Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КЛАВДИЙ, НИКОСТРАТ, СЕМПРОНИАН, КАСТОРИЙ И СИМПЛИЦИЙ КЛАВДИЙ, НИКОСТРАТ, СЕМПРОНИАН (Симпрониан, Симфориан), КАСТОРИЙ (Кастор) И СИМПЛИЦИЙ [лат. Claudius, Nicostratus, Sempronianus, Castorius et Simplicius] (нач. IV в.), мученики (пам. зап. 8 нояб.). В лат. традиции мученики известны под общим эпитетом «четверо увенчанных (коронованных)» (Quattuor Coronami), который встречается в источниках с V-VI вв. И. Делеэ вслед за Дж. Б. Де Росси связывал эпитет с представлением о венцах (триумфальных венках), которые мученики получали в награду от Бога. В раннехрист. лит-ре о мучениках говорилось как о тех, кто, «соблюдая закон, пострадали за него» и были «увенчаны» ( Herm. Pastor. III 8. 3; см.: ActaSS. Nov. T. 3. P. 749). Высказывалось мнение о происхождении эпитета «четверо увенчанных» от изображения: возможно, в рим. катакомбах существовала фреска, на которой были представлены 4 мученика, принимающие венцы из рук Христа ( Franchi de " Cavalieri. 1912. P. 65; Guyon. 1975. P. 553-554). Житие Лат. Мученичество (BHL, N 1836-1837; CPL, N 2248a) известно в двух основных версиях (А и В). В ранней версии (А) указано имя составителя: Порфирий, цензуал (чиновник, ответственный за сбор податей) и, вероятно, землемер (censualis a gleba actuarius). Мученичество (В) было впервые опубликовано ок. 1480 г. Б. Момбрицио ( Mombritius. 1910), критическое издание текста осуществил в кон. XIX в. В. Ваттенбах. Наиболее представительной считается публикация, подготовленная Делеэ, в которой учтены 15 рукописей VIII-XIV вв. (ActaSS. Nov. T. 3. P. 765-779). Текст ранней версии был издан Делеэ по рукописям Paris. lat. 10861. Fol. 75v - 82v (1-я пол. IX в.; происходит из Юж. Англии, возможно из Кентербери; см.: Brown M. Paris, Bibliothèque Nationale, lat. 10861 and the Scriptorium of Christ Church, Canterbury//Anglo-Saxon England. 1986. Vol. 15. P. 119-137) и Roma. Bibl. Vallicelliana. VIII. Fol. 155-159 (XII в.).

http://pravenc.ru/text/1841225.html

Юго-зап. угол двора был превращен в христ. храм: во 2-й пол. IV в. он был маленькой 3-частной часовней с углублением у вост. стены (для мощей под алтарем?), в 20-30-х гг. V в. перестроен в церковь, а в кон. VI в. к нему добавили апсиду с востока (прямоугольную снаружи и полукруглую изнутри) и баптистерий с запада. Жилые покои виллы использовались и в VI в.; при этом погребения совершали и в церкви, и в оставленных жилых зонах. Все это позволяет предположить наличие здесь с кон. IV в. домашнего мон-ря - для хозяев виллы, их единомышленников и домочадцев. Домашние мон-ри как тип позже исчезли, но их церкви могли сохраняться и тогда, когда вилла уже не использовалась для проживания. Так, в 1980 г. был раскопан Эль-Тесорильо в Пинар-де-ла-Альгайда близ Санлукар-де-Баррамеда (пров. Кадис) - некрополь VII в. на руинах маленькой рим. виллы кон. I в. по Р. Х. 20 погребений там было совершено просто в могилах, в открытых каменных цистах, маленьких оградках из камня или под черепицами; они не упорядочены, но имеют ориентацию «запад-восток»; погребения сопровождают сосуды и бронзовые пряжки (одна из пряжек имеет крестообразную форму). В V в. были превращены в церковь термы поместья Вегас-де-Педраса (пров. Сеговия), причем их использовали до VIII в., а после перерыва, в XII в., заменили 3-апсидной базиликой. Вероятно, с сельской виллой связан самый большой в И. (ок. 15×30 м) раннехрист. храм в Мариальба-де-ла-Рибера (пров. Леон) - мартирий с мощами местных святых (св. Марцелла Леонского и его 12 родственников либо св. Рамиро и 12 вестгот. монахинь). В наст. время гипотеза о 3 фазах строительства основного здания представляется необоснованной, храм датируется кон. IV - 1-й пол. V в. либо кон. VI - нач. VII в. Окончательно храм оставили в VIII в. В комплексы мн. вилл входили мавзолеи. Вилла Сенсельес в Константи (пров. Таррагона), сравнительно скромная в кон. I - нач. II в., была перестроена в кон. III в., а в сер. IV в. еще раз реконструирована владельцем - богатым аристократом, епископом (?), возможно самим имп.

