Моисей и Илия своим явлением не только свидетельствуют о Божестве Спасителя. Они являются собеседниками Христа о завершении Им спасительного подвига крестными страданиями. И поэтому преображение Христа «провоз­вещало и славное Креста ради спасительное Воскресение» и избавление мира от преступления (Преображение, великая вечерня, 1-я стихира на литии). На Фаворской горе Господь Христос, преобразившись, показал «славу Божественного Своего зрака (образа)» (там же, 4-я стиховная стихира), славу Своего Божества (там же, 1-я стихира на литии), «являя началообразныя доброты благолепие и то не всесовершенно». С одной стороны, твердо уверяя, удостоверяя учеников о Своем Божестве (и Богочеловечестве), Он вместе с тем и щадит их, «да не со зраком и еже жити погубят, но яко же можаху вмещати, телесныма очима стерпяще» (там же, 3-я стихира на литии). Поэтому-то «Божества Своего (только) малый зрак обнажил» Спаситель (там же, стихира по 50-м псалме), скрывая под плотию «сокро­венную молнию Своего Существа и Божественнаго благолепия» (там же, седален по 2-й кафизме). «Создавший невидимыми руками человека по образу Своему Христос (теперь при Преображении) явил в сем создании (в человеке) первообразную красоту Свою, уже не как в образе, но каков Он Сам по существу (в блистании Божества), будучи Богом и Человеком» (там же, 2-й канон, песнь 5, русский перевод). В Преображении уже ясно открывается тайна домостроительства Божия о нашем спасении, «превечное, сокровенное таинство» явления Сына Божия во плоти для спасения людей. В Преображении Господь явил Свое «неизреченное смотрение, и милость, и многое милосердие, имже спасти еси мир, грехом погибающий» (Преоб­ражение, утреня, 2-я хвалитная стихира). В Преображении ясно было показано обожение человеческой природы через воплощение Сына Божия. Христос Спаситель «очерневшее Адамово естество, преображался, облистати паки сотворил, претворив е (его) в Своего Божества славу же и светлость» (Великая вечерня, 2-я стиховная стихира). В ряде стихир праздника Преображения указывается, что Небесный Голос обращается ко всем носящим имя Христово. Всем следует преображаться под яркими и животворящими лучами света Христова, всем следует устроять свою жизнь по заветам Христа, – Его слушать («Того послушайте»).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

Молю Христа Бога, да хранит Он всех нас под кровом милости Своей. Да простит нам все, что мы согрешили против Его любви и людей в уходящем году. Да пребудет с нами Бог, в семье каждого из нас, в монастыре и на приходе, частью которого мы являемся, в Молдове, во всей нашей стране и целом мире в наступающем году и в продолжение всей нашей жизни. Да принесет праздник Рождества Христова всем нам священную радость, хлеб да соль на столе, а более всего — мир и в человецех благоволение! Многая и прекрасная лета! Ваш смиренный молитвенник к Богу, † Феофан, Митрополит Молдовы и Буковины 1 Тим. 3: 16. Ср.: Мф. 1: 21. Ср.: Божественная Литургия св. Василия Великого. Молитва священника тайная «С сими блаженными Силами…»//Служебник. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2005. Л. 42 об.–43. Месяца декемврия в 25 день. Еже по плоти Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Вечерня. На литии стихиры самогласны, глас 1. Стихира 2//Минея праздничная. М., 1993. Л. 187. Гал. 4: 4. Ин. 3: 16. Ср.: 1 Кор. 6: 19. Гал. 2: 20. Ср.: Ин. 17: 21, 23. Ср.: Прп. Симеон Новый Богослов. Слова. Вып. 1. Слово 21. § 2. М., 1892. С. 198. Молитва 2-я, св. Иоанна Златоустаго, ко Святому Причащению. См.: Мф. 13: 44. См.: Мф. 13: 46. См.: Рим. 8: 26; Гал. 4: 6. Sf. Simeon Noul Teolog. Cateheze, Scrieri II /Traducere de diac. Ioan I. Ic jr. [Св. Симеон Новый Богослов. Тайноводственные поучения, писания. II/Перевод диакона Иоанна И. Икэ]. Sibiu: Editura Deisis, 1999. P. 139. Там же. Р. 181. Ср.: 1 Кор. 2: 4–5, 7. Лк. 18: 27. Arhim. Sofronie. Cuvântri duhovniceti. Vol. 1/Traducere din limba rus de ierom. Rafail (Noica) [Архим. Софроний (Сахаров). Духовные слова. Т. 1/Перевод с рус. иером. Рафаила (Нойки)]. Alba Iulia: Editura Reîntregirea, 2004, passim. Ср.: Ин. 14: 6. Смотри также: Комментарии читателей 2013-01-12 03:47 MARGO SNYDER : Hello I am an author for Religious Studies I would like to ask permission to quote ARTICLES ESP. St Andrew for an Ebook with Amazon Kindle on the Saints. Thank you Margo Snyder

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/5...

