403 На воскресном богослужении от Недели о Мытаре и фарисее до Недели Всех святых евангельская стихира утрени поется (или читается) пред первым часом (пред нею поется или читается «Слава, и ныне»). 404 Иоанн Златоуст. Беседа 30-я на книгу Бытия, 1. 405 В Неделю Ваий вечера 1-я стихира на стиховне. 406 Срав.: Сретение 2 февраля, великая вечерня, 2-я, 3-я и 4-я стихиры на «Господи, воззвах» и 1-я и 2-я стихиры на литии. 407 Предпразднство Рождества Христова 24 декабря, повечерие, канон, п. 8, 3. 408 Неделя Ваий, утреня, седален по 2 кафизме, первый тропарь праздника. 409 Неделя Ваий, повечерие, трипеснец, п. 1, 5. 410 Неделя Ваий, утреня, канон, п. 7, 3 и 1-я стихира на хвалитех. 411 Неделя Ваий, утреня, 3-я стихира на хвалитех. 412 Неделя Ваий, утреня, канон, п. 9, 1. 413 Великая Среда, утреня, трипеснец, п. 3, 2; срав.: Великая Среда, тропарь пророчества на 6-м часе. 414 Неделя Ваий, утреня, канон, п. 3, ипакои. 415 Великий Понедельник, утреня, седален 2-й кафизмы. 416 Великий Понедельник, утреня, 1-я и 3-я стихиры на хвалитех. 417 Великий Вторник, повечерие, трипеснец, п. 3, 7. 418 Великий Четверг, утреня, 3-я стихира на стиховне. 419 «Нрав сребролюбия, и образ твой безумия исполнь несмысленный Иудо: вверен бо быв един токмо ковчежцу, всяко не преклонился еси к милосердию: но заключил еси жестокаго сердца твоего утробу, предав Единаго Благоутробнаго». Великая Среда, малое повечерие, трипеснец, п. 4, 3. 420 Великая Среда, утреня, седален по 2 кафизме, — русск. перевод Е. Ловягина. Срав.: Великий Пяток, утреня, антифон 5,1; антифон 6, 1 и антифон 9, седален. 421 Великая Среда, утреня, трипеснец, п. 9, 1. 422 Великая Среда, утреня, трипеснец, п. 9, 2 — русск. перевод 423 Великий Четверг утреня, 2 стихира на стиховне. Ср.: Великий Пяток, утреня, антифон 4, тропарь 1 и 2. 424 Великая Среда, малое повечерие, трипеснец, п. 4, 1. 425 Великий Четверг, утреня, канон, п. 3, седален: п. 5, 1 и 2, Великая Среда, малое повечерие, трипеснец, п. 8,4. 426 Великая Среда, малое повечерие, трипеснец, п. 8, 5. |
248 Минея 23 декабря, Предпразднство Рождества Христова, вечерня, стихиры на «Господи, воззвах». 249 Рождество Богородицы, великая вечерня, стихира на «Слава, и ныне» на литии. 250 Сретение, канон, п. 3, 2 — русский перевод Е. Ловягина (Ловягин Е.И. Богослужебные каноны на славянском и русском языках. СПб., 1861). 251 Предпразднство Рождества Христова, 24 декабря, утреня, канон, икос по 6 песне и канон, п. 4, 1. 252 Минея, 23 декабря, утреня, канон предпразднства Рождества Христова, п. 6, 3. 253 Минея, 29 декабря. Попразднство Рождества Христова, утреня, стихиры на «Слава, и ныне» на хвалитех. 254 Предпразднство Рождества Христова, 24 декабря, повечерие, канон, п. 4, 2. 255 Рождество Христово, утреня, 1-й канон, п. 1, 2. 256 Октоих. 6 гл., среда, утреня, канон Богородицы, п. 7, 3. 257 22 декабря, Предпразднство Рождества Христова, утреня, седален по 1 -и кафизме. 258 Рождество Христово, утреня, 2-й канон, п. 7, 2 — русский перевод Е. Ловягина. 259 Октоих, 2 глас, вторник, утреня, 1-й канон, п. 8, 1 и п. 8, 5. 260 Октоих, 1 глас, утреня, 2-й канон воскресный, п. 1, 1. Раскрытие сотериологической идеи обожения находит свое отражение в учении об Евхаристии. Обоженная плоть Христа является источником нетления и бессмертия — источником обожения для приобщающихся ея с верою. 261 Триодь Цветная, среда 4-й седмица по Пасхе, утреня, 1-й канон, п. 1, 1. 262 29 декабря, утреня, канон Маркеллу, п. 5, 1. 263 «Слава в вышних Богу, и на земли мир, днесь восприемлет Вифлеем селящего присно со Отцем, днесь Ангели Младенца рожденнаго боголепно славословят: слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение». Рождество Христово, утреня, стихира по 50 псалме; ср. Минея 26 декабря, вечерня, стихира на «Слава, и ныне» на «Господи, воззвах». 