Пользовались ли, действительно Церковь Христова с первых своих дней Ветхозаветными Писаниями? Апостолы постоянно хвалят первых христиан за то, что они исследовали Писания Ветхозаветные ( Деян. 17:11 ) и советуют христианам утешаться чтением Ветхозаветных Писаний. Ап. Павел пишет Римлянам так: «что писано было прежде (т.е. в Ветхом Завете), то все написано нам в наставление, чтобы мы терпением и учением из Писаний сохраняли надежду» ( Римл. 15:4 ). В послании к Ап. Тимофею о Ветхозаветных книгах он высказывается так: «ты с детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» ( 2Тим. 3:15–17 ). Нельзя ли думать вместе с некоторыми сектантами, например с штудо-баптистами, пашковцами и толстовцами, что Ап. Павел советует Тимофею читать не Ветхозаветные, а Новозаветные Писания? Нет, нельзя так думать, потому что, когда Ап. Тимофей был мальчиком и читал Писания, тогда Новозаветных Писаний и не было еще, так как тогда Спаситель только еще вышел на проповедь . Значит, «с детства» Тимофей мог читать только Ветхозаветные книги. Их-то и одобряет Апостол. Почему нам необходимо увериться в том, что и Спаситель одобрял Ветхий Завет , и все христиане, начиная с Апостолов, считали его необходимым? Потому что сектанты-толстовцы не хотят признавать Ветхий Завет . Если бы они были хоть немного похожи на христиан, тогда они старались бы подражать Спасителю и Апостолам и слушали бы их, а они не слушают их и отвергают Ветхий Завет. Откуда в Церкви Христовой появились Новозаветные Священные Писания, если Сам Господь ничего не писал? Новозаветные Священные Писания появились позже земной жизни Христа Спасителя и позже основания православной «Церкви Бога живого» ( 1Тим. 3:15 ). Эти Писания составились из случайных писем и сочинений св. Апостолов. Эти письма признала св. Православная Церковь и сохранила их.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

Следовательно, для спасения человека необходима вера в учение Ветхого и Нового Заветов. 1) Сектант: Для руководства в вере и благочестии довольно одного Нового Завета, а Ветхого совсем не нужно; его отменил Сам Христос, когда учил, чтобы люди верили в одно только Евангелие: «Приблизилось Царствие Божие; покайтесь и веруйте в Евангелие» (Map. 1:14–15). Объяснения православного: Из приведенных слов Христа Спасителя вовсе не видно, чтобы Он отменил весь Ветхий Завет ; а видно только то, что веровавшим и неверовавшим в Ветхий Завет Иудеям Христос велит поверить и Его новому учению о наступающем Царстве Божием. Неправильное понимание сектантами приведенных слов Спасителя обличается следующими Его же словами: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить» ( Мф. 5:17 ). «У них (у неверующих братьев богача) есть Моисей и пророки; пусть слушают их» ( Лк. 16:29 ). «Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне. Если же его писаниям не верите, как поверите Моим словам?» ( Ин. 5:46–47 ). По словам Христа, заблуждение Иудеев происходило от незнания ими ветхозаветного Писания: «Заблуждаетесь, говорил Он им, не зная Писаний, ни силы Божией» ( Мф. 22:29 ). Сам Христос подтверждал Свое учение о Себе, как Сыне Божием, ветхозаветным Писанием. «О, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? И начав от Моисея, из всех пророков изъяснил им сказанное о Нем во всем Писании» ( Лк. 24:25–27 ). Итак, Христос, не только не отменил ветхозаветное Писание, но Сам признавал его святость, приводил его в доказательство Своего Божественного посланничества и велел всем читать его для утверждения в вере. 2) Сектант: Христос пришел на землю для того, чтобы отменить Ветхий Завет и дать людям Новый; как об этом учит ап. Павел: «Потом прибавил: «вот иду исполнить волю Твою, Боже». Отменяет первое, чтобы постановить второе» ( Евр. 10:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Вот и на этот раз они спрашивают, позволительно ли разводиться мужу с женою, – заметим, что вопрос задан не о сути, но о внешней процедуре. Христос в ответ спросил: «Что заповедал вам Моисей?» и получил в ответ, что Моисей позволял писать (мужу, естественно) разводное письмо. А на это Он  рассказал о сути брака: «По жестокосердию вашему он написал вам сию заповедь. В начале же созидания, Бог мужчину и женщину сотворил их. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два одной плотью; так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает». Кроме христианской основы брачного права здесь можно усмотреть очень важную вещь. Речь идет о соотношении Заветов. Нужно уяснить себе, как и почему Новый Завет не отменяет Ветхий. Ветхий Завет был дан падшему человечеству «по жестокосердию», чтобы преградить пути зла и не дать людям погибнуть, Новый – для восстановления человечества к вечной жизни в Боге. Ветхий Завет не дает нам рухнуть в бездну, Новый – прокладывает путь в Царство Небесное. И тут возникает проблема нашего личного стояния перед Богом: предстоим ли мы Ему как те, которых нужно только отгораживать от падения, – или как те, кто становится собеседником и спутником, подобно Луке и Клеопе на пути в Эммаус (Лк 24:13-35)? Господь любит и тех, и других, – но как мы отвечаем на Его любовь? И как возрастаем в любви человеческой?.. Это далеко не безразличные вещи, и недаром уже в кругу учеников Христос дает разъяснения к брачному праву в весьма жесткой форме: «Кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее; и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует». ...Слишком часто, рассуждая о жизни «здесь» и «там», люди сосредотачиваются на мыслях о том, какое за что полагается наказание. Между тем мысли эти вполне бесплодны и ни на чем толком не основываются, потому что мы об этом просто-напросто не знаем. Это все в руках Божиих. Но мы можем догадываться о награде, потому что награда за любовь – любовь...

