Гриди Офимьина сына Горохова 8. Матфейка Омелианова да Тимохи Дмитриева 9. Михаля Дмитриева 10. Ивашка Офоносова 13. Солецкий на Волхове погост 1. Михаля Дмитреева да сына его Ивашка 2. Матфейка Омельянова 3. Михаля Дмитриева, да Матфейка Омельянова да Тимохи Дмитриева 4. Ларивонка Матфеева 5. Захара да Исака да Луки Олферовых 6. Панфилка да Вафромейка Василевых, да братанича их Петрока Игнатова 7. Тимохи Дмитреева сына Омельянова 8. Исака, да Онкифа, да Силка, да Тимохи, да Васюка Олферовых 9. Куземки да Ивашка Климовых 10. Ивашка Прохнова (с Чюдинцы ул.) 11. Феофилата Степанова 12. Гриди Олферова (с Щорковы ул.) 13. Ермолки да Демеха Фалелеевых 14. Сенки да Миши Нестеровых 14. Коломенский на Волхове погост 1. Самсонка Ермолина 2. Якуша да Игната Ивашковых да их братаничев Гриди да Якуша Карповых 15. Ив.-Переездовский погост 1. Олфера да Васюка Мосеевых 2. Ивашки Мосеева Переездовского II. Копорский уезд 1. Каргальский погост 1. Степана Семенова Князцова 2. Палки Семенова Квашенкина 3. Ивана Алекс. Князцова, да сына Труфаника, да Орины Дмитровские жены, да сына ее Трофимка, да Полаги Сенкинские жены 4. Самойлика Михайлова, да брата его Ивашка, да Петрока Михалевых-же, да Назарка Оникиева 5. Самойлика Моисеева, да Куземки Селиванова, да Карпика Левина 6. Моисейка Федкова, да Федка Борисова 7.Палки Федкова, да Онашки, да Онтропка Ивашковых 8. Ивашка, да Осташка Ониськиновых, да Васка Якушова 9. Ивашка Самойлова, да Федка Гридина, да Савостианка, да Петрока Кирил., да Иевика Ортемова 10. Константина Васил., Игн. Савина, Гриди Иван., Алекс., Вас., Селив. Иван., Алекс. Степан., Вас. Игн., Петр. Захарова 11. Родиона Ивашкова 12. Сысойка Лукина 13. Нефедка Карпова, да сына Фенки, да Власка Еремина 14. Ивашка Васюкова Белого 15. Палки да Олферка Фроловых 16. Харла Фролова старосты, Фед. Неф., поп. Род. Никольск. 17. Олешка Минина, да Ивашка Федкова 18. Фомки Ивашкова 2. Егор.-Радшинский погост 1. Олексейка Ивашкова и Фменка Минина 3. Ильин.-Замозский погост 1. Фенки Федотова 2.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Tihomir...