264 Богоявление, великое повечерие, 3-я стихира на стиховне. 265 Тропарь на «Славу» на 1 -м часе навечерия и на на водоосвящении. 266 Минея 2 января, повечерие, трипеснец, п. 1, 1. 267 Минея, 5 января, повечерие, канон п. 8, 1. 268 «Голос Слова, светильник Света, заря — Предтеча Солнца (Иоанн Креститель) восклицает в пустыне всем людям: покайтесь, и заблаговременно очиститесь, ибо вот предстоит Христос, избавляющий мир от погибели». Канон, ирмос 6-й песни (русский перевод). |
Но обратимся еще к ангелам: какие чувства влагает им Церковь ? – Пресвятыя и старейшия ангельския силы, чудеси дивящеся, приникше друг ко другу (иногда и люди втихомолку шепчутся удивленно), глаголаху: возмите ваша врата и восприимите Рождшую небесе и земли Творца. Славославленьми же воспоем честное и святое Тело, вместившее нами невидимаго и Господа (на великой вечерне стихира на стиховне). Припомним и те слова, которые уже приводились раньше: – Взирать на Нее не можем (стихира на Господи, воззвах на великой вечерне). Эти слова принадлежат именно ангелам. В другой песни говорится так: – Ангели лик составляют со апостолы, ужасно взирающе на Рождшую Начальника жизни (стихира на литии). И оба лика ангелов и апостолов страшная пения… принесоша (-ли) тогда Деве (стихира 2-я на Господи, воззвах 16 авг.). Вот каково главное настроение участвовавших при погребении Богородицы. Отсюда совершенно естественно, что мы, люди, уже тем паче должны смутиться и быть в трепете пред Нею. И мы видели еще в предпразднственном каноне, как и в раю при созерцании Ее славы, – «изумевают и трепещут и весьма соску товаются» (от страха смущаются, как бы сжимаются). Но и в самый день праздника автор икоса (по 6-й песни канона) сознается в дерзости своей, что решается «воспеть» Чистую Матерь Божию. И потому у Самого Христа Господа, Сына Ее, молит «оградить» его «помышления», «укрепить» в словах, «даровать язык» нужный. Но и при всем том Церковь сознается: – Киими недостойными устнами ублажим Богородицу? (стихира 1-я на Господи, воззвах 16 авг.) Вот почему ныне чудо преужасное. И потому ангелы и апостолы со страхом погребают Богородицу (стихира на стиховне, вечерня 16 авг.). Но хочется узнать глубже о том, откуда такое «страшное» настроение? Мы не сомневаемся, если на это ответим двумя словами церковной песни: от «славы Боголепной». На этом просим теперь очень остановиться вниманием, ибо здесь самый центр, самая вершина смысла праздника; отсюда все исходит – и сказанное ранее доселе, и все последующее. |
– в храме святого: тропари воскресный, праздника, храма, святого Минеи; кондаки воскресный и храма; «Слава»: кондак святого Минеи, «И ныне»: кондак праздника. Прокимен, Аллилуиа и причастен – воскресные и святого. Однако если святой не имеет прокимена, аллилуария и причастна, то в попразднство поются прокимены, Аллилуиа и причастны воскресный и праздника. Апостол и Евангелие – рядовые и святого (если святой не имеет чтений, то читаются только рядовые Апостол и Евангелие). Задостойник праздника (только в попразднство). Отпуст полный праздничный с вводной фразой «Воскресый из мертвых…» и поминанием автора литургии (святителя Иоанна Златоуста ), святого храма (в храме в честь святого) и рядового святого. §7.3. Особенности всех богослужений суточного круга в случае двух святых без знака в неделю (кроме периода пред- или попразднства) В Типиконе нет отдельной главы, где были бы указаны все особенности, которые имеет богослужение в таком случае; в 52-й главе говорится только о пении тропарей в случае двух святых в неделю. Основным источником