Многие толкователи полагают, что и в отношении развода Христос не согласен с Ветхим Заветом. Однако нужно знать, что во времена Христа учителя Израиля верили, что ветхозаветный закон позволяет им разводиться с женой практически по любому поводу, лишь бы развод был надлежащим образом оформлен по закону. Но Ветхий Завет однозначно заявляет, что Богу развод неугоден. В Мал.2:16 Господь Бог говорит: Я ненавижу развод. К сожалению, в данном месте Синодальный перевод неверно передаёт смысл оригинала. В Мф.19:3–9 Христос более подробно объясняет Своё учение о разводе. Он указывает, что Его учение исходит из Ветхого Завета, в частности из истории о сотворении Адама и Евы. Также бытует представление, что Христос возражал против ветхозаветной практики клятвы. Однако во времена Христа считалось, что ложь позволительна, пока человек не поклялся. Господь опровергает это учение и настаивает на том, что Ветхий Завет запрещает ложь вообще, а не только ложные клятвы. В Притч.6:16–17 написано: Вот шесть, что ненавидит Господь, даже семь, что мерзость душе Его: глаза гордые, язык лживый... Поэтому Христос и говорит: да будет слово ваше: да, да; нет, нет ( Мф.5:37 ). Кроме того, укоренилось мнение, что Ветхий Завет одобряет мщение, а Христос его запретил. Ветхозаветное установление око за око, зуб за зуб, изложенное в Исх.21:24 , служило руководством для судей в официальных судах Израиля. Судьи были призваны выносить справедливый приговор, в котором наказание должно соответствовать преступлению. Во времена Христа считалось, что заповедь око за око означает Божие позволение мстить: если кто-то вам причинил зло, вы имеете право поступить с ним так же. Однако это правило не предназначалось для использования в личных отношениях. Христос опровергает это заблуждение и утверждает чистое ветхозаветное учение, которое призывает проявлять в отношениях с людьми доброту и милосердие. В Лев.19:18 написано: Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего... Я Господь. И наконец, многие ошибочно полагают, что Ветхий Завет учит ненавидеть врагов. Некоторые учителя времён Христа на основании заповеди возлюби ближнего сделали вывод, что врагов можно ненавидеть. Но ничего подобного Ветхий Завет не говорит. Вот как учит поступать с врагами Книга Исход: Если найдёшь вола врага твоего, или осла его заблудившегося, приведи его к нему ( Исх.23:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В Библии мы видим, как пять Заветов сменяют друг друга. Первый завет был с Адамом. Затем был завет с Ноем (его знаком стала радуга). Следующий завет - с Авраамом. Наконец, собственно " Ветхий Завет " - завет синайский с Моисеем и Израилем. И пятый, " новый " завет, радикально изменивший отношения человека и Бога, исполнившийся во Христе и предсказанный уже ветхозаветными пророками: " Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли египетской... Но вот завет, который Я заключу: вложу закон Мой во внутренность их, и на сердцах их напишу его " (Иер. 31, 31-33). И каждый из этих Заветов - это " отсечение " , выбор. Слово завет, по-древнееврейски “берит”, происходит от глагола “бара” - резать, и в то же время, возможно, связан с глаголом “бери” - брать, избирать (в русском языке он сохранился почти без изменения). Уже первый Завет с Адамом есть выделение: не с ангелами заключает Бог Завет, но с человеком. И для человека жизнь в Завете означает тоже некоторое отречение: ему предстоит держаться света Божией воли: " и отделил Бог свет от тьмы " ... Вся последующая Священная история - это история исключения и различения. В зените библейской истории, в Новом Завете (который представляет собой проповедь единства во Христе, не просто формального единства ради единства), " апостол любви " , Иоанн призывает людей: " Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире " (1 Ин. 4,1). Но и на заре Священной Истории мы видим, что первый грех людей состоял в отказе от различения: Ева отнеслась к святыне древа познания как ко " всякому древу " . Второй грех, описываемый в Библии, или первый грех за пределами Эдема, - убийство старшим братом младшего. За что Каин убил Авеля? За то, что Бог не принял дары Каина (Быт. 4,5). Но почему в глазах Бога дары братьев оказались различны? Почему жертва Авеля, второго сына Адама и Евы была принята Богом, а жертва Каина, первенца, отвергнута?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

