— В таком случае как быть с Солженицыным? — Солженицын не был в подполье. — Практически в подполье. Или Вы не считаете это подпольем? — Солженицын был в эмиграции, а до этого в лагере. Лагерь не подполье: там все ясно. После лагеря он стал официально издаваемым псиателем и даже выдвигался на Государственную премию… — Но ведь он подпольно писал свой «Архипелаг ГУЛАГ»… Прятал его, перепрятывал, передавал из рук в руки… — И это было лишь несколько лет. Вскоре его выслали и тем самым спасли его для нормальной литературной работы. — Каков же, по-вашему, Божий замысел о России? — На этот вопрос у меня нет ответа. — У вас? Нет? — Если бы был, я чувствовал бы себя совсем иначе… Пока же мне приходит в голову лишь плач пророка Исайи: «Увы, народ грешный, народ обремененный беззакониями! Во что вас бить еще, продолжающие свое упорство? Земля ваша опустошена; города ваши сожжены огнем; поля ваши в ваших глазах съедают чужие; все опустело, как после разорения чужими… Омойтесь, очиститесь, удалите злые деяния ваши от Очей Моих, перестаньте делать зло» (Ис. 1). — Странно, что Вы цитируете Ветхий Завет. — Что же тут странного? Я воспринимаю Ветхий Завет как органическую и необходимую часть Библии — она не годится лишь в качестве буквального морального руководства для современного человека. Я не люблю, например, когда в Израиле оправдывают свои «превентивные удары» при помощи примеров из книги Есфирь. Ветхий Завет потому и Ветхий, что это — дохристианский мир; оправдание тех людей — в том, что они не знали Христа. Им было так можно, нам — так нельзя. — Далеко ли от консерватизма до национализма? — Очень далеко. Ведь консерватизм христианский — это консерватизм имперского чувства, а империя — как раз и есть исконное противоядие против национализма, потому что может существовать только в том случае, если народ, созидающий ее, не навязывает себя по мелочам всем остальным народам. — Значит, Вы не шовинист? — Что вы, конечно же шовинист! Позвольте мне воспользоваться случаем, чтобы обратить внимание читателей на то, что в интеллектуальных книжных магазинах Москвы появилась книга современного французского историка Пюимежа «Шовен, солдат-землепашец: Эпизод из истории национализма».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=187...

Рубрики Коллекции Завет Бога с Авраамом: почему родоначальника еврейского народа называют отцом всех верующих 6 мин., 10.12.2022 Поделиться Журнал «Фома» традиционно приглашает вас, дорогие читатели, пройти вместе дорогой к Рождеству. Каждый день в  Рождественском онлайн-календаре  мы создаем для вас предвкушение праздника, или напоминаем о важных смыслах поста: один день — один подарок. В книге Бытия описывается заключение вечного завета Бога с Авраамом. В чем его смысл? Какое развитие этот эпизод нашел в Новом Завете? Разбираемся в проекте «Фомы» «Как Ветхий Завет продолжается в Новом» . Что за завет? Когда Авраму было девяносто девять лет, ему явился Бог и установил с ним и его потомками завет: … ты будешь отцом множества народов, и не будешь ты больше называться Аврамом, но будут тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов; и весьма, весьма распложу тебя, и произведу от тебя народы, и цари произойдут от тебя; …завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя (Быт 17:4–7). Что происходило перед заключением завета? За 24 года до заключения завета, когда Авраму исполнилось 75 лет, Бог призвал его переселиться вместе с женой Сарой и племянником Лотом из Харрана, где был погребен отец Аврама, в Ханаан (в Палестину) : пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе (Быт 12:1). Аврам не был кочевником, переходившим с места на место, поэтому бросить привычное место и уйти ему было, наверное, не легче, чем любому из нас. Но он повиновался, потому что поверил. Уже тогда Бог пообещал Авраму:  Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные  (Быт 12:2–3). Также Господь сказал, что от наследника Аврама будет столько потомства, сколько звезд на небе. Однако когда Авраму исполнилось девяносто девять лет, а Саре восемьдесят девять, наследник у них еще не родился. Тогда Господь снова обратился к Авраму и еще раз подтвердил свое обещание: … Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен; и поставлю завет Мой между Мною и тобою, и весьма размножу тебя (Быт 17:1–2). В Писании сказано, что Аврам с благоговением пал ниц, и Господь подробно раскрыл ему Свой завет.

http://foma.ru/zavet-boga-s-avraamom-poc...