служит 4-я уставная глава Общей Минеи «О непразднуемом святом или дву, прилучающихся в неделю». Малая вечерня На малой вечерне поются только воскресные песнопения. На «Господи, воззвах…»: стихиры воскресные гласа на 4. «Слава, и ныне»: Богородичен Октоиха («малый догматик»). На стиховне: воскресная стихира гласа (1-я стихира с великой вечерни) и 3 стихиры Богородице из Октоиха с их (то есть Богородичными) припевами. «Слава, и ныне»: Богородичен Октоиха. По «Ныне отпущаеши…»: тропарь воскресный гласа. «Слава, и ныне»: Богородичен воскресный гласа. Великая вечерня «Блажен муж…» (поется вся кафисма, которая делится на три антифона). Стихиры на «Господи, воззвах ...» на 10: стихиры воскресные Октоиха на 4, стихиры 1-го святого – 3, стихиры 2-го святого – 3; «Слава»: стихира 1-го святого; «И ныне»: воскресный догматик настоящего гласа. Стихиры на литии: стихира храма; «Слава, и ныне»: стиховный Богородичен 1-го приложения по гласу стихиры храма. Если храм Господский или Богородичный, то поется на «Слава, и ныне» еще одна стихира храма. |
1-й припев стиховни Великой вечерни Минеи (еще раз); 2-я стихира святому (Минея, Великая вечерня); 2-й припев стиховни Великой вечерни Минеи; 3-я стихира святому (там же); «Слава» – стихира святому их малой вечерни (Минея); «И ныне» – богородичен по гласу стихиры «Славы»; причем возможны три варианта: – если есть богородичен в самой службе святого, т.е. на ряду в Минее, то необходимо петь его (см., например, службу святому апостолу и евангелисту Иоанну Богослову, 26 сентября). – если в Минее указаны начальные слова богородична, положенного на «И ныне», то его нужно искать в первом или втором приложении Минеи в соответствующем гласе (см., например, службу преподобному Сергию Радонежскому, 25 сентября). – если нет никаких указаний на ряду, то следует петь стиховный богородичен Октоиха из малой вечерни соответствующего гласа (см., например, службу преподобным Антонию и Феодосию Печерских , 2 сентября). По «Ныне отпущаеши...» и Трисвятом: тропарь воскресный; «Слава» – тропарь святого; «И ныне» – богородичен воскресный по гласу тропаря святого. Великая вечерня На «Господи воззвах»: стихиры на 10: Октоиха – 4, святому (Минея) – 6; «Слава» – святому; «И ныне» – догматик настоящего гласа. После прокимна назначенный чтец читает паремии, находясь в середине храма перед праздничными иконами (обычно в таких случаях ставят два аналоя, причем на правый кладут икону Воскресения Христова, а на левый – икону празднуемого святого). Чтение паремий происходит следующим образом: в конце пения прокимна пономари закрывают царские врата (если паремии из Нового Завета – на праздники святых апостолов, то врата остаются открытыми). Диакон, стоя на своем месте (слева от горнего места), возглашает: «Премудрость»; Чтец: «(...) чтение» (произносит надписание паремии); Диакон: " Вонмем». Чтец читает первую паремию. Точно такой же диалог имеет место и перед остальными двумя паремиями. В конце третьей паремии диакон выходит на амвон для произнесения сугубой ектении. На литии: поются стихира храму и стихиры святому Минеи (без припевов); |
69 Ср.: «Небо и земля днесь пророчески да возвеселятся...)» (Рождество Христово. Великое повечерие. Стихира 1-я на литии). 70 Церковнослав.: «...Христос с небес, срящите. Христос на земли, возноситеся» (Рождество Христово. Утреня. Первый канон. Песнь 1, ирмос). 71 Из стихотворения В.Ф. Ходасевича «Звезды» (1925): «Не легкий труд, о Боже правый,/Всю жизнь воссоздавать мечтой/Твой мир, горящий звездной славой/И первозданною красой». 73 Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. Часть 2. Кн. 5. Гл. 2//Полн. собр. соч. в 30 т. Т. 14. С. 204). 