Л., 19282. Вып. 1; Л., 1927. Вып. 2; М., 1962, 19973. Вып. Т. 2: Ипатиевская и Густынская летописи. СПб., 1843; Ипатьевская летопись. СПб., 19082. М., 1962, 1997-1998р; Т. 3: Новгородские летописи. СПб., 1841. Новгородская 1-я летопись старшего и младшего изводов. М., 2000р; Т. 4: Новгородские и Псковские летописи. СПб., 1848. Вып. 1-3: Новгородская четвертая летопись. Пг.; Л., 1915-19292; Т. 4. Ч. 1: Новгородская четвертая летопись. М., 2000р; Т. 5: Псковские и Софийские летописи. СПб., 1851; Т. 5. Вып. 1: Псковские летописи. М., 2003р; Т. 5. Вып. 2: Псковские летописи. М., 2000р; Т. 6: Софийские летописи. СПб., 1853; Т. 6. Вып. 1: Софийская 1-я летопись старшего извода. М., 2000р; Софийская 2-я летопись. М., 2001р; Т. 7-8: Летопись по Воскресенскому списку. СПб., 1856-1859; Т. 8: Летопись по Воскресенскому списку. М., 2001р; Т. 9-12: Летописный сборник, именуемый Патриаршею, или Никоновскою, летописью. СПб., 1862-1901, 2000р; Патриаршая, или Никоновская, летопись. М., 1965; Т. 13: То же. Доп. к Никоновской летописи. Так называемая Царственная книга. СПб., 1906. М., 1965, 2000р; Т. 14. [Ч.] 1: «Повесть о честном житии царя и великого князя Федора Ивановича всея Руси». [Ч.] 2: «Новый летописец». СПб., 1910. М., 1965; Т. 15: Летописный сборник, именуемый Тверскою летописью. СПб., 1863. М., 1965; Т. 15. Вып. 1: Рогожский летописец. Пг., 19222. М., 1965. Рогожский летописец. Тверской сборник. М., 2000р; Т. 16: Летописный сборник, именуемый летописью Авраамки. СПб., 1889. М., 2000р; Т. 17: Западнорусские летописи. СПб., 1907. М., 2008р; Т. 18: Симеоновская летопись. СПб., 1913. М., 2007 р; Т. 20: Львовская летопись. СПб., 1910-1912. 2 ч.; Т. 22: Русский хронограф. Ч. 1: Хронограф ред. 1512 г. СПб., 1911; Ч. 2: Хронограф западнорусской редакции. Пг., 1914; Т. 23: Ермолинская летопись. СПб., 1910. М., 2004р; Т. 24: Типографская летопись. Пг., 1921. М., 2000р; Т. 25: Московский летописный свод кон. XV в. М.; Л., 1949. М., 2004р; Т. 26: Вологодско-Пермская летопись. М.; Л., 1959, 2006р; Т.

http://pravenc.ru/text/2463609.html

Вечером Андрей пришёл  домой позже обычного. Признался жене, что зашёл в храм, отстоял службу и окончательно понял, что ему необходимо креститься. -Для нас это был шок, - вспоминает матушка Юлия. – Андрюша, окстись, какое крещение, не сегодня-завтра мы едем в Америку!» Мои родители были просто потрясены: ведь  в значительной степени именно мы были инициаторами отъезда. Но Андрей был твёрд в своём выборе, и мне ничего не оставалось, как распрощаться с родителями и остаться в Москве. А очень скоро – распрощаться и с Москвой. Следующий за крещением шаг – семинария, а потом Андрей уезжает в Ивановскую епархию и получает  своё первое  место служения _ Успенский храм в городке Плёс. Здесь почти повторилась московская картина: к нему зачастили друзья-приятели из того же театрального мира. Их друг – служка, потом дьякон, священник, ведь это так экзотично! Мирская суета опять тянула в свою пучину. Но Андрей не вернулся на прежний опасный путь, нашёл в себе силы преодолеть соблазн. В Плёсе он познакомился с настоятелем монашествующей  общины села Ермолино о. Антонием, монахами о.Илларионом и о. Варлаамом. Они-то и сформировали в значительной степени внутренний  о. Андрея. Молодой священник мечтает об уединении и Промысел Божий отзывается  на его мечту. С благословения епархиального  руководства он переезжает к своим духовным наставникам… Матушка Юлия никак не договорит мне свою семейную историю. То ей надо поменять пелёнки пятимесячной Серафиме, то утешить упавшую со стульчика  Варю, то  подставить под холодную воду прищемлённый пальчик шустрого Саввы. То ли они хотели спать, то ли ещё что, но дети разбушевались. Я подумала про себя: своих детей я бы давно приструнила. Но оба родителя только строго посмотрели на своих малышей. -Вы что, - спросила я их, - совсем детей не наказываете? Обязательно наказывает, -говорит о. Андрей, - Если бы Господь не наказывал человека – из любви к нему – тот сбился бы с пути. Так же и родители должны проявлять немалую строгость, но при одном условии – в сердце не должно быть раздражения. А справедливый суд ребёнок всегда поймёт правильно.

http://radonezh.ru/analytics/vsemu-svoy-...

