Священник Ярослав Шипов: «Когда было нечего есть, архиерей разрешал брать ружье» 27 мая, 2017. Лада Ермолинская Прилично ли священнику ходить по лесу с ружьем, почему кагор не замерзает в лютый холод и куда катится современная литература Во лбу у отца Ярослава православный крест. Нет, не сияющий, а вполне земной – словно отпечатанный. Спрашиваю – как так? «А вот так! – говорит. – В детстве соседский мальчишка дал по лбу лыжной палкой, и на всю жизнь остался шрам. Позднее на этом месте появилась вертикальная складочка. А горизонтальные – морщинки, это уже потом, с возрастом. Так, – резюмирует он, – Бог меня пометил. Отвертеться не было никакой возможности!» Протоиерей Ярослав Шипов – клирик храмов Патриаршего подворья в Зарядье. Родился 16 января 1947 года. Закончил Литературный институт в Москве. Работал в журналах «Литературная учеба», «Наш современник», в издательстве «Современник». В конце 90-х состоял в редакционной коллегии журнала «Наш современник». В возрасте 44 лет стал священником. Поднимал приходы в Вологодской области. Отец Ярослав – автор рассказов о жизни современного православного прихода в русской глубинке. В 2017 году стал лауреатом Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. «Мои родители познакомились в журнале «Безбожник» – Мои родители появились на свет еще до революции, оба в православных семьях. Отец родился в марте и был назван Алексеем в честь человека Божия Алексия, а мама – в начале февраля, ее крестили в честь Анастасия Персянина. Батюшка, который совершал таинство, видимо, начал отмечать это событие вместе с моим дедушкой еще до начала, потому и дал ей мужское имя. Но в процессе крещения выяснилось, что это девка! «Ну что же, будет Анастасия…» – так и получилось. Потом произошел слом эпох, и все пошло по-другому. Мама отрезала косу и из дома вынесла иконы, вступила в комсомол. С отцом они познакомились в журнале «Безбожник», где оба работали журналистами. А во время войны отец трудился в газете «На разгром врага» Первой ударной армии, мама – в «Комсомольской правде».

http://pravmir.ru/protoierey-yaroslav-sh...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОЛОЧСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Обретение Колочской иконы Божией Матери. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30. Л. 807 об.) Обретение Колочской иконы Божией Матери. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30. Л. 807 об.) чудотворный образ. Обретен в 1413 г. на р. Колочи в Можайском княжестве крестьянином Лукой, в доме к-рого от иконы произошли первые исцеления и к-рый совершил путешествия с ней сначала в Можайск, а затем в Москву. О явлении К. и. сохранились краткие сведения в летописях XV-XVI вв.: в Софийской I, Новгородской IV, Летописи Авраамки, Супрасльском списке Белорусской летописи, Никаноровской и Вологодско-Пермской. Больше подробностей содержится в летописях кон. XV - нач. XVI в.: Московском своде 1479 г., Типографской, Симеоновской летописях, а также в независимых летописях, восходящих к северному летописанию 70-х гг. XV в.- Ермолинской, Сокращенном своде 1493 и 1495 гг., Устюжской. Также сведения о К. и. есть в Софийской II летописи (ПСРЛ. Т. 6. С.140), восходящей к неофициальному своду 80-х гг. XV в. и составленной в нач. XVI в., видимо, в монастырской среде ( Лурье Я. С. Летопись Софийская II//СККДР. Т. 2. Ч. 2. С. 60; подробнее о летописной истории К. и. см.: Журова. 2000. С. 49-159; Семенищева. 2003. С. 52) Истории обретения К. и. посвящена «Повесть о Луке Колочском» кон. XV - нач. XVI в. (Повесть о Луке Колочском//Рус. повести XV-XVI вв./Сост.: М. О. Скрипиль. Л., 1958. С. 116-118; Повесть о Луке Колочском//ПЛДР: Кон. XV - 1-я пол. XVI в. М., 1984. С. 52-57). К формированию ее сюжета имел отношение патрональный для можайских князей Кириллов Белозерский мон-рь ( Журова. 1989. С. 116; Семенищева. 2003. С. 57). В одной из литературных редакций XVI в. «Повесть...» была включена в «Степенную книгу». Именно сведения «Степенной книги», Пролога были основными источниками информации о К. и., в т. ч. для ученых и краеведов XIX в. Н. В. Трофимовский, подбирая материал для описания К. и. как святыни Смоленской епархии, отмечал в качестве источника рукопись, «написанную полууставом в 1439 г. некоторым свящ. Иаковом Андреевым» ( Трофимовский. 1864. С. 363; То же. 2013. С. 251).