Иер. 31:31–32 31. Се дні е грд тъ , глаго летъ Гдь , и завща ю до м Ісра илев , и до м І дин зав тъ новъ , 31. Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, 32. Не по завт, егоже завщахъ оцемъ ихъ, в день, в оньже емш ми за рк ихъ, извест земл Егпетскї, к тіи не пребыша в завт моемъ, и азъ не брегохъ ихъ, глаголетъ Гдь. 32. Не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. 31–32. «День», в который заключил Бог с народом старый (=«ветхий») завет, не есть день в строго-ограниченном смысле времени, продолжающегося наших 24 часа. Это есть все то время, когда Господь не только «вывел» народ Израильский из Египта, но и вел его чрез пустыню до земли обетованной, – все то время, когда чрез Моисея Господь давал народу те заповеди, которых исполнение свидетельствовало бы о верности народа завету Божию. «День» нужно понимать здесь в смысле промежутка времени, продолжительность которого определяется словами: егоже (завет) завщахъ оцемъ ихъ. Завещание этого завета продолжалось все время путешествия Израиля из Египта до земли обетованной, – все время, события которого изложены в последних четырех книгах Моисея. На место старого Господь установит новый завет, и заключение этого нового завета с народом пророк представляет необходимым по двум причинам: а) к тіи не пребыша в завт моемъ=не исполнили обязанностей, возложенных на них заветом=договором с Богом (ср. Иер. 11:3, 4 ), нарушили этот завет; б) Я, – говорит Господь, оставался в союзе с ними, или (как соответствующее евр. выражение переведено по русски в Иер. 3:14 ) «Я сочетался с ними». Бог не человек, чтоб Ему... изменяться ( Чис. 23:19 ). Израильтяне нарушили завет и за то отвергнуты Богом. Но Бог воздвигнет новое семя (ср. Иер. 31:27 ) и с ним заключит новый завет. Обетование любви и благоволения, данное Богом народу при заключении завета между ними, должно остаться неизменным.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

– Вот прекрасно, Петр, что ты признал свою субботу не законной, а самочинной, и согласился с тем, что всякий, кто будет праздновать выдуманную вами субботу, подлежит по заповеди Господней смерти. Следовательно, как ты, так и твои единомышленники обязательно должны бросить празднование субботы, а иначе вы явитесь сознательными противниками Господа Бога, коварно ведущими и других к погибели. Ты спрашиваешь, почему мы не празднуем законной субботы, когда она установлена на вечные времена? На это я тебе отвечу: не разумеешь, что читаешь. Ведь в приведенном тобою месте из книги Исход ясно говорится, что суббота являлась замением завета вечного или на веки только между Богом и сынами Израилевыми, которые и должны были праздновать субботу в роды свои. И мы видим, что Господь со своей стороны не нарушал завета, заключенного с освобожденным из египетского рабства домом Израилевым, и всегда готов был хранить его и знамение этого завета – субботу вечно ( Иер.31:32 ). Но израильтяне сами нарушили этот завет ( Иер.31:32 ), и посему Господь через пророка Иеремию возвестил непокорному народу: «вот наступают дни, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет; – не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними. Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней: вложу закон Мой во внутренность их, и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом » ( Иер.31–33 ) 5 ... Теперь я спрашиваю тебя, Петр, наступили ли уже обещанные Богом дни «нового завета», или еще царит «ветхий завет?» – Видимо, наступили, – боязливо отвечал Петр, чуя, куда ведет его ответ... – Да, наступили со времен Христа, как свидетельствует нам ап. Павел ( Евр.8:7–13 ), – решительно подчеркнул я. – Следовательно, нужна ли нам суббота, как «завет вечный», нарушенный плотским Израилем и Богом отмененный? Нужно ли нам знамение ветхого завета, знамение плотское – суббота, когда Сам Бог уничтожил его вместе со старым заветом и «новый завет» начертал на новом знамении – на внутренностях и сердце человека? Обрезание больше субботы, но и оно отменено, хотя также давалось в «завет вечный».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/b...