http://pravenc.ru/text/2007788.html

Наиболее характерными для разных регионов Юж. Италии были 3-нефные одноапсидные базилики, большое число которых известно в Апулии, как в раскопках, так и сохранившимися. Напр., такой базиликой является нижний ярус романского собора Сан-Никола-Пеллегрино в Трани, именуемый ц. Санта-Мария (кон. V - VI в.), с широким центральным нефом и криптой Сан-Леучо. Широкие 3-нефные храмы, свидетельствующие о влиянии архитектуры Сев. Африки, характерны также для Сицилии (ц. Сан-Мичели в Салеми, на западе острова, V-VI вв., перестраивалась, в руинах, законсервирована) и Кампании (базилика Санта-Мария-Маджоре в Санта-Мария-Капуа-Ветере, 432; еще 2 боковых нефа добавлены ок. 790, перестроена). Встречаются и 3-нефные 3-апсидные храмы - перестроенная в романскую эпоху ц. Эпископио (официально Санта-Мария-ин-Форо-Клаудио) в Вентароли, к западу от Капуа (V-VI вв.), и др. Среди композиций, связанных с влияниями Вост. Средиземноморья,- купольные базилики. Небольшая ц. Санта-Мария-делла-Кроче в Казаранелло (в черте совр. Казарано, Апулия, cep.VI в.) имеет 3-нефный базиликальный наос, трансепт, прямоугольную апсиду и купольный свод над средокрестием. Церковь Сан-Джованни-ди-Синис в Кабрасе (близ Ористано, Сардиния, сер. VI-VII в.) - грубо сложенная 3-нефная базилика с аркадами на низких столбах и с обширным купольным компартиментом перед апсидой. Вероятно, последняя связана с встречающимися на Сардинии крестообразными купольными храмами - Сант-Антиоко (2-я пол. VI в.) на одноименном острове у юго-западной оконечности Сардинии и Сан-Сатурнино в Кальяри (сер. VI в.; реконструированная руина, в плане - греческий крест с обходом). Церковь Сан-Леучо (кон. IV - нач. V в.), раскопанная в Каноса-ди-Пулья (обл. Апулия),- уникальный для И. образец 4-столпного тетраконха с обходом, аналогичный собору Эчмиадзин в Вагаршапате, Армения (ок. 400). Весьма интересны ранние ротондальные баптистерии Юж. Италии. Полностью сохранившийся баптистерий при ц. Санта-Мария-Маджоре в Ночера-Супериоре близ Салерно, обл. Кампания (2-я пол. VI в.), был построен по образцу ц. Санта-Костанца в Риме: он окружен обходом на 15 спаренных колоннах. Раскопанный в Каноса-ди-Пулья баптистерий Сан-Джованни при одновременно построенной базилике Сан-Сальваторе (514-566) представлял собой ротонду с внутренней кольцевой аркадой, совмещенную с прямоугольными рукавами креста и 2-апсидным нартексом,- соединение тем 2 рим. памятников, Латеранского баптистерия и ц. Санто-Стефано-Ротондо. III.