http://pravenc.ru/text/1841796.html

В годы советской власти священник Веденский не был репрессирован, но притеснениям подвергался, в частности, был выселен из своего дома, который был отдан под школу и вселен в бывшее здании школы, которое требовало капитального ремонта. Была попытка отобрать его сад и т.д. О его последних годах пока ничего не известно. По воспоминаниям старожилов, его дочь преподавала в Таболовской начальной школе. В 1918 г. на землях с. Таболово был образован совхоз " Гаврилово " . Церковь продолжала действовать. Но, как в других церквях России, в 1922 г. из нее была изъята ценная утварь. Среди изъятых предметов были две большие серебряные крышки от Евангелия, большой и малый кресты, серебряная большая риза от иконы Николая Угодника и др. предметы. Общий их вес составил 16 фунтов 34 золотника.  В 1932 г. совхоз " Гаврилово " передается в ведение Центрального научно- исследовательского института эпидемиологии и микробиологии Наркомздрава РСФСР. Институт считал, что существование действующей церкви, приход которой в начале 1930-х гг. значительно расширился, на его территории не допустимо. И не смотря на то, что храм Успения Пресвятой Богородицы в те годы обслуживал верующих селений Дыдылдино, Таболова, Малое Таболово, а также деревень Петровской и Апаринки, с общим количеством прихожан до 1700 человек, институт обратился в Исполком Ленинского райсовета с просьбой о закрытии церкви. Райисполком первоначально не поддержал просьбу института, предложив ему провести антирелигиозную кампанию. В сентябре 1933 г. Институт обращается с аналогичным заявлением в Совнарком РСФСР. Кроме предложения о закрытии церкви, были предложены и варианты переноса церкви из с. Таболово: в Расторгуево (видимо, с. Ермолино) или в с. Ямонтово. Предлагалось также перенести церковь в с. Дыдылдино, хотя руководство института знало, что церковь в с. Дыдылдино была закрыта еще в 1930 г. Совнарком РСФСР направил обращение Института в Мособлисполком, который дважды рассматривает вопрос о закрытии церкви в с. Таболово и решил ее закрыть. Окончательно вопрос о ликвидации церкви Успения Пресвятой Богородицы был решен на заседании президиума ВЦИК СССР 1 октября 1934 г. Постановление было кратким " …постановление Московского облисполкома утвердить, указанную церковь ликвидировать " . Так была прекращена деятельность храма Успения Пресвятой Богородицы и возобновилась она только в 90-х гг. XX века. Несмотря на то, что церковь была официально признана памятником архитектуры, подлежащим охране, она использовалась как хранилище документальных фильмов, ее внутренний интерьер был изуродован 13 каменными боксами с металлическими дверями, в которых хранились коробки с кинопленками.