2. 3. Новый Завет Новый Завет (греч. Καιν Διαθκη – [кэни диафики]), предсказанный пророком Иеремией, Бог заключает не с одним конкретным народом, а с сообществом верующих, распространившихся по всему миру, и заключает не через посредника, а через Своего Единородного Сына, воплотившегося Господа Иисуса Христа. Знаком пребывания в Новом Завете отныне является участие в Божественной Евхаристии, через вкушение тела и крови Христовой:        «И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: примите, едите; сие есть Тело Мое. И взяв чашу, и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» ( Мф. 26:26 −28). Через это вкушение происходит приобщение к Жертве Господа, которая была однажды принесена за спасение мира ( 1Пет. 1:18 ). Христос заключает с верующими Завет, предварительно искупив их от греха и от рабства дьяволу , подобно тому, как и Синайский Завет был заключен после освобождения евреев от власти фараона. Нравственные условия, которые выдвигаются к верующим для пребывания в Завете, также напрямую связываются Христом с Его жертвой: «Заповедь новую даю вам: да любите друг друга, как Я возлюбил вас, (так) и вы да любите друг друга» ( Ин. 13:34 ). Новизна этой заповеди не в том, что верующие призываются к любви (такую заповедь знает и Завет Ветхий: «люби ближнего твоего, как самого себя» – Лев. 19:18 ), а в том, что эта любовь, в подражание Христу, не должна ни бояться, ни избегать, в случае необходимости, самопожертвования. Поскольку крестный подвиг Христа стал центральным событием мировой истории, и превзошел все прочие деяния Божьи по отношению к человеку, то авторы новозаветных писаний сохранили для обозначения Нового Завета греческий термин διαθκη (диафики), следуя тому смыслу, который придали ему переводчики Септуагинты. Завет представляется не как договор, а как «завещание», которое мыслится теперь конкретно – как завещание Сыном Божьим «вечного наследия» тем, кто верует в Него ( Евр. 9:15 ). По мысли св. ап. Павла, как обычно, завещание вступает в силу только при смерти завещателя, так и Завет Иисуса Христа сделался действенным, благодаря Его смерти на Кресте, через которую Он даровал верующим жизнь вечную ( Евр. 9:15 −17).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

3. Завет Божий. Слово «Завет», или «Союз» (евр. брит, месопотамск. бритум), первоначально было юридическим термином. Союзы регулировали отношения между племенами и царствами. Но Моисеев Завет заключает в себе новый смысл: он говорит о тайне избрания Богом определенной группы людей, предназначенных для Его провиденциальных целей. Он говорит о создании нового народа, образованного из нестройной толпы рабов, в том числе и иноплеменных. Народ этот творится по воле Божией, а не естественным путем. В основу его жизни полагается Завет с Богом. В Его Домостроительстве Израилю предстоит стать духовной общностью, Церковью. Синайский Завет выражен в формуле, напоминающей брачный договор: «Вы будете Моим народом, а Я буду вашим Богом». Иными словами, цель Завета — единение Сущего с людьми . На Синае смысл ее полностью еще не раскрыт. Ягве лишь возвещает: «Вы будете у Меня царством священников и народом святым» (19,6). Священник — служитель Бога, святой — это тот, кто посвящен Ему. Заключая новый Завет, Господь Иисус открывает путь, ведущий от национальной Церкви к Вселенской. И Вселенская Церковь сохранит для своего призвания термины Синайского Завета. «Но вы — род избранный, — говорит ап. Петр христианам, — царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет. Некогда не народ, а ныне народ Божий» (1 Петр 2,9-10). Входя в Завет, верные становятся «соработниками» Бога, участниками Его замыслов и деяний (1 Кор 3,9). Символика Завета включает обряд окропления кровью (Исх 24,8). Кровь, означающая жизнь, служила знаком единства и родства при заключении союзов. Окропленные ею становились единокровными, независимо от своего происхождения. Поскольку лишь Творец властен над жизнью, кровь запрещалось употреблять в пищу. С явлением в мир Богочеловека Кровь и Плоть Самого Воплотившегося станет Его священной Трапезой, предлагаемой верным. Она соединяет их в единую духовную семью (Церковь) и дарует единение с Богочеловеком.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2307...