http://foma.ru/pustoporozhnie-farisejski...

И здесь встает седьмой вопрос: Можно ли думать, что поклонение, совершаемое перед образом, приемлется Богом? Здесь я хотел бы напомнить протестантам то место, которое они более всего любят цитировать при обличении иконопочитания: " Бога никто никогда не видел " (1 Ин. 4, 12). Понимают ли они всю серьезность такого утверждения? Ведь это означает, что все пророки Ветхого Завета никогда не видели Бога. Значит ли это, что они вообще ничего не видели? - Нет. Весьма настойчиво Писание утверждает, что Пророки имели именно " видения " , а не только " слышания " . Кого же они видели, если Бога они не видели? Кроме того - как совместить утверждение ал. Иоанна " Бога не видел никто никогда " (Ин. 1, 18) с многочисленными видениями Авраама и Моисея? Бога они не могли видеть. А видели - Сына. Для понимания этого надо иметь в виду, что апостолы (и в целом раннехристианская литература) нередко употребляют слово " Бог " , говоря об Отце. Так вот - Отца никто из праведников Ветхого Завета не видел (как и Нового, кстати говоря). Они видели Сына, который есть ... " образ ипостаси " Отца (Евр. 1,3). Значит, все поклонения Богу в Библии и в христианском мире - это поклонение через образ: незримому Отцу через явленного Сына. Сыном (Логосом) был создан мир. Сыном был дан Ветхий закон. Сын искупил человечество Своим воплощением, страданиями и воскресением. Сыном же будет совершен последний Суд в конце мироздания. Второй тезис предыдущего абзаца нуждается в пояснении. От Иоахима Флорского до Бердяева идёт вроде бы красивая идея о том, что Ветхий Завет - это эпоха откровения Отца; Новый Завет - это откровение Сына, а теперь настает эра третьего Завета - эра откровения Духа. Схема красивая. Но с Писанием несовместимая. В том-то и дело, что Ветхий Завет - это также время откровения Сына. Чтобы это было ясно, попробуем уяснить статус Того, Кто называется в Ветхом Завете Иеговой. " Явился ему Ангел Господень в пламени горящего тернового куста. Моисей, увидев, дивился видению; а когда подходил посмотреть, был к нему глас Господень: Я Бог отцов твоих Сего Моисея Бог чрез Ангела, явившегося ему в терновом кусте, послал начальником и избавителем " (Деян. 7, 30-35). Но именно Тот, Кто говорил из тернового куста, и назвал Себя Иеговой: " Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал " (Исх. 3, 4)!