1 Все цитаты в предисловии приводятся по «Личному делу Г.И. Шиманского», хранящемуся в архиве МДА. 2 Скорее всего, это был митрополит Гурий (Гросу), управлявший Кишиневской епархией в 1920—1936 гг. 3 Богословский институт был переименован в 1946 году в Московскую Духовную Академию (МДА). 4 Г. И. Шиманский Христианская добродетель целомудрия и чистоты по учению святых отцов и подвижников Православной Церкви. М., 1997. 5 Великая вечерня, 6 стихира на «Господи, воззвах». 6 Утреня, 2 канон, 1 песнь, 1 тропарь (далее — п. 1, 1). 7 Великая вечерня, стихира на стиховне на «Слава, и ныне», срав.: 2-й канон, п. 4, 2. 8 Великая вечерня, 1 стихира на литии. 9 Великая вечерня, 6 стихира на «Господи, воззвах» и 4-я стихира на стиховне великой вечерни. 10 Утреня, 1-й канон п. 6, 1; великая вечерня, 1-я стихира на «Господи, воззвах» и 2-й канон, п. 9, 3. Икос праздника. 11 Утреня, светилен на «Слава, и ныне». 12 Великая вечерня, 2 стихира на «Господи, воззвах». 13 Великая вечерня, 1 стихира на литии. 14 Утреня, 2-й канон, п. 5, 1: «Пречистое Гвое рождество, Дево Непорочная, несказанное, и зачатие неизглаголанно и рождение Гвое, Невесто Неневестная: Бог бо бе весь в мя облекийся» (ибо Бог всего меня воспринял). 15 Утреня, 1-й канон, п. 8,1 — русский перевод проф. М. Скабаллановича. (Здесь и далее цит. по книге: Скабалланович М. Христианские праздники. Киев, 1916). 16 Великая вечерня, 1 стихира на стиховне. 17 Малая вечерня, стихира на «Господи, воззвах» на «Слава, и ныне». 18 Великая вечерня, 4 стихира на литии. 19 Великая вечерня, 1 стихира на «Господи, воззвах». 20 Малая вечерня, 4 стихира на «Господи, воззвах». (Ср.: кондак праздника). 21 Великая вечерня, стихира на «Слава, и ныне» на стиховне. 22 Великая вечерня, 2 стихира на «Господи, воззвах». 23 Слово в день Рождества Богородицы. 24 Великая вечерня, стихира на стиховне на «Слава, и ныне», срав.: 1 канон, п. 1,3. 25 Малая вечерня, 1 стихира на «Господи, воззвах». 26 Малая вечерня, 3 стихира на «Господи, воззвах» 27 Малая вечерня, 1 стихира на стиховне.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2762...

6. Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц. Глас 2-й. Прав. Иова Многострадального. Прп. Михея Радонежского. Свт. Саввы, первого архиеп. Сербского. Прп. Иова Почаевского (службу зри 28 августа) . Мч. Варвара, бывшего разбойника. Правв. Марфы и Марии, сестер прав. Лазаря . Блгв. Тамары, царицы Грузинской (переходящее празднование в Неделю мироносиц) . Примечание. В храме святых жен-мироносиц служба (малая и великая вечерня, утреня и Литургия) во всем подобна службе вмч. Георгия, только на вечерне читаются паримии с Недели всех святых, на утрене по полиелее – величание: «Величаем вас, святыя мироносицы, и чтим святую память вашу, вы бо молите о нас Христа Бога нашего». Псалом избранный: «Блажен муж, бояйся Господа...», и прочее (ср.: Типикон, гл. 50, «Неделя 3-я по Пасце, святых жен-мироносиц и Иосифа праведнаго», 3-е «зри»). Служба совершается по Триоди. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 2-й – 7, и праздника (Недели мироносиц), глас тот же – 3. «Слава» – праздника, глас 6-й: «Мироносицы жены, гроба Твоего...», «И ныне» – догматик, глас 2-й: «Прейде сень законная...». Вход. Прокимен дня. На литии стихиры праздника, глас 1-й. «Слава» – праздника, глас 6-й: «Проси Иосиф...», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Творец и Избавитель мой...» (см. в Триоди на ряду). На стиховне стихира воскресная, глас 2-й: «Воскресение Твое, Христе Спасе, всю просвети вселенную...», и стихиры Пасхи, глас 5-й (с припевами их). «Слава» – праздника, глас тот же: «Тебе, одеющагося светом, яко ризою...», «И ныне» – Пасхи, глас тот же: «Воскресения день...» (в конце «Христос воскресе из мертвых...» поется единожды, как окончание стихиры). По Трисвятом – «Богородице Дево...» (трижды). Примечание. «Ведомо же буди, яко от Недели святаго Фомы не бывает хлеболомление по благословении хлебов, за краткость нощи» (ср.: Типикон, гл. 50, «Неделя 3-я по Пасце, святых жен-мироносиц и Иосифа праведнаго», 2-е «зри»). На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 2-й: «Егда снизшел еси...» (дважды). «Слава» – тропарь праздника, глас тот же: «Благообразный Иосиф...», «И ныне» – ин тропарь праздника, глас тот же: «Мироносицам женам...».

http://patriarchia.ru/bu/2024-05-19/

Вознесение Господне Празднование Вознесения Господня совершается в сороковой день по Воскресении Иисуса Христа – в день, в который Господь вознесся на небо ( Деян.1,1–11 ; Мк.16,19 ; Лк.24,51 ). Этот день всегда приходится на четверг 6-й седмицы после Пасхи. Вознесшись на небо и сев одесную Отца Небесного, Христос Спаситель не оставил землю Своим присутствием. Он вознесся от нас, Он невидим телесными очами среди верующих в Него, но, как поется в кондаке праздника, «никакоже отлучаяся», пребывает «неотступный» и обещает верующим в Него и любящим Его: «Аз есмь с вами, и никтоже на вы». Через Свое Вознесение Господь стал еще ближе к человечеству, к верующим в Него, ибо Он ныне пребывает на земле не только Своим вездесущим Божеством, но и прославленным Телом в великом и пренебесном Таинстве святой Евхаристии (Тела и Крови Его), причастниками которого бывают все верующие. Вознесение Христа во славе с плотию вызывает благоговейное удивление всего духовного ангельского мира и прославление им великого снисхождения и милости Божией к человеческому роду. «Чины ангельстии, Спасе, человече­ское естество видевше совосходящее Тебе, непрестанно удивляеми воспеваху Тя» (1-й канон, песнь 3-я, тропарь 2-й). Преславное Вознесение Спасителя на небо с плотию было продолжением и завершением прославления Его по человечеству (и прославлением самого человечества), которое началось в Воскресение и основанием которому послужил Крест Христов. Вознесение Иисуса Христа на небо служит явным доказательством того, что всем людям, верующим во Христа, открыт путь к небу. Христос явился на небо как первенец из мертвых, представив в Своем Лице начаток искупленной и восстановленной Им человеческой природы. «Он взошел со славою» к Светоначальнику Отцу Своему, «умиротворив всяческая», разрушив осуждение человечества (среда 6-й Недели по Пасхе, канон, 2-й тропарь 3-й песни и 2-й тропарь 8-й песни). Где Глава, там должны быть и члены. Глава – на небе, во славе, там будут в конце времен с Ним и все верующие в Него. И все это будет тогда, когда снова явится Христос на земле, – по словам Ангелов при Вознесении, – «приидет паки имже образом видите Его идуща на небо» (Вознесение, Великая вечерня, 3-я стихира на литии) (4, с.299–300).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