http://sobory.ru/article/?object=03962

Пасхальные яйца из папье-маше в конце XIX века делали на подмосковной фабрике Лукутина, ныне знаменитой Федоскинской фабрике лаковой миниатюрной живописи. Наряду с религиозными сюжетами мастера фабрики Лукутина часто изображали на пасхальных яйцах православные соборы и храмы. Одним из первых соединить пасхальное яйцо с ювелирным украшением попытался Фаберже. Мастерские Фаберже создали 5 пасхальных яиц для императора Александра III и императора Николая II. Александр III в 1885-1894 годах преподнес своей жене 10 пасхальных яиц, творения Фаберже. Николай II в 1894-1917 годах заказал 46 пасхальных яиц для подарков своей матери, вдовствующей императрице Марии Федоровне, и жене Александре Федоровне. 12 пасхальных яиц было создано для Л.Ф. Келча, владельца нескольких золотых рудников в Сибири, для князя Ф.Ф. Юсупова и герцогини Мальборо, также выполнялись изящные и дорогие пасхальные подарки, часто содержащие различные сюрпризы. Это были пасхальные яйца со сложными заводными механизмами, представлявшие собой чудо ювелирного искусства, создание каждого из которых обходилось очень дорого. Образцы хранились в специальных футлярах или сейфах и извлекались оттуда для показа только во время Пасхи. В настоящее время известно местонахождение некоторых раритетных пасхальных яиц Фаберже: 12 экземпляров хранится у английской королевы, 11 владеет американский журнал " Форбс " и 10 находится в Оружейной палате Московского Кремля. После Первой мировой войны, падения монархии в Европе и обеднения аристократии многие изделия Фаберже были проданы и перешли к другим владельцам. В 1920-е годы для пополнения казны валютой советское правительство продало ряд произведений искусства из государственных коллекций. Из императорской коллекции, конфискованной после 1917 года, была продана большая часть, видимо, " абсолютно бесполезных " для советского правительства уникальных пасхальных яиц. Ночь, которая светлее дня 14.04.2001 [См. также: Страстная Седмица Пасха - Светлое Христово Воскресение ] В пасхальную ночь богослужение в православных храмах начинается за несколько часов до полуночи. Читают Деяния Святых Апостолов - одну из книг Нового Завета, рассказывающую о том, как христианская вера трудами и проповедью свв. апостолов распространялась по всему миру.

http://zavet.ru/news/news-s010414.htm

Все письма просматривались. Было заведено дело об антисоветской деятельности подпольной группировки под названием «Священная дружина», вынесен приговор: расстрел. 15 сентября 1937 года приговор привели в исполнение . Александра Ивановна, видимо, подкупила охранников, чтобы они выдали тела убиенных . Тогда осужденные сами копали себе расстрельные ямы. А из сведений о Локчимлаге в п. Аджером известно, что ямы эти не закапывались, в лучшем случае закидывались ветками . Осужденные сами копали себе расстрельные ямы. А потом ямы эти просто закидывались ветками Можно представить себе, что испытывала матушка Мария, когда копала эту яму с остальными приговоренными – членами «Священной дружины». В Вотче у нее осталось семеро детей, их она уже никогда не увидит. Вот она, страшная неотвратимая реальность! Возможно, все это время она переживала свою Гефсиманию, свое искушение Петра, свои борения и сомнения и желание отречься и остаться в живых, но она выдержала это борение. Они погибли: были расстреляны. Единственной их виной была вера. Их было 13 человек: Герман (Ряшенцев) – епископ Вязниковский, викарий Владимирской епархии; Серапион (Шевалеевский) – епископ Арзамасский, викарий Горьковской епархии; игумен Иоанникий (Тарара), иеромонах Михаил (Любимов), монахи Иоанн (Смурыгин), Мартемиан (Васильев-Жуков), иерей Стефан Ермолин. Участь духовенства разделили и миряне, среди них Павел Елькин и Мария Шаламова . Они были разных сословий и профессий – срез общества. Павел Елькин – мирянин. Он был, подобно будущему апостолу Павлу , ревностным гонителем христиан. Занимался экспроприацией хлеба у крестьян, подобно Сталину в молодости на Кавказе, был активным членом ВКП(б). Его жизнь переменила встреча с епископом Германом (Ряшенцевым), отбывавшим ссылку в Сыктывкаре и служившим в Кочпонском храме. За 20 лет, как видно из следственного дела, Павел Елькин прошел путь от большевика до мученика. Так же, как и апостол, чье имя он носил, Павел Елькин имел горящее, искренне верящее сердце. Он не был равнодушным, теплохладным, но искренне верил в то, что делает. Поэтому был «позван», «окликнут по имени».