http://pravenc.ru/text/2033708.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАМПАНОПЕТРА [греч. Καμπανπετρα], раннехристианская базилика, выдающийся памятник кипрской архитектуры. Расположена на юго-вост. окраине Саламина (Констанции), с внутренней стороны городской стены. К. не упоминается в источниках, древнее посвящение неизвестно. Совр. название, по одной версии, происходит от построенных на развалинах К. каменных хижин (καμπνα - хижина, πτρα - камень). По др. версии, оно связано с тем, что необрушившаяся сев. опора центрального входа в атриум напоминала звонницу (καμπνα - колокол). Сохранились стены на высоту до 3 м, пол и часть колонн. Базилика Кампанопетра, Саламин. Кон. V - нач. VI в. Базилика Кампанопетра, Саламин. Кон. V - нач. VI в. Типологические особенности коринфских капителей т. н. феодосианского типа указывают на то, что К. была построена в кон. V - нач. VI в., возможно в связи с подтверждением автокефального статуса Кипрской Православной Церкви при имп. Зиноне , когда архиеп. Анфемий возвел близ Саламина базилику во имя ап. Варнавы. Как отмечает Ж. Ру ( Roux. 1998. P. 235), по описанию в Энкомии ап. Варнаве авторства мон. Александра Кипрского атриум базилики ап. Варнавы весьма схож с атриумом К. (Hagiographica Cypria. 1993. IV 44-46). Судя по находкам монет имп. Константа II , выпущенных после 651 г. ( Roux. 1998. P. 250), К. уцелела после 1-го нападения халифа Муавии на Саламин. Вероятно, она пришла в запустение после его 2-го рейда (653-654), когда большинство жителей Саламина покинули город. Незадолго до разрушения базилики был начат ее ремонт, к-рый так и не смогли завершить. Византийцы посещали базилику и впосл., на что указывают находки монет императоров Константина V Копронима и Василия II Болгаробойцы. В XIII в. на руинах базилики были устроены печи для обжига извести. Последние находки монет относятся к XIV в. Видимо, К. была окончательно заброшена в результате землетрясения. Как и большинство ранневизант. базилик Кипра, К. представляет собой комплекс церковных зданий. Его ядро - 3-нефная базилика (41 ´ 20 м), некогда перекрытая деревянными стропилами, с 3 выраженными снаружи алтарными апсидами. Нефы разделены 2 рядами по 12 колонн и 2 полуколоннами из проконесского мрамора с феодосианскими капителями. Над боковыми нефами находились хоры. В центральной апсиде устроен высокий 6-ступенчатый синтрон с проходом под ним (как в ц. Св. Ирины в К-поле). В отличие от большинства кипрских базилик в К. нет проходов между апсидами. По центральной оси главного нефа был расположен мраморный амвон. Между ним и синтроном находилась П-образная алтарная преграда, выступавшая в наос до уровня 3-й с востока колонны.

http://pravenc.ru/text/1470145.html

Благодаря археологическим раскопкам, которые проводились во 2-й пол. XIX в. под рук. Дж. Маллули и Де Росси и в кон. XX в. под рук. Ф. Гвидобальди, удалось прояснить раннюю историю ц. Сан-Клементе. В кон. I в. здесь было построено здание (ширина ок. 30 м, длина не менее 60 м), состоявшее из ряда помещений, окружавших прямоугольный в плане открытый двор; планировку верхних этажей определить не удалось. Вероятно, это были складские помещения. С зап. стороны складов, отделенная узким переулком, находилась крупная жилая усадьба, построенная в нач. II в. В кон. II в. или в 1-й пол. III в. двор и часть помещений усадьбы были превращены в митрей (святилище бога Митры). В сер. III в. или немного позднее складские помещения подверглись перестройке: на 2-м этаже был устроен обширный зал, потолок к-рого поддерживали столбы или колонны. Зал мог служить крытым рынком, местом собраний членов торговой или ремесленной коллегии; на верхних этажах здания, очевидно, располагались квартиры для сдачи в аренду ( Junyent. 1932; Krautheimer. 1937; Guidobaldi. 1992). В IV в. здание подверглось реконструкции, возможно в связи с переоборудованием под христ. церковь (Ibid. P. 119-122). Стены зала были использованы при строительстве 3-нефной базилики с открытым фасадом; с вост. стороны возвели нартекс и атриум, с зап. стороны - апсиду , к-рая заняла место усадьбы с митреем (святилище оказалось ниже уровня земли и скорее всего было засыпано; размеры базилики без апсиды - ок. 36×29,5 м). Р. Краутхаймер датировал строительство базилики кон. IV в. ( Krautheimer. 1937. P. 133-136), Э. Жуньен - 1-й пол. VI в. ( Junyent. 1932. P. 142). По мнению Гвидобальди, с к-рым согласно большинство совр. исследователей, базилика была возведена в кон. IV в. (в понтификат Сириция) или в нач. V в. (между 392 и 417 - Guidobaldi. 1992. P. 155-156; White. 1997. P. 227). Во время археологических раскопок были обнаружены остатки примыкавших к базилике построек - баптистерия, консигнатория (помещение, в котором совершалась конфирмация) и секретария (помещение для подготовки духовенства к богослужению) ( Guidobaldi. 1997).