– Что для современных христиан главное? – Почему для современных? Для всех и на все времена, до скончания века – одно Евангелие дано. «Иисус Христос вчера и днесь [сегодня], Той же и во веки» ( Евр. 13, 8 ). Самое главное – исполнить заповеди Господни, потому что в них заключена воля Божия. Бывает, приходят и говорят: «Хочу выполнять волю Божию». «А где ты волю Божию найдешь?» – спрашиваю. Молчат. Она выражена в Законе Божием! – Чаще людям на ум приходят прежде всего ветхозаветные заповеди: не убий, не прелюбодействуй... (ср. Исх. 20, 2–17 ) А евангельские как исполнять? – Все Священное Писание – цельное, нельзя разделять Ветхий и Новый Завет. Я сейчас толкую Книгу Псалмов и удивляюсь каждой строчке. Здесь такая заложена мудрость! Все зерна, которые потом проросли в Новом Завете, – они все уже в Псалтири есть! Читайте Псалтирь! Христос говорит: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне» ( Ин. 5, 39 ). А вникните в слова пророка Исайи: за 700 лет до Боговоплощения и грядущей Голгофы он уже описывает Его Крестные страдания так, точно все это свершалось перед его глазами. Дух один и тот же! Нельзя разделять, противопоставлять Ветхий и Новый Заветы. Недопустимо читать Ветхий Завет с пренебрежением, словно это что-то отсталое, ненужное, отжившее. Нет, он и для нас столь же жив и назидателен, как для тех, кто только еще ждал пришествия в мир Спасителя! – Раньше была такая благочестивая традиция: старались за Великий пост прочитать всю Библию от Бытия до Апокалипсиса. Почему сейчас из ветхозаветных текстов дома в лучшем случае читается Псалтирь? – Не знаю, сам я очень люблю читать Ветхий Завет , не только Псалтирь, но и пророков, и историю израильского народа. Один Дух, один Бог, един Промысл Господень о спасении рода человеческого. Господь нас обогатил Священным Писанием. Почему мы пренебрегаем этим даром? Господь нас обогатил Священным Писанием. Почему мы пренебрегаем этим даром? Христос говорит: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» ( Мф. 5, 17 ). Он не отверг Ветхий Завет , Он его исполнил! Господь просто учил правильно понимать то, что открывал ранее человечеству через пророков. «Но скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадет» ( Лк. 16, 17 ), – так говорит Господь. Вся живая библейская традиция совокупна, ее нельзя разделять.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Breev/...

иеромонах Иов (Гумеров) Слово это употребляет Сам Господь, говоря о св. апостоле Павле: он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами и царями и сынами Израилевыми ( Деян. 9:15 . В Новом Завете слово сосуд символически применяется к людям. Сам св. апостол Павел называет тело человека сосудом, в котором заключено сокровище: познание славы Божией в лице Иисуса Христа ( 2Кор. 4:6 . По мере духовного подвига тело христианина, очищаясь и освящаясь, становится сосудом Святого Духа. На этом богословском учении основано в Православии почитание святых мощей угодников Божиих. Какие значения включает в себя слово завет в Священном Писании? иеромонах Иов (Гумеров) Слово завет (евр. берит – договор, союз, обещание) в священных библейских книгах понимается как союз Бога с человеком. В Ветхом Завете оно употребляется 285 раз. Согласно христианскому богословию, Бог дает человеку откровение, а человек сознательно и свободно принимает эти истины верою и разумом, стараясь осуществить их в своей жизни при помощи Божественной благодати. Этот завет Бога с человеком получил начало еще в раю (см.: Быт. 2: 15–18 ), хотя впервые в Священном Писании это слово встречается позже, когда Бог заключил завет с патриархом Ноем: «с тобою Я поставлю завет Мой, и войдешь в ковчег ты, и сыновья твои, и жена твоя, и жены сынов твоих с тобою» ( Быт. 6:18 . Затем завет подтверждался во времена последующих патриархов, особенно во времена Моисея, в Синайском законодательстве (см.: Гал. 4: 24 ). В новозаветных священных книгах греческое слово диатеке (завет) встречается 33 раза. До пришествия в мир Господа нашего Иисуса Христа завет Бога с человеком не содержал о себе полноты откровения Божества человечеству. Ветхий Завет (см.: 2Кор. 3: 14 ) был тенью и прообразом откровения, данного в Новом Завете (см.: Лк. 22: 20 ; 1Кор. 11: 25 ; Евр. 8: 7–8; 9: 4; 12: 24 ). Поэтому принято различать два заветаВетхий и Новый, последний является продолжением древнего. Иисус Христос является Основателем и Ходатаем Нового Завета и вместе с тем – Целью и Исполнением обетования и всего Ветхого Завета (см.: Лк. 22: 20 ; 1Кор. 11: 25 ). Почему в Ветхом Завете предсказывается рождение Мессии с имененм Еммануил, а не Иисус?