302 Навечерие Богоявления, великие часы, 1-й тропарь на 3-м часе. 303 Навечерие Богоявления, великие часы, стихира на 9-м часе. 304 Минея, 3 января, утреня, 1-я стихира на стиховне. 305 2 января, утреня, 1-я стихира на хвалитех. 306 Минея, 2 января, 1-я и 3-я стихира на стиховне. 307 Требник Петра Могилы. Молитва на водоосвящение Святого Богоявления. 308 Краткое содержание и смысл паремий, читаемых на вечерне Богоявления, — см. Протоиерей Григорий Дебольский. Дни богослужения Православной Кафолической Восточной Церкви. СПб., 1837. 309 Преображение, великая вечерня, 1-я стихира на «Господи, воззвах». 310 Там же. 1-я стихира на «Господи, воззвах». 311 Преображение, великая вечерня, стихира на «И ныне» на литии. 312 Преображение, великая вечерня, 3-я стихира на литии. 313 Преображение, великая вечерня, 1-я стихира на литии. 314 Преображение, великая вечерня, стихира на «Слава, и ныне» на стиховне. 315 Преображение, великая вечерня, 2-я стихира на литии. 316 Преображение, великая вечерня, 3-я стихира на литии. 317 Преображение, утреня, стих по 50-м псалме. 318 Преображение, утреня, «Слава, и ныне» на седален по полиелеи. 319 Преображение, утреня, 2-й канон, п. 5, 2, русский перевод. 320 Преображение, утреня, 2-я стихира на хвалитех. 321 Преображение, великая вечерня, 2-я стихира на стиховне. 322 Преображение, утреня, 1-й канон, п. 3, 1. 323 Преображение, утреня, 1-й канон, п. 8, 2. 324 Преображение, утреня, 1-й канон, п. 5, ирмос. 325 Преображение, великая вечерня, 4-я стихира на «Господи, воззвах». 326 По Требнику Петра Могилы вначале чина освящения плодов читается псалом 66-й, после прочтения молитв начатки «овощей» (плодов) благословляются и освящаются святейшим Именем Бога, в Троице поклоняемого, и кроплением святой воды. При этом священник говорит: «Благословляется и освящается овощие сие кроплением воды сея священныя во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь». 327 Скабалланович М.Н. Объяснительное изложение Типикона с историческим введением. Т. 1—3. Киев, 1915. Т. 3. С. 32—34.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2762...

222 Неделя о блудном сыне, утреня, канон, п. 8. 223 Неделя св. Отец, предпразднство Рождества Христова, утреня, 3-й канон, п. 6, 2. 224 Октоих. Богородичен на 5-й воскресный ексапостиларий. 225 Благовещение, великая вечерня, стихира на «Славу» на литии. Срав.: Неделя предпразднства Рождества Христова, 2-й канон, п. 5, 1; Благовещение, утреня, 2-я стихира на хвалитех и мн. др. 226 Октоих, 8 гл., утреня, 1-й канон воскресный, п. 4, 1. 227 Октоих, 7 глас. В Неделю вечера, великая вечерня, 1-я стихира на «Господи, воззвах». 228 Благовещение, великая вечерня, стихира на «Слава; и ныне» на стиховне. 229 Октоих, 7 гл. В Неделю вечера, великая вечерня, 1-я стихира на «Господи, воззвах». 230 22 декабря, предпразднство Рождества Христова, утреня, канон, п. 9, 3. 231 Четверг сыропустной седмицы, утреня, трипеснец, п. 8, 3. 232 Св. Симеон Новый Богослов. Слово 21-е//Его же. Слова. Вып.1. М., 1892. С. 186. 233 Срав.: Рождество Христово, утреня, 1-й канон, п. 5, ирмос. 234 Введение Пресвятой Богородицы во храм, утреня, 1-й канон, п. 6, 2; Октоих, 7 гл., утреня, 1-й канон воскресный, п. 8, 3. 235 Октоих, 1-й глас. Утреня. Догматик воскресный. Срав.: Октоих, 7 гл., 3-й канон, воскресный, п. 3, 1. 236 Рождество Христово, великая вечерня, 2-я стихира на литии. 237 Октоих, 5 глас, великая вечерня, 1-я стихира на «Господи, воззвах». 238 Рождество Христово, утреня, 2-й канон, п. 5, 1 — русский перевод. 239 Рождество Христово, великая вечерня, 4-я стихира на литии. 240 Рождество Христово, утреня, 2-й канон, п. 6, 1 — русский перевод М. Скабаллановича. 241 Октоих, 7 гл., утреня, 3-й канон воскресный, п. 1,3. 242 Суббота мясопустная, утреня, 3-я стихира на хвалитех. 243 Октоих, 2-й глас, полуношница в Неделю, канон, п. 1, 4. 244 Октоих, 1-й глас, великая вечерня, 10-я стихира на «Господи, воззвах». 245 Октоих, 1-й глас, полуношница в Неделю, канон, п. 8, 3. 246 Благовещение, великая вечерня, 3-я стихира на стиховне, 3-я стихира на «Господи, воззвах». 247 Рождество Богородицы, великая вечерня, 2-я и 5-я стихиры на «Господи, воззвах». Октоих, 6 гл., среда, утреня, канон Богородицы, п. 7, 3.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2762...

