чем лучшего Он ходатай завета, Возвысив священство Христово по месту, и по священнику, и по жертве, таким же открыто выставляет его и по завету. И хотя прежде сказал, что Ветхий Завет был немощен и не полезен, по причине младенчества слушателей, но он скоро прекратил об этом речь. Теперь он долго задерживается на рассуждении об этом, и показывает, что Новый Завет лучше того, то есть Евангелие, ходатай и дарователь его есть Христос; ибо Сам Он сделался для нас служителем Евангелия, «приняв образ раба», как Моисей есть посредник закона. который утвержден на лучших обетованиях. Предлагает то, что особенно ободряло верующих из иудеев, именно, что обетования нашего завета – лучшие обетования. Ибо не блага земные, и не блага в потомстве и не многочадие, но Царство Небесное обещано соблюдающим Евангелие. Итак, не будьте малодушны: обетования Евангелия лучше; неразумно унывать тем, кто имеет лучшее. Евр.8:7 .  Ибо, если бы первый завет был без недостатка, то не было бы нужды искать места другому. Замечай порядок. Сказал, что завет Христов лучше Ветхого. А откуда это видно? Из того, говорит, что «утвержден на лучших обетованиях». Ведь, если обетования и воздаяния лучше, то совершенно ясно, что и завет лучше, и заповеди божественнее. Откуда же видно, что обетования лучше? Из того, говорит, что тот был отменен, а этот был введен вместо него. Ибо Новый Завет потому имеет превосходство, что он лучше и совершеннее. «Если бы первый завет был без недостатка», то есть если бы он делал людей непорочными, то не был бы введен второй завет. Как мы обыкновенно говорим: дом не без недостатков, вместо того, чтобы сказать: он приходит в упадок, ветшает; так и о Ветхом Завете сказал, что он не был без недостатка, не как дурной, но как не имевший силы сделать людей лучшими, как данный младенцам. Евр.8:8 .  Но пророк, укоряя их, говорит: Не сказал: укоряя его, то есть завет, но «укоряя их», то есть иудеев, которые не могли совершенствоваться чрез заповеди закона. вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет,

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

— Но завет не закон, — сказали Иудеи. — Бог не сказал Ною: закон Мой, но завет Мой. Мы же говорим о законе. — Вы соблюдаете обрезание как закон, или нет? — спросил Константин. — Содержим, как закон, — ответили иудеи. — Обрезание же, — продолжал Константин, — Бог также не назвал законом, а только заветом, когда, говорил Аврааму: «ты же соблюди завет Мой, ты и потомки твои после тебя в роды их… обрежется у вас весь мужеский пол… и сие Будет знамением завета между Мною и вами… и будет завет Мой на плоти вашей в завете вечном» (Быт.17:9–13). Вот смотрите, — сказал Константин, — Бог ни разу не назвал обрезание законом, но заветом. Откажетесь ли вы поэтому от обрезания как от незаконного? Если же соблюдаете завет обрезании как закон, то и завет, данный Ною, должны соблюдать как закон и называть его законом первым, который Бог дал роду человеческому, изгнанному из рая и сохраненному от вод потопа. — Нет, — отвечали иудеи. — Только закон, данный Моисею, есть закон, и его мы исполняем. — Если завет, данный Ною, — сказал Константин, — не закон, а только завет, потому что Бог не назвал его законом, но заветом, то и закон, данный Моисею, не закон, потому что Бог в 11 главе книги пророка Иеремии [ 37 ] не называет его законом, но заветом: «слышите слова завета этого… так говорит Господь, Бог Израилев: проклят человек, который не послушает слов завета этого, который Я заповедал отцам вашим, когда вывел их из земли Египетской» (Иер.11:2–3). Если этот завет есть для вас закон, то и завет, данный Ною, тоже закон. А так как этот закон дан до обрезания, то его вы должны и соблюдать как первый и не слушать других законов, бывших после него, то есть Авраамова и Моисеева. Ведь вы сами сказали, что первый закон есть самый лучший и ему нужно повиноваться. Иудеи уклонились тогда от этого вопроса, стали говорить о другом и сказали: — Кто держался закона Моисеева, тот угодил Богу. Поэтому и мы, соблюдая его, надеемся также быть угодными Богу. Вы же держитесь нового закона, который сами изобрели для себя, а ветхий закон презираете.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