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Ветхий завет Об обиженом Ионе и милосердии Божьем Зачем в Великую Субботу мы вспоминаем пророка Иону? Почему священники переодеваются из темных одежд в светлые? Где и когда начинается путь к Воскресению? Козел отпущения Вспомните, как мы зачастую просим прощения: «Прости, что срываюсь на тебе — у меня такие нагрузки последнее время» или «Извини за опоздание — дети с утра еле ползли»... Джеймс Бернстайн: Из иудаизма в православное христианство Когда мне было 16 лет, благодаря чтению Евангелия, входящего в «Запрещенную книгу» под названием Новый завет, я пришел к вере в Иисуса Христа как Сына Божия и нашего обетованного Мессию. В первые годы почти единственным моим религиозным образованием было чтение Библии в уединении. Судьба священных текстов в исламе, иудаизме и христианстве У каждой мировой религии - свои священные книги. Чем отличается отношение к этим древним текстам в исламе, иудаизме и христианстве? Как представители разных традиций выходят из ситуации, когда нужно создать единый текст из множества версий, накопленных веками? Пост во времена Ветхого Завета Многие Отцы Церкви – и особенно Василий Великий – утверждают, что пост был установлен уже в раю посредством данной первым людям от Бога заповеди не есть от древа познания добра и зла (Быт.2:17). Отчего так мелочен Ветхий Завет? Открывая Библию, человек ждет прежде всего великих откровений. Но если он читает Ветхий Завет, его обычно поражает обилие мелочных предписаний Библейские образы в искусстве. Ева И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции.

http://pravmir.ru/tag/vetxij-zavet/page/...

«Кто соблюдает весь закон, учит ап. Иаков, и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем» (гл. 2:10). «Посему закон свят и заповедь свята и праведна и добра» ( Рим. 7:12 ). Итак ни Христос, ни св. Апостолы не отвергали, а признавали Ветхий Завет, в его учении о вере и благочестии. Следовательно, отвергающие, в этом отношении, Ветхий Завет идут против Христа и Его Апостолов. 4) Сектант: Ап. Павел учит, что Ветхий Завет, с пришествием Христа, весь уничтожен, «потому что с переменою священства необходимо быть перемене и Закона» ( Евр.7:12 ).Христос заключил с верующими «Новый Завет»«Говоря «новый»показал ветхость первого; а ветшающее близко к уничтожению» ( Евр. 8:7–13 ). Как Измаил, сын рабыни, был изгнан из дома Авраама, так и Ветхий Завет, как закон рабства должен быть нами оставлен. Объяснения православного: Не мог ап. Павел учить иначе, чем учил Христос. Очевидно, в приведенных местах св. Писания он разумеет не все заключающееся в ветхозаветном Писании, как подлежащее перемене и уничтожению, а только обрядовый и общественно-государственный Моисеевы законы, которые, как «относящиеся до плоти, установлены были только до времени исправления» ( Евр. 9:10 ), а не совершенного уничтожения, ибо «исправлять» – не значит «уничтожать», как и «близкое к уничтожению» еще не уничтожено. Ветхозаветные установления и обряды, имевшие прообразовательное значение, в Новом Завете если и отменены, то заменены другими, ветхозаветное же учение веры только исправлено и дополнено Христом (Мф. гл. 5-я) и, как таковое, обязательно для всех христиан. Так, отменены кровавые жертвы, прообразовавшие собою великую жертву – Христа, принесшего Себя на Голгофе в жертву за грехи всего мира ( Евр. 10:1–14 ), и заменены спасительною жертвою Тела и Крови Христовых, подающихся верующим в таинстве св. Причащения для прощения грехов и вечной жизни со Христом ( Ин. 6; 35–38 . Мф. 26; 28 ). Отменены обрезание ( 1Кор. 7:18–19 . Гал. 5:6 . Фил. 3:2 ), еврейские законы о праздниках, новомесячиях, пище, питии и субботах ( Кол. 2:11 ). Вообще отменен весь обрядовый ветхозаветный закон ( Деян. 15 гл.), а установлен новый, христианский. Отменено и священство ветхозаветное из колена только Левиина, а установлено всеобщее священство из людей всех племен и народов, как предсказал это и пророк Исаия: «Вот приду собрать все народы ... и из них также буду брать в священники и левиты, говорит Господь» (гл. 66:18–21). Учение же ветхозаветного Писания о вере и благочестии, дополненное Христом, осталось обязательным для всех христиан, что видно как из вышеприведенных слов Христа ( Мф. 5:17. 13; 52 . Лк. 16:29. 24:25–27 . Ин. 5:46–47 ), так и из учения Его св. Апостолов.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