До сих пор я и понятия-  не имела о существовании этой пустыни. И спустя короткое время в очередной раз убедилась, как порой причудливо жизнь плетёт свои узоры. Вот так неожиданно для себя я оказалась в уникальной для всей  России сыроварне. Сколько же труда, хлопот, забот потратил о. Андрей вместе с монашествующей братией, прежде всего   с о. Илларионом, чтобы наладить это производство! Три года назад член общины о.Илларион, многие изобретения которого получали в его домонашеской жизни высшие награды на ВДНХ, прочёл в одном популярном журнале рецепт приготовления сыра и решил попробовать сделать маленькую порцию в кастрюльке. У него, конечно же, сразу же всё получилось. И тут к нему приходит отважная идея расширить производство. Отец Илларион достаёт бачок, но уже на пятьдесят литров. И, как человек серьёзный, основательный, отправляется в единственный в России Угличский НИИ сыро- и масло-делания на стажировку. В  это время о. Андрей вместе с другими членами общины объезжает Костромскую и Ярославскую области, собирая с миру по нитке необходимое для цеха оборудование. А потом заключает договор на поставку молока с ближайшим колхозом. Производительность труда высока – шестьдесят килограммов сыра в день. Вскоре слава о нём докатилась не только до близлежащих городов, но и до Москвы. Самое время расширять производство. Не выход ли это из трудного экономического положения, хотя бы только и в одной точке России? И вот о. Андрей прослышал, что на фурмановском заводе «Темп» бездействует сыроваренное оборудование и пятисотлитровая ванна. Община с помощью всё тех же   ивановских спонсоров готова всё  выкупить. Но фурмановцы повели себя, как собака на селе, ни нам, ни вам. Ну ладно, жаль продать своё – давайте вместе построим цех в Ермолине, создадим рабочие места, предложили батюшки. И опять не нашли у фурмановцев отклика. Так что не удаётся пока ермолинской общине обеспечить своей продукцией не только область, но и район. Ну и то хорошо, что помогают старым и немощным ермолинцам, по чисто символической цене  продают сыр местным жителям, а особо нуждающимся и вообще отдают бесплатно.

http://radonezh.ru/analytics/vsemu-svoy-...

-У  нас есть несколько вполне приличных мультфильмов, которые мы и прокручиваем через видеомагнитофон. А вообще-то я сравниваю телевидение с полкой книг. Всё зависит от того, какие книги на неё поставят. Телевидение сегодня очень опасно для душевного здоровья, особенно для неокрепшей души ребёнка. Вы даже не представляете, как это опасно, когда  ребёнок проживает чужую взрослую жизнь. Я разговаривал как-то с одним психологом, так вот он сказал, что это одна из причин  увеличения числа нервно-психических заболеваний. Нереализуемое желание жить по образу взрослых настолько соблазнительно для неокрепшей детский психики, что нередко приводит к стрессам. Да я и сам по собственному опыту это знаю. Когда я работал осветителем в театре и ежедневно смотрел спектакли, то почувствовал, как это опасно – проживать чужую жизнь. Дело в том, что любая игра искажает образ Божий в человеке. В воспоминаниях Шаляпина я прочёл, как долго он не мог прийти в себя после того, как пел Мефистофеля. Переживал, каялся, признавался, что разрушительная энергия этого образа входила в него, и никак не мог избавиться от неё. Как человек заражается вирусами и микробами, так через некоторые телевизионные передачи душа заражается различными духовными пороками. А телевидение, чтобы   только удержать зрителя, пускается во все тяжкие – отменяется табу на показ интимных отношений, демонстрируются ужасающие насилие и садизм. И всё это впитывается детьми, можно сказать, с пелёнок. Прихожане спрашивают меня: «Батюшка, как вести себя в пост? Я предлагаю отказаться от развлекательных телепрограмм. Вы знаете, что они отвечают? Нам, говорят, легче отказаться от пищи, но не от «ящика». Отступление второе           В Москве мы уже отвыкли от очередей. Каково же было моё удивление, когда  я увидела её, родимую, у ларька на Юго-Западе. На  нём была  вывеска «Сыр монастырский». Изготовлен из экологически чистого молока на сыроварне Свято-Воскресенской Ермолинской пустыни Ивановской епархии. Без добавления консервантов и красителей. Жирность 45». С тех пор я стараюсь покупать сыр только там.

http://radonezh.ru/analytics/vsemu-svoy-...