– Но завет не закон, – сказали Иудеи. – Бог не сказал Ною: закон Мой, но завет Мой. Мы же говорим о законе. – Вы соблюдаете обрезание как закон, или нет? – спросил Константин. – Содержим, как закон, – ответили иудеи. – Обрезание же, – продолжал Константин, – Бог также не назвал законом, а только заветом, когда, говорил Аврааму: «ты же соблюди завет Мой, ты и потомки твои после тебя в роды их... обрежется у вас весь мужеский пол... и сие Будет знамением завета между Мною и вами... и будет завет Мой на плоти вашей в завете вечном» ( Быт.17:9–13 ). Вот смотрите, – сказал Константин, – Бог ни разу не назвал обрезание законом, но заветом. Откажитесь ли вы поэтому от обрезания как от незаконного? Если же соблюдаете завет обрезании как закон, то и завет, данный Ною, должны соблюдать как закон и называть его законом первым, который Бог дал роду человеческому, изгнанному из рая и сохраненному от вод потопа. – Нет, – отвечали иудеи. – Только закон, данный Моисею, есть закон, и его мы исполняем. – Если завет, данный Ною, – сказал Константин, – не закон, а только завет, потому что Бог не назвал его законом, но заветом, то и закон, данный Моисею, не закон, потому что Бог в 11 главе книги пророка Иеремии не называет его законом, но заветом: « слышите слова завета сего... так говорит Господь, Бог Израилев: проклят человек, который не послушает слов завета этого, который Я заповедал отцам вашим, когда вывел их из земли Египетской» ( Иер.11:2–4 ). Если этот завет есть для вас закон, то и завет, данный Ною, тоже закон. А так как этот закон дан до обрезания, то его вы должны и соблюдать как первый и не слушать других законов, бывших после него, то есть Авраамова и Моисеева. Ведь вы сами сказали, что первый закон есть самый лучший и ему нужно повиноваться. Иудеи уклонились тогда от этого вопроса, стали говорить о другом и сказали: – Кто держался закона Моисеева, тот угодил Богу. Поэтому и мы, соблюдая его, надеемся также быть угодными Богу. Вы же держитесь нового закона, который сами изобрели для себя, а ветхий закон презираете.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Чем лучшего Он ходатай завета. Возвысив священство Христово по месту, и по священнику, и по жертве, таким же открыто выставляет его и по завету. И хотя прежде сказал, что Ветхий Завет был немощен и не полезен, по причине младенчества слушателей, но он скоро прекратил об этом речь. Теперь он долго задерживается на рассуждении об этом, и показывает, что Новый Завет лучше того, то есть Евангелие, ходатай и дарователь его есть Христос; ибо Сам Он сделался для нас служителем Евангелия, приняв образ раба, как Моисей есть посредник закона. Который утвержден на лучших обетованиях. Предлагает то, что особенно ободряло верующих из иудеев, именно, что обетования нашего завета — лучшие обетования. Ибо не блага земные, и не блага в потомстве и не многочадие, но Царство Небесное обещано соблюдающим Евангелие. Итак, не будьте малодушны: обетования Евангелия лучше; неразумно унывать тем, кто имеет лучшее. Ибо, если бы первый завет был без недостатка, то не было бы нужды искать места другому. Замечай порядок. Сказал, что завет Христов лучше Ветхого. А откуда это видно? Из того, говорит, что утвержден на лучших обетованиях. Ведь, если обетования и воздаяния лучше, то совершенно ясно, что и завет лучше, и заповеди божественнее. Откуда же видно, что обетования лучше? Из того, говорит, что тот был отменен, а этот был введен вместо него. Ибо Новый Завет потому имеет превосходство, что он лучше и совершенное. Если бы первый завет был без недостатка, то есть если бы он делал людей непорочными, то не был бы введен второй завет. Как мы обыкновенно говорим: дом не без недостатков, вместо того, чтобы сказать: он приходит в упадок, ветшает; так и о Ветхом Завете сказал, что он не был без недостатка, не как дурной, но как не имевший силы сделать людей лучшими, как данный младенцам. Но пророк, укоряя их, говорит. Не сказал: укоряя его, то есть завет, но укоряя их, то есть иудеев, которые не могли совершенствоваться чрез заповеди закона. Бот, наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