«Не нарушить пришёл Я, но исполнить» (Мф 5:17) — эти слова являются ключом к пониманию Ветхого Завета и в то же время задают тон всему Евангелию. Евангелие есть исполнение того, о чём говорится в Ветхом Завете, — без Ветхого Завета Новый теряет всякий смысл. В 13-й главе говорится, в общем, о том же: «Он же сказал им: поэтому всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое» (13:52). Что значит «Новый» и что значит «Ветхий Завет»? Новый — не в смысле его противоположности Старому Завету, как мы часто думаем, а Новый (греч. кайнос или лат. novus) в смысле — всегда новый. Не случайно слова Спасителя во время Тайной Вечери: «Сия есть кровь Моя Нового Завета» — на латинский язык переведены как: « Hic est enim canguis mens novi et aeterni testamenti» («Это Моя кровь Нового и Вечного Завета»). Латинское слово novus уже не вмещает того, что на греческом выражено словом кайнос, так что переводчику приходится прибегнуть к замене одного слова двумя: «новый» и «вечный». Я бы перевёл на современный язык это слово как «вечно новый»: «Сия есть кровь Моя вечно Нового Завета», «неустаревающего Завета». Сам термин «Старый», или «Ветхий», как мы обычно говорим, в достаточной мере условен. Лучше всё-таки говорить не Ветхий, а Моисеев Завет (данный при Моисее), или Завет, заключённый с отцами, но во всяком случае не Ветхий, потому что ничего ветхого в нём нет. Завет, данный отцам, и Завет, данный нам, — в этом вся разница двух Заветов. «Не нарушить пришёл Я, но исполнить» — это первый момент Нагорной проповеди, присущий только Евангелию от Матфея. Второй — о клятве, когда Спаситель обращается к Нам с такими словами: «…не клянись вовсе: ни небом, потому Что оно Престол Божий; ни землёю, потому что она подножие Ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или чёрным. Но да будет слово ваше: " да, да " , " нет, нет " , а что сверх этого, то от лукавого» (5:34-37).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота, или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. Итак, кто нарушит одну из сих заповедей малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном» ( Мф. 5:17–19 ). «Он же сказал им: поэтому всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и cmapoe» ( Мф. 13:52 ). «Кто соблюдает весь закон, учит ап. Иаков, и согрешит в одном чем–нибудь, тот становится виновным во всем» (гл. 2:10). «Посему закон свят и заповедь свята и праведна и добра» ( Рим. 7:12 ). Итак, ни Христос, ни св. Апостолы не отвергали, а признавали Ветхий Завет, в его учении о вере и благочестии. Следовательно, отвергающие, в этом отношении, Ветхий Завет идут против Христа и Его Апостолов. 4) Ап. Павел, говорят сектанты, учит, что Ветхий Завет, с пришествием Христа, весь уничтожен, «потому что с переменой священства необходимо быть перемене и Закона» ( Евр.7:12 ). Христос заключил с верующими «Новый Завет» ... «Говоря «новый», показал ветхость первого; а ветшающее близко к уничтожению» ( Евр. 8:7–13 ). Как Измаил, сын рабыни, был изгнан из дома Авраама, так и Ветхий Завет, как закон рабства, должен быть нами оставлен. 4) Не мог ап. Павел учить иначе, чем учил Христос. Очевидно, в приведенных местах св. Писания он разумеет не все заключающееся в ветхозаветном Писании, как подлежащее перемене и уничтожению, а только обрядовый и общественно–государственный Моисеевы законы, которые, как «относящееся до плоти, установлены были только до времени исправления» ( Евр. 9:10 ), а не совершенного уничтожения, ибо «исправлять» – не значит «уничтожать», как и «близкое к уничтожению» еще не уничтожено. Ветхозаветные установления и обряды, имевшие преобразовательное значение, в Новом Завете если и отменены, то заменены другими, ветхозаветное же учение веры только исправлено и дополнено Христом (Мф. гл. 5–я) и, как таковое, обязательно для всех христиан. Так, отменены кровавые жертвы, прообразовавшие собой великую жертву – Христа, принесшего Себя на Голгофе в жертву за грехи всего мира ( Евр. 10:1–14 ), и заменены спасительной жертвой Тела и Крови Христовых, подающихся верующим в таинстве св.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