http://pravoslavie.ru/124499.html

Т. 23. С. 157; Выголов. 1988. С. 42-48). Возможно, такое бережное отношение к стенам старого собора было связано не только с почитанием его основательницы, вел. кн. Евдокии Димитриевны (в иночестве Евфросинии), но и с ограниченностью финансовых средств, отведенных на реставрацию. Георгиевский собор в Юрьеве-Польском. 1230-1234 гг., восстановлен в 1471 г. Георгиевский собор в Юрьеве-Польском. 1230-1234 гг., восстановлен в 1471 г. В 1469 г. при участии Е. были «обновлены» (точный характер работ неизвестен, поскольку церкви не сохр.) древняя каменная ц. Воздвижения на Торгу и храм на Золотых воротах во Владимире (ПСРЛ. Т. 23. С. 159; Выголов. 1988. С. 71-73). В том же году он возвел в Троице-Сергиевой лавре трапезную и поварню (ПСРЛ. Т. 23. С. 158; Выголов. 1988. С. 112-131), преобразованную в церковь в 1735 г., причем размещавшаяся на ее зап. фасаде рельефная каменная икона Богоматери Одигитрии (Смоленской) - видимо, одно из ранних воспроизведений чудотворного оригинала - была перенесена внутрь и стала почитаться как местная святыня ( Выголов. 1988. С. 128). Активное участие Е. в архитектурном обустройстве Троице-Сергиева мон-ря можно объяснить семейными традициями: его дед Ермола (в иночестве Ефрем) и отец Димитрий (в иночестве Дионисий) приняли здесь постриг ( Тихонравов Н. С. Древние жития прп. Сергия Радонежского. М., 1892. С. 158-163; Тихомиров М. Н. Средневек. Москва в XIV-XV вв. М., 1957. С. 152-155; То же. М., 1997. С. 176-179; Клосс Б. М. Избр. труды. М., 1998. Т. 1: Житие Сергия Радонежского. С. 70). Белокаменная парадная трапезная (пострадала от пожара в 1564, разобрана в 1740) была близка по виду т. н. Владычной палате (1433) в Вел. Новгороде, построенной с привлечением иностранных мастеров и напоминающей готические рефектории североевроп. мон-рей ( Выголов. 1988. С. 122-125). Она имела большой зал с арочными окнами и столпом в центре, наружные лестницы и крыльца. Трапезная Троице-Сергиева мон-ря долгое время была образцом при возведении парадных монастырских трапезных; возможно, особенности ее архитектуры повлияли на облик Грановитой палаты (1487-1491, архитекторы М.

http://pravenc.ru/text/190209.html

Впрочем халтурить строители умели, видимо, не только в наше время. Красавец-храм простоял чуть более двухсот лет и, как пишут в некоторых источниках, «внезапно разрушился». Произошло это печальное событие в середине 1460-х годов. На восстановление собора московский князь Иван III отправил своего лучшего мастера Василия Ермолина, который из обломков старого собора собрал новый. Восстановить собор в прежнем облике не удалось, новый собор стал гораздо ниже, получился приземистым, как будто врос в землю. Нарушился и узор каменной резьбы. Мы спешим на встречу с отцом Афанасием, игуменом Михайло-Архангельского монастыря, в стенах которого расположился музей. Монастырь этот заложен был Святославом Всеволодовичем, в 1238 году разорен ханом Батыем и долгое время пребывал в запустении. Свой современный вид он приобрел в конце XVIII, начале XIX века. В советское время монастырь был закрыт, часть помещений отдали под музей. В 2008 году обитель вновь была открыта. Его братия сейчас -всего-то три насельника вместе с игуменом, да еще несколько трудников. Отец Афанасий говорит, что проблем с музеем у них нет, места хватает всем, туристы, приезжающие в музей, заходят и в храм, что само по себе уже немаловажно. Да вот и директор музея, женщина воцерковленная, поет в церковном хоре. Только службы проходят очень редко - по большим праздникам и в выходные дни. Да и прихожан мало: монастырь стоит, в «историческом центре», да только центр этот расположен на окраине, и жителей здесь крайне мало.На наш вопрос, как в провинции реагируют на события, что сотрясают сейчас Москву, серьезно отвечает, что здесь и без взбалмошных девчонок проблем хватает -пьянство, безработица, нищета, социальное расслоение захлестнули провинцию, и выхода из этой ситуации не видит никто. На выезде из города наше внимание привлекла огромная колокольня - практически все, что осталось от некогда существовавшего Петропавловского монастыря. Присмотревшись, в густых зарослях можно рассмотреть остатки стен стоявших когда-то на этм месте церквей и соборов. Местные краеведы рассказывали нам, что монастырь этот восстанавливает практически в одиночку монахиня матушка Серафима.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/1...