   В последние годы Киприан уединенно жил в Голе-нищеве, погруженный в книжные занятия и молитву. Он избегал Москвы даже тогда, когда необходимо было совершать епископские поставления. Умер митрополит Киприан в том же уединении 16 сентября 1406 г.    Об этом соглашении см.: 202, с. 144—145.    Ср. 186, с. 263—264.    Ср. синодальный акт 1389 года, 102, II, 122.    Прекрасный обзор этой ситуации в 186, с. 269, и 202, с. 165—166.    Кафинцы признавали, что «они будут верны и лояльны по отношению к императору (т. е. хану), будут друзьями его друзей, врагами его врагов и не будут принимать в городе и в своих замках врагов императора, ни тех, кто отворачивает свое лицо от императора». 153, с. 54а. Ср.: Ю. К. Бегунов, ук. соч., (прим. 70 к гл. 9), с. 521—523.    125, с. 292—293.    Патриарх Нил посылал Дмитрию грамоты с требованием принять Пимена (102, II, 122).    246, с. 423. Историки, которые желают сохранить репутацию Дмитрия как политического и военного вождя, предпочитают говорить, что он оставил Москву, чтобы организовать сопротивление татарам (см.. например, 202, с. 159).    200, с. 129, ср. также 246, с. 425. Ермолинская летопись сообщает, что Дмитрий рассердился на Киприана, так как тот испугался осады. Это замечание, скорее всего, просто свидетельствует о политических и личных расхождениях Дмитрия и Киприана, потому что великий князь — который тоже оставил Москву — вряд ли имел право учить Киприана доблести. Ср. более общее утверждение Никоновской летописи, восходящей к Своду 1408 года, подготовленному перед смертью самим Киприаном: «Не возхоте князь великий Дмитрей Ивановичь Московский пресвяшеннаго Киприана митрополита всея Русии и имяше к нему нелюбье ». Далее рассказывается о триумфальной встрече Киприана в Киеве — «матери всем церквам Руским». (217, с. 81). Точка зрения П. Соколова (239, с. 529), согласно которой Дмитрий на протяжении 1381—1382 гг. поддерживал кандидатуру Киприана, ничем не подтверждается.    246, с. 425.    246, с. 427; о Стефане см. гл. 6.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3288...

Да умно ли было сохранять его ради внутренней пустоты? Умно ли было отвернуться от небесного, возлюбив земное? Идейная позиция, занятая автором книги, время от времени лишает его беспристрастности в вопросах исследовательского метода, а это уже совсем скверно для научного издания. Так, например, С.Ю. Акишин трактует информационную ценность русских источников по истории судьбы митрополита Исидора весьма критически. По его словам, «Русские источники и сказания о Флорентийском Соборе также имеют некоторое (правда, второстепенное) значение для реконструкции биографии митрополита Исидора. В работе нами были использованы только несколько источников этого типа - Никоновская, Вологодско-Пермская, Густынская, Софийская, Псковская, Ермолинская и Новгородская летописи, Московский летописный свой конца XV в., летопись по Воскресенскому списку и " Хождение на Флорентийский Собор " в первоначальной редакции, изданной Н.А. Казаковой. Авторы этих сочинений, как и вообще все русские источники по истории Руси XV в., весьма тенденциозно относятся к митрополиту Исидору и поэтому излагают события скупо и не всегда, как кажется, точно. Кроме того, большинство этих сочинений написано после подписания Флорентийской унии и ее неприятия в России, отчего на главное действующее лицо Ферраро-Флорентийского Собора - митрополита Исидора - русские авторы смотрели исключительно негативно, что далеко не способствовало объективному взгляду на его личность» (С. 28-29). Многое из сказанного, мягко говоря, - вне науки. Начнем с «мелочей». Какая это «Софийская летопись»? И какая «Новгородская летопись», «Псковская летопись»? Не существует вообще-Софийской, вообще-Новгородской и вообще-Псковской летописей, поскольку все софийские, новгородские и псковские летописи изданы и фигурируют в научной литературе под номерами. Например: 4-я Новгородская, 3-я Псковская, 2-я Софийская. Похоже, автор просто не дал себе труда разобраться с собственными источниками, на которые он ссылается. Выражения типа «В работе нами было использовано только несколько источников этого типа...» - ставят в тупик. Какого типа? Русские? Летописные? И что значит «только несколько»? Девять огромных летописных сводов, содержащих самую обширную информацию о действиях Исидора на Руси, - это и значит «только несколько». И это в равной мере значит, что автор, низко оценив значимость русских источников для воссоздания биографии Исидора, все же не мог без них обходиться и должен был широко использовать их, поскольку никаких других источников по значительным периодам в судьбе Исидора просто нет.

http://ruskline.ru/opp/2019/iyul/01/pech...