74 Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. Часть 1. Кн. 3. Гл. 88//Полн. собр. соч. в 30 т. Т. 14. С. 122. 81 Ср.: «Пророки послал еси, сотворил еси силы святыми Твоими, в коемжде роде благоугодившими Тебе...» (Литургия свт. Василия Великого. Молитва Евхаристического канона). 84 Полный церковнослав. текст тропаря Рождества Христова: «Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума. В нем бо звездам служащий звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу Правды и Тебе ведети с высоты востока. Господи, слава Тебе». Перевод: «Твое рождение, Христе Боже, воссияло Миру светом ведения. Ибо через него служившие звездам научились от звезды поклоняться Тебе, Солнцу правды, и Тебя знать, [солнечный] Восход [являющийся] с высоты. Господи, слава Тебе!» 86 Подразумевается песнопение «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь», исполняемое вместо «Достойно есть» за литургией свт. Василия Великого. 87 «Человек есть то, что он ест» («Der Mensch ist, was er isst») – формула голландского физиолога Я. Молешотта, воспроизведенная Л. Фейербахом в рецензии на его книгу «Физиология средств питания» (Physiologie des Nahrungsmittel, 1850). 88 Ср.: «...Едина и Единаго вводящи Христа во вселенную... (Рождество Пресвятой Богородицы. Великая вечерня. Стихира 2-я на Господи, воззвах). 89 Ср.: «Что Тебе принесем, Христе, яко явился еси на земли яко Человек нас ради? Каждая бо от Тебе бывших тварей благодарение Тебе приносит: ангелы пение, небеса звезду, волсви дары, пастырие чудо, земля вертеп, пустыня ясли, мы же Матерь Деву...» (Рождество Христово. Великая вечерня. Стихира 4-я на Господи, воззвах). |
551 Эти дни суть: 26-го сентября; 26-го октября; 13-го ноября; 6-го декабря; 1-го, 17-го, 20-го, 25-го и 27-го января; 12-го, 24-го февр.; 23-го апреля; 8-го, 9-го мая; 24-го, 29-го июня; 29-го августа. 552 Евангельская стихира (воскресная) поется, при исхождении в притвор, в те Недели (воскресения), в которые она не была пета на утрени пред великим славословием, а вместо нее пелась стихира праздника (См., например, Тип., послед. 21-го ноября в Неделю, послед. Недели праотец, Отец и других). 553 Так бывает почти во все Недели, начиная с Недели мытаря и фарисея (Тип., послед. Нед. мытаря и фарисея и Тип., гл. 2, 3, 4, послед. 8-го сентября, 1-го января и др.). Но иногда назначается читать Оглашения Студитовы прежде отпуста утрени (Тип., послед. 8-го мая, 13-го августа, в Неделю отдания Благовещения, в З-ю Нед. Велик. поста). 554 В последованиях на 8-е сентября, 26-го сентября и иных об этом прямо говорится. Но есть в Типиконе и такого рода указания, из которых видно, что иногда елеопомазание должно совершаться и не в притворе. В последовании Типикона на 15-е августа, если оно случится в Неделю (воскресение), сказано: «дается, елей от кандила праздника, таже стихира евангельская, и Оглашение Студитово, и обычное исхождение, и час 1-й е притворе». Когда елеопомазание совершается в притворе после утрени пред 1-м часом, тогда по Уставу, следует быть прочитана в нем молитва: «Владыко многомилостиве», читаемая на литии, пред освящением хлебов, пшеницы, вина и елея (Тип., гл. 3) (См. выше). 555 В 9-й главе Типикона, где указан порядок богослужения в седмичные дни, сказано, что утреня совершается в храме, и после отпуста 1-го часа бывает обычное похождение из храма, и поем литию об усопших. 557 В дни Великого поста, в которые не бывает литургии, а положено сряду за 9-м часом совершать в храме чин Изобразительных и потом вечерню, в те дни вечерня начинается без возгласа священника, а словами: «Приидите, поклонимся», и после чина Изобразительных, совершаемого пред вечерней, не бывает отпуста (Тип., послед. понед 1-й седмицы Великого поста). Если же вечерня совершается пред литургией, то после чина Изобразительных бывает отпуст, а в начале вечерни – возглас иерея (Тип., послед. среды 1-й седм. велик, пост.). |