http://pravicon.com/text-7

Из множества новозаветных ссылок, устанавливающих связь с ветхозаветными событиями и пророчествами, заключавшихся в посланиях свв. Апостолов, приведем несколько примеров лишь из посланий ап. Павла, того самого Павла, который в качестве Савла, был сам раньше фарисеем, ревнителем отеческих преданий и глубоким знатоком ветхозаветного закона. И вот этот-то св. апостол говорит, что «конец закона – Христос» ( Рим. 10:4 ), что «закон был для нас детоводителем ко Христу» ( Гал. 3:24 ), что верующие «быв утверждены на основании апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем» ( Еф. 2:20 ), что все ветхозаветные проблемы «писаны были в наставление нам» ( 1Кор. 10:11 ), что весь Ветхий Завет со всеми его религиозными церемониями и культом был лишь «тень будущего, а тело во Христе» ( Кол. 2:17 ), «закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей» ( Евр. 10:1 ) и что, наконец, в основе всей истории домостроительства нашего спасения лежит «Иисус Христос вчера, и сегодня, и во веки тот же» ( Евр.13:8 ). Если от священных книг Нового Завета мы перейдем к древнеиудейским толкованиям Писания, к Таргумам, Талмуду, Мидраше и сочинениям первых раввинов, до 12 века включительно, что постоянной и неизменной иудейской традицией толкования Библии было стремление всюду искать и находить указания на Мессию и Его время. Такое увлечение доходило иногда даже до крайности, как это можно видеть из следующего раввинского изречения: «пророки исключительно проповедовали о радости дней Мессии» (забывалась идея страждущего Мессии-Искупителя); но оно глубоко верно понимало ту истину, что, действительно, в основе всего Писания лежит идея Мессии-Христа. «Нельзя желать прилагать все непосредственно к Мессии, – говорит бл. Августин, – но места, которые не относятся к Нему прямо, служат основанием для тех, которые Его возвещают. Как в лире все струны звучат сообразно их природе и однако дерево, на котором они натянуты, сообщает им свой особый колорит звука, так и Ветхий Завет : он звучит, как гармоничная лира об имени и царстве Иисуса Христа».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Ветхий завет не так уж стар, как иногда кажется. Весьма многие жизненные и духовные коллизии, описанные в нем, повторяются вновь и вновь, совершенно не сверяясь с тем, какое у нас тысячелетье на дворе. Как однажды пояснил эту универсальность Ветхого Завета преп. Макарий Египетский, – «так и ныне и Иов тот же, и Бог тот же, и диавол тот же» 593 . Ветхий Завет рассказывает о жизни среди язычников. Пока вокруг нас не было язычников – Ветхий Завет казался непонятным и не в меру требовательным. Но возродилось язычество – и вновь стал ясен Древний Закон и древние пророчества. Так вот, сны Елены Ивановны также давно уже Священным Писанием взвешены и измерены и найдены тяжкими. «Так говорит Господь: не слушайте слов пророков, пророчествующих вам: они обманывают вас, рассказывают мечты сердца своего, а не от уст Господних… Я не посылал пророков сих, а они сами побежали; Я не говорил им, а они пророчествовали. Я слышал, что говорят пророки, Моим именем пророчествующие ложь. Они говорят: «мне снилось, мне снилось». Думают ли они довести народ Мой до забвения имени Моего посредством снов своих, которые они пересказывают друг другу? Посему, вот Я – на пророков, которые действуют своим языком, а говорят: «Он сказал». Вот, Я – на пророков ложных снов» ( Иер. 23:16-32 ). Сонные «Светлые мальчики» Елены Ивановны пришли к ней не от Бога. Откуда, зачем и как они приходят, хорошо известно православной аскетике. Место, где локализовалось ощущение экстаза, выделено самой Е. Рерих – « в области солнечного сплетения ». С точки зрения православной аскетики эта деталь немаловажна. Переживания Елены Рерих локализуются ниже сердца. И при этом они сопровождаются «экстазом», «чувством несказуемой близости», «неописуемым трепетом всего организма», «сильнейшим трепетом всего организма». Позднее Елена Рерих в соответствии со своим собственным опытом и с традицией индийской йоги будет говорить о «пробуждении силы Кундалини»: «Крылья космической мысли как легчайшие прикасания ложатся на темя и возбуждают устремление Кундалини» (Агни Йога, 502).

http://azbyka.ru/satanizm-dlja-intellige...