В кон. XVII - сер. XVIII в. П. Б. м. относился к числу крупнейших духовных феодалов России. В 1678 г. обители принадлежали 1227 крестьянских дворов, к 1702 г.- 1725 ( Вдовина. 1988. С. 42). По 2-й ревизии (1744-1746) П. Б. м. владел 11 135 душами мужского пола в 104 населенных пунктах в 17 уездах страны, имел 11 096,5 дес. (свыше 12,1 тыс. га) пашенной земли (Там же. С. 43). Основное население, подчиненное П. Б. м., проживало в Боровском, Ржевском, Тарусском и Тверском уездах, основные угодья располагались в Боровском, Тарусском, Звенигородском и Каширском уездах. В Боровском у. П. Б. м. принадлежали Рябушинская, Рощинская и Высоковская слободы в Боровске, сёла Отепцево (ныне Атепцево) и Котово (ныне деревня) (оба - ныне Наро-Фоминского городского окр. Московской обл.), Беницы (ныне деревня), Русиново (ныне микрорайон г. Ермолино), половина с. Федотова (все - ныне Боровского р-на Калужской обл.), 16 деревень и сельцо; в Верейском у.- половина с. Федотова и 4 деревни; в Дмитровском у.- дер. Меленки (ныне Дмитровского р-на Московской обл.); в Звенигородском у.- Татарская слобода (ныне дер. Татарки в составе Одинцовского городского окр.) и 3 деревни; в Зубцовском у.- дер. Шишкино (ныне Зубцовского р-на Тверской обл.); в Каширском у.- с. Тульчино (ныне деревня в составе городского окр. Серпухов), слободка Тешилова (ныне не населенная дер. Спас-Тешилово городского окр. Серпухов), сельцо и 2 деревни; в Малоярославецком у.- с. Киселёво (ныне деревня в Боровском р-не) и 3 деревни; в Медынском у.- с. Адамовское (ныне деревня в Дзержинском р-не Калужской обл.); в Московском у.- 2 сельца (Ивановское и Терешково) и 3 деревни; в Оболенском у.- с. Трёхсвятское и 4 деревни; в Ржевском у.- с. Кравотынь (ныне деревня в Осташковском городском окр. Тверской обл.) и слободка Трестьянка, 23 деревни (в т. ч. Емша (Замостье), Зальцо и Заплавье); в Серпуховском у.- с. Енино (ныне городского окр. Серпухов Московской обл.) и деревня; в Старицком у.- дер. Нащокина (ныне Нащёкино Старицкого р-на Тверской обл.); в Тарусском у.- с. Татьянинское (ныне дер. Тарусского р-на Калужской обл.), 7 деревень и 2 сельца; в Тверском у.- с. Ульяновское (ныне деревня Ульяново Зубцовского р-на Тверской обл.) и 6 деревень (Там же. С. 55-62). П. Б. м. имел земли и в более отдаленных уездах: в Алатырском у.- сельцо Тарханово, а в Кинешемском у.- дер. Федяево (ныне Вичугского р-на Ивановской обл.) (Там же). В 1761 г. годовой доход мон-ря составлял 2889 р., из к-рых 1064 р. платилось в Коллегию экономии ( Попроцкий. 1861. С. 524). В 1763 г. П. Б. м. владел в 16 уездах страны 18 селами, 10 сельцами, 3 слободками, 79 деревнями, 339 пустошами, 2 поселками, 15 рыбными ловлями, 3 мельницами, а также дворовыми местами в Боровске, Калуге, Серпухове (тремя) и подворьем в Москве (Там же).