То слово Божие, которое нужно было передать во всей точности, так, что, слушая его, люди могли бы слушать как бы Самого Бога, Святые пророки и апостолы записывали в особых книгах. Так они делали по особому повелению Божию. Когда Исайя, например, выслушал слово Божие, то Господь повелел ему: «теперь пойди, начертай это на доске у них и впиши это в книгу, чтоб осталось на будущее время, навсегда, навеки». Все эти книги, которые написаны пророками и апостолами по внушению Духа Божия и содержат слово Божие, называются Священным Писанием. Всех книг Священного Писания 49. Они заключаются в одной книге, которая называется именем Библия, что с греческого языка значит «книги». Такое название указывает на то, что священные книги достойны особенного внимания преимущественно пред всеми прочими книгами, как содержащие в себе слово Божие. По времени происхождения священных книг Библия разделяется на две части: первая часть называется Ветхим Заветом, вторая, следующая за ней, Новым Заветом. Ветхий Завет содержит книги, написанные до Рождества Христова, а Новый Завет – книги, написанные после Рождества Христова. Самое слово «завет» значит собственно завещание. Священные книги называются так потому, что слово Божие, содержащееся в них, как бы завещано от Бога людям через пророков и апостолов. В этом смысле книги Ветхого Завета содержат ветхое или древнее завещание Божие людям, данное до пришествия в мир Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа, а книги Нового Завета содержат новое завещание Бога людям, данное Им в более недавнее время, с пришествием в мир Иисуса Христа. Кроме того, слово «завет» означает и союз или договор. С этой стороны название священных книг союзом или договором указывает на то, что содержащееся в них слово Божие есть как бы договор Бога с человеками, через который Бог вступил в особенный союз с ними. В частности название – Ветхий Завет относится к древнему договору Бога с человеками, бывшему до Рождества Христова, а название – Новый Завет относится к новому договору Бога с человеками, начавшемуся со времени Рождества Христова. Главнейшее содержание и вместе как бы основание древнего договора состоит в том, что Бог обещал людям Спасителя мира и приготовлял их к принятию Его, а главнейшее содержание и основание нового договора состоит в том, что Бог действительно даровал людям обещанного Спасителя, Единородного Сына Своего, Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

В настоящей части мы ограничимся учением Христа в его отношении к богосознанию Христа; точкою отправления послужат нам синоптические евангелия, причем нам должно выясниться и внутреннее отношение свидетельства четвертого евангелиста к свидетельству первых трех.   Ветхий и Новый Завет I   Евангелие Христа есть Евангелие Нового Завета, о котором говорит пророк Иеремия: «и дам им  сердце, чтобы знать Меня, что Я Ягве» (24, 7) . «Вот наступают дни, – говорит Господь (Ягве), – когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет. Не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я пребывал в союзе с ними… Но вот завет, который Я заключу с домом Израиля после тех дней…: вложу закон Мой во внутренность их и на     –  423  –   сердцах их напишу его и буду им Богом, а они будут Моим народом. И уже не будут учить друг друга, брат брата и говорить: познайте Ягве! Ибо они все познают Меня от самого малого до самого великого, – говорит Ягве, – ибо Я прощу им долг их и греха их не помяну более» (31, 30–34). Нагорная проповедь есть именно проповедь нового закона,  начертываемого в сердце, закона, который имеет своим основанием усыновление человека Богу и совершенное познание благого Отца. Она открывается «заповедями блаженства», которые указывают, кому дается царство и что нужно для его принятия: блаженны нищие духом (anawim), плачущие, смиренные и кроткие, блаженны алчущие и жаждущие правды, милостивые и чистые сердцем, миротворцы и гонимые за правду: их есть царство небесное. Внешний закон заменяется здесь законом внутренним и безусловным, который осуждает всякое злое движение сердца и мысли, судит самое вожделение, как прелюбодеяние, и гнев, как убийство, судит злое слово строже, чем внешний закон судит убийство. Он судит сердце и вместе освящает сердце, в котором он начертан. Это закон совершенный и безусловный, как Бог, из познания которого он вытекает. Если закон Моисея, если Ветхий Завет имеет такую же непреложность, как уставы неба и земли (Иер.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=100...