31, 32). Спрошу иудея, спрошу немощного брата: кто дал новый завет? Конечно, всякий скажет, что Христос. Итак, Он и ветхий (дал), - потому что сказавши, что " заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил " , (тем) показал, что Он завещал и тот; итак, обоих заветов один Законодатель. А когда, скажи мне, Он завещал ветхий? " В тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской " . Смотри, как Он показал и легкость исхода, и Свою нежную любовь, н безопасность тогдашнего изведения, и что все египетские чудеса совершал Он. Тем, что Он сказал: " когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской " , обозначил все чудеса, - потому что тот исход был по необычайным знамениям. И " тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь " . Итак, отсюда очевидно, что один Законодатель ветхого и нового завета. Здесь, если кто тщательно вникнет в сказанное, - увидит, что оно полно немалого затруднения, - потому что, говоря о причине, по которой Он намерен давать другой завет, назвал его новым, то есть, необычным: " Я заключу " , - говорит, - " новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь " . И потому, нужно было, чтобы они были наказаны, понесли крайнее возмездие и подверглись тяжкому мщению, - за то, что, вкусив столько чудес и получив закон, они нисколько не сделались лучшими. Но Он не требует от них возмездия, но обещает даже больше прежнего. Итак, сегодня следовало бы присоединить решение и этого затруднения; но так как у нас слово стремится к другому, и мы желаем воспитывать вас так, чтобы не всё от нас учиться, но находить и самим кое-что, -оставляю это для вас, - ищите и найдите. Если увидим, что искали, но не нашли, - тогда и сами протянем руку; а чтобы нахождение сделалось для вас легче, я уже скажу вам наперёд апостольские места, в которых особенно можно найти сокровище и решение этого затруднения, - именно, он (апостол) рассмотрел этот предмет и разрешил в посланиях к Римлянам, Галатам и Евреям.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1647...

По св. Афанасию Великому , Слово стало плотью, чтобы неизменным духом своим обновить дух человеческий. Указание на это святитель находит в пророчестве Иезекииля. «Когда же возвещается явление Слова во плоти, тогда какой надобно разуметь созидающий дух, кроме возсозидаемого и обновляемого духа человеческого? Ибо сие обетовал Бог, говоря чрез Иезекииля: и дам вам сердце ново, и дух нов дам вам, и отъиму сердце каменное от плоти вашея, и дам вам сердце плотяно и Дух Мой дам в вас ( Иез. 36:36 ). Но когда это исполнилось, – не тогда ли, как пришедший Господь обновил всё благодатию?» т. III, К Серапиону, еп. Тмуйсскому, посл. 1, п. 9]. Духом Божиим в новом завете обновляется дух человеческий. Завету новому предстоит еще только быть, о чем возвестил иудеям Иеремия. Но еще ранее иудеи знали о завете вечном. И ветхий завет, и новый – всё это разные ступени одного вечного завета, которым вечный Бог, Эль Олам, обручил Себе Свое создание, Свою тварь, людей и Свой народ. Люди нарушали и нарушают этот завет, а вечный Бог неизменен в Своей милости и Своем завете. Скорбит пророк Исаия, видя измену народа своего союзу, завету с Богом: Сетует, уныла земля; поникла, уныла вселенная; поникли возвышавшиеся над народом земли. 108 И земля осквернена под живущими на ней; ибо они преступили законы, изменили устав, нарушили вечный завет ( Ис. 24:4–5 ). Нарушили вечный завет – вот в чем грех Израиля. Но тот же пророк взывает к согрешившим и на время отвергнутым: Жаждущие! идите все к водам... Приклоните ухо ваше, и придите ко мне; п ослушайте, и жива будет душа ваша; и дам вам завет вечный, неизменные милости, обещанные Давиду ( Ис. 55, 1.3 ). Равви Радак объясняет, что неизменные милости, обещанные Давиду, означают Мессию, поскольку имя Давид используется для Него, и написано, что Раб Мой Давид будет князем у них вечно ( Иез. 37:25 ) с. 167]. Сын Давидов пришел и зовет: Кто жаждет, иди ко Мне и пей! ( Ин. 7:37 ). Ветхий завет народ нарушил, не исполнил, не смог исполнить. Но чтобы не нарушился завет вечный, Бог заключает и уже иной завет через Мессию.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