http://pravenc.ru/text/1841337.html

В 20-х гг. XX в., после установления в Грузии советской власти, в действовавших мон-рях Г. (лавре и Натлисмцемели) жизнь замерла окончательно; в соответствии с новым адм. делением граница между Грузией и Азербайджаном пролегла через мон-ри Удабно и Чичхитури, а Бертубани отошел Азербайджану. С кон. 40-х гг. XX в. на территории комплекса был размещен военный полигон, в результате чего пострадали или были полностью разрушены высеченные в скале церкви, молельни, уникальные фрески и памятники эпиграфики. В 90-х гг. XX в. в лавре св. Давида и Натлисмцемели было возобновлено монастырское служение. Литературная школа вероятно, возникла в Г. на начальном этапе существования мон-ря, время окончательного ее формирования приходится на XVII-XVIII вв., когда Г. стал одним из ведущих центров груз. церковной письменности. Лит. творчество в мон-ре развивалось в неск. направлениях, среди к-рых - агиография, гимнография, догматико-полемическая лит-ра, обработка рукописей и создание б-к. В различное время в Г. творили Димитрий I (1125-1156) и Александр II (1574-1605), Онуфрий Гареджийский (XVII в.), Сулхан-Саба Орбелиани (1658-1725), Виссарион (Орбелишвили-Бараташвили, 1724-1737/38 или 1735), Николоз Черкезишвили (?), Габриэл Сачинашвили (кон. XVII - нач. XVIII в.), Григол Додоркели (кон. XVII - нач. XVIII в.), патриарх Антоний I (1744-1755, 1764-1788), еп. Тимофей (Габашвили, 1764), сщмч. Гавриил (Мцире, 1802), митр. Иона (Гедеванишвили, 1734-1821) и др. Собрание б-к Г. считалось одним из самых ранних и самых богатых монастырских коллекций рукописей и книг в Грузии. Об этом свидетельствует список книг из хранилища Натлисмцемели, включенный в одну из рукописей Новой груз. коллекции горы Синай (N/Sin-50). В нем перечислены рукописи, пожертвованные Г. с кон. VI до нач. X в. Многочисленные рукописи и документы собрания Г. хранятся ныне в фондах древлехранилищ различных стран (большинство в Ин-те рукописей им. К. С. Кекелидзе АН Грузии). Архитектура Г. состоял из мон-рей общежительного типа (лавра св. Давида, Натлисмцемели, Додос Рка, Удабно, Бертубани, Колагири, Мравалцкаро, Пирукугмари); отшельнических обителей, рассчитанных на неск. монахов (Тетри Удабно, Шави Сенакеби, Берта Мта, Чичхитури, Веран Гареджа, Патара Квабеби, Коцахура и др.); комплексов, включавших только церкви и трапезную (Цамебули, Саберееби); известны случаи сосуществования мон-ря и поселения (Диди Квабеби).