9. Яко кедр иже в Ливане умножил еси чада твоя. Германе (Канон. песнь 9. тропарь 3. Лист 22 об.). Насажден бо в дому Господни и процвете праведно яко кедр в пустыни (Служба прп. Сергию Радонежскому 25 сентября, стихира по 50-м псалме). 10. Душевныя страсти из корене изторгл еси блаженнее, тем тя небесное наслаждение по кончине прия ангельски на земле поживша (На хвалитех стихира 3. Лист 24). В пустыню вселился еси, преподобне, душевныя страсти из корене исторгая (Служба прп. Сергию Радонежскому 25 сентября, на «Господи воззвах» стихира 1). 11. Струями слез твоих семя божественное напоил еси ... и в житницы собрал еси мысленныя плоп сторичен (Малая вечерня, стихира на «Господи воззвах»). Светильниче мысленный (Акафист прп. Сергию. икос 11). Восток мысленный (Служба на преставление Иоанна Богослова). Горы мысленныя (Собор 12 апостолов). Волк мысленный. 12. Звезда пресветлая непрелестная показался еси (Малая вечерня, слава. Лист 2). Хотящу преблаженнейшему Алексию, Всероссийскому пастырю, от нынешняго века прелестнаго преставитися, призван был еси, богоносе Сергие (2-й Акафист прп. Сергию. Кондак 7). 13. Источника чудес похвалами воспоим ... радуйся иноческаго жития образ и печать не измененная (На «Господи воззвах» слава, глас 6. Лист 5 об.). Святителей удобрение и отцев славу, источника чудес ... воспоим (служба свт. Николаю, на «Господи воззвах» стихира 4). 14. Придите православных исполнение, придите иноков совокупление ... обымем Германа яко чудес сокровище неизъемлемо (На Литии стихира 1). В Христе исполнение Божества телесне ( Кол.2:9 ) ср. съвъкоупл ни – μονοα – concordia – συνλλαγμα – commercium. Miclosich. Lexicon palaeoslovenico-graecolatinum. P. 914. 15. Ангел земный. яко же другий Антоний, пожил еси отче (На стиховне стихира 2. Лист 11 об.). 16. Пустыня проповедая хвалится (На стиховне слава, глас 6. Лист 11 об). Хвалите (Бога) солнце и луна, хвалите Его вся звезды и свет, хвалите Его, небеса небес и вода, яже превыше небес ( Пс.148:3–4 ). 17. Настави ны на путь покаяния уклоняюшеся присно к безпутиям зол. прибежище отчаянных человеков Божие жилище (Лист 13 об. 42 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

1. Придите, празднолюбцы и постников сословие верою сошедшееся, истиннаго постника почтим Германа (Стихира на литии 2-го гласа. Лист 9 об.). Придите, празднолюбцы и постников сословие верою сошедшеся истиннаго постника почтим днесь Сергия (Служба прп. Сергию Радонежскому 25 сентября, 1-я стихира на литии). Придите, и сошедше смесим тамо язык их ( Быт.11:7 ). Ты же молитвами твоими. яко дым, без вести сих (врагов) сотворил еси (Служба прп. Сергию Радонежскому 25 сентября, 2-я стихира на литии). 3. Дево прозябла еси нам вино спасения, всех веселящее души же и телеса (Богородичен по 2-м стихословии. Лист 14). Яко невозделанна, Дево, лоза, прекрасный Грозд, Христа возрастила еси источающа нам вино спасительное, всех веселяшее пудуши и телеса (Служба прп. Сергию Радонежскому 24 августа, богородичен по 2-м стихословии). 4. Видение и деяние приим ... монахам явился еси Светильник светел просвещающая к познанию восхваляющия тя (По полиелее седален. Лист 14 об.). Новое небо от высоты жития твоего разумеваем тя, отче, деянием и видением, аки двема завесома звездами блистающа (Акафист прп. Сергию, икос 7). 5. Вышних благ желая преобидел еси долу влекущия мудрования (Кондак. Лист 20). Весь освящен и богоносен показался еси, мира и богатства светлости и вся елика видимых доброт маловременных преобидев (по 1-м стихословии. Седален прп. Сергию). Мир преобидев, славне Сергие, на земли яко безплотен пожил еси (Канон прп. Сергию Радонежскому, песнь 7, тропарь 2). 