И не будет учить каждый ближнего своего и каждый брата своего, говоря: познай Господа; потому что все, от малого до большого, будут знать Меня (Иер. 31:24). Научением называет здесь наставление, сопровождающееся трудом. Ибо вот, мы видим, что нам нужно очень много слов для здравомыслящих, чтобы убедить их веровать во Христа. Так как закон иудейский содержался в одном углу вселенной, то немногие знали его: глас же апостолов распространился по всей земле (Пс. 18:5). И кроме того, так как Бог жил на земле во плоти, и так как Он обожествил нашу природу чрез восприятие, то Он и возжег в душах всех свет истинного Богопознания, и благодатью была как бы вложена в человеческую природу некоторая способность к истинному познанию Бога. Потому что Я буду милостив к неправдам их, и грехов их и беззаконий их не воспомяну более (Иер. 31:34). Омывая нас чрез крещение от нечистоты прежних грехов, Он уже более не воспоминает о них, как прежде смытых. Говоря «новый», показал ветхость первого. Изъясняет пророческое выражение, и говорит, что то самое, что он назвал этот завет совершенно новым, служит указанием, что первый, наконец, оказывается ветхим. А ветшающее и стареющее близко к уничтожению. Получив уверенность от пророка, касается, наконец, закона, показывая, что ныне процветает наш завет. Таким образом, из пророческого выражения он взял имя ветхого, от себя присоединил имя обветшалости, и далее с необходимостью сделал вывод, что уничтожение неизбежно для закона, как бы так говоря: не случайно Новый Завет упразднил Ветхий, но вследствие ветхости, устарелости его, то есть в силу того, что он Ветхий, т.е. «немощен и неполезен», как и в другом месте говорит: закон, ослабленный плотию, был бессилен (Рим. 8:3). ГЛАВА ДЕВЯТАЯ И первый завет имел постановление о Богослужении. Доказав со стороны священника, священства и завета, что первый завет должен был окончиться, апостол теперь доказывает это и со стороны самого устройства скинии. Было в ней три отделения; одно — внешнее, предназначенное для всех вообще и иудеев и эллинов; далее следовала завеса за которую входили священники, совершая ежедневно службы. Это отделение называлось святым: эти отделения были образом Ветхого Завета, ибо там все совершалось с жертвоприношениями. Святое же Святых было образом нашего таинства. Ибо, говорит, первый, то есть Ветхий Завет, имел постановление, то есть символы, или законоположения, но имел в то время, ныне же не имеет, ибо прекратился.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Или другое правило Хаммурапи: «Если человек украл либо вола, либо овцу, либо осла, либо свинью, либо же лодку, то, если это принадлежит богу или дворцу, он должен заплатить в тридцатикратном размере, а если это принадлежит крестьянину, он должен возместить в десятикратном размере. Если вор не имеет чем платить, он должен быть убит». Чего требует в подобном случае Ветхий Завет? «Укравший должен заплатить; а если нечем, то пусть продадут его для уплаты за украденное им; если он пойман будет и украденное найдется у него в руках живым, вол ли то, или осел, или овца, пусть заплатит за них вдвое» ( Исх 22:3–4 ). Разница, как видим, огромна. Библейские принципы современного права Впрочем, дело даже не в том, что Ветхий Завет оказывается во многих случаях принципиально мягче, чем кодекс Хаммурапи и другие своды законов того времени. Важнее всего то, что он выдвигает некоторые общие принципы правового общества, которые сегодня кажутся нам самоочевидными, но для того времени они были революционными. И хотя мы привыкли смотреть на Ветхий Завет свысока, считая, что христианское правосознание намного его превосходит, но если вглядеться повнимательнее, мы увидим, что только сейчас становятся общепринятой нормой идеи правового государства, уже заложенные в Ветхом Завете. Во-первых, Ветхий Завет провозглашает равенство людей перед законом, делая исключение только для иноплеменных рабов. А средневековые кодексы христианских государств содержат всевозможные градации: за убийство дворянина одно наказание, за убийство крестьянина – другое. Даже статус преступника влиял на тяжесть наказания: за что простого человека казнили, за то знатному назначали денежный штраф. Такого Моисеев Закон не знает. К каким последствиям это приводило, можно увидеть на одном описанном в Библии примере. Израильскому царю Ахаву понравился виноградник его подданного, Навуфея, но тот отказался продавать «наследство отцов своих». Заметим, не отдавать даром, а продать по хорошей цене! Ахав так и не смог заставить Навуфея добровольно пойти на сделку. Против строптивца было сфабриковано обвинение, и он был казнен, но это преступление Ахава настолько прогневило Господа, что пророк Илия передал царю:

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Desnick...