http://pravenc.ru/text/161684.html

Базилика Ситт-эр-Рум. VI в. (  ,  ) ( Pe ñ a, Castellana, Fernandez. 1987. P. 151-155; Burns. 1999. P. 142; TIB. Bd. 15. Tlbd. 2. S. 1379-1380), одно из крупнейших позднеантичных поселений в юго-зап. части плато Бариша; вероятно, центр митрокомии. Совр. деревня примыкает к развалинам древнего поселения с запада. В Кауканае помимо ряда частных домов и церквей присутствуют здания богатых хозяев, возможно местных землевладельцев с большими доходами. Одна из вилл (V или нач. VI в.) состоит из 2-этажного здания с внутренним двором, украшенного колоннами и каменной резьбой (вилла известна под условным названием «княжеский дом»). Два мавзолея классической формы, увенчанные крышами в виде пирамид, принадлежали зажиточным местным жителям: 1-й был построен в 384 г., 2-й - в 369 г. и предназначался для христианина Евсевия. Древнейшие христ. надписи на частных домах относятся к 349 и 378 гг. В Кауканае 3 христ. храма: базилика V в. находится в вост. части селения (16,5×11,6 м), 3-нефная VI в.- в зап. части селения и однонефная церковь также VI в.- в центре селения. В 10 м от нее в средние века была построена оборонительная башня. На башне сохранились 3 араб. надписи, одна из к-рых датируется кон. X в. Окрестности селения застроены несколькими небольшими архитектурными комплексами разного назначения: Эд-Дувайр и Калъат-эль-Бурдж к югу от Кауканаи были мон-рями. В них находятся развалины храмов, жилых помещений и маслодавилен. Кафр-Лаб (    ; Капролиавон; греч. Καπρολιαβων) (TIB. Bd. 15. Tlbd. S. 1361), маленькое селение в 1 км к востоку от Басуфана, существовавшее по крайней мере с кон. III в. В нем хорошо сохранилась однонефная базилика VI в. с разнообразными украшениями в виде меандровой ленты по фасадам стен. По единственной найденной здесь сир. надписи 772/3 г. известно, что в селении был мон-рь. Кафр-Лусин (    ; Кфиллусин) (Ibid. S. 1389-1390), совр. маленькое селение в горах Эль-Халака с остатками визант. вилл и, вероятно, мон-ря. Неск. частных домов по надписям датированы 2-й пол. V - сер. VI в. В отдалении от них хорошо сохранилась отдельно стоящая 3-этажная башня высотой 15 м; построена диак. Савватием в 492 или 522 г. Неподалеку есть также небольшая хорошо сохранившаяся однонефная базилика с атриумом с юж. стороны (1-я пол. VI в.). Киркбиза

http://pravenc.ru/text/2563160.html

(  ; Могиза; греч. Μογιζα) ( Iidem. 1987. P. 170-173; Burns. 1999. P. 158-159; TIB. Bd. 15. Tlbd. 2. S. 1095, 1526-1527), одно из крупнейших селений, в 6 км к юго-западу от Сармады. Оно могло претендовать на статус полиса и, вероятно, служило адм. центром всего горного р-на Бариша. Существовало с нач. II в. В средние века превратилось в маленькую мусульм. деревню, к-рая тем не менее известна по крайней мере до 2-й пол. XV в. Центром селения был андрон. Его портал в 129 г. построен на средства Сеттии Секунды. Неподалеку от него находилось 2 храма. Меньший из них (157) был посвящен Тихе селения (Τχη τς κμης) и возведен на средства Миккала, Бениамина Заарура, сына Дометия. Большой храм коринфского ордера построен на рубеже II и III вв. и посвящен Тихе могизцев. Вероятно, посвящение этих храмов отражает постепенный рост влияния Мааза на самосознание местных жителей, к-рые ко времени постройки 2-го храма стали осознавать себя гражданами формировавшегося полиса. После нек-рой стагнации в III в. 2-й период процветания и быстрого развития Мааза относится к ранневизант. эпохе (IV-VI вв.). Среди построек этого времени наиболее значительна церковь в вост. части селения (кон. V - нач. VI в.). Это большая 3-нефная базилика (26,5×22,2 м) с полукруглой выступающей апсидой; сохранились ее алтарная часть, зап. фасад и отдельные участки боковых стен с окнами. Стены базилики изящно декорированы орнаментом в виде меандровой ленты вокруг дверных проемов и окон. Углы постройки оформлены пилястрами, которые на фоне стен визуально выделены каннелюрами. Для украшения использованы сполии, в т. ч. коринфские капители колонн (II-III вв.). Базилика имела отдельный атриум и баптистерий, почти квадратный в плане (5,52×5,25 м). Вторая базилика расположена в зап. части селения; построена в 30-х гг. VI в. Ее облик был несколько скромнее. В Маазе сохранились также развалины 2 средневек. мечетей с араб. надписями XIII-XV вв. В окрестностях Мааза есть остатки 2 малоизученных комплексов построек: Хирбат-эс-Санад и Дайр-Мааза, к-рые, вероятно, в средние века (после VII в.) были мон-рями. Также известен небольшой мон-рь Дайр-Айзарара в 1,5 км к востоку от Мааза, сложившийся, вероятно, во 2-й пол. VI в. Мушаббак