« И взял раб из верблюдов господина своего десять верблюдов и пошел. В руках у него были также всякие сокровища господина его. Он встал и пошел в Месопотамию, в город Нахора » ( Быт. 24:10 ). «Теперь, братья возлюбленные, давайте кратко рассмотрим, что все это означает. Когда благословенный Авраам указал рабу своему взять жену для его сына, он являл собой образ Бога Отца. Как во время приношения сына в жертву всесожжения он являл собой образ Бога Отца, так и его раб обозначал слова пророчества (то есть Духа Святаго 244 – О.С). Итак, Авраам потому отправил своего раба за женой своему сыну в отдаленную страну, что Бог Отец имел намерение послать слово пророческое по всей земле, чтобы найти невесту Своему Сыну Единородному – Церковь кафолическую. И как через раба Авраамова благословенному Исааку приводится жена, так через пророческое слово ко Христу, истинному Жениху, призывается из всех отдаленных земель Церковь кафолическая» 245 . Итак, Елиезер (аллегорически) – это Дух Святой, Который посылается от Отца Небесного чрез пророческое служение Слова Божия – Библии, чтобы находить верующих, которые будут составлять Церковь -Невесту. Елиезер едет на верблюде. И невесту будет вывозить на верблюде. А у верблюда, как известно, два горба. И Александрийская школа объясняет это обстоятельство следующим образом: два горба символизируют Ветхий и Новый Завет. И Церковь опирается и на Ветхий, и на Новый Завет, в своем земном движении ко Христу-Жениху Здесь говорится о том, что было десять верблюдов. Число 10 свидетельствует о том, что Церковь ревниво относится к исполнению Божиих заповедей. И сказано, что у него были всякие сокровища. А ведь Дух Святой и есть «сокровище благих, и жизни Подателю», как мы произносим в молитве к Духу Святому. « И остановил верблюдов вне города, у колодезя воды, под вечер, в то время, когда выходят женщины черпать [воду] » ( Быт. 24:11 ). Свидетельство, что «вне города» – что оно может означать? Сын Божий был распят вне города, и Церковь созидается Кровью Сына Божьего. Почему «под вечер»? Церковь Христова созидается, когда Ветхий Завет завершается, наступает вечер ветхозаветного существования – Иисус Христос умирает еще в ветхозаветные времена, а день Пятидесятницы, когда дух Святой сошел на апостолов, – это рождение новозаветной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

«Молокане отвергают ветхий закон и святилище.» Молок. Извольте; на это мы вам ответим словами Апостола, который говорит: «темже закон пестун нам бысть во Христа, да от веры оправдимся, пришедшей же вере, уже не под пестуном есмы» ( Гал.3:24, 25 ). Ветхий закон был руководителем до Христа, а по пришествии Христа он уже не нужен нам, как прешедший и состарившийся, по слову Апостола; посему если там было устроено святилище, то оно служило только до известного времени; ныне же оно вовсе не нужно для нас, и мы ныне даже говорить о нем не должны, а особенно о бывших херувимских изображениях, о которых и Апостол сказал, что о них же не лет ныне глаголити ( Евр.9:5 ); равным образом и в другом месте сказано: «елицы бо от дел закона суть, под клятвой суть» ( Гал.3:10 ). Сие надо понимать так, что если кто ныне чрез законные дела и рукотворныя вещи будет искать себе оправдания, то таковый подвергается под клятву; посему и вы должны подумать о себе, не подвергаетесь ли вы сей клятве за свои рукотворные образа. Мы, по крайней мере, уверены, что вы непременно подвергаетесь этой клятве за почитание своих рукотворных икон, ради чего мы и ушли от вас в общество духовных христиан. Итак, не ясно ли вам наше оправдание? Ну, что вы на это скажете? Христ. После вы увидите, на сколько справедливо ваше оправдание от сих Апостольских слов, и так ли следует их понимать, как вы предполагаете. Наверно, не так. Теперь же мы еще спросим вас следующее: одно ли святилище вы отвергаете на основании этих Апостольских слов, или же и весь закон вы отвергаете? 2) Они отрицают весь ветхий завет и предают осуждению на основании слов Апостола Молок. Судя по словам Апостольским, и весь закон для нас не нужен, как пошедший. Что это действительно так, мы просим вас терпеливо и со вниманием выслушать следующие Апостольския слова, из которых вы убедитесь в справедливости наших взглядов. Апостол говорит: «Ибо если бы первый завет был без недостатка: то не приготовлялось бы места второму. Но Бог , укоряя их, говорит: се наступают дни, говорит Господь, в которыя Я поставлю с домом Израилевым, и с домом Иудиным новый завет; не такой завет, какой Я сделал с отцами их, в то время, как Я, взяв их за руку, вывел их из земли Египетской: потому что они не пребывали в сем завете Моем, и Я пренебрег их, говорит Господь.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/besedi-p...