3 женщин, утопающих во грехах, водимых различными похотями. Смысл этих слов Павла не в том, что все женщины таковы, но что некоторые из ефесских христианок поддались «прельщению» лжеучителей ( 1Тим. 2,14; 5,13–15 ). 3 Ианний и Иамврий. Согласно еврейской традиции, так звались два египетских мага, которые противостояли Моисею, когда он творил чудеса перед фараоном (Исх., гл. 7; 8). 3 в Антиохии, Иконии, Листрах. Три города в римской провинции Галатия, в которых Павел проповедовал Евангелие во время своего первого миссионерского путешествия ( Деян. 13,14 14,20). Несмотря на сильное противодействие, Павел основал церкви в каждом из этих городов ( Деян. 14,21–23 ). Листры родной город Тимофея. избавил меня Господь. См. 4,18 и ком. 3 все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы. См. Мф. 10,17.18 ; Ин. 15,20 ; 1Пет. 4,12; 5,9 . 3 кем ты научен. Павел имеет в виду мать и бабку Тимофея (1,5), а также себя самого. 3 из детства. Согласно обычаю, евреи начинали обучать ребенка закону Моисееву, когда ему исполнялось пять лет. знаешь священные писания. Лжеучители искажали Ветхий Завет ( 1Тим. 1,7 ; Тит. 3,9 ). Тимофей должен помнить наставления в истине, которые он получил от матери и бабки. Слово «писания» означает здесь книги ВЗ. Новый Завет в нынешнем его виде в то время еще не существовал, а некоторые из его книг, вероятно, не были еще написаны. которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Ветхий Завет, правильно истолкованный, приводит к пониманию центральной роли Иисуса Христа в Божественном замысле, предначертанном всему творению. 3 Все Писание. Ветхий Завет (см. ком. к ст. 15). богодухновенно. Т.е. вдохновлено Духом Святым (ср. 2Пет. 1,21 ). Бог является источником и, в конечном счете, Автором Писания. Хотя и было оно написано людьми, но по вдохновению Божиему, и потому обладает Божественным авторитетом. См. статью «Авторитет Писания». Глава 4 4:1–5 Поручая Тимофею быть проповедником и благовестником, Павел заключает свой призыв к нему, начатый в 1,6.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

«…Церковь, руководимая Святым Духом, особо выделила эти книги в совершенно отдельный сборник, который она утвердила и предложила верующим как книги, которые содержат образец истинной веры и благочестия, пригодный на все времена. К канону Священного Писания нельзя прибавить новых книг и также нельзя от него чего-либо убавить…» [ 47 ]. В зависимости от времени написания книги Священного Писания разделяются на «два отделения». «Те Священные Книги, которые написаны прежде Рождества Христова, называются Книгами Ветхого Завета , а те, которые написаны после Рождества Христова, называются книгами Нового Завета»  [ 48 ]. Слово «завет (евр. berit)» означает в первую очередь «контракт, договор, союз». Но так как обетования Божии были обращены к будущему и Израиль должен был унаследовать связанные с ними блага, то на греческий язык это слово было переведено как διαθηκς, то есть «завет или завещание» [ 49 ]. Началом, сопрягающим оба Завета в единое и неразрывное целое, является личность Господа Иисуса Христа. «И Ветхий и Новый Заветы воспринимаются Церковью через Иисуса Христа…, потому что они ведут к Нему, говорят о Нем и в Нем находят свое исполнение» [ 50 ]. 2.3.1. Священные книги Ветхого Завета Ветхий Завет есть «древний союз Бога с человеком», сущность которого состоит «в том, что Бог обещал человекам Божественного Спасителя и приготовлял их к принятию Его через постепенные откровения, через пророчества и преобразования» [ 51 ]. Ап. Павел свидетельствует о богодухновенном достоинстве ветхозаветных книг: «Все Писание богодухновенно, полезно для научения, обличения, для исправления, наставления в праведности» (2 Тим. 3, 16). А ап. Петр, говорит, что «никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2 Пт. 1, 20-21). Само наименование «Ветхий Завет» введено в употребление св. ап. Павлом (Евр. 8, 13). Канон книг Ветхого Завета «Христианская Церковь приняла … от Ветхозаветной Церкви Еврейской» [

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2444...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010