http://pravenc.ru/text/2579798.html

Т. 18. С. 82 – Симеоновская летопись; М., 1965. Т. 30. С. 98 – Владимирский летописец; М.; Л., 1949. Т. 25. С. 157 – Московский свод конца XV в.; СПб., 1910. Т. 23. С. 94 – Ермолинская летопись; М.; Л., 1963. Т. 28. С. 63, 223 – своды 1497 и 1598 гг.). В Лаврентьевской летописи большая часть рассказа о походе Дюденя приходится на утраченный лист; но судя по сохранившейся части, он практически совпадал с текстом Троицкой (Ср.: Там же. Т. 1. Стб. 483; Т. 18. С. 82–83; Приселков М.Д. Указ. соч. С. 346–347). Кроме того, представляется невероятным, чтобы список городов появился только под пером летописца, жившего в конце XIV или начале XV в., так как автор, писавший столетие спустя после событий, не смог бы так безошибочно разобраться в тогдашней расстановке сил и не включить в список именно Ростов, Ярославль и Городец (тем более, что судя по летописям, сходным с Троицкой, в ее протографе не упоминалось, что в походе Дюденя участвовали ростовские князья); кстати, в списке отсутствует стольный город еще одного княжества – Старо дуб, чей князь, напомним, в 1282 г. был союзником Андрея Александровича и участвовал в татарском походе против Дмитрия. Таким образом, перечень из 11 городов явно восходит к своду 1304 г. – протографу Лаврентьевской и Троицкой (или свода, легшего в ее основание) летописей; следовательно, он принадлежит летописцу – современнику событий, сведениям которого можно доверять. 117 ПСРЛ. Т. 18. С. 86. О дате см.: Бережков Н.Г. Указ. соч. С. 120, 351; О князе Святославе Глебовиче см.: Голубовский П.В. История Смоленской земли до начала XV века. Киев, 1891. С. 125, 173, 310 и родословная таблица. По мнению К.А. Аверьянова, первичным является чтение Московского свода конца XV в. «и можаиски князь», превратившееся в более поздних Воскресенской и Симеоновской летописях в «и Можаеск взял»; на этом основании высказывается догадка, кто был этот можайский князь, ходивший в поход на Можайск с Юрием Московским, и выдвигается предположение, что Можайск находился в совместном владении нескольких князей (Аверьянов К.А.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Из Москвы поедете в Александрову слободу под видом Богомольства, где вам проведовать, много ли стариц сверх штатных, сколько им дается и в чем их нужды состоят, и, обнадеживая их немедленным моим о том рассмотрением, приезжайте обратно сюда». Раскол постоянно давал о себе знать. Крестьяне деревни Любача Медвецкой волости в Новгородской губернии, собравшись в количестве 35 душ в избу к крестьянину Ермолину, объявили, что сожгутся. Послан был поручик Копылов с командою; ему велено уговаривать их, обещать, что если они запишутся в раскол и подадут о том сказки, то будут отпущены по домам без всякого наказания за сборище; для увещания отправлены были также архимандрит и протопоп, но раскольники объявили: «Ваша вера неправая, а наша истинная христианская, крест четвероконечный прелестный, почитаем осьмиконечный, да и в Божественном Писании у вас много неправостей, и если нас станут разорять, то мы не дадимся и сделаем то, что Господь прикажет; а если нас разорять не станут, то мы гореть не хотим; пусть дадут нам грамоту за рукою государыни, чтоб быть нам по-прежнему, а в двойном окладе не быть и в церкви ходить нас принуждать не будут». На дворе вырыли себе колодезь, а в избе и на дворе днем и ночью горела свеча; потом пришли к ним еще 26 душ мужчин и женщин и заперлись вместе. 20 августа раскольники просили Копылова позволить им сходить в огород взять себе капусты и других овощей, что и было им позволено. Вышли из избы человек 20 мужчин и женщин с ружьями, рогатинами, топорами и дубинами и, набравши себе капусты и других овощей, возвратились в избу и опять заперлись, а на другой день выходили в поле для сбора бобов. Скот, платье и прочие пожитки продали за бесценок или отдали на милостыню, хлеб несжатый пропал. Копылов говорил им не раз, чтобы сжали хлеб, но они отвечали: «Пусть жнет кто хочет, а нас Господь и без того прокормит». Сенат приказал доложить императрице, не прикажет ли забрать их неприметно командою под караул и сослать в Нерчинск; Екатерина написала на докладе: «Выбрать из тамо живущих раскольников, поумнее которые и поблагонравнее, и послать оных уговаривать; а буде сего не послушают, то учинить по сему докладу».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010