Одновременно это и знак нового царства, нового порядка, где «Господь воцарился». Однако это эсхатологическое завтра обеспечивает миропорядок и законность в этом мире также образом креста, который следует рассмотреть. Передача Закона Осмысление Креста и распятия в Древней Церкви неотделимо связано с темой нового миропорядка. Закон, в котором жил Ветхий Завет, по словам апостола Павла, «изнемог», потому что «делами закона не оправдается никакая плоть» (Гал. 2, 16) и что «законом никто не оправдается перед Богом, это ясно» (Гал. 3, 11). По словам апостола, в Ветхом Завете «мы заключены были под стражею закона до того времени, как надлежало открыться вере. Итак, закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою» (Гал. 3, 23-24). Христос (Ветхий Деньми) передает Закон Моисею. Мозаика мавзолея св. Констанции (Рим), около 345 г. Вопрос закона — один из центральных, который обсуждает Иустин Философ с Трифоном Иудеем. «Закон, — говорит он, — данный на Хориве, есть уже ветхий закон и только для вас, иудеев, а тот, о котором я говорю, — для всех людей вообще; новый закон, положенный над законом, отменяет древнейший, и завет последующий подобным образом уничтожает прежний. Нам дарованы закон вечный и совершенный и завет верный, это — Христос, после которого нет более ни закона, ни постановления или заповеди» . И далее мученик в качестве правоты своих слов приводит слова пророчества: «Не читал ли ты того, что говорит Исаия: “Послушайте Меня, послушайте, люди Мои, и внемлите Мне, цари: от Меня выйдет закон и суд Мой во свет народов; приближается скоро правда Моя, и явится спасение Мое, и на мышцу Мою будут уповать народы” (Ис. 51, 4-5)». Апостол Павел, также говоря о проповеди среди обрезанных и необрезанных, отличает последователей Ветхого закона от не знавших его новообращенных язычников: «Бог не взирает на лицо человека. И знаменитые не возложили на меня ничего более. Напротив того, увидев, что мне вверено благовестие для необрезанных, как Петру для обрезанных, ибо Содействовавший Петру в апостольстве у обрезанных содействовал и мне у язычников, и узнав о благодати, данной мне, Иаков и Кифа, и Иоанн, почитаемые столпами, подали мне и Варнаве руку общения, чтобы нам идти к язычникам, а им — к обрезанным» (Гал. II, 6-9).

http://bogoslov.ru/article/6176142

И посмотри, с какой точностью выразил Он то и другое, – и дерзость иудеев, и собственную Свою силу. Но, однако, они не поняли говоримого. И вовсе не удивительно, что не поняли иудеи, когда даже ученики Его, как говорит Писание, не поняли, пока Он не воскрес из мертвых; а тогда «поверили Писанию и слову, которое сказал Иисус» ( Ин.2:22 ). Итак, в чем состоит вторая причина, по которой Ветхий Завет труднее Нового? Ветхий Завет, который мы имеем, написан не на нашем природном наречии: он написан на одном языке, а мы читаем его на другом; вначале он был написан на языке еврейском, а мы приняли его на языке греческом. Но когда с одного языка переводят на другой, тогда встречают много трудностей. Сведущие во многих языках хорошо знают, до какой степени не возможно передавать со всей ясностью речь природного своего языка при переводе на другой язык. Это и было причиной трудности Ветхого Завета. Еще за триста лет до пришествия Христова, при египетском царе Птоломее, Ветхий Завет был переведен на греческий язык; и это было весьма полезно и необходимо. Пока он относился к одному народу еврейскому, дотоле оставался на еврейском языке, потому что никто другой не стал бы тогда внимать ему, так как остальная часть рода человеческого находилась в крайней грубости. Когда же должен был явиться Христос и призвать к Себе всю вселенную не только через апостолов, но и через пророков, – ведь и они руководят нас к вере и познанию Христа, – тогда наконец пророчества, как бы некоторые входы и пути, прежде загражденные неясностью языка, Бог сделал открытыми со всех сторон посредством перевода, чтобы все, стекаясь отовсюду из среды язычников и с великим удобством проходя этими путями, могли по ним прийти к Царю пророков и поклониться Единородному Сыну Божию. Потому еще до времени пришествия Христова все они были переведены; если бы они оставались только на еврейском наречии, а между тем Давид говорил бы: «Проси у Меня, и дам Тебе народы в наследие Твое и концы земли во владение Твое» ( Пс.2:8 ), то как мог бы узнать говоримое сириянин, или галатиец, или македонянин, или афинянин, при неясности Писания? Также, – когда Исаия взывал: «Как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен» ( Ис.53:7 ); и еще: «к корню Иессееву, который станет, как знамя для народов, обратятся язычники, – и покой его будет слава» ( Ис.11:10 ); и еще: «земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море» ( Ис.11:9 ). Также, – когда Давид опять говорил: «Все народы, восплещите руками, воскликните Богу гласом радости» ( Пс.46:2 ); и еще: «сказал Господь Господу моему: сиди одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих»( Пс.109:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010