http://pravenc.ru/text/2563160.html

VI в. Во 2-й пол. VI в. территория Новарского еп-ства была захвачена лангобардами, на острове была размещена резиденция лангобардского герцога. В соч. «Происхождение лангобардов» (VII в.) упоминается герц. Мимульф, живший на о-ве св. Иулия или св. Иулиана (разночтения в рукописях - insula sancti Iulii/Iuliani (Origo gentis Langobardorum. 6//MGH. Scr. Lang. P. 5)). В кон. VIII в. Павел Диакон сообщал о том, что Мимульф поднял восстание против кор. Агилульфа и в 591 г. был казнен по обвинению в сотрудничестве с франками ( Paul. Diac. Hist. Langobard. IV 3). В письменных источниках упоминания о крепости встречаются в источниках с X в. В 962 г. остров, на к-ром укрылась Вилла, супруга кор. Беренгария II, после продолжительной осады был захвачен войском герм. кор. Оттона I (c 962 император). Существующая базилика св. Иулия (3-нефный 3-апсидный храм с криптой) построена в кон. XI-XII в. в стиле ломбардской романики. В крипте базилики хранятся мощи Иулия, обретенные во время раскопок 1697 г. В Гоццано была исследована ц. св. Лаврентия, где, по преданию, был похоронен Иулиан ( Pant ò , Pejrani Boricco. 2001. P. 42-48). Были обнаружены фрагменты храма кон. V - нач. VI в., возведенного над почитаемой гробницей, вероятно, принадлежавшей Иулиану. К VII в. относятся богатые лангобардские захоронения. Однако в VIII в. церковь пришла в упадок. Вероятно, при еп. Кадульте (882-891) мощи Иулиана были перенесены в новую церковь в укреплении Гоццано. В 919 г. кор. Италии Беренгарий I разрешил еп. Дагиберту устраивать в Гоццано еженедельную ярмарку, а также празднество в день памяти Иулиана 24 окт. (вероятно, в этот день совершалась память перенесения мощей святого). Поскольку старый храм с гробницей Иулиана был заброшен, в 1141 г. еп. Литифред поручил восстановление церкви группе мирян и освятил ее в честь св. Лаврентия (Le carte del capitolo di Gozzano. 1913. P. 1032-1033). К этому времени относится возведение апсиды - наиболее ранней части существующего здания. Новый храм, построенный в IX-X вв.

http://pravenc.ru/text/1237871.html

Фрагмент стены базилики в местности Айос-Петрос. Кон. V в. Сохранившиеся церковные сооружения ранневизантийского периода находятся внутри городских центров поздней античности или рядом с ними, что свидетельствует об их непрерывном существовании до VI-VII вв. Две базилики были открыты проф. Драндакисом в Кениполе. В местности Айос-Петрос была обнаружена часть сев. стены полуциркульной апсиды с 2-частным окном и наружными радиальными подпорками, оставшаяся от 3-нефной базилики с деревянной крышей. Скульптурный декор базилики позволяет датировать ее кон. V в. (во 2-й пол. VII в. или в VIII в. она, возможно, была реконструирована). Южнее, в местности Монастири, находятся архитектурные фрагменты апсиды небольшой 3-нефной базилики нач. VI в. В апсиде сохранились 3 ступени, высеченные в скальной породе и облицованные мрамором, которые, видимо, принадлежат епископскому трону. Многочисленные фрагменты базилики были использованы при сооружении маленького однонефного храма периода османского владычества, посвященного Успению Пресв. Богородицы. К северо-западу от Кипарисоса, на краю с. Алика, на месте позднего храма ап. Андрея частично раскопана 3-нефная базилика VII-VIII вв. В Йитио на месте древнего акрополя найдена 3-нефная базилика 2-й пол. V в. (или, более вероятно, нач. VI в.) с нартексом, украшенная мозаичными полами. К северо-западу от нее раскопан храм, одна из строительных фаз к-рого относится к нач. VII в. В порту визант. Итила, где в наст. время находится населенный пункт Каравостаси, мраморные архитектурные фрагменты, обнаруженные около поздних разрушенных церквей вмч. Георгия Победоносца и великомучеников Феодора Стратилата и Феодора Тирона, могут свидетельствовать о существовании на этом месте христ. храма. Все раннехрист. церкви находятся на побережье, во внутренних областях археологические следы этой эпохи не установлены, что указывает на особенности распространения христианства в данном регионе. Единственным исключением, возможно, является Палеохора - небольшой населенный пункт между селами Дриало и Брики, где вокруг средневизант. ц. ап. Петра раскопаны архитектурные остатки 3-нефной постройки с широким средним нефом и полукруглой апсидой, к-рая могла быть христ. храмом.

http://pravenc.ru/text/2561832.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010