Во время татарского ига русские митрополиты неоднократно отправлялись в опасные и унизительные поездки в орду и привозили ханские охранные грамоты, дававшие Православной Церкви и всему Русскому государству мир и относительное спокойствие. Так, митрополиту Петру удалось добиться получения от хана Узбека одной из самых замечательных грамот, какие давались ханами для русского народа, ограждающей личную свободу духовных лиц и независимость церковного управления. (Архиепископ Филарет. Жития Святых, т. 12. СПб 1892 г. стр. 262). В патриотической деятельности митрополита Алексия огромное значение имеет его десятилетнее (1359–1369) управление Русским государством (регенство) из-за малолетства Великого князя Дмитрия Ивановича. Это время современная наука называет периодом «правительства митрополита Алексия» (История СССР. Университетский курс, т. 1. стр. 231). Мудрая деятельность митрополита – опекуна в короткое время привела к блестящим результатам. Создание союза русских земель, приведшие к триумфу русского оружия на Куликовом поле, в значительной мере явилось делом св. Алексия, митрополита всея Руси. Двукратное тяжелое и опасное путешествие в орду митрополита Алексия и чудо исцеления им слепоты жены хана Тайдулы, ходатайство о русском народе пред ханом Дженибеком были подвигом жизни святого Алексия, принесшим мир земле Русской. Недаром церковное песнопение говорит, что возвращение святителя из орды явилось общенародным праздником и всероссийским торжеством: «Церковни собори и народи радостно сретиху тя свободителя благодарно нарицаху» (Служба 21 февраля, стихира литии «на слава»). Без всякого гиперболизма и исторически вполне обосновано могли творцы церковных служб давать этим выдающимся патриотам эпохи монгольского ига такие эпитеты и характеристики: митрополиту Петру: «утверждение земли Российския» (1 канон, 1–2, ш–2); «земли Российския великое защищиение» (1 канон, 1–3); «заступление земли Российския» (1 канон V–1); «необоримая стена града Москвы» (1 канон VII–2). О святом митрополите Алексии сказано, что он «мир носил, мир даровал еси» (Менея, служба 12 февраля, стихира литии «на слава») и явился «столп Церкви неподвижим, великим заступником и веселием земли Российской» (Менея, великая вечерня, «ины, стихиры» 2 и 3). |
Если настоятель хочет, то может служить всенощное бдение заупокойное . Состав заупокойного богослужения в этом случае следующий: Пред всенощным бдением – малая вечерня. На ней стихиры на «Господи, воззвах...» мертвенны, или покойны (заупокойные), на 4. «Слава, и ныне», Богородичен. Вместо прокимна – «аллилуиа» на 8 глас со стихами: «Блажени, яже избрал...», «Души их во благих водворятся...» Стихиры на стиховне покойны, первая просто, следующие две со стихами: «Блажени, яже избрал...» и «Души их во благих...» «Слава, и ныне», Богородичен: «Тебе и стену, и пристанище...» На великой вечерне , с которой начинается всенощное бдение, стихира на «Господи, воззвах...» на 6; 3 из Минеи, или из Октоиха и 3 покойны. «Слава, и ныне», Богородичен покойный одного гласа с покойными стихирами, а накануне субботы Догматик настоящего гласа. Вход. Прокимен дня. Три паремии из Премудрости Соломона: «Праведных души в руце Божией...», «Праведницы во веки живут...», «Праведник, аще постигнет скончатися...» На литии стихира храма и стихира покойна. «Слава», покоин. «И ныне», Богородичен покоин. «Спаси, Боже, люди твоя...» Ектения: «Еще молимся...» с прошением: «Еще молимся о упокоении блаженныя памяти...» после