населением. В сер. II тыс. основной ареал этой общности, соотносимой с одной из групп индоевропейцев, простирался от Юж. Зауралья и степей Казахстана до Минусинской котловины. В Джунгарской впадине найдена керамика бегазы-дандыбаевской культуры (XII-VIII вв.; основной ареал - Центр. Казахстан).

http://pravenc.ru/text/1841141.html

общепринятыми международными нормами, а амер. сторона согласилась признать за КНР право на представительство всего К. на международной арене. 25 окт. 1971 г. гоминьдановская Китайская Республика была исключена из ООН, ее место заняла КНР. В февр. 1972 г. КНР посетил Президент США Р. Никсон; по итогам его переговоров с Мао Цзэдуном и Чжоу Эньлаем было опубликовано совместное коммюнике, в к-ром стороны заявили о намерении нормализовать отношения (в 1973 США и КНР обменялись группами связи, которые фактически имели права посольств). После визита Никсона дипломатические отношения с КНР в 1972-1973 гг. установили Япония, Канада и большинство стран Зап. Европы. КНР восстановила также дипломатические отношения с государствами, с которыми разорвала их накануне и в ходе «культурной революции». Западноевроп. страны, США и Япония стали с нач. 70-х гг. XX в. главными внешнеэкономическими партнерами КНР. В кон. 70-х гг. XX в. КПК также было принято решение о выработке курса на перестройку экономики страны. В 1978-1988 гг. в К. были осуществлены «четыре модернизации»: в сельском хозяйстве, в промышленности, в национальной обороне, в науке и технологии. В приморских областях в целях привлечения иностранного капитала были созданы свободные экономические зоны, крестьяне получили возможность обрабатывать свои участки земли, большинство коммун упразднили. На XIII съезде КПК (в 1988) реформаторская группа Дэн Сяопина, одержав победу над маоистами, добилась офиц. одобрения теории и практики «развивающейся страны на начальном этапе социализма с китайской спецификой». В 1989 г. в связи с жестоким подавлением гражданского протеста студентов на пл. Тяньаньмынь в Пекине Дэн Сяопин ушел в отставку, но курс на реформирование в экономике был продолжен. В результате реформ было обеспечено поступательное развитие экономики страны с ежегодными темпами роста до 10%. На XVII съезде КПК (окт. 2007) был подтвержден курс на проведение комплексной модернизации страны, повышение уровня жизни населения и последовательную интеграцию экономики К.

http://pravenc.ru/text/1841141.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010