Кн. Михаил Александрович посылает еп. Евфимия к кн. Димитрию Иоанновичу для заключения мира. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-1.Л.679) Кн. Михаил Александрович посылает еп. Евфимия к кн. Димитрию Иоанновичу для заключения мира. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-1.Л.679) Со временем отношения между Е. и Тверским вел. князем ухудшились. В результате конфликта «князь великии Михаило не захоте Еуфимиа владыки», и последний в янв. 1387 г. был вынужден удалиться в мон-рь, в котором ранее он был игуменом (ПСРЛ. Т. 15. Стб. 444). По-видимому, Е. находился в Никольском монастыре до 1390 г., когда над ним состоялся суд, обстоятельства к-рого отражены в подробном рассказе, читающемся на бумажной вклейке в пергаменном Уставе из собрания ГИМ, в тверских известиях Рогожского летописца, в Тверском летописном сборнике, в Симеоновской и Никоновской летописях, а также в летописной подборке сборников: ГА Тверской обл. Ф. 1409. Оп. 1. 1129, 1554. Менее подробно о суде над Е. повествует Житие свт. Арсения Тверского и совсем кратко - Московский свод кон. XV в., Ермолинская, Уваровская и Типографская (в поздней редакции) летописи. Суд над Е. состоялся по инициативе Тверского вел. кн. Михаила Александровича, к-рый в 1390 г., сразу же после утверждения свт. Киприана на общерус. митрополичьей кафедре в Москве, отправил к нему послов с просьбой прибыть в Тверь для разрешения «распри церковной». (Свт. Киприан установил дружественные отношения с литовским и тверским правителями еще в 70-х гг. XIV в., по просьбе первого в 1375 Киприан был поставлен в К-поле митрополитом Киевским и М. России.) 29 июня 1390 г. митр. Киприан отправился в Тверь в сопровождении греч. митрополитов Матфея и Никандра, епископов св. Михаила Смоленского и св. Стефана Пермского. За 30 верст от Твери митрополита встретил внук кн. Михаила Александровича кн. Александр Иванович, на следующий день за 20 верст - кн. Иван Михайлович. 2 июля свт. Киприана встретил вел. кн. Михаил, с которым митрополит наедине имел беседу. 3 июля митр. Киприан приехал в Тверь. В честь его приезда вел. князь устроил пир, продолжавшийся 3 дня. И лишь на 4-й день состоялся суд, на к-ром были выслушаны жалобы на Е. (архиерея обвиняли «и архимандриты, и игумени, и священницы, и иноцы, и боаре, и велможи, и простии» - ПСРЛ. Т. 11. C. 125; видимо, для того чтобы выслушать столь широкий круг лиц, свт. Киприан и был вынужден предпринять поездку в Тверь, а не вызывать епископа в Москву), после чего Е. был сведен с кафедры. Михаил Александрович попросил первосвятителя о новом архиерее, и 24 июля во епископа Тверского был хиротонисан митрополичий архидиак. св. Арсений .