6. Молитвами непростейшими окрилатев и видения тайными просвещся в небесная достиг еси жилища (Икос. Лист 20 об.). Радуйся, окрилатевый яко орел (Акафист прп. Сергию, 1 песнь, 1 икос). 7. Чувственныя страсти победил еси воздержания броздами (Канон. песнь 8. тропарь 2. Лист 21 об.). Чувственные страсти телесныя победил еси воздержания броздами (Служба прп. Сергию Радонежскому 25 сентября, на стиховне стихира 2). 8. Поты и труды постническими углие стрел вражиих погасил (Канон, песнь 8, тропарь. Лист 22). Потом же воздержания угасил еси углие страстей (Служба прп. Сергию Радонежскому 25 сентября, малая вечерня, стихира 3).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Б. Гимнография праздника. В идейном содержании песнопений праздника Рождества Богородицы выделим шесть основных тем, хотя понятно, что полный спектр идей, отраженных в песнопениях, в рамках небольшого параграфа охватить невозможно и при тщательном исследовании обнаруживаются еще некоторые смысловые аспекты. 1. Пересказ истории празднуемого события. Понятно, что в той или иной степени тема воспоминания событий праздника, связанных с его предысторией, присутствует в богослужении любого праздника. Здесь интересно отметить, что в песнопениях есть ссылки на те эпизоды, которые упоминаются в Первоевангелии Иакова и во всех житийных изложениях Рождества Богородицы. Так, многократно говорится о неплодстве Анны, матери Богородицы, упоминается о том, что во время праздника не были приняты дары Иоакима (великая вечерня, 3-я стихира на стиховне), сказано и о том, что рождение Девы Марии было предвозвещено Ангелом (великая вечерня, 2-я стихира на стиховне). Особенно подробно предыстория праздника раскрывалась в кондаке преподобного Романа Сладкопевца , и хотя в нашем богослужении от этой поэмы присутствует только проимий и 1-й икос, в этих песнопениях (а именно в икосе) упоминаются отдельные нюансы. В частности, говорится об усиленной молитве праведников накануне рождения Девы Марии, при этом сказано, что Иоаким молился на горе, а Анна – в саду. 2. Сотериологический аспект в песнопениях праздника. Можно сказать, что с рождения Богородицы начинается в расширенном смысле новозаветная история; это событие – первый акт в истории Воплощения Бога и искупления рода человеческого. Потому Богородица называется «начатком нашего спасения» (малая вечерня, 1-я стихира на «Господи, воззвах…»), а само событие Ее рождения – «началом нашего спасения» (великая вечерня, 1-я стихира на литии). Понятно, что песнописцы как бы сближают отстоящие по времени друг от друга события, и, прославляя ныне родившуюся Деву, смотрят в будущее и вспоминают Боговоплощение, а также важнейшие плоды искупительного подвига, совершенного Ее Сыном, спасительные следствия смерти Христа и Его воскресения. Потому уже сейчас говорится о будущем зачатии и рождении Христа: «Пречистое Твое рождество, Дево Непорочная, несказанное, и зачатие неизглаголанно, и рождение Твое, Невесто неневестная: Бог бо бе весь в мя облекийся» (5-я песнь, 2-й канон, 1-й тропарь). При этом нужно отличать упоминания о рождестве Отроковицы Марии от неплодной Анны от тех мест, где говорится о рождении уже Ею Самой Господа Иисуса; как видно в тексте приведенного тропаря, сначала говорится о рождестве самой Марии, но далее слова «и зачатие неизглаголанно, и рождение Твое, Невесто неневестная» уже относятся соответственно к Благовещению и рождеству Христа 13 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010