которого «Господи, помилуй» (100). Возглас: «Яко Ты еси воскресение...» «Мир всем». «И духови твоему.» «Глава наша Господеви приклоним». «Тебе, Господи». Молитва: «Боже духов...» и возглас: «Яко Ты еси воскресение...» Стихиры на стиховне покойны, первая просто, следующие две со стихами: «Блажени, яже избрал...» и «Души их во благих...», «Слава, и ныне», Богородичен покойный, а накануне субботы «Слава» святого когда есть, «и ныне», Богородичен гласа. По Трисвятом тропарь: «Глубиною мудрости...» (2), «Слава, и ныне», Богородичен: «Тебе и стену, и пристанище...» «Буди имя Господне...»(3) Пс.: «Благословлю Господа...» до: «Не лишатся всякого блага», «Благословение Господне на вас...» Шестопсалмие. Вместо «Бог Господь...» – «аллилуиа» на 8 глас по 3 со стихами: «Блажени, яже избрал...», «Память их в род...», «Души их во благих..,» Тропарь: «Глубиною мудрости...» (2) «Слава, и ныне», Богородичен: «Тебе и стену, и пристанище...» Стихословие двух рядовых кафизм. После первой кафизмы заупокойная ектения и по возгласе: «Яко Ты еси воскресение...» седальны мученичен и заупокойный, последний со стихом: «Блажени яже избрал...» «Слава, и ныне», Богородичен. После второй кафизмы заупокойная ектения и по возгласе седальны мученичен и заупокойный со стихом: «Души их во благих...» «Слава, и ныне», Богородичен покойный. Если же будет суббота, то вместо двух рядовых кафизм одна 16-я. После нее обычная ектения и седальны мученичны 2 и 3, стих: «Дивен Бог во святых...» и мученичен 4-й, стих: «Блажени, яже избрал...» и покоин гласа. «Слава, и ныне», Богородичен второй. Затем как |
По входе: тропарь праздника; «Слава, и ныне»: кондак праздника. Прокимен, Аллилуиа и причастен – праздника. Апостол и Евангелие – рядовые и Богородице. Отпуст полный праздничный с поминанием автора литургии (святителя Иоанна Златоуста ) и святого храма. §4.4. Особенности всех богослужений суточного круга в случае отдания двунадесятого праздника в седмичный день Последний день попразднства двунадесятого праздника называется отданием праздника. В этот день Устав назначает совершать вседневную вечерню и утреню с великим славословием. Такое богослужение состоит из песнопений, которые пелись в день праздника, потому и служба на отдание праздника во многом дублирует службу в день самого праздника, за исключением тех частей, которые отсутствуют на славословной службе (паремий, литии, полиелея и других). Служба рядовому святому переносится на другой день, за исключением 25 ноября. Устав богослужения на отдание двунадесятого праздника находится в Типиконе в последованиях 12 и 21 сентября. Вечерня Кафисма рядовая по Уставу. Стихиры на «Господи, воззвах ...»: стихиры праздника на 6; «Слава и ныне»: стихира праздника. В субботу «Слава»: стихира праздника; «И ныне»: воскресный догматик настоящего (уходящего) гласа. Стихиры на стиховне: 3 стихиры праздника с их припевами. «Слава и ныне»: стихира праздника. По «Ныне отпущаеши...»: тропарь праздника (единожды). Отпуст полный праздничный с поминанием святого храма и рядового святого Минеи (только в отдания подвижных праздников) 396 . В отдания Господских праздников отпуст начинается с вводной фразы. Повечерие Канон Богородице из Октоиха по обычаю (в отдания подвижных праздников добавляется канон святого Минеи). По Трисвятом: кондак праздника. Полунощница Вседневная (в субботу – субботняя) полунощница по чину. Утреня По «Бог Господь...»: тропарь праздника (дважды); «Слава, и ныне»: тропарь праздника. Седальны по кафисмам: седален праздника; «Слава, и ныне»: тот же седален. Канон: 1-й канон праздника на 8 и 2-й канон праздника на 6 (если же праздник имеет один канон, то поется канон праздника на 14). |
| |