Александр 13 августа 2012, 09:56 " В ответ на упорное нежелание фараона слушать повеления Господни... " " Господь ожесточил сердце фараона " (Исх. 11: 10) " ...Аарон, брат твой, будет говорить фараону, чтобы он отпустил сынов Израилевых из земли своей. Но Я ожесточу сердце фараоново... " (Исх. 7:2-3) Василий Правдолюбов 12 августа 2012, 23:06 Дорогой отец диакон Павел, к твоему толковому пересказу Книг Бытия и Исхода следует добавить, что Ветхий Завет для нас полезен, как прообраз Нового Завета, на что указывал и Моисей перед смертью: " Пророка такого как я пошлет Вам Бог, его послушайте " Так что Моисей - прообраз Христа Египетское рабство прообраз ада, Освобождение из египетского рабства - Пасха=Воскресение Христово и освобождение от ада. А без этого Ветхий Завет будет нам в лучшем случае непонятен, а то и соблазнителен, особенно те места. где сам Моисей приказывает изрубить часть народа мечами, а другие народы уничтожить полностью. Без осознание того, что Ветхий Завет есть подготовка к пришествию в мир Господа нашего Иисуса Христа и спасения человечества от вечной погибели, он (Ветхий Завет) превращается в историю маленького народа, который боролся за свою независимость, но был порабощаем другими народами, наконец рассеян по лицу всей земли. Роман 10 августа 2012, 12:55 В ответ на упорное нежелание фараона слушать повеления Господни на землю приходят казни египетские. Вода делается кровью, люди и скот страдают от нашествия полчищ насекомых и разной живности, от разбушевавшейся стихии, не видят света солнечного. ----------------------------------------------- Что значит нежелание слушать повеления? Сам же Господь сделал так, чтобы он (фараон) не слушал. «И сказал Господь Моисею: когда пойдешь и возвратишься в Египет, смотри, все чудеса, которые Я поручил тебе, сделай перед лицем фараона. А Я ожесточу сердце его, и он не отпустит народа». (Исх. 4. 21) " И сказал Господь Моисею: войди к фараону, ибо Я отягчил сердце его, чтобы явить между ними сии знамения Мои. И чтобы ты рассказывал сыну твоему и сыну сына твоего о том, что Я сделал в Египте, и о знамениях Моих, которые Я показал в нем, и чтобы вы знали о том, что Я Господь ”. (Исх. 10. 1— 2)

http://pravoslavie.ru/55387.html

  Глава 4.   ВЕТХОЗАВЕТНЫЕ ЗАПОВЕДИ Существуют три вида Божиих заповедей: древнейшие заповеди, Ветхий Завет и Новый (последний) Завет.   Древнейшие заповеди не были записаны. Закон Божий был запечатлен в сердцах людских и в совести их, как говорит апостол Павел о язычниках: Когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их (Рим. 2, 14–15). Этот древнейший неписаный закон был общим для всего потомства Адамова. Со времен праотцов он переносился из уст в уста, из поколения в поколение и сохранился через столетия как Священное Предание. Однако непрестанными усилиями сатаны и из-за испорченности людей этот естественный Закон почти исчез из человеческих сердец. Поэтому Господь Бог через Моисея, за пятнадцать веков до Христа, дал людям Закон, записанный на скрижалях. Этот писаный Закон называется Ветхий Завет. Ни один из этих двух Законов (неписанный и Ветхий) не смог спасти род людской от трех главных зол: от сатаны, от греха и от смерти. Эти Законы были лишь подготовительными, подводящими людей к последнему Закону Божьему, называемому Новым Заветом. Этот Новый Божий Закон дан людям через Господа нашего Иисуса Христа.   Что такое Ветхий Завет? – Это Божий Закон, который Бог дал через Моисея на горе Синай и который был записан на двух каменных скрижалях и состоял из десяти заповедей.   Как звучат Десять заповедей? – Они звучат так: 1. Я Господь, Бог твой… Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. 2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что€ на небе вверху, и что€ на земле внизу, и что€ в воде ниже земли. 3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно. 4. Шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему. 5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле. 6. Не убивай. 7. Не прелюбодействуй.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010