http://pravenc.ru/text/187704.html

Василий Александрович Александров (ум. в октябре 1928 г.) – преподаватель музыки в Вологодской мужской гимназии и в Вологодском реальном училище. См. памятные книжки. Епископ Сергий (Спасский; 1830–1904) в 1886 г. был епископом Могилевским и Мстиславским. Попов Прокопий, студент семинарии, выпускник 1884 г, однокурсник Н.А. Ильинского. 1887 г. Ходкевич Василий; предположительно студент 2-го курса (на момент написания письма). Выпускник Могилевской духовной семинарии 1889 г., по второму разряду. Видимо, речь идет о переезде из с. Ирта в с. Дубники. См. о нем выше. Епископ Иоанникий (Казанский), с февраля 1888 г. епископ Великоустюжский, викарий Вологодской епархии. В начале 1888 г. во втором классе Вологодской семинарии были Дмитрий Ермолин и Зосима Ермолин. Возможно, известный купец Дмитрий Сергеевич Пермяков (1835–1894), основатель ремесленного училища в Вологде. Священник Петр Успенский. Николай Яковлевич Павлов (ум. 06.07.1905) – окончил Вологодскую духовную семинарию (1884), с 04.08.1885 диакон Николаевской Побережской церкви Грязовецкого уезда, с 28.12.1886 священник Спасоугольской церкви Вологодского уезда, с 18.05.1890 перемещен к Николаевской Елданской церкви того же уезда. См. Павлов Николай//Православные приходы и монастыри Севера: http://parishes.mrezha.ru/clergyL.php?id=6810 Василий Николаевич Углецкий (22.03.1864 – август 1931) – сын священника Вилегодской Ильинской церкви Сольвычегодского уезда. Окончил Вологодскую духовную семинарию (1884), с 12.08.1885 по сентябрь 1888 г. псаломщик Тотемской градской Иоанно-Предтеченской церкви, с 22.12.1888 псаломщик Богородицкой Верхнедольской церкви г. Вологды, с 10.05.1890 священник Георгиевской Краснораменской церкви Грязовецкого уезда, с 31.12.1899 священник Владимирской Поченгской церкви Вологодского уезда, с 07.05.1907 священник церкви св. праведного Иоанна Устюжского. С 27.07.1917 протоиерей. Женат на Александре Александровне Голубевой (15.04.1864 г.р.). Клировая ведомость церкви Иоанна Праведного г. Устюга за 1917 г.//ГАВО. Ф. 1063. Оп. 1. Д. 401. Л. 3 об. – 4.

http://bogoslov.ru/article/6191927

На юж. границе мон-ря, к-рая была более сложного рельефа, впосл. располагалась одноглавая церковь, вероятно, во имя вмч. Георгия (1527). Она стояла вне ограды, на карте между ней и юж. келейным корпусом стена не обозначена. Далее в ограде показаны еще 2 надвратных храма, а между ними за оградой еще один одноглавый храм, к-рый Выголов отождествил с ц. в честь Воздвижения Креста Господня (1450), сооруженной боярином В. Г. Ховриным и не принадлежавшей обители. Ближайший к Георгиевской ц. надвратный храм, на месте к-рого позднее была выстроена ц. во имя вмц. Екатерины,- это, видимо, ц. во имя святителей Афанасия и Кирилла Александрийских. Пшеничников ссылался на архивные дела, в к-рых престол во имя Александрийских епископов упоминался как придельный и принадлежавший обители, но имевший собственный причт ( Пшеничников. 1894. С. 106). По мнению Забелина, этот храм еще был действующим в 1792 г., упразднен в нач. XIX в. в связи со строительством Екатерининской ц. Памятью об этом храме служили литургические предметы, сохранявшиеся в ризнице М. В. м.: серебряные потир, дискос, лжица и звездица, пожалованные в дар храму царевной Марией Алексеевной в 1717 г. Сосуды, принадлежавшие этому храму, были по инициативе митр. Московского и Коломенского Макария (Булгакова) переданы игум. Сергией (Волконской) (1871-1884) в Иосифовский жен. мон-рь Екатеринославской епархии. Вмч. Георгий Победоносец. Деревянный рельеф. Мастер В. Д. Ермолин. Фотография. 10-е гг. ХХ в. Вмч. Георгий Победоносец. Деревянный рельеф. Мастер В. Д. Ермолин. Фотография. 10-е гг. ХХ в. Георгиевский храм, построенный в 1527 г., также служил мемориальным целям: он был возведен для статуи вмч. Георгия Победоносца, крупного белокаменного изображения конного воина, древнего герба династии и столицы, стоявшего до перестройки Фроловских ворот на их башне. Этот одноглавый 3-апсидный храм примыкал к стене мон-ря, южный и восточный его фасады выходили на площадь перед ним. В нач. XVIII в. он был отремонтирован и даже к нему пристроили придел во имя вмч.

http://pravenc.ru/text/2564202.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010