«Не буквы, но духа» – не ветхого, а новего завета. Ветхий Завет называет Апостол буквою, как потому, что сущность закона, данного Богом чрез Моисея написана была буквами на двух каменных досках, или скрижалях; так и потому, что закон Моисеев в полном своем составе содержит более правила и постановления обрядовые, чем учение, служащее к усовершению и возвышению духа; также и потому, что ветхий завет вообще служил покрывалом таких истин, которые раскрываются в новом завете ( 2Кор.3:14–16 ), «имел тень будущих благ, а не самый образ вещей» ( Евр.10:1 ), которые принадлежат новому завету. А новый завет святый Павел называет духом, потому что в новом завете все совершает Дух Святый. Еще пророк Иоиль предсказал об этом обильном излиянии Св. Духа в пришествие обетованного Искупителя, говоря: И будет по сих, излию от Духа Моего на всяку плоть, и прорекут сынове ваши, и дщери ваши ( Иоиль 2, 28 ). Иисус Христос говорил: Аз умолю Отца, и иного Утешителя даст вам, да будет с вами в век. Дух истины, егоже мир не может прияти... вы же знаете Его, яко в вас пребывает и в вас будет ( Ин.14:16.17 ). Дух Святый, в виде огненных языков, сошел на Апостолов в день пятидесятницы (Деян. гл.2), и с того времени Оп всегда пребывает и действует в Христовой Церкви, осеняя всех верующих в Иисуса Христа, возрождая их в святом крещении, укрепляя и усовершая в новой благодатной жизни, и сообщая всем и каждому благодатные дары, необходимые в деле спасения ( 1Кор.12:4–13 ). «Потому что буква убивает». Сказав: не буквы, а Духа, Апостол в объяснение превосходства нового завета пред ветхим присовокупляет то, что он дух, а не буква. Буква убивает, т.е. ветхий завет причиняет смерть. Каким это образом? Это так, что ветхий завет предписывает строгие правила закона, и за нарушение их угрожает смертью; но не сообщает силы, нужной человеку для того, чтобы мог он исполнить требования закона, и также не указывает средства к заглаждению грехов, навлекающих угрозу смерти. Также, запрещения закона, по свойству нашей растленной грехом природы, давали повод ко греху, возбуждая желание того, что запрещалось законом ( Рим.7:7–10 ). Это было допущено для того, чтобы подзаконные, сознавая свое бессилие исполнить закон, и чувствуя тяжесть угроз, поражавших нарушителей закона, тем сильнее чувствовали нужду в обетованном Искупителе, и тем искреннее желали Его пришествия ( Гал.3:21–24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Во-вторых, термин «Ветхий Завет» означает период истории спасения, который начался с момента творения человека и закончился Воскресением Господа нашего Иисуса Христа. И наконец, Ветхим Заветом называют собрание книг, которые являются первой частью христианской Библии 28 . Ветхим Заветом эта часть Библии называется из-за содержания книг, описывающих ветхозаветное домостроительство спасения 29 . Впервые этим словосочетанием дохристианская часть Библии названа св. ап. Павлом 30 : «Имея такую надежду, мы действуем с великим дерзновением, а не так, как Моисей, который полагал покрывало на лице своё, чтобы сыны Израилевы не взирали на конец преходящего. Но умы их ослеплены: ибо то же самое покрывало доныне остаётся неснятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом. Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их; но когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается. Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода. Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа» ( 2Кор.3:12–16 ). Чтобы обозначить разницу между Ветхим Заветом как договором и Ветхим Заветом как собранием книг, в христианском богословии для обозначения последнего используется выражение «Священное Писание Ветхого Завета». Именно в таком значении Тертуллиан использует слово testamentum (Vetus Testamentum, Novum Testamentum), которое затем вошло в европейские языки. И Ветхий, и Новый Завет для христиан – это Божественное Сверхъестественное Откровение. Ветхий Завет говорит о том, что Бог обещал людям Мессию и как через постепенные откровения, пророчества и преобразования, приготовил их к этому. Новый Завет рассказывает о том, как Бог исполнил Своё обещание и даровал людям Спасителя 31 . В современной библейской науке и иудаизме используются и другие названия для Ветхого Завета. Еврейская Библия . Под этим названием обычно понимается еврейский текст Ветхого Завета в иудейской традиции расположения книг и правил чтения.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010